АГРАРНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В ТАДЖИКИСТАНЕ В КОНЦЕ ХХ-НАЧАЛЕ ХХ1 вв.
Ф. АБДУРАШИТОВ
доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института истории, археологии и этнографии им. А. Дониша Академии наук Республики Таджикистан.
Эл.почта: [email protected], тел: 935 70 02 05
В этой статье обсуждаются вопросы реорганизации колхозов в Таджикистане и их последствия. Также рассматривается процесс создания дехканских хозяйствю Больше внимания уделяется анализу сельскохозяйственного производства в СССР и постсоветского периода.
Аграрный комплекс Таджикистана имеет особое значение в экономике страны. Он относится к числу основных народнохозяйственных комплексов, определяющих условия поддержания жизнедеятельности общества. Значение его не только в обеспечении потребностей людей в продуктах питания, но и в том, что он существенно влияет на занятость населения и эффективность всего национального производства.
Исторический опыт свидетельствует, что колхозы, как унифицированный мощный институт управления сельским хозяйством, генерировал экономику районов. Они имели четкую структуру и методологию организации сельскохозяйственного производства.
Социалистичность колхозов заключалось в том, что была установлена гарантированная оплата труда каждому члену колхоза. Кроме того, применялась дополнительная оплата за качество продукции. Для стимуляции и мотивации труда были внедрены различные формы материального и морального поощрения. Колхозники получали достойную и достаточную пенсию по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, путевки в санатории и дома отдыха за счет средств колхозных фондов социального страхования и обеспечения.
Несмотря на преобладающую роль государства в колхозно-совхозном движении здесь был внедрен основной инструмент института демократии. Ранее высшим органом управления всеми делами колхоза являлось общее собрание его членов (в крупных хозяйствах - собрание уполномоченных). Основу организации управления коллективным хозяйством составляла колхозная демократия. Это означало, что все производственные и социальные вопросы
развития колхоза решали члены этого хозяйства. Общие собрания колхозников проводились, согласно Примерному уставу колхоза, не менее 4 раз в год. Органы управления колхозом и его производственными подразделениями избирались открытым или тайным голосованием.
В целях дальнейшего развития колхозной демократии, коллективного обсуждения наиболее важных вопросов жизни и деятельности колхозов очень большую помощь их руководству оказывали партийные, профсоюзные, комсомольские организации. Не менее важно было и то, что сама общественность колхоза принимала участие в обсуждении и проведении мероприятий по выполнению плановых заданий, улучшению условий труда и быта всех его тружеников.
В 30-е годы в Таджикистане была осуществлена сплошная коллективизация. Основной формой коллективного хозяйства стала сельскохозяйственная артель (колхоз). Ее преимущество было в том, что: а) в ней были обобществлены основные средства производства - земля, рабочий и продуктивный скот, машины, инвентарь, хозяйственные постройки; б) правильно сочетались общественные и личные интересы членов артели; в) колхозникам принадлежали жилые постройки, часть продуктивного скота и т. д., в пользовании членов сельхозартели находились небольшие приусадебные участки. Эти основные положения были отражены в Примерном уставе сельскохозяйственной артели, принятом, Вторым Всесоюзным съездом колхозников-ударников (1935г.).
Колхозы в Таджикистане были созданы в труднейших условиях гражданской войны, борьбы против басмачества и установления советской власти. В результате почти десяти лет сложнейшей борьбы Советской власти удалось объединить крестьян в колхозы. Если вначале, в 1932г., было организовано 2,1 тыс. колхозов, то к 1937г. их количество достигло до 4.0 тыс. А по охвату посевных площадей она составила в 1932 г. 65%, а в 1937 г. - 98%. Из общего количества колхозов 3846 в 1938 г. - 2553 были ТОЗы[1] (Товарищества по обработке земли). Уже к 1940 г. в Таджикской ССР колхозное строительство было завершено.
Особое место в жизнедеятельности колхозов занимали машино-тракторные станции (МТС). Они были унифицированными предприятиями.
В 1937г. в республике насчитывалось 45 МТС, технический парк которых состоял из 3217 тракторов, 759 хлопкосеялок, 49 зерновых сеялок и 386 грузовых автомашин [2].
Доминирующая роль в аграрном секторе Таджикистана была от-
ведена хлопководству, особенно тонковолокнистому сорту этого сырья. Это исходило из аграрной стратегии молодой советской страны, приоритетной задачей которой было достижение хлопковой независимости от других стран.
