Научная статья на тему 'Репертуар кондаков в Стихираре "Дьячье око" из собрания Д. В.    Разумовского'

Репертуар кондаков в Стихираре "Дьячье око" из собрания Д. В.    Разумовского Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
84
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНДАК / ЖАНР / GENRE / МИНЕЙНЫЙ СТИХИРАРЬ "ДЬЯЧЬЕ ОКО" / "SACRISTAN''S EYE" / CONTAKION / MINAEAN BOOK OF STICHERON

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Плетнёва Е.В.

Минейный Стихирарь «Дьячье око» из собрания выдающегося ученого-медиевиста Д. В. Разумовского (РГБ. Ф. 379. №№63-66) известен не только как памятник энциклопедического состава, но и как полижанровый кодекс, в котором фиксируются редкие для русской нотированной книжности песнопения – кондаки. В результате исследования был выявлен репертуарный перечень из 57 кондаков, основу которого составляют тексты в честь новых русских святых – мучеников, блаженных, святителей, благоверных князей и преподобных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTAKION''S REPERTOIRE IN THE BOOK OF STICHERON “SACRISTAN''S EYE” FROM THE COLLECTION OF D. RAZUMOVSKY

Minaean Book of Sticheron “Sacristan's Eye” from the collection of an outstanding scientist-medievalist D.Razumovsky (RSL, 379. No.63-66) is known both as a model example of an encyclopedic composition and as a poly-genre codices. It is a rare record of the Russian Sticheron book – contakion. As a result of the research, a repertoire of 57 contakions was found. Their basis is the texts written in honour of the new Russian saints – martyrs, beati, sanctifiers, right-believing princes and venerabili.

Текст научной работы на тему «Репертуар кондаков в Стихираре "Дьячье око" из собрания Д. В.    Разумовского»

3. Kovnatskaya L. «Chto Vam pishut iz SSSR? Mne - malo...» ["What do they write to you from the USSR? They write a little to me..."][Text] / L. Kovnatskaya: Correspondence of S. Prokofiev and M. Druskin [intro. art., commentary and conclusion] // Musical Academy. - M., 2000. No 2. P. 203-216 [in Russian]

4. Vekerlen J.B. Pastorali: Romansy i pesni XVIII veka: dlia golosa i fortepiano [Pastorali: Romances and songs of the XVIII century: for singing and piano play]. [Sheet music] / Trans. to Russian by Yu. Rimskaya-Korsakova. - M: Muzsektor Gosizdata, 1924. - 49 p. [in Russian]

5. Kopytova G.V. Obshchestvo evreyskoy narodnoy muziki v Peterburge-Petrograde [Society of Jewish Folk Music in St. Petersburg-Petrograd] [Text] / G.V. Kopytova. - St. Petersburg: Composer, 1997. 72 p. [in Russian]

DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2017.59.051 Плетнёва Е.В.

Кандидат искусствоведения, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова» РЕПЕРТУАР КОНДАКОВ В СТИХИРАРЕ «ДЬЯЧЬЕ ОКО» ИЗ СОБРАНИЯ Д. В. РАЗУМОВСКОГО

Аннотация

Минейный Стихирарь «Дьячье око» из собрания выдающегося ученого-медиевиста Д. В. Разумовского (РГБ. Ф. 379. №№63-66) известен не только как памятник энциклопедического состава, но и как полижанровый кодекс, в котором фиксируются редкие для русской нотированной книжности песнопения - кондаки. В результате исследования был выявлен репертуарный перечень из 57 кондаков, основу которого составляют тексты в честь новых русских святых - мучеников, блаженных, святителей, благоверных князей и преподобных.

Ключевые слова: кондак, жанр, Минейный Стихирарь «Дьячье око».

Pletneva E.V.

PhD in Arts,

State Federal-Funded Educational Institution of Higher Professional Training "St. Petersburg State Conservatory named after N.A. Rimskiy-Korsakov" CONTAKION'S REPERTOIRE IN THE BOOK OF STICHERON "SACRISTAN'S EYE" FROM THE COLLECTION OF D. RAZUMOVSKY

Abstract

Minaean Book of Sticheron "Sacristan's Eye" from the collection of an outstanding scientist-medievalist D.Razumovsky (RSL, 379. No.63-66) is known both as a model example of an encyclopedic composition and as a poly-genre codices. It is a rare record of the Russian Sticheron book - contakion. As a result of the research, a repertoire of 57 contakions was found. Their basis is the texts written in honour of the new Russian saints - martyrs, beati, sanctifiers, right-believing princes and venerabili.

