УДК 373.5.016
СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ТРЕНИРОВОЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ У ЮНОШЕЙ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Николай Иванович Синявский, доктор педагогических наук, профессор,
Руслан Ильтизарович Садыков, кандидат педагогических наук,
Николай Николаевич Безноско, кандидат педагогических наук, доцент, Сургутский Государственный Педагогический Университет (СурГПУ)
Аннотация
Раскрывается разработанная структурно-функциональная модель уроков физической культуры образовательно-тренировочной направленности, которая включает в себя ряд взаимосвязанных структурных компонентов, таких как целеполагание, содержательный, организационный, функциональный, результативный блоки, позволяющие целенаправленно воздействовать на учебно-воспитательный процесс с юношами на основе принципов спортивной тренировки, на которых решаются задачи коррекции отстающих двигательных способностей и недостатков в физическом развитии и состоянии здоровья. Представлены материалы содержания экспериментального исследования моторной плотности на уроках физической культуры образовательно-тренировочной направленности с учетом специфичности тренировочного эффекта.
Ключевые слова: структурно-функциональная модель урока физической культуры, типы уроков физической культуры, модель урока физической культуры, моторная плотность урока образовательно-тренировочной направленности.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.05.111.p171-175
STRUCTURALLY FUNCTIONAL MODEL OF PHYSICAL-TRAINING LESSONS OF EDUCATIONAL AND TRAINING ORIENTATION AIMED AT YOUNG MEN AT
COMPREHENSIVE SCHOOL
Nikolay Ivanivich Sinyavskiy, the doctor of pedagogic sciences, professor,
Ruslan Iltizarovich Sadykov, the candidate of pedagogic sciences Nikolay Nikolaevich Beznosko, the candidate of pedagogic sciences, senior lecturer, Surgut State Pedagogical University
Annotation
In the article the authors demonstrate the worked out model of physical-training lessons of educational and training orientation with an account of intercorrelating structural components, namely target-setting, as well as content, organization- function and result-related units that enable to influence persistently upon the educational process dealing with the younger men. This educational process is predicated on the principles of sports training, within which the aims of correction and remodeling of the falling-off motor abilities together with other handicaps of physical fitness have been observed.
Keywords: structurally functional model of physical-training lessons, types of physical-training lessons, model of physical-training lesson, time-study and pulsometry of lesson of educational and training orientation.
ВВЕДЕНИЕ
Анализ научно-методической литературы показал, что одним из перспективных направлений совершенствования физического воспитания является его спортизация на основе предложенной В. К. Бальсевичем [1] концепции конверсии избранных элементов технологий спортивной тренировки в интересах совершенствования содержания и форм организации физического воспитания в школьных образовательных учреждениях. По мнению В.К. Бальсевича [1], концепция тренировки - пока единственная научно обоснованная концепция управления развитием физического потенциала человека.
Необходимо отметить, что, ключевыми моментами в решении обозначенных проблем являются вопросы внедрения элементов технологий спортивной тренировки в структуру и содержание школьного урока физической культуры и подборе соответствующих способов организации теоретической и практической деятельности, направленных на развитие двигательных способностей юношей; а также о необходимости разработки методики построения урока, позволяющая обеспечить преемственность обучающих и тренировочных эффектов физических нагрузок.
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Для достижения цели и решения поставленных задач был использован комплекс теоретических методов исследования (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.), эмпирических методов исследования (наблюдение, пульсометрия с помощью аппаратурных средств («монитор ЧСС Polar F6» производства фирмы «Полар», Финляндия) и хронометраж уроков физической культуры, педагогический эксперимент), а также методы математико-статистической обработки экспериментальных данных [3].
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
В структурно-функциональную модель урока физической культуры образовательно-тренировочной направленности мы вкладываем понятие целостного педагогического процесса, в котором совокупность подходов обучения направлена на приобретение юношами старших классов определенных знаний, формирование представлений о развитии двигательных способностей, о физической нагрузке и ее влиянии на развитие систем организма, а также на развитие личности школьника. Разработанная модель рассматривается нами с позиции системного и личностно-деятельностного подходов как совокупность закономерных, функционально связанных компонентов, составляющих определенную целостную систему. Выделение компонентов в модели позволило разбить ее на блоки (целеполагания, содержательный, организационный, функциональный, результативный), которые обеспечивают возможность более четко представить целенаправленный процесс проведения урока образовательно-функциональной направленности.
Целью образовательного процесса в данной модели является реализация следующих задач: 1) развитие двигательных способностей; 2) стимулирование учащегося к физическому совершенствованию; 3) формирование умений и навыков; 4) повышение двигательной активности.
