Научная статья на тему 'ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ БОЕВОЙ СЛАВЫ 75-й ГВАРДЕЙСКОЙ БРИГАДЫ: ИСТОРИЯ, ОПЫТ И ЗНАЧЕНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ'

ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ БОЕВОЙ СЛАВЫ 75-й ГВАРДЕЙСКОЙ БРИГАДЫ: ИСТОРИЯ, ОПЫТ И ЗНАЧЕНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
63
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Великая Отечественная война / Омск / 75-я Сталинская добровольческая отдельная стрелковая бригада омичей-сибиряков / 65-я Гвардейская Сталинская Рижская стрелковая дивизия / музей боевой славы / комната боевой славы / патриотизм / историческая память / коммеморация / Great Patriotic War / Omsk / 75th Stalin Volunteer Separate Rifle Brigade of Omsk-Siberians / 65th Guards Stalin Riga Rifle Division / museum of military glory / room of military glory / patriotism

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сушко Алексей Владимирович, Лидер Наталья Владимировна

В статье проанализирована история создания и развития с момента основания в 1973 году до настоящего времени школьного музея боевой славы 75-й Гвардейской бригады, находящегося в средней общеобразовательной школе города Омска № 41. Исследование выполнено на основе материалов музея и документов ветеранской организации воинского соединения, хранящихся в Историческом архиве Омской области. Дана оценка опыту и общественному значению проводимой в музее патриотической работы. Особое внимание уделено сравнительно-историческому исследованию форм работы по патриотическому воспитанию молодежи в советский и современный российский периоды отечественной истории. В заключение даются рекомендации по совершенствованию работы музея.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Сушко Алексей Владимирович, Лидер Наталья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCHOOL MUSEUM OF COMBAT GLORY OF THE 75th GUARDS BRIGADE: HISTORY, EXPERIENCE AND IMPORTANCE OF PATRIOTIC WORK

The article analyzes the history of the creation and development from the founding in 1973 to the present day of the School Museum of Military Glory of the 75th Guards Brigade, located in the Secondary School of the city of Omsk No. 41. The research was carried out on the basis of museum materials and documents of the veteran organization of the military unit, stored in the Historical archive of the Omsk Region. An assessment of the experience and social significance of the patriotic work carried out in the museum is given. Particular attention is paid to the comparative historical study of the forms of work on the patriotic education of youth in the Soviet and modern Russian periods of national history. In conclusion, recommendations are given for improving the work of the museum.

Текст научной работы на тему «ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ БОЕВОЙ СЛАВЫ 75-й ГВАРДЕЙСКОЙ БРИГАДЫ: ИСТОРИЯ, ОПЫТ И ЗНАЧЕНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ»

УДК 94(571)+069.1

DOI: 10.25206/2542-0488-2023-8-4-19-30 EDN: YZЮKH

А. В. СУШКО12 Н. В. ЛИДЕР2

1 Омский государственный технический университет, г. Омск

2 Омский автобронетанковый инженерный институт, г. Омск

ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ БОЕВОЙ СЛАВЫ 75-й ГВАРДЕЙСКОЙ БРИГАДЫ: ИСТОРИЯ, ОПЫТ И ЗНАЧЕНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ_

В статье проанализирована история создания и развития с момента основания в 1973 году до настоящего времени школьного музея боевой славы 75-й Гвардейской бригады, находящегося в средней общеобразовательной школе города Омска № 41. Исследование выполнено на основе материалов музея и документов ветеранской организации воинского соединения, хранящихся в Историческом архиве Омской области. Дана оценка опыту и общественному значению проводимой в музее патриотической работы. Особое внимание уделено сравнительно-историческому исследованию форм работы по патриотическому воспитанию молодежи в советский и современный российский периоды отечественной истории. В заключение даются рекомендации по совершенствованию работы музея.

Ключевые слова: Великая Отечественная война, Омск, 75-я Сталинская добровольческая отдельная стрелковая бригада омичей-сибиряков, 65-я Гвардейская Сталинская Рижская стрелковая дивизия, музей боевой славы, комната боевой славы, патриотизм, историческая память, коммеморация.

Введение. Процесс создания школьных музеев боевой славы активно развивался в СССР в 1960 — 1970-х гг. Он был связан с политикой государства по увековечению подвига советского народа в Великой Отечественной войне. Накопленный в этих музеях опыт патриотического воспитания молодежи в настоящее время в основном активно исследуется и пропагандируется в рамках педагогического знания [1 — 3]. В последние годы исследование деятельности музеев боевой славы (не только школ, но и других учреждений) в нашей стране вышло за пределы педагогической науки и стало изучаться междисциплинарно, на стыке педагогики, культурологии и истории [4 — 6].

Для Сибири, традиционно в истории нашей Родины «славившейся своими полками», исследование различных аспектов существования музеев боевой славы особенно актуально. В 1960—1970-х гг. во многих школах Омска, в соответствии с общим вектором развития музейного дела в СССР, были созданы музей боевой славы в честь воинских формирований, ушедших на борьбу с немецко-фашистскими захватчиками. Большую роль в этой работе сыграли ветераны Великой Отечественной войны. В результате распада СССР, «смутных 90-х» и ухода большинства ветеранов из жизни к концу 2000-х гг. большинство этих музеев переживает сложные времена поиска форм работы в новых условиях. Позитивным примером адаптации к современности является школьный музей боевой славы 75-й Гвардейской

бригады средней общеобразовательной школы № 41 города Омска. Здесь сохраняется историческая память о воинском соединении сибиряков, а за долгие годы работы сформировались устойчивые традиции патриотического воспитания молодежи. На школьном сайте размещена общая информация, характеризующая процесс создания музея и его экспозицию, но сайт не дает полного представления об истории музея и его деятельности по патриотическому воспитанию молодежи [7].

75-я Сталинская добровольческая отдельная стрелковая бригада омичей-сибиряков, входившая в состав 6-го Сталинского Сибирского добровольческого стрелкового корпуса, была одним из прославленных омских воинских формирований Великой Отечественной войны. В апреле 1943 г. 6-й Сталинский добровольческий стрелковый корпус в связи с массовым героизмом бойцов и командиров был преобразован в 19-й Гвардейский Сталинский стрелковый корпус сибиряков. 75-я Омская и такая же добровольческая 78-я Красноярская бригады, которые в ходе реорганизации заслужили гвардейское звание частей корпуса, были сведены в одну — 65-ю Гвардейскую Сталинскую стрелковую дивизию, прошедшую славный боевой путь. За освобождение от фашистов столицы Советской Латвии дивизия завоевала почетное наименование «Рижская».

Первым к истории основания музея обращался в своей монографии С. П. Ултургашев, кратко

описавшии историю создания музея и некоторые формы его работы на начало 1980-х гг. [8, с. 138 — 139]. В статьях современных омских исследователей анализируется историография 75-й Сталинской добровольческой отдельной стрелковой бригады оми-чей-сибиряков и практики коммеморации в честь воинского соединения. В частности, в них подчеркнуто, что по факту бригада была «Сталинской», но не была «Гвардейской», и, соответственно, вся омская коммеморация в этом отношении фактологически недостоверна [9—10]. При этом одно из главных мест памяти бригады — школьный музей боевой славы 75-й Гвардейской бригады, в работах не описан.

Цель данной работы — проанализировать историю создания и развития указанного музея, оценив опыт и общественное значение проводимой в его стенах патриотической работы.

Создание и советский период деятельности музея. В 1970 г. в шаговой доступности от улицы 75-й Гвардейской бригады была построена средняя школа № 41 города Омска. С момента создания образовательной организации ее первый директор Геннадий Павлович Митин заложил основу тесного сотрудничества с ветеранской организацией бригады. В тот период в СССР уже активно праздновалась Великая Победа, по стране стали повсеместно создаваться школьные музеи, посвященные Великой Отечественной войне, и руководство школы решило во взаимодействии с организацией ветеранов организовать здесь музей бригады. В свою очередь, ветераны, которые проводили активную общественную работу, были рады получить площадку для встреч и работы с молодежью, находившуюся рядом с улицей, названной в честь их воинского соединения. В плане работы комитета ветеранов воинского соединения на 1972 г. было намечено «оказание помощи средней школе № 41 по ул. 75-й стрелковой бригады в создании комнаты боевой славы» [11, л. 1]. Однако этого сделано не было. В отчете ветеранской организации о проделанной работе за 1972 г. указывалось только, что «ветераны большую работу проводят в Чкаловском поселке, в клубе «Юность», имеется подшефная школа № 41 Чкаловского поселка» [12, л. 1].

