Научная статья на тему 'Опыт патриотического воспитания советской школьной молодежи в первые послевоенные годы (1946-1956 гг.)'

Опыт патриотического воспитания советской школьной молодежи в первые послевоенные годы (1946-1956 гг.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
6
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Клио
ВАК
Область наук
Ключевые слова
советский патриотизм / школа / Советское государство / воспитание / общество / методы патриотического воспитания / государственная политика в области воспитания / социальные условия / Soviet patriotism / school / Soviet state / education / society / methods of patriotic education / state policy in the field of education / social conditions

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Александр Евгеньевич Смирницкий, Нина Владимировна Старикова, Анна Владимировна Шуршикова, Дмитрий Михайлович Нартымов

Статья посвящена выявлению и анализу практик патриотического воспитания, которые применялись советской школой первого послевоенного десятилетия. Авторами определены особенности развития патриотического воспитания, влиявшие на них факторы и социальные условия, достоинства и недостатки воспитательных методик исследуемого периода. Особое внимание авторы уделили исследованию магистральных направлений патриотического воспитания и их влиянию на развитие школьного социума в первого послевоенного десятилетия. Показана роль героики Великой Отечественной войны в процессе воспитания патриотизма. Авторами выявлены такие формы патриотизма, как «патриотизм поступка» и «патриотизм призыва», определены их особенности и способы взаимодействия, а также влияние на школьную общественность. Показаны методы воспитания патриотизма, имевшие наибольший успех у школьников, определены трудности и их причины, дана характеристика школьного сообщества 1946-1956 годов. Авторами описаны неформальные школьные организации указанного периода, показаны причины их появления и их влияние на школьное сообщество, а также выявлено отношение государства к таким организациям. Определено влияние государственной политики на успешность применения методик патриотического воспитания. Исследование выполнено на основе анализа неопубликованных архивных источниках, художественной литературы, делопроизводственных документов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Александр Евгеньевич Смирницкий, Нина Владимировна Старикова, Анна Владимировна Шуршикова, Дмитрий Михайлович Нартымов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The experience of patriotic education of Soviet school youth in the first post-war years (1946-1956)

The article is devoted to the identification and analysis of the practices of patriotic education that were used by the Soviet school in the first post-war decade. The authors have identified the features of the development of patriotic education, the factors and social conditions that influenced them, the advantages and disadvantages of educational methods of the studied period. The authors paid special attention to the study of the main directions of patriotic education and their impact on the development of school society in the first post-war decade. The role of the heroics of the Great Patriotic War in the process of education of patriotism is shown. The authors have identified such forms of patriotism as “patriotism of action” and “patriotism of appeal”, identified their features and ways of interaction, as well as their impact on the school community. The methods of education of patriotism, which had the greatest success among schoolchildren, are shown, difficulties and their causes are identified, and the characteristics of the school community of 1946-1956 are given. The authors describe informal school organizations of the specified period, show the reasons for their appearance and their impact on the school community, and also reveal the attitude of the state towards such organizations. The influence of state policy on the success of the application of methods of patriotic education is determined. The study was carried out on the basis of an analysis of unpublished archival sources, fiction, and office documents.

Текст научной работы на тему «Опыт патриотического воспитания советской школьной молодежи в первые послевоенные годы (1946-1956 гг.)»

УДК 94(47)

DOI: 10.24412/2070-9773-2024-4-144-150

Дата поступления (Submitted) 24.03.2024

Дата принятия к печати (Accepted) 7.04.2024

АННА ВЛАДИМИРОВНА ШУРШИКОВА

доцент кафедры Истории России и вспомогательных исторических дисциплин НГПУ им. К. Минина, 603000, Нижний Новгород, Ульянова, 1, e-mail: annashurshikova@yandex.ru

Опыт патриотического воспитания советской школьной молодежи в первые послевоенные годы (1946-1956 гг.)

