Научная статья на тему 'Стихирари минейные в Кирилло-Белозерских рукописях XV в'

Стихирари минейные в Кирилло-Белозерских рукописях XV в Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
206
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Гусейнова Зивар Махмудовна

Автор анализирует материалы нотированных полностью (или частично) рукописей Кирилло-Белозерского монастыря XV в., сохранившиеся в фондах Российской национальной библиотеки и содержащие все певческие книги эпохи, выявляя многие существенные закономерности певческой культуры, свойственные данному времени

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MINEYNYE STIHIRARY IN KIRILLO-BELOZERSK MANUSCRIPTS OF THE 15TH CENTURY

By analyzing a number of 15th century manuscripts from the Kirillo-Belozersk monastery, the author reveals many important features of the church singing of that epoch.

Текст научной работы на тему «Стихирари минейные в Кирилло-Белозерских рукописях XV в»

Вестник ПСТГУ

II: «Музыкальное искусство христианского мира». 2008. Вып. 1(2). С. 7-14

Стихирари минейные в Кирилло-Белозерских рукописях XV в.

Гусейнова З.М.

СПбГК им. Н. А. Римского-Корсакова, Санкт-Петербург

Автор анализирует материалы нотированных полностью (или частично) рукописей

Кирилло-Белозерского монастыря XV в., сохранившиеся в фондах Российской национальной библиотеки и содержащие все певческие книги эпохи, выявляя многие существенные закономерности певческой культуры, свойственные данному времени.

В собрании Российской национальной библиотеки представлены девять сохранившихся рукописей XV в. Кирилло-Белозерского монастыря — полностью нотированных и нотированных частично1, в одной из них содержатся лишь несколько нотированных разделов2. Данные источники включают все певческие книги того времени — Стихирари минейные, Ирмологии, Триоди, только формирующиеся Октоихи, введены ранние Азбуки-перечисления3. Наиболее полно в рукописях представлены Стихирари минейные (Кир.-Бел. 629/886; 637/894; 653/910; 654/911), которые, наряду с другими стихирарями, ранее рассматривались отдельными исследователями4.

Стихирари различаются по количеству служб и объему песнопений в каждой службе, что не зависит от времени создания рукописи. Так, рукопись первой половины XV в. (Кир.-Бел. 637/894) содержит сравнительно небольшое количество служб годичного цикла — 41, к которым примыкает дополнительный раздел, представляющий песнопения семи праздников, уже упомянутых в данном списке. Рукопись 2-й половины XV в. (Кир.-Бел. 629/886) содержит 43 праздничные службы, то есть отличается незначительно, в то время как два других Стихираря этого времени (Кир.-Бел. 653/910 и 654/911) гораздо более объемны. Так,

1 Кир.-Бел. 573/830; 596/853; 597/854; 607/864; 629/886; 637/894; 653/910; 654/911.

2 Кир.-Бел. 9/1086. О рукописи см.: Каган М. Д., Понырко Н. В., Рождественская М. В. Описание сборников XV в. книгописца Ефросина // ТОДРЛ. Л., 1980, Т 35. С. 3—300.

3 Бражников М. В. Древнерусская теория музыки. — Л., 1972; Гусейнова З. М. Руководства по теории знаменного пения XV века (источники и редакции) // Древнерусская певческая культура и книжность // Проблемы музыкознания 4: Сб. науч. тр. Сост. и отв. ред. Н.С. Серегина. Л., 1990. С. 20-46.

4 См. : Серегина Н. С. Песнопения русским святым (По материалам рукописной певческой книги Х1—Х1Х вв. «Стихирарь месячный»). СПб., 1994, а также другие работы автора.

Захарьина Н.Б. Эволюция композиции древнерусских песнопений-осмогласников знаменного распева в XII—XVII вв. // Певческое наследие Древней Руси (история, теория, эстетика): Сб. науч. тр. Сост. Н. Б. Захарьина, А. Н. Кручинина. СПб., 2002. С. 185-205.

во второй из них (Кир.-Бел. 654/911) включено свыше 120 служб, то есть в три раза больше. Это подтверждает высказанную мысль, что количество служб Стихираря не зависит от принадлежности его к тому или иному периоду, в данном случае первой или второй половине XV в.