В соответствии с определенной целью урок физической культуры образовательнотренировочной направленности рассматривается нами как специфический вид учебной деятельности, направленный на самого обучаемого с целью повышения функциональной двигательной активности школьника. Для реализации данной деятельности нами использованы принципы спортивной тренировки: с соблюдением соотношения объемов тренировочной нагрузки в общей и специальной подготовке; с системной цикловой динамикой повышения объема и интенсивности нагрузки; с ориентацией на достижение конкретного результата в соответствующем цикле тренировочных уроков.
Содержательный блок, в котором мы выделяем разделы физической культуры в рамках содержания урока с элементами: 1) легкой атлетики; 2) баскетбола; 3)гимнастики; 4)лыжной подготовки; 5) волейбола; 6) атлетической гимнастики.
Следующий блок модели - организационный, в котором мы выделяем планирование микроциклов в разделах программы, выявление общих объемов нагрузки, направленности урока. Отличительными особенностями методики урока физической культуры образовательно-тренировочной направленности являются: обеспечение постепенного нарастания величины физической нагрузки в течение всей основной части; планирование относительно продолжительной заключительной части (до 7-9 мин); обеспечение индивидуального (дифференцированного) подбора учебных заданий, которые выполняются
учащимися самостоятельно на основе контроля частоты сердечных сокращений и индивидуального самочувствия [3].
Цель: Повышение эффективности развития двигательных способностей юношей старших классов
Задачи
1. Развитие двигательных способностей;
2. Совершенствование сформированных навыков;
3. Разучивание двигательных действий
1. Улучшение психоэмоционального состояния.
2. Сохранение и укрепление здоровья
3. Повышение физической работоспособности
1. Формирование потребности в регулярных занятиях ФКиС
2. Повышение мотивации к ЗОЖ
Принципы спортивной тренировки
о
Содержательный блок
Легкая атлетика
Баскетбол
Гимнастика
Лыжная подготовка
Волейбол
Атлетическая
гимнастика
14
Микроциклы
<У
Организационный блок
Планирование частей урока
Направление урока
Нагрузка
Контроль
Функциональный блок
Образовательный
Воспитательный
Инновационный
Развивающий
Педагогические условия
формирование у школьников знаний, умений
обеспечение индивидуаль-ного-дифференцирован-ного подхода
стимуляция и оптимизация физических нагрузок
контроль над функциональным состоянием
Результат: Высокий уровень развития двигательных способностей у юношей
8
7
8
2
4
Рис. 1. Структурно-функциональная модель урока физической культуры образовательнотренировочной направленности
Реализация запланированных микроциклов осуществлялась в рамках изменения структуры урока физической культуры. Формами реализации предложенной нами модели, являются уроки с акцентом на развитие видов проявления одной двигательной способности, корригирующие уроки и комбинированные уроки. Для реализации форм обучения в нашей модели используются методы, которые, в первую очередь, направлены на воспитание учащихся и развитие основных двигательных качеств в процессе их обучения, на освоение ими знаний, умений и навыков.
Предложенная нами модель [4] позволяет выделить следующие функции:
1) образовательную, формирующую у учащихся систему знаний о развитии двигательных способностей; 2) воспитательную, формирующую ценности и идеалы физического совершенствования, здорового образа жизни и функциональной активности; 3) развивающую, способствующую формированию у школьника повышенной двигательной активности; 4) инновационную, формирующую в сознании учащегося его способности к двигательной активности, повышению физической и функциональной подготовленности, выполнению различных двигательных действий.
Эффективное функционирование разработанной модели возможно лишь при наличии ряда педагогических условий:
1) формирования у школьников знаний, умений и навыков в области физической культуры;
2) обеспечения индивидуально-дифференцированного подхода;
3) стимуляции и оптимизации физической нагрузки;
4) учета адаптации организма к физическим нагрузкам; контроль над функциональным состоянием организма школьников.
После определения специфической направленности по признаку учета тренировочного эффекта уроков физической культуры нами моделировались уроки с акцентом на развитие видов проявления одной двигательной способности, комбинированные, корригирующие [3, 4]. Как следует из полученных результатов (табл. 1), моторная плотность комбинированных уроков физической культуры, направленных на развитие двух и более двигательных способностей, достигала 70-80%.
Таблица 1
Анализ видов деятельности на уроках физической культуры с образовательно-
тренировочной направленностью (в %)
Направленность содержания урока Виды занятости
Ожидание очереди Вспомогательные действия Объяснения Моторная плотность
На развитие видов проявления одной двигательной способности 6-8 10-14 6-8 65-75
Корригирующие 8-10 12-15 11-12 50-60
Комбинированные 4-5 10-15 5-6 70-80
На занятиях по физической культуре корригирующей направленности моторная плотность составляет в среднем 50-60%. В динамике средних показателей частоты сердечных сокращений (ЧСС) отмечалось постепенное нарастание величин от начала к концу основной части урока.