Организация музея воинского соединения была перезапланирована ветеранами и руководством школы на 1973 г. (год 30-летия завоевания добровольцами-сибиряками гвардейского звания). Ветеранская организация наметила «оказать помощь средней школе № 41 по ул. Гвардейской стрелковой бригады в создании комнаты-музея боевой славы 75-й стрелковой бригады — 65-й Гвардейской дивизии». Помимо этого, ветераны приняли решение «организовать поездку учащихся школы № 41 по местам боевой славы 75-й стрелковой бригады — 65-й Гвардейской дивизии» [11, л. 3]. Накануне празднования Дня Победы в 1973 г. в школе был открыт музейный уголок, выросший в школьный музей боевой славы 75-й Гвардейской бригады. Первым руководителем его стала учитель русского языка и литературы Людмила Александровна Щирова. Согласно информации, имеющейся в музее, с 15 июля по 31 июля 1973 г. она и представитель ветеранской организации Иван Михайлович Галямин свозили школьный актив в поездку по местам боевой славы бригады [13]1.

В «Справке о проделанной работе ветеранами 75-й стр. бригады и 65-й гв. стр. Рижской дивизии за 1974 год» описана поездка школьников с ветеранами, которая состоялась в 1974 г. В документе при-

водятся важные факты, связанные с посещением участниками мест боев и установкой мемориальных досок: «В летние каникулы школы № 41 группа учеников во главе с нашим ветераном тов. Галяминым И. М. прошла по местам боев 75-й бригады — 65-й гвардейской дивизии, установили 6 мемориальных досок, изготовленных на авиационном заводе. Также провели митинги в г. Белом, Спас-Демьянске, Красное, Павлиново, Риге и других городах» [14, л. 3 — 3 об.]. Сопоставляя информацию школьного музея о поездке в 1973 г. с данными ветеранской организации о поездке в 1974 г. можно сделать вывод, что в 1970-х гг. школьники совершили не одну поездку. Об этом в своей монографии писал и С. П. Ултургашев, лично общавшийся с ветеранами воинского соединения. Он утверждал, что «следопыты не раз совершали походы по дорогам боевой славы сибиряков-гвардейцев, привозили ценные экспонаты для своего музея» [8, с. 139]. В это же время при музее была создана группа «Поиск», объединившая юных активистов музейного дела, которые занимались сбором экспонатов и сведений по истории воинского соединения.

В дальнейшем одним из ведущих направлений деятельности ветеранской организации стало создание выставочного пространства боевой славы бригады/дивизии. Ветераны включали ее в план своей деятельности на 1974 г., в очередной раз запланировав «создать комнату славы в 41-й школе» [14, л. 1]. Здесь необходимо подчеркнуть, что открытый в 1973 г. в школе музейный уголок вырастал в музей постепенно, и существованию музея именно в этой школе были альтернативы. В 1970-х гг. ветеранская организация бригады вела чрезвычайно активную патриотическую работу с молодежью: в ее планах на 1974 г. также стояли создание комнаты славы в школе № 33 и уголка боевой славы в школе № 8 [14, л. 1]. Более того, еще с конца 1950-х гг. ветераны активно сотрудничали с Омским танко-техническим училищем (ныне Омский автобронетанковый инженерный институт), в музее которого также хранилась информация о героической истории воинского соединения омичей. Дело в том, что на земле, где впоследствии разместилось училище, в годы войны находился военный лагерь, в котором формировалась и обучалась бригада [15]. В результате решающим при выборе места стали сложившиеся добрые личностные отношения между активом ветеранской организации бригады и коллективом 41-й школы, а также местоположение учебного заведения рядом с улицей 75-й Гвардейской бригады.

И здесь, для освещения дальнейшей истории школьного музея, необходимо остановиться на терминологии. В вооруженных силах традиционно принято отождествлять понятия «музей боевой славы» и «комната боевой славы» [16, с. 584]. Поэтому в документах ветеранской организации в 1970—1980-х гг. они употреблялись как синонимы. В современной музееведческой практике сложилось разделение понятий «музей» и «комната боевой славы». Музеи отличаются от комнат боевой славы масштабом: музей имеет несколько залов и хранилище для экспонатов, не входящих в экспозицию, в то время как вся экспозиция комнаты боевой славы размещена в одном помещении. Кроме того, комната в школе использовалась не только для выставления музейной экспозиции, но и как комната комсомольского актива, где, как и во всех советских школах, традиционно проводились мероприятия по патриотическому воспитанию молоде-

жи, связанные не только с Великой Отечественной войной, но и с различными историческими и текущими событиями в жизни государства и КПСС. В СССР патриотическое воспитание молодежи было организовано в школах через пионерские и комсомольские организации и было тесно взаимосвязано с политическим воспитанием «будущих строителей коммунизма».

Судя по документам ветеранской организации и материалам школьного музея качественный рост в организации музея (комнаты боевой славы) бригады случился в 1975 г. Это был год 30-летия Великой Победы. На масштабные празднования этой даты в Омск съехались ветераны воинского соединения со всей страны. Выступая на собрании, бывший комиссар бригады Федор Яковлевич Макаров высоко оценил деятельность ветеранской организации в Омске, отметив, что «живущим в Омске приходится все тянуть на себе, нам приятно, мы видимся, а вам приходится работать». Далее он перечислил следующие достижения омских ветеранов: «Музей открыли, улицу назвали, и мемориал открыли» [17, л. 2 об.]. На собрании также выступил И. М. Га-лямин, на которого в мае 1975 г. ветеранская организация официально возложила «работу в школе № 41 по созданию музея» [17, л. 1 об.]. Он «сделал обращение по созданию музея», акцентировав внимание присутствующих на том, что ветераны бригады должны «что сохранилось, отдать в музей» [17, л. 2 об.].

Со своей стороны в 1975 г. руководство и преподаватели школы так же вели активную деятельность по созданию музея. Это подтверждает приказ, сохранившийся в материалах музея школы, о награждении девяти учителей почетными грамотами «за активное участие в создании и формировании зала боевой славы и умелую организацию учащихся» (№ 10 от 7 марта 1975 г.) [13]. Он был подписан директором школы Г. П. Митиным. Таким образом, в год 30-летнего юбилея Великой Победы ветераны и работники школы создали комнату боевой славы 75-й добровольческой бригады / 65-й гвардейской дивизии. В то время в комнате боевой славы были размещены следующие тематические стенды: «Омская добровольческая», «По фронтовым дорогам», «Никто не забыт, ничто не забыто», «Незабываемая встреча», «Ветераны в гостях у красных следопытов» [8, с. 139].

С 1974 по 1981 гг. комнатой боевой славы в школе руководили Нина Трофимовна Истомина и Татьяна Николаевна Бунецкая — учителя истории. Наличие комнаты боевой славы обусловило специфику деятельности пионерской дружины школы, которая длительное время боролась за право носить имя Героя Советского Союза А. В. Сосновского, и 19 мая 1980 г. бюро Омского обкома ВЛКСМ присвоило ей это почетное имя (А. В. Сосновский был единственным Героем Советского Союза в 65-й Гвардейской Сталинской стрелковой дивизии сибиряков. Это звание ему было присвоено посмертно) [8, с. 139]. В конце 1970-х гг. комната боевой славы выполняла не только функцию музея, но и была комнатой комсомольского актива. Уже к 1980 г. патриотическая деятельность школы № 41 привлекла внимание Омской областной партийной организации. На базе школы были проведены семинары секретарей школьных партийных организаций города Омска, организаторов-методистов домов пионеров области, научно-практическая конференция райвоенкомов и секретарей

райкомов комсомола. Как подчеркивал С. П. Ултур-гашев, «участники этих мероприятий высоко оценили состояние военно-патриотического и интернационального воспитания учащихся школы № 41 и особо отметили плодотворную деятельность ветеранов 75-й бригады — 65-й Гвардейской дивизии» [8, с. 139]. В отношении патриотического воспитания уже тогда школа была образцовой.