Второй показатель степени полноты Стихирарей — это количество песнопений, представляющих ту или иную службу, иными словами — наличие в службах полных микроциклов (стихир и славников) или только славников. Изучение рукописей показывает, что все четыре Стихираря близки друг другу в отношении двунадесятых праздников, которые представлены полными составами. В отношении же других служб ситуация различна. В одном из списков Стихираря (Кир.-Бел. 637/894) несколькими песнопениями микроцикла показаны, кроме двунадесятых праздников, службы Рождеству Иоанна Предтечи (20 июня) и Усекновению главы Иоанна Предтечи (29 августа), апостолам Петру и Павлу (29 июня) и др. В другом (Кир.-Бел. 629/886) — в полном составе показаны те же службы, и к ним могут быть добавлены службы прп. Сергию Радонежскому (25 сентября) и свт. Николаю чудотворцу (6 декабря). В Стихираре рукописи Кир.-Бел. 654/911 отмечаем полные составы служб Симеону Столпнику (1 сентября), Успению Иоанна Богослова (26 сентября), Михаилу Архангелу (8 ноября) и ряда других. В Стихираре же рукописи Кир.-Бел. 653/910 — самом полном из четырех списков XV в. — несколькими песнопениями (стихирами и славни-ками) представлены уже многие службы.

Русских служб в Стихирарях мало. К ним принадлежат службы Покрову пресвятой Богородицы (1 октября), мчч. блгв. князьям Борису и Глебу (во св. Крещении Роману и Давиду, 24 июля), Преставлению прп. Сергия, игумена Радонежского (25 сентября), Обретению мощей свт. Леонтия, еп. Ростовского (23 мая), Преставлению прп. Варлаама Хутынского (6 ноября). Во всех четырех Стихирарях выписаны песнопения Борису и Глебу5 и празднику Покрова, в трех (Кир.-Бел. 629/886, 653/910, 654/911) — свт. Леонтию, только в двух (Кир.-Бел. 629/886, 653/910) — прп. игумену Сергию и лишь в одной (Кир.-Бел. 629/886) — прп. Варлааму Хутынскому. Включение службы игумену Сергию только в две рукописи объясняется сравнительно недавним временем написания текста этой службы (не ранее середины XV в.)6. При этом если в рукописи Кир.-Бел. 653/910 выписаны два славника — «Придете иночествоующеихо моногочисленое множество» и «Преподобене отече мира красоты», то в небольшом по количеству служб Стихираре рукописи Кир.-Бел. 629/886 выписаны девять песнопений7.

5 См. об этом: Серегина Н. С. К вопросу о первой канонизации Бориса и Глеба // Древнерусская певческая культура и книжность: Сб. науч. тр./ Сост. и отв. ред. Н. С. Серегина. Л., 1990. С.12—19.

6 Подробнее об этом см.: Серегина Н. С. Песнопения русским святым. С. 210—223; Она же. Стихиры Сергию Радонежскому как памятник отечественного песнетворчества // ТОДРЛ. Т. XXXVIII/ Отв. ред. Д. С. Лихачев, Г. М. Прохоров, М. А. Салмина. Л., 1985. С. 338-355.

7 «Мирескыи мятеже преподобне оставль», «Преподобене отече кто исповесть труды и болезни», «Преподобне отче Сергие ты враче доушамо и теломо явися», «Богомоудре Сергие славы мало времененыя», «Терпяще нынешняя моужествене», «Терпяще яко наслажение скорби», «Отоверго ризы тлененыя хожаше», «Приидите иночествоущеихо многочисленое множество», «Преподобене отече мира красоты и пища времененыя».

Только в рукопись Кир.-Бел. 629/886 введена служба прп. Варлааму Хутын-скому. Она представлена одним славником 8 гласа «Весечестеная и чюдотворная рака», к сожалению, не нотированным. Но это единственное песнопение преподобному в кирилловских рукописях XV в.8.

Стихирарь первой половины столетия (Кир.-Бел. 637/894) содержит истин-норечный текст, остальные Стихирари — раздельноречный, переход к которому как раз и был осуществлен в течение XV в. В текстах более поздних Стихирарей отчетливо видны следы истинноречия, иногда можно даже наблюдать процесс перевода истинноречных текстов в раздельноречные. Он проявляется в том, что в отдельных случаях буквы «о» и «е» выписаны поверх зачеркнутых «ъ» и «ь» (например, «Въо моужество», «Прободеномъо ти ребромо»). Но даже в рукописях конца XV в. есть отдельные тексты, которые почти целиком сохраняют истин-норечие.

При формировании служб русским святым создавались поэтические тексты, которые, используя традицию переводных византийских текстов, вырабатывали и самостоятельные художественные приемы. Показателен в данном отношении текст славника шестого гласа «Придете въсхвалимъ чюдотворцю и моученику» из службы Борису и Глебу9 (Пример 1).

Пример 1 Служба Борису и Глебу Славник «Придете въсхвалимъ чюдотворцю и моученику» Кир.-Бел. 654/911. Л. 164 об. (глас 6, фрагмент)

Радоующася темъ и мы песнеми.

Память ею весело любовию похвалимъ вопиюще.

