DOI: 10.25198/1814-6457-240-118 УДК 371.8
Чуркина Н.И.
Омский государственный педагогический университет, г Омск, Россия
E-mail: [email protected]
«РЕПЛИКИ» СОВЕТСКОГО В СОВРЕМЕННОМ ШКОЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ
Современное российское образование участвует в реализации политики памяти, для этого в школе используются различные практики коммемораций, которые за счет увековечивания людей, событий, институтов внедряют в современную школьную культуру советское прошлое. Теоретическое исследование нормативных документов и государственных программ воспитания последних лет показало, что при разработке современных программ воспитания, прежде всего патриотического воспитания, стали активно использовать формы, методы советского школьного воспитания. Это подтвердили результаты сравнительного анализа трех групп источников: интервью бывших учителей и школьников о советском воспитании, анкетирование учителей и советников по воспитанию; планы воспитательной работы нескольких школ г. Омска. На основе теоретико-эмпирического анализа в статье делается заключение, что в современной школе вернулись многие формы и методы советской системы воспитания (митинги, встречи с героями войн, возложения цветов к памятникам, конкурсы строя и песни и др.). Но, при этом, как показывает анкетирование, результативность этих форм патриотического воспитания низкая. Из множества традиционных практик современные школьники предпочитают наблюдение, праздничные мероприятия. Более сложные коммуникативные практики для них непонятны, утомительны, нединамичные. В работе делается вывод, что проблемы использования этих практик воспитания обусловлены тем, что они являются «репликой», повторением, они утратили свою оригинальность и силу эмоционального воздействия, при их использовании не достаточно учитывают особенностей (поколенческих, психологических) современных детей.
Ключевые слова: советское воспитание, коммеморации, патриотическое воспитание, практики воспитания, политика памяти, постпамять, школьное воспитание.
Churkina N. I.
Omsk State Pedagogical University, Omsk, Russia E-mail: [email protected]
«REPLICAS» OF THE SOVIET IN MODERN SCHOOL EDUCATION
Modern Russian education is involved in the implementation of the policy of memory, for this the school uses various practices of commemoration, which, by perpetuating people, events, institutions, introduce the Soviet past into modern school culture. An analysis of normative documents and state education programs of recent years has shown that in the development of modern education programs, primarily patriotic education, they began to actively use the forms and methods of Soviet school education. This was confirmed by the results of a comparative analysis of three groups of sources: interviews of former teachers and schoolchildren about Soviet education; questioning of teachers and education advisers; plans for the educational work of several schools in Omsk. On the basis of theoretical and empirical analysis, the article concludes that many forms and methods of the Soviet system of education have returned to the modern school (rallies, meetings with war heroes, laying flowers at monuments, song and formation contests, etc.). But, at the same time, as the survey shows, the effectiveness of these forms of patriotic education is low. Of the many traditional practices, modern schoolchildren prefer observation and festive events. More complex communicative practices are incomprehensible, tedious, non-dynamic for them. The paper concludes that the problems of using these upbringing practices are due to the fact that they are a «replica», repetition, they have lost their originality and power of emotional impact, and when using them, they do not take into account the characteristics (generational, psychological) of modern children.
Key words: Soviet upbringing, commemorations, patriotic upbringing, upbringing practices, politics of memory, postmemory, school upbringing.
