Научная статья на тему 'Об итогах производственно-хозяйственной деятельности, трудовой занятости осужденных, ходе реформирования производственного сектора УИС и задачах по взаимодействию производственных и финансово-экономических служб в преодолении негативных явлений в экономике'

Об итогах производственно-хозяйственной деятельности, трудовой занятости осужденных, ходе реформирования производственного сектора УИС и задачах по взаимодействию производственных и финансово-экономических служб в преодолении негативных явлений в экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
58
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Об итогах производственно-хозяйственной деятельности, трудовой занятости осужденных, ходе реформирования производственного сектора УИС и задачах по взаимодействию производственных и финансово-экономических служб в преодолении негативных явлений в экономике»

процесс обеспечения производственного процесса необходимыми товарно-материальными ресурсами, решить вопросы предоставления подразделениям УИС лесного фонда в бессрочное (постоянное) пользование, освободить лечебные исправительные учреждения от уплаты налога на добавленную стоимость. Издано распоряжение Правительства Российской Федерации об открытии четырех профессиональных училищ.

Безусловно, работа по дальнейшему совершенствованию как условий, так и самой дея-

тельности УИС должна быть продолжена с тем, чтобы особенности функционирования промышленных подразделений УИС учитывались во всех аспектах жизни государства и политическом, и правовом, и экономическом, и производственном, и социальном.

Более подробно об итогах работы подразделений УИС нас проинформируют присутствующие руководители производственных и финансово-экономических служб.

Желаю участникам совещания плодотворной работы!

ОБ ИТОГАХ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ТРУДОВОЙ ЗАНЯТОСТИ ОСУЖДЕННЫХ, ХОДЕ РЕФОРМИРОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО СЕКТОРА УИС И ЗАДАЧАХ ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ И ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СЛУЖБ В ПРЕОДОЛЕНИИ

НЕГАТИВНЫХ ЯВЛЕНИЙ В ЭКОНОМИКЕ

Начальник УТАО ФСИН России А. П. Сорокин, полковник внутренней службы

В 2009 году в УИС действовало 505 центров трудовой адаптации осужденных, 38 лечебно-производственных и 40 учебно-производственных мастерских, а также 193 ГУП, которые, находясь в стадии ликвидации или не вступив в нее, оказывали услуги и производили продукцию.

Всего было занято трудом 149,1 тыс. осужденных (на 32 тыс. меньше, чем в 2008 году).

Объем производства товарной продукции в целом по УИС за прошлый год составил 25,2 млрд рублей (95,2% к уровню 2008 года). Наибольшее падение было допущено в учреждениях ГУФСИН, УФСИН России по Республике Северная Осетия - Алания и Свердловской области (на 40%), Республике Мордовия, Приморскому краю и Сахалинской, Смоленской, Челябинской и Ярославской областям (на 30-33%).

Принимая во внимание, что в 37 территориальных органах удалось добиться увеличения этого показателя в сравнении с 2008 годом, можно сделать вывод об имеющих место упущениях и ослаблении контроля со стороны руководства названных ГУФСИН и УФСИН

за организацией производственной деятельности в подведомственных подразделениях.

В целом по системе в 2009 году получена прибыль в размере 1,2 млрд рублей (в 2008 году - 1,6 млрд рублей). Однако в ряде территориальных органов учреждениями допущены убытки, например, в ГУФСИН, УФСИН России по Архангельской области в размере 39,2 млн рублей (в 2008 году - прибыль 24,9 млн рублей), Свердловской области - 16,8 млн рублей (в 2008 году - прибыль 115,1 млн рублей), Псковской области - 8,3 млн рублей (в 2008 году - прибыль 13,6 млн рублей), Республике Коми - 5,6 млн рублей (в 2008 году - убытки 3 млн рублей), Челябинской области - 3,5 млн рублей (в 2008 году - прибыль 69,9 млн рублей), Сахалинской области - 3,3 млн рублей (в 2008 году - прибыль 4,6 млн рублей), Магаданской области - 1,6 млн рублей (в 2008 году - прибыль 2 млн рублей).

