МУЗЫКАЛЬНАЯ МЕДИЕВИСТИКА
УДК 783.27
Б01: 10.24411/2308-1031-2019-10016
Д. В. Казанцева
ГИМНОГРАФИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС СВЯТИТЕЛЮ ФИЛИППУ МИТРОПОЛИТУ МОСКОВСКОМУ
настоящее время одним из актуальных направлений в отечественной музыкальной медиевистике является целостное рассмотрение гим-нографических циклов служб русским святым1. Развивая данное направление, мы в своем исследовании обратились к гимнографическому комплексу, посвященному святителю Филиппу (в миру Федору Степановичу Колычеву, 11 февраля 1507 - 23 декабря 1569) -епископу Русской церкви, игумену Соловецкого монастыря (1548-1566), митрополиту Московскому и всея Руси (1566-1568).
Служба святителю Филиппу относится к категории поздних, созданных после состоявшихся еще при его жизни Ма-кариевских соборов (1547, 1549 гг.), канонизировавших большое число новых подвижников, утвердивших общецерковное почитание местночтимых святых и систематизировавших посвященные им агиографические и гимнографичес-кие комплексы. Точная дата канонизации святителя Филиппа является предметом дискуссий, поэтому приведем только установленные факты. Первое житие Филиппа было составлено достаточно рано - в конце XVI в. книжниками Соловецкого монастыря. Оно существует в нескольких редакциях, имеет богатую рукописную традицию и читается во множестве списков XVII-XVIII вв. [4].
Служба митрополиту Филиппу датируется примерно тем же временем (1590 или 1591 гг.). Она была составлена, согласно акростиху, соловецким игуменом
© Д. В. Казанцева, 2019
Иаковом, учеником Филиппа, и, по мнению исследователей, была приурочена к перенесению мощей святого из Тверского Отроча монастыря в Соловецкий [2, с. 339-340]. Наиболее ранние (из обнаруженных) списки данной службы относятся к 20-30-м годам XVII в. По всей вероятности, служба была связана с установлением местного празднования святому. Возможно, служба Иакова опиралась на более ранний текст гипотетически существовавшей службы, так как, по замечанию Н. В. Рамазановой, в тексте седальна 8-го гласа упоминается Русская митрополия, а не патриархия2 [8, с. 9-10]. В 1636 г. патриарх Иоасаф I включил текст службы святителю Филиппу в новоизданную служебную декабрьскую Минею [Там же« с» 10-11], предположительно установив ему тем самым общецерковную память. Однако в вышедшем в 1641 г. (т. е. позднее Минеи) Уставе памяти преподобного Филиппа нет [14]. Эта память зафиксирована в рукописном чиновнике Успенского собора, датируемого 1636-1639 гг., на основании чего Н. В. Рамазанова делает вывод, что патриарх Иоасаф предназначал ее для первопрестольного московского храма [8, с. 11-12].
В 1646 г. в связи с перенесением мощей святителя Филиппа из-под паперти храма Преображения Господня в храм Соловецкого монастыря были составлены еще две службы. Их авторами были иноки Герасим Фирсов и Сергий Шело-нин. Эти службы приурочены ко дню события - 30 мая. Служба Сергия Ше-лонина, видимо, не получила признания, тексты Герасима Фирсова сохрани-
В
лись в рукописном варианте (см., например: РНБ, Сол. 973/1083) [10, с. 25, сн. 22]. С этого же года память святителя Филиппа появляется в Святцах, что должно было бы свидетельствовать о начале общерусского почитания святого.
В 1652 г. Никон, тогда еще митрополит Новгородский, предложил перенести в Москву мощи трех святителей-му-чеников: митрополита Филиппа, патриархов Иова и Ермогена. Получив благословение патриарха Иосифа, 3 июля того же года митрополит Никон привез мощи святителя Филиппа в Москву. События 1652 г. отражены в еще одной службе от 3 июля [6, с. 111-130]. Следует отметить, что первоначально дата памяти святителя Филиппа приходилась на 23 декабря - день его мученической кончины. Однако совпадение памяти святителя Филиппа с предпразднеством Рождества Христова привело к тому, что в 1660 г. дата была перенесена на 9 января (возможно, потому что на этот день прежде не приходилось памяти кому-либо из русских святых) [7, с. 319-338].