АЛЕКСАНДР ЕВГЕНЬЕВИЧ СМИРНИЦКИЙ

доцент кафедры Теории и истории государства и права Нижегородской академии МВД России, 603144, Нижний Новгород, Анкудиновское ш., 3, корп. 2, e-mail: ya. alex-smir1974@yandex. ru

НИНА ВЛАДИМИРОВНА СТАРИКОВА

заведующая кафедрой Истории России и вспомогательных исторических дисциплин НГПУ им. К. Минина, 603000, Нижний Новгород, Ульянова, 1, e-mail: ninast78@yandex.ru

ДМИТРИЙ МИХАЙЛОВИЧ НАРТЫМОВ

старший преподаватель кафедры Теории и истории государства и права Нижегородской академии МВД России, 603144, Нижний Новгород, Анкудиновское ш., 3, корп. 2,

e-mail: NartymouDM@yandex.ru

Аннотация. Статья посвящена выявлению и анализу практик патриотического воспитания, которые применялись советской школой первого послевоенного десятилетия. Авторами определены особенности развития патриотического воспитания, влиявшие на них факторы и социальные условия, достоинства и недостатки воспитательных методик исследуемого периода. Особое внимание авторы уделили исследованию магистральных направлений патриотического воспитания и их влиянию на развитие школьного социума в первого послевоенного десятилетия. Показана роль героики Великой Отечественной войны в процессе воспитания патриотизма. Авторами выявлены такие формы патриотизма, как «патриотизм поступка» и «патриотизм призыва», определены их особенности и способы взаимодействия, а также влияние на школьную общественность. Показаны методы воспитания патриотизма, имевшие наибольший успех у школьников, определены трудности и их причины, дана характеристика школьного сообщества 1946-1956 годов. Авторами описаны неформальные школьные организации указанного периода, показаны причины их появления и их влияние на школьное сообщество, а также выявлено отношение государства к таким организациям. Определено влияние государственной политики на успешность применения методик патриотического воспитания. Исследование выполнено на основе анализа неопубликованных архивных источниках, художественной литературы, делопроизводственных документов.

Ключевые слова: советский патриотизм, школа, Советское государство, воспитание, общество, методы патриотического воспитания, государственная политика в области воспитания, социальные условия

The experience of patriotic education of Soviet school youth in the

first post-war years (1946-1956)

ALEXANDR EVGENIEVICH SMIRNITSKY

Associate Professor of the Department of Theory and History of State and Law, Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, 603144, Nizhny Novgorod, Ankudinovskoe sh., 3,

building 2,

e-mail: ya.alex-smirT974@yandex.ru

NINA VLADIMIROVNA STARIKOVA

Head of the Department of Russian History and Auxiliary Historical Disciplines, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University,

603000, Nizhny Novgorod, Ulyanova, 1, e-mail: ninast78@yandex.ru

ANNA VLADIMIROVNA SHURSHIKOVA

Associate Professor of the of Russian History and Auxiliary Historical Disciplines, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University,

603000, Nizhny Novgorod, Ulyanova, 1, e-mail: annashurshikova@yandex.ru

DMITRY MIKHAILOVICH NARTYMOV Senior Lecturer of the Department of Theory and History of State and Law, Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, 603144, Nizhny Novgorod,

Ankudinovskoe sh., 3, building 2, e-mail: NartymouDM@yandex.ru

Abstract. The article is devoted to the identification and analysis of the practices of patriotic education that were used by the Soviet school in the first post-war decade. The authors have identified the features of the development of patriotic education, the factors and social conditions that influenced them, the advantages and disadvantages of educational methods of the studied period. The authors paid special attention to the study of the main directions of patriotic education and their impact on the development of school society in the first post-war decade. The role of the heroics of the Great Patriotic War in the process of education of patriotism is shown. The authors have identified such forms of patriotism as "patriotism of action" and "patriotism of appeal", identified their features and ways of interaction, as well as their impact on the school community. The methods of education of patriotism, which had the greatest success among schoolchildren, are shown, difficulties and their causes are identified, and the characteristics of the school community of 1946-1956 are given. The authors describe informal school organizations of the specified period, show the reasons for their appearance and their impact on the school community, and also reveal the attitude of the state towards such organizations. The influence of state policy on the success of the application of methods of patriotic education is determined. The study was carried out on the basis of an analysis of unpublished archival sources, fiction, and office documents.

Keywords: Soviet patriotism, school, Soviet state, education, society, methods of patriotic education, state policy in the field of education, social conditions

В свете последних событий опыт патриотического воспитания прошлых эпох нуждается в изучении и применении, учитывая современные реалии [1; 2]. Тем не менее, не всегда этот опыт изучается должным образом. Мешает стереотип, согласно которому прошлым является то, что безвозвратно прошло и никогда не вернется, а потому бесполезно. Между тем, прошлое никуда не исчезает, оно является важной составной частью мировоззрения людей, коллективным опытом социума [3; 4; 5].