С 1983 г. комнатой боевой славы руководила учитель истории Тамара Викторовна Завалько. Она внесла значительный вклад в преобразование школьной комнаты боевой славы в полноценный музей. О самоотдаче педагога в музее свидетельствует запись в Книге почетных гостей музея, сделанная в 1988 г. группой посетителей. В ней говорилось: «Невозможно уйти, не сказав ОГРОМНОЕ СПАСИБО Тамаре Викторовне за все то, что рассказано от сердца и, чувствуем, — пропущено через сердце! СПАСИБО за память к ветеранам-сибирякам, за воспитание молодежи. Доброго Вам здоровья, творческих успехов» [13]. В год 40-летия освобождения Риги (1984 г.) под руководством Т. В. Завалько, совместно с ветеранами 65-й Гвардейской Рижской дивизии, школьный актив совершил еще одну поездку в Ригу. В числе детей были Митина Марина и Завалько Максим — потомки героев Великой Отечественной войны и педагогов, трудившихся над созданием и развитием музея.

Новый организационный этап в истории музея бригады наступил в 1985 г. Это был год 40-летия со Дня Великой Победы. К этому юбилею комната боевой славы была преобразована в полноценный музей. В ходе масштабной реконструкции были открыты два зала — зал боевой славы 75-й Гвардейской бригады и зал истории школы. Дополнительно к ним школа выделила помещение под хранилище экспонатов, не входящих в действующую экспозицию. К этому времени над школой шефствовал завод «Полет» (где долгое время работали ветераны воинского соединения), и все работы были проведены на средства и силами его работников. В работах принимали участие начальники цехов, конструкторы, строители. Со стороны завода работу координировал ветеран воинского соединения и работник завода М. М. Аранбицкий [13].

В это время школа № 41 и ее музей стали принимать самое активное участие в подготовке и проведении «Дня улицы». Традиция празднования этого дня зародилась сразу после появления в Омске улицы 75-й Гвардейской бригады в Октябрьском районе города. В нем активное участие принимали местные власти, ветераны войны, воинские части и жители района. Организационная работа строилась вокруг обслуживавшего культурные потребности жителей района ДК «Юность». О его масштабах свидетельствуют сохранившиеся в музее школы материалы — афиша с росписями ветеранов воинского соединения и фотография с торжества 1985 г. (фото 1).

Следует подчеркнуть, что большинство ветеранов регулярно посещало музей. Сохранились многочисленные записи в Книге почетных гостей. Приведем пример одной из них: «23 февраля 1988 г., в день 70-летия Советских вооруженных сил, мы, ветераны 75-й добровольческой бригады — 65-й Гвардейской Рижской дивизии, на встрече с учащимися и педагогическим коллективом 41-й ср. школы г. Омска, посетили музей 75-й Гвардейской бригады» (под записью 11 подписей) [13]. Фотографии, хранящиеся в музее, свидетельствуют о частом его

Фото 2. Ветераны воинского соединения в школьном музее. Сидят слева направо: С. С. Мариупольская, Г. Л. Овчаренко, П. А. Скипин, А. Л. Чикишева. Стоят слева направо: В. Н. Шкинёв, И. И. Ахламченко, Б. Н. Земцов, А. Ф. Бережков, И. М. Галямин [1980-е гг.] [13]

посещении ветеранами 75-й добровольческой бригады / 65-й гвардейской дивизии (фото 2).

Во второй половине 1980-х гг. музей 41-й школы был лучшим среди школьных музеев воинской славы Омска. Об этом свидетельствует коллективный отзыв в Книге почетных гостей музея, оставленный 26 марта 1988 г. руководителями семинара школьных музеев области. Сам факт, что участникам семинара был показан школьный музей боевой славы 75-й Гвардейской бригады говорит об этом. По результатам посещения была сделана следующая запись: «От руководителей семинара школьных музеев области выносим сердечную благодарность за огромную проделанную работу коллективу школы № 41. Желаем дальнейшей плодотворной работы. Все нам очень понравилось» [13].

Таким образом, к 1985 г. в школе № 41 г. Омска сформировался полноценный музей истории добровольческого воинского формирования омичей,

созданный усилиями ветеранов бригады / дивизии, педагогического коллектива школы и ее учеников, при участии трудового коллектива завода «Полет».

Основными особенностями педагогических условий патриотического воспитания школьников в этот период были: коммунистическое воспитание молодежи, организуемое государством, и живое общение школьников с ветеранами Великой Отечественной войны.

В советский период истории музея были выработаны основные формы проводимой педагогами и учащимися патриотической работы:

— формирование экспозиции музея силами ветеранов, педагогов и учеников школы;

— поездки школьников, объединившихся в группу «Поиск», и педагогов с участием ветеранов по местам боевой славы воинского соединения;

— экскурсий по музейной экспозиции, которые проводили сами школьники;

— активное участие коллектива школы в «Дне улицы» (мероприятию в память 75-й бригады и в честь Дня Победы), проводимом ежегодно при участии партийных и советских органов, общественности Октябрьского района.

Очень важно подчеркнуть, что во все формы работы были активно вовлечены школьники. Они выступали не только как объекты воспитания, но и как субъекты. Их участие в процессе сохранения и популяризации исторической памяти о бригаде оказывало на них куда большее воздействие, нежели они были бы пассивными потребителями готовой информации.

Развитие музея в постсоветской России. Новый этап в истории музея был обусловлен эпохой распада СССР и последующим процессом становления российской демократической государственности. Впоследствии 1990-е гг. были названы «лихими девяностыми». И в самое непростое для страны и музея десятилетие с 1989 по 1999 гг. руководила музеем учитель истории Вера Федоровна Гелемей.

О значении патриотической деятельности музея в этот период мы можем судить по сохранившимся индивидуальным и групповым записям в Книге почетных гостей музея, которых множество. Так, посетитель А. Никитина оставила запись, очень точно отражающую разницу в восприятии значимости музея в Советском Союзе и в Российской Федерации. Она написала: «Наверное, музей вашей школы не был так дорог в 60-е — 70-е, 80-е годы, когда о патриотизме говорили все, когда многие участники ВОВ были молоды. Но! Именно сегодня ваш музей — это островок патриотизма, чести, долга и всего того, что дорого сердцу советского, русского человека. Огромное спасибо всем Вам за то, что Ваш коллектив сохранил частицу истории нашей Родины, наших земляков. Бесценно то, что вы делаете...» [13].

В непростых условиях кризиса, охватившего все сферы жизни российского общества, музей являлся островком патриотического воспитания уже не только молодежи, но и более возрастного населения, не только в отдельно взятом Чкаловском поселке, но и в Омске. Вопреки общественно-политическим и экономическим реалиям патриотизм, как духовная ценность, был востребован у россиян. Об этом тоже свидетельствуют записи, оставленные в Книге почетных гостей музея. Так, ветеран 75-й добровольческой бригады Михаил Александрович Разумов написал 21 февраля 1995 г. следующее: «Сердечно благодарю коллектив 41-й школы за отличное оформление музея боевой славы и за воспитание моего сына Разумова Игоря Михайловича. Еще раз низкий вам поклон» [13]. Родители одного из 6-х классов в 1996 г., выразив благодарность педагогам школы, написали: «Огромное спасибо за память, за ту искру, которую вы поддерживаете в наших разуверившихся во всем сердцах. Спасибо вам за ту работу, которая проводится с детьми и помогает им верить в наши идеалы» [13].

С 1999 по 2010 гг. музей возглавляла учитель истории Ольга Николаевна Пинигина. Именно она в начале 2000-х гг. проводила активную работу с последними ветеранами бригады / дивизии. С конца 1990-х гг. в школьном музее стала ежегодно проводиться «Встреча трех поколений», куда приходили ветераны бригады, Афганской войны и старшеклассники, которым в торжественной обстановке вручались приписные свидетельства. Данное мероприятие проводится в школе по настоящее время,

но сегодня на него приглашаются ветераны Афганистана, Чечни и военной службы, которые наставляют молодежь. На такие встречи школьники стали готовить патриотические театрализованные представления.

