4. Столяров, В.И. Личностно-ориентированное комплексное физическое воспитание школьников : монография / В.И. Столяров, С.А. Фирсин. - Саратов : Издательский Центр «Наука», 2017. - 192 с.
5. Столяров, В.И. Методы личностно-ориентированного комплексного физического воспитания школьников : монография / В.И. Столяров, С.А. Фирсин. - Саратов : Издательский Центр «Наука», 2017. - 272 с.
6. Фирсин, С.А. Современная комплексная система физического воспитания детей и молодежи / С.А. Фирсин // Успехи современной науки. - 2017. - Т. 1, № 1. - С. 51-53.
REFERENCES
1. Vorona, A.A. (2019), "Hypodynamia - a disease of our time", International School Scientific Bulletin, No. 3-3, pp. 281-287.
2. Cardozo, V.M., Fernandes, D.M. and Bakytzhaniva, АБ.А.Е (2014), "Hypodynamia is a disease of civilization", Bulletin of Medical Internet Conferences, Vol. 4, Issue 5, available at: https://medconfer.com/files/archive/2014-05/2014-05-35-T-3836.pdf.
3. Stolyarov, V.I. (1998), "Philosophical and cultural analysis of physical culture", Problems of philosophy, No. 4, pp. 78-91.
4. Stolyarov, V.I. and Firsin, S.A. (2017), Personally oriented complex physical education of schoolchildren: monograph, Publishing Center "Nauka", Saratov.
5. Stolyarov, V.I. and Firsin, S.A. (2017), Methods ofpersonality-oriented complex physical education of schoolchildren: monograph, Publishing Center "Nauka", Saratov.
6. Firsin S.A. (2017), "The modern complex system of physical education of children and youth", Progress in Modern Science, No. 1, Vol. 1, pp. 51-53.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 14.03.2020
УДК 796.011
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СТОИМОСТЬ ПОДВОДЯЩИХ УПРАЖНЕНИЙ В ПОДГОТОВКЕ ЮНОШЕЙ К ВЫПОЛНЕНИЮ ИСПЫТАНИЙ СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ КОМПЛЕКСА ГТО
Алексей Валерьевич Фурсов, кандидат педагогических наук, доцент, Николай Иванович Синявский, доктор педагогических наук, профессор, Татьяна Анатольевна Парфенова, старший преподаватель, Николай Николаевич Синявский, аспирант, Сургутский государственный педагогический университет, Тюменский индустриальный
университет
Аннотация
В работе представлены результаты исследований функциональных показателей у обучающихся 11 классов при выполнении подводящих упражнений силового учебно-тренировочного модуля на уроках физической культуры в подготовке к выполнению нормативов Комплекса ГТО. Методы исследования: лабораторное оборудование «Garmin Vivosport» и программа для анализа данных «Garmin Express», показатели анализировались по всем испытуемым по ЧСС (уд/мин); максимальным значениям и среднему ЧСС (уд/мин); удельного веса работы в зонах интенсивности: в I - 101-120 уд/мин, во II - 121-140 уд/мин, в III - 141-161 уд/мин, в IV - 162-181 уд/мин. Результаты исследования: полученные данные функциональной стоимости подводящих упражнений позволяют оценить оптимальность дозирования физических нагрузок и подобрать оптимальный двигательный режим подводящих упражнений для совершенствования силовых способностей на уроках физической культуры.
