УДК 159.9.072:616.118:616.37-002
Репродуктивное поведение подростков
(анализ данных анкетирования)
© Ботоева Елена Аполлоновна кандидат медицинских наук, доцент, Бурятский государственный университет Россия, Улан-Удэ, 670002, ул. Октябрьская, 36а E-mail: [email protected] © Петунова Анна Николаевна кандидат медицинских наук Бурятский государственный университет Россия, Улан-Удэ, 670002, ул. Октябрьская, 36а E-mail: [email protected]. © Аникеева Татьяна Гомбожаповна аспирант
Бурятский государственный университет Россия, Улан-Удэ, 670002, ул. Октябрьская, 36а E-mail: [email protected].
Состояние здоровья и развитие общества во многом определяется уровнем попу-ляционного здоровья подростков, которые составляют значительную часть в структуре населения, оказывают значимое влияние на здоровье нации в целом и формируют ее культурный, интеллектуальный, производственный и репродуктивный потенциал. На рубеже столетий в Российской Федерации насчитывалось 19,1 млн детей и подростков в возрасте 10-17 лет, что составило 16,8% к общему числу жителей страны. В свою очередь, уровень здоровья, как современной молодежи, так и будущих поколений, напрямую зависит от состояния здоровья нынешних девушек-подростков — будущих матерей. Произошедшие в последние десятилетия на территории РФ социально-экономические, политические и культурные преобразования сопровождались значительным снижением покупательской способности населения, либерализацией сексуальной морали, резким изменением нравственных приоритетов, личностных и общественных ценностей в обществе. Следствием этих преобразований явились социально детерминированные изменения стандарта репродуктивного поведения подростков и молодых людей на менее безопасный, ассоциированный с высоким риском абортов и инфекций, передаваемых половым путем (ИППП).
Ключевые слова: молодежь; репродукция; аборты; контрацепция.
Первая беременность, наступившая в подростковом возрасте, заканчивается индуцированным абортом более чем в 80% случаев. Наряду с этим на фоне ускорения полового созревания, роста сексуальной активности подростков, отсутствия государственной системы образования подрастающего поколения по вопросам профилактики нежелательной беременности реальностью наших дней стало деторождение в ювенильном возрасте, получившее название феномена «подросткового материнства».
51
Нами было проведено анкетирование девушек-подростков г. Улан-Удэ с целью изучения особенностей репродуктивного поведения, уровеня информированности девушек-подростков и беременных ювенильного возраста по вопросам профилактики инфекций, передаваемых половым путем (ИППП) и абортов, их приоритетов и потребностей в получении информации о контрацепции.
Материалы и методы
Настоящее исследование проводилось на базе городского центра планирования семьи в 2016 г.
Для изучения особенностей репродуктивного поведения производилось комплексное социально-психологическое исследование 295 респонденток в возрасте 13-19 лет, в том числе 10 юных матерей и 65 девушек-подростков, прервавших беременность и 407 респонденток в возрасте 20-49 лет, в том числе 200 матерей, воспитывающих детей подросткового возраста, и 207 женщин, прервавших беременность. Исследование проводилось путем добровольного анонимного анкетирования с помощью анкеты-опросника, специально разработанной с учетом поставленных задач.
