Педагогика
УДК: 796.01
кандидат педагогических наук, доцент Кудашова Людмила Тимофеевна
Санкт-Петербургский государственный экономический университет (г. Санкт-Петербург); кандидат педагогических наук, доцент Венгерова Наталья Николаевна Санкт-Петербургский государственный экономический университет (г. Санкт-Петербург); методист Колпинского района Санкт-Петербурга по спортивно-массовой работе, учитель Кабанова Лариса Владимировна ГБОУ СОШ №461 (г. Санкт-Петербург);
методист ЦПКС ИМЦ Колпинского района Санкт-Петербурга по физической культуре, учитель Ефимова Светлана Валентиновна
ГБОУ гимназии №402 (г. Санкт-Петербург)
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОВЕДЕНИЯ РАЙОННЫХ И
РЕГИОНАЛЬНЫХ ЭТАПОВ ОЛИМПИАДЫ ПО ПРЕДМЕТУ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
Аннотация. Представлен анализ исследований по вопросам организации и проведения различных этапов олимпиады по предмету «Физическая культура». Выявлены положительные и отрицательные организационно-методические аспекты при проведения различных этапов олимпиады по предмету «Физическая культура».
Ключевые слова: предмет «Физическая культура» в школе, этапы олимпиады по предмету «Физическая культура».
Annotation. The analysis of researches on the organization and carrying out of various stages of the Olympiad in the subject "Physical Culture" is presented. Positive and negative organizational and methodological aspects were revealed at various stages of the Olympiad in the subject "Physical Culture".
Keywords: subject "Physical Culture" in school, stages of the Olympiad in the subject "Physical Culture".
Введение. В общеобразовательной школе физическая культура является базовой областью образования. С ее помощью решаются важнейшие задачи подготовки детей к самостоятельной жизни, воспитания их нравственно и физически здоровыми. Физическая культура способствует формированию у школьников осознанной потребности в поддержании здоровья как залога будущего благополучия и успешности в жизни.
Средством достижения этих задач является овладение школьниками основ физической культуры. Уроки физической культуры в школе в своей совокупности обеспечивают приобретение минимума теоретических знаний и двигательных навыков, которые предусмотрены программой. Мы говорим про минимум, так как в ряде исследований специалистов показано, что обычные уроки по физической культуре мало содействуют физическому развитию ребенка в школе как из-за низкого уровня подготовленности школьников и их состояния здоровья [4], когда учителю приходится снижать планку требований; так и недостатка отведенного времени, так как школьная программа подразумевает изучение в один учебный год материала по пяти-шести видам спорта. Количество учебных часов, выделеннных на изучение физической культуры, вляется недостаточным для приобретения школьниками глубоких теоретических знаний, двигательных умений и тем более навыков [6].
Проверкой и выявлением одаренных учеников, в том числе и по предмету «Физическая культура», являются этапы олимпиад по предметам, которые проводятся по материалу общеобразовательных программ, реализуемых на ступенях основного общего и среднего (полного) общего образования. В соответствии с Порядком проведения Всероссийской олимпиады школьников, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. № 1252, олимпиада включает в себя четыре этапа: школьный, муниципальный (районный), региональный и заключительный [11].
Основными целями и задачами олимпиады по предмету «Физическая культура» являются [13]: выявление и развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности; пропаганда научных знаний; совершенствование физических возможностей людей; совершенствование системы физических упражнений и форм занятий физическими упражнениями; активное вовлечение школьников в процесс совершенствования собственной физической природы; использование соревновательных отношений и самостоятельных занятий физическими упражнениями как средств и методов организации свободного времени и культурного досуга.
Ежегодную Всероссийскую олимпиаду школьников по физической культуре Чесноков Н.Н. [14] считает «крупномасштабным событием, в котором принимают участие наиболее разносторонне развитые как физически, так и интеллектуально учащиеся средней школы, подающие определенные государственные надежды в эффективной собственной реализации в будущем в различных областях знаний». Данную олимпиаду школьников автор называет одной из инновационных форм физического воспитания детей и подростков.