Несмотря на амбициозность проекта «хлопковой независимости» СССР медленно, но уверенно шел к ней. Еще в 1937г. план хлопко-производства был выполнен на 105%. В Таджикистане тогда было засеяно под хлопчатник на 106,1 тыс. га, а было собрано 172,4 тыс. тонн хлопка[3].
Уже в начале постсталинского периода, несмотря на значительные достижения колхозов и совхозов, были попытки их ликвидации. В масштабе СССР только за 1954-1959 гг. количество колхозных дворов сократилось более чем на I млн.[4]. Интенсивно шла ликвидация «неперспективных» сёл и в Таджикистане. Так, за 1956-1964 гг. было переселено население 850 малочисленных горных кишлаков в долины. В результате было ликвидировано около 175 колхозов[5]. Даже реорганизация малых горных колхозов, в конечном счете, привела к падению темпов роста сельскохозяйственного производства, резкому обострению зерновой проблемы, снижению продуктивности скота, ухудшению продовольственного снабжения и т. д.
С развитием ирригационного строительства и освоением новых земель расширились и площади под хлопчатник. Это способствовало увеличению производства хлопка-сырца. Так, в 1961г. в республике было собрано 483,6 тыс.т. хлопка - сырца, а в 1980 г этот показатель достиг до 1млн. тонн. Если в 1961г. урожайность составила 23,7 центнера с каждого гектара, то в 1985г. - 30 [6].
Сопоставляя продовольственные рынки городов и тех же аграрных районов 80-х и нынешних годов, никто не отрицает, что колхозная система была наиболее гарантированной формой аграрного производства и обеспечения продовольственной безопасности. В 70-80-е годы почти во всех колхозах специалисты аграрного сектора имели высшее образование. Престижными были профессии сельского агронома, зоотехника, бухгалтера, экономиста, инженера, комбайнера, тракториста, даже поливальщика и простого колхозника. Республика не ввозила сельхозпродукты, а экспортировала их. Колхозы сами производили пшеницу, мясо, молоко, овощи и фрукты, корма для животных. Полностью обеспечивая себя овощами и фруктами, Таджикистан вывозил их за пределы республики.
В начале 90-х годов ХХ в. в Таджикистане была начата аграрная реформа. Основу преобразований составила земельно-водная реформа. Это привело к появлению новых сельскохозяйственных,
экономических, производственных субъектов. Одним из важных направлений аграрной реформы является создание правового механизма регулирования деятельности сельскохозяйственных организаций и эффективной защиты их экономических интересов. Законодательная регламентация рыночных отношений в сельском хозяйстве осуществляется с учетом специфики аграрного сектора экономики, и в первую очередь отношений, связанных с использованием земли.
В конце ХХ - начале ХХ1 вв. в сфере земельных правоотношений в Республике Таджикистан были приняты ряд законодательных актов. Среди них Закон Республики Таджикистан «О земельной реформе» от 21 июля 1994г., Земельный Кодекс Республики Таджикистан от 12 декабря 1997 г., с последними дополнениями и изменениями от 18 июня 2008 г. и Закон Республики Таджикистан «О дехканских (фермерских) хозяйствах» от 19 мая 2009 г. Другим важным нормативно-правовым актом концептуального регулирования землепользования является Постановление Правительства Республики Таджикистан «Об утверждении Концепции использования земель в Республике Таджикистан» от 31 августа 2004 года №349. Данное постановление определяет государственную стратегию использования земельных ресурсов на период перехода аграрного сектора к рыночным отношениям в период земельной реформы.
В 1991 г. на волне демократии возникла тенденция к дезинтеграции. Из существовавших около двести колхозов и совхозов было образовано пятдесять шесть тысяч мелких фермерских хозяйств. Не существовавшее ранее в рамках государственно-планового народного хозяйства фермерское движение слишком быстро привело к развалу и аграрного, и индустриального секторов.
Что касается конкретных показателей преобразований в аграрном секторе, они не дали ожидаемых результатов. В течение нескольких лет сохранился низкий спад производства. Снижение сельскохозяйственного производства было отмечено в 1996г., а для производства хлопка-сырца в 1999г. С 1997г. началось постепенное увеличение производства сельхозпродукции. Так, прирост объема продукции в 1997г. составлял - 3,6%, в 1998г. - 6,5, в 1999г. - 20, в 2000г. - 3,8 и в 2001г. - 4,9%. Эффективность реформ наблюдалось в негосударственном секторе, где повысилась доля объема произведенной продукции, составил до 70%.1 Однако, по материалам статсборника, годом наибольшего спада в сельском
1 Соибназарова С. Развитие разнообразных форм собственности в сельском хозяйстве Таджикистана. - С.56;
хозяйстве является 1995-й, с 1996 г. начинается рост объема продукции по сравнению с 1995 г. на 2%1.