Самые ранние списки службы святителю Филиппу относятся к середине XVII в., что обусловлено длительным процессом официальной канонизации святителя в статусе общерусского, и входят, как правило, в певческие Стихирари и Трезвоны. На сегодняшний день выявлено 22 списка знаменной нотации и 10 - нотолинейной3 [1, с. 103].
Отметим, что объем гимнографичес-ких текстов, включенных в певческие рукописи, значительно меньше, чем в служебных ненотированных книгах. В связи с этим, на первом этапе анализа оказалось необходимым выявить репертуар положенных на крюки гимногра-фических текстов службы митрополиту Филиппу и степень полноты его представления в разных списках. Для анализа нами были выбраны наиболее ранние и репрезентативные списки: РГБ, ф. 379, № 64.1 (50-е гг. XVII в.); ТА, № 96 (1661 г.); ГПНТБ, Тих. 460 (1670-е гг.); РНБ, Капелла 0.4 (70-е гг. XVII в.); РГБ, ф. 379, № 58 (конец
XVII в.); РНБ, Сол. 690/772 (конец XVII - начало XVIII вв.); РНБ, Кир.-Бел. 670/927 (начало XVIII в.).
С целью выявления репертуара песнопений в певческих книгах была создана таблица состава песнопений службы митрополиту Филиппу в служебной Минее 1636 г. [5] и в семи вышеперечисленных певческих нотированных рукописях. Первые три колонки таблицы отражают содержание службы в ненотированной Минее: жанровый состав, способ исполнения текстов, инци-питы песнопений. В остальных колонках знаком «+» обозначено наличие йотированного песнопения в том или ином знаменном списке, знаком «-» - его отсутствие, сокращением «указ.» - наличие указания на песнопение и его инци-пит без приведения полного текста.
Согласно таблице, наиболее полно служба святителю Филиппу нотирована в рукописи РГБ, ф. 379, № 64.1. Она полностью совпадает с составом гимног-рафических текстов службы в Минее 1636 г. за исключением седальнов, отсутствующих в певческой рукописи и тропаря «Перьвопрестольником при-емниче», перенесенного в Стихираре в раздел малой вечерни. Кроме того, число нотированных песнопений в московском Стихираре превышает состав службы памяти святого. Однако эти «дополнения» непосредственно к ней не относятся, а являются стихирами пред-празднеству Рождества Христова, которое приходится на тот же день.
Число песнопений в списке из собрания ГПНТБ СО РАН (Тих. 460) приближается к списку ранней московской редакции. На малой вечерне в него вошли три стихиры на «Господи, воззвах» 1-го гласа - «В небесныя обители вселился еси», «Молитвою царя умоляя», «Дом духовных добродетелей» со славником 6-го гласа «Святителем удобрение»; три стихиры на стиховне 2-го гласа - «Дом Духу Святому», «Звезду русскую песнь-ми восхвалим», «Дом духовен был еси» со славником того же гласа «Радуйся, Марие Богородице». На великой вечерне - четыре стихиры на «Господи, воз-
МУЗЫКАЛЬНАЯ МЕДИЕВИСТИКА
звах» 5-го гласа - «Радуйся, священная главо чистый сосуд», «Радуйся злато-зарная уста», «Радуйся, священная главо святителю Филиппе», «Радуйся постническим подвигом» со славником 8-го гласа «Радуйся и веселися честная ки-новия»; три стихиры на литии - «Не подобаше ти святители Филиппе» 1-го гласа, «Ангел земныи» и «Столп непоколебим Христове Церкви» 2-го гласа со славником 4-го гласа «Подобает царствующему граду Москве»; три стихиры на стиховне 8-го гласа - «Светилниче Филиппе», «Светилниче словесный», «Приидите рустии собори» со славником 6-го гласа «Яко светозарная звезда» . На утрени: стихира по 50-м псалме 8-го гласа «Апостолом ревнителя»; светилен - «Тезоимените целомудрия» и богородичен «Щедроты Твоя, Боже»; три стихиры на хвалитех 4-го гласа -«Течение совершил еси», «Филиппе блаженне», «Филиппе святителю» со славником 6-го гласа «Ты еси пастырь добрый». Таким образом, рукопись ГПНТБ СО РАН, Тих. 460 отличается по составу от РГБ, ф. 379, № 64.1 отсутствием тропаря и песнопений предпраз-днества Рождества Христова.
