и литературное творчество автора «Славянского концерта». «Мне и в наследии прошлого дорого прежде всего то, что наименее "заиграно" и "запето" - ричеркары Андреа Габриели или совершенно незаслуженно забытая опера "Геновева" Шумана - я считаю свои долгом способствовать ее постановке в России». И далее: «.. .Мы проводим в Петербурге концерты из произведений таких композиторов, как Щербачев, Шебалин, Кочуров, Клюзнер...» [8].
Таким образом, высказанные в мемуарах и эссе взгляды композиторов определяет генеральную линию для творчества как Свиридова, так и Шнитке, и Слонимского. Ее смысл может передать мысль Б. Л. Пастернака из романа «Доктор Живаго»: «Шаг вперед в искусстве делается по закону притяжения, с подражания, следования и поклонения любимым предтечам».
Примечания
1. Закс Л. Художественное сознание. - Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1990. - 210 с.
2. См.: Беседы с Альфредом Шнитке. - М.: Классика - XXI, 2003. - 320 с.; Дмитрий Шостакович в письмах и документах. - М.: Изд. орг. гос. музея муз. культуры, 2000. - 570 с.; Зыкина Л. Г. На перекрестках встреч / вступ. ст. Т. Хренникова. - М.: Сов. Россия, 1984. -192 с.; Козловский И. С. Музыка - радость и боль моя: Статьи, интервью, воспоминания / сост. И. Сафронова, Н. Слезина. - М.: Композитор, 1992. - 384 с.; Лютославский В. Статьи, беседы, воспоминания. - М.: Тантра, 1995. - 208 с.; Пригожин Л. Минувшее: Воспоминания. - Л.: Сов. композитор, 1991. - 96 с.; Свиридов Г. В. Музыка как судьба. - М.: Молодая гвардия, 2002. - 798 с.; Щедрин Р. Монологи разных лет. - М.: Композитор, 2002. - 192 с.
3. Свиридов Г. В. Музыка как судьба. - М.: Молодая гвардия, 2002. - 798 с.
4. Слонимский С. М. Бурлески, элегии, дифирамбы в презренной прозе. - СПб.: Композитор, 2000. - 152 с.
5. Слонимский С. М. Мысли о композиторском ремесле. - СПб.: Композитор, 2006. - 24 с.
6. Беседы с Альфредом Шнитке. - М.: Классика - XXI, 2003. - 320 с.
7. Вольные мысли. К юбилею С. Слонимского / ред.-сост. Т. Зайцева, Р. Слонимская. - СПб.: Композитор, 2003. - 616 с.
8. Слонимский С. М. О прошлом, настоящем и будущем [монолог после фестиваля музыки С. Слонимского] // Муз. обозрение. - 1994. - № 122. - Декабрь. - С. 11.
Н. А. Чикунова
КОМПОЗИЦИОННЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ СЛУЖБЫ ВВЕДЕНИЯ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
Статья посвящена композиции гимнографического цикла службы Введения во храм Пресвятой Богородицы, одного из важнейших праздников церковного года. Древность и значимость исторического события праздника в мировой христианской истории и художественной культуре определяет актуальность изучения гимнографии и певческого исполнения канонического корпуса текстов. Статья написана в рамках исследовательского проекта, поддержанного Gerda Henkel Stiftung, Düsseldorf.
Ключевые слова: богородичная служба, типовая организация цикла, песнопения, самоглас -ны, подобны, многораспевность.
N. А. Chikunova
COMPOSITE LAWS OF CHURCH SERVICE OF THE ENTRY OF THE MOST HOLY THEOTOKOS INTO THE TEMPLE
The article is devoted to the song of hymnologic cycle of the entry of the Most Holy Theotokos into the Temple, one of the most important holidays of the church year. The antiquity and significance of a historical event of the holiday in the world of Christian history and artistic culture determines the relevance of the study hymnographies and singing performance of the canonical body of texts. This article was written as part of a research project, supported by the Gerda Henkel Stiftung, Düsseldorf.
