Управление
УЖ.13 E V у^і-умоча*
Е60
DEVELOPMENT OF THE STRUCTURE OF PRISONERS’ WORK ADAPTATION MANAGEMENT
Аннотация: в статье рассматриваются актуальные проблемы управления в области трудовойадаптации осужденных; обоснованы направления совершенствования структуры управления трудовой адаптацией осужденных
Ключевые слова: труд осужденных, структура управления, трудовая адаптация, территориальные органы УИС, исправительные учреждения.
Annotation: in the article the urgent issues of management of the structure of prisoners’ work adaptation are considered. The ways of development of the structure of management of prisoners’ work adaptation are proved.
Key words: prisoners’ work, structure of management, work adaptation, territorial bodies of the Federal Penal Service, penal institutions.
Современная структура управления в сфере труда осужденных представлена тремя уровнями: центральный орган управления - Управление трудовой адаптации осужденных Федеральной службы исполнения наказаний (УТАО ФСИН России); территориальные органы управления - управления организации трудовой занятости осужденных в главных управлениях ЕЛЕНА Федеральной службы исполнения наказаний по отдель-Д П А П1ЛМ1ЛОГ№1-1 А ным субъектам Российской Федерации (ГУФСИН
России), отделы организации трудовой занятости
ЕМЕЛЬЯНОВА*
осужденных в управлениях Федеральной службы исполнения наказаний по отдельным субъектам Российской Федерации (УФСИН России); исправительные учреждения (ИУ) - государственныеунитарные предприятия (ГУП), центры трудовой адаптации осужден-
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ных (ЦТАО), учебно-производственные и лечебно-СТРУКТУРЫ производственные мастерские (УПМ и ЛПМ).
Каждый из выделенных уровней обладает опре-
УПРАВЛЕНИЯ ТРУДОВОЙ деленной компетенцией:
_ _ _ __ V
АДАПТАЦИЕЙ - центральные органы наделены правом участия
в создании, реорганизации и ликвидации предприятий ОСУ^^ДЕННЫХ УИС, ЦТАО, УПМ, ЛПМ исправительных учреждений; распоряжаются имуществом предприятий УИС, ЦТАО, УПМ, ЛПМ исправительных учреждений от имени государства; осуществляют контроль за деятельностью предприятий УИС, ЦТАО, УПМ, ЛПМ исправительных учреждений1;
- территориальные органы принимают решение о создании или ликвидации ЦТАО, УПМ, ЛМП исправительных учреждений; утверждают структуру и штатное расписание указанных подразделений2; доводят скорректированные планы производственной деятельности учреждений; организуют начальное и профессиональное образование и профессиональную __________________________________________ подготовку осужденных в профессиональных учили-
* Кандидат экономическихнаук, доцент; докторант (Академия управления МВ Д России).
E-mail: [email protected].
щах ФСИН России; осуществляют контроль за деятельностью производственных и технических служб учреждений УИС3;
- предприятия УИС, ЦТАО, УПМ, ЛПМ исправительных учреждений непосредственно осуществляют деятельность по привлечению осужденных к труду: самостоятельно планируют и организуют производственную деятельность с учетом создания достаточного количества рабочих мест для осужденных; организуют работу по привлечению инвестиционных ресурсов, поиску и размещению заказов на выпуск продукции с учетом экономической целесообразности и эффективной трудовой занятости осужденных; организуют профессиональную подготовку и повышение профессиональной квалификации осужденных, производственного обучения их смежным профессиям в соответствии с потребностями производственнохозяйственной деятельности учреждений и с учетом перспективы развития производства, а также потребностей рынка труда в рабочей силе; готовят проекты договоров по деятельности Центра трудовой адаптации осужденных или учебно-производственной (трудовой) мастерской учреждения, исполняющего уголовные наказания в виде лишения свободы, и т. д.4
Таким образом, современная структура управления в сфере труда осужденных направлена на обеспечение исполнения требований законодательства Российской Федерации об обязательном привлечении осужденных к труду, организации их начального профессионального образования и профессиональной подготовки, о привитии им трудовых навыков и создании условий для их моральной и материальной заинтересованности в результатах труда.