Keywords: contakion, genre, Minaean Book of Sticheron "Sacristan's Eye."

Стихирарь Минейный из собрания выдающегося исследователя русского церковного пения протоиерея Димитрия Разумовского (Российская государственная библиотека, ф. 379, №№63 -66) получил известность в современной медиевистике как памятник энциклопедической направленности, созданный на завершающем «витке» развития кодексов типа «Дьячье око» - в середине XVII века. Стихирарь охватывает календарь минейных служб всего церковного года и имеет характерный заголовок «Книга глалолемая стихараль. еже есть. диячье око», подтверждающий его принадлежность к певческим книгам особого состава. Он занимает четыре тома и отличается исключительной полнотой: ежедневным месяцесловом, в котором на одну календарную дату может быть собрано до пяти разных памятей [1, С. 66, 68]; фиксацией нескольких вариантов одной службы в зависимости от изменения ее ранга (полиелейная, бденная и др.), а также произволения служащего иерея («подобаеть ведати. и се. аще изволитъ настоятель. знамению пресвятей богородицы. купно пети. с великом мученикомъ. ияковом. да поет сице» - №63, л. 660); наличием объемных уставных указаний и пространных заголовков к каждой службе; тщательной фиксацией нескольких песнопений, выполняющих одну литургическую функцию (например, двух праздничных тропарей в службе трем святителям Василию Великому, Григорию Богослову, Иоанну Златоусту - №64, л. 522).

Особую важность имеет информация, отражающая репертуарные особенности Стихираря Минейного по отношению к печатным Уставам и Минеям: «сего стиха. в печати несть» (№63, л. 292 об.), «во уставе печатномъ. указано пети. сия» (№64, л. 345), «а в минеях печатных. поставлены первыя. стихиры» (№64, л. 450), «в минеях печатных поставлено в сий день. служба иже во святых отца нашего никиты епископа новгородскаго» (№64, л. 531) и рукописным памятникам: «ино празднество. благоверному князю. всеволоду пъсковскому. по старым. трефолоем. по писанным» (№64, л. 627). Исследователям известны отдельные памятные даты, включенные в Стихирарь, но отсутствующие в современных и предшествующих ему Минеях - служба на перенесение мощей преподобного Сергия Радонежского [2, С. 5].

Из музыкальных особенностей следует отметить фиксацию многогласников, многочисленные случаи многороспевности текстов, обозначенные соответствующими ремарками, выписки на полях нотированных фрагментов, включая варианты исполнения строк песнопений и различные «произволы».

Одним из отличительных признаков памятника, отражающим его универсальное справочное предназначение, является расширенный жанровый состав [1, С. 70]. Основной жанр - стихирный - представлен с максимальной полнотой. В отдельных службах зафиксированы не только традиционные циклы на «господи воззвах», «стиховне» и

«хвалитех», но и стихиры «на литии», «на целовании», а также стихира по 50-м псалме. По окончании стихирных циклов в виде инципитов указаны богородичные и крестобогородичные стихиры, а их полные репертуарные подборки помещены в осенней, весенней и летней частях кодекса.

Помимо стихир, есть и другие «нестихирные» жанры. По данным М.В. Хощенко (Василик) некоторые из них имеют единичную фиксацию в виде отдельных песнопений, периодическую фиксацию имеют величания, припевы, причастны, светильны, а систематическую - богородичны, крестобогородичны, тропари и кондаки [1, С. 73]. Дополним эти сведения данными о периодическом включении богородичных тропарей после светильнов, распетых по той же модели, что и предшествующие светильны, развернутых многолетий в службах часов Царских Рождества Христова и Богоявления, единичном включении задостойника в последование литургии праздника Рождества Христова.

Интересующий нас жанр - кондак был обозначен как систематический для данного Стихираря, что предполагает многократность фиксации кондаков в минейных службах. Учитывая, что в певческой книжности Иерусалимской эпохи на протяжении XV - первой половины XVII века кондаки фиксировались очень редко, рассматриваемый памятник является особенно ценным источником для изучения этого жанра в древнерусской традиции. Поэтому была поставлена первоочередная задача по выявлению всех кондаков и составлению полного репертуарного свода.

В ходе исследования оказалось, что кондаки в Стихираре отражены следующим образом.

1. Упоминание о факте исполнения кондака есть в разделе уставных указаний, но сам кондак не приводится: «кондак. подобен. взбранной воеводе. песнь 7» (№65, л. 114).

