Научная статья на тему 'Содержание уроков физической культуры образовательно-тренировочной направленности'

Содержание уроков физической культуры образовательно-тренировочной направленности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1252
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТИПЫ УРОКОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / ХРОНОМЕТРАЖ И ПУЛЬСОМЕТРИЯ УРОКА / РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ / TYPES OF PHYSICAL EDUCATION / TIMING AND PULSE-BEATING OF LESSON / DEVELOPMENT OF MOTOR SKILLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Синявский Николай Иванович, Садыков Руслан Ильтизарович

Раскрывается разработанная модель урока физической культуры образовательно-тренировочной направленности на основе принципов спортивной тренировки способствующая развитию двигательных способностей у юношей. Представлены материалы содержания экспериментального исследования пульсовых профилей нагрузок на уроках физической культуры образовательно-тренировочной направленности на основе принципов спортивной тренировки способствующих развитию двигательных способностей у юношей. В результате исследования установлено, что характер воздействия содержания уроков физической культуры образовательно-тренировочной направленности на основе принципов спортивной тренировки способствует развитию двигательных способностей юношей в экспериментальной группе, в этой группе улучшились показатели, характеризующие общую выносливость, скоростно-силовые, скоростные, силовые способности, в сравнении с юношами контрольной группы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Синявский Николай Иванович, Садыков Руслан Ильтизарович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Content of the physical training lessons with educational-training orientation

The author has presented the substantiation of the types of the lessons of physical culture. The developed model of the lessons of physical culture with educational and training direction focused on the development of motor abilities among the young men is revealed in the article. The materials of the pilot research of pulse profiles loads are presented at the lessons of physical training aimed at the developing of motor skills among the young men. As a result of research it has been established that character of influence of the content of lessons of physical training with education-training orientation on the basis of principles of sports training promotes development of motor abilities among the young men in experimental group, in this group the indicators, characterizing the general endurance, high-speed -power, high-speed, power abilities, in comparison with young men of control group, have improved.

Текст научной работы на тему «Содержание уроков физической культуры образовательно-тренировочной направленности»

УДК 373.5.016

СОДЕРЖАНИЕ УРОКОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОТРЕНИРОВОЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Николай Иванович Синявский, доктор педагогических наук, профессор,

Руслан Ильтизарович Садыков, аспирант,

Сургутский государственный педагогический университет (СурГПУ)

Аннотация

Раскрывается разработанная модель урока физической культуры образовательнотренировочной направленности на основе принципов спортивной тренировки способствующая развитию двигательных способностей у юношей. Представлены материалы содержания экспериментального исследования пульсовых профилей нагрузок на уроках физической культуры образовательно-тренировочной направленности на основе принципов спортивной тренировки способствующих развитию двигательных способностей у юношей.

В результате исследования установлено, что характер воздействия содержания уроков физической культуры образовательно-тренировочной направленности на основе принципов спортивной тренировки способствует развитию двигательных способностей юношей в экспериментальной группе, в этой группе улучшились показатели, характеризующие общую выносливость, скоростносиловые, скоростные, силовые способности, в сравнении с юношами контрольной группы.

Ключевые слова: типы уроков физической культуры, хронометраж и пульсометрия урока, развитие двигательных способностей.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2012.04.86.p137-141

CONTENT OF THE PHYSICAL TRAINING LESSONS WITH EDUCATIONAL-

TRAINING ORIENTATION

Nikolay Ivanovich Sinyavskiy, the doctor of pedagogical sciences, professor,

Ruslan Iltizarovich Sadykov, the post-graduate student,

Surgut State Pedagogical University

Annotation

The author has presented the substantiation of the types of the lessons of physical culture. The developed model of the lessons of physical culture with educational and training direction focused on the development of motor abilities among the young men is revealed in the article. The materials of the pilot research of pulse profiles loads are presented at the lessons of physical training aimed at the developing of motor skills among the young men.

As a result of research it has been established that character of influence of the content of lessons of physical training with education-training orientation on the basis of principles of sports training promotes development of motor abilities among the young men in experimental group, in this group the indicators, characterizing the general endurance, high-speed -power, high-speed, power abilities, in comparison with young men of control group, have improved.

Keywords: types of physical education, timing and pulse-beating of lesson, development of motor

skills.

ВВЕДЕНИЕ

В условиях общеобразовательной школы естественная потребность юношей в движении не удовлетворяется [4,5]. В связи с тем, что не только основной, но и наиболее распространенной организационной формой физического воспитания юношей остается модель урока физической культуры, одним из перспективных направлений совершенствования физического воспитания является его спортизация [3].

