Научная статья на тему 'Подготовка и повышение квалификации кадров – специалистов для аграрного сектора'

Подготовка и повышение квалификации кадров – специалистов для аграрного сектора Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
564
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
подготовка кадров / повышение квалификации / аграрный сектор / структура / образование / специалист / training / skills development / agrarian sector / structure / education / specialist

Аннотация научной статьи по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству, автор научной работы — Курбонзода Хонали

Подготовка и повышение квалификации кадров – специалистов для аграрного сектора всегда являлись важным направлением деятельности государственных органов республики.В 60-90 годы XX века улучшился состав руководителей всех звеньев сельского производства. Правительство республики особое внимание уделяло вопросам воспитания, подбора и расстановки кадров для всех отраслей сельского хозяйства.Успехи, достигнутые сельским хозяйством республики, в значительной мере являются результатом улучшения профессиональной подготовки кадров, постоянного пополнения их знаний передовой практики и достижений науки. По сравнению с концом 50 - х годов к середине 70 - х годов количество специалистов народного хозяйства с высшим и средним образованием среди руководящих кадров среднего звена увеличилось почти в два раза. В центре внимания руководящих органов республики находились также вопросы пропаганды передового опыта, учебы массовых колхозных кадров.В 1961-1965 гг. на базе лучших хозяйств республики было организовано 58 школ передового опыта, в том числе 22 - по хлопководству, в которых обучалось 3327 бригадиров, поливальщиков и рядовых колхозников(6,75-76). Остальные 36 школ пропагандировали передовой опыт по развитию животноводства, виноградарства, садоводства, овощеводства и др.196I - 1990 годы характеризуются дальнейшим возрастанием политической сознательности, образованности и профессиональной подготовки рабочих, колхозников, интеллигенции.Подготовка и повышение квалификации кадров аграрного сектора открыли путь для повышения культуры сельскохозяйственного производства, и это стало основой стабильного развития всех отраслей сельскохозяйственного производства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Training and skills development of specialists for the agrarian sector

Training and skills development of specialists for the agriculture sector has always been an important activity of the state bodies of the republic. In 60-90 years of the XX century, the structure of heads of all units of agriculture improved. The government of the Republic paid a special attention to education, selection and placement of cadres for all sectors of agriculture. The successes achieved by the republic's agriculture is largely the result of improved staff training, constant updating of their knowledge of best practices and advances in science. Compared to the end of the 50-ies to mid 70-ies, the number of specialists of the economy with higher and secondary education among leading cadres of medium level had almost doubled. The focus of the republican authorities was also issues of excellence and schooling of mass collective farms cadres. In I961-1965 years, 58 schools of excellence, including 22 on cotton growing, with an enrollment of 3327 team leaders, irrigators and ordinary farmers (6,75-76) were organized on the base of the best farms of the republic. The remaining 36 schools promoted the best practices for the development of animal husbandry, viticulture, horticulture, vegetable growing, and others. 196I – 1990 years are characterized by a further increase in political awareness, education and training of workers, farmers and intellectuals. Training and skills development of the agricultural sector specialists of the collective farms opened the way to improve the culture agriculture production and it became the basis for sustainable development of all sectors of agriculture.

Текст научной работы на тему «Подготовка и повышение квалификации кадров – специалистов для аграрного сектора»

НОМАИ ДОНИШГОХ» УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ» SCIENTIFIC NOTES»

№ 2(43)2015

УДК 9(с53) Х. КУРБОНЗОДА

ББК 63.3

ПОДГОТОВКА И ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ КАДРОВ -СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ АГРАРНОГО СЕКТОРА

В организаторской и идейно-воспитательной деятельности политических и государственных органов республики важное место занимало подбор и расстановка кадров для аграрного сектора. Правительство страны придавало первостепенное значение этому важному участку работы.

Весьма значительные изменения произошли в составе всех звеньев руководящих кадров, улучшились их общие качественные показатели, возрос общеобразовательный уровень.

В исследуемый период существенно улучшился состав таких категорий руководителей на селе, как председатели колхозов, секретари первичных парторганизаций. Председателями колхозов и секретарями первичных парторганизаций являлись специалисты разных отраслей сельского хозяйства. Если в 1963 г. около 80 % секретарей первичных парторганизаций колхозов республики имели высшее образование, то в 1990 г. 100 % секретарей парткомов колхозов имели высшее образование и 85 % из них были непосредственно специалистами сельского хозяйства (1, 45).

