Научная статья на тему 'Взаимодействие учреждений уголовно-исполнительной системы с региональными органами власти по вопросам социальной адаптации осужденных'

Взаимодействие учреждений уголовно-исполнительной системы с региональными органами власти по вопросам социальной адаптации осужденных Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1758
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / INTERACTION / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / CRIMINALLY-EXECUTIVE SYSTEM / РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ ОСУЖДЕННЫХ / RESOCIALIZATION OF CONVICTS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Караваев Олег Валерьевич /

В условиях реформирования уголовно-исполнительной системы России возрастает значение ресоциализации и социальной адаптации осужденных. В статье рассматриваются вопросы совершенствования механизмов взаимодействия исправительных учреждений с органами государственной власти регионов в сфере грантовой поддержки социальных проектов по социальной адаптации и ресоциализции осужденных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Караваев Олег Валерьевич /

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие учреждений уголовно-исполнительной системы с региональными органами власти по вопросам социальной адаптации осужденных»

Взаимодействие учреждений уголовно-исполнительной системы с региональными органами власти по вопросам социальной адаптации осужденных Караваев О. В.

Караваев Олег Валерьевич /Karavaev Oleg Valer'evich - начальник ФКУИК-33 УФСИН России по Республике Хакасия, полковник внутренней службы, слушатель по направлению «Государственное и муниципальное управление», факультет управления, Академия федеральной службы исполнения наказаний России, г. Абакан

Аннотация: в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы России возрастает значение ресоциализации и социальной адаптации осужденных. В статье рассматриваются вопросы совершенствования механизмов взаимодействия исправительных учреждений с органами государственной власти регионов в сфере грантовой поддержки социальных проектов по социальной адаптации и ресоциализции осужденных.

Abstract: in the context of the reform of the penitentiary system in Russia is increasing the value of re-socialization and social adaptation of convicts. The article deals with the issues of improving the mechanisms of interaction of correctional institutions with public authorities in the regions of grant support social projects for the social adaptation and resotsializtsii convicted.

Ключевые слова: взаимодействие, уголовно-исполнительная система, ресоциализация осужденных.

Keywords: interaction, criminally-executive system, resocialization of convicts.

Актуализация вопроса о взаимодействии учреждений ФСИН и органов исполнительной власти субъектов РФ началась с 2009 года, накануне принятия Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации. 11.02.2009 г. в г. Вологда состоялось Заседание президиума Государственного совета «О состоянии уголовно-исполнительной системы Российской Федерации», где были определены основные направления взаимодействия территориальных органов ФСИН и органов власти субъектов РФ: «Вопросы совершенствования деятельности уголовно-исполнительной системы должны решаться государством с участием субъектов Российской Федерации» [7]. В соответствии с Федеральным законом № 5473-1 от 01.07.93 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные меры социальной поддержки лицам, отбывающим наказание в исправительных учреждениях в таких формах как социальная помощь, содействие в обеспечении трудовой занятостью и других региональных программ стабилизации и развития уголовно-исполнительной системы [8].

Как отмечают исследователи, в частности В. Т. Константинов, ведущей целью реализации административно-правовых полномочий территориальным органом ФСИН России при взаимодействии с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации является эффективная деятельность по выполнению основных задач, вытекающих из их назначения и реализации мероприятий по социально-экономическому развитию региона [3].

К числу наиболее актуальных вопросов, по которым осуществляется взаимодействие и происходит реализация административно-правовых полномочий территориального органа, относятся: строительство жизненно важных объектов уголовно-исполнительной системы; привлечение предприятий УИС к исполнению регионального заказа на производство продукции для нужд конкретного субъекта

35

Федерации; обеспечение исправительных учреждений материальными и техническими ресурсами; проведение работ, обеспечивающих благоустройство учреждений УИС и прилегающих территорий; повышение уровня социальной защиты сотрудников (доплаты, льготы); участие в работе групп по разработке законодательных актов субъектов Российской Федерации; проведение мероприятий в рамках различных комплексных программ; обмен информационными базами данных, в том числе в целях обеспечения общественного порядка); обеспечение продовольствием (в том числе заготовка овощей в осенний период); создание системы социальной реабилитации (в том числе социальной адаптации) лиц, отбывающих уголовное наказание (совместно с другими ведомствами); трудоустройство лиц, освобождающихся из мест лишения свободы; проведение культурно-просветительных мероприятий, рассчитанных на специфическую категорию граждан, отбывающих наказания; организация проведения медико-санитарных, противоэпидемических мероприятий; подготовка документов на помилование осужденных и другие [3].