Введение (Introduction)
Активизация идеологического и общественно-политического дискурса, который строится вокруг советского прошлого, подтверждает слова М. Хальбвакса: «история начинается в тот момент, когда заканчивается традиция, или распадается социальная память» [1]. В число акторов государственной политики вступило постсовет-
ское поколение. Его детство пришлось на период слома общественного строя, строительства нового общества, экономический кризис. Именно на 30-40 летних россиян и их детей ориентированы ностальгические фильмы, песни, воспоминания, которые реконструирую мифы о «самом лучшем мороженом», «самой настоящей колбасе», «самом лучшем образовании». Все эти процессы стали частью политики памяти. Этим понятием
обозначают всю сферу «публичных стратегий в отношении прошлого, т. е. концептуализации, практик коммеморации и преподавания истории» [2, с. 115]. Часто в политике памяти в качестве опоры используются не научные знания, а коллективная память, которую легче редактировать. Индивидуальная память становится продуктом коллективной памяти: за счет коммуникации с другими людьми человек складывает мозаику собственных воспоминаний. Источником информации для молодежи, которые не имеют индивидуальной памяти о советском прошлом, выступают представители старшего поколения. У молодежи, не имеющей собственной памяти о советском прошлом, формируется «постпамять». Это понятие, введенное М. Хирш для объяснения особенностей формирования коллективной памяти: «Постпамять характерна для представителей поколений, родившихся и живущих уже после травмирующих событий ... особенностью постпамяти является её активное участие в настоящем как через оживление давних мемориальных конструкций и последующее их включение в семейные воспоминания, так и посредством глубокого внедрения воспоминания о событии в коллективную память и в повседневную жизнь социальной группы [3, с.125]. Кроме того, современные технологии дали возможность любому человеку участвовать в формировании коллективной памяти за счет публикации собственных воспоминаний, размещения видео, фотографий и др.
В политике памяти современной России отношение к советскому прошлому за последние сорок лет менялось трижды: в 1990 гг. началась активная критика всего советского и создание новых героев-жертв режима. Коммеморативные практики этого времени включали в себя снесение памятников, переименование улиц, создание новых памятных мест. В 2000-х гг. были запущены механизмы забвения, когда о советском периоде не вспоминали (за исключением героического периода Великой Отечественной войны). А. И. Миллер относит к механизмам реализации политики памяти сооружение памятников и музеев, отмечание на государственном или местном уровне в качестве особо значимых определенных событий прошлого, акцентирование внимания на одних сюжетах истории и замалчивание или маргинализация других и пр. [4]. С 2010 гг. в по-
литике памяти используются все средства создания позитивного образа советского прошлого и его отдельных деятелей в массовом сознании. Все это практики коммемораций, которые за счет увековечивания людей, событий, институтов включают в современную культуру героическое прошлое. М.В. Богуславский также отмечает, что за последние несколько лет « произошло возвращение в современное российское образование тех феноменов, которые существовали в советской системе образования до 1991 г., а затем были из нее исключены». Он насчитал 28 феноменов, которые были ретранслированы к середине 2023 года [5, с. 10]. Такой масштабный социально-педагогический эксперимент в короткие сроки проводится практически впервые, традиционно уже без серьезного научного анализа, особенно в том, что касается воспитания.
Методы
(Methods)
В качестве источников исследования использованы исследовательские материалы по концепциям политики памяти, теориям воспитания, материалы государственных программ и общественных организаций, разрабатывающих формы и методы патриотического воспитания, материалы собственного эмпирического исследования и программы и планы воспитания нескольких школ г. Омска. В статье использовался круг методов: теоретические (анализ, синтез, классификация); эмпирические (анкетирование, интервью, опрос).
Результаты и обсуждения
(Results and Discussion)
Система образования активно участвует в реализации политики памяти, за счет конструирования содержания образования, редактирования и создания новых учебно-методических материалов, но активнее всего она вторгается в воспитательный процесс. Воспитание в школе в настоящий момент определяют ряд документов, в том числе Федеральный закон «Об образовании в РФ»; Концепция духовно-нравственного воспитания» «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». В результате поправок в закон «Об образовании», до 1 сентября 2021 г. все образовательным организациям необходимо
разработать рабочие программы воспитания и календарный план воспитательной работы, в число инвариантных модулей программы вошел обязательный модуль «Гражданско-патри-отическое воспитание». Для усиления данного направления в национальном проекте «Образование» с января 2021 года по декабрь 2024 реализуется проект «Патриотическое воспитание». Частью патриотического воспитания становятся движения и организации: студенческие клубы «Я горжусь», для школьников и студентов СПО это «Движение первых»; военно-патриотическая организация «Юнармия».