Правительство пристальное внимание уделяло вопросам воспитания, подбора и расстановки председателей колхозов, так как интенсификация сельскохозяйственного производства требовала неуклонного улучшения состава председателей колхозов. Если в 1961 г. среди председателей колхозов удельный вес работников с высшим, неоконченным высшим и средним образованием составлял 75 %, то уже в 1965 г. - 85 %. Среди них специалисты сельского хозяйства составляли 61,4 %, к 1963 г. высшее образование имели 374 председателя колхозов, а специалистов сельского хозяйства было 85 %. К 1990 г. в республике 92,7 % были непосредственно специалистами сельского хозяйства.

Уже в первой половине 60 - х годов большое внимание уделяется внедрению хозяйственного расчета в колхозах, усиление экономического анализа внутрихозяйственной деятельности во время сезонного цикла хозяйственных работ. В конце 60 - х годов руководство республики поставило задачу всемерно активизировать экономическую работу в деревне. Все больше внимания уделяется организации ведения сельскохозяйственного производства на подлинно научной основе. Это касалось всех отраслей сельского хозяйства (земледелия, животноводства). Много нового появилось в селекции и выращивании хлопчатника с конца семилетнего плана. В республике повсеместно принимались меры к осуществлению комплексной механизации, всемерной интенсификации сельскохозяйственного производства, все более тесными и органичными становятся связи сельскохозяйственной науки с колхозным производством; в жизнь колхозов прочно входит практика проведения дней сельскохозяйственной науки непосредственно в хозяйствах (12).

Существенные изменения происходили в самой структуре сельскохозяйственного производства: укрупняются мелкие и средние колхозы, упорядочивается структура колхозов. Тогда бригады, отделения, фермы представляли крупные хозяйственные подразделения, которые еще в недалеком прошлом были самостоятельными колхозами. Все это, естественно, обусловливает повышение требований к кадрам среднего звена, в частности, укрепления их специалистами. Особенно активизируется эта работа к концу восьмой - началу девятой пятилеток. Наиболее результативно и предметно велась она в Курган - Тюбинской и Кулябской областях(ныне Хатлонская обл.).

Много специалистов со средним и высшим специальным образованием было выдвинуто на руководящую работу среднего звена в Кумсангирском районе. Количество бригадиров, заведующих фермами и работников других участков среднего звена увеличилось с 12 до 45 процентов. В 1960г. здесь 70 % заведующих фермами, бригадиров, заведующих производственными участками имели высшее и среднее специальное сельскохозяйственное образование(13). В колхозе им. Ленина этого района в 1960г. из 29 бригадиров 23 имели среднее специальное и высшее образование (14). Избрание специалистов руководителями полеводческих бригад, отделений и ферм положительно влияло на темпы развития колхозного производства. Поднялась культура земледелия и урожайности полей. Колхозы района всегда перевыполняли намеченные ими задания и тд

18

НОМАИ ДОНИШГОҲ» УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ» SCIENTIFIC NOTES*

№ 2(43) 2015

Успехи, достигнутые сельским хозяйством республики, в значительной мере являются результатом улучшения профессиональной подготовки кадров, постоянного пополнения их знаний передовой практикой и достижениями науки. В результате эту работу ведут сельскохозяйственный институт и два совхоза -техникума, 24 сельских профтехучилища, учебный курсовой комбинат республиканского объединения «Сельхозтехника». За годы девятой пятилетки в республиканской и областной школах повышения квалификации повысили свою квалификацию 1775 работников среднего звена колхозов. Это дало возможность тому, что уже в середине 1977 г. 42,2 % заведующих фермами имели среднее специальное образование.

В годы девятой и десятой пятилеток уделялось внимание вопросам переподготовки и повышения квалификации руководителей среднего звена. В периоде 1971 по 1975 гг. на курсах повышали свою квалификацию более 3097 бригадиров-полеводов и 362 заведующих фермами. Кроме того, в честь 60-летия Октябрьской революции только совхоз - техникумы выпустили 940 специалистов среднего звена. В годы десятой пятилетки из 5584 руководителей среднего звена были аттестованы 4747 человек.

В годы девятой пятилетки в колхозах республики большое внимание уделялось подготовке механизаторских кадров. Только в периоде 1971 по 1975 гг. в колхозах республики было подготовлено 17,5 тыс. механизаторов. Кроме того, около 1200 механизаторов подготавливались посредством курсов. Например, в 1974г. на курсах повышения квалификации колхозов республики повысили свое мастерство 753 механизатора и 1315 бригадиров, заведующих фермами, заведующих отделениями колхозов.