Несмотря на активное продвижение олимпиады по предмету «Физическая культура», на деле не все обстоит так гладко и хотелось бы отметить ряд недостатков организационно-методического плана.
Формулировка цели статьи. Целью статьи является научно-методический анализ результатов исследований ряда авторов, выявления положительных и отрицательных организационно-методических аспектов проведения олимпиады по предмету «Физическая культура» на различных этапах, разработки предложений по устранению этих недостатков и усовершенствованию.
Изложение основного материала статьи. Существуют различные точки зрения специалистов: одни указывают положительную роль олимпиады по предмету «Физическая культура» в школе на различных этапах ее проведения [13, 14, 15], другие раскрывают ряд недостатков организационно-методического плана.
Олимпиада школьников по предмету «Физическая культура» на каждом этапе проводится в два тура: теоретико-методический тур и практический тур. Эксперты [5], рассматривая содержательную часть теоретико-методического тура заключительного этапа олимпиады по физической культуре, отмечают, что школьникам приходится отвечать на вопросы, в которых они мало что понимают, так как материал представлен из вузовских учебников, где предметы анатомия, физиология, биохимия, биомеханика, педагогика и др. дисциплины преподаются в тесной взаимосвязи. Нарекания высказаны к формулировке
самих вопросов и возникающих сложностях у жюри при оценивании правильности ответов на такие вопросы. Специалисты отмечают, что доля правильно выполненных заданий теоретико-методических туров на районных, региональных уровнях не превышает 50% [3, 12].
В практическом туре представлены несколько видов спорта, с которыми участник олимпиады должен легко справляться. Причем эти виды спорта меняются от этапа к этапу (футбол, баскетбол, лёгкая атлетика, гимнастика и др.). Бойко В.Н. [3] выявлена отрицательная динамика результатов конкурсного испытания по лёгкой атлетике, что свидетельствует, по его мнению, о снижении уровня развития ряда физических качеств у учащихся старшего школьного возраста.
По мнению Н.И. Гладильщиковой [5], «победителем Всероссийской олимпиады по физкультуре должен стать, по сути, человек Возрождения - всесторонне развитый как интеллектуально, так и физически. Между тем, ясно, что подготовиться к теоретическому туру может любой троечник. К тому же, вызывает сомнение адекватность проверки такой олимпиады: так называемую "теорию" объективно оценить невозможно, а "практику" - тем более. Ведь это и не спорт, где так важен состязательный момент, и не физкультура, где нет соревнований». У автора резонно возникает вопрос: «почему это называется Всероссийской олимпиадой по школьной физкультуре?».
Трудно себе представить, что в школе возможно подготовить высококлассного спортсмена по нескольким видам спорта одновременно только за счет уроков физкультуры и спортивно-массовой работы. Это заслуга не учителей физической культуры, зоной ответственности которых является образовательная и проектная деятельность, а тренеров, где эти школьники осваивают тот или иной вид спорта за многолетний цикл, тренируясь не менее пяти раз в неделю в спортивных школах.
От идеи подготовки разностороннего спортсмена, по мере роста спортивных результатов и под влиянием профессионального спорта, специалисты еще в начале XX века перешли к дифференцированным системам подготовки спортсменов в различных видах спорта [9]. Особенно это касается такого сложно-координационного в техническом плане и трудоемкого в плане методики обучения вида спорта как гимнастика, упражнения которой представлены на каждом этапе олимпиады по предмету «Физическая культура».
Средства гимнастики многогранны и являются наиболее эффективными в физическом воспитании школьников. В школьной программе представлена основная гимнастика, где применяются общеразвивающие упражнения, несложные вольные упражнения, прикладные, подвижные игры и прыжки. В качестве вспомогательных упражнений используются простейшие упражнения на снарядах, несложные акробатические упражнения и упражнения художественной гимнастики, которые включают в уроки основной гимнастики. П.К. Петров [10] считает, что «урок физической культуры с гимнастической направленностью является основной формой занятий и называет его одним из ведущих критериев, отражающих уровень профессионально-педагогической подготовленности специалистов физического воспитания для средних общеобразовательных школ».