В остальных рукописях помещено меньшее количество песнопений. В рукописях РНБ, Капелла 0.4, РГБ, ф. 379, № 58 и РНБ, Сол. 690/772 нотированы шесть песнопений: славник на малой вечерне «Святителям удобрение и отцем красоту», три славника на великой вечерни на «Господи, воззвах», на литии, на стиховне, стихира по 50-м псалме и славник «Ты еси пастырь добрый» на хвалитех на утрени. Помимо этого, даны указания на два богородична на малой вечерне «Богородица, Ты еси лоза истинная» и «Радуйся, Марие Богородице». Рукопись РНБ, Кир.-Бел. 670/927 кроме указанных песнопений включает в себя четыре котированные стихиры «Господи, воззвах» великой вечерни.
Самый краткий состав имеет список ТА, № 96, в котором нотированы только три славника - на великой вечерне «Радуйся и веселися честная киновия», «Подобает царствующему граду Моск-
ве», «Яко светозарная звезда» и стихира по 50-м псалме на утрени «Апостолом ревнителя».
Однако списки с меньшим числом песнопений нельзя назвать недостаточными для проведения богослужения. Согласно указаниям служебной Минеи, гимногра-фические тексты службы митрополиту Филиппу делятся на две категории.
1. Тексты, исполняющиеся по образцу (на подобен):
- стихиры на «Господи, воззвах» малой вечерни «В небесныя обители», «Молитвою царя умоляя», «Дом духовных добродетелей еси» (глас 1, подобен «Небесным чином»);
- стихиры на стиховне малой вечерни «Дом Духу Святому», «Звезду русскую песньми восхвалим», «Дом духовен был еси» (глас 2, подобен «Доме Евфрафов»);
- стихиры на «Господи, воззвах» великой вечерни «Радуйся священная главо, чистыи сосуде Святаго Духа» «Радуйся златозарная уста» «Радуйся священная главо, святителю Филиппе» «Радуйся постническим подвигом» (глас 5, подобен «Радуйся, Живоносныи»);
- стихиры на стиховне великой вечерни «Светилниче Филиппе», «Светилниче словесный», «Приидите, рустии собори» (глас 8, подобен «О преславное чюдо»);
- седален по полеелеосе «Проповедует отче тебе ныне русская митрополия» (глас 8, подобен «Премудрости»);
- кондак по 6-й песни канона «Православию наставника» (глас 3, подобен «Дева днесь»);
- светилен по 9-й песни канона «Тезоимените целомудрия» (подобен «Посетил ны есть»);
- стихиры на хвалитех утрени «Течение совершил еси», «Филиппе блаженне», «Филиппе святителю» (глас 4, подобен «Яко добля»).
2. Тексты, имеющие самостоятельный напев:
- славник стихир на «Господи, воззвах» малой вечерни «Святителям удобрение и отцем красоту», глас 6;
- тропари «Перьвопрестольником приемниче», глас 8 и «Яко апостолом сопрестольна», глас 1;
- славник стихир на «Господи, воззвах» великой вечерни «Радуйся и весе-лися честная киновия», глас 8;
- стихиры на литии - «Не подобаше ти, Святителю Филиппе», глас 1; «Ангел земный», глас 2; «Столп непоколебим», глас 2; со славником «Подобает царствующему граду», глас 4;
- славник стихир на стиховне «Яко светозарная звезда», глас 6;
- стихира по 50-м псалме «Апостолом ревнителя», глас 8;
- славник стихир на хвал тех «Ты еси пастырь добрый», глас 6.
