Научная статья на тему 'Проблемы совершенствования физической подготовленности школьников'

Проблемы совершенствования физической подготовленности школьников Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1499
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНИКИ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / АНКЕТИРОВАНИЕ / ТЕСТИРОВАНИЕ / SCHOOL STUDENTS / PHYSICAL FITNESS / SURVEY / TESTING

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Суяров Хуршид Бахриддинович, Турсунов М. Т., Гафуров А. М.

Цель работы определить целесообразность анкетирования в тестировании физической подготовленности школьников. В работе приняли участие 48 учителей физической культуры. По результатам анкетного опроса 88% респондентов чувствуют любовь к детям и огромное желание поделиться знаниями. Положительное отношение к повторному выбору своей профессии отметили 57% респондентов. 75% ответили, что тестирование физических качеств способствует повышению успеваемости учащихся по физической культуре, а также ориентирует школьников на нормы (должный уровень) физического развития. Однако 96% считают, что программа по физической культуре рассчитана на среднего ученика, что в свою очередь не позволяет индивидуализировать процесс физической подготовки, использовать дифференцированный подход в обучении. 97% респондентов не согласны с тем, что на уроках физической культуры не нужно применять упражнения скоростно-силового характера. Кроме того, многие учителя не знают, какие упражнения развивают скоростно-силовые способности. Выявлено, что среди учителей физического воспитания до сих пор нет единого мнения по вопросам организации и проведения уроков физического воспитания в общеобразовательной школе, в связи с чем изучение данной проблемы является актуальным и требует дальнейшего всестороннего исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Суяров Хуршид Бахриддинович, Турсунов М. Т., Гафуров А. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of improvement of the physical preparedness of school students

Purpose of this work is to determine appropriateness of survey use for determination of physical readiness in school students. Participants are 48 physical culture teachers. According to survey results, 88% of respondents likes children and wants to share knowledge with them. Positive approach to repeated profession choice was seen in 57% of respondents. 75% feels that testing of physical fitness facilitates the progress increase of children in physical culture and guide them towards fitness norms. However, 96% state that physical training program is focused upon middle-level student, and so, don’t allow to use individual approach in training. 97% of respondents don’t consent with use of speed-power exercises in school physical training. Moreover, most teachers don’t understand, what means are needed for speed-power training. Lt is revealed that no consensus in teachers concerning orientation and design of physical training lessons; consequently, this problem is actual and requires further thorough investigation.

Текст научной работы на тему «Проблемы совершенствования физической подготовленности школьников»

ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ

ШКОЛЬНИКОВ

Х.Б. СУЯРОВ, М.Т. ТУРСУНОВ, А.М. ГАФУРОВ, Узбекский государственный институт физической культуры, г. Ташкент

Аннотация

Цель работы - определить целесообразность анкетирования в тестировании физической подготовленности школьников. В работе приняли участие 48 учителей физической культуры. По результатам анкетного опроса 88% респондентов чувствуют любовь к детям и огромное желание поделиться знаниями. Положительное отношение к повторному выбору своей профессии отметили 57% респондентов. 75% ответили, что тестирование физических качеств способствует повышению успеваемости учащихся по физической культуре, а также ориентирует школьников на нормы (должный уровень) физического развития. Однако 96% считают, что программа по физической культуре рассчитана на среднего ученика, что в свою очередь не позволяет индивидуализировать процесс физической подготовки, использовать дифференцированный подход в обучении. 97% респондентов не согласны с тем, что на уроках физической культуры не нужно применять упражнения скоростно-силового характера. Кроме того, многие учителя не знают, какие упражнения развивают скоростно-силовые способности. Выявлено, что среди учителей физического воспитания до сих пор нет единого мнения по вопросам организации и проведения уроков физического воспитания в общеобразовательной школе, в связи с чем изучение данной проблемы является актуальным и требует дальнейшего всестороннего исследования.

Ключевые слова: школьники, физическая подготовленность, анкетирование, тестирование.

