Научная статья на тему 'Решение межрегионального семинара-совещания заместителей начальников территориальных органов ФСИН России по производству, экономике и руководителей финансово-экономических служб'

Решение межрегионального семинара-совещания заместителей начальников территориальных органов ФСИН России по производству, экономике и руководителей финансово-экономических служб Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
26
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Решение межрегионального семинара-совещания заместителей начальников территориальных органов ФСИН России по производству, экономике и руководителей финансово-экономических служб»

УТВЕРЖДАЮ Директор ФСИН России генерал-полковник внутренней службы

А.А. Реймер

7 апреля 2010 г.

РЕШЕНИЕ

МЕЖРЕГИОНАЛЬНОГО СЕМИНАРА-СОВЕЩАНИЯ ЗАМЕСТИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНИКОВ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ФСИН РОССИИ ПО ПРОИЗВОДСТВУ, ЭКОНОМИКЕ И РУКОВОДИТЕЛЕЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СЛУЖБ

23-25 марта 2010 г. Пермь

Рассмотрев и обсудив итоги производствен- Из оставшихся 240 ГУП в настоящее время

но-хозяйственной и финансово-экономической деятельности подразделений УИС за 2009 год, результаты работы исправительных учреждений по привлечению осужденных к труду, организации начального профессионального образования и профессиональной подготовки осужденных, а также вопросы эффективности взаимодействия производственных и финансово-экономических служб в преодолении негативных явлений в экономике, межрегиональное совещание отмечает.

В 2009 и текущем году промышленный сектор УИС продолжает свою деятельность в условиях реформирования входящих в его состав государственных унитарных предприятий путем их ликвидации и создания на их базе центров трудовой адаптации осужденных и учебно-производственных и лечебнопроизводственных мастерских.

На 1 января текущего года из 602 ГУП, подлежавших ликвидации, полностью ликвидировано 331 предприятие. За истекший период 2010 года ликвидирован 31 ГУП. Таким образом, общее количество ликвидированных государственных унитарных предприятий исправительных учреждений на сегодня составило 362 (60%). Успешно завершили данный процесс подразделения 26 ГУФСИН, УФСИН России по республикам Адыгея, Алтай, Бурятия, Дагестан, Тыва; Алтайскому, Камчатскому, Краснодарскому, Приморскому, Ставропольскому, Хабаровскому краям; Амурской, Белгородской, Волгоградской, Вологодской, Воронежской, Еврейской автономной, Ивановской, Липецкой, Новгородской, Новосибирской, Ростовской, Саратовской, Тверской, Томской и Тюменской областям.

в различных стадиях ликвидации находится 202 предприятия, 5 предприятий, специализирующихся на производстве сельскохозяйственной продукции, реформированы в федеральные государственные унитарные предприятия.

В то же время 32 ГУП в 11 территориальных органах ФСИН России до настоящего времени не приступили к ликвидации. Это ГУФСИН, УФСИН России по:

Республике Коми (8 ГУП);

Республике Татарстан, Свердловской

и Московской областям (по 4 ГУП);

Республике Башкортостан, Архангельской, Курганской, Оренбургской областям (по 2 ГУП);

Кабардино-Балкарской Республике, Республике Мордовия, Пермскому краю и Магаданской области (по 1 ГУП).

В связи с этим, в целях безусловного выполнения поручения Правительства Российской Федерации от 30.12.2009 № ИШ-П13-7903 «Об оптимизации состава государственного имущества» основной задачей является обеспечение завершения ликвидации всех имеющихся ГУП в течение текущего года.

В 2009 году на контроле ФСИН России находились 19 ГУП, попавших под различные этапы процедуры банкротства. В конце года в отношении 3 ГУП эта процедура была завершена без существенных потерь для УИС.

В настоящее время в отношении 16 ГУП в 6 территориальных органах продолжается процедура банкротства: ГУФСИН России по Свердловской области, где таких ГУП - 7, ГУФСИН России по Нижегородской области -

5 ГУП и далее ГУФСИН России по Республике Татарстан; Курганской, Челябинской областям

и УФСИН России по Ярославской области, имеющие по 1 такому ГУП.

