Научная статья на тему 'Оценка теоретической и физической подготовленности обучающихся общеобразовательных организаций ХМАО-Югры по результатам проведения конкурса "Лучший по предмету физическая культура"'

Оценка теоретической и физической подготовленности обучающихся общеобразовательных организаций ХМАО-Югры по результатам проведения конкурса "Лучший по предмету физическая культура" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
119
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРС / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ УМЕНИЯ / ЗАДАНИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА / УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ "ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА" / CONTEST / STUDENTS / INTELLECTUAL SKILLS / PRACTICAL TASKS / DISCIPLINE "PHYSICAL CULTURE"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Синявский Николай Иванович, Фурсов Алексей Валерьевич, Садыков Руслан Ильтизарович, Синявский Николай Николаевич

В работе представлен анализ теоретических знаний, интеллектуальных умений, способностей, обучающихся общеобразовательных организаций ХМАО-Югры на основе проведения конкурса «Лучший по предмету физическая культура», который позволил выявить проблемы, как содержательного характера, так и проблемы методического характера в преподавании учебного предмета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Синявский Николай Иванович, Фурсов Алексей Валерьевич, Садыков Руслан Ильтизарович, Синявский Николай Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Assessment of theoretical and physical preparedness of students of comprehensive institutions in KHMAO-Yugra based on the contest “The best in physical culture”

The article presents the analysis of theoretical knowledge, intellectual skills and abilities of students of comprehensive institutions in KHMAO-Yugra based on the contest “The best in physical culture”. The analysis allowed defining the problems both of content-related and methodical nature in teaching the discipline.

Текст научной работы на тему «Оценка теоретической и физической подготовленности обучающихся общеобразовательных организаций ХМАО-Югры по результатам проведения конкурса "Лучший по предмету физическая культура"»

http://uchebnikirus.com/pedagogika/osnovi_didaktiki_//chayka_vm/samostiyna_individualna_robota_sa-moosvitnya_diyalnist_studentiv_umovah_ktsonp.htm (accessed 04.02.2019).

9. Brown, Douglas H. (2000), Principles of language learning and teaching, 4th ed., Sun Francisco State University, Addison Wesley Longman, Inc.

Контактная информация: krohka_200986@mail.ru

Статья поступила в редакцию 17.05.2019

УДК 796.011

ОЦЕНКА ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ХМАО-ЮГРЫ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСА «ЛУЧШИЙ ПО ПРЕДМЕТУ

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»

Николай Иванович Синявский, доктор педагогических наук, профессор, Алексей Валерьевич Фурсов, кандидат педагогических наук, доцент, Руслан Ильтизарович Садыков кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Николай Николаевич Синявский, магистрант, Сургутский государственный педагогический университет

Аннотация

В работе представлен анализ теоретических знаний, интеллектуальных умений, способностей, обучающихся общеобразовательных организаций ХМАО-Югры на основе проведения конкурса «Лучший по предмету физическая культура», который позволил выявить проблемы, как содержательного характера, так и проблемы методического характера в преподавании учебного предмета.

Ключевые слова: конкурс, обучающиеся, интеллектуальные умения, задания практического характера, учебный предмет «физическая культура».

ASSESSMENT OF THEORETICAL AND PHYSICAL PREPAREDNESS OF STUDENTS OF COMPREHENSIVE INSTITUTIONS IN KHMAO-YUGRA BASED ON THE CONTEST "THE BEST IN PHYSICAL CULTURE" Nikolay Ivanovich Sinyavskiy, the doctor of pedagogical sciences, professor, Alexey Va-lerievich Fursov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Ruslan Iltizarovich Sadykov, the candidate of pedagogical sciences, senior teacher, Nikolay Nikolaevich Sinyavskiy, the master student, Surgut State Pedagogical University

Annotation

The article presents the analysis of theoretical knowledge, intellectual skills and abilities of students of comprehensive institutions in KHMAO-Yugra based on the contest "The best in physical culture". The analysis allowed defining the problems both of content-related and methodical nature in teaching the discipline.

Keywords: contest, students, intellectual skills, practical tasks, the discipline "Physical culture".