Увеличивается также количество специалистов народного хозяйства по республике в целом среди основных категорий среднего звена - бригадиров полеводческих бригад и заведующих животноводческими фермами в колхозах.

По сравнению с концом 50 - х годов к середине 70 - х годов количество специалистов народного хозяйства с высшим и средним образованием среди руководящих кадров среднего звена увеличилось почти в два раза. В этом процессе принимали деятельное участие партийные, общественные организации, что способствует более квалифицированному решению кадровых вопросов, поднимает ответственность их за широкий круг трудящихся.

Правительство Таджикистана в 1961-1965 гг. уделяло внимание вопросам подготовки, переподготовки и повышению квалификации кадров среднего звена. Поэтому 22 июня 1962 г. ЦК КП Таджикистана и Совет Министров республики приняли постановление «Об образовании одногодичных школ передового опыта по подготовке руководящих кадров колхозов и совхозов» (3,1-3). Этим постановлением организована одногодичная школа по подготовке и шестимесячные курсы по повышению квалификации при совхозах -техникумах им. Ленина Матчинского и им. Куйбышева Курган -Тюбинского районов. В 1964 - 1965 учебном году в них обучалось свыше 2 тыс. человек.

В этом же учебном году совхозы-техникумы выпустили 650 специалистов сельского хозяйства, в том числе 174 агронома, 76 техников-механизаторов, 35 плановиков-экономистов, 43 агронома -плодоовощевода, 66 бухгалтеров, 108 зоотехников, 119 ветфельдшеров и 29 зоотехников. Кроме того, в этот период 246 человек окончили техникумы без отрыва от производства (4,134). На основе вышеизложенного постановления партии и правительства Таджикистана на базе опытно -показательных хозяйств, таких как колхозы им. Ленина Регарского, «Москва» (ныне им. С. Урунходжаева) Б. Гафуровского, «Коммунизм» Вахшского, «Коммунизм» Шаартузского районов были организованы одногодичные школы для повышения квалификации колхозных кадров (2,38).

Слушатели этих школ знакомились с организацией производства в передовых хозяйствах, овладевали лучшим опытом землепользования, использования техники выращивания высокоурожайных сортов хлопка и других сельскохозяйственных культур. Например, в одногодичной школе передового опыта колхоза им. Ленина Регарского района занятия проходили непосредственно в бригадах, на фермах путем практического участия слушателей во всех производственных процессах. В проведении занятий активное участие принимали бригадиры, зав. фермами, специалисты (5,71).

В центре внимания руководящих органов республики находились также вопросы пропаганды передового опыта и учебы массовых колхозных кадров. В 1961-1965 гг. на базе лучших хозяйств республики было организовано 58 школ передового опыта, в том числе 22 - по хлопководству, в которых обучалось 3327 бригадиров, поливальщиков и рядовых колхозников (6, 75-76). Остальные 36 школ пропагандировали передовой опыт по развитию животноводства, виноградарства, садоводства, овощеводства и др. Руководителями школ являлись передовики производства: в Ходжентском районе - Герой Социалистического Труда, мастер хлопка, бригадир А. Сатторов, в Регарском районе - бригадир хлопководческой бригады, мастер машинной уборки

19

НОМАИ ДОНИШГОХ» УЧЁНЫЕ ЗАПИСКИ» SCIENTIFIC NOTES» № 2(43) 2015

хлопка Ш. Расулов. За пятилетие в школах республики повысили свой уровень знаний около 13,5 тыс. колхозников.

В исследуемый период большое внимание уделялось вопросам укомплектования кадров среднего звена. Борьба шла за то, чтобы отделения, бригады, фермы и другие производственные подразделения возглавляли опытные, политически грамотные специалисты, умелые организаторы и воспитатели трудовых коллективов, способных вести производство на современной научнотехнической основе.

Вопросу укрепления сельского хозяйства специалистами уделялось особое внимание. Только в 1977 году 370 специалистов сельского хозяйства проявили инициативу руководить отстающим хозяйством. За исследуемый период (1961—1990 гг.) более 12,5 тыс. специалистов перешли руководить отстающими бригадами, отделениями, фермами, хозяйствами. Так, например, в 1980 г. начальник производственного управления Шаартузского района Ч. Мирзоев был избран председателем отстающего колхоза «Россия» названного района. В короткий срок он смог поставить работу на ноги и поднять экономику колхоза. Все еще ощущалась нехватка кадров среднего звена.