Рассматривая в историческом плане содержательную часть практических туров на разных этапах олимпиады, мы видим, что с появления первых олимпиад по физической культуре (с 2000 г.) и до недавнего времени (2015 г.) в разделе «гимнастика» предлагались задания не только с использованием упражнений акробатики, но и упражнения на гимнастических снарядах. Такие требования к практическим турам олимпиады ставят в неравные условия многих учителей школ. Нами уже отмечалось [7], что в большинстве школ отсутствуют условия для работы со снарядовой гимнастикой и за прошедшие годы это положение не улучшилось. Учителей, специализирующихся по гимнастике, в школе работает незначительный процент (до 10%). Кроме того, при подготовке специалистов по физической культуре в вузах сегодня на дисциплину «Гимнастика» (общий курс) выделяется небольшое количество часов, в то время как ранее дисциплина преподавалась на протяжении всего периода обучения в вузе.
Вышеперечисленные факторы и приводят к возникновению трудностей у учителей при преподавании гимнастики в школе: отсутствие гимнастических снарядов в образовательных учреждениях, малое количество часов по программе на изучение гимнастики; незнание терминологии, техники и методики разучивания различных упражнений, способов страховки и т.д.
С целью повышения профессиональных компетенций по разделу «гимнастика» в ряде городов даже пошли по пути создания курсов повышения квалификации учителей по методике подготовки школьников к участию в Олимпиаде по предмету «Физическая культура» (гимнастика).
Подтверждение, что гимнастика является сложным видом для участников олимпиад по предмету «Физическая культура» мы находим в исследованиях ряда авторов. По данным Н.Н. Чеснокова с соавт. [15] менее трети всех респондентов-участников олимпиады (28,6%) считают, что они полностью готовы продемонстрировать свои способности и практические навыки в выполнении олимпиадных заданий по данному предмету. Снижение уровня технической подготовленности по гимнастике у школьников, участвующих в региональных турах олимпиады по предмету «Физическая культура» в г. Санкт-Петербург за последние годы отмечает Ф.А. Аллахвердиев [1]. Анализируя содержательную сторону выступлений по гимнастике практического тура олимпиады по предмету «Физическая культура» на региональном уровне в Санкт-Петербурге, автор выявил, что у большинства выступающих отсутствует «гимнастическая школа движений», и, как следствие, искажена техника выполняемых упражнений, что приводит к снижению оценок жюри (судей) и порой приводит даже к травмам участников; на региональный этап попадают как сильные, так и явно слабые в гимнастике участники. Поэтому автор предлагает дополнительно установить высокую планку отборочных испытаний по виду, что приведет к повышению уровня технической подготовленности участников.
Большие нарекания у экспертов, учителей и самих участников олимпиад вызывают сроки ознакомления и подготовки к районным и региональным этапам олимпиады по предмету «Физическая культура». Комплект материалов олимпиадных заданий рекомендуется передать в оргкомитет соответствующего этапа не позднее, чем за 7 дней до начала испытаний. А до этого ориентирами для подготовки могут служить практические задания региональных и заключительных этапов всероссийской олимпиады школьников по физической культуре прошлых лет. В реалиях, участники районного, регионального этапа задания получают за 4-2 дня до начала испытаний и узнают те виды спорта, по которым будет проходить олимпиада по физической культуре, естественно участники не успевают полноценно подготовиться [1, 5]. Данный факт противоречит большинству принципов физического воспитания и учебно-тренировочного процесса [8].
Если говорить про гимнастику, то основной целью при обучении является создание сложного двигательного динамического стереотипа, определяющего последовательность мышечных усилий, их интенсивность и согласованную работу всех систем организма, необходимую для овладения всей комбинацией в целом. Достигнуть мастерства в гимнастике можно только путем регулярных тренировок, продолжающихся многие годы, а не за 2-4 или 7 дней!! В такие форсированные сроки подготовки к практическому туру районной или региональной олимпиады интенсивные тренировки приводят к физическому и психологическому переутомлению школьников, что повышает возможность их травмирования.