В рамках Росмолодежи реализуется проект Роспатриот, на его площадке в апреле 2022 года был создан экспертный совет по патриотическому воспитанию «для совершенствования инструментов патриотического воспитания граждан Российской Федерации, выявления лучших практик работы в сфере патриотического воспитания детей и молодежи, а также организации взаимодействия с общественными объединениями, реализующими мероприятия в сфере патриотического воспитания детей и молодёжи» [6]. Экспертами в совете стали представители федеральных органов исполнительной власти, общественных организаций в сфере гражданско-патриотического воспитания детей и молодёжи, но в его состав не включили представителей науки, которые могли бы заложить научную основу патриотического воспитания. Экспертный совет в январе 2023 года представил проект методических рекомендаций по организации патриотического воспитания. На странице проекта предлагаю использовать традиционные практики: встречи с ветеранами (всех войн, включая современные), Зарница и др. С сентября 2023 года все образовательные учреждения страны должны сделать патриотическое воспитание главным и ключевым направлением воспитания. Какие же ресурсы и средства для этого использовать? В основном, современные деятели образования обращаются к опыту советского воспитания.
Цель статьи состоит в выявлении современных воспитательных практик, которые являются своеобразной «репликой» советского опыта, направленных на трансляцию школьникам позитивной памяти о советском прошлом. Основными методами исследования будет выступать
анализ теоретических материалов, нормативных документов, классификация, анкетирование. Использование данных методов позволит сделать вывод о сходстве и отличии современных воспитательных практик от той модели, ко -торая использовалась в советском образовании.
Использование в воспитательном пространстве традиционных практик советской школьной системы воспитания не прерывалось на протяжении всего постсоветского периода, в том числе по причине сохранения в составе педагогических работников значительного процента представителей старшего поколения. По данным Министерства просвещения, средний возраст учителей составляет 44 года, но если посмотреть по возрастным группам: 29,9% (учителя в возрасте 45-55 лет); 26,5% (старше 55). Молодежь, которую исследователи относят к «аборигенам цифрового мира» 34,1%. (до 40 лет). Но численность близких по культуре и цифровым навыкам, современным школьникам всего 13.9% (до 30 лет) [7]. Именно этот состав педагогов, профессиональная деятельность которого проходила в советской школе, без всяких указаний сверху, не меняя привычный стиль и методы работы, продолжал использовать в воспитании традиционные мероприятия.
Анализ педагогической теории по проблемам воспитания, показывает, что большинство авторитетных исследователей транслируют непривычную для российской образовательной практики линию, в которой обосновывается большая социальная и личностная значимость воспитания по сравнению с обучением. В российской педагогике на протяжении многих десятилетий обосновывают необходимость создания воспитательной системы в школе (В .А. Караков-ский, Л.И. Новикова, Н. Л. Селиванова и др.)[8], [9], [10]. Но анализируя современную практику воспитания, исследователи пишут о сохраняющейся фрагментарности воспитания, когда цели формулируются из «конъюнктурных соображений», а средства воспитания предлагаются начальством или «у педагогов есть готовые и уже испытанные ранее сценарные разработки этих дел» [11, с. 14]. Действительно, в современной ситуации оба этих фактора влияют на воспитательную практику: у педагогов сложился арсенал традиционных дел, которые прошли
апробацию, доказали свою продуктивность на нескольких поколениях школьников, и в документах образовательной политики предлагают реанимировать практики советского воспитания.
