Научная статья на тему 'Оценка роли учителя физической культуры в будущем'

Оценка роли учителя физической культуры в будущем Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
254
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧИТЕЛЬ БУДУЩЕГО / ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ / ТЕЛЕСНАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ / УЧИТЕЛЬ ЗДОРОВЬЯ / TEACHER OF THE FUTURE / PHYSICAL EXERCISES / BODILY CULTURE OF PERSONALITY / HEALTH TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фирсин Сергей Анатольевич, Щадилова Ирина Сергеевна, Савкин Артур Юрьевич, Жукова Елизавета Дмитриевна

В статье рассмотрены вопросы о роли учителя физической культуры в школе будущего. Решены задачи изучения средств и методов физической культуры с использованием дополнительных электронных средств обучения, необходимые для использования в школе будущего. Дана оценка роли и значения учителя физической культуры для будущего поколения. Проведено анкетирование среди учителей физической культуры Московской области с целью выявление роли физической культуры и здорового образа жизни у будущего поколения. Разработаны новые формы название предмета «Физическая культура», которое будет востребовано в будущем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фирсин Сергей Анатольевич, Щадилова Ирина Сергеевна, Савкин Артур Юрьевич, Жукова Елизавета Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Evaluation of the role of the teacher of physical culture in the future

The article discusses the role of the physical education teacher in the school of the future. The tasks of studying the means and methods of physical education with the use of additional electronic teaching aids necessary for use in the school of the future have been solved. The role and importance of a physical education teacher for the future generation is assessed. A survey was conducted among physical education teachers in the Moscow region in order to identify the role of physical education and a healthy lifestyle in the future generation. New forms of the name of the subject "Physical Culture" have been developed, which will be in demand in the future.

Текст научной работы на тему «Оценка роли учителя физической культуры в будущем»

требованием к таблице являются постепенное возрастание оценок во всех видах и чувствительность оценки, которая соизмеряется с точностью измерения результатов.

Таким образом, на основании метода тестирования в короткие сроки можно получить необходимую информацию о состоянии здоровья студентов, осуществлять беспристрастный контроль над учебным и тренировочным процессом молодых людей, а также выявить преимущество и недостатки методов, способов и средств, применяемых в учебном процессе. Разработанные таблицы позволяют поддерживать высокий уровень мотивации к занятиям физической культурой, а также отбирать студентов в сборные спортивные команды вуза.

ЛИТЕРАТУРА

1. Новикова, А.О. Педагогические условия формирования мотивации к занятиям физической культурой и любительским спортом студентов нефизкультурного вуза / А.О. Новикова, С.Я. Биктина, Ю.С. Бородина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 4 (146). - С. 151-155.

2. Новикова, А.О. Проблема приобщения студентов к занятиям физической культурой: приоритетные подходы / А.О. Новикова, А.М. Кузьмин // Филологические науки: вопросы теории и практики. - 2017. - № 1-1 (67). - С. 206-209.

3. Федорова, А. О. Значение физической культуры и любительского спорта для студентов нефизкультурного вуза / А. О. Федорова, Ю. С. Каюкова, Н. В. Колямина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 12 (178). - С. 327-330.

REFERENCES

1. Novikova, A.O., Biktina, S.Ya. and Kayukova, Yu.S. (2017), "Pedagogical conditions for the formation of motivation for physical education and amateur sports students of non-cultural university", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 146, No. 4, pp. 151-155.

2. Novikova, A.O. and Kyzmin, A.M. (2017), "The problem of involving students in physical education: priority approaches", Philology: questions of theory andpractice, Vol. 67, No. 1-1, pp. 206-209.

3. Fedorova, A. O., Kayukova, Yu. S. and Kolyamina, N. V. (2019), "The importance of physical education and amateur sports for students of a non-cultural university", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 178, No. 12, pp. 327-330.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 01.03.2020

УДК 796.077.4

ОЦЕНКА РОЛИ УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В БУДУЩЕМ

Сергей Анатольевич Фирсин, кандидат педагогических наук, доцент, Академия социального управления, Москва; Ирина Сергеевна Щадилова, кандидат педагогических

наук, доцент, Артур Юрьевич Савкин, преподаватель, Открытый гуманитарно-экономический университет, Москва; Елизавета Дмитриевна Жукова, студентка, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Аннотация

В статье рассмотрены вопросы о роли учителя физической культуры в школе будущего. Решены задачи изучения средств и методов физической культуры с использованием дополнительных электронных средств обучения, необходимые для использования в школе будущего. Дана оценка роли и значения учителя физической культуры для будущего поколения. Проведено анкетирование среди учителей физической культуры Московской области с целью выявление роли физической культуры и здорового образа жизни у будущего поколения. Разработаны новые формы название предмета «Физическая культура», которое будет востребовано в будущем.

