Научная статья на тему 'К вопросу о реорганизации сельскохозяйственных предприятий Согдийской области в годы независимости (1991-2013)'

К вопросу о реорганизации сельскохозяйственных предприятий Согдийской области в годы независимости (1991-2013) Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
240
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗЕМЕЛЬНАЯ РЕФОРМА / РЕОРГАНИЗАЦИЯ / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / КОЛХОЗЫ / СОВХОЗЫ / ДЕХКАНСКИЕ ХОЗЯЙСТВА / LAND REFORM / REORGANIZATION / AGRICULTURAL ENTERPRISES / COLLECTIVE FARMS / STATE FARMS / DEHKANS'' (FARMERS'')

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Бобоев Абдуазиз Абдусамиевич

В статье рассматривается период реорганизации колхозов и совхозов в новые виды хозяйства в Согдийской области в годы независимости. Автор разделяет период реорганизации на два этапа и более подробно освещает первый этап реорганизации колхозов и совхозов в другие виды хозяйства. Приводится таблицы с данными анализа проведённой реформы в Согдийской области. В статье указаны, законы, которыми регулируются земельные преобразования в Таджикистане. Также определены последствия и результаты проводимой реорганизации сельскохозяйственной предприятий. Автор приходит к выводу, что новые сельскохозяйственные предприятия играют важную роль в экономике республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the question on reorganization of agricultural enterprises of Sughd region in the independence years (1991-2013)

The article dwells on the period of reorganization of both collective and state farms into new types of households in Soghd viloyat (the largest administrative-territorial unit of Tajikistan) in the years of independence. The author divides the relevant period into two stages, the first stage covers collective and state farms reorganization into other types of economy more comprehensively. Tables with the data referring to the analysis of the conducted reform in Sughd viloyat are adduced in the article. The author presents the adopted laws and decrees of the President of the republic, Enactments of the Government and other instruments land reforms in Tajikistan are regulated with. Both the consequences and results of conducted reorganization in reference to agricultural enterprises are determined as well. The author comes to the conclusion that new agricultural enterprises play an essential role in the republic economy.

Текст научной работы на тему «К вопросу о реорганизации сельскохозяйственных предприятий Согдийской области в годы независимости (1991-2013)»

УДК 333.41 А.А.БОБОЕВ

ББК.65.9 (2) 32-5

К ВОПРОСУ О РЕОРГАНИЗАЦИИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ СОГДИЙСКОЙ ОБЛАСТИ В ГОДЫ НЕЗАВИСИМОСТИ (1991-2013)

Земля и водное хозяйство Таджикистана являются основными источниками богатства народа и государства. Предки таджиков испокон веков производили все виды продуктов на этой благодатной земле, на которой сегодня производятся и технические культуры для перерабатывающей промышленности. Рациональное использование земельных ресурсов, было и остается основным компонентом продовольственной безопасности народа,проживающего на территории страны. Поэтому первостепенной задачей для нынешнего Таджикистана является дальнейшее повышение и улучшение эффективности производства сельскохозяйственных продуктов путём улучшения способов использования земельных ресурсов.

В настоящее время отрасли сельскохозяйственного производства сталкиваются со многими проблемами, препятствующими развитию аграрного сектора. Для разработки планомерного развития деятельности этой отрасли, прежде всего, необходимо государственное урегулирование путем усиления законодательных актов. С объявлением государственной независимости в республике начались коренные преобразования во всех сферах общественной жизни народа. Эти преобразования, прежде всего,начали происходить в аграрном секторе. Правительство и парламент республики приняли ряд законов и постановлений относительно земельно-водной системы республики: Закон Республики Таджикистан «О земельной реформе» от 5 марта 1992г., Земельный Кодекс Республики Таджикистан от 12 декабря 1997г.,(2,83) постановление Правительства Республики Таджикистан «Об утверждении Концепции использования земель в Республики Таджикистан» от 31 августа 2004 года, №349 и т.п.

Надо отметить,что аграрная реформа, как и всякие другие преобразования, не всегда протекает гладко. Земельная реформа по всему Таджикистану, в том числе и в Согдийской области стартовала в 90-е годы прошлого века и продолжается до сих пор.