Abstract

Purpose of this work is to determine appropriateness of survey use for determination of physical readiness in school students. Participants are 48 physical culture teachers. According to survey results, 88% of respondents likes children and wants to share knowledge with them. Positive approach to repeated profession choice was seen in 57% of respondents. 75% feels that testing of physical fitness facilitates the progress increase of children in physical culture and guide them towards fitness norms. However, 96% state that physical training program is focused upon middle-level student, and so, don’t allow to use individual approach in training. 97% of respondents don’t consent with use of speed-power exercises in school physical training. Moreover, most teachers don’t understand, what means are needed for speed-power training. It is revealed that no consensus in teachers concerning orientation and design of physical training lessons; consequently, this problem is actual and requires further thorough investigation.

Key words: school students, physical fitness, survey, testing.

Совершенствование физической подготовленности школьников осуществляется на специально организованных занятиях физической культурой. Физическая культура является учебным предметом, предусмотренным учебным планом во всех классах общеобразовательной школы. Содержание предмета регламентируется государственной программой, а практическая реализация осуществляется учителями физического воспитания на уроках физической культуры [1, 2, 3].

Целью констатирующего эксперимента являлось определение целесообразности проведения анкетирования для изучения физической подготовленности, и в частности скоростно-силовой подготовки школьников.

Анкетирование является универсальным способом исследования, так как позволяет охватить большое количество респондентов, одновременно рассматривать довольно широкий круг вопросов и делать значительные

обобщения. Анкетирование было проведено в 22 общеобразовательных школах г. Ташкента среди 48 учителей физической культуры. В анкетировании приняли участие все учителя с высшим образованием с опытом работы от 3-х и более лет, 12 из них имеют разряд МС по видам спорта.

Искусство физического воспитания имеет свои значительные особенности, но почти всем (кроме специалистов в данной области) оно кажется делом знакомым, понятным и даже легким. И тем легче и понятнее оно кажется, чем менее человек с ним знаком, как в теоретическом, так и в практическом плане. Многие признают, что процесс воспитания требует значительного терпения, некоторые думают, что для этого необходимы специальные знания. В действительности же труд учителя очень нелегок. Напрашивается вопрос: что же привлекает в преподавательской деятельности? По результатам анкетного опроса

ШШ)

можно констатировать, что 88% респондентов привлекают любовь к детям и огромное желание поделиться знаниями. Очевидно, о таких увлеченных учителях говорил Л.Н. Толстой: «Если учитель соединяет в себе любовь к делу и ученикам, он совершенный учитель».

Работа учителя многогранна, и не секрет, что в денежном исчислении результат не зависит от качества и эффективности его деятельности. Однако 72% респондентов очень довольны своей профессией и работой в качестве учителя физической культуры.

На вопрос: «Если ли бы вам пришлось заново выбирать профессию, повторили бы вы свой выбор?» - 43% ответили неопределенно, но положительное отношение к повторному выбору своей профессии отметило большинство респондентов - 57%.

Продолжая данную тему, на вопрос анкеты: «Ваше мнение по поводу - учитель физкультуры обязательно должен...» - многие респонденты, что составляет 30%, дописали такой вариант ответа: «уметь устанавливать контакты, доверительные отношения с родителями». Такое же количество респондентов ответило: «быть технически “подкованным” по нескольким видам спорта». По 15% респондентов ответили: «должен обладать большим физическим потенциалом» и «владеть глубокими теоретическими знаниями». 10% респондентов ответили: «уметь судить соревнования». Мнения респондентов столь различны, по-видимому, в связи с тем, что профессия учителя физической культуры весьма многогранна.