Проблема патриотического воспитания школьной молодежи в первые послевоенные годы нашла определенное изучение в историографии [6; 7; 8; 9; 10], однако ее исследовательский потенциал далеко не исчерпан. Ряд аспектов этой проблемы (роль родительского сообщества в воспитании патриотизма, отношение учащихся к патриотическому воспитанию, результаты этой работы) изучены далеко не полно.

Цель настоящей статьи - исследовать особенности патриотического воспитания школьной молодежи первого послевоенного десятилетия. В рамках реализации этой цели авторы поставили следующие задачи:

- выявить социальные условия воспитания патриотизма в советском обществе первых послевоенных лет;

- исследовать особенности политики Советского государства в сфере воспитания патриотизма у школьной молодежи в первые послевоенные годы;

- выяснить факторы, влиявшие на воспитание патриотизма у советской школьной молодежи послевоенного времени.

Завершившаяся в 1945 г. Великая Отечественная война была могучим фактором воспитания патриотизма у советской школьной молодежи первого послевоенного десятилетия. В СССР не было ни одной семьи, которая бы не пострадала от этой страшной войны. Дети, учившиеся в

советской школе первого послевоенного десятилетия, были одновременно очевидцами, жертвами и участниками этих событий.

Вспоминая то время, доктор исторических наук, профессор Ю.А. Перчиков, бывший учеником Большемурашкинской школы Больше-мурашкинского района Горьковской области, отмечал нелегкий труд людей, обеспечивавших фронт всем необходимым, буханку хлеба, отоваренную им в магазине по карточкам, похоронки, приходившие в семьи. В этих условиях все, что было связано с героикой Великой Отечественной войны, воспринималось школьниками близко к сердцу. Чувство гордости за страну, победившую фашизм и сопричастности к Великой Победе выражалась и в дресс-коде школьников, особенно старшеклассников. Гимнастерки, сапоги, полевые сумки были не только выражением скудости быта, но и послевоенной молодежной модой, позволяющей молодому человеку подчеркнуть свою сопричастность к важнейшему историческому событию.

«Слов нет, время то было весьма суровым. Но и то верно, что личная скромность, доходящая до аскетизма, еще не стыдилась самой себя, что потенциальные советские миллионеры еще опасались проклевываться в тиши заштатных контор и торговых баз. К тому же мы не были столь деловыми и прагматичными и готовили молодежь не к тонкостям потребления заработанных родителями благ, а к Труду и Обороне, не сокрушая духовный мир молодых чуждыми шедеврами из-за «бугра» и доморощенными поделками масскультуры» [11, с. 17].

Эмоциональному восприятию героики Великой Отечественной войны способствовали и учителя-фронтовики. Их пример был весьма убедителен для школьников. Многие из учителей-фронтовиков имели боевые ранения и награды. Как отмечал доктор исторических наук, профессор Аркадий Александрович Кулаков, их требования и взгляды на жизнь воспринимались ими, школьниками послевоенной поры, как категорический императив.

Так, с 1943 г. в Смольковской начальной школе Городецкого района Горьковской области работала Матрена Исаевна Вольская, которая вывела с оккупированной территории Смоленщины 3225 детей. За свой подвиг она была награждена орденом Красного Знамени. «Главная моя награда, что все мои ребята, которых я привезла в Горький, живы» [12, с. 121].

Тема Великой Отечественной войны была в полной мере использована в практике патриотического воспитания школьной молодежи первого послевоенного десятилетия. Эффективное использование потенциала Великой Победы для патриотического воспитания было связано с успешными целенаправленными и скоординированными усилиями Советского государства, общества, общественных организаций и дея-

телей культуры, создававшие произведения о войне. Деятельность деятелей культуры была наиболее эффективна, поскольку имела глубоко личный характер. Их произведения широко транслировались среди школьной молодежи и приносили значимые результаты в деле патриотического воспитания школьной молодежи. Так, роман А.А. Фадеева «Молодая гвардия» систематически изучался в школе, по отдельным сюжетам романа проводились школьные инсценировки. В 1948 г. советским режиссером С.А. Герасимовым к 30-летию ВЛКСМ был создан двухсерийный фильм «Молодая гвардия». Молодые актеры В. В. Тихонов, Н. В. Мордюкова, Г. А. Юматов, И. В. Макарова сумели создать яркие, волнующие и убедительные образы молодогвардейцев.