2. Упоминание о факте исполнения кондака есть в разделе уставных указаний, кондак приводится в виде инципита: «слава и ныне. кондак богородице. заступнице християномъ» (№64, л. 140).

3. Кондак представлен как полный нотированный текст, но жанровая ремарка отсутствует. Например, в службе «Провожению новому лету» выписано последование крестного хода «исходим с честными кресты вне церкви поюще», которое открывается кондаком 4-го гласа «К богородицы прилежно ныне притецемо» без сопроводительной ремарки (№63, л. 190).

4. Кондак представлен как полный нотированный текст, имеется подтверждающая жанровая ремарка.

Нотированные кондаки с сопутствующей жанровой ремаркой представляют основной интерес для исследования.

Они были систематизированы согласно следованию служб в месяцеслове и собраны в единый репертуарный перечень с указанием календарной даты, памяти, инципита, гласа и отношения к системе подобия для каждого песнопения (см. Репертуарную таблицу).

Таблица 1 - Репертуарная таблица

РГБ. Ф. 379 №63

Месяц сентябрь

Дата Память Инципит кондака Глас /подобен

1 Индикт В вышних живый Христе 2

Прп. Симеон Столпник Вышнихо ища с вышними совокупляяся 2

9 Прав. Иоаким и Анна Богоотеце христовыхо память празднуемо 2

Прп. Иосиф Волоцкий Вития треволнения и мятежа мирскаго 8

18 Сщмч. Симеон епископ Иерусалимский Яко звезду пресветлую 4

25 Прп. Сергий Радонежский Христовою любовию уязвися преподобне 8/Взбранной

26 Ап. Иоанн Богослов Величия твоя девьствениче кто повесть 2 / В молитвах

30 Прп. Григорий Пельшемский Христово любовию уязвися преподобне 8

Месяц октябрь

1 Покров Пресвятой Богородицы Девая днесь предстоит в церкви 3 / Девая днесь

Прп. Савва Вишерский Отечества преподобне удалився 8

Блгв. Роман Углицкий Красоту мира сего 8

5 Свтт. Московские Петр, Алексий, Иона Во святителехо благочество пожисте 3

15 Свт. Иоанн епископ Суздальский Незаходимое солнеце возсия денесе 8

19 Прп. Иоанн Рыльский Ангелескому житию поревноваво преподобне 8

21 Свт. Илларион епископ Мегленский Яко светоносна явися святителя памяте 3

23 Прп. Иаков Боровицкий Верою и любовию твое честное пренесение 8

27 Блгв. Андрей Смоленский и Переяславский Насаждено во дворехо господнихо 2

28 Свт. Арсений архиепископ Сербский Вопиши словесо твоихо богоносе 2

Продолжение табл. 1 - Репертуарная таблица

РГБ. Ф. 379 №63

29 Прп. Авраамий Ростовский Иго христово приемъ 2

Месяц ноябрь

5 Свт. Иона архиепископ Новгородский Свыше приято божественую благодате 4

6 Прп. Варлаам Хутынский Якоже другий Илия отче 8/ Взбранной

8 Собор архистратига Михаила и прочих небесных сил Архистратизи божии 2

11 Блж. Максим Московский Вышняя красоты желая 2

16 Свмч. Ипатий Гангрский Славному римскому отечеству 2

24 Вмч. Меркурий Смоленский Чистоту душевную купно и телесную 8

27 Знамение Богородицы в Новгороде Честнаго образа твоего знамение 4

27 Обретение мощей блгв. Всеволода-Гавриила Возвесилися христова церкви 8/ Взбранной