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для достижения цели и решения поставленных задач был использован комплекс

теоретических методов исследования (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.), эмпирических методов исследования (наблюдение, пульсометрия и хронометраж уроков физической культуры, тестирование физической подготовленности, физического развития, педагогический эксперимент) и аппаратурных средств («монитор ЧСС Polar F6» производства фирмы «Полар», Финляндия), а также методы математико-статистической обработки экспериментальных данных. Педагогический эксперимент реализовывали на базе общеобразовательных учреждений г. Сургута с 2007 по 2011 годы. На констатирующем этапе эксперимента приняли участие 100 юношей, на формирующем этапе эксперимента (12 юношей в экспериментальной группе и 12 юношей в контрольной группе). В основу содержания уроков физической культуры направленных на развитие двигательных способностей у юношей, положены принципы спортивной тренировки с применением микроциклов в планировании использования средств физических упражнений на протяжении четвертей по разделам программы. В экспериментальной группе на уроки образовательно-тренировочной направленности отводилось 70% и 30% образовательнообучающей направленности. Как показали данные хронометрирования и регистрация частоты сердечных сокращений, уроки с образовательно-обучающей направленностью по типу комплексных с решением нескольких педагогических задач [6] (где одна из задач была направлена на развитие силовых способностей) характеризовались относительно невысокой функциональной активностью сердечнососудистой системы. Средняя частота сердечных сокращений (ЧСС) находилась в пределах 123 уд/мин, хотя при выполнении отдельных упражнений пиковые ее значения могли достигать 172 уд/мин. Моторная плотность уроков достигала в среднем 40-45%, при этом в основной части урока наблюдалось ее снижение. Разработанная модель урока физической культуры образовательнотренировочной направленности на основе принципов спортивной тренировки у юношей была апробирована в ходе констатирующего педагогического эксперимента. Цель апробации заключалась в уточнении сформулированных положений по структурным основам урока, определение временных параметров их частей, анализе функциональной активности сердечнососудистой системы, определении перечня основных упражнений для целенаправленного развития двигательных способностей. На рис. 1 представлена динамика частоты сердечных сокращений у юношей на уроке физической культуры образовательно-тренировочной направленности в развитии двигательных (силовых) способностей.

40 -20 -О -

ооооооооооооооооооооооооооооооо

ооооооооооооооооооооооооооооооо

Рис.1 Динамика ЧСС у юношей на уроке физической культуры образовательнотренировочной направленности развития силовых способностей

Физиологическая кривая на уроке физической культуры с образовательнотренировочной направленности развития двигательных (силовых) способностей у юношей отражает постепенную нарастающую нагрузку с зубчатым плато, характеризующим последовательные незначительные повышения и снижения пульса, как отражение выполняемых физических упражнений разной интенсивности и последующим снижением нагрузки в конце урока. Средняя частота сердечных сокращений (ЧСС) находилась в

пределах 148уд/мин, хотя при выполнении отдельных упражнений пиковые ее значения могли достигать 177 уд/мин. Моторная плотность уроков достигала в среднем 60-65%. Анализ соотношения временных параметров частей урока позволил уточнить оптимальную их продолжительность: для подготовительной части от 9 до 12 мин; для основной части - от 26 до 30 мин (развивающие нагрузки составляли 48-52% времени урока и тренирующие нагрузки - 9-13%); для заключительной части урока - от 7 до 9 мин. И это было связано, прежде всего, с восстановлением организма после интенсивной мышечной деятельности. По полученным данным, в ходе эксперимента моторная плотность уроков достигает от 56 до 74% общего бюджета времени. Оставшееся время затрачивалось на предоставление интервалов отдыха (которые часто носили активный характер), а также на инструктирование юношей, на осуществление контроля над деятельностью сердечнососудистой системы. В основе предлагаемой модели организации урока физической культуры образовательно-тренировочной направленности на основе принципов спортивной тренировки лежит, прежде всего, учет биологических закономерностей развития организма у юношей. Таким образом, содержание уроков физической культуры образовательно-тренировочной направленности позволило увеличивать нагрузку и моторную плотность занятий и повышать их тренирующий эффект. Следует отметить, что физические нагрузки, не вызывающие напряжения физиологических функций, в соответствии с [2,4,5], не дают достаточного эффекта. Тренирующий эффект (адаптация к физической нагрузке) на уроках физической культуры у юношей обеспечивался при частоте сердечных сокращений (ЧСС) развивающего (пульс 156-175 уд/мин) и тренирующего (пульс свыше 176 уд/мин) режимов. На формирующем этапе эксперимента на 15 уроках физической культуры (5 микроциклов) с элементами легкой атлетики образовательнотренировочной направленности значения максимальной частоты сердечных сокращений составили 179,8 уд/мин, средняя частота сердечных сокращений составила 139,5 уд/мин. В основных зонах интенсивности удельный вес работы составил: 4 - 5,1%; 3 - 24,4%; 2 -37,2%; 1 - 33,3%. Анализ содержания уроков физической культуры (4 микроцикла) с элементами баскетбола образовательно-тренировочной направленности в формирующем эксперименте значения максимальной частоты сердечных сокращений составили 181,3 уд/мин, средней частоты за двенадцать занятий 139,3 уд/мин. В основных зонах интенсивности удельный вес работы составил: 4 - 4,6%; 3 - 28,2%; 2 - 34,1%; 1 - 33,0%. У юношей на 21 уроке физической культуры (7 микроциклов) с элементами гимнастики образовательно-тренировочной направленности в формирующем эксперименте значения максимальной частоты сердечных сокращений составили 179,0 уд/мин, средняя частота сердечных сокращений составила 133,9 уд/мин. В основных зонах интенсивности удельный вес работы составил: 4 - 3,1%; 3 - 23,8%; 2 - 37,1%; 1 - 36,0%. У юношей на 23 уроках физической культуры (8 микроциклов) с элементами лыжной подготовки образовательно-тренировочной направленности в формирующем эксперименте значения максимальной частоты сердечных сокращений составили 170,0 уд/мин, средняя частота сердечных сокращений составила 134,0 уд/мин.