В то же время роман и его экранизация имели и определенный побочный эффект для целей воспитания патриотизма, которые ставило перед школой Советское государство. Под воздействием романа и фильма в ряде общеобразовательных школ были попытки создания тайных неформальных школьных организаций. Импульсом к их созданию была героика молодогвардейцев с одной стороны и формализм заданных сверху воспитательных мероприятий с другой.

Неформальные организации школьников находились в большинстве своем в русле официальной идеологии ВКП(б). Их недолгая работа состояла в помощи пожилым людям, инвалидам войны, взаимопомощи друг другу в учебе. После выявления таких организаций и беседы с представителями администрации школы или работниками райкомов ВЛКСМ эти школьные неформальные объединения распадались, хотя могли бы существовать без всякого ущерба для общества, ибо занимались полезной деятельностью.

Однако наличие таких организаций противоречило взглядам властей на патриотическое воспитание. По их мнению, такие организации были опасны, поскольку уходили из-под контроля государства. В отличие от досуговых компаний, к которым власти относились как к данности, неформальные организации преследовались, так как имели элементы структурированности (программу, устав, а иногда даже и членские взносы). Школы, в которых появлялись школьные неформальные организации, отмечались в отчетах и на совещаниях как неблагополучные.

Следует отметить, что не все школьные неформальные организации были столь безобидны. Так, в г. Воронеже старшеклассники создали тайную организацию - Коммунистическая партия молодежи. Члены этой организации полагали, что И.В. Сталин и его окружение предали идеалы революции и к власти должны прийти настоящие коммунисты. Группа имела огнестрельное оружие, которое школьники нашли в окрестностях города, где в годы Великой Отече-

ственной войны шли ожесточенные бои. Участники группы, в том числе и автор книги воспоминаний об этой организации «Черные камни» А. В. Жигулин были арестованы.

Воспитание школьников в духе почитания героических страниц Великой Отечественной войны, ее героизация были призваны воздвигнуть заслон ее негативным последствиям для советского общества и поднять статус Советского государства, коммунистической партии и общественных организаций в глазах учащихся.

Там, где такая воспитательная работа велась вокруг конкретных дел, она приносила несомненную пользу. Сплочение школьников вокруг значимого дела, в том числе строительство скворечников, помощь пожилым людям в рамках тимуровского движения, шефство над молодняком на колхозных фермах, юннатская работа, все эти формы работы вызывали у школьников неподдельный энтузиазм и поддержку. Именно через такие будничные, повседневные дела у школьников воспитывался подлинный, глубинный патриотизм.

С помощью произведений литературы и искусства, а также средств массовой информации у школьников воспитывался патриотизм поступка и действия и побуждение к нему. Газеты первых послевоенных лет сообщали о конкретных патриотических поступках школьников, которые представляли собой образец поведения. Тем самым благородный патриотический поступок становился для школьников естественным и необходимым, частью их повседневности. На конкретных примерах школьники убеждались, что иначе и быть не может. Поступки эти были разнообразны: школьники спасали скот во время пожаров, находили лопнувший рельс на железнодорожном пути и своевременно предупреждали машиниста и начальника станции, возвращали потерянные деньги и т.п. Иногда патриотическая деятельность школьной молодежи приобретала более масштабный характер. Так, в 1951 г. по призыву Дзержинского горкома ВЛКСМ пионеры этого города начали массово высаживать молодые сосенки и ели, чтобы обезопасить город от песчаных наносов и улучшить экологическую обстановку в промышленном городе. Эти деревья и сейчас являются памятниками патриотизма пионеров и школьников тех лет.

Патриотизм действия и поступка и в последующие годы противостоял метафизическому патриотизму слова и призыва, патриотизму схоластики. Так, дети с удовольствием шли помогать инвалиду-фронтовику участнику Великой Отечественной войны и в то же время без всякого энтузиазма, по обязанности шли на скучнейший пионерский сбор слушать банальные рассуждения о долге и коммунистическом воспитании.