Ключевые слова: юноши 16-17 лет, функциональная стоимость, подводящие упражнения, силовые способности, норматив комплекса ГТО.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.3.p463-467
FUNCTIONAL COST OF LEAD-UP EXERCISES IN PREPARING YOUNG MEN TO PERFORM POWER ABILITY TESTS OF THE GTO COMPLEX
Alexey Valerievich Fursov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Nikolay Ivanovich Sinyavskiy, the doctor of pedagogical sciences, professor, Tatyana Anatolyevna Parfenova, the senior teacher, Nikolay Nikolaevich Sinyavskiy, the post-graduate student, Surgut State Pedagogical University, Tyumen Industrial University
Abstract
The article presents the results of the studies of the functional indicators among the 11th grade students while performing the lead exercises of the strength training module during the physical education lessons in preparation for fulfilling the standards of the GTO Complex. Research methods: Garmin Vi-vosport laboratory equipment and Garmin Express data analysis software. The results of the study. The indicators for all subjects were analyzed: according to heart rate of performing all leading exercises (beats/min); maximum heart rate (bpm); average heart rate; the proportion of work in the main intensity zones: in the I zone - 101-120 beats/min, in the II zone - 121-140 beats/min, in the III zone - 141-161 beats/min, in the IV zone - 162-181 beats/min. Conclusion. The obtained data on the functional cost of lead-up exercises make it possible to assess the optimal dosage of physical exertion and select the optimal motor regime for lead-up exercises to improve strength abilities in physical education lessons.
Keywords: boys 16-17 years old, functional value, lead-up exercises, strength abilities, standard of the GTO complex.
ВВЕДЕНИЕ
Нормативы ВФСК ГТО предусматривают у юношей в возрасте 16-17 лет обязательные испытания с оценкой силовых способностей в испытаниях (тестах) подтягивание на высокой перекладине или рывок гири 16 кг. Не смотря на регулярность применения данных тестирующих упражнений на уроках физической культуры, при выполнении данных видов испытаний (тестов) на знак отличия выполняют лишь около 30% обучающихся общеобразовательных организаций [1, 4]. При внедрении силового модуля на уроках физической культуры образовательно-тренирующей направленности важно учитывать дозирование данных упражнений с целью положительного влияния на развитие двигательных способностей обучающихся. Так кроме количественной оценке интенсивности воздействия нагрузки, необходимо учитывать показатели суммарной пульсовой стоимости упражнения [2, 3, 5].
Цель исследования: определить функциональную стоимость по ЧСС подводящих упражнений к выполнению испытаний силовых способностей у юношей 16-17 лет по программе V ступени Комплекса ГТО, в соответствии с классификацией нагрузок по зонам интенсивности.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
С целью определения функциональной стоимость подводящих упражнений по ЧСС в подготовке к выполнению испытания (теста) на развитие силовых способностей у юношей 16-17 лет применялось лабораторное оборудование «Garmin Vivosport» и программа для анализа данных «Garmin Express». При помощи датчиков «Garmin Vivosport» выявлялась реакция ЧСС (уд/мин) испытуемых на физическую нагрузку, вызванную разработанными упражнениями силового модуля подводящих упражнений, применяемых на уроках физической культуры с образовательно-тренирующей направленностью при подготовке к выполнению нормативов Комплекса ГТО. После подключения датчиков «Garmin Vivosport» к программе для анализа данных «Garmin Express» через облачный онлайн сервис показатели обрабатывались по испытуемым. Были получены данные ЧСС (уд/мин) по всем подводящим упражнениям силового модуля, выявлены максимальные
значения ЧСС (уд/мин), средняя ЧСС и удельный вес работы в основных зонах интенсивности по всем испытуемым.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Для определения функциональную стоимость по ЧСС подводящих упражнений для подготовки к выполнению испытания (теста) на развитие силовых способностей у юношей 16-17 лет был смоделированы условия образовательного процесса урока физической культуры образовательно-тренирующей направленности. Упражнение выполнялось индивидуально для испытуемых. Условиями реализации нагрузки послужили следующие параметры: общее количество серий, общее количество повторений, отдых между подходами. Отдельно по каждому подходу фиксировались: количество движений, продолжительность исполнения. Во время выполнения подводящих упражнений датчиками «Garmin Vivosport» регистрировались показатели ЧСС, а затем в программе анализа данных «Garmin Express» были определены по всем испытуемым средние и максимальные значения ЧСС каждой серии, которые представленные в таблице 1.
Таблица 1 - Характеристика силового модуля выполнения подводящих упражнений на уроке физической культуре при подготовке обучающихся к выполнению испытания V ступени Комплекса ГТО_
№ Название игры, упражнения Время, мин. ЧСС, уд./мин.