Источником информации для нас стали результаты анкетирования, в котором принимали участие более 50 респондентов, преподаватели ОмГПУ. В исследовании участвовали представители трех самых многочисленных поколений среди преподавателей вуза: поколение «беби-бу-меров» (10 человек); поколения «Х» (20 человек); поколение «Миллениум» (У) (20 человек). Один из блоков анкеты был связан с формами внеурочного воспитания, которые традиционно использовались во время обучения в школе. Ответ на этот вопрос показал, что у всех участников опроса они были одинаковыми (сбор макулатуры, линейка, дежурство по классу и школе, спортивные соревнования, классный час, митинг, встречи с ветеранами). Никто из респондентов не вспомнил других форм воспитания. Но, уже в воспитании поколения «Х» произошло сокращение форм идеологического воспитания: они не выбрали в качестве традиционной формы воспитания пионерские сборы, которые, у них были, но, видимо, другие события школьной жизни оставили более яркие эмоции. Таким образом, опрос позволил составить список традиционных практик советского школьного воспитания, часть из которых однозначно имело патриотическую направленность (митинги, пионерские сборы, встречи с ветеранами).
Для исследования практик воспитания современной школы нами было проведено анкетирование педагогов (учителей, советников по воспитанию) омских школ. В анкетировании участвовало 25 человек. Такое количество участников недостаточно для масштабных выводов и обобщений, но в качестве одного из эмпирических методов, помогающих подтвердить (или опровергнуть) предположение о репликах советского воспитания, может использоваться. Анкета включала 6 вопросов: первые три вопроса касались содержания воспитания, три других вопроса посвящены формам воспитательной работы, которые можно отнести к наследию советской школы.
По первому вопросу анализ ответов на вопросы анкеты показал, что все респонденты
считают одной из задач воспитания «передачу памяти о советском прошлом современным школьникам. Такое единодушие подтверждает ценностную основу современного школьного воспитания, которая не только задается нормативными документами и образовательной политикой, но и поддерживается педагогическим сообществом.
Во втором вопросе: «Какие сюжеты прошлого должны быть представлены школьникам?» было предложено три варианта ответа. Ответ на этот вопрос показал, что по поводу отбора конкретных сюжетов и лиц, достойных стать практиками коммеморации есть разные мнения: 22 респондента выбрали вариант ответа, что «все события прошлого могут быть предметом воспитания»; два респондента считают, что «только славные и героические страницы нашей истории» могут оказывать воспитывающее влияние; один респондент не ответил на этот вопрос. Ответ на данный вопрос показывает, что большинство педагогов не считают, что школьников можно воспитывать исключительно на истории побед. Третий вопрос был связан с содержанием воспитания, об исторических сюжетах, которые чаще используют в воспитании, были варианты: военные победы; научные открытия и культурные события (даты); общественно-политические события. Выбор вариантов был неограничен, поэтому в качестве наиболее распространенных сюжетов, вокруг которых строят свою воспитательную работу школы, респонденты выбрали: военные победы; научные открытия и культурные события; общественно-политические события (12 человек); военные победы; научные открытия и культурные события (12 человек); один человек выбрал вариант научные открытия и культурные события. Т. е. и этот вопрос показывает, что педагоги понимают, что в воспитании нужно использовать не только сюжеты военной истории.
Третий блок вопросов был направлен на выявление форм воспитания, которые используют в школах, направленных на реализацию политики памяти. Было необходимо проран-жировать предлагаемые формы воспитания или предложить свой вариант: торжественные линейки у памятников героям; посещение тематических выставок; празднование особо значи-
мых определенных событий прошлого; встречи с ветеранами; проектная деятельность Советские практики воспитания, которые используют в современной школе педагоги проранжировали (от 1 до 5), далее подсчитывали количество высоких выборов, которое получало то или иное мероприятие (1или 2). Первое место по коли -честву выборов заняли торжественные линейки у памятников героям (15 человек), второе место с небольшим отрывом заняли встречи с ветеранами (12 человек), третье место по количеству выборов заняло празднование особо значимых событий прошлого (8 человек), четвертое место посещение тематических выставок (7 человек). Проектная деятельность также используется в школах для этих целей, но высокие позиции в выборе (1 или 2) она заняла только в 3 анкетах. В графе «другое» ничего не написали.
