Научная статья на тему 'РЕОРГАНИЗАЦИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ТАДЖИКИСТАНА В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ АГРАРНОГО СЕКТОРА В КОНЦЕ ХХ-НАЧАЛЕ ХХ1 ВВ'

РЕОРГАНИЗАЦИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ТАДЖИКИСТАНА В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ АГРАРНОГО СЕКТОРА В КОНЦЕ ХХ-НАЧАЛЕ ХХ1 ВВ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
45
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕФОРМА / ТРАНСФОРМАЦИЯ / РЕОРГАНИЗАЦИЯ НЕЗАВИСИМОСТЬ / ЗЕМЕЛЬНАЯ РЕФОРМА / ДЕХКАНСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / АГРАРНЫЙ СЕКТОР / УКАЗЫ / ПРЕОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Абдурашитов Фозил Маматович

С первых лет приобретения государственной независимости, Таджикистан столкнулся с трудностями в деле реформирования экономики, в том числе и в сельскохозяйственной сфере. В статье рассматриваются вопросы реорганизации сельскохозяйственных предприятий в Таджикистане, социальная, экономическая и политическая жизнь сельского населения республики в годы независимости. Особое внимание уделено развитию законодательства в сфере землепользования. Также освещаются основные этапы, особенности и тенденции реорганизации аграрного сектора в Республике Таджикистан в конце ХХ и начале ХХ1 века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REORGANIZATION OF AGRICULTURAL ENTERPRISES OF TAJIKISTAN IN THE CONDITIONS OF TRANSFORMATION OF THE AGRICULTURAL SECTOR IN THE LATE TWENTIETH AND EARLY TWENTY-FIRST CENTURIES

From the first years of the acquisition of state independence, Tajikistan faced difficulties in reforming the economy, including in the agricultural sector. The article deals with the reorganization of agricultural enterprises in Tajikistan, the social, economic and political life of the rural population of the republic during the years of independence. Particular attention is paid to the development of legislation in the field of land use. Also highlights the main stages, features and trends in the reorganization of the agricultural sector in the Republic of Tajikistan in the late twentieth and early twenty-first century.

Текст научной работы на тему «РЕОРГАНИЗАЦИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ТАДЖИКИСТАНА В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ АГРАРНОГО СЕКТОРА В КОНЦЕ ХХ-НАЧАЛЕ ХХ1 ВВ»

РЕОРГАНИЗАЦИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ТАДЖИКИСТАНА В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ

АГРАРНОГО СЕКТОРА В КОНЦЕ ХХ-НАЧАЛЕ ХХ1 ВВ.

АБДУРАШИТОВ Ф.М.

Институт истории, археологии и этнографии им.А. Дониша Академии наук Республики Таджикистан

С начала 90-х годов ХХ века в Таджикистане начался период экономических реформ. С 1992 года началось частичное разделение горных и предгорных земель сельскохозяйственного назначения. Как и всякое преобразование, аграрная реформа не всегда протекает гладко. В результате реорганизации сельскохозяйственных предприятий наряду с институтами управления в аграрных районах Таджикистана пострадали также простые производители. В случае Таджикистана это колхозники, которые в течение десятилетий трудились на земле коллективно. Для того, чтобы минимизировать риски безработицы и защитить уязвимые слои сельского населения, Правительством Таджикистана и Президентом были прияты ряд защитных мер. Как уже выше было отмечено, одним из них был Указ Президента Республики Таджикистан от 9 октября 1995 года за № 342 «О выделении 50 тыс. гектаров земель для личного подсобного хозяйства граждан» [ 11,406].

В 90-е годы ХХ в. в Таджикистане структурные проблемы аграрного сектора решались в соответствии с Постановлением Правительства РТ "О структурной перестройке колхозов и совхозов и других сельхозпредприятий" от 11 октября 1995 г. [14,8,9]. Именно после принятия данного постановления началась реорганизация крупных хозяйств.

Начиная с 1996 года были сделаны первые практические шаги в формировании многоукладной аграрной экономики. Одним из таких укладов стало фермерство-малая форма агробизнеса на семейной основе. Однако их значимость в производстве сельскохозяйственной продукции не была велика. Это по той простой причине, что проблема становления фермерских хозяйств в Таджикистане имеет не только экономические, но и внеэкономические аспекты. А прежде всего необходимостью решения комплекса задач: экономических, правовых и социально-демографических.