Радоуитася велицеи заступьника и поборьника на врагы.

Радоуитася врача болящимъ и бесомъ прогонителя.

Радоуитася о любезьная верста брата прекрасьная.

В приведенном фрагменте применен весьма характерный для византий-ско-русской гимнографии прием анафор-хайретизмов, усложненный разными формами глагола «Радоуися», использованием в стиховой конструкции союза «и» («велицеи заступьника и поборьника на врагы», «врача болящимъ и бесо-мъ прогонителя») и другие. Все эти приемы созвучны гимнографии Стихираря минейного в целом и отличаются особой красотой, выразительными деталями, образующими поэтические формы, удивительные по структуре и внутренней организации.

8 О службе Варлааму Хутынскому см.: Кручинина А.Н. Музыкально-поэтические формулы-именования святого в службе преподобному Варлаамию Хутынскому // Древнерусское песнопение. Пути во времени. Вып. 1/ Сост. и научн. ред. Н.Б. Захарьина СПб., 2002; Она же. Музыкально-поэтические формулы молений в песнопениях святому преподобному Вар-лаамию Хутынскому // Древнерусское песнопение. Пути во времени. Вып. 2: По материалам конференции Бражниковские чтения-2004 / Сост. и науч. ред. Н. Б. Захарьина. СПб., 2004. С. 108-118.

9 Приводится по рукописи Кир.-Бел. 654/911. Л. 164 об.

Распев большинства песнопений в Стихирарях осуществляется как самогласный, в текстовых ремарках упоминаются лишь несколько подобнов: «Терпяще мучения» (глас 2), «О дивное чудо» (глас 1) и др. В тех случаях, когда служба представлена полными микроциклами стихир со своими славниками, то их организация сохраняет традиционный прием распевания: все стихиры исполняются по одной мелодической модели. Роль песнопения-образца исполняет первая стихира микроцикла, тогда как славник самостоятелен в своем мелодическом, а иногда и гласовом решении. Распевы Стихираря силлабические и мелизмати-ческие (мелизматический распев традиционно характерен для славников двунадесятых праздников).

Одним из важных аспектов анализа Стихирарей является их нотация. Отметим, что не все песнопения в Стихирарях нотированы, например, в рукописи Кир.-Бел. 654/911 почти целиком нотированы только песнопения до службы Святителю Николаю, архиеп. Мир Ликийских, чудотворцу (л. 61 об.), а далее — отдельные песнопения празднику Преображения и празднику Успения Богородицы.

Интересны песнопения, содержащие нотацию лишь частично: в них в первую очередь проставлены фиты. Например, в славнике на «Господи воззвах» второго гласа из службы Зачатию праведной Анной пресвятой Богородицы (9 декабря) «Неизъглаголано ангеломъ и человекомъ» этой рукописи (Кир.-Бел. 654/911) стоит всего одна фита10, а в славнике на стиховне также второго гласа «Дьнесь ис корене Давыдова» из той же службы одна фита показана с двумя предшествующими стопицами11. В службе «Св. Еустрата и дружины», то есть мчч. Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста (13 декабря), в славнике на «Господи воззвах» шестого гласа «Придете мучениколюбьци христовы страстотерпцы» нотирована только первая строка с фитой и проставлены еще четыре фиты. Таким образом, частично нотированные знаменные песнопения показывают, что их нотирование начиналось именно с фитных начертаний. Наряду с этим встречаются и случаи пропусков нотных строк в целиком нотиро-ванных песнопениях, как это произошло в стихире восьмого гласа празднику Преображения «Предтеча сопасовъ»12 (Пример 2), где не проставлены крюки над отдельными слогами, словами и строками.

Иногда ненотированные тексты Стихираря выписаны с расчетом на внут-рислоговой распев, о чем свидетельствует длительный последовательный повтор одной гласной, как, например, в славнике четвертого гласа «Трикраты въпроше-ние. Еже Петре любиши ли мя» из службы Славных и всехвальных первоверхов-ных апостолов Петра и Павла (28 июня), где в строке «Господи. Вься а а а а а а а а а веси» буква «а» выписана 9 раз13.

Нотация в Стихирарях XV в. еще во многом связана с нотацией предшествующего периода. Особенно это заметно в списке первой половины столетия

10 Кир.-Бел. 654/911. Л. 63.

11 Кир.-Бел. 654/911. Л. 64.

12 Кир.-Бел. 654/911. Л. 189 об. Данная стихира входит в дополнительный раздел Стихираря, написанного неосновным почерком рукописи.

13 Кир.-Бел. 654/911. Л. 155 об.