В отчетах школьных организаций ВЛКСМ отмечалось, что в круг чтения детей входят при-

ключенческие повести, детективы, отчасти историческая литература. В то же время они практически не читали литературу политическую, поскольку не могли приспособить те правильные установки к своей повседневной жизни. Когда в 1947 г. среди выпускников Первомайской, Пере-возской и Яковлевской СШ Горьковской области был проведен анонимный анкетный опрос о том, какую литературу они читают, выяснилось, что 25% школьников совершенно не читают газет и только 4 ученика читают их регулярно. Один из четырех, читающих газеты учеников написал в анкете, что читает газету «Комсомольская правда», но все, кроме политики [13, л. 52].

По той же причине, несмотря на возросшую роль религии в советском обществе в первые послевоенные годы, конфессиям не удалось упрочить в нем свои позиции. И дело не только в преследовании религии в СССР. Пассивная проповедь всего хорошего против всего плохого не находила отклика у большинства советской школьной молодежи, поскольку не являлась импульсом поступка.

Опыт патриотизма поступков и действий был укоренен в советском обществе, причем это были действия и поступки не благотворителей и меценатов, а патриотизм равных. Школьники шли на помощь к товарищам, а не к объектам благотворительности. Школьные неформальные организации, созданные в первые послевоенные годы, стремились оказывать помощь тайно, не афишируя себя. К счастью эти традиции сохраняются и в нашем обществе. В волонтерском движении участвуют на безвозмездной основе десятки тысяч молодых людей.

Важным направлением патриотической деятельности школьной молодежи в первые послевоенные годы была организация путешествий по родному краю по призыву ЦК ВЛКСМ. Это было глубоко патриотическое начинание, вызывающее восхищение и в наше время. В разоренной войной стране Советское государство организует путешествия школьников, знакомя их с красотой родной страны и ее памятниками и достопримечательностями. Бессмысленно говорить о величии страны человеку, который нигде «дальше Дубровки» не был. Советские руководители это хорошо понимали.

Разумеется, что эти путешествия в большинстве своем носили локальный характер из-за недостатка средств, однако это было действенное воспитание патриотизма, обогащавшее детей яркими впечатлениями на всю жизнь.

Путешествия по родному краю выполняли еще одну важную функцию: они служили сплочению советского общества и определенному преодолению разрыва между городом и деревней в тот период времени. Во второй половине 1940-х-начале 1950-х гг. в СССР было множество районов, деревень и сел, жители которых никогда не видели многоэтажных домов, железной

дороги, автомобиля, моря. В районных газетах первых послевоенных лет регулярно публиковались сообщения о поездках небольших групп пионеров и школьников, как правило, отличников, в Горький, Москву, Ленинград. Такие поездки были для них подлинным окном в большой мир.

В то же время различные источники по истории школы, в том числе отчеты различных уровней отмечают непопулярность у детей «путешествий» по географической карте, организуемой педагогами и пионервожатыми. Во время таких «путешествий» дети спрашивали: «А когда мы поедем в настоящее путешествие?» Такая форма работы была значима лишь как предвкушение настоящего путешествия или отвлечение от неприглядной действительности.

Важнейшим средством воспитания патриотизма была история, преподаваемая в общеобразовательных школах СССР с 1934 г. Советское государство ориентировало преподавателей школ на изложение истории в яркой, образной форме. Особое внимание обращалось на героические страницы истории народов СССР и героических личностей, которые внесли значительный вклад в развитие русской государственности. Роль истории в воспитании патриотизма у школьников напрямую зависела от творческих способностей учителей. В этом отношении весьма интересен опыт учителя истории Г.М. Строин-ского.

В 1946 - 1948 гг. широко пропагандировался опыт учителя истории Семеновской СШ № 1 Г.М. Строинского. Фронтовик, участник Великой Отечественной войны, разносторонне образованный человек, сдавший за 6 месяцев зачеты и экзамены за IV курс Горьковского государственного педагогического института, а до войны закончивший 3 курса Горьковского института иностранных языков, он сумел заинтересовать ребят своим предметом, привить им вкус к изучению истории. «Учащиеся на его уроках сидят как зачарованные. Он умеет спросить и потребовать с учащихся хороших знаний, старательной, усидчивой работы, но, прежде всего, он требователен к себе. Много и кропотливо готовится к урокам», - отмечалось в «Отчете о работе школ Горьковской области за 1946 - 1947 учебный год».

По инициативе Г.М. Строинского в школе было создано историческое общество, которое делилось на 4 секции: литературную, политическую, хронологическую и военную. Общество имело свой Устав и издавало ежемесячный журнал «Юный историк». Эпиграфом к Уставу и журналу было изречение А.С. Пушкина: «Гордиться славой предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие».