В основных зонах интенсивности удельный вес работы составил: 4 - 1,3%; 3 -18,1%; 2 - 37,7%; 1 - 36,5%.

Анализ содержания 6 уроков физической культуры (2 микроцикла) с элементами волейбола образовательно-тренировочной направленности в формирующем эксперименте значения максимальной частоты сердечных сокращений составили 179,3 уд/мин, средней частоты 136,2 уд/мин.

Удельный вес работы в основных зонах интенсивности составил: 4 - 4,1%, 3 -27,6%; 2 - 36,2%; 1 - 32,1%.

У юношей на 12 уроках физической культуры (4 микроцикла) с элементами атлетической гимнастики образовательно-тренировочной направленности в формирующем эксперименте значения максимальной частоты сердечных сокращений составили 180,4

уд/мин, средняя частота сердечных сокращений составила 136,5 уд/мин.

В основных зонах интенсивности удельный вес работы составил: 4 - 4,0%; 3 -29,8%; 2 - 34,6%; 1 - 31,5%.

У юношей на 10 уроках физической культуры (3 микроцикла) с элементами легкой атлетики образовательно-тренировочной направленности в формирующем эксперименте значения максимальной частоты сердечных сокращений составили 181,5 уд/мин, средняя частота сердечных сокращений составила 136,4 уд/мин. В основных зонах интенсивности удельный вес работы составил:4 - 4,1%; 3 - 26,7%; 2 - 36,6%, 1 - 32,7%. Полученный исследовательский материал показал, что в системе годичного циклового построения наблюдается волнообразность динамики физических нагрузок у юношей на уроках физической культуры образовательно-тренировочной направленности. Волнообразность динамики физических нагрузок облегчает приспособление к ним, позволяет упрочить тренированность и тем самым создает предпосылки перехода на новый, более высокий уровень нагрузок. Волнообразность динамики физических нагрузок позволяет на базе этих предпосылок интенсифицировать развитие тренированности, вызвав глубокие адаптационные перестройки в организме. Тренирующий эффект каждого последующего урока в этом случае непременно будет закреплять "физиологический структурный след" предыдущего, обеспечивая в итоге искомый кумулятивный эффект, выраженный в виде определенных стойких адаптационных перестроек функциональных систем организма. В контрольной группе в соответствии с комплексной программой физического воспитания учащихся 1-Х1 классов уроки проводились с образовательно-обучающей направленностью, им отводилось 70%, и 30% отводилось образовательно-тренировочной направленности. Отличительной особенностью планирования этих занятий являлось следующее: планирование задач обучения осуществлялось в логике поэтапного формирования двигательного навыка: начальное обучение, углубленное разучивание и закрепление, совершенствование. Планирование освоения физических упражнений согласовывалось с задачами обучения, а динамика нагрузки с закономерностями постепенного нарастания утомления, возникающего в процессе их выполнения. Полученные результаты показателей развития двигательных способностей (таблица 1) подтверждает статистически достоверное превосходство юношей экспериментальной группы в конце педагогического эксперимента над контрольной (Р<0,05).