За исследуемый период в Пенджикентском районе среди бригадиров, заведующих фермами в колхозах еще много работников не имели специального образования. По данным I960 г. из 215 полеводческих бригад и 48 зав. животноводческими фермами колхозов и совхозов района 39 бригадиров и 6 зав. животноводческими фермами имели высшее и среднее специальное образование. Остальные руководители являлись практиками и более 65% из них даже не имели среднего общеобразовательного образования (15). Отсутствие же специальных знаний тормозило развитие и интенсификацию производства, внедрение достижений науки.

196I - 1990 годы характеризуются дальнейшим возрастанием политической сознательности, образованности и профессиональной подготовки рабочих, колхозников, интеллигенции. Этому способствуют реальные объективные условия жизни общества. В результате почти 82 % работающего населения сельской местности республики имели высшее, незаконченное высшее, среднее и восьмилетнее образование. В 1980 году более 100 тыс. граждан республики было охвачено разнообразными формами учебы.

В значительной степени изменился сам характер труда на селе в колхозном и совхозном производстве. Сельскохозяйственный труд становился все более индустриальным, постоянно повышалась его эффективность. Активно формируется новый облик производственников, органически сочетающих высокий интеллект и умение с наибольшей пользой применять свои физические усилия. В значительной степени изменяются соотношения умственного и физического труда, характер и условия производства. Для многих массовых профессий характерно то, что доля операций умственного труда в них составляла от 70 до 90 и более процентов производственного времени.

При подборе и расстановке руководящих колхозных кадров учитывались их опыт, знания и организаторские способности. Значительный опыт работы с кадрами был накоплен в колхозе им. Калинина Турсунзадевского района. Более 30 лет возглавлял колхоз, бывший рядовой колхозник Кенджа Назиров. Это талантливый организатор и воспитатель тружеников полей, вдумчивый и инициативный руководитель. В данном колхозе все 26 бригадиров полеводческих бригад и 4 заведующих животноводческими фермами имели высшее, неоконченное высшее, среднее образование. Около 85 % являлись непосредственно специалистами сельского хозяйства. За успехи в руководстве колхозом ему было присвоено высокое звание Героя Социалистического Труда. Он неоднократно избирался депутатом Верховного Совета республики. Система подбора кадров включала: систематическое и всестороннее изучение организаторских способностей и степени политической зрелости работников из числа передовых рабочих, колхозников и интеллигенции в процессе их производственной деятельности; участие в практической работе общественных организаций; овладение политическими и экономическими знаниями; обобщение опыта партийных, общественных организаций; практическая деятельность по подготовке резерва кадров и внимательное объективное определение сменяемости работников.

Процесс совершенствования работы с кадрами среднего звена постепенно обретал более широкие масштабы, по расчетам подготовки специалистов для сельскохозяйственного производства, на основе перспективных планов. Такая практика создавала великолепные предпосылки для организации по - настоящему работы с резервом кадров, давала возможность всесторонне продумывать, каких и в какой последовательности надо готовить работников для того или иного хозяйства, сколько и в какие периоды следует выделять денежные средства.

В Регарском районе в 1968 г. был разработан план подготовки и укрепления кадров среднего звена в колхозах. Он был рассмотрен и утвержден бюро районного комитета партии. Согласно

20

НОМАИ ДОНИШГОҲ» УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ» SCIENTIFIC NOTES*

№ 2(43) 2015

этому, в годы девятой пятилетки при непосредственной помощи колхозов более 226 специалистов окончили высшие и среднеспециальные сельскохозяйственные вузы и техникумы и вернулись в родной район. Этот план дал свой эффект. Был разработан и утвержден новый перспективный план на годы десятой пятилетки. Эти меры и планы сократили численность практиков и неквалифицированных специалистов в сельскохозяйственном производстве.

В результате, только за I978 - 1980 гг. 890 специалистов сельского хозяйства возглавили бригады, отделения, фермы и другие подразделения среднего звена сельскохозяйственного производства. До этого в колхозе «Победа» Кумсангирского района Курган -Тюбинской области (ныне Хатлонской) руководителями почти 28 полеводческих бригад и заведующими фермами были практики. В I960 г. руководство бригадами и фермами взяли в свои руки специалисты сельского хозяйства. Из 28 бригадиров полеводческих бригад 23 человека непосредственно были специалистами сельского хозяйства и имели высшее и среднее специальное образование. Это дало свои плоды. Приход специалистов с высшим и средним специальным образованием поднял культуру колхозного производства. В итоге в I960 г. колхоз по всем показателям выполнил и перевыполнил производственное задание.