Keywords: the Most Holy Theotokos Service, a typical organization of the cycle, chants, monophonic, prosomoia, polyphonic chant.
Композиция службы Введения представляет собой цикл, имеющий типовую организацию в годовом круге богородичных служб. Напомним: уставные отличия имеет служба Благовещения Пресвятой Богородицы в связи с великопостными особенностями. К настоящему моменту отечественная наука располагает лишь двумя работами, посвященными изучению чина двунадесятых праздников [1]. Частично также исследована служба часов Рождеству Христову [2]. Однако, при всей каноничности построения служб двунадесятым праздникам, каждый цикл индивидуален. Это проявляется и в особенностях музыкальной композиции, и в соотношении самогласных и подобных песнопений, и в удельном весе многораспевности.
Отсчет нашей работы начинается с одного из самых ранних списков славянского перевода Иерусалимского Устава - РНБ F. I. 93 - список 1319 г., ктиторский Типикон Дечанской Лавры [3]. С этого времени на Руси постепенно распространяется и находит повсеместное употребление Иерусалимский Устав. Автором статьи были проработаны 15 источников, отображающих процесс вживления Иерусалимского Устава. Имеются в виду рядовые рукописи, находящиеся в хранилищах Санкт-Петербурга (РНБ, БАН) [4]. В том числе были привлечены два издания: печатные Устав и Минея (ноябрь, 1610 год).
Рассматривая гласовую логику всего праздничного последования, мы ограничились последованием службы 21 ноября, исключив предпразднество и попразднество. Всенощное бдение накануне двунадесятого праздника Введения Богородицы во храм состоит из трех служб: малой вечерни, великой вечерни и утрени. Иерусалимское последование службы представлено в таблицах (см. таблицу 1 и таблицу 2).
Малая вечерня представлена песнопениями четырех гласов: 1, 8, 2 и 4. Микроцикл подобных стихир на «Господи воззвах» завершается первым славником 8 гласа «Давыд провозгласи»; затем следуют микроцикл со славником на стиховне 2 гласа. Малая вечерня завершается тропарем 4 гласа. На «Господи воззвах» великой вечерни, как и малой, поются стихиры 1 гласа со славником 8 гласа, однако в последование стихир включается микроцикл 4 гласа. Лития состоит из пяти самогласных стихир. Ее открывает стихира 1 гласа, затем следуют две стихиры 4 гласа, славник 5 гласа и стихира на «и ныне» 8 гласа (уже исполнявшаяся на малой вечерне). На стиховне поется микроцикл подобных стихир 5 гласа и славник 6 гласа. Завершается великая вечерня вновь тропарем 4 гласа.
Праздничную утреню (см. таблицу 3) обрамляет тропарь 4 гласа. По 50 псалме вновь повторяется самогласная стихира 6 гласа. В каноне перемежаются ирмосы и тропари 4 и 1 гласов. По 6 песни канона звучит кондак 4 гласа. Последование канона резюмируется светильном 2 гласа. Стихиры на «хвалитех» 1 гласа завершаются самогласным славником 2 гласа.
В гласовом построении службы совершенно отсутствуют песнопения 3 и 7 гласов; в количественном отношении преобладают песнопения 1 и 4 гласов. Как видно из таблицы, каждый раздел праздничного последования завершается тропарем 4 гласа, а Утреня начинается и завершается им. Поэтому мы можем говорить о двух функциях, которые несет собою этот жанр. Первая - разделяющая; вторая - объединяющая, когда он выступает своеобразным рефреном формы.