1 серия 2 серия 3 серия Среднее значение Макс. значение
1 В упоре лежа переступанием на руках (вправо, влево) описать круг, ноги в центре круга 127,3±12,4 131,6±9,6 132,5±10,4 130,4±10,8 143
2 Передвижение на руках ногах в упоре лежа сзади описать круг, ноги в центре 129,6±9,7 133,8±8,2 134,2±9,5 132,5±9,1 144
3 В упоре лежа передвижение на руках вперед 135,8±10,9 136,2±12,3 134,2±11,6 135,4±11,6 149
4 В упоре лежа, ноги в руках партнера, передвижение вперед 135,0±11,9 133,1±12,3 134,6±13,3 134,2±12,5 147
5 В упоре лежа передвижение на руках вперед (10 переступаний) и сгибание-разгибание рук в упоре лежа (5-10 раз) 147,5±10,3 142,2±12,9 148±11,2 145,9±11,5 159
6 В упоре лежа, одновременным толчком рук передвижение (в право/лево) по кругу, ноги в центре обозначенного круга 137,8±8,9 140,9±10,9 136,1±9,5 138,3±9,8 152
7 «Каракатица» лицом в перед 128,4±8,6 131,3±10,6 130,6±9,3 130,1±9,5 142
8 В упоре лежа, лицом к координационной лестнице (продольно), Передвижение вправо/влево за счет одноименной перестановки рук - ног (длина лестниц ы 6-8 м) 144,7±10,6 147,2±11,6 143,8±10,1 145,2±10,8 159
9 В упоре лежа, лицом к координационной лестнице (продольно), Последовательная перестановка рук и ног за пределы лестницы и возвращение в исходное положение на следующей ячейке 139,9±11,6 137,3±13,1 138,8±12,3 138,7±12,3 152
10 В упоре лежа, лицом к координационной лестнице (продольно), переставляя (правую/левую) в следующую ячейку, выполнить упор стоя согнувшись, переставляя другую в ячейку выполнить упор лежа (длина 6-8 м) 137,3±10,3 136,9±9,6 138,7±10,9 137,6±10,3 150
Упражнения, представленные в таблице, выполнялись в 3 подхода по 30 секунд, отдых между сериями 30 секунд. Частота сердечных сокращений (ЧСС) фиксировалась в среднем по всем испытуемым. Средние значение ЧСС в выполнении упражнения под номером семь составило 130,1±9,5 и максимальное значение пульсовой стоимости составило 142 уд/мин.
ISO 160 140 120 100 80 60 40 20
о о о о о о
О О О О О О тН
u"| *£} г^
оооооооооооооооооооооооооооооооо
I
Рисунок 1 - Пульсометрия силового модуля выполнения подводящих упражнений на уроке физической культуре при подготовке обучающихся к выполнению испытаний Комплекса ГТО
В результате исследования были выявлены наиболее энергозатратные упражнения в упоре лежа передвижение на руках вперед (10 переступаний) и сгибание-разгибание рук в упоре лежа (5-10 раз), в упоре лежа, лицом к координационной лестнице (продольно), Передвижение в право/лево за счет одноименной перестановки рук - ног (длина лестницы 6-8 м). Средние значение ЧСС в выполнении упражнения составило 145,9±11,5 и максимальное значение пульсовой стоимости составило 159 уд/мин.
IV зона (162-181 уд./мин.) | 0% III зона (141-161 уд./мин.)
21%
II зона (121-140 уд./мин.)
39%
I зона (101-120 уд./мин.)
0%
5%
10%
15%
20%
25%
30%
35%
37%
40% 45%
Рисунок 2 - Распределение нагрузки по зонам интенсивности силового модуля выполнения подводящих упражнений на уроке физической культуре
Распределение нагрузки по зонам интенсивности силового модуля выполнения подводящих упражнений на уроке физической культуре представлено на рисунке 2.
