ББК 74.267.5+74.200.55 УДК 371.38+371.4
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УРОКОВ ФИЗИЧЕСКОМ КУЛЬТУРЫ,
НАПРАВЛЕННЫХ НА РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ЮНОШЕЙ
THE STRUCTURE AND CONTENT OF A LESSON OF PHYSICAL TRAINING DIRECTED ON THE DEVELOPMENT OF MOTOR SKILLS IN YOUNG MEN
Автором раскрывается структура и содержание урока физической культуры, направленного на развитие двигательных способностей у юношей. Представлены материалы экспериментального исследования пульсовых профилей нагрузок на уроках физической культуры, направленных на развитие двигательных способностей у юношей.
The author reveals the structure and content of a lesson of physical training directed on the development of motor skills in young men. The materials of the pilot research of pulse profiles loads are presented at the lessons of physical training aimed at the developing of motor skills in young men.
Ключевые слова: типы уроков физической культуры, структура урока, содержание урока, развитие двигательных способностей, хронометраж и пульсо-метрия урока.
Key words: the types of the lessons of physical training, the structure of a lesson, the content of a lesson, development of motor skills, timing and pulse-beating of a lesson.
Анализ научно-методической литературы показал, что наблюдается явное противоречие между необходимостью разностороннего развития двигательных способностей у юношей и малым временем, которое отпущено для решения этой задачи. Как в результате научных исследований, так и на практике установлено, что для достижения положительных результатов в развитии кондиций требуется не менее трёх раз обязательных занятий в неделю или двухразовые уроки нужно дополнять различными внеурочными и самостоятельными формами занятий [1, 2, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 12, 15, 17, 19].
Одним из перспективных направлений совершенствования физического воспитания является его спортизация на основе предложенной В.К. Бальсеви-чем [3] концепции конверсии избранных элементов технологий спортивной тренировки в интересах совершенствования содержания и форм организации физического воспитания в школьных образовательных учреждениях. По мнению В.К. Бальсевича [3], концепция тренировки - пока единственная научно обоснованная концепция управления развитием физического потенциала человека.
С биологической точки зрения тренировку следует рассматривать как процесс направленной адаптации организма к воздействию физических нагрузок [7]. Анализируя цели тренировки, В.К. Бальсевич [3] отмечает, что они определяются общими социальными и личностными установками человека на достижение им физического совершенства. Вместе с тем в каждом возрасте цели
Р.И. САДЫКОВ
R.I. SADUKOV
тренировки специфичны. Цель физической тренировки определяется необходимостью создания фундамента его физического здоровья, основы его кине-зиологического потенциала, а специфика ее содержания связана с возрастными особенностями растущего организма и обусловленными этим известными ограничениями видов физических нагрузок, их интенсивности и форм реализации в тренировке. Необходимость использования оздоровительной тренировки с целью совершенствования физического воспитания у юношей сегодня признается многими специалистами. Это связано, прежде всего, с тем, что методика проведения занятий по физической культуре, сложившаяся в системе школьного образования, не способствует в достаточно полной мере реализации оздоровительных задач, поскольку направлена главным образом на освоение двигательных навыков и по своей физической нагрузке недостаточна для достижения тренированности организма детей [14].
Для повышения оздоровительной эффективности физического воспитания при его планировании преимущество должны иметь физические упражнения, оказывающие разностороннее воздействие на организм, и выраженный тренирующий эффект, поскольку физические нагрузки, не вызывающие напряжения физиологических функций и не обеспечивающие тренирующего эффекта, не оказывают достаточного оздоровительного воздействия [3].
Однако в доступной для нас научно-методической литературе практически отсутствуют какие-либо рекомендации о специфических особенностях построения уроков образовательно-тренировочной направленности по структуре и содержанию. Отсутствуют обоснованные положения о необходимости использования одинаковых по структуре уроков, имеющих различную направленность.
Анализ научной литературы по проблемам физического воспитания в школах, а также опыт работы с юношами в общеобразовательной школе позволили выявить ряд противоречий:
- необходимостью разносторонне физически развитой личности и сохраняющейся в программах по физической культуре установки преимущественно образовательной направленности на «научение» школьников в первую очередь двигательным умениям и навыкам;
- между необходимостью развития двигательных способностей и временными рамками, которые отпущены для решения этой задачи в содержание программного материала по предмету «физическая культура».