Одним из первых, еще до принятия Постановления правительства о реорганизации сельскохозяйственных предприятий изменил свой правовой статус совхоз им. Абдулло Усмонова Ховалингского района. Дело в том, что данное хозяйство ранее находилось в составе республиканского животноводческого комплекса Ховалинг [8].

Важно констатировать, что после принятия Указа Президента Республики Таджикистан «О реорганизации сельскохозяйственных предприятий и организаций» от 25 июня 1996 года (№522) произошли изменения не только в структуре производства, но и появилась реальная экономическая мотивация для дехкан-производителей. Другой немаловажный момент то, что государственный заказ и цены на сельскохозяйственную продукцию были законодательно закреплены свободными.

В соответствии с вышеназванным Указом, который обеспечивает преобразование крупных сельскохозяйственных предприятий и организаций -колхозов и совхозов в самостоятельные дехканские (фермерские) хозяйства, повсеместно по республике были выявлены нерентабельные колхозы и совхозы.

С целью поэтапного реформирования сельского хозяйства в соответствии с Указами Президента и Постановлениями Правительства РТ, начиная с 1996 года по республике было реорганизовано 728 сельскохозяйственных предприятий. На их базе, на первом этапе реформ, были созданы 5792 дехканских хозяйств. Количество пайщиков во вновь созданных хозяйствах составляло 787 457. Общая земельная площадь, закрепленная за реорганизованными хозяйствами, составляла в размере 2231283 га и из них 258555 га поливные земли [4,137].

То же самое происходило и с совхозами, которые первоначально были раздроблены на мелкие хозяйства. Этим и объясняется рост их количества до 1995 года. Только в 1996 году 178 совхозов были преобразованы в негосударственные формы хозяйствования.

После вступления в действие вышеназванного Положения реорганизация сельскохозяйственных предприятий проводилась ускоренными темпами. По состоянию на 1 июня 1997 года в Таджикистане из 5713 хозяйств 5490 или 96,1 процента общего их количества являются негосударственными. К 1997 году в республике создано 4963 дехканских хозяйства, за которыми закреплены 40 тысяч га земли, в том числе, в . Ленинском районе их насчитывается 1200, в Каферниганском -155, в Файзабадском -195 [1,25].

Как было отмечено, одной из приоритетных задач реформ состояла в создании разных форм хозяйственных отношений. На базе 165 хозяйств были организованы арендные предприятия. В республике успешно работали 50471 коллективных и индивидуальных арендаторов. В условиях внутрихозяйственной аренды за ними было закреплено 93165 га земли, а 58 хозяйств были преобразованы в акционерные общества открытого типа.

Кроме того, в указанный период функционировало 77717 посиракоров, (которым за труд, выделялись временные земельные участки). Они в основном выращивали зерновые, на бросовых и неиспользуемых землях на площади свыше 90 тысяч гектаров [1,26].

Вообще процесс реализации первого Указа начался повсеместно внедряться после выхода следующего Указа Президента РТ «О реализации права пользования землей», от 22 июня 1998 года № 1021. Следовательно, процесс реорганизации строго осуществлялся на основе Указов Президента и Постановлений Правительства Таджикистана. Так, в соответствии с принятыми Постановлениями за № 244 от 27 июля 1998 года было реорганизовано 124 крупных колхозов и совхозов. Спустя год, в 1999 г. по Постановлению № 247 - было реорганизовано 161 хозяйство [6,13].

Еще в феврале 1999 года Правительство РТ утвердило Постановление «Об упрощенном порядке образования и регистрации прав землепользования» от 4 февраля 1999 года № 29 и Постановление «Об упрощенном порядке определения земельного пая и его регистрации» от 4 февраля 1999 года № 30. А Постановление Правительства Республики Таджикистан от 4 февраля 1999 года установило порядок образования и регистрации прав землепользования, а также виды документов необходимые для регистрации права землепользования. Кроме того в нем было предусмотрено порядок и право Комитета по земельным ресурсам землеустройству при Правительстве Республики Таджикистан и его органами на местах определять земельный пай во всех сельскохозяйственных организациях.

