УДК: 373.103.71
ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ ДЕТЕЙ 7-10 ЛЕТ К ФИЗКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Е.Г. Селихова, соискатель кафедры анатомии и спортивной медицины,
Г.Д. Алексанянц, доктор медицинских наук, профессор, проректор по научно-исследовательской работе,
Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар. Контактная информация для переписки: 350015, Россия, г. Краснодар, ул. Буденного, 161, e-mail: xrom [email protected].
Аннотация.
Актуальность. Одной из важных задач физического воспитания в школе является формирование и закрепление мотивации школьников к регулярному повышению уровня собственных физических качеств, обретение навыков здорового образа жизни, изучение положений, направленных на поддержание своего здоровья и обеспечение знаний в области физической культуры.
Целью настоящего исследования явилось изучение уровня мотивации детей 7-10 лет к физкультурной деятельности.
Методы и организация исследования. Основными методами исследования являлись интервьюирование и опрос. В исследовании участвовало 311 школьников (149 мальчиков и 162 девочки), возраст которых соответствовал периоду первого и второго детства - учащиеся муниципального общеобразовательного учреждения гимназии № 18 и школы № 63 муниципального образования г. Краснодар. В интервьюировании также приняли участие 20 учителей физической культуры этих образовательных учреждений.
Результаты опроса свидетельствуют, что учителя физической культуры школ в качестве основных задач физического воспитания учащихся рассматривают формирование физической культуры личности, становление кондиций индивидуума, основополагающих для учебной деятельности, и увеличение физической подготовленности школьников.
Выводы. Большинство учителей обнаруживают потребность в применении дифференцированного подхода к учащимся в ходе физического воспитания, использовании постоянного наблюдения фи-
зического состояния школьников и убеждены, что рассмотренные предложения способствуют индивидуализации двигательных упражнений на уроках физической культуры. При этом анализ мнений школьников 7-10 лет показал, что они по большей части были заинтересованы в увеличении уровня своей физической подготовленности. Весьма существенная часть школьников выполняет физические упражнения, направленные на укрепление здоровья и улучшение внешнего вида, значительной части из них импонируют уроки физической культуры, после которых улучшается их самочувствие.
Ключевые слова: младшие школьники, мотивация, уроки физической культуры, анкетирование детей, интервьюирование учителей.
Для цитирования: Селихова Е.Г., Алексанянц Г.Д. Особенности мотивации детей 7-10 лет к физкультурной деятельности // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2020. - № 1. - С. 15-23.
For citation: Selikhova Е., Aleksanyants G. Features of motivation of 7-10 year-old children to physical education. Fizicheskaja kul'tura, sport - nauka i praktika [Physical Education, Sport - Science and Practice.], 2020, no 1, pp. 15-23 (in Russian).
Введение. В настоящее время усовершенствование процесса физического воспитания детей в общеобразовательных учреждениях, как и раньше, оказывается весьма значимым вопросом для теории и практики физического воспитания в школе [1, c. 20; 4, c. 120; 5, с. 7; 11, c. 160].
Сохранение здоровья, улучшение функциональных и физических кондиций - существенное звено экстенсивного физического развития школьников [10, с. 30; 12, с. 95; 13, с. 330].
При этом одной из важных задач физического воспитания в школе является формирование и закрепление мотивации школьников к регулярному повышению уровня собственных физических качеств, обретение навыков здорового образа жизни, изучение положений, направленных на поддержание своего здоровья и обеспечение знаний в области физической культуры [9, с. 98].
Следует подчеркнуть, что в настоящее время на уроке по физической культуры базовым методом является групповой, который лишь частично позволяет учитывать индивидуальность школьников, степень их мотивации и т.д. [7, с. 21; 3, с. 124; 2, с. 26].
Однако повышение эффективности процесса физического воспитания учащихся в школе, которое актуализируется в настоящее время, маловыполнимо, так как ее осуществление игнорирует индивидуальные особенности и мотивацию детей. В свою очередь в исследованиях ряда авторов, таких как А.А. Зайчиков и Г.Н. Пашков, установлено, что для выполнения за-
Анкета для учителей
Настоящая анкета призвана помочь в совершенствовании процесса физического воспитания в общеобразовательном учебном заведении. Просим Вас ответить на предлагаемые вопросы. Если Вы не хотите называть своего имени, укажите только стаж работы.