С учетом предварительных решений заседаний рабочих групп «Правительственной комиссии по реализации мер по предупреждению банкротства стратегических предприятий и организаций, а также организаций обороннопромышленного комплекса» вопросы финансового оздоровления государственных унитарных предприятий исправительных учреждений в текущий момент являются одними из приоритетных, прежде всего это относится к ГУП ГУФСИН России по Красноярскому краю и УФСИН России по Архангельской области.

В 2009 году в УИС действовало 505 центров трудовой адаптации осужденных, 38 лечебно-производственных и 40 учебнопроизводственных мастерских, а также 193 ГУП, которые, находясь в стадии ликвидации или не вступив в нее, оказывали услуги и производили продукцию.

Объем производства товарной продукции в целом по УИС за прошлый год составил 25,2 млрд рублей (95,2% к уровню 2008 года). Наибольшее падение было допущено в учреждениях ГУФСИН, УФСИН России по Республике Северная Осетия - Алания и Свердловской области на 40%, Республике Мордовия, Приморскому краю и Сахалинской, Смоленской, Челябинской и Ярославской областям - на 30-33%.

В целом по системе в 2009 году получена прибыль в размере 1,2 млрд рублей (в 2008 году - 1,6 млрд рублей). Однако в ряде территориальных органов учреждениями допущены убытки. Так, например, ГУФСИН, УФСИН России по Архангельской области допущены убытки 39,2 млн рублей (в 2008 году - прибыль 24,9 млн рублей), Свердловской области убытки 16,8 млн рублей (в 2008 году - прибыль 115,1 млн рублей), Псковской области убытки 8,3 млн рублей (в 2008 году - прибыль

13.6 млн рублей), Республике Коми убытки

5.6 млн рублей (в 2008 году - убытки 3,0 млн рублей), Челябинской области убытки 3,5 млн рублей (в 2008 году - прибыль 69,9 млн рублей), Сахалинской области убытки 3,3 млн рублей (в 2008 году - прибыль 4,6 млн рублей), Магаданской области убытки 1,6 млн рублей (в 2008 году - прибыль 2,0 млн рублей).

Несмотря на некоторое сокращение в целом по УИС суммы дебиторской задолженности с 1,9 млрд до 1,7 млрд рублей (14%) подразделения 29 территориальных органов в 2009 году допустили ее рост. Так, по учреждениям Хабаровского края и Амурской, Тюменской

областей допущен рост в 6 раз по сравнению с 2008 годом, Ханты-Мансийского автономного округа - более чем в 4,5 раза, Ставропольского края и Архангельской, Воронежской областей -более чем в 2 раза, республик Башкортостан, Тыва, Чувашской Республике - свыше 90%.

Аналогичная ситуация складывается с кредиторской задолженностью подразделений УИС. В целом по ГУП исправительных учреждений, которые подлежат ликвидации, сумма кредиторской задолженности сократилась с 3,1 млрд рублей до 2,8 млрд рублей (9,7%). Но в ряде территориальных органов ФСИН России имеет место рост кредиторской задолженности, в том числе по предприятиям, которые находятся в стадии ликвидации. Так, по итогам работы за 2009 год наибольшее ее увеличение допущено в Республике Коми (на 27,8 млн рублей), Красноярском крае (на 82,0 млн рублей), Архангельской (на 81,4 млн рублей) и Иркутской (на 38,6 млн рублей) областях.

По ЦТАО, УПМ и ЛПМ общая сумма кредиторской задолженности увеличилась всего на 6,6%, или 108,5 млн рублей, и составила

1,7 млрд рублей. В учреждениях Республики Саха (Якутия) рост общей суммы кредиторской задолженности произошел в 4,9 раза (на 4,2 млн рублей), Орловской области в 4,1 раза (на 4,1 млн рублей), Санкт-Петербурга и Ленинградской области в 3,6 раза (на 12,0 млн рублей), Архангельской области в 3,2 раза (на 13,9 млн рублей), Республики Чувашия в 2,9 раза (на 10,8 млн рублей), Пермского края в 1,4 раза (на 59,4 млн рублей), Кемеровской области в 1,3 раза (на 10,4 млн рублей).