Для руководства обществом избирались: секретарь, председатель и президиум. Поступающий в общество должен был показать свой интерес к истории, для чего должен был подать

на рассмотрение общества какую-нибудь работу по истории: доклад, сочинение, собранный и обработанный материал, монтаж, историческую картину с объяснением, описание жизни и деятельности исторического лица и события.

Членом общества «Юный историк» мог быть только тот учащийся, который не имел неудовлетворительных оценок, а по истории - не ниже четверки. Членам общества выдавалось удостоверение. Приоритетными темами, которые изучались членами общества, были: Великая Отечественная война, биографии выдающихся деятелей науки и культуры, революционные события в России [14, л. 95-95 об.].

Как и в области литературы, исторический материал, преподаваемый в советской общеобразовательной школе, подкреплялся средствами советской кинематографии. Несмотря на период «малокартинья» в конце 1940-х-нача-ле 1950-х гг. на экраны страны вышли фильмы, посвященные выдающимся деятелям русской культуры. К их числу относятся такие произведения советской кинематографии, как «Адмирал Нахимов», «Пирогов», «Мичурин», «Адмирал Ушаков», «Академик Иван Павлов», «Александр Попов», «Жуковский», «Мусоргский», «Бединский», «Пржевальский», «Тарас Шевченко», «Композитор Глинка» и др. Образы, созданные авторами фильмов, прочно запечатлелись в сознании школьников, а для многих повлияла и на выбор профессии. Устами одного из своих героев А.П. Чехов в повести «Скучная история» писал: «В нашем обществе все сведения о мире ученых исчерпываются анекдотами о необыкновенной рассеянности старых профессоров и двумя-тре-мя остротами, которые приписываются то Груберу, то мне, то Бабухину. Для образованного общества этого мало. Если бы оно любило науку, ученых и студентов так, как Николай, то его литература давно бы уже имела целые эпопеи, сказания и жития, каких, к сожалению, она не имеет теперь» [15, с. 274]. В истории культуры 1940-х-1950-х гг. произошел важный переломный момент - советским кинематографом были созданы образы отечественных ученых и общественных деятелей.

Наиболее формализованной дисциплиной, преподаваемой в советской школе послевоенных лет, была «Конституция СССР». Преподавание этой дисциплины в советской школе началось еще в 1937 г., а учебник по ней был написан лишь в 1951 г. Фактически ученики на уроках по Конституции СССР лишь записывали ее статьи с комментариями педагога. Некоторые статьи Конституции СССР школьникам, которые воспитывались в советском обществе, понять было сложно. Это касалось тех статей Конституции СССР, которые не были подкреплены соответствующим правовым механизмом, таких, как свобода слова, собраний, митингов, шествий.

Серьезное негативное влияние на воспита-

ние советского патриотизма оказала кампания по борьбе с космополитизмом, проводимая в СССР в первые послевоенные годы. В практику школьной работы была введена борьба с «низкопоклонством перед Западом». В этих условиях идея здоровый патриотизм подменялся идеей национального превосходства, что существенным образом стесняло и искажало патриотическую работу в школе. В школьных учебниках проводилась идея приоритета русских ученых над иностранными. Резкой критике со стороны инспектора ОблОНО подверглась работа учительницы химии Макарьевской НСШ Комаровой, которая «при объяснении закона о сохранении веществ не обратила внимание учащихся на то, что этот закон впервые открыл великий русский ученый М.В. Ломоносов» [16, л. 82].

Во многом формальный характер носила практика увязки изучаемого материала с современностью, которая снижала содержание патриотической работы в советской общеобразовательной школе. Иногда стремление отдельных учителей увязать преподаваемый материал с официальными идеологическими установками принимало гротескный характер. В «Отчете о работе школ Кировской области за 1945 - 1946 учебный год давалась высокая оценка учителю Фаленской СШ, который преподавал историю в 4 - м классе. Во время урока «он заставлял учащихся несколько раз повторять отдельный трудные слова, например, «империализм», «ГОЭЛРО» и т.д. «При прохождении материала детишки убе-

Литература и источники

ждались в неправоте Троцкого и ошибочности меньшевистской политики» [17, л. 96].