Ф. И. О., стаж работы
Выберите нужный ответ из предлагаемых вариантов (поставьте любую метку в соответствующем квадрате):
I. Какие задачи Вы считаете приоритетными в процессе физического воспитания школьников?
Реализация образовательного раздела утвержденной программы занятий
~~^ Повышение физических кондиций
и Формирование физической культуры личности
□ Формирования качеств личности, необходимых для учебной и трудовой деятельности
~^ Выработка оптимизма и бодрости как преобладающего настроения
2. Считаете ли Вы необходимым использование дифференцированного подхода к занимающимся в процессе физического воспитания школьников?
□ Да □ Нет Другое
3. Считаете ли Вы необходимым проводить регулярное наблюдение физической подготовленности школьников? _
Да Ц Нет Другое
4. О каких параметрах физической подготовленности школьников Вы хотели бы регулярно получать информацию? _
□ Длина и Сила Выносливость Быстрота
масса тела | |
^ Уровень физической работоспособности 5. Поможет ли регулярный анализ физической подготовленности школьников процессу индивидуализации двигательных заданий на занятиях по
физическому воспитанию? _
] Да Ц Нет Другое
Анкета для учащихся
Настоящая анкета призвана помочь в совершенствовании процесса физического воспитания в общеобразовательном учебном заведении. Просим ответить на предлагаемые вопросы. Если Вы не хотите называть своего имени, укажите только свой возраст и пол.
Фамилия/имя, возраст, пол__
Выберите нужный ответ из предлагаемых вариантов (поставьте любую метку в соответствующем квадрате):
1. Желаете ли Вы повысить свою физическую подготовленность?
Да нет | Все равно
2. С желанием ли Вы занимаетесь физическими упражнениями? | ~~Л Без желания | | Очень нравится | | Все равно
3. С какой целью Вы занимаетесь физическими упражнениями?
□ Улучшение внешнего вида (красиво двигаться, иметь стройную фигуру и сильные мышцы)
| П Потому что они укрепляют мое здоровье
| Улучшают мое настроение, выработка бодрости, получаю удовольствие
4. Каково Ваше самочувствие после занятий физической культурой? | ^ Хорошее | | Удовлетворительное | | Плохое
дачи по активизации моторной функции детей и совершенствования у них основных компонентов моти-вационной сфецы, характер физического воспитания надлежит конструировать на основе личностно ориентированных образовательных методик, предполагающих учет физкульгуроых интересов и желаний школ ь-ников, степень физической подготовленности и т.д. [6, с. 10; 8, с. 226].
Основной целью настоящего цсследоеании явиеось изучение уровня мотивации детей 7-10 лет к физкультурной деятельности.
В связи с вышеизложеным, нами проведен опрос среди школьонков с целью установления (базовых потребностей, мотивационных запросов и стимулов и т.д. В то же время осуществлено интервьюирование учителей физической культуры в этих же образовательных учреждениях.
Организа ция и методы исследования. В исследовании приняли участие 311 школьников (149 мальчиков и 162 девочки), возраст которых соответствовал периоду первого и второго детства - учащиеся муниципального общеобразовательного учреждения гимназии № 18 и общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 63 муниципального образования г. Краснодар. В интервьюировании также приняли участие 20 учителей физической
культуры этих образовательных учреждений. Были разработаны анкеты для школьников и учителей.
Во время интервьюирования у учителей физической культуры была возможность выделять ряд ответов из предложенных. Как показали проведенные исследования, при ответе на воьрнс о том, реализация каких основных проблем представляется наиважнейшей в ходе физического воспитания школьников, суждения участников разделились в следующем порядке (рисунок 1).
Большинство учителей ц роли основной задачи физического воспитания учащихся видят формирование физичеркой культуры личносри (80%), наименьшее - выработку оптинизма и бодрости как преобладающего настроения. По мнению опрошенных учителей, в решении таких задач основное значение придается становлению основополагающих кондиций индивидуализма для учебной деятельности (50%) и увеличению физических качеств школьников (55%). То есть учителя, по сути, выделили основные программные вопросы процесса физического воспитания в школе.
Подавляющее большинство учителей (85%) отметили важность применения дифференцированного подхода к школьникам в процессе физического воспитания в школе (рисунок 2).