В целях решения вопросов стабилизации финансовой ситуации территориальные органы пока еще не в полной мере используют возможности получения мер государственной поддержки на региональных уровнях.

Проведенный мониторинг организации данной деятельности показал, что в настоящее время только в 26 субъектах Российской Федерации успешно решен вопрос снижения ставки налога на прибыль исправительных учреждений, лишь в 16 субъектах Российской Федерации разработаны и реализуются программы и планы мероприятий, направленных на решение вопросов трудовой занятости осужденных.

В 2009 году было занято трудом на собственном производстве и контрагентских объектах 149,1 тыс. осужденных, что на 32 тыс. меньше, чем в 2008 году.

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБОЗРЕНИЕ

В целом по УИС за истекший год на 27,7% увеличилась среднедневная заработная плата работающих осужденных со 110,66 до 141,35 руб. В то же время в 9 территориальных органах данный показатель ниже 100 руб. Это ГУФСИН, УФСИН России по Тамбовской (69,69 руб.), Тульской (70,95 руб.), Пензенской (77,05 руб.), Мурманской (89,25 руб.) областям, Республике Башкортостан (90,21 руб.), Рязанской (91,46 руб.), Курганской (93,23 руб.), Липецкой (98,20 руб.) областям и Республике Бурятия (99,63 руб.).

Выполнение норм выработки в целом по УИС составило 55,9% (в 2008 году - 69%), но количество сдельщиков, не выполняющих установленные нормы выработки, возросло до 71,5%, против показателя 2008 года - 60,6%.

Наименьшее выполнение норм выработки было допущено в подразделениях ГУФСИН, УФСИН России по Тульской области (10,8%), Алтайскому краю (21,4%), Курганской (22,8%), Калужской (24,4%), Сахалинской (27,8%) областям, республикам Башкортостан (27,3%), Северная Осетия - Алания (28,1%).

Наибольшее количество сдельщиков, не выполняющих нормы выработки, выводилось на работу в исправительных учреждениях Амурской области (99,8%), республик Северная Осетия - Алания (98,3%), Башкортостан (96,9%), Хакасия (95,9%), Алтайского края (95,7%), Курганской (92,6%), Тульской (94,9%) областей.

Итоги выполнения доведенных в начале прошлого года до всех территориальных органов контрольных показателей по выводу осужденных на оплачиваемые работы и размеру их среднедневного заработка свидетельствуют о том, что 22 территориальных органа не выполнили установленных заданий по двум показателям (ГУФСИН, УФСИН России по республикам Алтай, Башкортостан, Мордовия; Ставропольскому, Пермскому краям; Санкт-Петербургу и Ленинградской области, а также Белгородской, Калужской, Кемеровской, Курганской, Курской, Магаданской,

Мурманской, Нижегородской, Новосибирской, Орловской, Ростовской, Рязанской, Сахалинской, Свердловской, Тульской и Челябинской областям), 27 управлений - по выводу осужденных на оплачиваемые работы и 12 управлений -по среднедневной заработной плате работающих осужденных. И только 17 территориальных органов выполнили указанные установленные задания.

В 2009 году в исправительных учреждениях содержалось 317,4 тыс. лиц, имеющих исполнительные листы (43,3% от средней списоч-

ной численности), из которых подлежало обязательному привлечению к труду 164,2 тыс. осужденных.

Всего было обеспечено трудом почти 80,0 тыс. имеющих иски осужденных (49% от подлежащих обязательному трудоустройству). В целом погашение исков осуществляло 94,9 тыс. осужденных (30% от общего количества имеющих иски).

Целям трудовой и в дальнейшем социальной адаптации лиц, отбывающих уголовные наказания, отвечает реализация их права на получение начального профессионального образования и профессиональной подготовки.