(Кир.-Бел. 637/894), где напев записан знаками архаичными, в том числе двойной запятой, крюковыми стрелами, знаковыми элементами в непривычных сочетаниях и проч. Это обнаруживается в песнопениях, традиционно обладающих сложным распевом, в первую очередь, славников двунадесятых праздников, хотя может встретиться и в других службах, например, в славнике на стиховне «Яко чиноначаленикъ и забрало», который исполняется 6 сентября, в Воспоминание чуда архистратига Михаила14.

Пример 2 Кир.-Бел. 654/911 Л. 189 об.

н* г*,*уш4«м1ьН4иж*1«ъ и

4 ^ с» «5 « с ср п> г V-

|«ЛА1«1 ГГЫ омнННД% е<И

о > и и ^ и \

ИИ/4ь н пы <« "п^о^и

* " • с и7 ^ =- ^^

- ^ ^ 5 V О- о -

Н(Гаг»1 А АН СЫГГ*п. ВООТ'О |ГД СОАЩ VI*

* XV ¿/ I -V

I

ннЪ нлАткни 1е*ъгйспа^ьу

г^ънЪпу^ьёп^ьулн** спа<ТГи^иинаГд

о

Следующий пример содержит фрагмент стихиры Сретению, исполняемой по 50-м псалме, «Потщися Симеоне» (глас 8) из рукописи Кир.-Бел. 637/89415, в котором могут быть отмечены необычные знаки. Обращает на себя внимание вертикальное соединение запятых рядом с обычной змейцей, большое облачко над стопицей, змейца под стрелою и другие знаковые обороты, позднее вы-

14 Кир-Бел. 637/894. Л. 1 об.

15 Кир-Бел. 637/894. Л. 34.

шедшие из употребления. Отмечу, что данный распев встречается не только в Кирилло-Белозерских рукописях, он с небольшими разночтениями оказывается характерен и для рукописей Троице-Сергиевой Лавры того же времени. В частности, в Примере 3 показана та же стихира «Потщися Симеоне» из современной Кир.-Бел. 637/894 рукописи РГБ Тр.-Серг. 440, где мы можем наблюдать те же знаковые обороты, но усложненные введением фит.

Пример 3

Тр.-Серг. 440. Л. 82 об. (глас 8)

В Стихираре первой половины XV в. (Кир.-Бел. 637/894) отмечаются не только «непривычные» знаки, но и не характерные для более поздней нотации знаковые последовательности. Они обнаруживаются, например, в двух фрагментах славника пятого гласа праздника Преображения «Придете възыдемъ на гору господьню», где обращает на себя внимание присутствие в строках ряда стопиц с очком, в дальнейшем в нотации никогда не встречающееся.

Среди самых необычных распевов XV в. — славник празднику Благовещения «Благовествуетъ Гавриилъ». Он в XV в. выписывается даже в рукописях,

собственно Стихираря не содержащих. Так, в знаменитом сборнике книгописца Евфросина (Кир.-Бел. 9/1086), где есть только несколько нотированных фрагментов, он представлен в следующем виде (Пример 4):

Пример 4

Кир.-Бел. 9/ 1086. Л. 462 об.

Здесь необычно все — отдельные невмы, в целом в знаменной нотации не встречающиеся, знаковые последования, не характерные для распевов, знак «Э», не просто выписанный в текстовой строке: он употреблен внутри слов и даже в сдвоенном виде. Характерно, что данная редакция распева славника будет

представлена и в других кирилловских рукописях XV в.: в Кир.-Бел. 653/910, 597/854, где из Стихираря минейного есть только служба Успению, а рассматриваемый славник Благовещению выписан отдельно в конце рукописи. Он встретился даже в рукописи РНБ не из собрания Кирилло-Белозерского монастыря — О I № 37 (перв. пол. XVI в.)16.

Таким образом, песнопения Стихираря минейного обнаруживают многие закономерности певческой культуры своего времени: закономерности словесного текста, интересные с точки зрения поэтического решения и постепенного перехода к раздельноречной редакции, музыкального текста, важные с позиций формирования стиля распева и характера нотирования. Они отчетливо обозначают черты перелома, произошедшего в XV столетии и во многом повлиявшего на дальнейшее развитие национальной певческой традиции17.

Mlneynye stihirary in Kirillo-Belozersk manuscripts of the 15th century

By Z. Guseinova

By analyzing a number of 15th century manuscripts from the Kirillo-Belozersk monastery, the author reveals many important features of the church singing of that epoch.

16 Возможно, происхождение данной рукописи в определенной мере связано с Кирилло-Белозерским монастырем.

17 Подробнее об этом см.: Карастоянов Б.П. К вопросу расшифровки крюковых певческих рукописей знаменного распева // Musica Antique-4. Bydgoszcz, 1975. С. 491.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.