Пятый вопрос анкеты позволил нам увидеть, что практически все практики воспитания советской школы реализуют и современные педагоги. В список мы включили те формы воспитания, которые называли наши респонденты в первом исследовании. Практически все педагоги отметили предлагаемые в анкете формы воспитания: торжественные линейки, классные часы, сбор макулатуры, субботники, помощь ветеранам, митинг, смотр строя и песни, зарница (20 человек). Несколько человек не выбрали такие известные формы воспитания (митинг, зарница, помощь ветеранам), скорее всего, они не используются в школах в том традиционном варианте.
Последний вопрос анкеты позволяет понять, насколько педагогов волнует вопрос об интересе используемых традиционных форм советского воспитания для современных школьников. Как показал анализ ответов, по мнению педагогов, не вызывает интереса у школьников проектная деятельность (12 респондентов), встречи с ветеранами (10 человек), не интересны школьникам торжественные линейки у памятников героям (13 человек). При этом, к числу интересных педагоги отнесли празднование особо значимых дат (22 человека); посещение тематических выставок (20 человек). Конечно, педагоги не проводили специальных исследований на эту тему, но их профессиональный опыт позволяет им делать такие заключения. Ответы педагогов на последний вопрос, на наш взгляд,
свидетельствуют о том, что многие традиционные формы советского воспитания, которые активно реализуют в современной школе в рамках реализации политики памяти, не очень продуктивны. Исключение составили формы воспитания, в которых школьники играют роль зрителя, пассивного наблюдателя. Более сложные коммуникативные практики, в рамках которых нужно проявлять активность (встречи с ветеранами, рассказы о далеких исторических событиях, которые не сопровождаются видеорядом) для них непонятны, утомительны, слишком медленные по смене картинки. Об этой особенности восприятия современных детей пишут и психологи [12]. Но при этом, школьники не интересуются проектной деятельностью, в которой есть возможность выбора темы исследования, определения собственного плана, методов и др. Такие результаты мы можем объяснить не недостатками предлагаемой формы, а низким качеством реализации, массовостью выполнения проектов в школе, некоторой усталостью от обилия проектов.
Для сравнения выводов анкетирования с практикой школьного воспитания, нами был проведен анализ планов воспитательной работы нескольких школ г. Омска (лицей №66, гимназия №19, лицей №92). Эти учебные заведения были отобраны в качестве базы исследования, исходя из их высокого социального статуса, первых позиций в региональном рейтинге образовательных организаций. Количественный анализ планов воспитательной работы показал, что их основу также составляют традиционные формы советского воспитания: классные часы, уроки, линейки. Качественный анализ планов позволил выделить в них два месяца, когда происходит активизация патриотического воспитания, в содержании и формах воспитания активно используют наследие советской школы (февраль и май). Сравнив три плана воспитательной работы, мы смогли выделить список идентичных мероприятий: «Конкурс строя и песни», Школьный конкурс рисунков «Непобедимая и легендарная», Уроки мужества, Уроки памяти, Вахта памяти, Фестиваль патриотической песни, Тематические классные часы, Выставки творческих работ «Служу Отечеству». Мы не включали в анализ городские и областные мероприятия, в которых участвуют
все школы. Второй блок мероприятий военно-патриотического воспитания проходит в мае, в период празднования дня Победы. В планах воспитательной работы на этот месяц заявлены: классные часы, конкурсы рисунков, стихотворений, митинги, встречи, посещение и поздравление ветеранов войны, тружеников тыла. Центральным событием является разные варианты участия школ в акции «Бессмертный полк». Только ее можно назвать новой практикой коммеморации, к которой учреждения образования присоединились в последнее время.