На вопрос о необходимости проведения регу-
Рисунок 1.
Приоритетность задач в процессе физического воспитания в школе
80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10%
I
К Ь « В
5 § а « §
и Р й о 2
о £ 8 я и
к ю й
м и Б
^ Ы & И
8
Ощ®
%% §
о
шш ов
И и
15%
Й ч яБ ч ^
а и
о
ы <з
« к
„ я
3 й
3 8
с _
О ю
о, а
Рисунок 2.
Данные о необходимости использования дифференцированного подхода к занимающимся в процессе физического воспитания в школе
90%
Другое
Рисунок 3.
Пожелания учителей в получении информации по параметрам физической подготовленности школьников
90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%
лярного наблюдения физической подготовленности школьников, все учителя без исключения отозвались позитивно. В вопросе, о каких конкретно показателях физической подготовленности школьников хотели бы получать информацию учителя, ответы выстроились таким образом. Большая часть учителей (80%) изъявили желание быть осведомленными о степени ф и-зической работоспособности. Информацию о в ынос-ливости школьников хотели бы иметь 60% учителей. Сведения об уровне силовых возможностей и быстроты были существенны для 55% и 45% респондентов соответственно (рисунок 3).
Вместе с тем нужно отметить, что все опрошенные учителя указали на то, что осуществление регулярного наблюдения за физической подготовленностью
школьников, несомненно, способствует реализации действенной индивидуализации двигательных упражнений по физической культуре.
Что касается анкетирования школьников, то им, так же как и учителям, предлагалось выбрать один или несколько ответов на вопросы анкеты. При этом исследо-ваниеитогов опроса осуществлялось на осневе сравнения мнений школьников разных возрастов.
Отвечая на первый вопрос, большинство школьников 7-10 лет высказали желание улучшить свою физическую подготовленность. Положительные ответы разместились в интервале от 60% до 86% учащихся (рисунок 4).
Особо необходимо отметить значительное уменьшение мотивации и желания увеличить степень соб-
Рисунок 4. Желание школьников повышать уровень собственной физической подготовленности
100,0% 90,0% 80,0% 70,0% 60,0% 50,0% 40,0% 30,0% 20,0% 10,0% 0,0%
85,0% 86,0%
6,0%
20,0%
■ 7 лет 8 лет
□ 9 лет
■ 10 лет
Все равно
Рисунок 5. Степень желания заниматься физическими упражнениями
70,0% 60,0% 50,0% 40,0% 30,0% 20,0% 10,0% 0,0%
65,0%
12,0% 12,а%
5,0%
Без желания
63,0%
56,0%
59,0%
30,0%
■ 7 лет 8 лет
□ 9 лет
■ 10 лет
Очень нравится
Все равно
ственной физической подготовленности у школьников 8 лет до 60% с 70% (7 лет), в то время как у детей 9о 10 лет это желание вновь существенно повышается, соответственно до 85% и 86%.
Соответственно, в этом возрасте (8 лет) достаточно большое число школьников, показавших нежелание повышать уровень собственных физических кондиций или равнодушных кэтому пртцессу (по 20%).
Обращает на себя внимание и степень желания заниматься физическими упражнтоиями, которая также различалась у школьников в зависимости от возраста. В возрасте 7 лет 56% о прош енных шоольникоо отметили желание заниматься физической культурой. В то же время достаточно много было респондентов, равнодушных к этим занятиям (39%), при малом количестве в целом не желающих уделять какое-либо внимание занятиям физическими упражнениями (5%) (рисунок 5).
У школьников 8 лет заметно снижается степень желания заниматься физическими упражнениями (29%
от числа опрошенных), еще значительнее становится количество равнодушных к этим занятиям (59%) и несколько увеличиваете колииество заоимающихся бео желания (12%).
У школьников 9 лет существенным образом меняется ситуация. Так зньчителено возрастает количество респондентов, которым занятия физическими упражнениями очеоо нровятся (6Т%). При ттом количество школьников этого возраста, занимающихся без желания, находится впределах 12%, а члсло равнодушных к этим занятиям детей уменьшается более чем вдвое по сравнению с детьми 8 лет (23%).