Таджикистан располагает ограниченными земельными ресурсами, но даже и это крошечное национальное богатство страны используется крайне неэффективно. Заменившие колхозы и совхозы дехканско-фермерские хозяйства все еще находятся в стадии становления. Форсирование земельно-водной реформы оказалось порою контрпродуктивным: тысячи гектаров земли пустуют, часть из них выведены из хозяйственного оборота, другая часть деградиро-вана.
Особенно непредсказуемым оказалось положение в хлопководстве. Сегодня эта отрасль, ранее доминировавшая для Таджикистана источником доходов, приносит одни убытки из-за крайне низкой урожайности и плохого качества хлопко-волокна. Таджикистан уже перестал быть базой тонковолокнистого хлопка. Более того, многие созданные, вместо реорганизованных колхозов дехканско-фермерские хозяйства имеют огромные долги перед фьючерскими компаниями, которые после реформирования системы управления взялись финансировать производство хлопка.
С ликвидацией колхозов аграрный сектор потерял свою инсти-туциональность. Бесхозными осталась вся инфраструктура села, которая находилась на балансе колхозов. Это социальные и водохозяйственные объекты, и парк техники и др. Землю получал каждый желающий, без необходимых знаний и опыта. В результате на продовольственных рынках стали дефицитными дыни и арбузы Вахш-ской долины, раштские яблоки, джиргатальская картошка и многое другое. Вместо них рынки городов республики заполнили сельхозпродукты из Китая, Пакистана и других стран.
Если до начала ликвидации колхозов в 1990г. пахотные земли в Таджикистане составляли 914 тыс. га, то после реорганизации в 2003 г. их стало 822, 6 тыс. га. А к октябрю 2006 г. посевная площадь Таджикистана сократилась до «рекордного» показателя - 800 тыс. га [7]. Это стало результатом реорганизации, деколхозизации сельского хозяйства республики.
Тем не менее, земельная реформа была продолжена полным ходом. В 2003 году вместо 350 колхозов и совхозов появились тысячи мелких дехканских хозяйств [8]. В 2006 г. количество вновь созданных дехканских хозяйств достигло 29 тысяч [9].
Сельское хозяйство всегда играло важную роль в экономике Та-
1 Сельское хозяйство Республики Таджикистан в цифрах. Госкомстат РТ. - Душанбе, 2003. - С.З.
джикистана. От его состояния зависели, зависят и будут зависеть возможности повышения благосостояния народа и обеспечение продовольственной безопасности республики. Решение проблемы устойчивости сельского хозяйства имеет свои особенности. Дело в том, что для этой отрасли характерна неустойчивая и соответственно сравнительно низкая доходность производства. Это касается, прежде всего, земледелия, что связано даже сегодня, в техническом и технологически развитом ХХ1 веке, от погодных условий. С другой стороны, повышение устойчивости сельского хозяйства положительно сказывается и на развитии перерабатывающих отраслей промышленности, работающих на сельскохозяйственном сырье, обеспечивая тем самым устойчивость и эффективность всего аграрно-промышленного комплекса республики.
В этой связи исчезновение целой системы, имеющей материально-техническую базу, научную методологию и модернизированную структуру, весьма трагично. С ликвидацией колхозов вся инфраструктура сельского хозяйства в Таджикистане было почти полностью разрушена. Была уничтожена целая сеть объектов жизнеобеспечения сельского хозяйства. Сотни тысяч жителей села остались без работы. Бесперспективная сельская молодежь вынуждена была выбрать трудовую миграцию. Была парализована структура народного хозяйства. Исчез самый народный и демократичный институт управления сельскохозяйственным производством.