Поскольку краткая редакция Иерусалимского Устава [5] предполагает возможность отсутствия Малой вечерни и литийного раздела на великой вечерне (в Студийском Уставе они отсутствуют), мы можем говорить об архитипических чертах последования стихир на «Господи воззвах» великой вечерни: его гласовые закономерности оказали влияние на сужение и расширение гласовой идеи стихир малой вечерни и литии. По-видимому, идеи альфы и омеги гласового последования - 1 и 8 гласов - оказались определяющими для трех разделов стихир праздничной службы. Формирующая конструкция, заданная на Малой вечерне (1 и 8 гласы), обновляется на великой вечерне - в стихирах на «Господи воззвах» - 1, 4 и 8 гласы и в литийном разделе - 1, 4, 5 и 8 гласы.
К малоупотребительным гласам в службе относятся 2, 5 и 6. Употребление песнопений 2 гласа встречается лишь в экспонирующем (малая вечерня) и завершающем разделах всенощного бдения. Славник и стихиры 5 гласа, а также единственный само-гласен 6 гласа, включенный в последование дважды, тяготеют к центру развертывания праздничного богослужения. Мы можем предположить, что такое центральное употребление самогласной стихиры 6 гласа может быть поддержано ее первоочередным значением для последования службы еще по Студийскому Уставу (это песнопение является единственной самогласной стихирой, рекомендованной Студийским Уставом для службы 21 ноября).
Наибольшим гласовым разнообразием среди разделов всенощного бдения обладает великая вечерня, являющаяся развивающим разделом, в отличие от малой вечерни, характер которой имеет экспонирующее значение. Именно поэтому самое большое количество самогласных стихир сосредоточено в службе великой вечерни. Малая вечерня включает в себя всего одну стихиру 8 гласа, а утреня - две стихиры - 6 и 2 гласов, причем та же стихира 6 гласа уже экспонировалась в разделе великой вечерни. Однако идея гласового и жанрового взаимодействия наиболее ярко проявила себя в разделе утрени - в каноне, где последовательно пропеваются песнопения не только разных гласов (4, 1 и 2), но и разных жанров (ирмосы, тропари, кондак, светилен).
Таким образом, мы можем говорить о том, что форма гласовой организации службы строится на пересечении двух тенденций - центростремительной, применяющейся в песнопениях менее употребительных гласов, и развивающей, используемой для песнопений чаще употребляющихся гласов.
Если учесть продолжительный сводный канон, все микроциклы последования, тропарь, кондак и светилен, то мы увидим, что лишь небольшую часть хронологического пространства праздничной службы занимают самогласные песнопения. Являясь яркими кульминационными точками, эти тексты создают рельеф богослужения. Занимая минимальный удельный вес в композиции праздничного богослужения, самогласные стихиры в службе Введения во храм Пресвятой Богородицы являются ее кульминационными вершинами. Дополнительным подтверждением их значимости оказывается устойчивость нотирования именно самогласных текстов с XII века в богослужебной книге Стихирарь [6].
Таблица I
Малая вечерня
№ Жанр Глас Принадлежность системе подобия или самогласия Инципит
1 На «Господи воззвах» 1 стихира 1 подобен «Небесным чином» От Господа приимше
2 2 стихира 1 подобен «Небесным чином» Святых святая
3 3 стихира 1 подобен «Небесным чином» Да отверзется дверь
4 Стихира-славник 8 самогласен Давыд провозглашаше тя