- отсутствием разработанности научно-методических основ структуры и содержания урока физической культуры с образовательно-тренировочной направленностью в педагогическом процессе, как одной из форм развития двигательных способностей.
Выдвинутые противоречия позволяют выделить основную проблему:
- в настоящее время нет научно-методического обоснования структуры и содержания уроков физической культуры, направленных на развитие двигательных способностей у юношей.
Цель исследования заключалась в обосновании структуры и содержания уроков физической культуры, направленных на развитие двигательных способностей у юношей.
Задачи исследования:
1. Выявить и обосновать структуру уроков физической культуры, направленных на развитие двигательных способностей у юношей .
2. Определить оптимально допустимые физические нагрузки на уроках физической культуры с образовательно-тренировочной направленности.
3. Экспериментально определить характер воздействия уроков физической культуры образовательно-тренировочной направленности на развитие двигательных способностей у юношей.
Методы и организация исследования. Для достижения цели и решения поставленных задач был использован комплекс теоретических (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.), эмпирических (наблюдение, тестирование физической подготовленности, физического развития, определение моторной плотности уроков посредством хронометрирования, пульсометрии с целью контроля за реакцией организма юношей на физические нагрузки («Спорт/тестер РЕ-2000» производства фирмы «Полар-Электро», Финляндия), педагогический эксперимент), а также методы математико-статистической обработки данных.
Педагогический эксперимент проводился на базе общеобразовательных учреждений г. Сургута с 2007 по 2011 годы. На констатирующем этапе эксперимента приняли участие 100 юношей, на формирующем этапе эксперимента (20 в экспериментальной группе и 22 юноши в контрольной группе). Уроки физической культуры в КГ проводились в соответствии с комплексной программой физического воспитания, а в ЭГ - в соответствии с разработанным в нашем исследовании содержанием урока физической культуры с образовательно-тренировочной направленностью.
Результаты исследования и их обсуждение. В ходе констатирующего педагогического эксперимента разработанная структура урока физической культуры образовательно-тренировочной направленности по развитию двигательных способностей у юношей была апробирована. Цель апробации заключалась в уточнении сформулированных положений по структурным основам урока, определение временных параметров их частей, анализе функциональной активности сердечнососудистой системы, определении содержания основных упражнений для целенаправленного развития двигательных способностей.
Нами была разработана структура урока физической культуры образовательно-тренировочной направленности по развитию двигательных способностей у юношей. Структура состоит из: подготовительной, основной и заключительной части урока. При этом подготовительная и основная части урока подразделялись на две взаимосвязанные структурные микрочасти, выполняющие определенные функции в уроке. Вследствие такого подразделения подготовительная часть урока состоит из общеподготовительной и специально-подготовительной микрочастей, а основная часть урока - соответственно, из развивающей и восстановительной. В общеподготовительной микрочасти предлагалось решать задачи общей подготовки организма к мышечной деятельности: активизация нервных процессов и повышение тонуса мышц, усиление дыхания и кровообращения, обменных процессов, мобилизация функциональной активности анализаторов, чувствительности различных рецепторов и т.д. Специально-подготовительная микрочасть характеризовалась использованием педагогических воздействий, направленных на активизацию аэробных процессов энергообеспечения, усиление деятельности дыхания и кровообращения, интенсивность обменных процессов. Кроме того в этой микрочасти в зависимости от содержания учебного материала не исключается возможность использовать педагогические воздействия, связанные с развитием скоростных, скоростно-силовых силовых способностей. Данная возможность обосновывается положением о том, что развитие двигательных способностей осуществляется через преодоление занимающимися постепенно развивающегося утомления. Если это положение правомерно, то в данной микрочасти урока состав педагогических средств должен «ввести» организм в определенные фазы утомления: в фазу начального или компенсированного утомления [11]. Временное,
относительно небольшое снижение работоспособности при высокой интенсивности аэробных процессов может обусловливать повышение эффективности педагогических воздействий в решении задач последующей части урока.