РГБ. Ф. 379 №64

Месяц декабрь

7 Прп. Антоний Сийский Ото юности преподобне 8

Прп. Нил Столобенский Ото отечества своего 8

23 Свт. Филипп Московский Православию наставника 3

Месяц январь

5 Предпразднество Богоявления Во струяхо денесе иорданескихо 4

23 Прп. Геннадий Костромской и Любимоградский Твердого пощения потщася 3

25 Свт. Моисей Новгородский Яко венцем пресветлымо 6

Месяц февраль

4 Блгв. Георгий Всеволодович Христове смерти подобяся 8

РГБ. Ф. 379 №65

Месяц март

1 Прмц Евдокия Во страдании твоеме 4

17 Алексий человек Божий Домо своихъ родителеи 6

31 Свт. Иона митрополит Московский Яко от младеньства 8 / Взбранной воеводе

Месяц апрель

14 Мчч. Антоний, Иоанн и Евстафий Отеческую прелесть оставльше 3

20 Прп. Александр Ошевенский Родитель своихо любове отринулъ еси 8

24 Прп. Елизавета чудотворица Истиньне изрядне слово жизни 6

Месяц май

5 Обретение мощей прп. Иакова Железноборовского Сердечныма очима душу свою 8

19 Прп. Корнилий Комельский Христови от святыя девы восиявшему 8

20 Блгв. Довмонт Псковский Любовию христовою уязвивося 8

23 Прп. Ефросиния Полоцкая Превитавши от земли полотския 4

29 Блж. Иоанн Устюжский Вышняя красоты желая 8

РГБ. Ф. 379 №66

Месяц июнь

9 Прп. Александр Вологодский Иже земная оставле 8

11 Перенесение мощей прп. Ефрема Новоторжского Светозарную лучю похвалимъ преподобне 8

15 [Перенесение мощей] прпп. Григория и Кассиана [Авнежских] Иже плотьская мудрования 4

16 Прп. Тихон Луховской Христовою любовию уязвися преподобне 8

19 Прп. Варлаам Важский Яко звезда светозарная 8

Месяц июль

14 Прп. Стефан Махрищский Чистотою душевною божественно 8

21 Прп. Авраамий Городецкий Чистотою душевною божественно 2

23 Мч. Артемий Веркольский Возсия днесь пресветлая намъ память 8

Окончание табл. 1 - Репертуарная таблица

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

РГБ. Ф. 379 №63

Месяц август

14 Перенесение мощей прп. Сергия Радонежского Днесь яко солнце 8

28 Прп. Савва Крыпецкий Возсия господи славному граду твоему 8

30 Прп. Александр Свирский Яко многосветлая звезда 8

31 Положение пояса Пресвятой Богородицы Честнаго пояса твоего положение 4

Примечание: ап. - апостол, блгв. - благоверный князь, блж. - блаженный, вмч. - великомученик, мч. - мученик, мчч. - мученики, прп. - преподобный, прпп. - преподобные, прмц - преподобномученица, прав. - праведные, свт. -святитель, свтт. - святители, сщмч. - священномученик. В квадратных скобках содержатся восстановленные по другим источникам сведения. Совпадение инципитов не предполагает единства поэтических текстов кондаков.

Отметим, что по отношению к современным Минеям в Стихираре наблюдается ряд расхождений. Так, согласно Минее память св. Авраамия Городецкого (Галичского, Чухломского) совершается 20 июля, а не 21 июля, как заявлено в Стихираре, память св. Симеона епископа Иерусалимского 27 апреля, а не 18 сентября, а память св. Артемия Веркольского 23 июня, а не 23 июля (святой отрок прославлен как праведный, тогда как в Стихираре он назван «блаженным страстотерпцем», т.е. мучеником).

Всего в четырехтомном Стихираре «Дьячье око» зафиксировано 57 полных нотированных текстов кондаков, которые распределены по месяцеслову следующим образом: наибольшее число кондаков сконцентрировано в осенних службах - 27 песнопений, затем в летних и весенних (12 и 11 соответственно), меньше всего кондаков в зимних службах - 7 песнопений. Отмечается также нерегулярность фиксации кондаков по месяцам - от одного (февраль) до одиннадцати (октябрь).

Единичные кондаки посвящены праздникам господским (Индикт и Предпразднество Богоявления) и богородичным (Покров, Положение пояса Пресвятой Богородицы, Знамение иконы Пресвятой Богородицы в Новгороде). Основу репертуара составляют кондаки в честь святых. Это кондак архистратигу Михаилу и святым бесплотным силам, 12 кондаков в честь общеправославных святых, в том числе, болгарских (преподобный Иоанн Рыльский), сербских (святитель Арсений архиепископ Сербский), литовских (святые мученики Антоний, Иоанн и Евстафий) и 39 кондаков в честь русских святых. Одному святому - преподобному Сергию Радонежскому в службах на преставление и на перенесение мощей зафиксировано два разных кондака [2, С. 12, 35].