В результате первоначальной реорганизации сельскохозяйственных предприятий наряду с институтами управления в аграрных районах Северного Таджикистана пострадали также простые дехкане-производители сельскохозяйственной продукции. Дехкане, привыкшие к коллективному труду и коллективному хозяйству, первоначально были в замешательства, многие руководители бывших колхозов не понимали сути новых преобразований. Был утрачен энтузиазм коллективного производства. Наступил период затруднений в материальной жизни сельского населения. В этот период Президент республики Эмомали Рахмон принял решающую меру, облегчив возникшие трудности, и издал указ за № 342 от 9 октября 1995 года «О выделении 50 тысяч гектаров земли для личных хозяйств граждан республики».

Очередная реорганизация сельскохозяйственных предприятий стартовала с принятием Постановления Правительства Республики Таджикистан от 11 октября 1995 года, № 621,«О структурной перестройке колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий» (5 83). По сути, это стало начало ликвидации колхозов в аграрном секторе.Постановление предусматривало создание на базе убыточных, низкорентабельных и нерентабельных колхозов, совхозов и других крупных сельскохозяйственных предприятий новых ассоциаций арендаторов, кооперативов,дехканских (фермерских) хозяйств. Данное постановление способствовало также созданию других организационных форм хозяйствования, отвечающих требованиям рыночной экономики. В Северном Таджикистане, начались поэтапные преобразования колхозов и совхозов, с учетом региональных особенностей. По данным таблицы, видно, что до 1999 года, 96 колхозов и 93 совхоза в Согдийской области были реорганизованы на кооперативы и сельскохозяйственные ассоциации (6,157).

Годы 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999

Число предприятий

Колхозов 96 119 122 122 127 168 182 192 200

Совхозов 93 90 92 96 86 93 119 135 196

Межх.сел. предприятий 2

Таблица №1. Число сельскохозяйственных предприятий Согдийской области

Следующим документом, приведшим к кардинальным структурным реформам в аграрном секторе, был Указ Президента Республики Таджикистан от 9 июня 1999 года, № 1232, "О реорганизации сельскохозяйственных предприятий и организаций"(5, 92).

В Указе отмечалось, что в целях углубления экономических реформ в республике необходимо обеспечить реорганизацию 160 сельскохозяйственных предприятий и организаций до 30 марта 2000 года. На основе постановления Правительства Таджикистана и Указа Президента в республике началась реформа во всех сельскохозяйственных секторах. На первом этапе все были озадачены расформированием бывших колхозов и совхозов, существовавших в Советский период. Для осуществления этих мероприятий было поручено создать Государственную комиссию по реорганизации сельскохозяйственных предприятий и организаций. А председателям областей,городов и районов было поручено создать комиссии по реорганизации имеющихся предприятий и организаций на новый лад. Были проведены дополнительные финансовые расчеты для осуществления данных мероприятий. Дополнительно было рассчитано финансирование землеустроительных работ по реорганизации сельскохозяйственных предприятий и организаций, а в сельских районах введена должность инженера -землеустроителя для урегулирования и решения земельных вопросов и регистрации образующихся дехканских (фермерских) хозяйств за счет местного бюджета.

В результате реорганизации сельскохозяйственных предприятий в Северном Таджикистане к 1997г. было создано более 37 акционерных обществ, 43 арендных предприятия, 25 кооперативных ассоциаций,79 аграрных кооперативов,742 дехканских хозяйства,16 семеноводческих хозяйств (4, 3).3а короткое время в Канибадамском районе были расформированы почти все структуры сельского хозяйства, что стало примером для других районов Северного Таджикистана. В результате реорганизации 5127 гектаров земли были распределены между дехканами,которые получили полное право на пользование этой землей. До сегодняшнего дня остались 77 колхозов, которые планируются расформировать в кооперативы (7).