У опрошенных школьников 10 лет с большим желанием занимаются физическими упражнениями 63% ре-спондентоо, 7% учащ ихся без жела ния занимаются, но все еще большой остается доля детей, равнодушных к занятиям физической культурой (30%).
Достаточно примечательны ответы школьников на вопрос о том, с кокой целью они занимаются физиче-
Рисунок 6. 80,0% Важнейшие цели школьников
при занятиях физическими 70,0% упражнениями
60,0% 50,0% 40,0% 30,0% 20,0% 10,0% 0,0%
70,0%
68,0%
■ 7 лет 8 лет □ 9лет
21,0% 10
лет
Улучшение внешнего вида (красивое тело)
Укрепление здоровья
Выеаботка оптимизма и бодрости как пееобладающего настроения
Рисунок 7. 70,0%
Степень самочувствия
школьников после занятий . 60,0% физическими упражнениями
50,0% 40,0% 30,0% 20,0% 10,0% 0,0%
64,0%
60,0%
62,0%
37,0%
■ 7 лет 8 лет
□ 9 лет
■ 10 лет
5,0% 5,0%
2,0% 1,0%
Хорошее
Удовлетворительное
Плохое
скими упражнениями. Так, большинство школьников 7-10, занимаясь физической культурой, хотятукрепить свое здоровье (рисунок 6). При этом данная мотивация увеличивается с возрастом, если в 7 лет эту цель преследуют 50% опрошенных, то в8 лет уже 54%, а в9 и10 лет, соответственно 70 и 68%.
Во время опроса была устаноллена л такея цель, как улучшение внешнего вида. К этому стремятся 37% детей 7 лет, 36% - 8 лет, 42% - 9лет и 44% - 10 лет.
Весомость занятий физическими упражнениями с целью повышения настроения и бодрости была оценена школьниками как невысокая и была указана детьми разного возраста в диапазоне от 10% до 27%.
На рисунке 7 показаны ответы школьников на вопрос о самочувствии после занятий физическими упражнениями. Как видно из полученных данных, у большинства опрошенных школьников после занятий самочувствие бывает хорошим (53-64%). Меньшее число респондентов после физических упражнений чувствует себя удовлетворительно (34-42%). И совсем малое количество школьников показало, что после за-
тятий фи зическими упражнениям, испытывают негативные ощущен ля (1 -5% опрошенных).
Выводы. Таким образом, анализ результатов опроса свидетельствует, что учлыеля физической культуры ш кол в качестве основных задач физического новли-тания учащихся рассматривают формирования физи ческой тультукы личности, становлен ие еондиций индивидуума, основополагающих для учебной дея-тельностн, и увеличение физическон подготовленности школьников.
Большинство учителей обнаруживают потребность в применении дифференцированного подхода к учащимся в ходе физического воспитания, использовании постоянного наблюдения физического состояния школьников и убеждены, что представленные «механизмы» способствуют индивидуализации двигательных упражнений на уроках физической культуры. При этом учителя высказали мнение, что наиболее существенной является систематическая информация об уровне физической работоспособности, выносливости и силовых возможностях школьников.
При этом анализ мнений школьников 7-10 лет показал, что они по большей части были заинтересованы в увеличении уровня своей физической подготовленности. У учащихся 8 лет выявлено снижение, по сравнению со школьниками 7, 9 и 10 лет, мотиваций и желания повышать уровень собственной физической подготовленности. Весьма существенная часть школьников выполняет физические упражнения, направленные на укрепление здоровья и улучшение внешнего вида, значительной части из них импонируют уроки физической культуры, после которых улучшается их самочувствие.
Однако необходимо отметить и сравнительно большой процент школьников, «равнодушных» к занятиям физическими упражнениями, особенно у детей 8 лет, что свидетельствует о низкой мотивации к занятиям физическими упражнениями. Возможно, такое положение связано с тем, что во втором классе в школе осваиваются большие объемы учебного материала и нагрузка является максимальной. Это обстоятельство указывает на определенную «проблемную» категорию школьников и предопределяет необходимость обращать на них особое внимание на этапах организации процесса физического воспитания в школе.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Абольянина С.Г. Дифференцированная технология физического воспитания детей с различным уровнем физической подготовленности: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / С.Г. Абольянина. - Хабаровск, 2009. - 24 с.