Таблица 1

Показатели развития двигательных способностей у юношей во время проведения

педагогического эксперимента (М±m(

Наименование теста До эксперимента І2 Р2 После эксперимента Р1

КГ ЭГ КГ ЭГ

Юноши (ЭГ п=12, КГ п=12)

Бег на 30 м 4,5±0,06 4,5±0,06 1,1 >0,05 4,0±0,06 4,3 ±0,05 3,1 <0,05

Подтягивание (раз) 6,7±0,92 6,8±0,74 0,2 >0,05 13,1±1,20 9,4±0,73 2,2 <0,05

На 1000 м (мин., сек.) 3,8±0,10 3,9±0,09 0,5 >0,05 3,3±0,09 3,8±0,11 2,8 <0,05

Прыжок в длину с места (см) 232±3,8 233±3,7 0,2 >0,05 257±4,7 243±3,14 2,3 <0,05

Челночный бег 5 x10м 17,9±0,68 17,7±0,79 0,2 >0,05 15,1±0,44 16,6±0,55 2,3 <0,05

Наклон вперед из положения сидя (±см) 6,1±1,76 6,2±1,20 0,2 >0,05 12±1,66 8±1,20 2,1 <0,05

ВЫВОДЫ

В результате исследования установлено, что характер воздействия содержания уроков физической культуры образовательно-тренировочной направленности на основе принципов спортивной тренировки способствует развитию двигательных способностей юношей в экспериментальной группе, в этой группе улучшились показатели, характеризующие общую выносливость, скоростно-силовые, скоростные, силовые способности (Р<0,05), в сравнении с юношами контрольной группы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Волков, Л.В. Теория и методика детского и юношеского спорта : учебник для студентов и преподавателей вузов физического воспитания и спорта / Волков Л.В. - Киев : Олимпийская литература, 2005. - 296 с.

2. Лубышева, Л.И. Спортивная культура в школе / Л. И. Лубышева. - М. : Советский спорт, 2006. - 161 с.

3. Бальсевич, В.К. Теория и технология спортивно ориентированного физического воспитания в массовой общеобразовательной школе / В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2005. - № 5. - С. 50-53.

4. Железняк, Ю.Д. Особенности построения учебных программ по физической культуре со спортивно ориентированным физическим воспитанием / Ю.Д. Железняк // Спортивно ориентированное физическое воспитание - новая педагогическая технология XXI века : материалы II Всеросийской научно-практической конференции. Т. 1. - Ижевск : Издательский дом "Удмуртский университет", 2006. - С. 145-148.

5. Фонарева, Е.А. Учебный процесс спортивной направленности в условиях общеобразовательной школы / Е. А. Фонарева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2011. - № 6. - С. 73.

6. Садыков, Р.И. Уроки физической культуры образовательно-тренировочный направленности как средство развития двигательных способностей у юношей / Р.И. Са-дыков, Н.И. Синявский, А.Т. Климин // Физкультурно-оздоровительная деятельность образовательного учреждения : материалы всероссийской научно-практической конференции (Новокузнецк, 17-18 марта 2011 года) / под ред. И.Л. Левиной. - Новокузнецк : Изд-во Кузбасской гос. пед. академии, 2011. - С. 98-104.

REFERENCES

1. Volkov, L.V. (2005), Technique of children’s and youthful sports: the textbook (for students and teachers of high schools of physical training and sports), Olympic literature, Kiev, Ucraine.

2. Lubysheva, L.I. (2006), Sports culture at school, Soviet Sport, Moscow, Russian Federation.

3. Balsevich V. K. and Lubysheva L.I. (2005), "The theory and technology it is sports the focused physical training at mass comprehensive school", Physical training: education, formation, training, No. 5, pp. 50-53.

4. DGeleznyak, Y.D. (2006), "Feature of construction of curriculums on physical training with it is sports the focused physical training", The focused physical training - new pedagogical technology of the XXI-st century Is sports: Materials of II All-Rusian scientifically-practical conference, Publishing house "Udmurt university", Izhevsk, Vol. 1. Pp. 145-148.

5. Fonareva, E.A. (2011), "Educational process of a sports orientation in the conditions of comprehensive school", Physical training: education, formation, training, No. 6, pp. 73.

6. Sadykov R.I., Sinjavsky N.I.and Klimin A.T.(2011), "Physical training lessons edu-cationsl-training orientations as means of development of impellent abilities at young men", Physical culture-improving activity of educational institution: Materials of the All-Russia scien-tifically-practical conference (Novokuznetsk, on March, 17-18th, 2011) / under the editorship of I.L.Levinoj. - Novokuznetsk, Publishing house KSPA,v Novokuznetsk, Russian Federation.

Контактная информация: rus_girya@mail.ru

Статья поступила в редакцию 22.04.2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.