Результаты исследования и их обсуждение
Данные, полученные в ходе настоящего исследования, свидетельствуют о том, что современные девушки-подростки имеют низкий, не соответствующий требованиям современности, уровень репродуктивного образования и неадекватное половое воспитание в семье. Уровень информированности по вопросам профилактики инфекций, передаваемых половым путем (ИППП) и аборта, который 70,2% подростков считают достаточным, формируется у них под доминирующим влиянием СМИ (100,0%) и ближайшего социального окружения (родители и члены семьи — 59,8%, подруги, друзья — 44,6%), что не соответствует их фактическим потребностям (семья родителей — 96,9%, медицинские работники — 61,5%, специальная литература — 40,2%). Большинство девушек-подростков считают приемлемым обсуждение с ребенком в семье вопросов, касающихся интимных отношений и деторождения, 65,2% думают, что эта информация носит социально-защитный характер. Это мнение разделяют 90,9% взрослых женщин. Между тем, проведенный анализ показал, что более половины матерей, воспитывающих детей-подростков (52,6%), сами не получили достаточного полового воспитания, 42,7% из них не знают, что такое «безопасные» сексуальные отношения, 7,3% — считают аборт безопасным, 15,4% — не знают различий между методами прерывания беременности, 15,1% — неизвестны никакие (!) методы контрацепции. При этом 77,1% респонденток лучше всего знают метод внут-риматочной контрацепции (ВМК) и 42,5% считают его наиболее оптимальным. В результате каждая вторая (55,8%) девушка-подросток имеет неправильные представления о сути «безопасности» сексуальных отношений, каждая тринадцатая (7,7%) — нулевой уровень знаний о современных средствах контрацепции, 38,0% — ничего не знает об аборте, каждая пятая (20,4%) — считает безопасной ВМК, каждая двенадцатая (8,1%) уверена, что безопасных методов контрацепции вообще не существует. Большинство опрошенных девушек (79,7%) считают, что репродуктивное образование
должно быть частью образовательного процесса, аналогичное мнение высказывают 90,2% матерей, воспитывающих детей подросткового возраста. При этом уровень информированности, представления по вопросам безопасности сексуальных отношений и контрацепции, потребности девушек-подростков в этом отношении существенно зависят от возраста, что требует дифференцированного подхода к разработке методологии репродуктивного образования будущих матерей и организации информационно-образовательной работы с подростками различных возрастных групп. Вместе с тем, неадекватный уровень репродуктивного образования взрослых женщин, в том числе матерей, ставит во главу угла информационно-образовательную работу не только с девушками, но и родителями, семьями, воспитывающими дочерей, а также всеми специалистами, работающими с подростками.
Проведенное исследование позволило установить, что среди современных девушек-подростков старше 13 лет 54,3% сексуально активны, при этом 82,6% девушек начинают половую жизнь до совершеннолетия, в том числе 10,7% — в возрасте моложе 15 лет. Средний возраст их сексуального дебюта составляет 16,08 лет. Психосоциальная установка девушки на возраст начала половой жизни не всегда определяет его в действительности — в каждом пятом случае сексуальный дебют в подростковом возрасте социально детерминирован, а в 6,0% случаев носит принудительный характер. Юные беременные начинают половую жизнь почти на год раньше. Средний возраст их сексуального дебюта составляет 15,7±0,03 лет. Наряду с тем, что каждая вторая (50,4%) имеет сознательную психосоциальную установку на начало половой жизни до 18 лет, особенности их репродуктивного поведения предопределены более низким уровнем репродуктивного образования и более неадекватным половым воспитанием в семье, которая является основным и наиболее приемлемым (84,7%) источником информации юных женщин по вопросам репродуктивного здоровья, профилактики ИППП и аборта (89,3%). Для современных подростков типична модель сексуальных отношений вне брака (95,0%) и низкий уровень психосоциальной готовности к ответственному сексуально-брачному партнерству (99,7% не ориентированы на сексуальный дебют в браке, 77,1% приемлют внебрачные сексуальные отношения, 19,5% допускают наличие одновременно нескольких половых партнеров), что отражает тенденции, характерные для всего женского населения репродуктивного возраста (в контрольной группе большинство женщин не состояли в браке (60,4%), 77,1% считали приемлемыми внебрачные сексуальные контакты, 19,5% допускали наличие одновременно нескольких половых партнеров).