ВЫВОД
В ходе исследования было выявлено, что функциональная стоимость подводящих упражнений в подготовки юношей к выполнению нормативов направленных на проверку силовых способностей Комплекса ГТО носит регулируемый характер. Полученные данные пульсовой стоимости подводящих упражнений позволяют подбирать оптимальные мышечные нагрузки для поддержания физической работоспособности, и рекомендуется применять на уроках физической культуры при подготовке юношей к выполнению испытаний (тестов) Комплекса ГТО, оценивающих уровень развития силовых способностей.
0717101016031086070509116709096809110509040309040206050001051510001406011311070010084811110605102105052703132700053911051009670910050405050505
ЛИТЕРАТУРА
1. Всероссийскому физкультурно-спортивному комплексу «Готов к труду и обороне» 5 лет: достижения, проблемы, перспективы / С.П. Аршинник, Г.Н. Дудка, К.В. Малашенко, М.Ю. Пушкарный, В.И. Тхорев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 12 (178).
- С. 26-37.
2. Веселкин, М.С. Функциональная стоимость основных средств тренировки юных легкоатлетов / М.С. Веселкин, А.В. Лазуткин // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2019. - № 2. - С. 32-34.
3. Михель, О.И. Функциональная стоимость подвижных игр для подготовки обучающихся к выполнению нормативов ГТО I ступени / О.И. Михель, Н.И. Синявский, А.В. Фурсов // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. - 2019. - Т. 4, № 4. - С. 77-84.
4. Синявский, Н.И. Физическая подготовленность школьников на основе выполнения нормативов комплекса ГТО / Н.И. Синявский, Н.Н. Синявский // Инновационные технологии в системе спортивной подготовки, массовой физической культуры и спорта : сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Санкт-Петербург, 2019. - С. 197-201.
5. Филатова, Н. П. Анализ пульсовой стоимости тренировочных заданий ледовой подготовки хоккеистов 16-17 лет / Н.П. Филатова, О.Н. Кудря, М.И. Мелентьев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 5 (159). - С. 283-288.
REFERENCES
1. Arshinnik, S.P., Dudka, G.N., Malashenko, K.V., Pushkarny, M.Yu. and Tkhorev, V.I. (2019), "All-Russian sports complex "Ready for work and defense" 5 years: achievements, problems, prospects", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 12 (178), pp. 26-37.
2. Veselkin, M.S. and Lazutkin, A.V. (2019), "Functional cost of fixed assets for training young athletes", Physical education: education, training, No. 2, pp. 32-34.
3. Mikhel, O.I. Sinyavskiy, N.I. and Fursov, A.V. (2019), "Functional cost of outdoor games for preparing students to fulfill the standards of the TRP I stage", Physical Culture. Sport. Tourism. Motor recreation, No. 4, pp. 77-84.
4. Sinyavskiy, N.I. and Sinyavskiy, N.N. (2019), "Physical fitness of schoolchildren on the basis of fulfilling the standards of the TRP complex", Innovative technologies in the system of sports training, mass physical education and sports. The collection of materials of the All-Russian scientific-practical conference with international participation, St. Petersburg, pp.197-201.
5. Filatova, N.P., Kudrya, O.N. and Melentiev, M.I. (2018), "Analysis of the pulse value of training tasks for ice training of hockey players 16-17 years old", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 5 (159), pp. 283-288.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 12.03.2020
УДК796.011.3
ИЗУЧЕНИЕ МОТИВОВ ЗАНЯТИЙ ИГРОВЫМИ ВИДАМИ СПОРТА И ЕДИНОБОРСТВАМИ СТУДЕНТОВ ВО ВРЕМЯ ПРОХОЖДЕНИЯ ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
Гузель Фердинантовна Хамидуллина, доцент, Марина Валентиновна Питеркина,
старший преподаватель, Алла Геннадьевна Пророкова старший преподаватель, Казанский национальный исследовательский технологический университет
Аннотация
Цель исследования - изучение интересов и мотивация студентов, выбравших занятия элективными курсами игровых видов спорта и единоборствами. Методика и организация исследования
- проведено анкетирование 40 студентов 3 курса Казанского национального исследовательского технологического университета. Результаты исследования и их обсуждение - в результате анкетно-