Необходимым минимумом для осуществления службы являются песнопения 2-й группы. Оригинальный распев для песнопений 1-й группы, т. е. имеющих указание «на подобен», не требуется Уставом, и его создание является инициативой распевщиков. Любопытно отметить, что в списках РГБ, ф. 379, № 64.1 и ГПНТБ СО РАН, Тих. 460, где песнопения 1-й группы получают самостоятельное музыкальное воплощение, идея «подобна» так или иначе сохраняется: группы одножанровых песнопений распеты на один напев.
Таким образом, по совокупности списков формируется достаточно объемный комплекс имеющих оригинальный напев песнопений, посвященных святителю Филиппу, - 31 произведение разных гимнографических жанров:
двадцать стихир:
- на «Господи, воззвах» малой вечерни, глас 1 (распетые на подобен друг друга);
- на стиховне, глас 2 (подобны друг другу);
- на «Господи, воззвах» великой вечерни, глас 5 (распетые на подобен друг друга);
- на литии, гласы 1 и 2;
- на стиховне, глас 8 (подобны друг другу);
- по 50-м псалме, глас 8;
- хвалитех, глас 4 (подобны друг другу);
шесть славников:
- стихир на «Господи, воззвах» малой вечерни, глас 6;
- стихир на стиховне, глас 2;
- стихир на «Господи, воззвах» великой вечерни, глас 8;
- на литии, глас 4;
- стихир на стиховне, глас 6;
- стихир на хвалитех, глас 6;
два тропаря:
- «Перьвопрестольником приемни-че», глас 8;
- «Яко апостолом сопрестольна», глас 1;
кондак
- по 6-й песни канона, глас 3;
светилен
- по 9-й песни канона.
Как было показано, данный комплекс в полном объеме представлен далеко не во всех списках, поэтому, можно выделить несколько редакций состава службы:
- основная (преобладает в большинстве списков), включающая только песнопения 2-й группы - пять славников стихир и стихиру по 50-м псалме -РНБ, Капелла 0.4, РГБ, ф. 379, № 58 и РНБ, Сол. 690/772;
- краткая - без славников малой вечерни и утрени - ТА, № 96;
- расширенная - с пятью славника-ми и пятью стихирами (в том числе стихирами на «Господи, воззвах» великой вечерни, указанными «на подобен») РНБ, Кир.-Бел. 670/927;
- полная - оригинальный распев присущ всем стихирам и славникам, в том числе и указанным к исполнению «на подобен» - ГПНТБ, Тих. 460; к этой же группе могут быть отнесены пока не найденные списки, включающие тропари и светилен с богородичном;
- избыточная, с двумя тропарями и светильном, а также с песнопениями предпразднства Рождества Христова -РГБ, ф. 379, № 64.1.
В заключение отметим, что работа по выявлению репертуара по разным спискам показала расхождения в напевах ряда песнопений, что позволяет предположить существование более широкого круга напевов и их вариантов. Изучение особенностей этих музыкальных редакций является самостоятельной исследовательской задачей.
МУЗЫКАЛЬНАЯ МЕДИЕВИСТИКА
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Среди многочисленных публикаций назовем 2 Русская патриархия была установлена работы Н. С. Серегиной [13], А. Н. Кручини- в 1589 г.
ной [3], Н. В. Рамазановой [8-10], 3 Нотолинейные списки в настоящей статье не О. А. Светловой [11, 12]. рассматриваются.
ЛИТЕРАТУРА
1. Казанцева Д. В. Поэтика гимнографическо-го текста службы святителю Филиппу митрополиту Московскому в ранней соловецкой редакции // Вестн. ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. - 2019. - Вып. 34. - С. 85-110.
2. Косицкая А. Е. Первоначальная редакция службы на память митрополита Филиппа (Колычева) // Книжные центры Древней Руси. Книжное наследие Соловецкого монастыря. - СПб.: Наука, 2010. - С. 337-360.