5 На «стиховне» 1 стихира 2 подобен «Доме Ефрафов» Двери церковныя
6 2 стихира 2 подобен «Доме Ефрафов» Девственнии лицы
7 3 стихира 2 подобен «Доме Ефрафов» Хлеб словесный
8 Стихира-славник 2 подобен «Доме Ефрафов» Свет тя трисиянный
9 Тропарь 4 подобен «Днесь спасения» Днесь благоволения
Таблица 2
Великая вечерня
№ Жанр Глас Принадлежность системе подобия или самогласия Инципит
1 На «Господи воззвах» 1 стихира 1 подобен «О дивное чудо» Днесь вернии ликовствуем
2 2 стихира 1 подобен «О дивное чудо» Днесь церковь одушевленная
3 3 стихира 1 подобен «О дивное чудо» Ты пророком проповедание
4 4 стихира 4 подобен «Яко добля» Во святых святая
5 5 стихира 4 подобен «Яко добля» Отроковицы радующееся
6 6 стихира 4 подобен «Яко добля» Веселяся приими
7 Стихира-славник 8 самогласен По рождестве твоем
8 На литии 1 стихира 1 самогласен Да радуется днесь
9 2 стихира 4 самогласен Днесь боговместимая
10 3 стихира 4 самогласен Придите вси верни
11 Стихира-славник 5 самогласен Восия день радостен
12 Стихира-славник 8 самогласен Давыд провозгласи
13 На «стиховне» 1 стихира 5 подобен «Радуйся живонос-ный» Радуется небо
14 2 стихира 5 подобен «Радуйся живонос-ный» Анна божественная
15 3 стихира 5 подобен «Радуйся живонос-ный» Внутрь в церковь
16 Стихира-славник 6 самогласен Днесь собори
17 Тропарь 4 подобен «Днесь спасения» Днесь благоволения
Таблица 3
Утреня
№ Жанр Глас Принадлежность системе подобия или самогласия Инципит
1 Тропарь 4 подобен «Днесь спасения» Днесь благоволения
2 Стихира по 50 псалме 6 самогласен Днесь собори
3 Канон 4 тропари подобны ирмосам Отверзу уста моя
4 Канон 1 тропари подобны ирмосам Песнь победную
5 Катавасия 1 самогласны Христос раждается
6 Кондак 4 подобен «Вознесыйся» Пречистый храм спасов
7 Светилен 2 подобен «Жены услышите» Иже древле провозвести
8 На «хвалитех» 1 стихира 1 подобен «Небесным чином» Свещеносицы девы
9 2 стихира 1 подобен «Небесным чином» Обещания святаго
10 3 стихира 1 подобен «Небесным чином» Небесным воспитена
11 Стихира-славник 2 самогласен Днесь в храм приводится
12 Тропарь 4 подобен «Днесь спасения» Днесь благоволения
Примечания
1. См.: Быкова О. П. Древнерусские песнопения в системе церковного ритуала праздника Пятидесятницы: дис. ... канд. иск-я. - СПбГК, 2001; Жилина Ю. В. Песнопения из службы Сретения Господня в русской рукописной традиции XI-XX вв.: дис. ... канд. иск-я. - СПбГК, 2008.
2. См.: Орлова А. Л. Песнопения чинопоследования Часов Царских Рождества Христова в древ-
нерусской певческой традиции XII-XVIII вв.: Источники, история текста, поэтика: дипл. работа. - СПбГК, 2002.
3. См.: Пентковский А. М. Типикон патриарха Алексея Студита в Византии и на Руси. - М.: Изд-во Московской патриархии, 2001. - С. 36.
4. См. Уставы: РНБ F.I.93. 1319 г.; РНБ F. п!.25. 1412 г.; РНБ Погод. 270. 1 пол. XV в.; РНБ К-Б 555/812. XVI в.; БАН 33.19.5. посл. четв. XVI в.
5. См.: Ктиторский Типикон Дечанской Лавры. - РНБ F.I.93. 1319 г.
6. См.: БАН 3.4.76. Стихирарь минейный XII в. Опубликован: Sticherarium Palaeoslavium Petro-politanum / Edendum curavit Nicolas Schidlovsky // Monumenta Musikae Byzantinae. Vol. XII. Cod. Palaeoslavius. n O 34.7.6. Bibliothecae Academiae Scientiarum Rossicae phototypike de-pictus. Hauniae C.A. Reitzel, 2000.; РГАДА ф. 381, № 152. Стихирарь минейный XII в.; РНБ Q. п. I. 15. Стихирарь минейный XII в.; РГБ ф. 118, № 740. Стихирарь минейный XIII в.