2. Аршинник С.П. Содержание элементов легкоатлетического кросса в физическом воспитании школьников / С.П. Аршинник // Физическая культура, спорт
- наука и практика. - 2016. - № 1. - С. 25-31.
3. Васенин Г.А. Непрерывность процесса физического воспитания в школе «полного дня» на основе системного построения больших и малых форм занятий: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Г.А. Васенин. - М., 2015. - 228 с.
4. Виленская Т.Е. Теория и технология здоровьесбере-жения в процессе физического воспитания детей младшего школьного возраста: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.04 / Т.Е. Виленская. - Краснодар, 2011.
- 19 с.
5. Деушев Р.Х. Развитие координационных способностей с учетом половозрастных особенностей учащих-
ся 11-15 лет общеобразовательных учреждений: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Р.Х. Деушев. - Краснодар, 2015. - 264 с.
6. Зайчиков А.А. Личностно-ориентированный подход в физическом воспитании детей младшего школьного возраста: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / А.А. Зайчиков. - Улан-Удэ, 2010. - 141 с.
7. Лях В.И. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов общеобразовательной школы: программы общеобразовательных учреждений: учеб. изд. - 8-е изд. / В.И. Лях, А.А. Зданевич. - М.: Просвещение, 2011. - 128 с.
8. Пашков Г.Н. Алгоритм разработки индивидуальных образовательных траекторий развития личностной спортивной культуры младших школьников / Г.Н. Пашков // Материалы научной и научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма (21-27 июня 2016 г., г. Краснодар): материалы конференции / ред. коллегия: С.М. Ахметов, А.А. Тарасенко, Г.Д. Алексанянц, Ю.К. Чернышенко, М.М. Шестаков, А.И. Погребной. - Краснодар: КГУФКСТ, 2016. - С. 225-227.
9. Пушкарская Ю.А. Уровень мотивации у студентов вузов к занятиям физической культурой / Ю.А. Пушкарская, Г.Д. Алексанянц, Ш.А. Имнаев // Педагогико-пси-хологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2017. - № 2(12). -С. 97-107.
10. Филиппов А.С. Развитие координационных способностей детей младшего школьного возраста на уроках физической культуры с гимнастической направленностью / А.С. Филиппов, А.С. Сергин // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. -
2013. - № 1. - С. 29-31.
11. Фирсин С.А. Пути модернизации физического воспитания в общеобразовательных школах / С.А. Фирсин // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. -
2014. - № 11 (117). - С. 159-162.
12. Чупрун Н.Ф. Методика формирования координационных способностей младших школьников на занятиях по физической культуре с элементами хореографии / Н.Ф. Чупрун // Инновации в образовании. - 2014. - № 6. - С. 94-103.
13. Abramishvili G.A. The Technology of Differentiated Physical Education of Primary - Age Pupils / G.A. Abramishvili, V.Y. Karpov, M.V. Eremin // Asian Social Science. - 2015. - Vol. 11. - № 19. - pp. 329-334.
FEATURES OF MOTIVATION OF 7-10 YEAR-OLD CHILDREN TO PHYSICAL EDUCATION
Е. Selikhova, Aspirant of the Anatomy and Sports Medicine Department,
G. Aleksanyants, Doctor of Medical Sciences, Professor, Vice Rector for the Scientific and Research Work, Kuban State University of Physical Education, Sports and Tourism, Krasnodar. Contact information for correspondence: 350015, Russia, Krasnodar, Budennogo str., 161, e-mail: xrom [email protected].
Abstract.
Relevance. One of the important tasks of physical education at school is the formation and consolidation of motivation of school children to the regular increase of own physical qualities, acquisition of skills of a healthy lifestyle, the study of regulations aimed at maintaining health and provision of knowledge in the field of physical education.
Research aim. The aim of the present research is the study of the level of motivation of 7-10 year-old children to physical education.
Research methods. The main research method was interviewing. 311 school children (149 boys and 162 girls), whose age corresponded to the period of the first and the second childhood - students of the municipal educational institution gymnasium № 18 and school № 63 of the municipality of Krasnodar participated in the examination. 20 teachers of these educational institutions took part in the interview.
Research results. The results of the questionnaire suggest that school physical education teachers understand the formation of physical education of personality, formation of individual conditions, fundamental to learning activities and increase of physical preparedness of school children as the main tasks of physical education.