При этом анализ причин названных убытков показал, что практически все они получены от деятельности еще не ликвидированных ГУП, которые реально производят продукцию, оказывают услуги и при этом приносят убытки, что недопустимо.

Считаю необходимым в случае обвального падения спроса принимать меры по консервации оборудования, экономить расходы, от-

правлять в неоплачиваемые отпуска сотрудников. Жалко людей - окажите финансовую помощь от других подразделений региона, обратитесь за помощью к бизнесу, но пускать дело на самотек, допустив рост кредиторской задолженности в 2-3 раза, как это произошло в отдельных регионах, о чем я буду говорить позже, - это путь в тупик.

Несмотря на некоторое сокращение в целом по УИС суммы дебиторской задолженности с 1,9 млрд до 1,7 млрд рублей (14%) подразделения 29 территориальных органов в 2009 году допустили ее рост. Так, по учреждениям Хабаровского края, Амурской и Тюменской областей допущен рост в 6 раз по сравнению с 2008 годом, Ханты-Мансийского автономного округа - более чем в 4,5 раза, Ставропольского края, Архангельской и Воронежской областей - более чем в 2 раза, республик Башкортостан, Тыва, Чувашия - свыше 90%.

В то же время в перечне мер, принимаемых для снижения дебиторской задолженности, которые вы нам представляете, в том числе по ликвидации ГУП, практически отсутствуют решения о взыскании задолженности, просроченной более трех месяцев, через суд. Это свидетельствует о серьезных проблемах в организации производственно-хозяйственной деятельности.

Аналогичная ситуация складывается с кредиторской задолженностью подразделений УИС. В целом по ГУП исправительных учреждений, которые подлежат ликвидации, сумма кредиторской задолженности сократилась с 3,1 млрд до 2,8 млрд рублей (9,7%). Но в ряде территориальных органов ФСИН России имеет место рост кредиторской задолженности, в том числе по предприятиям, которые находятся в стадии ликвидации. Так, по итогам работы за 2009 год наибольшее ее увеличение допущено в Республике Коми (на 27,8 млн рублей), Красноярском крае (на 82 млн рублей), Архангельской (на 81,4 млн рублей) и Иркутской (на 38,6 млн рублей) областях.

По ЦТАО, УПМ и ЛПМ общая сумма кредиторской задолженности увеличилась всего на 6,6%, или на 108,5 млн рублей и составила 1,7 млрд рублей. В учреждениях УИС Республики Саха (Якутия) общая сумма кредиторской задолженности выросла в 4,9 раза (на 4,2 млн рублей), Орловской области в 4,1 раза (на 4,1 млн рублей), Санкт-Петербурга и Ленинградской области в 3,6 раза (на 12 млн

рублей), Архангельской области в 3,2 раза (на 13,9 млн рублей), Республики Чувашия в 2,9 раза (на 10,8 млн рублей), Пермского края в 1,4 раза (на 59,4 млн рублей), Кемеровской области в 1,3 раза (на 10,4 млн рублей).

Такие же негативные тенденции имеются, хотя и в меньшей мере, во многих других территориальных органах.

Все мы знаем, что отвлечение прибыли, полученной от производственно-хозяйственной деятельности, на нужды бюджета серьезно ухудшает положение дел на производстве. Но в то же время мы понимаем, что в прошлом, настоящем и будущем эта практика не прекратится, так как недофинансирование имеет объективные причины. Наша задача - скажу о ней, пользуясь тем, что здесь присутствуют представители экономических служб, - вернуться к вопросу об организации работы по контролю за расходованием данных средств.

Знаю, что во многих терорганах такая работа организована, но рост кредиторской задолженности, уменьшение прибыли, объяснения с мест, что имеют место большие отвлечения, свидетельствуют об отсутствии эффективности проводимой работы.

Поэтому я считаю, что указания ФСИН России о порядке расходования прибыли (50% - на нужды бюджета) на местах просто не исполняются.