Подготовка большинства участников олимпиады к региональному этапу для учителей по физической культуре является сложной задачей, особенно по гимнастике. Педагогам необходимо не только разучить акробатические комбинации из отдельных элементов школьной программы, но и иметь представление о деталях техники изучаемых упражнений, правилах судейства жюри. По мнению Г.Р. Айзятулловой с соавт. [2], лишь 25% учителей физической культуры владеют корректной интерпретацией судейских оценок, критериями оценки исполнительского мастерства.
Особое внимание хотелось бы уделить вопросу грамотности составления и описания заданий по гимнатике на различных этапах олимпиады.
Так как большинство применяемых в гимнастике физических упражнений не встречается в жизненной практике, то для этих упражнений созданы специальные названия, разработана своя терминология. Точное понятное название упражнения зависит от смыслового содержания этого упражнения. Нельзя записать упражнения, не зная разработанных правил и форм записи, не зная системы терминов и обозначений, точно определяющих форму, характер, а если возможно, то и смысл применяемых упражнений.
Терминологические записи представленных гимнастических комбинаций на региональных и районных этапах олимпиады по предмету физическая культура в ряде регионов удивляют специалистов, если не сказать больше. Оригинальный текст порой требует дополнительной расшифровки. Оргкомитет, получая подобные задания по гимнастике на районный этап, вынужден своими силами вносить уточнения в терминологию (на что уходит время, отведенное на подготовку учащихся) и только после этого представлять доработанную комбинацию учителям и участникам олимпиады.
В требованиях к проведению практического тура олимпиады указано, что «испытания проводятся в виде выполнения акробатического упражнения, которое имеет строго обязательный характер». В гимнастике есть положительный пример, когда обязательная программа представляется с видеосопровождением, чтобы не было различного толкования предлагаемых упражнений; такие предложения высказывают и эксперты [1], чтобы в районах команды по своему не трактовали одну и ту же комбинацию.
Для наглядности приведем несколько вариантов (табл.1, рис.1) заданий по гимнастике для районного этапа олимпиады по предмету «Физическая культура» в Санкт-Петербурге (2015-2017 гг), которые несомненно требуют доработки.
Таблица 1
Олимпиадное задание районного этапа в Санкт-Петербурге по гимнастике в 2015 г. (девушки 9-11 кл.)
Предложенный вариант Исправленный вариант
Шагом правой, равновесие на правой (2,0 балла); шагом левой кувырок вперед (1,0 балл); упор присев, кувырок назад в полушпагат правой (2,0 балла); выпрямляя правую упор лежа, толчком ног упор стоя согнувшись (1,0 балл) встать в о.с.; «мост» из стойки ноги врозь, руки вверх (2,0 балла) - держать 2 сек., лечь на спину, руки вверх; перекат налево в положение лежа на животе прогнувшись (1,0 балл); упор лежа, упор присев, встать в о.с.; прыжок в группировке, руки вверх (1,0 балл). И.П. - о.с. Шагом правой, равновесие на правой, руки в стороны (2,0 балла); шагом левой кувырок вперед в упор присев (1,0 балл); кувырок назад в полушпагат правой, руки в стороны (2,0 балла); разгибая правую, упор лежа, толчком ног упор стоя согнувшись (1,0 балл), о.с.; шагом левой влево стойка ноги врозь, руки вверх; наклоном назад «мост» (держать 2 сек.) - (2,0 балла); лечь на спину, руки вверх; перекатом налево в положение лежа на животе, прогнуться (1,0 балл); упор лежа, толчком ног упор присев, встать в о.с.; прыжок вверх сгибая ноги вперед, руки вверх (1,0 балл); И.п. - о.с.