Ключевые слова: учитель будущего, физические упражнения, телесная культура личности, учитель здоровья.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.3.p459-463

EVALUATION OF THE ROLE OF THE TEACHER OF PHYSICAL CULTURE IN

THE FUTURE

Sergey Anatolyevich Firsin, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Academy of Social Management, Moscow; Irina Sergeevna Shchadilova, the candidate of pedagogical

sciences, senior lecturer, Arthur Yurievich Savkin, the teacher, Open Humanities and Economics University, Moscow; Elizaveta Dmitrievna Zhukova, the student, Lomonosov

Moscow State University

Abstract

The article discusses the role of the physical education teacher in the school of the future. The tasks of studying the means and methods of physical education with the use of additional electronic teaching aids necessary for use in the school of the future have been solved. The role and importance of a physical education teacher for the future generation is assessed. A survey was conducted among physical education teachers in the Moscow region in order to identify the role of physical education and a healthy lifestyle in the future generation. New forms of the name of the subject "Physical Culture" have been developed, which will be in demand in the future.

Keywords: teacher of the future, physical exercises, bodily culture of personality, health teacher.

ВВЕДЕНИЕ

В современном мире с развитием научно-технического прогресса и созданием новых технологий, изменением моделей управления производством требуются люди, обладающие разносторонними интересами и навыками, активно реализующие свои способности и призвание. Общеизвестным фактом является то, что наличие и активное внедрение в общественное производство искусственного интеллекта определит одну из важнейших проблем человечества - гиподинамию. Вследствие роботизации многих мышечных операций во всех отраслях науки, промышленности и в быту уменьшится двигательный режим, что увеличит двигательный голод и, вследствие указанных изменений, приведет к снижению двигательной активности мышц - гипокинезии. Проблема предупреждения развития гипокинезии и гиподинамии имеет большое значение для здоровья будущего человечества. Это также связано с глубокой перестройкой микро и макрофунк-циональных структур организма человека как биосистемы, а пониженный уровень питательной активности оказывает сложное воздействие на человеческий организм [1, 2].

Здоровый образ жизни и систематические занятия физической культурой в будущем станут необходимым атрибутом нормального функционирования человека в полноценном обществе. Единственным регулятором здоровья при этом станет оздоровительная физическая культура, которая сможет нейтрализовать или снизить уровень негативных последствий указанных изменений будущего общества.

Многие специалисты в области физической культуры считают, что в будущем быть физически неразвитым, безграмотным в отношении собственного тела и здоровья, что можно наблюдать у многих граждан нашей страны сегодня, станет дурным тоном [5,6]. Какова же в связи с этим роль учителя физической культуры в школе будущего? Кто будет работать, и исправлять эти проблемы социума в будущем? Какие средства и методы физической культуры важно использовать в будущем для изменения ситуации с невежеством в сфере заботы о своем здоровье? Как будет называться предмет физическая культура в будущем? На все эти вопросы мы постараемся ответить в этой статье, которая представляет собой анализ опроса, проведенного среди учителей физической культуры.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ

Основная цель исследования: выявление роли физической культуры и здорового образа жизни у будущего поколения.

Задачи исследования: 1. Определить роль учителя физической культуры в школе будущего. 2. Выявить средства и методы физической культуры, необходимые для использования в школе будущего. 3. Дать оценку роли и значения учителя физической культуры для будущего поколения.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование проводились на базе кафедры комплексной безопасности и физической культуры АСОУ совместно с ассоциацией учителей физической культуры «Лидер» среди учителей физической культуры Московской области в период с января по февраль 2020 года. В исследовании приняли участие 678 респондентов. Из них 298 (44%) - мужского и 380 (56%) - женского пола.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

При оценке роли учителя физической культуры в школе будущего анализ результатов опроса показал, что:

- 60% респондентов считают, что в будущем роль учителя будет основополагающей;

- 28% респондентов считают, что уроки физической культуры в будущем будет проводиться без учителя с помощью электронных помощников (роботов);

- 12% респондентов затруднились ответить на данный вопрос.