Годы 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006

Число предприятий

Колхозов 183 140 26 26 9 10 2

Совхозов 124 106 10 10 7 7 6

Дехканских хозяйства 1266 1622 2221 2559 3724 3937 4447

Прочих с. х предприятий - - 364 304 301 358 1427

Таблица № 2. Число сельскохозяйственных предприятий Согдийской области

В начале XXI века в Северном Таджикистане началась реорганизация колхозов и совхозов в дехканские хозяйства. На таблице показано, что, после принятия Указа Президента о реформировании сельскохозяйственных предприятий и организаций, в Северном Таджикистане выросло число дехканских хозяйств.Если в 2000 году было создано 126 дехканских хозяйств, то через пять лет их число достигло 4447. Кроме того, в Северном Таджикистане началось создание других предприятий в сфере сельского хозяйства например, в 2002 году они составили цифру 364, а в 2006 году их число достигло уже 1427.

В это время темпы преобразований опережали намеченные правительством планы, и необходимо было обеспечить их соответствующей правовой базой.2 февраля 2001 года был издан новый Указ Президента Республики Таджикистан, № 478, «О реорганизации сельскохозяйственных предприятий и организаций». Указ был издан в целях углубления экономических реформ в республике. В соответствии с Положением "О порядке реорганизации сельскохозяйственных предприятий и организаций",утвержденным Указом Президента Республики Таджикистан еще от 25 июня 1996 года №522, было предусмотрено обеспечить до 31 декабря 2001 года реорганизацию 120 сельскохозяйственных предприятий и организаций (5,225).

Сроки очередного этапа в реорганизации 1999-2001гг были установлены Постановлении Правительства Республики Таджикистан от 29 марта 2001 года, №128 г, «О мерах по выполнению Указа Президента Республики Таджикистан» от 2 февраля 2001 года, № 478, "О реорганизации сельскохозяйственных предприятий и организаций". В данном Постановлении Правительства

Республики Государственному комитету Республики Таджикистан по землеустройству было поручено до 31 декабря 2001 года обеспечить поэтапную реорганизацию 130 сельскохозяйственных предприятий и организаций-колхозов,совхозов, и других сельскохозяйственных предприятий, и создать на их базе дехканские (фермерские) хозяйства, отвечающие требованиям рыночной экономики (1,72).1 октября 2002 года было принято очередное Постановление Правительства^« 385, «О реорганизации сельскохозяйственных предприятий и организаций в период 2002-2005 годов».Постановление было принято в целях реализации экономической реформы в аграрном секторе.Перед Государственным комитетом Республики Таджикистан по землеустройству, Министерством сельского хозяйства Республики Таджикистан, заинтересованными министерствами и ведомствами, органами исполнительной власти на местах была поставлена задача. До 31 декабря 2005 года обеспечить поэтапную реорганизацию 225 сельскохозяйственных предприятий и организаций (1,66).

Также было установлено преобразовать их в негосударственные хозяйства, в том числе дехканские (фермерские) хозяйства и другие новые формы хозяйствования.

Другим основанием для правового закрепления процессов земельной реформы послужил следующий Указ Президента Республики Таджикистан, принятый 30 июня 2006, «О дополнительных мерах по реорганизации и реформированию сельскохозяйственных организации».В нем, по сути, была определена дорожная карта земельной реформы.

С целью успешного проведения приватизации земли и реорганизации сельскохозяйственных предприятий во всех регионах республики каждой области, в городах и районах были созданы комиссии по реорганизации сельскохозяйственных предприятий. Масштабные структурные изменения произошли в колхозах и совхозах, которые подлежали реорганизации. В каждом из них создавались внутренние комиссии. В состав комиссий были включены представители местных органов власти, руководители хозяйств,районных управлений сельского хозяйства и земельных комитетов. Был составлен план реорганизации сельскохозяйственных предприятий и организаций в областях, городах и районах республики.Мы приводим план реорганизации сельскохозяйственных предприятий и организаций в областях, городах и районах Согдийской области Республики Таджикистан на 2006 год (4).