В настоящее время износ зданий и сооружений производственного сектора УИС составляет 62,2%, машин и оборудования -72,5%. Из 95,2 тыс. единиц технологического оборудования 55% эксплуатируется более 15 лет и подлежит списанию, еще 17% отработало от 10 до 15 лет и в ближайшие годы должно быть списано. При этом доля нового оборудования (со сроком эксплуатации до 5 лет) составляет только 13%, поэтому вопрос об отвлечении прибыли актуален как никогда. В связи с этим так важно контролировать отвлечение и расход данных средств.

В дополнение хотелось бы отметить, что для решения вопросов стабилизации финансовой ситуации территориальные органы пока еще не в полной мере используют возможности получения мер государственной поддержки на региональных уровнях.

Проведенный мониторинг организации данной деятельности показал, что в настоящее время только в 26 субъектах Российской

Федерации удалось добиться снижения ставки налога на прибыль исправительных учреждений, лишь в 16 субъектах разработаны и реализуются программы и планы мероприятий, направленные на решение вопросов трудовой занятости осужденных.

Реальной возможностью улучшения финансового положения являются внутрисистемные поставки, в том числе продовольствия.

На сегодняшний день существует дефицит централизованных поставок овощей, картофеля, мяса. Развитие производства данных видов продукции требует особого подхода, так как предпочтение отдаётся тем регионам, которые располагают собственными полями, техникой, где на выращивании продукции заняты осужденные колоний-поселений и к которым нет претензий по качеству.

Кроме того, для поставки продукции другим территориальным органам ФСИН России особое значение имеет территориальное расположение региона, так как от этого зависит оптимизация транспортных расходов.

Многие территориальные органы, такие, как УФСИН России по Республике Бурятия; Иркутской, Оренбургской, Амурской, Воронежской областям, и другие, организовали на базе подведомственных учреждений производство продуктов питания из собственного сырья с привлечением к трудовой деятельности спецконтингента.

Вместе с тем ГУФСИН, УФСИН России по республикам Башкортостан и Мордовия; Волгоградской, Новосибирской, Омской, Самарской и Ульяновской областям, игнорируя неоднократные указания ФСИН России, регламентирующие порядок организации собственного производства, продолжают заниматься скупкой сырья для организации производства, не согласовывая свои действия с ФСИН России. Что повлекло за собой незамедлительное наказание должностных лиц, виновных в нарушении указаний ФСИН России.

В виде иллюстрации к вопросу качества внутрисистемных поставок хочется привести следующий пример. В 2009 году УФСИН России по Владимирской области организовало выпуск автомобильной техники, качество сборки которой было низкое и приводило к постоянным поломкам уже в первые месяцы ее эксплуатации.

Вместе с тем имеются и положительные результаты производства автомобильной

техники. Так, ФБУ ИК-14 ГУФСИН России по Нижегородской области с 1972 года осуществляет изготовление специальных автомобилей на базе автомобилей отечественного производства семейства ГАЗ. В 2009 году этим учреждением были изготовлены опытные образцы изотермического фургона и рефрижератора на базе шасси КамАЗ-4308 и КамАЗ-65117.

По результатам приемки можно сделать вывод, что опытный образец данного автомобиля является не только конкурентоспособным, но и при прочих равных условиях намного превосходящим по качеству исполнения, комплектации и технологии изготовления автомобиль, изготавливаемый в УФСИН России по Владимирской области.

Согласно письму правового управления ФСИН России от 10.12.2009 № 10/13/3-644вн в случаях, когда одноименный товар производится несколькими учреждениями (предприятиями) УИС, государственный контракт в вышеуказанном порядке может быть заключен с любым учреждением (предприятием), производящим данную продукцию.

В результате принято решение такой заказ разместить в 2010 году на предприятиях ФБУ ИК-14 ГУФСИН России по Нижегородской области и ФБУ ИК-7 ГУФСИН России по Республике Башкортостан. При неудовлетворительном качестве выпускаемой продукции и впредь УТО ФСИН России совместно с УТАО ФСИН России будет принимать решения о передаче заказов в другие регионы.