ВВЕДЕНИЕ

В принятой концепции преподавания учебного предмета «Физическая культура» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы отмечается, что в методическом обеспечении учебного предмета недостаточное внимание уделяется: созданию современных, научно обоснованных технологий обучения в области физической культуры и спорта, методикам выявления одаренных детей в области физической культуры.

Конкурсы профессионального мастерства среди обучающихся направлены, прежде всего, на выявление одаренных детей в области физической культуры, а также на объективную оценку теоретических знаний, интеллектуальных умений, способностей,

представлений, демонстрацию навыков и двигательных возможностей [1, 2, 3, 4]. Анализ содержания конкурсов профессионального мастерства по физической культуре показал, что среди основных компонентов особое место занимают упражнения прикладной направленности [5, 6, 7], представляющие практические задания, направленные на всестороннюю оценку уровня развития двигательных способностей обучающихся.

Цель исследования - выявить уровень интеллектуальных умений, теоретических знаний, способностей, представлений, навыков у участников конкурса среди обучающихся общеобразовательных организаций ХМАО-ЮГРЫ «Лучший по предмету физическая культура».

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В конкурсе приняло участие 22 юноши и 22 девушки обучающиеся образовательных учреждений ХМАО-Югры г. Сургута, Сургутского района, Нижневартовского района, г. Покачи, г. Когалыма. Конкурс проводится в два тура.

Первый тур был проведен в заочный форме в виде тестирования по проверке теоретических знаний, на сайте БУ ВО «Сургутский государственный педагогический университет» по адресу: www.surgpu.ru. в разделе олимпиада школьников. Программа первого тура включает тестовые задания, которые содержат 30 вопросов. Максимальное количество баллов, которое может набрать каждый участник - 30 баллов.

Второй тур - очный, проводился на спортивной базе Сургутского государственного педагогического университета. Программа второго тура включало выполнение конкурсных испытаний: тройной прыжок в длину с места (зона приземления от ограничительной линии: юноши - 6,5 м; девушки - 6,0 м); челночный бег 4*9 м; бросок набивного мяча вперёд способом «снизу» (расстояние 6м в квадрат 70*70 см); координационная лестница (участник должен выполнить два задания на координационной лестнице: прыжки на двух ногах и передвижение в упоре лежа за счет рук и ног), прыжки через барьеры (10 барьеров высотой 40 см на расстоянии друг от друга в 50 см; ведение и бросок баскетбольного мяча в кольцо. Максимально возможное количество «зачётных» баллов за практическое испытание - 70 баллов.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Выполнение заданий теоретико-методического тура является эффективным критерием, позволяющим оценить уровень подготовленности школьников и качества усвоения теоретического материала учебной программы по физической культуре. Теоретический этап состоял из выполнения участниками конкурса тестовых заданий в открытой форме и закрытой форме.

Пробелы теоретических знаний и интеллектуальных умений выявлены в разделе «Теория и методика обучения двигательным действиям» где 69% участников дали правильный ответ на «Упражнения «на координацию» целесообразно выполнять в (начале основной части занятия) (рисунок 1). Анализ результатов выполнения тестовых заданий в открытой форме показал, что наиболее проблемными были, вопрос из раздела «Медико-биологические основы физического воспитания и спорта» (рисунок 2).

Так, справиться с заданием, предусматривающем ответ «Составные компоненты ферментных систем, играющие роль катализаторов в обменных процессах, называются витаминами» смогли лишь 20% участников конкурса. Также, из всех участников конкурса «Лучший по предмету Физическая культура» лишь 41% справились с заданием жеста судьи в баскетболе. Тестовые задания в открытой форме предполагают поиск ответа исходя из имеющихся теоретических знаний, а также практического опыта.

Практический тур конкурса среди обучающихся общеобразовательных организаций ХМАО-ЮГРЫ «Лучший по предмету физическая культура». состоял из выполнения участниками комплексного практического задания прикладной направленности. Двигательные

задания конкурса среди обучающихся общеобразовательных организаций ХМАО-ЮГРЫ «Лучший по предмету физическая культура» выполнялись методом переменного упражнения в режиме непрерывной нагрузки.