Развивающая микрочасть урока предназначена для решения его основной задачи - развитию двигательных способностей.
Решение основной части осуществляется через выбор состава специализированных упражнений, последовательности их предъявления и методов выполнения.
Восстановительная микрочасть урока направлена на решение основных задач: ускорение процессов восстановления организма после интенсивной мышечной деятельности. Здесь, в первую очередь, состав педагогических средств направляется на увеличение скорости утилизации продуктов анаэробного энергообмена из организма, восстановление функциональной активности нервных процессов.
В заключительной части урока решались задачи подготовки организма юношей к последующей деятельности, снималось чувство усталости, напряжения, подводились итоги урока, определялся состав домашних заданий (рис. 1).
Рис 1. Структура урока физической культуры образовательно-тренировочной направленности
Уроки с образовательно-тренировочной направленностью характеризуются одним общим признаком - тренировочным эффектом специально-организованной двигательной активности занимающихся.
С физиологической точки зрения тренировочные эффекты определяются уровнем функциональных возможностей отдельных систем и организма в целом, их эффективностью функционирования и обеспечения разнообразных форм мышечной активности, эргометрическими показателями физической нагрузки: количеством, временем, интенсивностью выполнения упражнений, частотой занятий в неделю, месяц, четверть и т.д. [7].
Положительный тренировочный эффект достигается при условиях, когда физические нагрузки будут соответствовать или несколько превышать «пороговую» нагрузку с учетом текущего функционального состояния организма школьников. Если физические нагрузки по объему и интенсивности будут незначительными, то эффект развития функциональных возможностей организма практически будет отсутствовать. Поэтому на уроках пристальное внимание нужно уделять дозировке физических нагрузок [3].
Характер адаптационных процессов систем в свою очередь связан и определяется режимами выполнения физических упражнений с учетом направленного развития одного или одновременно нескольких двигательных способностей, а также комбинированного воздействия на организм в целом.
В свою очередь, сложная структура каждой двигательной способности в процессе его развития предполагает применение адекватных методов и педагогических приемов организации занятий [11].
Становится очевидным, что уроки с образовательно-тренировочной направленностью можно классифицировать по признаку учета специфичности тренировочного эффекта на следующие типы:
1) уроки с акцентом на развитие видов проявления одной двигательной способности: ловкости, быстроты, силы, общей выносливости, гибкости;
2) комбинированные - уроки, направленные на развитие двух и более двигательных способностей;
3) корригирующие - уроки, на которых решаются задачи коррекции отстающих двигательных способностей.
На рис. 2 представлен типовой пульсовой профиль нагрузок комбинированных уроков. Из рис. 2 видна последовательность предъявления физических нагрузок и характер изменения ЧСС соответственно этим нагрузкам. Как следует из полученных результатов, комбинированные уроки характеризовались относительно небольшими вариациями отклонений средних величин ЧСС. Диапазон границы от максимального до минимального средних значений составлял от 165 до 145 уд/мин на протяжении всей развивающей микрочасти урока. Предъявляемые силовые нагрузки сочетались с беговыми упражнениями, включаемыми в специально-подготовительной, в середине развивающей и в восстановительной микрочасти урока. Беговые упражнения, направленные на развитие общей выносливости, выполнялись со скоростью 65-70% от максимальной, что соответствовало в среднем скорости бега, равной 3,2-3,4 м/с. Упражнения выполнялись повторным методом, где после пробегания дистанции в 200-210 м старшеклассники переходили на ходьбу, в сочетании с дыхательными упражнениями. Беговые нагрузки в специально-подготовительной и восстановительной микрочастях уроков, соответственно, были менее интенсивны.
Рис. 2. Пульсовой профиль нагрузки комбинированного урока физической культуры, направленного на развитие двух и более двигательных способностей
Необходимо отметить, что корригирующие уроки, на которых решаются задачи коррекции отстающих двигательных способностей и недостатков в физическом развитии и состоянии здоровья, сохранили общие подходы, заложенные для организации комбинированных уроков. Сохранялись волнообразное изменение количества упражнений скоростно-силового характера и линейно-восходящее - для развития силовой выносливости.