Но внутрисистемные поставки - это только часть возможностей, основные усилия должны быть сконцентрированы на продвижении своих товаров и услуг на внешний рынок, так как в связи с изменениями в законодательстве количество осужденных в местах лишения свободы будет снижаться и, соответственно, внутрисистемные поставки будут уменьшаться.

Следовательно, выходить на внешний рынок нужно сейчас, используя возможность внутрисистемных поставок как благоприятный фактор для развития того или иного вида производства.

Несколько слов об эффективности использования труда осужденных.

В целом по УИС за 2009 год на 27,7% увеличилась среднедневная заработная плата работающих осужденных (со 110,66 до 141,35 рубля).

В то же время в 9 территориальных органах данный показатель ниже 100 рублей. Это ГУФСИН, УФСИН России по Тамбовской (69,69 рубля), Тульской (70,95 рубля), Пензенской (77,05 рубля), Мурманской (89,25 рубля) областям, Республике Башкортостан (90,21 рубля), Рязанской (91,46 рубля), Курганской (93,23 рубля), Липецкой (98,20 рубля) областям и Республике Бурятия (99,63 рубля).

Однако на этом положительные моменты заканчиваются.

Выполнение норм выработки в целом по УИС составило 55,9% (в 2008 году - 69%), но количество сдельщиков, не выполняющих установленные нормы выработки, возросло до 71,5% (в 2008 году - 60,6%).

Наименьшее выполнение норм выработки было допущено в подразделениях ГУФСИН, УФСИН России по Тульской области (10,8%), Алтайскому краю (21,4%), Курганской (22,8%), Калужской (24,4%), Сахалинской (27,8%) областям, республикам Башкортостан (27,3%), Северная Осетия - Алания (28,1%).

Наибольшее количество сдельщиков, не выполняющих нормы выработки, выводилось на работу в исправительных учреждениях Амурской области (99,8%), республик Северная Осетия - Алания (98,3%), Башкортостан (96,9%), Хакассия (95,9%), Алтайского края (95,7%), Курганской (92,6%), Тульской (94,9%) областей.

Однако, если в названных территориальных органах существенного увеличения данной категории осужденных по сравнению с 2008 годом не произошло, то в ряде ГУФСИН, УФСИН допущен значительный рост количества сдельщиков, не выполняющих нормы выработки. Так, в УФСИН России по Архангельской области при росте средней списочной численности сдельщиков на 6,4% доля сдельщиков, не выполняющих нормы выработки, увеличилась на 30,6%; в УФСИН России по Ставропольскому краю при росте количества сдельщиков на 15,2% доля не выполняющих нормы выработки увеличилась на 45,3%, в ГУФСИН России по Челябинской области при сокращении численности сдельщиков на 3% доля не выполняющих нормы выработки увеличилась на 24%, в УФСИН России по Псковской области при фактическом сохранении численности сдельщиков доля лиц, не выполняющих нормы выработки, увеличилась на 60%.

Проанализировав контрольные показатели по выводу осужденных на оплачиваемые работы и размеру их среднедневного заработка, констатирую, что 22 территориальных органа не выполнили установленных заданий по обоим показателям (ГУФСИН, УФСИН России по республикам Алтай, Башкортостан, Мордовия; Ставропольскому, Пермскому краям; Санкт-Петербургу и Ленинградской области, а также Белгородской, Калужской, Кемеровской, Курганской, Курской, Магаданской, Мурманской, Нижегородской, Новосибирской, Орловской, Ростовской, Рязанской, Сахалинской, Свердловской, Тульской и Челябинской областям), 27 управлений - по выводу осужденных на оплачиваемые работы и 12 управлений - по среднедневной заработной плате работающих осужденных. И только 17 территориальных органов выполнили указанные установленные задания.

Из этого можно сделать вывод, что исправительные учреждения вместо того, чтобы заниматься поиском производственных заказов, привлечением к сотрудничеству инвесторов, освоением новых конкурентоспособных видов продукции для увеличения количества трудоустроенных осужденных, в угоду рейтинговым показателям пытаются достичь этого методом понижения эффективности их труда, выводом на 2-3 дня как можно большего количества осужденных. За такую практику виновных будем привлекать к дисциплинарной ответственности.