Таким образом, Стихирарь демонстрирует приоритетность фиксации кондаков в честь русских святых - «новых чудотворцев». Кондаки записаны в службах святым нескольких рангов: мученикам и великомученикам (Артемию Веркольскому, Меркурию Смоленскому), святителям (Иоанну епископу Суздальскому, Ионе архиепископу Новгородскому, Филиппу Московскому, Моисею Новгородскому, Петру, Алексию и Ионе митрополитам Московским), благоверным князьям (Роману Углицкому, Андрею Смоленскому, Всеволоду-Гавриилу, Георгию Всеволодовичу, Довмонту Псковскому), блаженным или Христа ради юродивым (Максиму Московскому, Иоанну Устюжскому). Но особым образом выделяется «преподобнический чин». В Стихираре отражено 23 кондака преподобным отцам - Иосифу Волоцкому, Сергию Радонежскому, Григорию Пельшемскому, Савве Вишерскому, Иоанну Рыльскому, Иакову Боровицкому, Авраамию Ростовскому, Варлааму Хутынскому, Антонию Сийскому, Нилу Столобенскому, Геннадию Костромскому и Любимоградскому, Александру Ошевенскому, Иакову Железноборовскому, Корнилию Комельскому, Александру Вологодскому, Ефрему Новоторжскому, Григорию и Кассиану Авнежским, Тихону Луховскому, Стефану Махрищскому, Варлааму Важскому, Авраамию Городецкому, Савве Крыпецкому, Александру Свирскому, а также один кондак преподобной жене - Ефросинии Полоцкой.

При изучении репертуара кондаков были отмечены следующие особенности. Во-первых, в отличие от песнопений других жанров, например, праздничных/отпустительных тропарей и светильнов, кондаки редко включаются в богослужебные последования. Из-за общей малочисленности (всего 57 текстов) кондаки следует считать песнопениями, которые фиксируются периодически, а не систематически. Отсутствие системы проявляется и на уровне их неустойчивой фиксации в богослужениях. Кондаки, как правило, выписываются с нарушением литургической функции - или на вечерни после тропаря, или на утрени после окончания канона. Очень редко литургическое последование соблюдается, и кондак выписан по 6-й песни канона, так, как это происходит в службе благоверному князю Довмонту Псковскому (№65, л. 376 об.), преподобному Антонию Сийскому (№63, л.64) или на литургии после праздничного тропаря, как в службе преподобному Корнилию Комельскому (№65, л. 363 об.).

Во-вторых, в Стихираре отсутствуют кондаки всем двунадесятым праздникам и особо почитаемым святым - Николаю Чудотворцу, апостолам Петру и Павлу, Иоанну Крестителю и др., но при этом выписываются кондаки рядовым святым. Возможно, в Стихираре был или планировался самостоятельный раздел, экспонирующий кондаки. Приведем запись, касающуюся фиксации песнопений другого жанра - светильнов: «рыдаетъ оубо рахиль. писанъ. въ светилнике» (№64, л. 268, подобная запись - №66, л. 374 об.). Судя по ремаркам, в рукописи когда-то имелся особый раздел из светильнов, не фиксирующихся «наряду». Аналогичная ситуация могла быть и с кондаками, что объясняет специфику их репертуара.

Перейдем к рассмотрению музыкальных особенностей кондаков. Кондаки охватывают ограниченный круг гласов: все четные гласы (2-й, 4-й, 6-й, 8-й) и один нечетный (3-й). Двадцать девять кондаков принадлежит восьмому гласу, одиннадцать кондаков - второму гласу, восемь кондаков - четвертому, шесть кондаков - третьему и три кондака -шестому гласу. Исходя из сопутствующих ремарок, кондаки заявлены преимущественно как самогласные песнопения. Модели указаны только у шести кондаков. Четырем кондакам восьмого гласа предписан подобен «Взбранной воеводе»,

кондаку второго гласа в честь Иоанна Богослова - Успенский кондак «В молитвах [неусыпающую]», а кондаку третьего гласа в честь Покрова Богородицы кондак Рождества Христова «Девая днесь».

Кондаки нотированы знаменной нотацией, некоторые из них имеют частичную или полную киноварную «опометку». Большинство кондаков распето в стиле знаменной монодии с формульной записью музыкального текста, их характерной чертой является наличие лиц и фит. Показательно, что даже в кондаках-миниатюрах второго гласа содержится лицо «вивацея». Только несколько кондаков основано исключительно на попевочных формулах, без лицевых и фитных «вкраплений». Это кондак преподобной Ефросинии Полоцкой, святителю Моисею Новгородскому и мученику Артемию Веркольскому. Вероятно, память о жанре, восходящая еще к традиции древних Кондакарей, позволяет трактовать кондаки как песнопения, характерным элементом которых являются внутрислоговые распевы.