Подобного рода практика подготовки кадров среднего, а затем и высшего звена сельскохозяйственного производства применялась и в других районах республики. В годы восьмой, девятой и десятой пятилеток в сельскохозяйственном производстве республики усиленное внимание уделялось вопросам подготовки высококвалифицированных кадров. В Куйбышевском районе Курган -Тюбинской области в начале восьмой пятилетки на должность бригадиров полеводческих бригад среди 67 работников всего было 17 специалистов, а среди заведующих фермами почти не было людей со специальным образованием. В районе разрабатывали перспективный, комплексный план подготовки руководящих сельскохозяйственных кадров. В годы девятой и десятой пятилеток в районе число дипломированных специалистов сельского хозяйства увеличилось. Наряду с этим удельный вес специалистов сельского хозяйства среди бригадиров всех категорий в растениеводстве составлял 70 %. Каждый десятый из них имел высшее образование.

Существенные улучшения произошли и среди заведующих животноводческими фермами. Их состав по образовательному уровню практически равнозначен составу бригадиров полеводческих бригад колхозов и совхозов. Район широко использовал возможности подготовки специалистов народного хозяйства за счет колхозов в высших и средних специальных учебных заведениях. С 1971 по 1990 гг. при поддержке колхозов и совхозов района вузы и техникумы окончили 307 специалистов (7).

Широко был известен в Таджикистане и в Советском Союзе колхоз им. Ленина Пролетарского района Ленинабадской области (ныне дехканское хозяйство им. А. Самадова Джаббар Расуловского р-на в Согдийской обл.), где им руководил ветеран колхозного строительства, дважды Герой Социалистического Труда, депутат Верховного Совета СССР Абдугафар Самадов. Это был самый крупный хлопководческий сеющий колхоз в стране. Ежегодно колхоз производил 28 -30 тыс. т. «белого золота». Урожайность составляла с каждого гектара 35-40 центнеров. В этом хозяйстве из 120 бригадиров полеводческих бригад 73 являлись специалистами сельского хозяйства. Здесь подготовка кадров и его резервов велась по плану. По инициативе председателя непосредственно в колхозе было открыто профессионально - техническое училище, где готовили специалистов и рабочую силу для колхозного производства. Колхозное училище готовило механизаторов, токарей и др. В хозяйстве работала школа передового опыта по переподготовке специалистов для сельского хозяйства. В этой школе занимались не только специалисты самого колхоза, но и соседних хозяйств.

Подготовка и повышение квалификации кадров колхозного производства открыли путь для повышения культуры сельскохозяйственного производства, так как повышение культуры сельскохозяйственного производства позволяло стабильно расти экономике колхозов и совхозов. Увеличение числа дипломированных специалистов положительно повлияло на все рычаги работы колхозного производства.

Несмотря на то, что в этот период сельская производственная интеллигенция увеличилась количественно и внесла определенный вклад в развитие сельского хозяйства республики, в ее деятельности по повышению культуры колхозного производства наблюдались некоторые недостатки и недочеты. Это, прежде всего, выражалось в развитии основной сельскохозяйственной культуры республики в хлопководстве. Производственная интеллигенция села не смогла поднять культуру колхозного производства на уровень современных требований. Особенно это ощущалось в годы застоя. Производство хлопка-сырца увеличилось не за счет технологии возделывания, а за счет ввода в сельхозоборот новых орошаемых земель. Новые сорта

21

НОМАИ ДОНИШГОХ» УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ» SCIENTIFIC NOTES»

№ 2(43)2015

хлопчатника, которые были введены в сельхозоборот, уже не отвечали требованиям дня и не могли устоять против разных болезней. Поэтому урожайность хлопка-сырца в республике была низкой. Так, например, в 1969 г. только из-за болезни вилта колхозы и совхозы потеряли около 50

- 60 тыс. т урожая (7,8).