Однако, на наш взгляд, существуют определенные резервы в совершенствовании указанной структуры управления и прежде всего отдельных ее уровней. На уровне отдельного территориального органа (ТО) УИС управление в сфере труда осужденных осуществляется субъектом управления в лице заместителя начальника территориального органа (УФСИН, ГУФСИН России) по производству и аппаратом, численность которого зависит от количества находящихся на территории ИУ, географических и иных особенностей, включая производственные.
Как правило, в состав ТО УИС входит несколько отделов, занимающихся вопросами труда осужденных, но центральное место занимает отдел организации трудовой занятости осужденных (ООТЗО), который является основным
органом по централизованному оперативному контролю и регулированию хода производства в учреждениях УИС, обеспечениювыполнения исправительными учреждениями ГУФСИН, УФСИН, ОФСИН России производственных заданий по установленной номенклатуре, трудовой занятости осужденных и научно-техническому прогрессу.
Среди других можно назвать такие, как отдел маркетинга и материально-технического снабжения производства; отдел транспорта, главного механика и энергетика, отдел (инспекция) по охране труда и технике безопасности; отдел (инспекция) по качеству продукции; отдел (группа) организации начального профессионального образования и профессиональной подготовки осужденных.
Исходя из выделенных в научной литературе различных типов организационных структур управления (линейный, функциональный, линейно-функциональный, линейно-штабной, дивизиональный, матричный и др.) можно сделать вывод о том, что указанная структура относится к линейно-функциональному типу. Применение структуры данного типа позволяет сохранить единство руководства: право принятия решения остается у линейного руководителя, а руководители по «функциям» являются его помощниками в осуществлении специфических функций, требующих особых знаний.
Указанная структура является наиболее оптимальной, но при этом не совсем гибкой. Так, проявляющаяся линейность приводит к тому, что в работе руководителей преобладают задачи, требующие в основном оперативного вмешательства. Это затрудняет разработку задач стратегического плана. В условиях нестабильности, реформирования как уголовно-исполнительной системы в целом, так и ее производственного сектора, когда необходимо приспосабливаться к новым способам хозяйствования и, главное, просчитывать свои действия на перспективу данная структура оказывается не всегда эффективной. Особенно это проявляется в вопросах оказания финансовой, кадровой, технической и иной помощи ИУ.
Если сравнить данную структуру управления с управлением на предприятиях, осуществляющих производственную деятельность в условиях свободного рынка, то увидим следующие различия: в службах ТО УИС, занимающихся вопросами труда осужденных, находятся только те подразделения, которые решают оперативные задачи: служба маркетинга, сбыта, контроля качества, транспорта, энергетики. При этом на предприятиях, осуществляющих
Управление
Управление
производственную деятельность в условиях свободного рынка, решаются вопросы планирования, финансовые, инженерно-технические, управления персоналом и т. п. С целью решения стратегических задач в области трудовой занятости осужденных и развития собственной производственной базы необходимо на уровне территориальных органов передать часть служб в подчинение заместителя начальника управления по производству. Кроме того, необходима служба производственного планирования, собственные финансовая служба и служба управления персоналом.
Следующим направлением в корректировке структуры управления трудом осужденных является, на наш взгляд, определение баланса между централизованностью управления и самостоятельностью учреждений УИС в вопросах организации производства (труда). С одной стороны, без централизации невозможно реорганизовать производство, где осуществляется труд осужденных, с другой - на местах не всегда удается самостоятельно реализовать имеющийся потенциал. Должны быть разработаны определенные принципы, параметры, ориентиры, нормы, основанные на международном и отечественном законодательстве, которые позволят действовать на местном уровне с достаточной долей гибкости. Хорошим примером такого стиля руководства могут служить Швеция и Нидерланды. «Кустовой» принцип администрации , разработанный Национальным агентством исправительных учреждений Нидерландов, дает свободу местным инициативам в рамках принятых для всей страны принципов. Основная часть «кустовых» объединений состоит из следственных тюрем и тюрем обычного и строгого режима. Это значит, что большинство заключенных могут отбывать свой срок заключения в их местном «кусте». Тюрьмам удалось создать хорошие связи с местными социальными службами, жилищными агентствами и службами по трудоустройству, что облегчает процесс возврата к свободной жизни бывшим заключенным. В Швеции развитию аналогичных связей способствует совместное управление тюремными и пробационными учреждениями. Национальная тюремная и проба-ционная служба Швеции уверенно обеспечивает соответствие национальным стандартам и распределение бюджетов для отдельных учреждений службы, предоставляя при этом старшему звену тюремной администрации возможность свободно руководить работой своих подчиненных на местном уровне по осуществле-
нию национальной политики в соответствии с местными нуждами5.