Таким образом, в первые послевоенные годы школа и советское общество в тяжелейших условиях, располагая минимальными материальными средствами, сумели выработать наиболее оптимальную и эффективную программу патриотического воспитания, глубоко затронув души советских школьников. Сущность патриотического воспитания в советской школе заключалась в идеях всебощности и всесторонности. Оно было делом не только школы, но и всего советского общества. Патриотизм воспитывала не только школа, но и советская жизнь, наука, культура, кинематограф, коммунистическая партия и советские общественные организации.

Работа по воспитанию патриотизма строилась на основе сочетания индивидуальных и коллективных усилий при преобладании последних. Так, индивидуальное чтение текста произведений советских писателей сочеталось с коллективными читками и обсуждением прочитанной книги на читательской конференции. Изготовив скворечник, школьник принимал участие в проведении «недели птиц». Тем самым, в школьном социуме формировалась благодатная идея содружества и сотворчества, которая способствовала сплочению школьного коллектива и советского общества. Патриотизм школьников формировался не «в общем и целом», а на основе практических действий на уровне школьных коллективов.

1. Николина В. В., Лощилова А. А., Фролова С. В., Аксенов С. И. Формирование гражданской идентичности и культурно-исторической памяти молодёжи России на территориях новых субъектов Российской Федерации: подходы, принципы и направления реализации // Вестник Мининского университета. 2023. Т. 11, № 4. С. 6. DOI: 10.26795/2307-1281-2023-11-4-6.

2. Савченков А. В., Уварина Н. В., Щагина Г. В. Реализация в образовательном процессе вуза современных интерактивных воспитательных технологий, направленных на развитие гибких навыков будущих педагогов // Вестник Мининского университета. 2023. Т. 11, № 2. С. 5. DOI: 10.26795/2307-1281-2023-11-2-5.

3. Репина Л.П. Культурная память и проблемы историописания: (историогр. заметки) / Л. П. Репина. М.: ГУ ВШЭ, 2003. 43 с.

4. Коваленко В. В. Историческая память: сущность, основные формы, роль в обществе // Парадигмы истории и общественного развития. Вып. 5. 2017. С. 35-37.

5. Соломаха Е.Н., Старикова Н.В., Шуршикова А.В. Формирование исторического сознания и патриотическое воспитание молодежи // Клио. 2023. № 12 (204). С. 147-154.

6. Штымов С.Т. Очерки взаимосвязи народного образования с народным хозяйством в СССР (1917-1967). Томск: Изд-во Томского ун-та, 1968, 260 с.

7. Глух Е.Г. Комсомол и развитие внешкольной воспитательной работы с детьми. 1945-1975. М.: ВКШ, 1977, 120 с.

8. Величкина В.М. Сельская общеобразовательная школа: история и современность Учеб. пособие. М.: МОПИ, 1978. 89 с.

9. Гусев А.И. Год за годом: из летописи детского коммунистического движения в СССР. 1917-1981 гг. М.: Мол. гвардия, 1981. 207 с.

10. Киселева Е.И. История народного образования как системы: историографический анализ и основные задачи конкретно-исторического исследования. Новосибирск: Ин-т истории, филологии и философии, 1981. 42 с.

11. Андреева Н.А. Неподаренные принципы. Саранск: Б. и., 1993. C.367

12. Новиков Л.К., Дроздова Н.М. Операция «Дети». Горький: ВВКИ, 1986. 126 с.

13. Государственный общественно-политический архив Нижегородской области (ГОПАНО). Ф. 3126. Оп.1. Д. 89.

14. Центральный архив Нижегородской области (ЦАНО). Ф. 2732. Оп.10. Д. 44.

15. Чехов А.П. Собрание сочинений. В 12 т. Т 6. М.: Госполитиздат, 1955. 462 с.

16. ГОПАНО. Ф.3. Оп.1. Д. 6788.

17. Государственный архив Кировской области (ГАКО). Ф 2342. Оп.1. Д. 292. References

1. Nikolina V. V., Loshchilova A. A., Frolova S. V., Aksenov S. I. Formirovanie grazhdanskoj identichnosti i kul'turno-istoricheskojpamyati molodyozhi Rossii na territoriyah novyh sub"ektov Rossijskoj Federacii: podhody, principy i napravleniya realizacii [Formation of civic identity and cultural and historical memory of Russian youth in the territories of new subjects of the Russian Federation: approaches, principles and directions of implementation]. Vestnik Mininskogo universiteta [Bulletin of the Minin University]. 2023. Vol. 11. No 4. P.