Последующий процесс реорганизации проходил в соответствии с Постановлением Правительства РТ «Об упрощенном порядке образования и регистрации прав землепользования», принятого 4 февраля 1999 года за №29. Согласно утвержденному плану в 2001 году в масштабе страны было реорганизовано-120 хозяйств [6,13]. А согласно предписанию Указа Президента РТ № 1232 (9 июня 1999 года) было предусмотрено преобразовать 160 колхозов и совхозов до 30 марта 2000 года.

Другим шагом на пути земельной реформы было принятие очередного Указа Президента РТ «О реорганизации сельскохозяйственных предприятий и организаций» от 2 февраля 2001 года, № 478, который повлек за собой реорганизацию 120 крупных хозяйств и создание 1355 дехканских хозяйств [12,417].

Между тем, перед организаторами реформ комиссии по реорганизации предстояло в целом завершить процесс реорганизации крупных предприятий, а на их базе создать индивидуальные, семейные и коллективные дехканские хозяйства на основе простого товарищества. Как выяснилось, во время проведения реорганизации хозяйств на общем собрании членов хозяйств, не во всех районах, хозяйствах подлежащих к реорганизации, граждане могли выступать открыто, свободно. Были случаи вмешательства органов исполнительной власти на местах при принятии решения собрания об образовании и количестве дехканских хозяйств. Именно и в основном по этой причине а) не оправдывались надежды большинства граждан, желающих

организовать семейные и индивидуальные дехканские хозяйства; б) был просрочен процесс преобразований; в) в целом негативно отразилось на ход земельной реформы и г) с точки зрения продуктивности сельскохозяйственного производства на несколько лет отбросила развитие аграрного сектора.

Эксперты Центра стратегических исследований считают, что в аграрной сфере Таджикистана было создано достаточное условие для ведения разных форм хозяйствования и жителям села было предоставлено право выбора форм собственности, что отражает демократический характер проведенных аграрных преобразований. Свои доводы специалисты аргументируют некоторыми фактами. Так, на конец 2003 г. в стране уже функционировало 16433 дехканских (фермерских) хозяйств, 182 ассоциаций дехканских хозяйств, 193 коллективных дехканских хозяйств, 37 и 248 подсобных хозяйств предприятий и организаций [15,52].

Основанием для дальнейшего ускорения темпа реорганизации стало Постановление Правительства Республики Таджикистан от 1 октября 2002 г. за № 385 «О реорганизации сельскохозяйственных предприятий и организаций в период 2002-2005 гг.» до 1 января 2005 г. За этот период было реорганизовано 67 хозяйств. На их базе было создано 396 дехканских (фермерских) хозяйствах. Количество членов во вновь созданных хозяйств составило 85457 пайщиков. Только в 2005-году было реорганизовано 17 крупных сельскохозяйственных предприятий-колхозов и совхозов [2,17].

С целью исполнения вышеуказанного постановления в Согдийской области до 1 января 2006г. было реорганизовано 97 хозяйств [2,5]. К 1 января 2006 года в Согдийской области функционировало 7375 дехканских (фермерских) хозяйств с разной формой собственности. Только на основании Постановления Правительства РТ № 385 от 1 октября 2002 года «О реорганизации структуры сельскохозяйственных предприятий и организаций в период 2002 - 2005гг.» до 1 января 2006 года было реорганизовано 99 крупных хозяйств [2,7].

Масштабная реорганизация крупных коллективных хозяйств и разукрупнение сельскохозяйственных предприятий в районах Кулябской зоне Хатлонской области началась после выхода в свет Указа Президента РТ от 30 июня 2006 года № 1775 «О дополнительных мерах по реорганизации и реформы сельскохозяйственных предприятий». Этот указ был принят 30 июня 2006 года за № 1775 . В нем, по сути была определена дорожная карта земельной реформы.