Анкетирование показало, что 32% специалистов в области физической культуры и спорта считают целесообразным проводить тестирование физической подготовленности учащихся 2 раза в год (в начале и в конце учебного года). 30% считают необходимым проведение 3-разового контроля за уровнем физической подготовленности учащихся в течение учебного года. 28% опрошенных считают, что контроль за физической подготовленностью учащихся нужно проводить по необходимости и каких-либо рамок и ограничений в данном аспекте быть не должно, а 10% респондентов вообще не считают необходимым тестировать школьников. Однако большинство респондентов (75%) ответило, что тестирование физических качеств способствует повышению успеваемости учащихся по физической культуре, а также ориентирует школьников на нормы (должный уровень) физического развития в каждом возрастном аспекте, от чего во многом зависит состояние здоровья и самочувствие детей. Опрос учителей ФК, работающих с детьми младшего школьного возраста, показал, что только 25% из них отдают предпочтение использованию тестов национальной программы «Алпомыш» и «Барчиной» [4].

Практически все респонденты (96%) отметили, что программа по физической культуре, по их мнению, рассчитана на среднего ученика, что в свою очередь не позволяет индивидуализировать процесс физической подготовки, использовать дифференцированный подход в обучении. Поэтому отстающие в физическом развитии и физической подготовленности дети не имеют возможности догнать более развитых сверстников.

Важно отметить, что младший школьный возраст является сенситивным периодом для развития скоростносиловых качеств. На вопрос: «Используете ли вы в своих уроках упражнения для развития скоростно-силовых качеств школьников?» - все респонденты, что составляет 100%, ответили положительно. Однако на следующий вопрос анкеты, где необходимо было определить, какие качества играют ведущую роль в скоростно-силовой подготовке детей младшего школьного возраста, многие респонденты ответили неадекватно. Становится очевидным, что большинство учителей не обладает достаточным уровнем теоретических знаний по данному вопросу.

В анкетировании, как уже отмечалось, мы использовали вопросы, различные по форме, функциям и содержанию. Наряду с этим мы использовали в анкете вопрос-ловушку, который звучит так: «Знакомы ли вы с научным трудом Н. Тастанова “Проблемы скоростно-силовой подготовки детей младшего школьного возраста в процессе физического воспитания”?» (в действительности этот труд не существует). При ответе на данный вопрос мнения респондентов разделились поровну - 50 на 50%. Используя демографическую часть, мы определили, что опытные учителя - 30 чел., что составляет 62,5%, стаж работы которых 10 лет и более, ответили честно, что не знакомы с данным научным трудом. Молодые учителя, составляющие 37,5%, опыт работы которых не превышает 5 лет, решили приукрасить уровень своего теоретического образования и ответили «да» на вопрос-ловушку. Далее: для тех, кто «попал» в «ловушку», конкретизируется вопрос и уточняется, какой именно раздел (несуществующего) труда больше заинтересовал наших респондентов? Получены следующие данные: 55,6% респондентов ответили, что им понравился раздел «Скоростно-силовая подготовка младших школьников»; 33,3% заинтересовал раздел «Функциональная подготовка» и 11,1% заострили свое внимание на разделе «ОФП в процессе физического воспитания».

Продолжая рассматривать полученные результаты, остановимся на одном из ключевых вопросов основной части анкеты: «В каком виде спорта, по вашему мнению, нужна скоростно-силовая подготовка?» На данный вопрос 21% респондентов ответил: легкая и тяжелая атлетика, футбол; 32% ответили: бокс, виды борьбы, спортивное плавание; 47% респондентов ответили: во всех видах спорта.

Далее рассмотрим более детально вопросы, касающиеся скоростно-силовой подготовки, опираясь на возрастной аспект развития скоростно-силовых качеств. Исходя из полученных данных можно констатировать следующее: 36% респондентов считают, что развивать скоростно-силовые качества целесообразно в возрасте 11-12 лет; 43% ответили - в 12-13 лет и 21% предполагает, что данные качества необходимо начинать развивать в возрасте 8-9 лет.