В записях акробатических комбинаций нарушаются требования правил сокращения терминологических записей; пропущены способы принятия соответствующих положений, положений рук и т.д. (например: «мост» из положения стоя, руки вверх перекат назад в положении лежа на спине; «мост», перекатом назад стойка на лопатках; кувырок назад, «мост», перекат назад, стойка на лопатках», «полет кувырок вперед» и т.д. - сколько неизвестных должны решить учителя на местах????
Так как, согласно предъявляемых к участникам требований, упражнение должно иметь четко выраженное начало и окончание, то в комбинации обязательно должно быть указано исходное и конечное положение в упражнениях; представлять запись комбинации лучше построчно с оценкой или в таблице; между упражнениями должна прослеживаться логичность в последовательности соединения элементов.
В 2016 году, на районный этап были составлены акробатические комбинации с большим количеством мелких промежуточных движений руками и ногами, нагромождающих терминологическую запись, что не является главным в школьной программе по основной гимнастике (рис 1.).
O.e. - шагом левой вперед стойка на левой, правая назад на носок, руки 8 стороны-кверху -равновесие на левой, правая назад, руки в стороны, держать (0,5 балла) - стойка, руки в стороны -полуприсед, руки вперед - кувырок вперед (0,5 балла) - кувырок назад (0,5 балла) -o.e. - шагом правой вперед стойка на правой левая назад на носок, круг руками вперед - стойка на правой левая вперед на носок, руки вверх - переворот в сторону (0,5 балла) в стойку руки вверх -шагом левой назад стойка на левой правая вперед на носок, руки вперед - шагом правой назад стойка на правой левая вперед на носок, правая рука в сторону, левая перед грудью - поворот на 360° налево на левой, правая согнута, носок у опорного колена, руки вверх (0,5 балла) -шагом правой вперед стойка на правой левая вперед на носок, руки на пояс - подскок на левой правая согнута, носок у опорного колена, руки на пояс - подскок на правой левая согнута, носок у опорного колена, руки в стороны - шагом левой вперед прыжок со сменой положения ног, руки в стороны (0,5 балла) - толчком левой махом правой прыжок с поворотом на 180° в равновесие на левой правая назад на нос, руки в стороны (1 балл) - держать - правая рука вниз - левая рука вниз - шагом левой вперед стойка на левой правая назад на носок, правая рука вперед, левая рука в сторону - стойка на левой правая согнута носок у колена опорной, левая рука вперед дугой кверху, правая рука в сторону - стойка, руки на пояс - шаг галопа влево, руки на пояс - прыжок ноги врозь, руки вперед, ладонями книзу - шаг галопа вправо, руки в стороны - прыжок с поворотом налево на 360° (0,5 балла) - стойка на носках, руки в стороны - шаг левой вперед, правая рука в сторону, левая рука за голову - шаг правой вперед, левая рука в сторону, правая рука за голову - приставляя левую, И.П. - упор присев - перекатом назад стойка на лопатках без помощи рук (0,5 балла) -согнуть правую назад (колени вместе) - разогнуть правую - перекатом вперед - упор присев -кувырок вперед в стойку ноги врозь, руки в стороны (0,5 балла) - прыжком стойка ноги врозь, руки вверх - «мост» наклоном назад (0,5 балла) - стоять - вставая с «моста» стойка ноги врозь, руки вверх- прыжком полуприсед, руки вперед, ладонями книзу - стойка, руки вверх - И.П.
4 балла спортсмен получает за выполнение хореографии, описанной в комбинации
Рисунок 1. Олимпиадное задание районного этапа в Санкт-Петербурге по гимнастике в 2016 г.
(девушки 7-11 кл.)
Также резонно возникает вопрос: какую хореографию оценить в 4 балла, когда все упражнения имеют уже расценку. Даннный факт увеличивает субъективизм судей при оценивании такой комбинации.