В условиях, когда более 80% осужденных до поступления в исправительные учреждения не имели никаких профессиональных и трудовых навыков либо полностью или частично их утратили, почти 30% осужденных (в возрасте до 25 лет), как правило, никогда и нигде не работали и не учились, данное направление становится крайне актуальным и приобретающим социальную значимость. На протяжении последних трех лет в исправительные учреждения ежегодно поступает свыше 150 тыс. осужденных, не имеющих рабочей специальности.

В настоящее время для обучения осужденных рабочим профессиям в УИС функционируют 339 профессиональных училищ и 219 их филиалов и отделений с общей штатной численностью гражданского персонала 6157 единиц. Ежегодно в данных училищах и филиалах получают рабочую профессию более 90,0 тыс. человек (в 2009 - 95,6 тыс. осужденных).

Обучение осужденных в училищах организовано с учетом специфики имеющейся производственной базы и осуществляется по 210 профессиям, по которым осужденные могут быть трудоустроены в исправительных учреждениях и востребованы на региональных рынках труда по мере освобождения из мест лишения свободы.

При этом в 157 исправительных учреждениях отсутствуют училища или их филиалы. Из 6157 штатных единиц непосредственно педагогическую деятельность осуществляют 4443 штатные единицы, нагрузка на педагогических работников профессиональных училищ ФСИН России превышает норму в 2-2,5 раза.

Ежегодно из мест лишения свободы освобождается 15-20 тыс. осужденных, не получивших профессии. Численность осужденных, получивших профессиональную подготовку на производстве, в 2009 году снизилась с 39,5 до 33,8 тыс. человек.

В целях завершения реформирования производственного сектора УИС, устранения допущенных недостатков и с учетом высказанных участниками совещания предложений и замечаний, межрегиональное совещание заместителей начальников ГУФСИН, УФСИН России по производству, экономике, главных экономистов и главных бухгалтеров территориальных органов ФСИН России постановляет:

1. Завершить работу по ликвидации государственных унитарных предприятий подведомственных исправительных учреждений до конца 2010 года, установив постоянный действенный контроль за результатами их производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельности.

Отв.: территориальные органы ФСИН

России.

Срок: в течение 2010 года.

2. Разработать планы мероприятий по обеспечению трудовой занятости осужденных, имеющих иски, в разрезе каждого исправительного учреждения с определением конкретных сроков и ответственных за исполнение, обеспечить их реализацию и установить контроль за выполнением мероприятий.

Отв.: территориальные органы ФСИН

России.

Срок: в течение месяца.

3. Максимально активизировать работу

производственно-технических, маркетинговосбытовых служб как управлений, так и подведомственных учреждений по поиску и привлечению к взаимовыгодному сотрудничеству надежных и платежеспособных партнеров, обеспечив при этом неукоснительное соблюдение требований действующего законодательства.

Отв.: территориальные органы ФСИН

России.

Срок: постоянно.

4. Активизировать работу с федеральными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальными образованиями по получению заказов на производство продукции (выполнение работ, оказание услуг) для нужд регионов, участию в реализуемых на территории соответствующих субъектов Российской Федерации федеральных и региональных программах, таких как утилизация старых легковых автомобилей, строительство малоэтажного жилья и других.

Отв.: территориальные органы ФСИН

России.

Срок: постоянно.

5. Продолжить работу по освоению новых видов конкурентоспособной продукции (работ,

услуг) с учетом постоянно меняющихся тенденций развития потребительского рынка, внедрения по возможности новых технологий, применения высокотехнологичного оборудования и т. д.

Отв.: территориальные органы ФСИН

России.

Срок: постоянно.

6. Максимально ужесточить контроль за расходованием ТЭР, ГСМ, обеспечить повсеместную экономию, рациональное использование и нормирование сырья, материалов, используемых в производственном процессе, снижая тем самым цену конечного продукта для обеспечения его конкурентоспособности у потребителей.

Отв.: территориальные органы ФСИН

России.

Срок: постоянно.

7. Использовать все возможности, предоставляемые налоговым законодательством, по снижению налоговой нагрузки на ЦТАО, УПМ и ЛПМ. Обеспечить своевременную и полную уплату текущих налоговых и иных обязательных платежей.