6. DOI: 10.26795/2307-1281-2023-11-4-6.

2. Savchenkov A. V., Uvarina N. V., SHCHagina G. V. Realizaciya v obrazovatel'nom processe vuza sovremennyh interaktivnyh vospita-tel'nyh tekhnologij, napravlennyh na razvitie gibkih navykov budushchih pedagogov [The implementation of modern interactive educational technologies in the educational process of the university aimed at developing the flexible skills of future teachers]. Vestnik Mininskogo universiteta [Bulletin of the Minin University]. 2023. Vol. 11. No 2. P. 5. DOI: 10.26795/2307-1281-2023-11-2-5.

3. Repina L.P. Kul'turnaya pamyat'iproblemy istoriopisaniya: (istoriogr. zametki) [Cultural memory and problems of historiography: (his-toriographical notes)]. Moscow: GU VSHE Publ., 2003. 43 p.

4. Kovalenko V. V. Istoricheskaya pamyat': sushchnost', osnovnye formy, rol' v obshchestve [Historical memory: essence, basic forms, role in society]. Paradigmy istorii i obshchestvennogo razvitiya [Paradigms of history and social development]. Vol. 5. 2017. Pp. 35-37.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Solomaha E.N., Starikova N.V., Shurshikova A.V. Formirovanie istoricheskogo soznaniya ipatrioticheskoe vospitanie molodezhi [Formation of historical consciousness and patriotic education of youth]. Klio [Clio]. 2023. No. 12 (204). Pp. 147-154.

6. Shtymov S.T. Ocherki vzaimosvyazi narodnogo obrazovaniya s narodnym hozyajstvom v SSSR (1917-1967) [Essays on the relationship of public education with the national economy in the USSR (1917-1967)]. Tomsk: Izd-vo Tomskogo un-ta Publ., 1968, 260 p.

7. Gluh E.G. Komsomol i razvitie vneshkol'noj vospitatel'noj raboty s det'mi. 1945-1975 [Komsomol and the development of extracurricular educational work with children. 1945-1975]. Moscow: VKSH Publ., 1977, 120 p.

8. Velichkina V.M. Sel'skaya obshcheobrazovatel'naya shkola: istoriya i sovremennost' Ucheb. Posobie [Rural secondary school: History and modernity Textbook]. Moscow: MOPI Publ., 1978. 89 p.

9. Gusev A.I. Godza godom: iz letopisi detskogo kommunisticheskogo dvizheniya v SSSR. 1917-1981 gg [Year after year: from the chronicle of the children's Communist movement in the USSR. 1917-1981]. Moscow: Mol. Gvardiya Publ., 1981. 207 p.

10. Kiseleva E.I. Istoriya narodnogo obrazovaniya kak sistemy: istoriograficheskij analiz i osnovnye zadachi konkretno-istoricheskogo issledovaniya [The history of public education as a system: historiographical analysis and the main tasks of concrete historical research]. Novosibirsk: In-t istorii, filologii i filosofii Publ., 1981. 42 p.

11. Andreeva N.A. Nepodarennye principy [Unpaired principles. Saransk]. Saransk, 1993. 367 p. Novikov L.K., Drozdova N.M. Operaciya «Deti» [Operation "Children"]. Gor'kij: VVKI Publ., 1986. 126 p.

Gosudarstvennyj obshchestvenno-politicheskij arhiv Nizhegorodskoj oblasti (GOPANO) [The State Socio-Political Archive of the Nizhny Novgorod region]. F. 3126. Op.1. D. 89.

Central'nyj arhiv Nizhegorodskoj oblasti (CANO) [The Central Archive of the Nizhny Novgorod region]. F. 2732. Op.10. D. 44. Chekhov A.P. Sobranie sochinenij [Collected works]. V 12 t. T 6. Moscow: Gospolitizdat Publ., 1955. 462 p. GOPANO [The State Socio-Political Archive of the Nizhny Novgorod region]. F.3. Op.1. D. 6788. Gosudarstvennyj arhiv Kirovskoj oblasti (GAKO) [The State Archive of the Kirov region]. F 2342. Op.1. D. 292.

© «Клио», 2024

© Смирницкий А.Е., Старикова Н.В., Шуршикова А.В., Нартымов Д.М., 2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.