По данным Агентства по статистике при Президенте РТ, в аграрной отрасли экономики в 2010 г. занимались производством

сельскохозяйственной продукции 2278 крупных, средних, малых хозяйств и организаций. Из них - 1 колхоз, 5 - совхозов, 91 - госхоз, 1 - арендное

хозяйство, 767-ассоциации дехканских хозяйств, 849- коллективных дехканских хозяйств, 20-акционерных обществ, 126- сельхозкооперативов, 411-подсобных хозяйств при предприятиях и организациях, 7- агрофирм и 37966-дехканских хозяйств [13,17].

В рассматриваемый период ускоренными темпами проводилось разукрупнение хозяйств в Согдийской области. Здесь, как и во всей республике, была проведена реформа сельскохозяйственного производства, заключающаяся в расформировании крупных сельскохозяйственных предприятий и передаче земли и скота непосредственно дехканам в аренду на долгосрочное пользование. В результате проводимых реформ в области образовались дехканские и фермерские хозяйства, непосредственно работающие на земле и заинтересованные в результатах личного труда. Число колхозов с 119 в 1992г. сократилось до 1 в 2011г., а 90 совхозов полностью ликвидированы. В 2011г. на их базе уже формировались 12772 дехканских хозяйств и 860 прочих сельскохозяйственных предприятий [3,123].

Для ускорения процессов преобразований и создания дехканских хозяйств Правительством Таджикистана было издано очередное Постановление №13-3 от 21 июня 2012 года по реорганизации крупных хозяйств. В соответствие с данным Постановлением Правительства Таджикистана было принято решение о создании на базе крупных сельскохозяйственных предприятий с общей площадью земельных участков примерно от 60 до 1800 гектаров 377 дехканских хозяйств [10].

Что касается Хатлонской области, то преимущество по использованию земель сельскохозяйственного назначения постепенно переходило к дехканским хозяйствам. Так, по данным Комитета по землеустройству и геодезии Республики Таджикистан по распределению земель по субъектам, занимающихся производством сельскохозяйственной продукции по состоянию на 1 января 2012 г. всего по республике земель сельскохозяйственного назначения составило 2112,96 тыс. га. Из них в распоряжении совхозов находилось 72,9 тыс. га, производственных кооперативов 6.1 тыс. га, межхозяйственных предприятий 92,1 тыс. га, госпредприятий 193,275 тыс. га, госпредприятий АПК 472,036 тыс. га, агрокорпораций 4,029 тыс. га, арендных предприятий 38,773 тыс. га, аграрных госпредприятий других ведомств - 4,282 тыс. га, прочих новых форм хозяйств-40,378 тыс. га, владельцев подсобных хозяйств - 69,219 тыс. га , садоводство и коллективное бахчеводство 0,120 тыс. га. Больше всего сельхозземель принадлежало-дехканским (фермерским) хозяйствам - 1119,68 тыс. га [5.46].

После принятия вышеуказанного Постановления ускоренными темпами продолжался процесс преобразования крупных хозяйств в районах Хатлонской области. В результате разукрупнения к 2013 году по области уже было создано 50 тыс. дехканских хозяйств. Здесь заметно было лидирующее положение

районов Кулябской зоны, где к тому времени было организовано свыше 20 тыс. дехканских хозяйств. По сравнению с другими районами Хатлонской области реструктуризация с большим размахом проводилась в хозяйствах Кулябского, Муминабадского, Ховалингского, Шурабадского, Фархорского, в районах им. Хамадони, Тимурмалик и Восе. Только в течение семи месяцев 2013 года в 6 районах было разукрупнено 259 хозяйств. На их базе было создано 1700 дехканских хозяйств [7].

С целью успешного проведения приватизации земли и реорганизации сельскохозяйственных предприятий во всех регионах республики на уровне каждой области, в городах и районах была создана комиссия по реорганизации сельскохозяйственных предприятий. Масштабные структурные изменения произошли в колхозах и совхозах, которые подлежали к реорганизации. В каждом из них создавались внутренние комиссии. В состав комиссии были включены представители местных органов власти, руководители хозяйств, районных управлений сельского хозяйства и земельных комитетов.

Процесс реорганизации сельскохозяйственных предприятий проходил очень болезненно. Это было связано с исторически сложившимися традиционными сельскохозяйственными производственными отношениями внутри колхозов и совхозов. Руководство по реорганизации в хозяйствах возлагалось на председателей коллективных хозяйств, которым было поручено нести персональную ответственность за исполнение решений, принятых на общем собрании.