В определении роли физических упражнений в рамках оздоровительной физической культуры с целью поддержания здоровья у будущего поколения мнения респондентов распределились следующим образом:

- большинство специалистов (77%) считают, что для поддержания своего здоровья будущему поколению необходимо систематически выполнять физические упражнения оздоровительной физической культуры;

- 23% специалистов считают, что в будущем эта проблема потеряет актуальность из-за других альтернативных видов деятельности.

В вопросе о необходимых в будущем средствах и методах физической культуры выявилось следующее:

- 83% респондентов считают, что в будущем будут применяться имеющиеся и на сегодняшний день основные средства и методы физической культуры с использованием дополнительных электронных средств обучения;

- 13% респондентов считают, что в будущем появятся пока неизвестные, новые альтернативные средства и методы оздоровительной культуры;

- 4% респондентов не могли ответить на поставленный вопрос.

На вопрос, какие главные качества необходимы учителю физической культуры будущего:

- 87% респондентов ответили, что таковым является способность ориентироваться в огромном информационном поле;

- 78% респондентов считают необходимым качеством способность сочетать многообразие интересов в гармонии с реализацией своего жизненного предназначения;

- 54% респондентов указали на важность обладания гибкими навыками, тесно связанными с личностными качествами и установками, а также социальными навыками и менеджерскими способностями.

Респондентам предложили выбрать название предмета «Физическая культура», которое будет востребовано в будущем. Полученные результаты показали, что:

- 38% респондентов считают, что название будет связано со здоровьем человека и его жизнедеятельностью (урок здоровья);

- 29% респондентов предложили название, имеющее отношение к двигательной культуре (урок физических упражнений);

- 23% респондентов выбрали название, связанное с телесной культурой личности (урок технология тела).

Может быть, в будущем тело человека в силу социализации будет рассматриваться как элемент широкого культурного образования, включающего не только социально сформированные физические качества (способности) человека, но и другие элементы социальной реальности (средства деятельности, знания, нормы и правила поведения, интересы, ценностные ориентации, социальные институты и отношения и т.п.), по крайней мере, те из них, которые формируются на основе специальной деятельности, направленной на социальную модификацию телесности человека, его физического состояния, приспособление их к общественным и личным нуждам [3, с. 82]. Такой подход, несомненно, значительно повышает значение педагогической деятельности учителей физической культуры.

ВЫВОДЫ

Деятельность учителя физической культуры в школе будущего будет жизненно необходима. В эпоху научно-технического прогресса занятия физическими упражнениями станут необходимыми для полноценного существования и нормальной жизнедеятельности человека будущего. В такой ситуации никакой робот не сможет заменить живого учителя. Электронные помощники (роботы), безусловно, могут эффективно использоваться в организации занятий физическими упражнениями, но главную роль возьмет на себя учитель физической культуры, который будет управлять процессом укрепления здоровья человека. Большинство респондентов, участвовавших в исследовании, считают, что для поддержания здоровья будущему поколению необходимо систематически выполнять физические упражнения оздоровительной физической культуры.

Педагогические исследования показали, что в будущем продолжат применяться основные средства и методы физической культуры с использованием дополнительных электронных средств обучения, а также появятся новые альтернативные подходы к решению оздоровительных задач.

Главным качеством учителя физической культуры будущего предполагается способность ориентироваться в огромном информационном поле с учетом способности к сочетанию многообразия интересов в гармонии с реализацией своего жизненного предназначения. Учитель будущего должен хорошо владеть гибкими навыками, тесно связанными с личностными качествами и установками, а также социальными навыками и менеджерскими способностями.

В будущем у предмета «Физическая культура» может появиться другое название, связанное со здоровьем и жизнедеятельностью человека, двигательной культурой или телесной культурой личности, и профессия будет называться - «учитель здоровья».