Следует отметить, что массовое распространение вилта в хлопководстве являлось результатом не только бессменного выращивания хлопчатника на одних и тех же землях, но и прямым следствием возделывания одних и тех же сортов. Основные площади в районах выращивания средневолокнистых сортов находились уже более пятидесяти лет под сортами «108-Ф». Неудивительно, что сорт потерял уже устойчивость к вилту и резко снизил урожайность. Если в начале 60 х годов он давал с каждого гектара в среднем по 30-35 ц урожая, то в начале 80-х годов урожайность составила 20 - 25 центнеров с га. Между тем следует отметить, что в исследуемый период Таджикский научно - исследовательский институт сельского хозяйства и отдел генетики хлопчатника АН республики не дали ни одного нового средневолокнистого сорта хлопчатника, годного для внедрения в производство.

Правда, несколько благополучнее обстояли дела с селекцией тонковолокнистых сортов. В производство был внедрен новый сорт «5595 - В», который позволил колхозам и совхозам Вахшской долины производить более высококачественный урожай хлопка. Тем не менее, практика хлопкосеющих хозяйств показала, что селекция тонковолокнистых сортов хлопчатника полностью не отвечала требованиям современности. Дело в том, что в этот период в производстве не было сортов хлопчатника с особо ценным волокном первого типа, а также сортов устойчивых к заболеваниям. «Состояние селекционной работы в хлопководстве, - было отмечено на мартовском (1970 г.) Пленуме ЦК КП Таджикистана, - вызывает серьезную озабоченность. Очевидно, надо пересмотреть всю организацию селекционной работы в наших научных учреждениях. Современные задачи селекции хлопчатника не могут уже решаться селекционером в одиночку, а требуется содружество ученых многих специальностей» (8, 18).

Исследования показывают, что селекционеры варились в собственном соку. Они не брали во внимание советы ветеранов колхозного производства, агрономов-селекционеров и др. Поэтому за короткий период урожайность выведенных ими сортов хлопчатника «5904 - И» снизилась. Вместо этих в 1963 г. был введен в сельхозоборот новый тонковолокнистый сорт хлопчатника «5595 - В». Этот хлопок с качеством волокна второго сорта.

В 1966 - 1969 гг. успешно прошел испытание новый сорт хлопчатника «6249 - В» в полях колхоза «Коммунизм» Колхозабадского района, который дал с каждого гектара по 35-38 ц урожая, что на 3 - 4 ц больше, чем сорта «5904 - И» и «5595 - В»(9,59-60). В конце 60 - х - начале 70

- х годов появился новый сорт тонковолокнистого хлопка «М 6465 - В», который до начала 80 - х годов прошел испытание на полях колхозов «Коммунизм», им. К. Маркса и «50 лет СССР» Кабадиянского района. Но этот сорт не дал ожидаемого урожая. Этот сорт часто подвергался таким болезням, как черная корневая гниль и макроспориоз, от чего снижалась его урожайность. Другие сорта, которые могли бы изменить названный сорт, не создали.

В этом деле наряду с селекционерами нужно заметить и посевную работу агрономов-селекционеров республики. В 70 - х годах ХХ века в сельском хозяйстве республики работало 503 агронома с высшим образованием. Многие из них являлись агрономами-селекционерами, но до сих пор ими не было создано ни одного нового сорта хлопчатника или других сельскохозяйственных культур. Они очень мало помогли и помогали селекционерам по возделыванию новых сортов сельскохозяйственных культур.

Из - за низкой селекции в республике ежегодно снижалась урожайность сельскохозяйственных культур. Например, на орошаемых землях был произведен посев озимой пшеницы на площади 13 тыс. га, а урожайность составила с каждого га по 8,3 ц; озимого ячменя с площади 3,7 тыс. га - по 8,8 ц; пшеницы яровой с площади 6 тыс. га - по 9,2 ц; риса с площади 4,6 тыс. га - по 5,1 ц; картофеля с площади 2,1 тыс. га - по 50 ц и т.д. Иначе говоря, с площади более 53 тыс. га орошаемых земель получили урожай сельхозкультур по 2 - 3 раза ниже имеющихся возможностей (10,46). Особенно тревожным в исследуемый период было развитие животноводства в республике. Колхозы и совхозы не выполняли планы и обязательства по производству животноводческих продуктов. В этот период затраты кормов на единицу животноводческой продукции не снизились, и причиной этому был низкий уровень технологии кормозаготовления, плохая организация труда на фермах. Из - за слабой работы специалистов сельского хозяйства организация труда не отвечала требованиям дня. Поэтому на подавляющем большинстве ферм преобладает малопроизводительный ручной труд, примитивная технология. По - прежнему специалисты по животноводству мало уделяли внимания вопросам механизации ферм Признаны слабыми не только темпы работ по механизации животноводческих ферм, но не было должной организации в