Развитие технических средств и их доступность в постсоветский период способствовало появлению новых форм в работе музея. Во-первых, был создан сайт школы, который содержал и контент, посвященный школьному «Музею боевой славы 75-й Гвардейской бригады». То есть появилось современное информационное место памяти, отражающее состояние знаний по истории бригады. Сайт стал дополнением к созданному в советское время комплексному месту памяти, куда входит школьный музей 75-й Гвардейской бригады, расположенный в одном районе с улицей 75-й Гвардейской бригады и стелой в память о ней. Этот единый комплекс и сегодня формирует и поддерживает в историческом сознании омичей образ гвардейской бригады.

Во-вторых, активистами-школьниками были сняты и смонтированы фильмы-интервью с ветеранами Великой Отечественной войны, на которых ветераны вспоминают о своем военном прошлом. В 2000-х гг. эти фильмы были оцифрованы, а позднее размещены на интернет-странице школьного музея и на УоиТиЪе. Сегодня они имеют особую ценность в качестве коммеморативных практик. Также учащиеся собрали и разместили на странице музея уникальную коллекцию стихотворений, написанных после войны ветеранами бригады, отражающую их историческую память о войне.

Еще одна новая форма работы музея в постсоветский период связана с взаимодействием с церковью. С 2002 года в рамках реализации направления духовно-нравственного воспитания школа активно стала сотрудничать с Омской митрополией. Это соответствовало общему положению дел в стране. Как подчеркивает исследователь исторической памяти о Великой Отечественной войне В. Г. Кокоулин, «в современной России активным агентом политики исторической памяти стала Православная церковь, которая все активнее проникает в школы и вузы, продвигая свою версию российского исторического прошлого. Следует отметить, что в последние десятилетия РПЦ активно переформатирует память о Великой Отечественной войне» [18, с. 10—11].

На сегодняшний день в сотрудничестве с Церковью школой проведено 19 городских научных конференций школьников «Ефремовские чтения». Каждое пленарное заседание конференции стало сопровождаться патриотической театральной постановкой, подготовленной учащимися. На конференции школьники представляют свои научно-исследовательские работы духовно-нравственного и краеведческого содержания. Часть материалов конференции была издана. В сборниках XIII — XVI чтений были опубликованы результаты исследовательской работы краеведческого объединения «Поиск» школьного музея боевой славы 75-й Гвардейской бригады по истории бригады / дивизии. Значительная часть этих материалов имеет ценность в качестве исторических источников, так как в них напечатаны воспоминания, стихи ветеранов Великой Отечественной войны и их биографии, собранные школьниками [19 — 22]. Безусловно, участие в конференции способствует патриотическому, духовно-нравственному воспитанию детей. В подтверждение этих слов приведем запись из Книги почетных гостей музея, сделанную епи-

скопом Азовским Зосимой Викарием Омской епархии 12 февраля 2019 г. Владыка написал: «Посетив Ефремовские чтения и школьный музей боевой славы, я уношу в своей душе чувство глубочайшей признательности педагогам 41-й школы, чей, без преувеличения сказать, подвиг дает надежду на то, что посеянные в душах учеников благие семена дадут сторичный плод для будущего нашей дорогой Отчизны! Храни вас Господь!» [13].

Таким образом, в постсоветский период музей меняется, заметно преображается, старается идти в ногу со временем. Это отмечали и посетители музея. «Мы, выпускники школы № 41 1980 г., посетили школьный музей боевой славы. Когда мы еще были учениками, музей всегда привлекал нас, так интересно было узнать о прошлом нашей школы, рассматривать экспонаты, сохранившиеся со времен Великой Отечественной войны, пройти по боевым дорогам легендарной 75-й Гвардейской бригады!

Сейчас мы уже взрослые люди, многое изменилось в нас, изменилось наше восприятие мира, изменился и сам наш любимый музей, он стал богаче, разнообразнее, интереснее, добавились новые фотографии, экспонаты, и вновь музей будоражит наши сердца, тревожит память.

Мы очень благодарны руководителю музея Пи-нигиной О. Н., группе «Поиск», юным экскурсоводам, которые хранят школьные традиции, способствуют воспитанию у детей чувства патриотизма, доброй памяти к прошлому» [13].

С начала 2000-х гг. в российском обществе стал постепенно возрастать запрос на патриотизм, актуализировавший работу музея и послуживший стимулом к появлению новых источников финансирования его деятельности со второй половины 2010-х гг. С 2013 г. по настоящее время музей возглавила заместитель директора школы Ирина Анатольевна Малышева. Под ее руководством, участвуя в грантах и конкурсах, музей стал получать финансовую поддержку со стороны государства и общественных организаций. С 2016 года в рамках национального проекта «Культура» школа была трижды награждена поездками в Москву и Санкт-Петербург за высокий уровень организации работы по патриотическому воспитанию школьников. В 2019 г. музей занял I место в городском конкурсе школьных музеев «Салют, музей!».

С 2014 г. под руководством преподавателя информатики Натальи Санфиевны Левшиной непрерывно проводится работа по обработке собранного музеем документального наследия и соотнесения сведений с данными открытых сетевых ресурсов о Великой Отечественной войне. Цель этой работы — создание биографий ветеранов 75-й Гвардейской бригады и их электронных версий для размещения на сайте БОУ г. Омска «СОШ № 41» в рубрике «С благодарностью помним». Школьный музей также принял активное участие в проекте «Дорога памяти», созданном Министерством обороны Российской Федерации, где с участием организаций и граждан в свободном доступе размещаются записи и фотографии об участниках Великой Отечественной войны. Музей поместил фотографии и биографические сведения о более чем 70 ветеранах воинского соединения. Краеведческое объединение «Поиск» школьного музея боевой славы 75-й Гвардейской бригады БОУ «Средняя общеобразовательная школа № 41» также приняло участие во Всероссийском конкурсе следопытских работ школьных музеев «Неизвестный солдат». Ребята

провели исследование и сняли фильм о героически погибшем при освобождении Латвии лейтенанте Л. О. Розенберге. Проект стал победителем в Сибирском Федеральном округе в номинации «Лучшая следопытская работа городского школьного музея». В качестве поощрения школа получила призовой сертификат на сумму 500 000 руб. на развитие музея. Диплом победителя и призовой сертификат вручали заместитель председателя Законодательного собрания Омской области седьмого созыва Артемов А. В. и секретарь Омского регионального отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия» В. Г. Бережной [13]. Этот факт наглядно свидетельствует о том, что власти стали поддерживать деятельность наиболее активных школьных музеев боевой славы.

С 2019 года школьный музей боевой славы 75-й Гвардейской бригады неоднократно становился победителем конкурсов различного уровня с грантовой поддержкой, что позволило обновить материально-техническую базу музея. Благодаря сотрудничеству с ОМОО «Совет ветеранов педагогического труда» (где авторитетным человеком был бывший первый директор школы Г. П. Ми-тин) учебное заведение получило грант на развитие музея. Это позволило оформить Зал боевой славы 75-й Гвардейской бригады. Значимым событием для развития школьного музея стало открытие 31 октября 2022 г. с участием мэра Омска Сергея Шелеста новой экспозиции «Омск — город трудовой доблести. Всё для фронта, всё для победы!». Периодически экспозиция музея обновляется. Об этом в своем телеграмм-канале Сергей Шелест сообщал: «В этом году при грантовой поддержке правительства Омской области и участии благотворительной организации «Мечте навстречу» удалось дополнить коллекцию уникальными экспонатами». В новостной ленте на сайте школы о новой экспозиции рассказывалось, что «посетители смогут узнать о том, как так получилось, что в Омске работали 110 промышленных предприятий, как жили 150 тысяч работников этих предприятий и как семьи омичей становились родными для этих людей» [23]. В настоящее время совершенствование этой экспозиции является перспективным направлением развития школьного музея.