Отдельно хотелось бы сказать о трудовой занятости осужденных, имеющих иски. В 2009 году в исправительных учреждениях содержалось 317,4 тыс. лиц данной категории (43,3% от средней списочной численности), из которых подлежало обязательному привлечению к труду 164,2 тыс. осужденных.

Всего было обеспечено трудом почти 80 тыс. имеющих иски осужденных (49% от подлежащих обязательному трудоустройству). В целом погашение исков осуществляло 94,9 тыс. осужденных (30% от общего количества имеющих иски).

В связи с этим обращаю ваше внимание на то, что одной из первостепенных задач, стоящих перед уголовно-исполнительной системой в условиях реформирования является трудовая адаптация осужденных для их эффективной дальнейшей адаптации в обществе после освобождения. А решение вопроса

трудоустройства осужденных, имеющих иски, имеет, помимо прочего, большое социальное значение.

Целям трудовой и в дальнейшем социальной адаптации лиц, отбывающих уголовные наказания, отвечает реализация их права на получение начального профессионального образования и профессиональной подготовки.

Причем в условиях, когда более 80% осужденных до поступления в исправительные учреждения не имели никаких профессиональных и трудовых навыков либо полностью или частично их утратили, почти 30% (в возрасте до 25 лет), как правило, никогда и нигде не работали и не учились, проблема их обучения становится крайне актуальной и приобретает социальную значимость. Ведь на протяжении последних трех лет в исправительные учреждения ежегодно поступает свыше 150 тыс. осужденных, не имеющих рабочей специальности.

В настоящее время для обучения лиц, отбывающих наказание, рабочим профессиям в УИС функционируют 339 профессиональных училища и 219 их филиалов и отделений с общей штатной численностью гражданского персонала 6157 единиц. Ежегодно в училищах и филиалах получают рабочую профессию более 90 тыс. человек (в 2009 году - 95,6 тыс. осужденных).

Обучение в училищах организовано с учетом специфики имеющейся производственной базы и осуществляется по 210 профессиям, по которым осужденные могут быть трудоустроены в исправительных учреждениях и востребованы на региональных рынках труда по мере освобождения из мест лишения свободы.

Однако в 157 исправительных учреждениях отсутствуют училища или их филиалы. Более того, из 6157 штатных единиц непосредственно педагогическую деятельность осуществляют 4443 штатные единицы, нагрузка на педагогических работников профессиональных училищ ФСИН России превышает норму в 2-2,5 раза. Данная проблема требует своего решения.

Ежегодно из мест лишения свободы освобождается 15-20 тыс. осужденных, не получивших профессии. Численность лиц, получивших профессиональную подготовку на производстве, в 2009 году снизилась с 39,5 тыс. до 33,8 тыс. человек.

Кроме того, в связи с тем, что все территориальные органы проводят работу по переводу осужденных на условия содержания в соответствии со ст. 80 УИК РФ, разделяя ранее судимых и впервые осужденных, в организации их профессионального обучения существуют проблемы. Для того чтобы они были минимизированы, необходимо следующее:

учащимся, обучавшимся не менее полугода, до этапирования в другое учреждение пройти государственную (итоговую) аттестацию по профессиям рабочих согласно Общероссийскому классификатору (ОК 01694) для присвоения аттестационной комиссией уровня квалификации и получения свидетельства о нем (постановление Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 № 521, утвердившее Типовое положение об образовательном учреждении НПО (п. 26));

учащимся, обучавшимся менее полугода, выдавать справку установленного образца об обучении с выпиской об освоенном курсе обучения для организации перевода в другое профессиональное училище, в том числе по другой образовательной программе (пп. 43, 44, 27 вышеназванного типового положения);

учащихся, этапируемых в исправительные учреждения, в которых отсутствуют профессиональные училища (филиалы, отделения), принять на обучение в их ЦТАО курсовым индивидуальным методом.