По сути, реорганизация сельскохозяйственных предприятий была нацелена на реализацию права свободного выбора формы предпринимательства с закреплением за работниками имущественных паев и земельных долей. В целом - это изменение производственных отношений на селе.

Касательно положительных аспектов реформ, необходимо отметить, что в институциональном плане цели были достигнуты. Почти все страны с развитым аграрным сектором живут в условиях цивилизованного рынка и имеют устойчивую систему продовольственной безопасности. Что касается экономической стороны проблемы, то здесь было допущено много ошибок, особенно в стратегическом плане. Дело в том, что в тех преобразованных, но не реорганизованных крупных хозяйствах производственная стабильность сохранилась на долгие годы. В той же Хатлонской области, где в результате гражданской войны почти вся аграрная инфраструктура была разрушена, такие крупные хозяйства, как им. М. Хамадони Кулябского района, Янги Турмуш Колхозабадского района, 50 лет СССР Кубодиенского района, им. Ленина Восейского района, им. Эшбека Сатторова Джиликульского района, им. С. Турдыева района им. Хамадони, им. Ф. Саидова Бохтарского района и им. С. Сафарова Вахшского района благополучно функционировали. Более того, они

получали высокий урожай сельскохозяйственных культур. Этому способствовало в основном имеющаяся у них материально-техническая база.

Что касается негативных последствий реорганизации необходимо отметить, что в конце 90-х годов ХХ века, в начальном этапе процесса реорганизации, отдельные сельскохозяйственные предприятия изменили свой юридический статус. В хозяйствах были проведены внутренняя реорганизация собственности, формально коллективные хозяйства были преобразованы в частные. При этом на продажу ставили все основные средства производства, технику, строительство, даже полевые станы [9,52]. Все это привело к тому, что хозяйствам теперь негде сушить хлопок-сырец, зерно и др. Это было негативное последствие разукрупнения хозяйств.

Таким образом, реорганизацию сельскохозяйственных предприятий и организаций в Таджикистане в конце ХХ-начале ХХ1 вв. трудно оценить однозначно. Она имела свои особенности. Сам процесс протекал в разных регионах по-разному, и результаты были соответствующие.

ЛИТЕРАТУРА

1. Асроров И.А., Эргашев Э.А. Аграрная реформа и развитие рыночных отношений в Таджикистане //Вестник таджагрунив. № 1 1997.

2. Барномаи рушди и^тимоию иктисодии вилояти Хатлон дар давраи то соли 2015. -Душанбе 2005.

3. Гуфранов Д.Н. Особенности становления и развития сельскохозяйственных узлов в Согдийской области // Вестник ТНУ, 2016, № 2/6.

4. Замини мукаддаси Ватан. Издание Комитета по земельному управлению и геодезии Таджикистана. - Худжанд.Хуросон,2016.

5. Источник: Земельный фонд Республики Таджикистан /Комитет по землеустройству и геодезии РТ. - 2013.

6. Концепция использования земель в Республике Таджикистан.-Душанбе,2004. -С.13.

7. Минбари халк. 24 октября 2013 года.

8. Народная газета . 4 апреля 1992 года.

9. Садриддинов С., Хомидов А. Факторы развития земледелия Таджикистана. -Душанбе, 2016.

10. Сайт Адлия Министерства юстиции РТ. Постановление Правительства Республики Таджикистан №13-3 от 21 июня 2012 г.

11. Свод законов и другие нормативно-правовые акты о земле. - Душанбе, 2004.

12. Свод законов и другие нормативно-правовые акты о земле. - Душанбе, 2014.

13. Статистический сборник. Сельское хозяйство Республики Таджикистан. -Душанбе, 2010 г.

14. Текущий архив Центра стратегических исследований при Президенте Республики Таджикистан. Отчет 2002 г. Стратегия развития агропромышленного комплекса Таджикистана.

15. Текущий архив ЦСИ РТ 2004г. О научно-исследовательской работе в сфере

АПК.

РЕОРГАНИЗАЦИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ТАДЖИКИСТАНА В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ АГРАРНОГО СЕКТОРА В КОНЦЕ ХХ-НАЧАЛЕ XXI ВВ.