Специалистами и исследователями отмечаются проблемы нормативно-правового и организационного характера во взаимодействии органов государственной власти и учреждений УИС, тем более что требования сегодняшнего дня ставят перед органами исполнения наказаний задачу превратиться в реабилитационную систему, способствующую физическому и духовному оздоровлению осужденных, возвращению обществу законопослушных и дееспособных граждан [3]. Поэтому необходимо реализовывать, совместно с региональными органами власти, специальные меры социальной реабилитации для лиц, которые отбыли наказание, развивать взаимодействие социальных служб УИС с представителями органов местного самоуправления, правоохранительными органами, службами занятости и социальной защиты населения при решении вопросов получения осужденными пособий, пенсий, утраченных документов, их трудового и бытового устройства после освобождения. Организовывать работу центров социальной адаптации для подготовки к жизни на свободе, принимать на уровне субъектов комплексные целевые социальные программы помощи осужденным и освобождающимся, которые включали бы в себя ресурсы взаимодействия всех федеральных и региональных структур в процессе социальной реабилитации осужденных.

На современном этапе взаимодействие между территориальными органами ФСИН России и органами исполнительной власти субъектов РФ реализуется в таких формах, как планирование совместной деятельности, подготовка предложений по совершенствованию федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации, издание совместных приказов, указаний и других документов, обмен информацией, необходимой для реализации полномочий органов исполнительной власти, проведение совместных совещаний, заседаний коллегии, семинаров, рабочих встреч.

Территориальный орган УФСИН России по Республике Хакасия представляет собой сеть учреждений: 4 исправительных колонии, 2 колонии-поселения, лечебно-исправительное учреждение, 2 следственных изолятора, уголовно-исполнительная инспекция, медико-санитарная часть, 2 образовательных профессиональных учреждения, отдел по конвоированию и центр инженерно-технического обеспечения и вооружения. В 2015 - 2016 гг. году представители УФСИН России по Республике Хакасия приняли участие в совещаниях по вопросам взаимодействия с Правительством Республики Хакасия по таким вопросам как: оказание финансовой, материальной и иной помощи территориальному органу УИС; реализация предложений УФСИН по Республике Хакасия о передаче в безвозмездное пользование земель республиканского значения площадью 1000 га с целью поддержки в приобретении племенных животных, а также техники для развития сельскохозяйственного производства территориального органа; профессиональное

36

образование осужденных, соответствующие министерства и ведомства получили указание заместителя Председателя Правительства, о выделении необходимого оборудования, для создания учебных мест в профессиональном училище. Новое образовательное учреждение будет заниматься обучением осужденных в исправительной колонии для содержания женщин, впервые осужденных к лишению свободы; по вопросу сбыта продукции, выпускаемой пенитенциарными учреждениями, через государственные и муниципальные заказы; по вопросам социальной поддержки осужденных: по взаимодействию администрации исправительных учреждений и региональных Центров занятости населения, по трудоустройству освобождающихся осужденных (в том числе инвалидов), по мерам социальной поддержки и бытового устройства данной категории граждан, общественного контроля и мер профилактики правонарушений; по разработке и реализации индивидуальных программ реабилитации осужденных инвалидов, а также по вопросу совершенствования механизма оказания материальной помощи лицам, освободившимся из мест лишения свободы.

Значительная работа в исправительных учреждения УФСИН России по Республике Хакасия проводится по организации ресоциализации осужденных. На базе исправительных учреждений Хакасии проводятся мероприятия по созданию условий успешной ресоциализации и, в частности, для получения актуальной востребованной на рынке труда профессии, для повышения профессионального уровня и квалификации. С 2016 года в учреждениях профессионального образования УФСИН России по Республике Хакасия внедряются интерактивные методы обучения. На базе исправительных учреждений создаются производственные комплексы, которые позволяют обеспечивать товарами не только учреждения ФСИН, но рынок региона. Например, в Исправительной колонии № 33 осуществляется трудовая деятельность осужденных в сфере сельского хозяйства, которое является приоритетным направлением, как в экономике региона, так и в деятельности уголовно-исполнительной системы по использованию имеющегося производственного потенциала для организации и развития собственного производства.