Моторная плотность уроков с акцентом на развитие видов проявления одной двигательной способности составляла 65-75%.
По полученным данным, в ходе эксперимента моторная плотность уроков достигает от 50% до 80% общего бюджета времени. Оставшееся время затрачивалось на предоставление интервалов отдыха (который часто носил активный характер), на инструктирование юношей, а также на осуществление контроля над деятельностью сердечнососудистой системы.
В основе предлагаемой модели организации урока физической культуры образовательно-тренировочной направленности лежит, прежде всего, учет биологических закономерностей развития организма юношей. Разрыв между занятиями в течение недели находился в допустимых пределах биологически безопасных границ, а значит, каждая последующая физическая нагрузка приходилась на суперкомпенсаторную фазу. Тренирующий эффект каждого последующего урока в этом случае непременно закреплял физиологический структурный след предыдущего, обеспечивая в итоге искомый кумулятивный эффект, выраженный в виде определенных стойких адаптационных перестроек функциональных систем организма.
Таким образом, содержание уроков физической культуры образовательнотренировочной направленности [3, 4, 5] позволило увеличивать нагрузку и моторную плотность занятий и повысить их тренирующий эффект. Следует отметить, что физические нагрузки, не вызывающие напряжения физиологических функций, в соответствии с научными выводами профессора В.К. Бальсевича и других ученых, не дают достаточного эффекта [1, 2].
Тренирующий эффект (адаптация к физической нагрузке) на уроках физической культуры у юношей обеспечивался при ЧСС в зоне повышенной интенсивности (пульс 156-175 уд./мин.) и высокой интенсивности (пульс свыше 176 уд./мин.) режимов.
Результатом внедрения модели в практическую деятельность общеобразовательных школ содержания уроков физической культуры образовательно-тренировочной направленности на основе принципов спортивной тренировки в зависимости от содержания учебного материала школьной программы способствует развитию двигательных способностей у юношей, повышает уровень их физического развития.
ВЫВОДЫ
Разработанная структурно-функциональная модель урока физической культуры образовательно-тренировочной направленности включает в себя ряд взаимосвязанных структурных компонента, таких как целеполагание, содержательный, организационный, функциональный, результативный блоки, позволяющие целенаправленно воздействовать на учебно-воспитательный процесс с юношами на основе принципов спортивной тренировки.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бальсевич, В.К. Спортивный вектор физического воспитания в российской школе / В.К. Бальсевич. - М. : Теория и практика физической культуры, 200б. - 111 с.
2. Волков, Л.В. Теория и методика детского и юношеского спорта : учебник для студентов и преподавателей вузов физического воспитания и спорта / Л.В. Волков. - Киев : Олимпийская литература, 2005. - 29б с.
3. Садыков, Р.И. Содержание уроков физической культуры образовательно-
тренировочной направленности / Р.И. Садыков, Н.И. Синявский // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 4 (8б). - С. 137-141.
4. Садыков, Р.И. Содержание уроков физической культуры образовательно-
тренировочной направленности с юношами на основе принципов спортивной тренировки : автореф. ... дис. канд. пед. наук / Садыков Р.И. - Набережные Челны, 2013. - 24 с.
5. Синявский, Н.И. Развитие двигательных способностей у юношей на уроках физической культуры с образовательно-тренировочной направленностью / Н.И. Синявский, Р.И. Садыков // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2011. - № б. - С. 7-11.
REFERENCES
1. Balsevich, V. K. (200б), Sports vector in physical upbringing in Russian school, Theory and practice in physical culture, Moscow.
2. Volkov, L.V. (2005), Techniques of children's and youthful sports: the textbook (for students and teachers of high schools of physical training and sports), Olympic literature, Kiev.
3. Sadykov, R.I. and Sinyavskiy, N.I. (2012), “The contents of physical training lessons of educational and training orientation”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 8б, No. 4, pp.137-141.
4. Sadykov, R.I. (2013), The maintenance of lessons of physical culture of an educational and training orientation with young men on the basis of the principles of sports training, dissertation, Naberezhnye Chelny.
5. Sinyavsky, N. I. (2011), “The development of physical moving abilities of young men at Physical Education lessons of both educational and training orientation”, Physical education: upbringing, education, training, No. б, pp. 7-11.
Контактная информация: rus_girya@mail.ru
Статья поступила в редакцию 14.05.2014.
УДК 378
ИНТЕГРАЦИЯ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ ЗНАНИЙ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД
РОССИИ
Михаил Павлович Стародубцев, кандидат педагогических наук, доцент,
Михаил Александрович Варенцов, соискатель, Санкт-Петербургский военный институт внутренних войск МВД России
Аннотация
В статье представлены основные результаты педагогического анализа теории и практики интеграции междисциплинарных знаний в контексте совершенствования подготовки офицерских