Заключение
(Conclusion)
Таким образом, проведенный эмпирический анализ нормативных и программных документов, результатов анкетирования, планов воспитательной работы школ показывает, что в воспитании современных школьников педагоги используют преимущественно формы и методы воспитания, которые можно назвать «репликой» советской системы воспитания. Используя понятие «реплика» мы опираемся на его трактовку в контексте изобразительного искусства: «авторская копия художественного произведения, отличающаяся от оригинала размерами, в отличие от собственно копии, нередко
изменяются второстепенные детали оригинала» [13]. Действительно, назвать современные формы воспитания копией советских практик воспитания, невозможно. Необходимо учитывать новые обстоятельства: неизбежно уходят ветераны войны как носители индивидуальной памяти; педагоги понимают необходимость дополнения традиционных форм воспитания визуальным образом; для полноценных социальных действий школьников есть разные нормативные ограничения (на трудовую деятельность, передвижение, использование изображения и т. д.). Но, несмотря на эти рамки, мы наблюдаем расширение списка «реплик» советского воспитания (детские движения, военизированные объединения, массовые мероприятия и др.), вся система воспитания постепенно становится одной большой репликой. А если возвращаться в искусство, реплика всегда цениться ниже оригинала... В воспитании все еще сложнее, многие эти «реплики» не понятны современным детям, которые по своим особенностям (психофизиологическим, социальным, интеллектуальным) индивидуалисты, любят свой дом, частное пространство, предпочитают виртуальное общение, и как показывают социологические опросы, для большинства из них, активная жизненная позиция не является приоритетом.
06.09.2023
Список литературы:
1. Романовская Е. В. Морис Хальбвакс: культурные аспекты памяти / Е.В. Романовская // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2010. №3. с. 260 - 268.
2. Миллер А.И. Политика памяти в России: роль экспертных сообществ / А.И. Миллер // Роль экспертно-аналитических сообществ в формировании общественной повестки дня в современной России: Сб. науч. тр. / РАН. ИНИОН. Центр социал. науч.- информ. исслед. Отд. полит. науки; Отв. ред. Малинова О.Ю. М., 2017. с. 115-140.
3. Бараш Р.Э. О некоторых причинах «советской» ностальгии и особенностях исторической памяти россиян о советском периоде / Р.Э. Бараш // Социологическая наука и социальная практика. 2017. №4 (20). с. 124-145.
4. Миллер А.И. Россия: власть и история / А.И. Миллер // Полит.ру URL: http://polit.rU/article/2009/11/25/miller/http://polit.ru/ article/2009/11/25/miller/
5. Богуславский М. В. Стратегия развития современного российского образования: от системных ретроинноваций к ретроин-новацинной системе. / М.В. Богуславский // Наука. Управление. Образование. РФ. 2023. №2(10). с. 7-15.
6. Сайт Росмолодежи URL: https://rospatriotcentr.ru/news/patriotika/ekspertnyy-sovet-obsudil-strukturu-patrioticheskogo-vospitaniya-grazhdan-i-plany-na-2023-god/
7. Индикаторы образования: 2023: статистический сборник / Н.В. Бондаренко, Т.А. Варламова, Л.М. Гохберг и др./-М.: НИУ ВШЭ, 2023. -432 с..
8. Караковский В. А. Воспитательная система школы: Педагогические идеи и опыт формирования./ В.А. Караковский -М.Творческая педагогика, 1991, -125 с.
9. Новикова Л.И. Вопросы воспитания: системный подход. / Л.И. Новикова // Педагогика воспитания: избранные педагогические труды. - Москва: Пер Сэ, 2010. - с. 243-248.
10. Селиванова Н.Л. О современных подходах к воспитанию. / Н.Л. Селиванова - Москва: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов // Книга 1: Общая стратегия воспитания в образовательной системе России (к постановке проблемы): коллективная монография: в 2 книгах / ред. И.А. Зимняя - Москва: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2001. - с. 204-208.
11. Степанов П.В. К вопросу о системной организации школьного воспитания / П.В. Степанов // Социальная педагогика. 2019. №3. с. 13-17.
12. Фельдштейн Д .И. Психолого-педагогические проблемы построения новой школы в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития / Д.И. Фельдштейн. // Теоретическая и экспериментальная психология. 2010. №1. с. 12-18.