Обращаю ваше внимание, что сокращение контингента, обучающегося в профессиональных училищах ФСИН России, невыполнение установленных контрольных цифр их приема и выпуска приведет к сокращению федерального финансирования, невыполнению программ обучения согласно лицензиям на право осуществления образовательной деятельности и в итоге к их отзыву с ликвидацией юридического лица - профессионального училища ФСИН России.

Таким образом, одна из задач в организации профессионального обучения - не допустить снижения количества обучающихся, принять все меры для нормализации учебного процесса.

В 2009 и текущем году промышленный сектор УИС продолжает свою деятельность в условиях реформирования входящих в его состав государственных унитарных предприятий путем их ликвидации и создания на их базе центров трудовой адаптации осужден-

ных, учебно-производственных и лечебно-производственных мастерских.

На 1 января текущего года из 602 ГУП, подлежавших ликвидации, полностью ликвидировано 331 предприятие. С начала года ликвидирован еще 31 ГУП. Таким образом, сегодня их общее количество составило 362 (60%). Успешно завершили данный процесс подразделения 26 ГУФСИН, УФСИН России по республикам Адыгея, Алтай, Бурятия, Дагестан, Тыва; Алтайскому, Камчатскому, Краснодарскому, Приморскому, Ставропольскому, Хабаровскому краям; Амурской, Белгородской, Волгоградской, Вологодской, Воронежской, Еврейской автономной, Ивановской, Липецкой, Новгородской, Новосибирской, Ростовской, Саратовской, Тверской, Томской и Тюменской областям.

Из оставшихся 240 ГУП в настоящее время в различных стадиях ликвидации находится 202 предприятия, 5 предприятий, специализирующихся на производстве сельскохозяйственной продукции, реформированы в федеральные государственные унитарные предприятия.

В то же время 32 ГУП в 11 территориальных органах ФСИН России до настоящего времени не приступили к ликвидации. Это ГУФСИН, УФСИН России по Республике Коми (8 ГУП), Республике Татарстан, Свердловской и Московской областям (по 4 ГУП), Республике Башкортостан, Архангельской, Курганской, Оренбургской областям (по 2 ГУП), Кабардино-Балкарской Республике, Республике Мордовия, Пермскому краю и Магаданской области (по 1 ГУП).

Анализ ситуации показал, что основная причина, по которой данные ГУП до сих пор не могут начать проведение ликвидационных мероприятий, - это отсутствие средств для расчета с кредиторами. Однако в период подготовки к реформированию ГУП УИС все ГУФСИН, УФСИН представили расчеты и обоснования, подтверждавшие наличие у подведомственных предприятий средств и активов в объемах, достаточных для полного расчета по своим обязательствам. Из этого следует, что руководство названных территориальных органов не принимало никаких мер по ликвидации ГУП либо этих мер было недостаточно и они носили формальный характер.

В целях безусловного выполнения поручения Правительства Российской Федерации от 30.12.2009 № ИШ-П13-7903 «Об оптими-

зации состава государственного имущества» основной нашей задачей является обеспечение завершения ликвидации всех имеющихся ГУП в течение текущего года.

Отдельно необходимо отметить появившуюся с прошлого года в деятельности некоторых ГУФСИН, УФСИН тенденцию решать проблему реформирования подведомственных предприятий путем их банкротства.

В 2009 году на контроле ФСИН России находилось 19 ГУП, попавших под различные этапы процедуры банкротства. В конце года в отношении 3 ГУП эта процедура была завершена без существенных потерь для УИС.

В настоящее время в отношении 16 ГУП в 6 территориальных органах продолжается процедура банкротства. Лидером в данном вопросе является ГУФСИН России по Свердловской области, где насчитывается 7 ГУП, второе место занимает ГУФСИН России по Нижегородской области - 5 ГУП, далее следуют ГУФСИН России по Республике Татарстан, Курганской, Челябинской областям и УФСИН России по Ярославской области, имеющие - по 1 ГУП.