Следует отметить, что взаимодействие УФСИН России по Республике Хакасия с органами власти региона имеет и перспективы совершенствования и развития по ряду вопросов и с учетом опыта других регионов: развитие производства на базе исправительных учреждений с помощью финансовой поддержки органов государственной власти Республики Хакасия; развитие системы поставок товаров и продукции, произведенных на базе исправительных учреждений, в рамках государственного и муниципального заказа при поддержке органов государственной власти; взаимодействие с Верховным Советом Республики Хакасия - разработка и принятие закона "О социальной адаптации лиц, освобожденных из учреждений УИС"; создание реабилитационных центров для лиц, освобождающихся из исправительных учреждений; квотирование рабочих мест для освобождающихся из МЛС; грантовая государственная поддержка социальных проектов по ресоциализации осужденных лиц через взаимодействие исправительных учреждений УФСИН России по Республике Хакасия с некоммерческими общественными организациями.

При организации новых эффективных форм взаимодействия учреждений УИС и органов власти региона возможна реализация опосредованной системы по вопросам финансовой поддержки социальных проектов в сфере ресоциализации осужденных лиц с участием некоммерческих общественных организаций. Общественный Совет при УФСИН по Республике Хакасия, выступая определенным связующим звеном в налаживании прочной системы взаимодействия органов государственной власти и исправительных учреждений, может инициировать ряд предложений по вопросам финансовой поддержки социальных проектов по ресоциализации осужденных.

В рамках данной схемы взаимодействия 13 апреля 2016 года Общественный совет при УФСИН России по Республике Хакасия рассмотрел вопрос «Об организации процесса привлечения некоммерческих организаций (НКО) для участия

37

в конкурсе социальных грантов с целью создания дополнительных рабочих мест для лиц, имеющих инвалидность и отбывающих наказание в ФКУ ИК-33 УФСИН России по Республике Хакасия» [5]. Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 33 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Хакасия» разработало предложения по социальному проекту ресоциализации осужденных - «Программа ресоциализации осужденных, отбывающих наказание в ИК-33 ФСИН по Республике Хакасия - «Новая профессия - новая жизнь». В 2016 году система опосредованного взаимодействия планируется к полной апробации, то есть, получение грантовой финансовой помощи из бюджета региона и осуществление социального проекта по ресоциализации осужденных совместно с некоммерческой общественной организацией на базе исправительного учреждения УФСИН России по Республике Хакасия.

Литература

1. Андреев Н. А., Морозов В. М., Ковалев О. Г., Дебольский М. Г., Морозов А. М. Ресоциализация осужденных в петинциарных учреждениях ФРГ (социально -психологический аспект): Учебное пособие. Москва, 2001. 182 с.

2. Колесник Н. В. Организация и правовые основы функционирования федеральной службы исполнения наказаний: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Рязань, 2006. 28 с.

3. Константинов В. Т. Административно-правовой статус территориального органа ФСИН России: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Москва, 2009. 20 с.

4. Пантелеева Н. А. Административно-правовая организация механизма управления деятельностью исправительных учреждений ДВФО: диссертация кандидата юридических наук. Хабаровск, 2009. 182 с.

5. Протокол заседания Общественного совета Общественного совета при УФСИН России по Республике Хакасия «Об организации процесса привлечения некоммерческих организаций (НКО) для участия в конкурсе социальных грантов с целью создания дополнительных рабочих мест для лиц, имеющих инвалидность и отбывающих наказание в ФКУ ИК-33 УФСИН России по Республике Хакасия» от 13.04.2016.

6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010г. № 1772-р «Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года».

7. Стенографический отчёт о заседании президиума Государственного совета «О состоянии уголовно-исполнительной системы Российской Федерации» от 11.02.2009 г., Вологда: сайт. URL: http://kremlin.ru/events/president/transcripts/3150. (дата обращения: 15.04.2016).

8. Федеральный закон № 5473-1 от 01.07.93 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.