Conclusions. Most teachers find the need for a differentiated approach to students during physical education, the use of constant monitoring of physical condition of students and they are convinced that the submitted «mechanisms» contribute to the individualization of motor exercises in physical education classes. Moreover, the analysis of the opinions of 7-10 year-old schoolchildren showed that they were mostly interested in the increase of their physical preparedness. Rather a considerable part of schoolchildren perform physical exercises, aimed at the improvement of health and appearance, a significant part of them are impressed by physical education lessons, after which their general state improves.
Keywords: primary school students, motivation, physical education classes, questioning of children, teacher interviewing.
References:
1. Abol'yanina S.G. Differentiated technology of physical education of children with different levels of physical fitness. Extended abstract of candidate's thesis. Khabarovsk, 2009, 24 p. (in Russian).
2. Arshinnik S.P. Content of Elements of Track and Field Cross in Physical Education of School Children. Fiziches-kaya kul'tura, sport - nauka i praktika [Physical Culture, Sport-Science and Practice], 2016, no. 1, pp. 25-31. (in Russian).
3. Vasenin G.A. Continuity of the process of physical education in a "full-time" school based on the system of large and small forms of classes. Candidate's thesis. Moscow, 2015, 228 p. (in Russian).
4. Vilenskaya T.E. Theory and technology of health saving in the process of physical education of children of primary school age. Extended abstract of candidate's thesis. Krasnodar, 2011, 19 p. (in Russian).
5. Deushev R.H. Development of coordination abilities taking into account the gender and age characteristics of students of 11-15 years of General education institutions. Candidate's thesis. Krasnodar, 2015, 264 p. (in Russian).
6. Zajchikov A.A. Personality-oriented approach in physical education of primary school children. Candidate's thesis. Ulan-Ude, 2010, 141 p. (in Russian).
7. Lyah V.I. Kompleksnaya programma fizicheskogo vospi-taniya uchashchihsya 1-11 klassovobshcheobrazovatel'noj shkoly: programmy obshcheobrazovatel'nyh uchrezhdenij [Comprehensive program of physical education of students of grades 1-11 of General education schools: programs of General education institutions]. Moscow: Pros-veshchenie, 2011, 128 p.
8. Pashkov G.N. Algorithm of development of individual educational trajectories of development of personal sports culture of younger schoolchildren. Materialy nauchnoj i nauchno-prakticheskoj konferencii professor-sko-prepodavatel'skogo sostava Kubanskogo gosudarst-vennogo universiteta fizicheskoj kul'tury, sporta i turizma (21-27 iyunya 2016 g., g. Krasnodar) [Materials of Scientific Scientific-Practical and Conference of The Teaching Staff of The Kuban State University of Physical Culture, Sport and Tourism (June 21-27, 2016, Krasnodar)]. Krasnodar: KGUFKST, 2016, pp. 225-227. (in Russian).
9. Pushkarskaya Yu.A., Aleksanyanc G.D., Imnaevthe Sh.A. Level of motivation of students to employments by a physical culture. Pedagogiko-psihologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury i sporta [Pedagogical-Psychological Medico-Biological Problems of Physical Culture and Sports], 2017, no. 2 (12), pp. 97-107. (in Russian).
10. Filippov A.S., Sergin A.S. Development of coordination abilities of children of primary school age at the lessons of physical culture with a gymnastic orientation.
Fizicheskaya kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka
[Physical Culture: Education, Education, Training], 2013, no. 1, pp. 29-31. (in Russian).
11. Firsin S.A. Ways to Modernize Physical Education in Secondary Schools. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta [Scientific Notes of The University. P.F. Lesgaft], 2014, no. 11 (117), pp. 159-162. (in Russian).
12. Chuprun N.F. Method of Formation of Coordination Abilities of Junior Schoolchildren in Physical Culture Classes With Elements of Choreography. Innovacii v ob-razovanii [Innovations in Education], 2014, no. 6, pp. 94103. (in Russian).
13. Abramishvili G.A., Karpov V.Y., Eremin M.V. The Technology of Differentiated Physical Education of Primary - Age Pupils. Asian Social Science. 2015, vol. 11, № 19, pp. 329-334.
Поступила / Received 15.01.2020 Принята в печать / Accepted 03.03.2020