На условный вид вопроса («провокационный» вопрос о ненужности скоростно-силовых упражнений) 97% респондентов ответили, что «не согласны» с тем, что на уроках физической культуры не нужно применять упражнения скоростно-силового характера. Только 3%

(Ш)

опрошенных «согласны» с высказанным мнением. Если учесть тот факт, что абсолютное большинство респондентов (97%) считают упражнения для развития скоростносиловых качеств необходимым разделом программы по физической культуре в школе, то становится очевидной необходимость следующего вопроса, полученные данные на который можно трактовать следующим образом. 62% считают, что целесообразно развивать скоростно-силовые качества в основной части урока, в подготовительной -26%, в заключительной - 9% и 3% считают, что во вводной и в промежуточной части. Таким образом, в соответствии с полученными анкетными данными можно констатировать, что 3% респондентов характеризуются профессиональной некомпетентностью, отсутствием элементарных теоретических знаний, что не может не отразиться на качестве процесса физического воспитания.

Следующий вопрос анкеты позволяет более детально рассмотреть изучаемый аспект. Мы получили следующие данные: 21% респондентов считает, что наиболее целесообразно проводить занятия скоростно-силового характера в I и IV четвертях учебного года. По всей вероятности, к выбору данного ответа побудило респондентов то, что основным разделом программы в этих четвертях является легкая атлетика. Из общего числа опрошенных 30% респондентов выбрали II и III четверть, по-видимому, свой ответ они ассоциировали также с учебной программой, где в данных четвертях в настоящее время в школах республики проводятся спортивные и подвижные игры. 47% специалистов ответили, что для эффективности процесса обучения необходимо круглогодично использовать в занятиях упражнения скоростно-силового характера. Менее квалифицированные специалисты (2%) ответили, что лучше использовать эти упражнения «на летних каникулах». В данном случае такой ответ можно объяснить невнимательностью при чтении вопроса. Безусловно, при ответах на вопросы необходима концентрация внимания, собранность, логическое мышление. По ответам на вопросы анкеты можно не только узнать о состоянии исследуемой проблемы в практике, но и проанализировать эффективность деятельности учителя физической культуры.

Используя в анкете дихотомический вопрос, мы определили, что 95,8% респондентов используют в процессе уроков физической культуры упражнения для развития скоростно-силовых качеств школьников. И только 2 респондента, что составляет 4,2% от общего количества опрошенных, отрицательно ответили на данный вопрос. Предоставив возможность респондентам распределить время на скоростно-силовую подготовку в зависимости от возраста учащихся, мы получили следующие данные. 37% респондентов считают, что в младшем школьном возрасте на скоростно-силовую подготовку необходимо отводить 15-25% времени урока; 23% респондентов отводят 50% времени урока; 21% респондентов - более 50% времени урока; 15% респондентов - менее 10% времени урока и 4% из числа опрошенных отвели 10-15% времени урока. В средних классах 42% респондентов отводят 50% времени урока, 28% респондентов - более 50% времени урока, 15% респондентов - 15-25% времени урока, 10%

респондентов - 10-15% времени урока и 5% респондентов - менее 10% времени урока. В старших классах 35% респондентов отводят на ССП более 50% времени урока, 21% респондентов - 15-25% времени урока, 18% респондентов - 50% времени урока, 14% респондентов -10-15% времени урока и 12% респондентов отводят менее 10% времени урока.

И вновь мы задали дихотомический вопрос: «Используете ли вы средства контроля уровня физической подготовленности учащихся?», на который положительно ответили 88% респондентов. Полученные данные могут характеризовать квалификацию, педагогическое мастерство и результат деятельности учителей.

С учетом вышеизложенного приведем полученные данные при ответе на вопрос: «Какие упражнения вы используете для развития скоростно-силовых качеств учащихся?» 53% респондентов ответили - бег 100 м, прыжки в высоту с разбега и челночный бег; 34% респондентов ответили - метание теннисного мяча, прыжки в длину с места и 13% - отжимания и кросс 1000 м. На наш взгляд, некоторые учителя недостаточно верно ориентируются в развитии комбинированных качеств, в частности, путают скоростно-силовые качества и силовую выносливость.