Сегодня музей продолжает развиваться, ищет новые направления и формы деятельности. Одной из таких новых форм работы музея с конца 1990-х гг. стали школьные театральные постановки, вызывающие большой интерес у зрителей. В репертуаре школьников их немало, но для увековечения памяти о 75-й добровольческой бригаде / 65-й гвардейской дивизии особенно значимы две. Первая раскрывает основные вехи боевого пути воинского соединения. Вторая посвящена биографиям ветеранов, сведения о которых были собраны самими школьниками в рамках их научной работы. 12 мая 2023 г. первый театральный проект был успешно представлен в Центре изучения истории Гражданской войны на презентации сборника документов, посвященного истории бригады, получившего положительные оценки известных историков [24 — 26]. Постановка учащихся сопровождалась исполнением песен и чтением стихов военных лет [27]. Участие школы в презентации сборника документов объяснялось не только наличием музея бригады, но и тем, что школьный музей внес свой вклад в работу над сборником, предоставив уникальные фотографий ветеранов Великой Отечественной войны

Фото 3. Ложка погибшего разведчика А. Мухина, переданная в музей Н. К. Кузлякиной [13]

Фото 4. Фронтовая фотография Н. К. Кузлякиной [13]

и другие музейные материалы по истории воинского соединения.

О высоком уровне организации патриотической работы музея 41-й школы свидетельствует также запись в Книге почетных гостей музея, сделанная 16 июня 2021 г. первым заместителем председателя Омского городского Совета Ю. А. Тетянниковым: «Музей школы для меня стал образцом, каким должен быть уголок патриотизма. Спасибо школе и педагогам за сохранение истории!» [13].

Отдельно стоит сказать об экспонатах музея. Многие из них уникальны не только потому, что редкие, но и потому, что имеют свою, особенную, историю. Приведем примеры. Наиболее знамениты из экспонатов музея — ложка и женская военная форма медсестры (платье). Они были лично переданы в музей их владельцами — ветеранами Великой Отечественной войны.

Ложку передала в музей ветеран войны Н. К. Кузлякина (фото 3 — 5).

На фронт она попала молоденькой девушкой, служила медсестрой. Вот что она вспоминала: «.Однажды после трудного марш-броска объявили привал. Подъехала кухня. Ищу в вещевом мешке ложку, а ее нет, потеряла. А что такое потеря ложки для солдата? Ведь это не столовый прибор. Заплакала от обиды. Увидел меня в таком состоянии молодой солдат. Подошел, отдал свою ложку. Мы познакомились. Между нами возникла симпатия. А потом я узнала, что он погиб. Его звали Мухиным Алешей, разведчиком батальона был. Человека не стало, а память о нем осталась. Эту ложку я передала в музей 75-й Гвардейской бригады, который находится в школе № 41.» [21, с. 316]. Эта исто-

Фото 5. Ветеран Великой Отечественной

войны Н. К. Кузлякина в школьном музее [1990-е-2000-е гг.] [13]

рия была записана школьниками, которые рассказывают ее теперь каждый раз, когда оказываются около музейной витрины с ложкой, находя отклик в сердцах посетителей. Ярким показателем этого являются детские стихи, которые сочиняют школьники после знакомства с историей ложки. Вот два стихотворения, написанные в 2011 г.

Первое стихотворение, не по-детски глубокое и поэтически стройное, написано девятиклассницей.

Стихотворение Потаповой Ольги, 9 «2» класс

За все спасибо, добрый друг, За то, что был и вправду другом, За тот в медовых травах луг, За месяц тоненький над лугом, За ложку ту, что мне отдал, За то, что землю спас от смерти, За то, что ты в тот час страдал И не боялся немцев встретить. За то, что мне любовь твоя Порой была нужнее хлеба, За то, что выдумала я Тебя таким, каким ты не был.[13]. Второе стихотворение, написанное ученицей пятого класса, удивляет демонстрацией достаточно зрелой для столь юного автора гражданской позиции:

Баллада. Шекова Ольга, 5 «1» класс

Взрывы, бомбежки, гудит самолет, Кончились вспышки, привал всех нас ждет. Вот за обедом солдаты идут, Миску и ложку неспешно несут. Кашу едят — только ложки стучат, Думают молча и молча едят. Только «сестричка» кашу не ест: Ложка пропала, не знает куда!!! Плачет тихонько, теребит лишь крест. Голод — не тетка, остынет еда. В руку дрожащую кашу берет И осторожно в ротик кладет. Видя трагедию девушки той,

Фото 6. Военная форма медсестры А. М. Чистяковой (фото Н. В. Лидер)

Фото 7. Фронтовая фотография А. М. Чистяковой [13]

Тихо подходит солдат молодой. Молча свою он ей ложку подал, Очередь прежде свою подождал. Кашу доели ложкой одной, Строили планы быть дружной семьей. Снова бомбежки, ушел парень в бой И не вернулся больше к родной. Горько, обидно и жалко бойца, Нету семьи и нету отца, В память осталась ложка одна, Молча в музее хранится она. Мы не знали войны и не помним имен, Помним, кто победил. Помним, кто побежден. Но какою ценой заплатил наш народ? Есть немало людей, кто ту цену поймет. Та война не щадила ни детей и не жен, Ни героев в окопах и не славных имен. Лишь волшебное чувство не убила война: Веру в счастье, в надежду закалила она. Научила война: крепче друга любить, Понимать и прощать и обиды забыть, И последнюю крошку делить пополам, То, что дорого мне, — все я людям отдам! Эта старая ложка память в сердце хранит, Те военные годы, словно вечный гранит. Сколько разных историй та война унесла, Сколько жизней сгубила, Сколько жизней спасла! [13].

Другой знаменитый экспонат «с историей» — военная форма медсестры — был передан А. М. Чистяковой, также проходившей службу в гвардейской дивизии (фото 6 — 8).

Хозяйка объяснила нетипичный для военной формы цвет своего платья тем, что в годы войны оно стиралось песком и, ввиду того что после демобилизации и возвращения домой положение было тяжелым, она носила его еще три года после войны. Форма экспонируется в музее в витрине с фотографиями ее юной владелицы на фронте и в преклонном возрасте, что дополнительно визуализирует рассказ экскурсовода, усиливая эмоциональное воздействие на посетителей.

Привлекательно для посетителей и то, что ряд экспонатов посетитель может подержать, буквально прикоснувшись руками к истории. Особенно силь-

Фото 8. Ветеран Великой Отечественной войны

А. М. Чистякова [1990-е-2000-е гг.] [13]

ное воздействие данная практика оказывает на детей и подростков.

Это в своем отзыве о посещении музея подчеркнули ребята детского дома № 6, выразившие свою благодарность в следующих словах: «Приятно прикоснуться к истории даже в буквальном смысле. Ощущение гордости за свою страну не покидает нас. Очень хорошо, что есть такие маленькие школьные музеи. Спасибо за интересную экскурсию, за теплый прием» [13].

В настоящее время музей боевой славы 75-й Гвардейской бригады СОШ № 41 остается лучшим музеем боевой славы в Омской области. Показателем этого является проведение на его базе 22 января 2021 г. мероприятия в рамках сборов руководителей школьных музеев.

В работе заседания приняли участие юные экскурсоводы школы, которые, по мнению гостей школы, «провели по-настоящему душевную и познавательную экскурсию» для участников сборов. Педагоги отметили, что действующая при музее Школа юного экскурсовода — дело увлекательное и перспективное и выразили благодарность ребятам [28].

Таким образом, в постсоветский период школьный музей продолжил и развил традиции, заложенные в советский период. В это время изменились педагогические условия патриотического воспитания школьников. Коммунистическое воспитание молодежи с его серьезной политической составляющей уступило место духовно-нравственному и, тесно связанному с ним, патриотическому воспитанию. В этом государство отошло на второй план, основную работу вели педагоги-энтузиасты при поддержке общественных организаций и Русской Православной Церкви. Живое общение школьников с ветеранами Великой Отечественной войны по мере ухода из жизни ветеранов стало историей. Значительную роль в работе стали играть технические средства.