Замеры частоты сердечных сокращений во время корригирующих уроков выявили, что средний диапазон уровня показателей составлял от 130 до 155 уд/мин и был ниже, чем на уроках комбинированных. В динамике средних показателей ЧСС отмечалось постепенное нарастание величин от начала к концу развивающей микрочасти урока (рис. 3). Из рис. 3 видно, что упражнения на развитие быстроты применялись в начале развивающей микрочасти урока, а в последующих микрочастях применялись упражнения на развитие силовых способностей, то есть выдерживалась та же логика предъявления нагрузок, как и в комбинированных уроках: собственно-силовые, скоростно-силовые и на развитие выносливости.
Рис. 3. Пульсовой профиль нагрузок корригирующих уроков физической культуры, направленных на коррекцию отстающих двигательных способностей
На рис. 4 представлен пульсовой профиль нагрузок уроков с акцентом на развитие видов проявления одной двигательной способности.
В соответствии с полученными результатами динамика ЧСС характеризовалась неравномерным повышением величин показателей, как это проявлялось в корригирующих уроках, неинтенсивным выходом на относительно устойчивый уровень, как это было в комбинированных уроках, а скорее выражалась ступенеобразным повышением.
Как видно на рис. 4, в начале развивающей микрочасти урока, где использовались упражнения, направленные на развитие собственно-силовых способностей, уровень частоты сердечных сокращений проявлял определенную стабильность в величинах показателей, которые практически мало изменялись. Выполнение после них скоростно-силовых упражнений, а затем упражнений, направленных на развитие силовой выносливости, обеспечивало интенсивное нарастание величин ЧСС с последующей их относительной стабилизацией.
о о о т-очсмсмгчооспсп ^г
мин
Рис. 4. Пульсовой профиль нагрузок уроков физической культуры с акцентом на развитие одной двигательной способности
Таким образом, уроки с образовательно-тренировочной направленностью проводятся преимущественно как целевые уроки и планируются на основе принципов спортивной тренировки: во-первых, с соблюдением соотношения объемов тренировочной нагрузки в общей и специальной подготовке; во-вторых, с системной цикловой динамикой повышения объема и интенсивности нагрузки; в-третьих, с ориентацией на достижение конкретного результата в соответствующем цикле тренировочных уроков.
Отличительными особенностями уроков образовательно-тренировочной направленностью является:
- обеспечение постепенного нарастания величины физической нагрузки в течение всей основной части урока;
- планирование относительно продолжительной заключительной части урока (до 7-9 мин);
- использование в качестве основных режимов нагрузки развивающего (пульс до 160 уд./мин) и тренирующего (пульс свыше 160 уд./мин) режимов;
- обеспечение индивидуального (дифференцированного) подбора учебных заданий, которые выполняются учащимися самостоятельно на основе контроля частоты сердечных сокращений и индивидуального самочувствия.
Помимо целенаправленного развития двигательных способностей на уроках с образовательно-тренировочной направленностью юношей знакомили с учебными знаниями, способами и правилами организации самостоятельных форм занятий, обучали навыкам и умениям по организации и проведению самостоятельных занятий, формировали представления о физической подготовке и двигательных способностях, физической нагрузке и ее влиянии на развитие систем организма. Также на этих уроках обучали способам регулирования физической нагрузки и способам контроля за ее величиной (по показателям частоты сердечных сокращений).
В табл. 1 приведен пример подсчета диапазона заданной ЧСС (50-80% от максимального резерва ЧСС) у детей 16 лет. На основании полученных данных выполняемая работа становится эффективной при ЧСС не ниже 150 уд/мин. С учетом сказанного первый этап данной серии исследований был посвящен
изучению эффективности уроков физической культуры различной направленности. Для решения поставленной задачи нами был выполнен хронометраж 60 уроков физической культуры в 10-11-х классах, проводимых тремя учителями высшей квалификационной категории.