3. Кручинина А. Н. О музыкально-литургичес-ком творчестве Кириллова монастыря // Монастырская традиция в древнерусском певческом искусстве: К 600-летию Кирилло-Белозерского монастыря. - СПб., 2000. -С. 16-21.
4. Лобанова И. А. Житие митрополита Филиппа: Исследование и тексты. - СПб.: Дмитрий Буланин, 2006. - 306 с.
5. Минея. Декабрь. - М.: Печатный двор, 1636. - 468 л.
6. Минея. Июль. - М.: Изд-во Моск. Патриархии, 1988. - Ч. 1. - 592 с.
7. Минея. Январь. - М.: Изд-во Моск. Патриархии, 1983. - Ч. 1. - 592 с.
8. Рамазанова Н. В. «Русского светильника, Филиппа премудраго, восхвалим» (служба Святому в источниках ХУП-ХУШ вв.) //
Рукописные памятники. Публикации и исследования. - СПб.: РНБ, 1997. - Вып. 4. -С. 7-18.
9. Рамазанова П. В. Московское царство в цер-ковно-певческом искусстве ХУ1-ХУП веков. - СПб.: Дмитрий Буланин, 2004. - 468 с.
10. Рамазанова П. В. Воспевание святителя Филиппа в музыкально-поэтическом творчестве соловецких иноков // Музыкальная археография: Сб. ст. (Материалы междунар. науч.-практ. конф.). - М.: РАМ им. Гнеси-ных, 2013. - С. 14-33.
11. Светлова О. А. Служба святому как форма литургического цикла в традиции алтайского старообрядчества // Проблемы музыкознания: Ст. мол. музыковедов / Повосиб. гос. консерватория им. М. И. Глинки. - Новосибирск, 2000. - Вып. 1. - С. 5-22.
12. Светлова О. А. Службы святым в традиции Русской Православной Старообрядческой Церкви (на материале Сибирского региона): Дис. ... канд. искусствоведения. - Новосибирск, 2002. - 216 с.
13. Серегина П. С. Песнопения русским святым: по материалам рукописной певческой книги Х1-Х1Х вв. «Стихирарь месячный». -СПб.: РИИИ, 1994. - 469 с.
14. Устав (Око церковное). - М.: Печатный двор, 26 марта 1641 (26 июня 7148 - 26 марта 7149). - 1188 л.
REFERENCES
1. Kazantseva D. V. Poetics of the hymnographic text of the service to St. Philip the Metropolitan of Moscow in the early Solovetsk edition. Vestnik PSTGU. Seriya V: Voprosy istorii i teorii khristianskogo iskusstva [St. Tikhon's University Review. Iss. V: Questions of history and theory christian art], 2019, (34): 85-110.
2. Kositskaya A. E. The Initial Revision Service in Memory of Metropolitan Philip (Kolychev).
Knizhnye tsentry Drevnej Rusi. Knizhnoe nasledie Solovetskogo monastyrya [Bookish Centers Ancient Russia. Bookish Heritage of the Solovetsky Monastery]. Saint Petersburg, 2010, pp. 337-360.
3. Kruchinina A. N. On the musical and liturgical works of the Kirillov Monastery. Monastyrskaya traditsiya v drevnerusskom pevcheskom iskusstve: K 600-letiyu Kirillo-Belozerskogo monasturya [Monastic tradition in Old Russian singing art: to the 600th anniversary of the Kirillo-Belozersky monastery]. Saint Petersburg, 2000, pp. 16-21.
4. Lobakova I. A. Zhitie mitropolita Filippa: Issledovanie i teksty [Life of Metropolitan Philip: Research and Texts]. Saint Petersburg, 2006. 306 p.
5. Mineya. Dekabr [The Menaion. December]. Moscow, 1636. 468 p.
6. Mineya. Iyul. Ch. 1 [The Menaion. July. Part 1]. Moscow, 1988. 592 p.
7. Mineya. Yanvar. Ch. 1 [The Menaion. January. Part 1]. Moscow, 1983. 592 p.
8. Ramazanova N. V. "Russian light, Philip wise, Praise" (The Church Service of Saint in the Sources of XVII-XVIII centuries. Rukopisnye pamyatniki. Publikatsii i issledovaniya [Manuscript Monuments. Publications and Research]. Saint Petersburg, 1997. Iss. 4, pp. 7-18.