В российский период истории музея ушли в прошлое некоторые формы проводимой педагогами и учащимися патриотической работы:

— закончилось формирование экспозиции музея с участием ветеранов;

— прекратились поездки школьников и педагогов с участием ветеранов по местам боевой славы воинского соединения.

При этом следующие формы работы музея остались неизменны:

— экскурсии по музейной экспозиции, которые проводят сами школьники;

— активное участие коллектива школы в «Дне улицы», также проводимом ежегодно при участии местных властей и общественности Октябрьского округа.

Дополнительно практиковались новые формы работы со школьниками:

— патриотическое мероприятие «Встреча трех поколений»;

— школьниками были записаны, оцифрованы и размещены на странице музея на сайте школы интервью с ветеранами воинского соединения;

— активизировалась научная работа учащихся по исследованию истории бригады / дивизии, результаты которой представлялись в ходе проводимой школой совместно с Русской Православной Церковью конференцией «Ефремовские чтения»;

— под руководством педагогов школьниками были подготовлены театрализованные постановки, посвященные событиям Великой Отечественной войны.

Ценно то, что и сегодня ребята-школьники являются активными субъектами работы музея по сохранению исторической памяти о бригаде / дивизии и по патриотическому воспитанию. Способствуя воспитанию других, они воспитываются и сами, формируя и формулируя свои приоритеты и жизненные ориентиры. В постсоветский период истории патриотическая работа музея стала востребованной не только молодежью, но и взрослым населением.

Заключение. Выражение «Человек жив, пока жива память о нем» применимо к бойцам, командирам, медсестрам, а значит, и ко всему воинскому соединению, память о котором хранит и передает

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

от поколения к поколению школьный музей боевой славы 75-й Гвардейской бригады. В этом отношении показательно, как дети и внуки ветеранов войны, учась в школе, становились активистами музея; как каждое десятилетие в школе находились педагоги, отдававшие свое сердце и силы развитию музея; как бывшие школьники становились зрелыми людьми и снова приходили в музей.

В историческом пути музея четко прослеживаются две закономерности. Во-первых, развитие музея напрямую зависит от наличия педагога, вкладывающего в это свою душу. В истории музея были небольшие периоды, когда такого человека не было, и музей переживал стагнацию. Когда же такой педагог находился, музей продолжал свое развитие. Во-вторых, на развитие музея существенное влияние оказывало празднование юбилеев Великой Победы. В такие годы он оказывался особенно востребован в практиках коммеморации, и это придавало импульс для его развития. Для успешного развития музея необходима поддержка местных и центральных органов власти, а также общественных организаций.

Известный санкт-петербургский историк Ю. З. Кантор в своем интервью справедливо утверждает, что «историю невозможно переписать, её можно дописать» [29, с. 13]. Разделяя этот принцип и руководствуясь им, выскажем свои предложения по совершенствованию работы музея.

В качестве рекомендации: считаем, что объективное отношение к прошлому, защита исторической правды и, соответственно, необходимость отказа от политической конъюнктуры требуют того, чтобы «Сталинская» составляющая названия воинского соединения отразилась в экспозиции музея и была возвращена в историческое сознание омичей.

В экспозиции музея рекомендуем также отразить существование двух правд. Первая — объективная правда, существования героической добровольческой бригады, завоевавшей гвардейское звание, но формально, ни дня не носившей его, так как юридически существовали сначала добровольческая бригада, а затем гвардейская дивизия. Вторая — субъективная правда ветеранов войны, основанная на их гвардейском самосознании. Ее они передали потомкам через музей. Эта правда заложила в историческое сознание омичей представление о гвардейской бригаде. Обе правды должны сосуществовать.

В современной экспозиции Музея воинской славы омичей, официально являющегося основным областным музеем по военной истории региона, история 75-й Сталинской добровольческой отдельной стрелковой бригады омичей-сибиряков не представлена. Поэтому, как и в советский период, в настоящее время зародившийся в 1973 г. школьный музей во взаимосвязи с улицей 75-й Гвардейской бригады и стелой, расположенной на ней, является основным комплексным местом памяти воинского соединения в омском городском пространстве. Наличие в музее подлинных вещей бойцов бригады с интересной и достоверной историей делает возможной траекторию развития музея в качестве главного областного места памяти прославленного воинского соединения, а с учетом роста патриотизма в российском обществе — в перспективе и омского туристического брэнда. Это суждение подкреплено славной пятидесятилетней историей развития музея с 1973 по 2023 гг.

Примечания

1 К настоящему времени материалы музея нефонди-рованы.

Библиографический список

1. Власов Ю. А. Музей боевой славы — центр патриотического воспитания // Образование в современной школе. 2008. № 6. С. 55-58.

2. Чеканов И. Н. Музей боевой славы как форма организации проектно-исследовательской деятельности учащихся // Вестник научных конференций. 2022. № 3-2 (79). С. 149-150.

3. Грибова Н. В. Новые формы патриотической работы школьного музея // Техническое творчество молодежи. 2017. № 3 (103). С. 38-39.

4. Беседин А. Р. История НВВПОУ — НВВКУ в экспозиции Музея боевой славы воинов-сибиряков // Гуманитарные проблемы военного дела. 2020. № 4 (25). С. 179-185.

5. Баширова Л. Д. Роль музеев боевой славы в сохранении исторической памяти народа // Матрица научного познания.

2021. № 12-1. С. 130-135.

6. Именнова Н. С., Лоншакова Н. А. Музей боевой славы: педагогический и культурологический аспекты анализа в профессиональном туристском образовании // Вестник РМАТ.

2022. № 4. С. 129-135.

7. Школьный музей боевой славы 75-й Гвардейской бригады // Сайт БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 41». URL: http://ou41.omsk.obr55.ru/ (дата обращения: 30.10.2023).

8. Ултургашев С. П. Сибирская гвардейская: история формирования и боевой путь 65-й Гвардейской стрелковой Рижской дивизии. 2-е изд., испр. и доп. Красноярск: Красноярское кн. изд-во, 1983. 157 с.

9. Сушко А. В., Нагаев И. Б. 75-я Сталинская добровольческая отдельная стрелковая бригада омичей-сибиряков: истори-описание и коммеморация // Новейшая история России. 2022. Т. 12, № 3. С. 563-580. DOI: 10.21638/11701/spbu24.2022.3.

10. Сушко А. В., Рыжих Н. Д. 75-я Гвардейская бригада в омской коммеморации: миф и реальность // Омские социально-гуманитарные чтения-2022: материалы XV Междунар. науч.-практ. конф. Омск, 2022. С. 9-14.

11. Исторический архив Омской области (ИАОО). Ф. П-9688. Оп. 1. Д. 15.

12. ИАОО. Ф. П-9688. Оп. 1. Д. 19.

13. Школьный музей боевой славы 75-й Гвардейской бригады.

14. ИАОО. Ф. П-9688. Оп. 1. Д. 13.

15. Сушко А. В. К вопросу об использовании советского опыта патриотического воспитания молодежи на примере встречи ветеранов 75-й Сталинской добровольческой отдельной стрелковой бригады омичей-сибиряков с курсантами Омского Танко-технического училища // Наука и военная безопасность. 2023. № 1 (32). С. 135-144.

16. Музеи (комнаты) боевой славы // Военный энциклопедический словарь. Москва: Эксмо, 2007. С. 584.

17. ИАОО. Ф. П-9688. Оп. 1. Д. 14.

18. Кокоулин В. Г. Великая Отечественная война в исторической памяти позднесоветской и постсоветской России. Новосибирск: Офсет-ТМ, 2023. 156 с.

19. XIII городские Ефремовские чтения «Не в силе Бог, а в правде» (Александр Невский): сб. ст. / Сост., авт. вступ. ст. Н. С. Левшина. Омск, 2015. 134 с.

20. XIV городские Ефремовские чтения «Наш Омск, ты прочный мост, связавший поколенья» (О. Н. Макаревич, гимн Омска): сб. ст. / Сост., авт. вступ. ст. Н. С. Левшина. Омск, 2016.388 с.