22

НОМАИ ДОНИШГОҲ» УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ» SCIENTIFIC NOTES*

№ 2(43) 2015

эксплуатации уже установленного оборудования. Вся техника для комплексной механизации молочно-товарных ферм использовалась только на 23 %(11,13). В исследуемый период все молочно - товарные фермы строились с расчетом механизации лишь отдельных процессов, а механизированный потоки технологии не осуществлялся. В I96I-I990 гг. на 70-75% молочнотоварных ферм колхозов отсутствовали даже основные цеха по завершению производства -охлаждения молока. Мы считаем это результатом недобросовестной работы сельской производственной интеллигенции - специалистов животноводческих ферм. При проектировании животноводческих комплексов они не учли климатические условия.

Другой недостаток заключается в том, что после строительства молочно-товарных ферм и животноводческих комплексов выявлялось много недочетов. Сплошь и рядом встречались такие факты: ферма построена, в нее поместили высокопродуктивный скот, но затем выясняется, что для новой фермы не создана кормовая база, не были решены вопросы водоснабжения, транспорта, нет кадров для эксплуатации оборудования. Эти факты отрицательно влияли на продуктивность скота, на повышение культуры производства и т.д. Поэтому в годы застоя в республике встречались факты приписок и обмана по выполнению плана продуктов животноводства, кормопроизводства и др.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Архив Министерства сельского хозяйства (далее Архив МСХ) Республики Таджикистан.-Ф.1.-Оп.1.-Д.191.-Л.45.

2. Архив МСХ Республики Таджикистан.-Ф.1.-Оп.1.-Д.2010.-Л.38.

3. Партийный архив Центра политических исследований ЦК Компартии Таджикистана (далее Партархив Центра политических исследований).-Ф.3.-Оп.180.-Д.10.-Л.1-3.

4. Партархив Центра политических исследований.-Ф.3.-Оп.2151.-Д.29.-Л.134.

5. Партархив Центра политических исследований.-Ф.16.-Оп.15.-Д.45.-Л.71.

6. Партархив Центра политических исследований.-Ф.3.-Оп.185.-Д.14.-Л.75-76.

7. Партархив Центра политических исследований.-Ф.3.-Оп.235.-Д.17.-Л.8.

8. Партархив Центра политических исследований.-Ф.3.-Оп.235.-Д.175.-Л.18.

9. Партархив Центра политических исследований.-Ф.3.-Оп.235.-Д.175.-Л.59-60.

10. Партархив Центра политических исследований.-Ф.3.-Оп.202.-Д.3.-Л.46.

11. Партархив Центра политических исследований.-Ф.3.Оп.235.-Д.179.-Л.13.

12. Текущий архив Института физиологии и биофизики растений АН Республики Таджикистан. Отчет за 1980 год.

13. Текущий архив Кумсангирского Управления сельского хозяйства. Отчет за 1980 год.

14. Текущий архив колхоза имени В.И. Ленина (ныне дехканское хозяйство) Кумсангирского района. Отчет за 1980 год.

15. Текущий архив Управления сельского хозяйства Пенджикентского района. Отчет за 1980 год.

16. Текущий архив колхоза имени В.И. Ленина Пролетарского (ныне дехканское хозяйство имени А. Самадова Джаббар Расуловского) района. Отчет за 1990.

REFERENCES:

1. Archives of the Ministry of Agriculture (further MOA Archive) of the Republic Tajikistan.-Fund 1.-Inventory 1.-Unit of Keeping 191.-Sheet 45.

2. Archives of the Ministry of Agriculture of the Republic of Tajikistan.-F.1.-In.1.-UK.2010.-Sh.38.

3. The party archives of the Center for Political Studies of the Communist Party of Tajikistan (hereinafter Partarchive of the Center for Political Studies) .- F.3.-In.180.-UK.10.-Sh.1-3.

4. Partarchive of the Center for Political Studies. F.3.-In.2151.-UK.29.-Sh.134.

5. Partarchive of the Center for Political Studies. F.16.-In.15.-UK.45.-Sh.71.

6. Partarchive of the Center for Political Studies. F.3.-In.185.-UK.14.-Sh.75-76.

7. Partarchive of the Center for Political Studies. F.3.-In.235.-UK.17.-Sh.8.

8. Partarchive of the Center for Political Studies. F.3.-In.235.-UK.175.-Sh.18.

9. Partarchive of the Center for Political Studies. F.3.-In.235.-UK.175.-Sh.59-60.

10. Partarchive of the Center for Political Studies. F.3.-In.202.-UK.3.-Sh.46.

11. Partarchive of the Center for Political Studies. F.3.In.235.-UK.179.-Sh.13.

12. The current archive of the Institute of Physiology and Biophysics of Plants of the Academy of Sciences of Tajikistan.-the report for 1980 year.