9. Ramazanova N. V. Moskovskoe tsarstvo v tserkovno-pevcheskom iskusstve XVI-XVII vekov [The Moscow kingdom in the church singing art of the XVI-XVII centuries]. Saint Petersburg, 2004. 468 p.
10. Ramazanova N. V. Chanting of St. Philip in Musical and Poetic Creativity of Solovki Monks. Muzykalnaya arkheografiya [Musical Archeology]. Moscow, 2013, pp. 14-33.
11. Svetlova O. A. Service to the saint as a form of liturgical cycle in the tradition of the Altai
Old Believers. Problemy muzykoznaniya [Problems of musicology]. Novosibirsk, 2000, Iss. 1, pp. 5-22.
12. Svetlova O. A. Sluzhby svyatym v traditsii Russkoj Pravoslavnoj Staroobryadcheskoj Tserkvi (na materielle Sibirskogo regiona): Dis. ... hand, iskusstvovedeniya [Services to saints in the tradition of the Russian Right-Glorious Old Believers Church (On the material of the Siberian region). Candidates thesis]. Novosibirsk, 2002. 216 p.
13. Seregina N. S. Pesnopeniya russkim svyatym: Po materialam rukopisnoj pevcheskoj knigi XI-XIX vv. "Stikhirar mesyachnyj" [Hymns to Russian Saints: Based on materials from a manuscript singing book of the 11th -19th centuries. "Monthly swords"]. Saint Petersburg, 1994. 469 p.
14. Ustav (Oko tserkovnoe) [Charter (the Eye of the Church)]. Moscow, March 26, 1641 (June 26, 7148 - March 26, 7149). 1188 p.
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
ГПНТБ СО РАН - Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской академии наук (Новосибирск)
РГБ - Российская государственная библиотека (Москва)
РНБ - Российская национальная библиотека
(Санкт-Петербург) ТА - Государственный архив в г. Тобольске
Состав службы митрополиту Филиппу в служебной Минее 1636 г. и певческих йотированных рукописях
ел сл
Минея 1636 года Певческие ноти] эованные рукописи
Жанр Способ исполнения Инципит РГБ, ф. 379, №64.1 ТА, №96 ГПНТБ, Тих. 460. Капелла 0.4 РГБ, ф. 379, №58 РНБ, Сол. 690/772 РНБ, Кир.-Бел. 670/927
На малой вечерне
Стихиры на «Господи, воззвах», глас 1 На подобен «Небесным чином» «В небесныя обители» + - + - - - -
«Молитвою царя умоляя» + - + - - -
«Дом духовных добродетелей еси» + — + — — —
Слава, глас 6 Самогласен «Святителям удобрение и отцем красоту» + — + ■ + + +
Богородичен стихир на «Господи, воззвах», глас 6 Указ. «Богородице, Ты еси лоза» Указ. Указ. Указ.
Стихиры на стиховне, глас 2 На подобен «Доме Евфрафов» «Дом Духу Святому» + - + - - - -
«Звезду русскую песньми восхвалим» + — + — — — —
«Дом духовен был еси» + - + - - - -
Слава и ныне, богородичен, глас 2 Самогласен «Радуйся, Марие Богородице» + — + Указ. — — Указ.
Самогласен Тропарь «Перьвопре-стольником приемниче», глас 8
Богородичен предпразд-неству, или по гласу Указ. — — — — — —
На великой вечерне
Кафизма вечерни Указ. «Блажен муж» Указ. - - - - - -
Стихиры предпразднест-ву Указ. + — — — — — —
Стихиры святому, глас 5 На подобен «Радуйся, Живо-носныи» «Радуйся, священная гла-во, чистыи сосуде Святаго Духа» + + - +
«Радуйся, златозарная уста» + — + — — - +
«Радуйся, священная гла-во, святителю Филиппе» + — + — — - +
«Радуйся, постническим подвигом» + — + — — - +
Слава, глас 8 Самогласен «Радуйся и веселися честная киновия» + + + + + + +
И ныне богородичен по предпразднеству, или по гласу Указ. Указ.