Таким образом, какие бы социальные преобразования в будущем не произошли, значение здорового образа жизни и необходимой для его реализации физической культуры останется неизменно высоким для любого цивилизованного общества.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ворона, А. А. Гиподинамия - болезнь современности / А. А. Ворона // Международный школьный научный вестник. - 2019. - № 3-3. - С. 281-287.

2. Кардозу, В.М. Гиподинамия болезнь цивилизации / В.М. Кардозу, Д.М. Фернандеш, А.Е Бакытжанова // Bulletin of Medical Internet Conferences. - 2014. - Vol. 4, Issue 5. - URL : https://medconfer.com/files/archive/2014-05/2014-05-35-T-3836.pdf (дата обращения: 01.01.2020).

3. Столяров, В.И. Философско-культурологический анализ физической культуры / В.И. Столяров // Вопросы философии. - 1998. - № 4. - С. 78-91.

4. Столяров, В.И. Личностно-ориентированное комплексное физическое воспитание школьников : монография / В.И. Столяров, С.А. Фирсин. - Саратов : Издательский Центр «Наука», 2017. - 192 с.

5. Столяров, В.И. Методы личностно-ориентированного комплексного физического воспитания школьников : монография / В.И. Столяров, С.А. Фирсин. - Саратов : Издательский Центр «Наука», 2017. - 272 с.

6. Фирсин, С.А. Современная комплексная система физического воспитания детей и молодежи / С.А. Фирсин // Успехи современной науки. - 2017. - Т. 1, № 1. - С. 51-53.

REFERENCES

1. Vorona, A.A. (2019), "Hypodynamia - a disease of our time", International School Scientific Bulletin, No. 3-3, pp. 281-287.

2. Cardozo, V.M., Fernandes, D.M. and Bakytzhaniva, A.E.A.E (2014), "Hypodynamia is a disease of civilization", Bulletin of Medical Internet Conferences, Vol. 4, Issue 5, available at: https://medconfer.com/files/archive/2014-05/2014-05-35-T-3836.pdf.

3. Stolyarov, V.I. (1998), "Philosophical and cultural analysis of physical culture", Problems of philosophy, No. 4, pp. 78-91.

4. Stolyarov, V.I. and Firsin, S.A. (2017), Personally oriented complex physical education of schoolchildren: monograph, Publishing Center "Nauka", Saratov.

5. Stolyarov, V.I. and Firsin, S.A. (2017), Methods ofpersonality-oriented complex physical education of schoolchildren: monograph, Publishing Center "Nauka", Saratov.

6. Firsin S.A. (2017), "The modern complex system of physical education of children and youth", Progress in Modern Science, No. 1, Vol. 1, pp. 51-53.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 14.03.2020

УДК 796.011

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СТОИМОСТЬ ПОДВОДЯЩИХ УПРАЖНЕНИЙ В ПОДГОТОВКЕ ЮНОШЕЙ К ВЫПОЛНЕНИЮ ИСПЫТАНИЙ СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ КОМПЛЕКСА ГТО

Алексей Валерьевич Фурсов, кандидат педагогических наук, доцент, Николай Иванович Синявский, доктор педагогических наук, профессор, Татьяна Анатольевна Парфенова, старший преподаватель, Николай Николаевич Синявский, аспирант, Сургутский государственный педагогический университет, Тюменский индустриальный

университет

Аннотация

В работе представлены результаты исследований функциональных показателей у обучающихся 11 классов при выполнении подводящих упражнений силового учебно-тренировочного модуля на уроках физической культуры в подготовке к выполнению нормативов Комплекса ГТО. Методы исследования: лабораторное оборудование «Garmin Vivosport» и программа для анализа данных «Garmin Express», показатели анализировались по всем испытуемым по ЧСС (уд/мин); максимальным значениям и среднему ЧСС (уд/мин); удельного веса работы в зонах интенсивности: в I - 101-120 уд/мин, во II - 121-140 уд/мин, в III - 141-161 уд/мин, в IV - 162-181 уд/мин. Результаты исследования: полученные данные функциональной стоимости подводящих упражнений позволяют оценить оптимальность дозирования физических нагрузок и подобрать оптимальный двигательный режим подводящих упражнений для совершенствования силовых способностей на уроках физической культуры.

Ключевые слова: юноши 16-17 лет, функциональная стоимость, подводящие упражнения, силовые способности, норматив комплекса ГТО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.