Кондаки на подобен «Взбранной воеводе» имеют ряд отличий. Они воспроизводят одну модель, восходящую к «пространным роспевам» и записаны дробным знаменем. Структура подобных кондаков позволяет увидеть строфическую форму модели, основанную на чередовании нескольких протяженных построений, объединенных общим музыкальным материалом. Отметим, что кондак «Взбранной воеводе» стабильно фиксировался в певческом Обиходе XVI-XVII веков с многочисленными фитами, записанными в виде формул или розводов.

Данные Стихираря из собрания Д.В. Разумовского позволяют сделать вывод, что к середине XVII века кондаки минейного круга был осмыслены как песнопения, приближенные по музыкальному материалу и организации к стихирам знаменного роспева. Кондаки, ориентированные на подобен «Взбранной воеводе», сохранили специфические признаки своей модели.

Список литературы / References

1. Василик (Хощенко) М.В. Стихирарь «Дьячее око»: особенности месяцеслова и жанрового состава // Музыкальное наследие России: истоки и традиции / Сост. и науч. ред. З. М. Гусейнова. СПб., 2001. С. 55-79.

2. Кручинина А.Н., Егорова М.С., Швец Т.В. Служба на перенесение мощей преподобного Сергия Радонежского. Исследование, текст и роспев. - М.; СПб.: Альянс-Архео, 2014. 160 с.

Список литературы на английском языке / References in English

1. Vasilik (Hoschenko) M.V. Stihirar "Diachie oko": osobennosti mesjatseslova i zhanrovogo sostava [Book of Sticheron "Deacon's eye": features of Menologion and genre composition] / M.V. Vasilik (Hoschenko) // Muzikalnoe nasledie Rossii: istoki I traditsii [Musical heritage of Russia: origins and traditions] / Comp. and scient. ed. Z.M. Guseinova. - St.-Petersburg, 2001. - P. 55-79. [in Russian]

2. Kruchinina A.N., Egorova M.S., Shwets T.V. Sluzhba na perenesenie moschey prepodobnogo Sergija Radonezhskogo. Issledovanie, tekst i rospev [Service on the transfer of the relics of Saint reverend Sergius of Radonezh. Study, text, chant] / A.N. Kruchinina, M.S. Egorova, T.V. Shwets. - M.; St.-Petersburg : Aliance-Archeo, 2014. - 160 p. [in Russian]

КУЛЬТУРОЛОГИЯ / CULTURE STUDIES

DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2017.59.016 Коваль С. В.

ORCID: 0000-0002-2313-4613, Соискатель учёной степени кандидата культурологии, Специалист культурно-просветительского отдела Музея истории города Хабаровска ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕСТНОГО И НАЦИОНАЛЬНОГО

В МУЗЕЕ КАК ПОДСИСТЕМЕ КУЛЬТУРЫ

Аннотация

В статье предлагается решение проблемы трансляции духовных ценностей в музее истории города через национальное и местное культурное наследие, материальное и нематериальное. Музеи определённого географического места выступают своеобразными центрами по изучению, сохранению и презентации наследия данной территории. Такие музеи, интерпретирующие историю данного места, представляют материально -духовную часть национального культурного наследия. Иными словами можно говорить о системе и подсистеме, о соотношении части и целого, местного и национального. Именно в таких музеях места выделяется диалектическая взаимосвязь и взаимодействие с так называемым «гением места», с его культурным наследием.

Ключевые слова: культура как система, музей как культурная форма, музеи истории города.

Koval S.V.

ORCID: 0000-0002-2313-4613, Applicant for PhD in Culture Studies, Specialist of Cultural and Educational Department of the Museum of the History of the city of Khabarovsk THEORETICAL ASPECTS OF INTERACTION OF LOCAL AND NATIONAL IN A MUSEUM AS THE

CULTURE SUBSYSTEM

Abstract

The paper presents the solution of the problem of spiritual values translation in a museum of a city history through the national and local cultural heritage, tangible and intangible. Museums of a certain geographical place serve as original centers for studying, preserving and presenting the heritage of a certain territory. Such museums interpret the history of this place; represent the material and spiritual part of the national cultural heritage. In other words, we can talk about the system and the subsystem, about the relationship of a part and a whole, local and national. It is such a kind of a museum that distinguishes that dialectical interconnection and interaction with the so-called "genius of the place", with its cultural heritage.

Keywords: culture as a system, a museum as a cultural form, museums of a city history.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.