№ Наименование городов и районов Подлежат реорганизации в 2006 году

Всего хозяйств до конца июня до конца сентября до конца декабря

1 По республике 36 9 15 12

2 Согдийская область 8 2 4 2

3 Район Деваштич 3 1 1 1

4 Истаравшанский район 1 1

5 Матчинский район 1 1

6 Спитаменский район 1 1

7 Канибадамский район 1 1

8 Зафарабадский район 1 1

Таблица №3. План реорганизации сельскохозяйственных предприятий и организаций в областях, городах и районах Согдийской области на 2006 год

Согласно этому плану в Северном Таджикистане началось расформирование 8 сельскохозяйственных предприятий и организаций на дехканские хозяйства.Как видно из таблицы, в 2006 году в Согдийской области реорганизации подлежат всего 8 предприятий.

В 2006 году, согласно другим указам Президента, и проведенной Правительством республики сельскохозяйственной реформе, колхозы, совхозы и другие предприятия распались и вместо них были созданы дехканские хозяйства. Правительство приняло постановление об упразднении всех долгов сельхозпредприятий перед поставщиками электроэнергии и за водоснабжение.

К тому времени на рынке начали стабилизироваться цены на продукцию аграрного сектора. По идее, более мелкие и гибкие в управлении дехканские хозяйства, пришедшие на смену колхозам и совхозам,должны были получить стимул и более быстрыми темпами развивать земледелие (1,76). Однако почти за десятилетие республика желаемого эффекта от реформы так и не получила. Взявшие в свои руки бразды правления новыми хозяйствами так называемые

«латифундисты», по сути, превратили дехканина в батрака, который так и не стал хозяином земли. Лишь небольшая часть дехканских хозяйств оказалась рентабельной, бремя взяли долгов на себя взяли власть и международные организации. В очередной раз были упразднены долги хозяйств перед мелиораторами и другими дебиторами.

Число 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013

предприятии

Колхозы 2 4 1 2 1 1 1

Совхозы 4 2 2 2 - - -

Дехканские 5187 5794 7509 8885 12772 15515 1985

хозяйства

Прочие с. х 1469 1687 1259 1577 860 1222 1213

предприятия

Таблица №4. Число сельскохозяйственных предприятий Согдийской области

Как видно,в 2007-2013 годах в Северном Таджикистане высоким темпам осуществлялась реорганизация сельскохозяйственных предприятий и организаций в дехканские хозяйства. Для проведения реформы в целом Таджикистане было принято несколько законов и под законные акты,благодаря которым ускорился процесс реорганизации хозяйств в дехканские или другие виды хозяйства. Если в 2000 году в республике существовало 200 колхозов и 196 совхозов, то уже через 13 лет в области почти не существовали колхозы и совхозы.

В результате проведения реформы на рынках цены на сельскохозяйственную продукцию урегулировались. Кроме всего этого, в республике наметился рост производства сельскохозяйственной продукции, и уменьшилось число трудовых мигрантов.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Абдурашитов, Ф.М.Земельно-водная реформа в Таджикистане в конце ХХ-начале XXI вв./Ф.М .Абдурашидов. - Душанбе,- 2016.-107с.

2. Ахбори Маджлиси Оли-1997.-№ 12.-1997.-123с.

3. Отчет исполнительного органа государственной власти Согдийской области за 2014 год

4. Постановление Правительства РТ от 3 мая 2006, № 203, «О реорганизации сельскохозяйственных предприятий и организаций на 2006 год»

5. Свод законов и другие нормативно-правовые акты о земле.-Душанбе, 2014.-385 с.

6. Статистический ежегодник Согдийской области.-Худжанд, 2014

7. Ислохдт идома дорад//Х,акикати Ленинобод.-1997.-15 ноябр

REFERENCES:

1.Abdurashitov, F.M.Land and Water Reform in Tajikistan Referring to the End of the XX-th-the Beginning of the XXI-st Centuries/F.M.Abdurashitov.-Dushanbe,2016.-107 р.

2.Tiding of Majlisi Oli.-# 2.1997.-Dushanbe,123p.

3.Report of Sughd Region State Power Executive Body for 2014.

4.Enactment of Tajikistan Government Dated May 3, 2006, № 203 «On Reorganization of Agricultural Enterprises and Organizations for the Year of 2006»

5.Code of Laws and other Normative - Legal Instruments on Land.-Dushanbe, 2014.-385р. 6.Statistical Annual of Sughd Region. - Khujand, 2014.

7.Revision Being Continued // Hakikati Leninobod (The Truth of Leninabad)-№92.15.11.1997.