Таблица 1
Метод определения тренировочной (заданной) частоты сердечных сокращений (верхний и нижний пределы) на основании резерва ЧСС
г г макс
Показатели Нижний предел (60% резерва ЧССмакс Верхний предел (80% резерва ЧССмакс
ЧСС 220 - возраст 220 - возраст
ЧСС в покое 69 69
Резерв ЧССтк[ 204 - 69 = 135 204 - 69 = 135
Интенсивность (используемый множитель) Х 0,6 Х 0,8
Полученная величина 81 108
Заданная ЧСС 81 ± 69 = 150 108 ± 69 = 177
Регистрировались: время выполнения каждого упражнения, ЧСС во время выполнения физических упражнений, а также интервалы отдыха между упражнениями. Рассчитывались: общая плотность, моторная плотность, индекс интенсивности проведения занятия [18].
Интенсивность отдельного упражнения в баллах определялась по ЧСС (табл. 2).
Таблица 2
Индексы интенсивности физических упражнений
Баллы 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
ЧСС, уд/мин 120129 130139 140149 150159 160169 170179 180189 190199 200209 210219
В материалах Международного олимпийского конгресса, который состоялся в Сеуле (1988), рекомендовано, чтобы индекс интенсивности, повышающий физиологические возможности организма ребенка, должен быть не менее 4 единиц.
При обращении к основным характеристикам эффективности урока - его моторной плотности и интенсивности - наблюдается иная картина. В данном исследовании относительно уроков с акцентом на развитие видов проявления одной двигательной способности нами были получены следующие данные. Моторная плотность составляет в среднем 65-75% при уровне интенсивности 2,87 ± 0,11.
На уроках физической культуры корригирующей направленности моторная плотность составляет в среднем 55-65% при уровне интенсивности 2,67 ± 0,9.
На уроках физической культуры по типу комбинированных отмечается наиболее высокая моторная плотность 70-80% и самый высокий уровень интенсивности - 2,99 ± 0,08. Это связано с тем, что уроки комбинированной направленности, как правило, проводятся методом круговой тренировки, что позволяет поднять моторную плотность до искомого уровня.
Исходя из полученных данных, необходимый индекс интенсивности не был зарегистрирован ни на одном из уроков физической культуры.
Анализируя виды занятости (табл. 3) юношей на уроке методом хронометрирования, был проведен сравнительный анализ уроков различной направленности.
Таблица 3
Анализ видов деятельности юношей на уроках образовательно-тренировочной направленности
Виды занятости
Кол-во анализируемых уроков Направленность урока ожидание очереди вспомогательные действия объяснения моторная плотность
22 с акцентом на развитие одной двигательной способности 6- -8% 10-14% 6-8% 65-75%
18 корригирующая 8- -10% 12-15% 11-12% 55-65%
20 комбинированная 4- -5% 10-15% 5-6% 70-80%
При проведении уроков с образовательно-тренировочной направленностью использовалось большое количество разнообразных упражнений, они не требовали длительных объяснений, упражнения были доступны всем ученикам независимо от их физической подготовленности. Юноши получали строго дозированную, адресную нагрузку. Осуществлялся дифференцированный подход для сильных и для слабых учеников, ЧСС в уроке повышалась постепенно, резких перепадов ЧСС во время проведения урока не наблюдалось.
Таким образом, в педагогическом эксперименте были апробированы структура и содержание уроков физической культуры образовательно-тренировочной направленности, которые являются наиболее прогрессивными формами занятий для решения задач развития двигательных способностей у юношей.
Выводы.
1. В ходе исследования обоснована структура урока образовательно-тренировочной направленности, которая состоит из выделения в подготовительной и основной частях относительно самостоятельных, но взаимосвязанных микроструктурных элементов. В подготовительной части урока такими элементами являлись общеподготовительная микрочасть и специально-подготовительная микрочасть. В основной части урока выделялись соответственно развивающая и восстановительная микрочасти. Каждая часть урока образовательно-тренировочной направленности имеет свое конкретное содержание и решает свои определенные задачи.