13. The current archive of Qumsangir district Department of Agriculture. The report for 1980.

14. The current archive of the collective farm named after V.I. Lenin (now private farm) Qumsangir district. The report for 1980.

23

НОМАИ ДОНИШГОХ» УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ» SCIENTIFIC NOTES»

№ 2(43)2015

15. The current archive of the Department of Agriculture of Penjikent city. The report for 1980.

16. The current archive of the collective farm named after V.I. Lenin of Proletar district (now private farm named after A. Samadov of Jabbor Rasulov). The report for 1990.

Подготовка и повышение квалификации кадров -специалистов для аграрного сектора

Ключевые слова: подготовка кадров, повышение квалификации, аграрный сектор, структура, образование, специалист.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Подготовка и повышение квалификации кадров - специалистов для аграрного сектора всегда являлись важным направлением деятельности государственных органов республики.

В 60-90 годы XX века улучшился состав руководителей всех звеньев сельского производства. Правительство республики особое внимание уделяло вопросам воспитания, подбора и расстановки кадров для всех отраслей сельского хозяйства.

Успехи, достигнутые сельским хозяйством республики, в значительной мере являются результатом улучшения профессиональной подготовки кадров, постоянного пополнения их знаний передовой практики и достижений науки. По сравнению с концом 50-х годов к середине 70-х годов количество специалистов народного хозяйства с высшим и средним образованием среди руководящих кадров среднего звена увеличилось почти в два раза. В центре внимания руководящих органов республики находились также вопросы пропаганды передового опыта, учебы массовых колхозных кадров.

В 1961-1965 гг. на базе лучших хозяйств республики было организовано 58 школ передового опыта, в том числе 22 - по хлопководству, в которых обучалось 3327 бригадиров, поливальщиков и рядовых колхозников(6,75-76). Остальные 36 школ пропагандировали передовой опыт по развитию животноводства, виноградарства, садоводства, овощеводства и др.

196I - 1990 годы характеризуются дальнейшим возрастанием политической сознательности, образованности и профессиональной подготовки рабочих, колхозников, интеллигенции.

Подготовка и повышение квалификации кадров аграрного сектора открыли путь для повышения культуры сельскохозяйственного производства, и это стало основой стабильного развития всех отраслей сельскохозяйственного производства.

Training and skills development of specialists for the agrarian sector

Keywords: training, skills development, agrarian sector, structure, education, specialist.

Training and skills development of specialists for the agriculture sector has always been an important activity of the state bodies of the republic.

In 60-90 years of the XX century, the structure of heads of all units of agriculture improved. The government of the Republic paid a special attention to education, selection and placement of cadres for all sectors of agriculture.

The successes achieved by the republic's agriculture is largely the result of improved staff training, constant updating of their knowledge of best practices and advances in science. Compared to the end of the 50-ies to mid 70-ies, the number of specialists of the economy with higher and secondary education among leading cadres of medium level had almost doubled. The focus of the republican authorities was also issues of excellence and schooling of mass collective farms cadres.

In I961-1965years, 58 schools of excellence, including 22 - on cotton growing, with an enrollment of 3327 team leaders, irrigators and ordinary farmers (6,75-76) were organized on the base of the best farms of the republic. The remaining 36 schools promoted the best practices for the development of animal husbandry, viticulture, horticulture, vegetable growing, and others.

196I -1990years are characterized by a further increase in political awareness, education and training of workers, farmers and intellectuals.

Training and skills development of the agricultural sector specialists of the collective farms opened the way to improve the culture agriculture production and it became the basis for sustainable development of all sectors of agriculture.

Сведения об авторе:

Курбонзода Хонали, кандидат исторических наук, начальник Управления образования Хатлонской области (Республика Таджикистан, г. Кургантюбе), E-mail: [email protected]

Information about the author:

Qurbonzoda Khonali, Candidate of Science in History, the Head of Education Department of Khatlon region (Republic of Tajikistan, Kurgantyube), E-mail: [email protected]

24

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.