Антидопингового обеспечения в спорте

Теория и методика обучения двигательным действиям

Общая характеристика ТФВ Медико-биологические основы ФВиС Современные олимпийские игры Античные игры

] 80%

69%

] 88%

83%

73%

89%

0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90% 100%

Рисунок 1 - Анализ выполнения теоретических заданий в закрытой форме

Определения понятия медисон Определения понятия порог раздражения Определения понятия норматив Определение понятия спурт Определение скоростного спуска (даунхилл) Определение витаминов Определение пригород городошном спорте Жест судьи в баскетболе Определение русской лапты Определение вида спорта фрирайд

Ц 54%

Ц 48%

61%

Ц 72%

85%

20%

72%

41%

74%

69%

0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90% Рисунок 2 - Анализ выполнения теоретических заданий в открытой форме

Конкурсные задания практического характера были направленны на проверку координационных (быстрота перестроения и согласования двигательных действий и др.) и кондиционных (силовых, скоростных, скоростно-силовых, выносливости, гибкости) способностей, а также их сочетаний (рисунок 3).

Ведение и бросок мяча в кольцо Прыжки через барьеры Координационная лестница Бросок набивного мяча вперёд способом «снизу» Челночный бег 4 * 9 м Тройной прыжок в длину с места

1 9,1% □ Ж

1 59,1%

36,4% 31,8%

45,5%

1 77,3%

1 22,7% 18,2%

90,9%

86,4%

77,3%

59,1%

0%

20%

40%

60%

100%

Рисунок 3 - Результаты практического тура (% выполнения заданий без штрафного времени)

Анализ выполнения конкурсного испытания тройного прыжка в длину с места (с зоной ограничения приземления) показал, что процент выполнения задания без штрафного времени у юношей составил 59,1%, у девушек соответственно 77,3%. В испытании по проверке координационных способностей «челночный бег 4*9 м» процент выполнения

заданий без штрафного времени у юношей составил 86,4 и у девушек 90,9. Необходимо указать, что высокий процент выполнения этого задания, как у юношей, так и у девушек связан прежде всего с тем, что данное испытание хорошо знакомо им, потому что применятся на уроках физической культуры.

Анализ выполнения теста «броска набивного мяча вперёд способом снизу с расстояние 6 м в квадрат 70*70» показал, что не высокий процент выполнения задания лишь 18,2% юношей справились с данным испытанием без штрафного времени, у девочек соответственно 22,7. В испытании «координационная лестница» с заданием у мальчиков без штрафного времени справились 77,3%, а у девушек лишь 45,5%. Прежде всего, хотелось отметить не высокий процент выполнения задания у девушек, потому что им трудно справиться в передвижение в упоре лежа за счет рук и ног, где необходимо было продемонстрировать силовые способности.

В проверке скоростно-силовых способностей с испытанием «прыжки через барьеры» процент выполнения заданий без штрафного времени у юношей составил 31,8%, а у девушек 36,4%. Как правило, обучение двигательным действиям, а также развитие кондиционных физических качеств проходят в относительно стандартных учебных заданиях. Поэтому новые двигательными действиями и умения не сформированы, которые в дальнейшем можно применять в различных по сложности условиях и повседневной жизнедеятельности.

Испытание «ведение и бросок мяча в кольцо» осуществлялось по правилам баскетбола. Ведение дальней рукой от конуса, а бросок в движении выполняется в соответствии с техникой этого приёма. В данном испытании процент выполнения задания без штрафного времени у юношей составил 59,1%, а у девушек лишь 9,1%. Необходимо отметить, что навык, примененный в реальных условиях жизни, будет таким же результативным и надежным, каким он был в учебном задании, если его совершенствовать процессе уроков в разнообразной обстановке. Тогда обучающиеся смогут применять умения и навыки в практической деятельности и повседневной жизни.

ВЫВОД

Конкурс профессионального мастерства среди обучающихся общеобразовательных организаций ХМАО-ЮГРЫ «Лучший по предмету физическая культура», позволил выявить проблемы, как содержательного характера, так и проблемы методического характера в преподавании учебного предмета. Проблема содержательного характера заключается в том что, дидактическая модель обучения и педагогические средства не переориентированы на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщённых способов деятельности. Проблемы методического характера в преподавании учебного предмета «физическая культура» заключается том, что формирование двигательного опыта должно осуществлять посредством овладения новыми двигательными действиями и умений применять их в различных по сложности условиях.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бойко, В.Н. Анализ результатов муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по физической культуре / В.Н. Бойко // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 4 (146). - С. 33-38.