Причем наряду с объективными предпосылками к инициированию процедуры банкротства налицо банальное нежелание руководителей на местах искать пути финансового оздоровления предприятий, что, в свою очередь, вызвано допущенными ранее упущениями в организации производственно-хозяйственной деятельности, приведшими их в итоге к полному развалу.

В связи с этим, а также с учетом предварительных решений заседаний рабочих групп «Правительственной комиссии по реализации мер по предупреждению банкротства стратегических предприятий и организаций, а также организаций оборонно-промышленного комплекса» вопросы предотвращения применения процедуры банкротства в отношении государственных унитарных предприятий исправительных учреждений в текущий момент являются одними из приоритетных.

В отношении перечисленных выше ГУП необходимо обеспечить постоянный контроль за ходом проведения процедуры банкротства во избежание субсидиарной ответственности ФСИН России по их обязательствам.

Мало того, ряд территориальных органов вместо того, чтобы оздоравливать ГУП, готовя их к ликвидации, существенно ухудшили

их финансовое состояние, что не может не вызывать тревогу у руководства ФСИН России.

Реформирование промышленного сектора УИС не ограничивается только ликвидацией ГУП. Как вы знаете, нас ждет преобразование ФБУ в Федеральные казенные учреждения (ФКУ), ориентировочно оно должно быть проведено в 2011 году. Благодаря своевременно принятым мерам со стороны руководства ФСИН России, в ст. 8 п. 28 соответствующего законопроекта внесено и принято изменение, которое разрешает ФКУ УИС расходовать прибыль на содержание и развитие их материально-технической базы, т. е. практически сохраняет существующее положение (проект федерального закона № 308243-5), что позволит смотреть в будущее с определенным оптимизмом.

Подводя итоги сказанному, отмечу, что в текущем году необходимо сделать следующее.

Производственным службам территориальных органов совместно с финансово-экономическими службами, в которых допущено ухудшение финансовых показателей, убытки, разработать и представить планы (программы) мероприятий по исправлению ситуации.

Каждому исправительному учреждению разработать планы мероприятий по обеспечению трудовой занятости осужденных, имеющих иски (с определением конкретных сроков, ответственных за исполнение, установлением контроля их выполнения).

Максимально активизировать работу производственно-технических, маркетингово-сбытовых служб как ГУФСИН, УФСИН, так и подведомственных учреждений по поиску и привлечению к взаимовыгодному сотрудничеству надежных и платежеспособных партнеров, обеспечив при этом неукоснительное соблюдение требований действующего законодательства.

Активизировать работу с федеральными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальными

образованиями, направленную на получение заказов на производство продукции (выполнение работ, оказание услуг) для нужд регионов, участие в реализуемых на уровне регионов и отраслей программах, таких, как утилизация старых легковых автомобилей, строительство малоэтажного жилья, и др.

Продолжить работу по освоению новых видов конкурентоспособной продукции (работ, услуг) с учетом постоянно меняющихся тенденций развития потребительского рынка, внедрения по возможности новых технологий, применения высокотехнологичного оборудования и т. д.

Максимально ужесточить контроль за расходованием ТЭР, ГСМ, обеспечить повсеместную экономию, рациональное использование и нормирование сырья, материалов, применяемых в производственном процессе, снижая тем самым цену конечного продукта для обеспечения его конкурентоспособности у потребителей.

Продолжить дальнейшее совершенствование системы профессионального обучения и подготовки за счет совершенствования имеющейся нормативной базы, оптимизации штатной численности, увеличения количества осужденных, получающих начальное профессиональное образование кустовым методом и непосредственно на производстве, возможного использования механизмов создания объединений профессиональных училищ и т. д.

В завершение хочу сказать, что проблемы организации производственно-хозяйственной деятельности решаются в подразделениях путем ежедневной кропотливой работы.

Мысли о том, что завтра примут закон или дадут льготу и мы не будем платить какие-либо налоги, безосновательна. У государства есть, кого опекать (дети, пенсионеры, ветераны и другие категории граждан). Или мы сделаем производство конкурентоспособным, несмотря на имеющиеся проблемы, или его не будет - пример других стран, где работает минимальное количество осужденных, есть.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.