В 2017 году на районном этапе в акробатических композициях были указаны сложные элементы (с повышенным коэффициентом сложности из таблицы элементов трудности, а не из школьной программы), не учитывающие уровень и особенности физической и технической подготовленности большинства школьников, участвующих в районном этапе. Девушкам предложено выполнять «"мост" с поднятой вперёд прямой ногой (от 135 градусов и выше), держать. Опуская ногу, поворот в упор присев» в 9-11 классе и в 7-9 классе «"мост" держать. Из "моста" переворот назад в упор присев».
Вышеуказанные недостатки в терминологическом описании и содержании составленных комбинаций вызывают вопросы к компетентности тех, кто эти композиции составляет и описывает.
Нами проведен анализ лишь части аспектов организации и проведении туров олимпиады на различных этапах по предмету «Физическая культура», в основном, на примере гимнастики. Большое количество и других нареканий высказывается учителями и организаторами при проведении районных и региональных этапов олимпиады по данному предмету.
И. Ященко [5], член Центрального комитета Всероссийской олимпиады школьников, координатор проведения Всероссийской олимпиады школьников в Москве, уже высказывал пожелания о совершенствовании олимпиады по предмету «Физическая культура».
Выводы. Учитывая все вышесказанное, олимпиада обучающихся по предмету «Физическая культура» кардинально нуждается в изменениях. Большинство школьников, участвующих в олимпиаде по предмету «Физическая культура», тренируются в избранных видах спорта и имеют достаточно соревнований в секциях для спортивного совершенствования. Кроме того, эти школьники участвуют в течение учебного года в большом количестве других физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий: Всероссийские спортивные соревнования (игры) школьников «Президентские игры», «Президентские спортивные состязания»; выполнение нормативов ВФСК «Готов к труду и обороне» (ГТО); Спартакиада среди обучающихся школьных спортивных клубов общеобразовательных организаций, Спартакиада «Призывник» и ряд других соревнований муниципального уровня.
При наличии такого большого количества спортивно-массовых мероприятий и соревнований, выявляющих ту или иную степень решения задач физического воспитания школьников, на наш взгляд, теряется смысл проведения олимпиады по предмету «Физическая культура» в том виде в каком она сейчас существует.
Литература:
1. Аллахвердиев Ф.А. Анализ выступления школьников на региональном этапе Олимпиады по физической культуре в Санкт-Петербурге в 2015 году. https://infourok.ru/statya-posvyaschena-analizu-vistupleniya-shkolnikov-na-regionalnom-etape-olimpiadi-po-fizicheskoy-kulture-v-sanktpeterburge-v-go-1358245.html
2. Айзятуллова Г.Р. Сравнительный анализ исполнительского мастерства учащихся 15-17 лет города Санкт-Петербурга в дисциплине «гимнастика» (региональный этап олимпиады школьников по физической культуре) / Г.Р. Айзятуллова, Т.К. Сахарнова // Культура физическая и здоровье. 2017. №1(61). С. 53-56.
3. Бойко В.Н. Анализ результатов муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по физической культуре / В.Н. Бойко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 4 (146). С. 33-38.
4. Венгерова Н.Н. Интеграция физкультурно-оздоровительных технологий в учебный процесс по физической культуре начальной школы / Н.Н. Венгерова // Научный журнал «Культура физическая и здоровье». - Воронеж: ВГПУ, 2014. - №2(49). - С.94-96.
5. Гладильщикова Н.И. Зачем нужна Всероссийская олимпиада по физкультуре
http://www.rs.ru/2014/06/20/olimp-site.html
6. Ермолаев С. А. Спортизация физического воспитания в школе, в условиях реализации ФГОС, на примере МОБУ СОШ №21 г. Якутска / С.А. Ермолаев, Г.Б. Тытыгынаев // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 30. - С. 29-32.
7. Кудашова Л.Т. Некоторые аспекты преподавания гимнастики в школе / Л.Т. Кудашова // Физическая культура и здоровье детей: матер. 4-ой город. науч.-практ. конф. - СПб., 2001. - С. 47-48.
8. Матвеев Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты: учебник для вузов / Л.П. Матвеев. - 4-е изд., испр. и доп. - СПб.: изд-во «Лань», 2005. - 384 с.