2. Пушкарева, Л.Г. Всероссийская олимпиада школьников по предмету физическая культура» / Л.Г. Пушкарева, В.И. Михалев // Физкультурное образование Сибири. - 2017. - Т. 37. -№ 1. - С. 20-25.

3. Райзих, А.А., Современные подходы в организации всероссийской олимпиады школьников по предмету «физическая культура» / А.А. Райзих, С.С. Максимова, А.Е. Алабужев // Теория и практика физической культуры. - 2018. - № 12. - С. 23-25.

4. Кравец, В.В., Подготовка учащихся к Всероссийской олимпиаде школьников по предмету «Физическая культура» / В.В. Кравец, Л. Д. Хода // Теория и практика физической культуры.

- 2015. - № 6. - С. 54.

5. Анализ качества теоретико-методической подготовки школьников ХМАО-ЮГРЫ к участию в региональном этапе Всероссийской олимпиады по предмету «физическая культура» / Н.И. Синявский, Л.Г. Пащенко, С.А. Давыдова, А.В. Младенцев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 6 (160). - С. 244-249.

6. Чесноков, Н.Н. Исследование качества заданий практического тура олимпиады по предмету «физическая культура» / Н.Н. Чесноков, А.И. Замогильнов, Д.А. Володькин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 6 (124). - С. 196-206.

7. Фирсин, С.А. Проект «ГТО-НИКА» в физическом воспитании детей и молодежи / С.А. Фирсин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 2 (132). - С. 194-197.

REFERENCES

1. Boyko, V.N. (2017), "Analysis of the results of municipal stage of students' All-Russian Olympiad on physical culture", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 4 (146), pp. 33-38.

2. Pushkareva, L.G. and Mikhailov, V.I. (2017), "Students' All-Russian Olympiad on physical culture", Physical education of Siberia, Vol. 37. No. 1, pp. 20-25.

3. Rayzih, A.A., Maksimova, S.S. and Alabuzhev, A.E. (2018), "Modern approaches in organization of students' All-Russian Olympiad on physical culture", Theory and Practice of Physical Culture, No. 12, pp. 23-25.

4. Kravets, V. V. and Hoda, L.D. (2015), "Students preparation for All-Russian Olympiad on physical culture", Theory and Practice of Physical Culture, No. 6. pp. 54.

5. Sinyavskiy, N.I., Pashchenko, L.G., Davydova, S.A. and Mladentsev, A.V. (2018), "Quality analysis of theoretical and methodical preparation of students in KHMAO-Yugra for participation in the regional stage of All-Russian Olympiad on "Physical culture", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 6 (160), pp. 244-249.

6. Chesnokov, N.N., Zamogilnov, A.I. and Volodkin, D.A. (2015), "Investigation in quality of the tasks of practical stage of Olympiad on "Physical culture", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 6 (124), pp. 196-206.

7. Firsin, S.A. (2016), "Project "GTO-NIKA" in physical training of children and youth", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 2 (132), pp. 194-197.

Контактная информация: fursovav@bk.ru

Статья поступила в редакцию 24.04.2019

УДК 796.011.3

ИССЛЕДОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ОСНОВНОЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ ХАБАРОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ЭКОНОМИКИ И ПРАВА

Алена Владимировна Скляренко, кандидат педагогических наук, доцент, Хабаровский государственный университет экономики и права, Оксана Анатольевна Немова, кандидат педагогических наук, преподаватель, Владимир Юрьевич Деревцов, руководитель физического воспитания, Хабаровский промышленно-экономический техникум

Аннотация

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В статье приводятся данные исследования физического развития и функциональных возможностей студентов Хабаровского государственного университета экономики и права. В исследовании приняли участие 248 студентов первого курса в 2017-2018 учебном году. Сравнение осуществлялось с помощью унифицированных методик на кафедре Физического воспитания и спорта Хабаровского государственного университета экономики и права. Сопоставлены данные физического развития и функциональных возможностей юношей и девушек основной и специальной медицинской группы с антропометрическими стандартами физического развития. Результаты исследования выявили снижение средней величины жизненной емкости легких от нормы и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.