Отв.: территориальные органы ФСИН

России.

Срок: в течение 2010 года.

8. Исключить факты отвлечения собственных оборотных средств ЦТАО, УПМ и ЛПМ на цели, не связанные с трудоустройством осужденных, приводящие к ухудшению результатов их деятельности и показателей трудового использования осужденных, росту кредиторской задолженности.

Отв.: территориальные органы ФСИН

России.

Срок: постоянно.

9. Обеспечить постоянный контроль за ходом проведения процедуры банкротства ГУП ГУФСИН России по Свердловской, Нижегородской и Челябинской областям, УФСИН России по Республике Татарстан, Курганской и Ярославской областям во избежание недопущения возникновения возможности субсидиарной ответственности ФСИН России по их обязательствам.

Отв.: ГУФСИН России по Свердловской, Нижегородской и Челябинской областям, УФСИН России по Республике Татарстан, Курганской и Ярославской областям, УТАО ФСИН России.

Срок: постоянно.

10. Провести детальный экономический анализ финансового состояния производственнохозяйственной деятельности подведомствен-

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБОЗРЕНИЕ

ных предприятий, в которых допущено ухудшение финансовых показателей, убытки, на основании которого разработать и представить в УТАО ФСИН России планы (программы) мер по исправлению ситуации, обратив особое внимание на погашение имеющейся кредиторской задолженности.

Отв.: ГУФСИН России по Республике Коми и Нижегородской области, УФСИН России по Архангельской области.

Срок - 15 апреля 2010 года.

11. УТАО ФСИН России проанализировать представленные планы (программы) вышеуказанных ГУФСИН, УФСИН и определить сроки заслушивания заместителей руководителей главных управлений, управлений по производству и руководителей финансово-экономических служб.

За допущенное ухудшение финансовых показателей подготовить предложения руководству ФСИН России о снижении на 50% размера премиальных выплат по итогам I квартала 2010 года руководителям ГУФСИН России по республикам Башкортостан и Коми, Нижегородской области, УФСИН России по Архангельской области.

Отв.: УТАО ФСИН России.

Срок - 20 апреля 2010 года.

12. ГУФСИН России по Красноярскому краю, УФСИН России по Архангельской области представить в УТАО ФСИН России уточненные планы мероприятий по финансовому оздоровлению подведомственных ГУП, рассматриваемых на заседании Правительственной комиссии по предупреждению банкротства стратегических предприятий, а также результаты выполнения представленных ранее графиков погашения кредиторской задолженности.

Отв.: ГУФСИН России по Красноярскому краю, УФСИН России по Архангельской области.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Срок - 15 апреля 2010 года.

13. Обеспечить выполнение установленных в 2010 году территориальным органам ФСИН России контрольных показателей по выводу осужденных на оплачиваемые работы, величине их среднедневной заработной платы, превышению доходов над расходами по приносящей доход деятельности после уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей (№ 10/16/3-269 от 26.03.2010).

Отв.: территориальные органы ФСИН

России.

Срок - 2010 год.

14. В рамках действующего законодательства обеспечить перечисление в полном объеме

в доход федерального бюджета средств, удерживаемых из заработной платы, пенсий и иных доходов осужденных согласно заданиям, доводимым территориальным органам УИС.

Отв.: территориальные органы ФСИН

России.

Срок: 2010 год.

15. Принять участие в доработке и сопровождении в органах государственной власти проектов:

федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам организации начального профессионального образования лиц, отбывающих уголовные наказания в виде лишения свободы»;

распоряжения Правительства Российской Федерации о создании ФБОУ НПО Профессионального училища № 340, осуществляющего свою деятельность ФБУ ИК-3 УФСИН России по Вологодской области (г. Великий Устюг);

совместного приказа Минюста России и Минобрнауки России по утверждению инструкции (порядка) организации работы профессионального училища, осуществляющего свою деятельность в учреждении, исполняющем наказание в виде лишения свободы.

Отв.: УТАО ФСИН России.

Срок: в течение 2010 года.