9. Платонов В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения / В.Н. Платонов. - М.: Советский спорт, 2005. - 820 с.
10. Петров П.К. Методика преподавания гимнастики в школе / П.К. Петров // Международный журнал экспериментального образования. - 2015. - №12-4. С. 568-569.
11. Приказ Минобрнауки России от 18.11.2013 N 1252 "Об утверждении Порядка проведения всероссийской олимпиады школьников" [Электронный ресурс] // URL: http://base.garant.ru/70575694/.
12. Синявский Н.И. Анализ результатов теоретико-методических олимпиадных заданий регионального этапа всероссийской олимпиады школьников по предмету «Физическая культура» в Хмао-Югре / Н.И. Синявский, В.В. Власов, Л.Г. Пащенко, А.В. Младенцев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 2 (144). - С. 242-246.
13. Чесноков Н.Н. Олимпиада по предмету «Физическая культура» / Н.Н. Чесноков, В.В. Кузин, А.А. Красников. - М.: Физическая культура, 2005. - 112 с.
14. Чесноков Н.Н. Всероссийская олимпиада школьников по предмету «Физическая культура» -инновации в физическом воспитании / Н.Н. Чесноков, Д.А. Володькин // Известия Тульского государственного университета. - 2014. - № 4 (2). - С. 238-244.
15. Чесноков Н.Н. Исследование качества заданий теоретико-методического тура олимпиады по предмету «Физическая культура» / Н.Н. Чесноков, А.И. Замогильнов, Д.А. Володькин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 7 (125). - С. 175-184.
Педагогика
УДК 796.894
доктор педагогических наук, доцент Кудрявцев Михаил Дмитриевич
Сибирский федеральный университет, Красноярский государственный педагогический университет
имени В. П. Астафьева, Сибирский государственный университет науки и технологий имени
академика М. Ф. Решетнева, Сибирский юридический институт МВД России (г. Красноярск);
адъюнкт Шеслер Виктор Александрович
Сибирский юридический институт МВД России (г. Красноярск);
кандидат педагогических наук, доцент Дорошенко Сергей Анатольевич
Сибирский федеральный университет (г. Красноярск);
кандидат биологических наук, доцент Турыгина Ольга Вячеславовна
Красноярский государственный педагогический университет имени В. П. Астафьева (г. Красноярск)
РОЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОФИЛАКТИКЕ НАРКОМАНИИ СРЕДИ СТУДЕНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
Аннотация. Наркомания является очень опасным для современного общества заболеванием. Государственными и негосударственными организациями применяются различные меры для предупреждения употребления наркотиков. Существует целая система профилактических мероприятий, направленных на борьбу с данным явлением. В настоящей статье педагогическая деятельность рассмотрена как один из наиболее эффективных механизмов в общей системе профилактики наркомании среди слушателей и студентов учебных заведений. Отражены отдельные вопросы совершенствования педагогической деятельности. Разработана анкета по анонимному выявлению лиц, употребляющих наркотики и страдающих наркоманией.
Ключевые слова: педагогическая деятельность, педагог, система профилактики, наркомания, наркотики, учебные заведения, студенты, слушатели.
Annotation. Drug addiction is a very dangerous disease for modern society. State and non-state organizations have implemented various measures to prevent drug use. There is a whole system of preventive measures aimed at combating this phenomenon. In the present article pedagogical activity is considered as one of the most effective mechanisms in the General system of drug addiction prevention among students of educational institutions. Some questions of improvement of pedagogical activity are reflected. A questionnaire on anonymous identification of drug users and drug addicts has been developed.
Keywords: pedagogical activity, teacher, prevention system, drug addiction, drugs, educational institutions, students.
Введение. Наркомания преследует человечество с древних времен и является колоссальной проблемой современности. Она уносит тысячи жизни, разрушает семьи, портит карьеры, порождает социально неактивное поколение. Несмотря на развитость медицинских технологий и методик, излечиться от наркотической зависимости практически невозможно.