Оид ба муаммохри тацдиди хоцаги^ои кишоварзии вилояти Сугд дар сощои истицлолият (1991-2013)

Вожа^ои калиди: ислоуоти замин, тацдид, корхонауои кишоварзй, колхоз, совхоз, хоцагии деуцонй.

Дар мацола оид ба азнавсози, та цдид ва ташкили хо цагиуои кишоварзии нав дар вилояти Сугд дар сощои истицлолият сухан меравад. Муаллиф давраи азнавсозй ва тацдиди хоцагиуои кишоварзиро ба ду маруила тацсим намуда, доир ба давраи аввал маълумоти мушаххас додааст. Таъкид меравад, ки дар маруилаи аввал колхозу совхозуо шакли нави хоцагидориро интихоб намуда, фаъолият намудаанд. Муаллиф цадвали таулили ислоуоти хоцагиуои кишоварзии вилояти Сугд (солуои 1991 2013)-ро танзим намуда, тавассути онуо андешауои хешро тауким бахшидаст.

Дар мацола даврауои цабул шудани санадуои ууцуцие,ки барои гузаронидани ислоуот заминаи ууцуци гузоштаанд, нишон дода шудаанд. Инчунин натицауои тацдиди хоцагиуои кишоварзй дар

вилоят оварда шудааст. Муаллиф ба хулосае меояд, ки тацдид ва аз нав ташкилдщии хоцагщои кишоварзЙбарои пешбурди ицтисодй варасидан ба щдафцои стратегии чущури нацши хос мебозад.

К вопросу о реорганизации сельскохозяйственных предприятий Согдийской области в годы независимости (1991-2013)

Ключевые слова: земельная реформа, реорганизация, сельскохозяйственные предприятия, колхозы,

совхозы, дехканские хозяйства. В статье рассматривается период реорганизации колхозов и совхозов в новые виды хозяйства в Согдийской области в годы независимости. Автор разделяет период реорганизации на два этапа и более подробно освещает первый этап реорганизации колхозов и совхозов в другие виды хозяйства. Приводится таблицы с данными анализа проведённой реформы в Согдийской области.

В статье указаны, законы, которыми регулируются земельные преобразования в Таджикистане. Также определены последствия и результаты проводимой реорганизации сельскохозяйственной предприятий. Автор приходит к выводу, что новые сельскохозяйственные предприятия играют важную роль в экономике республики.

To the Issue of Sughd Viloyat Agricultural Enterprises Reorganization of in the Years of Independence (1991 - 2013)

Keywords: land reform, reorganization, agricultural enterprises, collective farms, state farms, dehkans' (farmers ).

The article dwells on the period of reorganization of both collective and state farms into new types of households in Soghd viloyat (the largest administrative-territorial unit of Tajikistan) in the years of independence. The author divides the relevant period into two stages, the first stage covers collective and state farms reorganization into other types of economy more comprehensively. Tables with the data referring to the analysis of the conducted reform in Sughd viloyat are adduced in the article.

The author presents the adopted laws and decrees of the President of the republic, Enactments of the Government and other instruments land reforms in Tajikistan are regulated with. Both the consequences and results of conducted reorganization in reference to agricultural enterprises are determined as well. The author comes to the conclusion that new agricultural enterprises play an essential role in the republic economy.

Маълумот дар борам муаллиф:

Бобоев Абдуазиз Абдусамиевич, сармуаллими кафедраи ууцуцшиносии Донишгоуи давлатии Хуцанд ба номи академик Б.Гафуров (Чумуурии Тоцикистон, ш.Хуцанд),Е-тай:Ъ-abduaziz@mail. ru Сведения об авторе:

Бобоев Абдуазиз Абдусамиевич, старший преподаватель кафедры правоведения Худжандского государственного университета имени академика Б.Гафурова (Республика Таджикистан, г.Худжанд),E-mail: b-abduaziz@mail.ru Information about the author:

Boboev Abduaziz Abdusamievich, senior lecturer of the department of jurisprudence under Khujand State University named after academician B. Gafurov (Tajikistan, Khujand),E-mail:b-abduaziz@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.