При управлении формированием физических качеств следует иметь в виду влияние упражнений на развитие того или иного качества. Поэтому в следующем вопросе мы предложили ответить, в каких упражнениях (из перечисленных в списке) наиболее наглядно проявляются скоростно-силовые качества? Ответы выглядели следующим образом: 31% респондентов отметил метание набивного мяча, бег на 15 м с места и подтягивание на перекладине; 42% респондентов - прыжки в глубину, прыжки через скакалку, бег с барьерами, прыжки со скакалкой; 27% - отжимания и выполнение гимнастического мостика на время.

На основной вопрос нашей анкеты, который звучит так: «Знакомо ли вам упражнение - прыжки в глубину?» - невероятно, но факт: 90% респондентов ответили отрицательно, хотя в предыдущем вопросе 42% респондентов ответили, что в упражнениях «прыжки в глубину» наиболее наглядно проявляются скоростно-силовые качества. Объяснением данной ситуации может служить некомпетентность учителей, неопытность, растерянность, несобранность, так как часть наших респондентов являются вчерашними выпускниками и опыта работы у них еще маловато. Конечно, термин «прыжки в глубину» употребляется в практике не очень часто, хотя является доступным и широко распространенным упражнением.

Далее для тех, кому известно упражнение «прыжки в глубину», мы адресовали наш следующий вопрос, дополняющий основной. Было определено, что 48% респондентов считают, что прыжки в глубину способствуют развитию скоростно-силовых качеств, 22% считают, что данное упражнение способствует развитию ловкости; 13% объединили в данном упражнении координационные качества и скоростную выносливость; 17% респондентов ответили, что прыжки в глубину способствуют развитию силовой выносливости и гибкости.

ШШ)

На следующий вопрос нашей анкеты: «Знаком ли вам термин взрывная сила?» - положительно ответили 94,6% респондентов. На вопрос (последний из основной части анкеты): «Выберите определение, которое, на ваш взгляд, характеризует взрывную силу» - правильно ответили только 15% респондентов. Перепутали определения, характеризующие взрывную силу и максимальную силу, 54% респондентов, 31% спутал определение силовой выносливости со взрывной силой.

В результате проведенного анкетирования было выявлено, что среди учителей физического воспитания до сих пор нет единого мнения по вопросам организации и проведения уроков физического воспитания в обще-

образовательной школе, в связи с чем изучение данной проблемы является актуальным и требует дальнейшего всестороннего исследования. Дальнейшего совершенствования требует и система подготовки учителей физического воспитания в высших учебных заведениях.

Результаты наших исследований позволили выявить ряд важных вопросов, связанных с проблемой совершенствования физической подготовленности школьников. Полученные данные подтвердили большое значение уроков физического воспитания в обеспечении гармонического физического развития школьников, их всесторонней физической подготовленности, в создании прочной базы для достижения высоких спортивных результатов.

Литература

1. Ашмарин Б.Н. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. - М.: ФиС, 1978. - 223 с.

2. Виленский М.Я., Сафин Р.С. Профессиональная направленность физического воспитания студентов педагогических специальностей. - М.: «Высшая школа», 1989. - 160 с.

3. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. - М.: Университет, 2002. - 296 с.

4. Керимов Ф.А. Спорт сохасидаги илмий тадкикот-лар. - Ташкент: «ZAR QALAM», 2004. - 336 с.

References

1. Ashmarin B.N. Theory and methods of the pedagogical studies in physical training. - M.: FIS,1978. - 223 p.

2. Vilenskiy M.Ja, Safin R.S. Professional directivity of the physical education student of pedagogical specialities. - M.: High school, 1989. - 160 p.

3. Devyatko I.F. Methods of sociological studies. - M University, 2002. - 296 p.

4. Kerimov F.A. The Sport sohasidagi ilmiy tadkikotlar. -Tashkent: «ZAR QALAM», 2004. - 336 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.