Выход Указ. Указ. - - - - - -
Прокимен дню Указ. Указ. - - - - - -
Чтения святительские Указ. на 21.12, Петру митрополиту Указ. — — — — — —
Стихиры на литии, глас 1 Самогласены «Не подобаше ти, Святителю Филиппе» + — + — — — —
Глас 2 «Ангел земныи» + - + - - - -
Глас 2 «Столп непоколебим» + - + - - - -
Слава, глас 4 Самогласен «Подобает царствующему граду Москве» + + + + + + +
И ныне, богородичен, Указ. «Подаждь утешение» Указ. - - - - - -
Стихиры на стиховне, глас 8 На подобен «О преславное чюдо» «Светилниче Филиппе» + — + — — — —
«Светилниче словесный» + - + - - - -
«Приидите, рустии собо-ри» + — + — — — —
Слава, глас 6 Самогласен «Яко светозарная звезда» + + + + + + +
И ныне, предпразднеству или богородичен по гласу Указ. +
Тропарь, глас 8 «Перьвопрестольником приемниче» * — — — — — —
Слава и ныне предпразднеству или богородичен по гласу Указ. +
И ныне, предпразднеству, глас 6 «Се время приближися спасению нашего»
Ины стихиры предпразднеству, глас 6, на подобен «Тридне-вен»: «Безмерная муд-росте Бо-жия», «Яви-ся пророко-мо», «Обте-
ел 00
че возвещающее звезда»
Тропарь «Яко апостолом со-престольна», глас 1
Слава и ныне предпразднеству «Готовися Вифлееме», глас 4
На утрени
Тропарь, предпразднест-ву Указ. — — — — — — —
Слава (святому), глас 1 «Яко апостолом сопре-стольна»** Указ. — — — — — —
И ныне предпразднеству или богородичен по гласу Указ.
Седален по первой кафизме, глас 1 «Кровь твоя мудрее вопиет от земли» — — — — — — —
Слава и ныне предпразднеству или богородичен «Всех Творца Бога и Создателя» — — — — — — —
Седален по второй кафизме, глас 5 «Преподобие и требла-женне» — — — — — — —
Слава и ныне предпразднеству или богородичен «Дивно чюдо зачатия» — — — — — — —
Седален по полиелеосе, глас 8 На подобен «Премудрости» «Проповедует отче тебе ныне русская митропо- — — — — — — —
и н о н к к я
со
Е
&
и
о »
к >
к
т
со м
143
о
СО
ел СО
лия»
Величение - - - - - -
апостоль-
ское (указ.)
Слава и ныне «Небесную дверь и ковчег» — — — — — — —
Степенны, глас 4, анти- Указ. - - - - - - -
фон 1
Прокимен Указ. «Честна пред Господом» Указ. - - - - - -
Прокимен великий Указ. «Всякое дыхание» - - - - - - -
Евангелие от Луки, зач. Указ. «Стал Исус на месте» - - - -
24
Стихира по 50 псалме, Самогласен «Апостолом ревнителя» ■ + + ■ + ■ +
глас 8
Канон предпразднеству на 6, или канон Богоро- Каноны*** — — — — — —
дицы, глас 6 на 6, Канон
Святителю, глас 8, на 8
По 6-й песни кондак, На подобен «Дева «Православию наставни- + - - - - - -
глас 3 днесь» ка»
По 9-й песни светилен На подобен «Посетил ны есть» «Тезоимените целомудрия» + — + — — — —
Слава и ныне предпразд- Самогласен «Щедроты Твоя, Боже» Указ. - + - - - -
неству или богородичен
Стихиры на хвалитех На подобен «Яко «Течение совершил еси» + - + - - - -
святому, глас 4 добля» «Филиппе блаженне» + - + - -
«Филиппе святителю» + - + - -
Слава святителю, глас 6 Самогласен «Ты еси пастырь добрый» + - + ■ + ■ +
И ныне празднику Указ. + - - Указ. - Указ.