21. XV городские Ефремовские чтения «Трать свою жизнь на то, что переживет тебя»: сб. ст. / Сост., авт. вступ. ст. Н. С. Левшина. Омск, 2017. 336 с.

22. XVI городские Ефремовские чтения «К 25-летию со дня преставления архимандрита Иннокентия (Просвирина)»: сб. ст. / Сост., авт. вступ. ст. Н. С. Левшина. Омск, 2017. 318 с.

23. Новости (31 октября 2022 г.) // Сайт БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 41». URL: http:// ou41.omsk.obr55.ru/%d0%bd%d0%be%d0%b2%d0%be%d1%81%d1 %82%d0%b8/ (дата обращения: 30.10.2023).

24. Рожденная в Черемушках: 75-я Сталинская добровольческая отдельная стрелковая бригада омичей-сибиряков. Сборник документов / Науч. ред. А. В. Сушко, авторы-сост. Безродный К. Э., Каиндина Т. В., Сушко А. В. Омск: Тип. «Золотой тираж» (ООО «Омскбланкиздат»), 2022. 420 с.

25. Анфертьев И. А. Омскими историками и архивистами издан труд о боевом пути 75-й Сталинской добровольческой отдельной стрелковой бригады омичей-сибиряков // Вестник архивиста. 2023. № 3. С. 945-952. DOI: 10.21638/11701/ spbu24.2022.302.

26. Ростов Н. Д., Петин Д. И. Памяти славных: рецензия на сборник документов «Рожденная в Черемушках: 75-я Сталинская добровольческая отдельная стрелковая бригада оми-чей-сибиряков» // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2023. Т. 10, № 3 (39). С. 188-194. DOI: 10.24147/2312-1300.2023.10(3).188-194.

27. Озеров А. Вышла в свет книга «Рожденная в Черемушках: 75-я Сталинская добровольческая отдельная стрелковая бригада омичей-сибиряков» // Коммерческие вести. URL: https://kvnews.ru/news-feed/181132 (дата обращения: 30.10.2023).

28. Музей боевой славы 75-й Гвардейской бригады встречает гостей // Бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования города Омска «Городской Дворец детского (юношеского) творчества». URL: https://gdtomsk.ru/ news/10081/ (дата обращения: 30.10.2023).

29. Кантор Ю. З. «Историю невозможно переписать, её можно дописать...» // Омский научный вестник. Сер. Общество. История. Современность. 2019. T. 4, № 1. С. 9-15. DOI: 10.25206/2542-0488-2019-4-1-9-15. EDN: YXRGOL.

СУШКО Алексей Владимирович, доктор исторических наук, профессор (Россия), профессор кафедры «История, философия и социальные коммуникации» Омского государственного технического университета, г. Омск; профессор кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Омского автобронетанкового инженерного института, г. Омск.

SPIN-код: 6496-4278 AuthorlD (РИНЦ): 446621 ORCID: 0000-0002-6703-8535 AuthorlD (SCOPUS): 57201470030 Адрес для переписки: [email protected] ЛИДЕР Наталья Владимировна, кандидат исторических наук, доцент (Россия), доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Омского автобронетанкового инженерного института, г. Омск. SPIN-код: 5750-9640 AuthorlD (РИНЦ): 782930

Для цитирования

Сушко А. В., Лидер Н. В. Школьный музей боевой славы 75-й Гвардейской бригады: история, опыт и значение патриотической работы // Омский научный вестник. Сер. Общество. История. Современность. 2023. Т. 8, № 4. С. 19 — 30. DOI: 10.25206/2542-0488-2023-8-4-19-30.

Статья поступила в редакцию 10.10.2023 г. © А. В. Сушко, Н. В. Лидер

94(571)+069.1

DOI: 10.25206/2542-0488-2023-8-4-19-30 EDN: YZIOKH

A. V. SUSHKO12 N. V. LEADER2

1 Omsk State Technical University, Omsk, Russia 2 Omsk Tank-Automotive Engineering Institute, Omsk, Russia

SCHOOL MUSEUM OF COMBAT GLORY OF THE 75th GUARDS BRIGADE: HISTORY, EXPERIENCE AND IMPORTANCE OF PATRIOTIC WORK

The article analyzes the history of the creation and development from the founding in 1973 to the present day of the School Museum of Military Glory of the 75th Guards Brigade, located in the Secondary School of the city of Omsk No. 41. The research was carried out on the basis of museum materials and documents of the veteran organization of the military unit, stored in the Historical archive of the Omsk Region. An assessment of the experience and social significance of the patriotic work carried out in the museum is given. Particular attention is paid to the comparative historical study of the forms of work on the patriotic education of youth in the Soviet and modern Russian periods of national history. In conclusion, recommendations are given for improving the work of the museum. Keywords: Great Patriotic War, Omsk, 75th Stalin Volunteer Separate Rifle Brigade of Omsk-Siberians, 65th Guards Stalin Riga Rifle Division, museum of military glory, room of military glory, patriotism.

References

1. Vlasov Yu. A. Muzey boyevoy slavy — tsentr patrio-ticheskogo vospitaniya // [Museum of Military Glory — Center for Patriotic Education] // Obrazovaniye v sovremennoy shkole. Education in Modern School. 2008. No. 6. P. 55-58. (In Russ.).

2. Chekanov I. N. Muzey boyevoy slavy kak forma organizatsii proyektno-issledovatel'skoy deyatel'nosti uchashchikhsya [Museum of military glory as a form of organizing students' design and research activities] // Vestnik nauchnykh konferentsiy. Bulletin of Scientific Conferences. 2022. No. 3-2 (79). P. 149-150. (In Russ.).

3. Gribova N. V. Novyye formy patrioticheskoy raboty shkol'nogo muzeya [New forms of patriotic work of the school museum] // Tekhnicheskoye tvorchestvo molodezhi. Technical Creativity of Youth. 2017. No. 3 (103). P. 38-39. (In Russ.).

4. Besedin A. R. Istoriya NVVPOU — NVVKU v ekspozitsii Muzeya boyevoy slavy voinov-sibiryakov [History of NVVPOU — NVVKU in the exposition of Museum of Military Glory of Siberian Warriors] // Gumanitarnyye problemy voyennogo dela. Humanitarian Problems of Military Affairs. 2020. No. 4 (25). P. 179-185. (In Russ.).

5. Bashirova L. D. Rol' muzeyev boyevoy slavy v sokhranenii istoricheskoy pamyati naroda [The role of museums of military glory in preserving the historical memory of the people] // Matritsa nauchnogo poznaniya. Matrix of Scientific Knowledge. 2021. No. 12-1. P. 130-135. (In Russ.).

6. Imennova N. S., Lonshakova N. A. Muzey boyevoy slavy: pedagogicheskiy i kul'turologicheskiy aspekty analiza v professional'nom turistskom obrazovanii [Military glory museum: pedagogical and cultural aspects analysis in professional tourism education] // Vestnik RMAT. Vestnik RIAT. 2022. No. 4. P. 129135. (In Russ.).

7. «Shkol'nyy muzey Boyevoy Slavy 75 Gvardeyskoy brigady» [«School Museum of Military Glory of the 75th Guards Brigade»]. URL: http://ou41.omsk.obr55.ru/ (accessed: 30.10.2023). (In Russ.).

8. Ulturgashev S. P. Sibirskaya gvardeyskaya: istoriya formirovaniya i boyevoy put' 65-y gvardeyskoy strelkovoy Rizhskoy divizii [Siberian Guards: history of formation and combat path of the 65th Guards Rifle Division of Riga]. 2nd ed. Krasnoyarsk, 1983. 157 p. (In Russ.).

9. Sushko A. V., Nagayev I. B. 75-ya Stalinskaya dobrovol'cheskaya otdel'naya strelkovaya brigada omichey-sibiryakov: istoriopisaniye i kommemoratsiya [75th Stalin Volunteer Separate Infantry Brigade of Omsk Siberians: History and Commemoration] // Noveyshaya istoriya Rossii. Modern History of Russia. 2022. Vol. 12, no. 3. P. 563-580. DOI: 10.21638/11701/spbu24.2022.3. (In Russ.).