С первых лет приобретения государственной независимости, Таджикистан столкнулся с трудностями в деле реформирования экономики, в том числе и в сельскохозяйственной сфере. В статье рассматриваются вопросы реорганизации сельскохозяйственных предприятий в Таджикистане, социальная, экономическая и политическая жизнь сельского населения республики в годы независимости. Особое внимание уделено развитию законодательства в сфере землепользования. Также освещаются основные этапы, особенности и тенденции реорганизации аграрного сектора в Республике Таджикистан в конце ХХ и начале XXI века.

Ключевые слова: реформа, трансформация, реорганизация независимость, земельная реформа, дехканское хозяйство, аграрный сектор, указы, преобразования.

АЗНАВСОЗИИ КОРХОНА^ОИ КИШОВАРЗИИ ТОЧИКИСТОН ДАР ШАРОИТИ ТАГЙИРЁБИИ БАХШИ АГРАРЙ ДАР ОХИРИ АСРИ ХХ ВА

АВВАЛИ АСРИ XXI

Солхои аввали истиклолияти давлатй Точикистон дар ислохоти иктисодиёт, аз чумла дар сохаи кишоварзй мушкилоти зиёд дошт. Маколаи мазкур ба масъалахои тагйирёбии корхонахои кишоварзй дар Точикистон, хаёти ичтимой, иктисодй ва сиёсии ахолии дехоти чумхурй дар давоми солхои истиклолият бахшида шудааст. Таваччухи махсус ба рушди конунгузорй дар сохаи истифодаи замин зохир карда мешавад. Х,амчунин, дар макола мархилахои асосй, хусусият ва тамоюлхо дар сохаи кишоварзй дар Чумхурии Точикистон дар охири охири асри XX ва аввали асри XXI инъикос гардидааст.

Калидвожах,о: испорот, трансформатсия, азнавсози, истицлолият, ислохоти замин, хоцагии дещонй, бахши аграри, царорщ тагйирот.

REORGANIZATION OF AGRICULTURAL ENTERPRISES OF TAJIKISTAN IN THE CONDITIONS OF TRANSFORMATION OF THE AGRICULTURAL SECTOR IN THE LATE TWENTIETH AND EARLY

TWENTY-FIRST CENTURIES

From the first years of the acquisition of state independence, Tajikistan faced difficulties in reforming the economy, including in the agricultural sector. The article deals with the reorganization of agricultural enterprises in Tajikistan, the social, economic and political life of the rural population of the republic during the years of independence. Particular attention is paid to the development of legislation in the field of land use. Also highlights the main stages, features and trends in the reorganization of the agricultural sector in the Republic of Tajikistan in the late twentieth and early twenty-first century.

Key words: reform, transformation, reorganization, independence, land reform, dekhkan farm, agrarian sector, decrees, transformations.

Сведения об авторе: Абдурашитов Фозил Маматович-доктор исторический наук, заместитель директор по науке и образованию Института истории, археологии и этнографии им. А. Дониша Академии наук Республики Таджикистан. Адрес:734025, Республика Таджикистан, г. Душанбе, пр. Рудаки, 33. Телефон: (+992) (37) 2212093, мобильный тел: (+992) 935700205 E-mail: fozil-62@mail.ru

Маълумот дар бораи муаллиф:Абдурашитов Фозил Маматович-доктори илмх,ои таърих, муовини директор оид ба илм ва таълими Институти таърих, бостоншиносй ва мардумшиносии ба номи А. Дониши Академияи илмх,ои Ч,умх,урии Точикистон.Сурога:734025,Ч,умх,урии Точикистон, ш.Душанбе, хиёбони Рудакй, 33.Телефон: (+992) (37) 2212093, мобильный тел: (+992) 935700205 E-mail: fozil-62@mail.ru

Information about the author: Abdurashitov Fozil Mamatovich-Doctor of Historical Sciences, deputy director for science and study of the Institute of History, Archaeology and Ethnography named after A. Donish of the Academy of Sciences, Republic of Tajikistan. 734025, Republic of Tajikistan, Dushanbe, 33 Rudaki Ave. Tel: (+992) (37) 2212093, Mob.: (+992) 935700205 E-mail: fozil-62@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.