2. В результате исследования, на основе данных хронометрирования и измерения величин частоты сердечных сокращений, мы обосновали преимущества уроков образовательно-тренировочной направленности над уроками с образовательно-обучающей направленностью:
1) в высокой функциональной активности сердечно-сосудистой системы организма школьников на протяжении всего урока, что позволяло судить о достаточно высоком уровне удовлетворения кислородного запроса на работу при выполнении учебных заданий, связанных с развитием двигательных способностей;
2) в высокой моторной плотности уроков, что обеспечивало возможность выполнения значительного объема работы и тем самым оказывало более акцентированные воздействия на органы и структуры организма юношей;
3) в возможности обеспечивать более «гибкое» управление функциональным состоянием у юношей, как в процессе самого урока, так и на период предстоящей деятельности;
4) в возможности сохранять более акцентированную направленность педагогических воздействий в системе урочных занятий по различным разделам школьной программы.
Литература
1. Аршинник, С.П. Элементы кросса на уроках [Текст] / С.П. Аршинник, В.И. Тхорев // Физическая культура в школе. - 2008. - № 1. - С. 23-26.
2. Байков, В.П. Главное упражнение жизни - бег [Текст] / В.П. Байков // Физическая культура в школе. - 2006. - № 5. - С. 25-27.
3. Бальсевич, В.К. Онтокинезиология человека: теория и практика физической культуры [Текст] / В.К. Бальсевич. - М., 2000. - 275 с.
4. Безрукова, Н.М. Аэробика - для школьного урока [Текст] / Н.М. Безрукова // Физическая культура в школе. - 2008. - № 2. - С. 15-16.
5. Беспутчик, В.Г. Степ-аэробика [Текст] / В.Г. Беспутчик // Физическая культура в школе. - 2001. - № 1. - С. 24.
6. Бойцова, М.В. Урок аэробики силовой направленности [Текст] / М.В. Бойцова // Физическая культура в школе. - 2005. - № 7. - С. 29-31.
7. Волков, Л.В. Теория и методика детского и юношеского спорта [Текст]: учебник [для студ. и препод. вузов физ. восп. и спорта] / Волков Л.В. - К.: Олимпийская литература, 2005. - 296 с.
8. Гладенко, Б.Ф. Общая физическая подготовка и атлетизм на уроках в 1Х-Х1 классах [Текст] / Б.Ф. Гладенко // Физическая культура в школе. - 2000. - № 3. - С. 48-49.
9. Горшков, В.М. Развитие физических качеств [Текст] / В.М. Горшков // Физическая культура в школе. - 2003. - № 7. - С. 62-71.
10. Грушников, Н.М. Об атлетической подготовке на уроках [Текст] / Н.М. Грушников, Б.И. Туркунов // Физическая культура в школе. - 2004. - № 3. - С. 24-26.
11. Зациорский, В.М. Физические качества спортсмена: Основы теории и методики воспитания [Текст] / В.М. Зациорский. - М.: Советский спорт, 2009. - 200 с.
12. Капустин, А.Г. Допризывники-школьники на уроках физической культуры [Текст] / А.Г. Капустин // Физическая культура в школе. - 2005. - № 5. - С. 34-38.
13. Кузнецов В.С. Физкультурно-оздоровительная работа в школе [Текст] / В.С. Кузнецов, Г.А. Колодницкий - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2006. - С. 54-55.
14. Лубышева, Л.И. Спортивная культура в школе [Текст] / Л.И. Лубышева. - М.: АНО НИЦ «Теория и практика физической культуры и спорта», 2006. - 161 с.
15. Лях, В.И. Двигательные способности школьников: основы теории и методики развития [Текст] / В.И. Лях. - М.: Терра-Спорт, 2000. - 192 с.
16. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры [Текст]: учеб. для ин-тов физ. культуры / Л.П. Матвеев. - М., 2008. - 544 с.
17. Межуев, В.Б. Скоростно-силовая подготовка на уроках и дома [Текст] / В.Б. Межуев // Физическая культура в школе. - 2001. - № 4. - С. 13-14.
18. Никифоров, Ю.Б. Построение и планирование тренировки в боксе [Текст] / Ю.Б. Никифоров, И.Б. Викторов. - М.: Физкультура и спорт, 1978. - 210 с.
19. Стрельникова, И.В. Развитие координационных способностей у старших школьников / И.В. Стрельникова // Физическая культура в школе. - 2007. - № 6. - С. 8-10.