На наш взгляд, в основу принимаемых в этой области решений должны быть заложены прежде всего требования уголовно-исполнительного законодательства по оказанию осужденным помощи в социальной адаптации. Это означает, что централизованной системе управления производством необходимо учитывать региональные особенности функционирования учреждений УИС, что, по нашему мнению, обеспечит; с одной стороны, привлечение осужденных к труду, с другой - их заинтересованность в приобретении профессии и повышении квалификации, поскольку они будут востребованы по месту жительства после освобождения. Однако эту задачу невозможно решить без активного участия местных властей.
В соответствии со ст. 6 Закона РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (далее - Закон) решение о создании и ликвидации учреждений, исполняющих наказания, принимаются Правительством Российской Федерации по согласованию с органами исполнительной власти субъектовРоссийс-кой Федерации. На основании ст. 38 данного Закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют контроль за деятельностью учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов, находящихся на их территориях. К тому же весь персонал учреждений УИС и подавляющее число осужденных, отбывающих наказание на территории субъектаРоссийской Федерации, а также лица, содержащиеся под стражей, являются жителями данной местности (ч. 1 ст. 73 УИК РФ). Следовательно, органы власти субъектов Российской Федерации несут определенную ответственность за состояние дел в учреждениях, исполняющих наказания, находящихся на их территории, в том числе в области трудовой занятости осужденных. В решении проблемы трудовой занятости осужденных местные органы власти могут оказать следующую помощь. Во-первых, в налаживании производственных связей между заводами-изготовителями и исправительными учреждениями (прямая производственная кооперация), во-вторых, в возрождении контрагентских работ - предоставление рабочей силы из числа осужденных и привлечение их к работам на основе договора на предприятиях различных форм собственности. Реализация данных направлений позволит в определенной степени снизить негативные тенден-
ции в области трудовой занятости осужденных. Таким образом, в структуре управления в области труда осужденных в территориальных органах необходимо создать службу по взаимодействию с региональными и местными органами власти.
Подводя итог, отметим, что основными направлениями совершенствования структуры управления в сфере труда осужденных являются: использование опыта управления в области организации труда осужденных передовых зарубежных стран; сочетание централизации управления с предоставлением самостоятельно-
сти территориальным органам УИС и учреждениям в решении вопросов организации производства; организация взаимодействия территориальных органов УИС и исправительных учреждений с органами власти субъектов Федерации по вопросам трудовой занятости осужденных; внесение изменений в нормативные правовые акты, касающиеся деятельности производственного сектора УИС, с целью обеспечения возможности органам региональной власти и местного управления оказывать помощь подразделениям УИС в плане организации труда осужденных.
1 См.: Положение об Управлениитрудовойадаптации осужденных: утв. директором ФСИН России, июль 2005 г.
2 См.: Об утвержденииПримерного положенияо центре трудовойадаптации осужденныхили учебно-произ-водственной(трудовой) мастерскойучреждения, исполняющегоуголовные наказания в виде лишения свободы и Примерного положения о лечебно-производственной (трудовой) мастерской учреждения, исполняющего уголовныенаказания в виде лишения свободы приказ Минюста России от 1 апреля 2008 г. N° 80. Пп. 7-8.
3 См. напр.: Положение об отделе по организации трудовойзанятости спецконтингентаУправления Федеральной службы исполнения наказаний по Владимирской области: утв. начальником УФСИН России по Владимирской области, 2007 г.
4 См.: Об утвержденииПримерного положения.. Пп. 16-28.
5 См.: Хуторская Н.Б. Некоторыеаспекты деятельности зарубежныхпенитенциарных ведомств Международный опыт исполненияуголовныхнаказаний: сб. науч. ст. М., 2008. Вып. 1. С. 3-4.
Управление