В то же время полученные данные свидетельствуют о формировании у современных подростков тенденции к моногамным отношениям, несмотря на более высокий промискуитет по сравнению с женщинами репродуктивного возраста, большинство девушек имеют в анамнезе только одного (74,5%) или двух (20,2%) половых партнеров. При этом их отличает менее рискованное сексуальное поведение — они в 1,8 раза чаще практикуют безопасные сексуальные отношения. Доля лиц, входящих в группу высокого риска по заражению ИППП (никогда не предпринимали никаких мер по предохране-
нию от заражения) среди девушек-подростков, оказалась в 2,3 раза ниже по сравнению с женщинами репродуктивного возраста. Наряду с этим, юных беременных отличает значительно более рискованное сексуальное и репродуктивное поведение — для них характерна более высокая частота незапланированного сексуального дебюта, в том числе принудительного и чрезвычайно низкая доля лиц, практикующих безопасные сексуальные отношения. Каждая третья юная беременная (32,0%) никогда не предохранялась от возможного заражения ИППП, каждая вторая (51,3%) — не принимала никаких мер предохранения от нежелательной беременности. Настоящее исследование позволило подтвердить, что современные девушки-подростки характеризуются неадекватным контрацептивным поведением. Их отличает нерегулярное использование контрацепции (61,3%); в структуре используемых методов преобладают низкоэффективные — презервативы (66,4%), прерванный половой акт (39,3%) и спермициды (31,9%). Потребителями КОК являются всего 8,7% подростков, причем пробует применять контрацептивы каждая пятая, но половина потребителей от регулярного использования метода отказываются. Подростки реже обращаются за контрацепцией по сравнению с женщинами репродуктивного возраста — только половина девушек, нуждающихся в контрацепции, обращаются за советом, причем половина из них, в свою очередь, советуются с матерью или подругами. В результате лишь каждая четвертая из сексуально активных девушек-подростков получает квалифицированную контрацептивную помощь. Особенностью подросткового возраста является стремление самостоятельно выбрать метод контрацепции и принять решение об его использовании. При выборе контрацептивного метода или средства девушки-подростки отдают приоритет надежности (90,3%), безопасности для здоровья (42,2%) и удобству применения (34,7%). Всем этим требованиям более всего отвечают современные гормональные контрацептивы и качественные презервативы, частота использования которых достоверно выше в группе консультированных подростков. Несмотря на это, в качестве метода регулярной контрацепции КОК применяют всего 8,7% девушек. В то же время 6,0% подростков используют ВМК, что во многом обусловлено репродуктивным поведением матерей. Юные беременные отличаются еще более низким уровнем информированности о контрацепции, в том числе гормональной, и различных методах прерывания беременности. Более половины из них (58,1%) не знают, «чем различаются методы прерывания беременности». Беременные юного возраста характеризуются более низкой мотивацией на планируемое деторождение, что указывает на отсутствие психологической готовности к ответственному материнству. Наряду с одинаково низкой частотой обращения за контрацептивной помощью (47,2%) вследствие менее выраженной приемлемости получения соответствующей информации от медицинских работников (43,8%) и более низкой самоценности репродуктивного образования (56,3%), юные женщины более ориентированы на выбор метода контрацепции согласно квалифицированному совету (92,1%), чем их сверстницы.
Реальное повышение медицинской активности, снижение степени риска сексуального поведения, оптимизация репродуктивного поведения девушек-
подростков в современных условиях может быть достигнуто путем повышения их образовательного уровня по вопросам репродуктивного здоровья, профилактики аборта и ИППП, что было доказано нами в результате организационного эксперимента, проведенного на базе Бурятского госуниверситета.
Не вызывает сомнений, что наиболее эффективным средством сохранения репродуктивного здоровья, борьбы с ИППП, абортами является повышение информированности населения по вопросам планирования семьи, использование противозачаточных средств. В мире проблеме планирования семьи, составной частью которой является контрацепция, в настоящее время уделяется большое внимание. Особенно это касается вопросов контрацепции, в частности, разработана специальная программа ВОЗ по репродукции человека. В ряде стран благодаря внедрению современных методов контрацепции уже к настоящему времени решены демографические, социальные и медицинские проблемы, связанные со снижением числа абортов, оказывающих пагубное влияние на женский организм.
Reproductive Behaviour of Teenagers
(analysis of data of questioning)
Elena Ap. Botoeva
Cand. Sci. (Medicine), Assistant Prof.
Buryat State University
36a Oktyabrskaya St., Ulan-Ude 670002, Russia
E-mail: [email protected]
Anna N. Petunova
Cand. Sci. (Medicine)
Buryat State University
36a Oktyabrskaya St., Ulan-Ude 670002, Russia
E-mail: [email protected]
Tatyana G. Anikeeva
Research assistant
Buryat State University
36a Oktyabrskaya St., Ulan-Ude 670002, Russia E-mail: [email protected]
The state of health and development of society in many respects is defined by the level of population health of teenagers who make considerable part in structure of the population, have significant impact on health of the nation in general and form its cultural, intellectual, production and reproductive potential. At a turn of centuries in the Russian Federation was 19,1 million children and teenagers at the age of 10-17 years that made 16,8% to total number of residents of the country. In turn, health level, both modern youth, and future generations, directly depends on a state of health of present teenage girls — future mothers. The social and economic, political and cultural transformations which happened in the last decades in the territory of the Russian Federation were
followed by considerable decrease in consumer ability of the population, liberalization of sexual morals, sharp change of moral priorities, personal and social values in society. Socially determined changes of the standard of reproductive behavior of teenagers and young people on less safe, associated with high risk of abortions and infections, sexually transmitted (STD) were a consequence of these transformations. Keywords: youth; reproduction; abortions; contraception.