Что касается перспективы дехканско-фермерского хозяйства, то как показывает уже четвертьвековая история в условиях малоземельного Таджикистана, оно здесь малоперспективно или почти бесперспективно. Индивидуальные и семейные дехканские (фермерские) хозяйства могут оправдать себя только в горных и предгорных районах страны со специфичным в этих зонах сельскохозяйственным производством без интенсивного использования техники и ограниченности системы орошения. С начала 90-х годов ХХ
в. укрупнение сельского хозяйства постепенно превращается в мировую тенденцию ассоциированного землепользования. Так, к 1992
г. во Франции число крестьян и фермеров за счет укрупнения сократилось в 2,5 раза[10]. На родине фермерского движения - в США, где в 1959 г. число фермеров составляло 4,1 млн., в 1985г. оно уменьшилось до 2370 тыс. Если в Австралии в 50-е годы прошлого столетия было 210 тыс. фермеров, то в начале 80-х годов их число уменьшилось до 173 тыс.[11]
Кстати, аналоги колхозов в самых аграрно развитых странах -Израиле, Китае - в ХХ1 веке не только сохранились, но и тенденциозно доминируют в их экономике. Так, кибуцы (аналоги колхо-
зов в Израиле), продолжали увеличиваться за счет молодежной алии (контингента) из Европы и Америки, а также притока городских уроженцев страны. Благодаря этой кооперации аграрное производство Израиля ныне является одним из ведущих. А «народные коммуны» Китая дали возможность обеспечению «большого скачка» этой крупнейшей экономической державы.
«Восточный больной», как называли долгое время Китай в Европе, очень быстро поднимался на ноги. В период с 1954 по 1957-й гг. рост производства здесь составлял 12% в год[12]. К этому Китай пришел в начале века. Теперь он на мировом рынке товаров вне всякой конкуренции.
В Таджикистане остро стоит проблема реанимации колхозов и совхозов. Еще при Советской власти, здесь все поля были засажены, засеяны. Практически не было пустующих земель, более того не было и безработных на селе. Сегодня десятки тысяч жителей аграрных районов, имеющие колоссальный опыт по садоводству, виноградарству и овощеводству находятся в трудовой миграции, тогда как многие тысяч гектаров плодородных земель Вахшской, Бешкентской, Дангаринской долин, Дильверзина, Ашта пустуют из-за нехватки трудовых ресурсов. И исторический опыт колхозного производства в Таджикистане, который был накоплен в советский период в области пропорционального размещения трудовых ресурсов, мог бы способствовать развитию сельскохозяйственного производства, обеспечению продовольственной безопасности республики.
Сегодня, как никогда, в Таджикистане с ее очень ограниченным земельным фондом и демографическим ростом, более целесообразно было бы использовать исторический опыт кооперации таджикского народа, возродить систему колхозно-совхозного производства. Это важно также для сохранения преемственности в условиях переходного периода суверенного государства. На базе тех же колхозов и совхозов можно создать Ассоциации дехканских хозяйств или сельскохозяйственных кооперативов. А индивидуальные и семейные дехканские хозяйства можно было бы оставить в некоторых пилотных районах, где имеются для того благополучные условия. Именно усилиями колхозов и совхозов в Таджикистане были освоены сотни тысяч гектаров пустующих земель. И именно в колхозах и совхозах трудились миллионы сельских тружеников, обеспечивая практически население, как села так и города,
Таким образом, можно сделать выводы, что аграрная реформа в Таджикистане обусловленная, в основном, реорганизацией сельскохозяйственных предприятий, пока не полностью соответствует
целям и задачам стратегии по обеспечению продовольственной безопасности и сокращению уровня бедности. Несмотря на мало-эффективность преобразований в аграрном секторе, раздробление хозяйств идет полным ходом. Таково одно из условий земельной реформы.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. История таджикского народа. - Душанбе, 2011, т-5, с. 564-568.
2. Там же, с.571.
3. Там же, с.572.
4. Конференция ученых-аграрников// Вопросы истории КПСС, 1968, № 9, с.52.
5. Там же.
6. Подсчеты сделаны автором на основе материалов архива МСХ Таджикской ССР. ФД, оп 2, д.126, 134, 143, л.14-110, I - 79, 7385.
7. Социально-экономическое развитие Таджикистана.
8. История таджикского народа. - Душанбе, 2011, т.6, с.521.
9. Там же, с.518.
10. Там же, с.518.
11. Известия. 1992, 27 апреля.
12. Вестник статистики. 1991.№6. С.45.
AGRARIAN REFORMS IN TAJIKISTAN AT THE END OF TWENTY AND BEGINNING OF TWENTY-FIRST CENTURE
Fozil Abdurashitov
Doctor of history, Chief researcher A.Donish Institute of History, archaeology and Ethnography Academy of Sciences of the Republic of Tajikistan Tel.: 93 570 02 05
This article discusses the issues of reorganization of collective farms in Tajikistan and their consequences. Also covers the process of creating dehkan farms. More attention is paid to the analysis of agricultural production in the Soviet and post-Soviet periods.
Keywords: agrarian reforms, Tajikistan, private farms, collective farms and state farms.