10. Sushko A. V., Ryzhikh N. D. 75-ya Gvardeyskaya brigada v omskoy kommemoratsii: mif i real'nost' [75th Guards Brigade in Omsk commemoration: myth and reality] // Omskiye sotsial'no-gumanitarnyye chteniya-2022. Omsk Social and Humanitarian Readings-2022. Omsk, 2022. P. 9-14. (In Russ.).

11. Istoricheskiy arkhiv Omskoy oblasti (IAOO) [Historical Archive of Omsk Region (HAOR)]. File: P-9688/1/15. (In Russ.).

12. IAOO [HAOR]. File: P-9688/1/19. (In Russ.).

13. Shkol'nyy muzey Boyevoy Slavy 75 Gvardeyskoy brigady [School Museum of Military Glory of the 75th Guards Brigade]. (In Russ.).

14. IAOO [HAOR]. File: P-9688/1/13. (In Russ.).

15. Sushko A. V. K voprosu ob ispol'zovanii sovetskogo opyta patrioticheskogo vospitaniya molodezhi na primere vstrechi veteranov 75-y Stalinskoy dobrovol'cheskoy otdel'noy strelkovoy brigady omichey-sibiryakov s kursantami Omskogo Tanko-tekhnicheskogo uchilishcha [Use of the soviet experience of

patriotic education of the youth on the example of the meeting of veterans of the 75th Stalinist voluntary separate rifle brigade of Omsk Siberians with the cadets of Omsk tank-technical school] // Nauka i voyennaya bezopasnost'. Science and Military Security. 2023. No. 1 (32). P. 135-144. (In Russ.).

16. Muzei (komnaty) boyevoy slavy [Museums (rooms) of military glory] // Voyennyy entsiklopedicheskiy slovar' [Military Encyclopedic Dictionary]. Moscow, 2007. P. 584. (In Russ.).

17. IAOO [HAOR]. File: P-9688/1/14. (In Russ.).

18. Kokoulin V. G. Velikaya Otechestvennaya voyna v istoricheskoy pamyati pozdnesovetskoy i postsovetskoy Rossii [The Great Patriotic War in the historical memory of late Soviet and post-Soviet Russia]. Novosibirsk, 2023. 156 p. (In Russ.).

19. XIII gorodskiye Efremovskiye chteniya «Ne v sile Bog, a v pravde» (Aleksandr Nevskiy) [XIII city Efremov readings «God is not in power, but in truth» (Alexander Nevsky)] / Comp., Author of the introductory article N. S. Levshina. Omsk, 2015. 134 p. (In Russ.).

20. XIV gorodskiye Efremovskiye chteniya «Nash Omsk, ty prochnyy most, svyazavshiy pokolen'ya» (O. N. Makarevich, gimn Omska) [XIV city Efremov readings «Our Omsk, you are a strong bridge that has connected generations» (O. N. Makarevich, anthem of Omsk)] / Comp., Author of the introductory article N. S. Levshina. Omsk, 2016. 388 p. (In Russ.).

21. XV gorodskiye Yefremovskiye chteniya «Trat' svoyu zhizn' na to, chto perezhivet tebya» [XV city Efremov readings «Spend your life on what will outlive you»] / Comp., Author of the introductory article N. S. Levshina. Omsk, 2017. 336 p. (In Russ.).

22. XVI gorodskiye Yefremovskiye chteniya «K 25letiyu so dnya prestavleniya arkhimandrita Innokentiya (Prosvirina)» [XVI city Efremov readings «On the 25th anniversary of the death of Archimandrite Innocent (Prosvirin)»] / Comp., Author of the introductory article N. S. Levshina. Omsk, 2017. 318 p. (In Russ.).

23. Novosti (31 oktyabrya 2022 g.) [News (October 31, 2022)]. URL: http://ou41.omsk.obr55.ru/%d0%bd%d0%be%d0%b2%d0%be %d1%81%d1%82%d0%b8/ (accessed: 30.10.2023). (In Russ.).

24. Rozhdennaya v Cheremushkakh: 75-ya Stalinskaya dobrovol'cheskaya otdel'naya strelkovaya brigada omichey-sibiryakov. Sbornik dokumentov [Born in Cheryomushki: 75th Stalinist volunteer separate rifle brigade of Omsk-Siberians. Collection of documents] / Scientific ed. Sushko A. V., authors-compilers Bezrodny K. E., Kaindina T. V., Sushko A. V. Omsk,

2022. 420 p. (In Russ.).

25. Anfertyev I. A. Omskimi istorikami i arkhivistami izdan trud o boevom puti 75 i Stalinskoi dobrovol'cheskoi otdel'noi strelkovoi brigade omichei-sibiryakov [75th Stalin volunteer separate infantry brigade of Omsk Siberians: history and commemoration] // Vestnik arhivista. Herald of an Archivist.

2023. No. 3. P. 945-952. DOI: 10.28995/2073-0101-2023-3-945952. (In Russ.).

26. Rostov N. D., Petin D. I. Pamyati slavnykh: retsenziya na sbornik dokumentov «Rozhdennaya v Cheremushkakh: 75-ya Stalinskaya dobrovol'cheskaya otdel'naya strelkovaya brigada omichey-sibiryakov» [In Memory of the Glorious: a Review of the

Collection of Documents «Born in Cheryomushki: the 75th Named after Stalin Separate Volunteer Rifle Brigade of Omsk-Siberians» ] // Vestnik Omskogo universiteta. Seriya «Istoricheskiye nauki». Herald of Omsk University. Series «Historical Studies». 2023. Vol. 10, no. 3 (39). P. 188-194. DOI: 10.24147/2312-1300.2023.10(3).188-194. (In Russ.).

27. Ozerov A. Vyshla v svet kniga «Rozhdennaya v Cheremushkakh: 75-ya Stalinskaya dobrovol'cheskaya otdel'naya strelkovaya brigada omichey-sibiryakov» [The book «Born in Cheryomushki: 75th Stalin's Volunteer Separate Rifle Brigade of Omsk-Siberians» was published] // Kommercheskiye vesti. Commercial News. URL: https://kvnews.ru/news-feed/181132 (accessed: 30.10.2023). (In Russ.).

28. Muzey «Boyevoy slavy 75 Gvardeyskoy brigady» vstrechayet gostey [The Museum of «Combat Glory of the 75 th Guards Brigade» welcomes guests]. URL: https://gdtomsk.ru/ news/10081/ (accessed: 30.10.2023). (In Russ.).

29. Kantor Yu. Z. «Istoriyu nevozmozhno perepisat', yeyo mozhno dopisat'...» [«The history cannot be rewritten, it can be added ...»] // Omskiy nauchnyy vestnik. Ser. Obshchestvo. Istoriya. Sovremennost. Omsk Scientific Bulletin. Series Society. History. Modernity. 2019. Vol. 4, no. 1. P. 9-15. DOI: 10.25206/2542-04882019-4-1-9-15. (In Russ.).

SUSHKO Aleksey Vladimirovich, Doctor of Historical Sciences, Professor, Professor of History, Philosophy and Social Communications Department, Omsk State Technical University, Omsk; Professor of Humanitarian and Socio-Economic Disciplines Department, Omsk Tank-Automotive Engineering Institute, Omsk. SPIN-code: 6496-4278 AuthorID (RSCI): 446621 ORCID: 0000-0002-6703-8535 AuthorID (SCOPUS): 57201470030 Correspondence address: [email protected] LEADER Natalya Vladimirovna, Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of Humanitarian and Socio-Economic Disciplines Department, Omsk Tank-Automotive Engineering Institute, Omsk. SPIN-code: 5750-9640 AuthorID (RSCI): 782930

For citations

Sushko A. V., Leader N. V. School museum of combat glory of the 75th Guards brigade: history, experience and importance of patriotic work // Omsk Scientific Bulletin. Series Society. History. Modernity. 2023. Vol. 8, no. 4. P. 19-30. DOI: 10.25206/25420488-2023-8-4-19-30.

Received October 10, 2023. © A. V. Sushko, N. V. Leader

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.