Славословие великое, Указ. Указ. - - - - - -
отпуст, час 1
На литургии
Блаженна от канона, предпразднеству, песнь 3 и святому, песнь 6 Указ. Указ.
Прокимен, глас 1 Указ. «Уста моя возглаголят» Указ. - - - - - -
Апостол, зач. 335 Указ. Указ. - - - - - -
Указ.: Алли-луия «Уста праведнаго поучатся премудрости»
Евангелие от Иоанна, зач. 36 Указ. Указ. — — — — — —
Причастен Указ. «В память вечную» Указ. - - - - - -
* Помещен в разделе малой вечерни. ** Указан как тропарь на великой вечерне.
*** Указания инципитов ирмосов-розников канона предпразднику; указание инципитов ирмосов канона святому.
МУЗЫКАЛЬНАЯ МЕДИЕВИСТИКА
Гимнографический комплекс святителю Филиппу митрополиту Московскому
В настоящей статье рассматривается гимнографический комплекс, посвященный митрополиту Московскому и всея Руси Филиппу, становление агиографии которому до сих пор оставляет много вопросов. В связи с этим затрагиваются вопросы, связанные с датой канонизации святителя Филиппа, временем сложения жития и составления службы, а также ее певческого воплощения. Исследователями установлено, что певческие списки службы митрополиту Филиппу появляются в середине XVII в. Достаточное количество вариантов музыкального текста службы святителю позволяет осуществить их систематизацию через выяснение точного числа реально существующих певческих редакций и их соотношения между собой. На основании наиболее ранних и репрезентативных списков службы, не переходящих границы XVIII в., были обнаружены две категории гимнографических текстов, среди которых тексты, исполняющиеся на подобен и имеющие самостоятельный напев. Основной материал статьи посвящен выявлению репертуара песнопений службы митрополиту московскому Филиппу. Анализ показал, что комплекс песнопений святителю в выбранных списках представлен в разном объеме. Их сопоставление позволило выделить пять редакций состава службы, отличающихся количеством входящих песнопений -основную, краткую, расширенную, полную, избыточную.
Ключевые слова: митрополит Филипп Московский и всея Руси, знаменный распев, гимнографический комплекс, редакции.
Gymnographic complex Saint Philip the Metropolitan of Moscow
This article discusses a hymnographic complex dedicated to Metropolitan of Moscow and All Russia Philip, the establishment of hagiography, which still leaves many questions. In this regard, issues related to the date of canonization of the saint, the time of the addition of his life and compilation of the service, as well as its singing incarnation. To date, researchers have found that the singing lists of the service to Metropolitan Philip appear in the middle of the 17th century. A sufficient number of variants of the musical text of the service to the saint allows for their systematization through finding out the exact number of actually existing singing versions and their correlation among themselves. Based on the earliest and most representative lists of services that did not cross the borders of the 18th century, two categories of hymnographic texts were found, including texts that are performed in a similar manner and have an independent tune. The main material of the article is devoted to identifying the repertoire of chants of the service of Metropolitan Philip of Moscow. The analysis showed that the complex of hymns to the saint in the selected lists is presented in a different volume. Their comparison made it possible to single out five editions of the composition of the service, differing in the number of incoming chants -basic, brief, extended, full, redundant.
Keywords: Metrapolitan of Moscow and All Russia Philip, zmameny chant, gymnographic complex, edition.
Казанцева Дарья Васильевна, аспирант кафедры истории музыки Новосибирской государственной консерватории им. М. И. Глинки (класс кандидата искусствоведения, доцента Т. Г. Казанцевой) E-mail: dariaveretennikova@rambler.ru
Kazantseva Daria Vasilievna, postgraduate student at Department of Music History of the Glinka Novosibirsk State Conservatoire (class of Candidate of Art Criticism, associate professor T. G. Kazantseva) E-mail: dariaveretennikova@rambler.ru
Получено 04.06.2019