16. Провести анализ деятельности подведомственных профессиональных училищ ФСИН России, организации профессиональной подготовки осужденных индивидуальным и курсовым методом на производстве в центрах трудовой адаптации осужденных. Итоги 2008/09 учебного года, первого полугодия 2009/10 учебного года рассмотреть на коллегиях, оперативных совещаниях при начальнике территориального органа ФСИН России.

Отв.: территориальные органы ФСИН

России.

Срок: 2010 год.

17. Определить степень ответственности лиц, виновных в отрицательных результатах работы по организации профессионального обучения осужденных, в том числе ответственных сотрудников:

УФСИН России по Московской области, допустивших невыполнение установленных контрольных цифр приема обучающихся в 2007/08 и 2008/09 учебных годах;

ГУФСИН, УФСИН России по республикам Бурятия, Калмыкия, Северная Осетия -Алания, Кабардино-Балкарской Республике, Алтайскому краю, Амурской, Астраханской, Калужской, Курганской, Магаданской,

Мурманской, Омской, Самарской, Сахалинской, Ярославской областям, Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, в подведомственных подразделениях которых отсутствует организация профессиональной подготовки курсовым и индивидуальным методом на производстве в ЦТАО.

Отв.: территориальные органы ФСИН

России.

Срок: 2010 год.

18. Для создания дополнительных учебных мест профессионального обучения осужденных силами гражданских образовательных учреждений внедрять соответствующий опыт ГУФСИН, УФСИН России по Свердловской и Смоленской областям.

Отв.: территориальные органы ФСИН

России.

Срок: 2010 год.

19. С целью сокращения административного аппарата и увеличения численности педагогических кадров для создания учебных групп (филиалов, отделений) в каждом исправительном учреждении, где система профессионального обучения осужденных отсутствует, используя опыт работы централизованного профессионального училища в ГУФСИН России по Самарской области (100% учреждений имеют филиалы и отделения училища), провести оптимизацию и перераспределение штатов профессиональных училищ ФСИН России с соответствующей передислокацией, созданием (реорганизацией) новых образовательных учреждений или их образовательных структур.

Отв.: территориальные органы ФСИН

России.

Срок: 2010 год.

20. Каждому профессиональному училищу установить задание и согласовать с исправительным учреждением перечни итоговых практических квалификационных работ по изготовлению изделий (работ, услуг) выпускниками по каждой профессии в ходе производственной практики, а также производственного обучения, с последующей их безвозмездной передачей для нужд уголовно-исполнительной системы.

Отв.: территориальные органы ФСИН

России.

Срок: 2010 год.

21. Проработать возможность и создать дополнительные учебные места осужденных по рабочим профессиям в учреждениях ФСИН России за счет региональных бюджетов субъектов Российской Федерации (филиалы, отделения гражданских образовательных учреждений) и средств регионального работодателя, муниципальных образований, служб занятости на конкурсной основе по их заявке.

Отв.: территориальные органы ФСИН

России.

Срок: 2010 год.

22. Установить жесткий контроль за деятельностью директоров профессиональных училищ, при решении вопросов их премирования и установления стимулирующих и компенсационных надбавок, учитывать оценку показателей основных направлений деятельности образовательных учреждений.

Отв.: территориальные органы ФСИН

России.

Срок: 2010 год.

23. Внести дополнения в должностные инструкции сотрудников исправительных учреждений, территориальных органов ФСИН России, ответственных за начальное профессиональное образование и профессиональную подготовку на производстве осужденных, устанавливающие конкретные обязанности по их организации.

Отв.: территориальные органы ФСИН

России.

Срок: 2010 год.

24. Внести дополнения в регламенты работы начальников исправительных учреждений по осуществлению контроля и оказанию помощи в деятельности профессиональных училищ, организации профессиональной подготовки осужденных на производстве.

Отв.: территориальные органы ФСИН

России.

Срок: 2010 год.

25. Контроль за выполнением настоящего Решения возложить на УТАО ФСИН России.

Заместитель директора ФСИН России полковник внутренней службы Н. П. Криволапов

6 апреля 2010 г.

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБОЗРЕНИЕ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.