13. Большая советская энциклопедия URL: https://tolkslovar.ru/r5402.html
References:
1. Romanovskaya E.V. (2010) Maurice Halbvaks: cultural aspects of memory, Izv. Sarat. university New ser. Ser. Philosophy. Psychology. Pedagogy. [Izv. Sarat. un-ta. Nov. ser. Ser. Filosofija. Psihologija. Pedagogika]. No. 3. pp. 260 - 268.
2. Miller A.I. (2017) The politics of memory in Russia: the role of expert communities, The role of expert and analytical communities in shaping the public agenda in modern Russia: Sat. scientific tr. [Rol' jekspertno-analiticheskih soobshhestv v formirovanii obshhestvennoj povestki dnja v sovremennoj Rossii:] / RAN. INION. Center for social scientific - inform. research Dep. watered. Sciences; Rep. ed. Malinova O.Yu. Moscow, pp. 115-140.
3. Barash R.E. (2017) On some causes of «Soviet» nostalgia and features ofthe historical memory of Russians about the Soviet period, Sociological science and social practice. [Sociologicheskaja nauka i social'naja praktika] 2017. No. 4 (20). pp. 124-145.
4. Miller A.I. (2009) Russia: power and history, Polit.ru Available at: http://polit.ru/article/2009/11/25/miller/http://polit.ru/article/2009/11/25/ miller/ (accessed: 21.07.2023).
5. Boguslavsky M. V. (2023) Strategy for the development of modern Russian education: from systemic retro-innovations to a retro-innovation system, Science. Control. Education. RF. [Nauka. Upravlenie. Obrazovanie. RF.] No. 2(10). pp. 7-15.
6. Rosmolodezh website Availableat: https://rospatriotcentr.ru/news/patriotika/ekspertnyy-sovet- obsudil-strukturu-patrioticheskogo-vospitaniya-grazhdan-i-plany-na-2023-god/ (accessed: 21.07.2023).
7. Bondarenko, N.V., Varlamova, T.A., Gokhberg, L.M. et al. Indicators of education: 2023: statistical collection (2023) [Indikatory obrazovanija: 2023: statisticheskij sbornik]. Moscow: NRU HSE,-432p.
8. Karakovsky, V. A. (1991) Educational system of the school: Pedagogical ideas and experience of formation [Vospitatel'naja sistema shkoly: Pedagogicheskie idei i opyt formirovanija]. Moscow: Creative Pedagogy, 125 p.
9. Novikova, L.I. (2010) Issues of education: a systematic approach. Pedagogy of education: selected pedagogical works. [Voprosy vospitanija: sistemnyj podhod] —Moscow: Per Se,—pp. 243-248.
10. Selivanova, N.L. (2001) On modern approaches to education [O sovremennyh podhodah k vospitaniju]. Moscow: Research Center for the Problems of the Quality of Training of Specialists. Book 1: General strategy of education in the educational system of Russia (to the formulation of the problem): collective monograph: in 2 books, ed. I.A. Winter. Moscow: Research Center for Quality Problems in Training Specialists, pp. 204-208.
11. Stepanov, P.V. (2019) To the question of the systemic organization of school education, Social pedagogy. [Social'naja pedagogika]. No 3. -pp. 13-17.
12. Feldstein D.I. (2010) Psychological and pedagogical problems of building a new school in the context of significant changes in the child and the situation of his development. Theoretical and experimental psychology. [Teoreticheskaja i jeksperimental'naja psihologija] No 1. pp. 12-18.
13. Great Soviet Encyclopedia. Available at: URL: https://tolkslovar.ru/r5402.html (accessed: 21.07.2023).
Сведения об авторе:
Чуркина Наталья Ивановна,
профессор кафедры педагогики Омского государственного педагогического университета
доктор педагогических наук, доцент E-mail: [email protected] ORCID №0000-0001-7722-2427
644099, г Омск, наб. Тухачевского д. 14