Expressing the will of the people, the state through its institutions controls the influence of globalism on the national idea. It is the duty of every citizen to preserve the stability of state independence, and the authors show this from an even wider perspective, while noting the role of the national idea in the transformation of society. In this article, the authors also show the ways of combating terrorism and the role of state and non-state organizations in working with young people to eradicate this negative phenomenon.
Kew words: Geopolitics, terrorism, state, history, peace, independence, Republic of Tajikistan.
Сведения об авторах: Саидасанов Юсуф Шанавалшоевич-кандидат исторических наук, преподаватель кафедры истории таджикского народа ХоГУ им.М.Назаршоева. Тел: (+992) 501 91 08 67. E-mail: usuf.62@mail.ru
Каладорова Шарора-докторант PhD 2-го курса Хорогского государственного университета им. М. Назаршоева. Тел: (+992) 501 07 49 00. Email: sharoragala-dorova@gmail.com
Information about the authors: Saidasanov Yusuf Shanavalishoevich- Lecturer of the Department of History of the Tajik people Khorog State University named after M. Nazarshoev. Tel: (+992) 50-191-08-67. E-mail: usuf.62@mail.ru
Kaladorova Sharon-Doctor PhD of the 2-nd course of Khorog State University named after M. Nazarshoev. Tel: (+992) 501 07 49 00. E-mail: sharoragaladorova@gmail.com
УДК:333.5 (575.3)
ЗЕМЕЛЬНАЯ РЕФОРМА В СУВЕРЕННОМ ТАДЖИКИСТАНЕ
АБДУРАШИТОВ Ф. М., Институт истории, археологии и этнографии им А. Дониша
Земельная реформа, начатая в 90-е годы прошлого столетия, оказала шоковое воздействие на сельское хозяйство. Она породила многочисленные социально-экономические проблемы. Перед таджикским государством и обществом остро встал вопрос о продовольственной безопасности.
С первых дней своего суверенитета в стране стали осуществляться социально-экономические преобразования, создавались правовые и организационные условия для функционирования разных форм собственности и хозяйствования. В аграрном секторе создавалась новая система организационно-экономических отношений между товаропроизводителями и потребителями сельскохозяйственной продукции. Она в корне отличается от прежней системы, в основном принципами функционирования. По сути, это замена планово-распорядительных механизмов хозяйствования с рыночной системой экономических отношений на основе конкуренции.
Для реализации стратегии перехода к рыночным отношениям Правительством Таджикистана была разработана специальная Программа экономических реформ на 1995-2004 гг. и запущено несколько проектов. С целью обеспечения Продовольственной безопасности, а также обеспечения внутренних рынков продуктами питания были изданы Указы Президента Республики Таджикистан от 9 октября 1995 года "О выделении 50 тыс. га земель для подсобного хозяйства" и от 1 декабря 1997 года о дополнительном выделении 25 тыс. га. В условиях продовольственного кризиса эти и другие акты способствовали значительному улучшению социальной жизни населения.
В результате проводимой экономической реформы в Таджикистане формировалось новое рыночное отношение в сфере землепользования. В результате структурных реформ возникли разные формы хозяйствования в виде акционерных обществ, индивидуальных, семейных и коллективных дехканских хозяйств.
Земельная реформа независимого Таджикистана конца ХХ -начала ХХ1вв. была нацелена на внедрение рыночных отношений в землепользовании и частичной денационализации земель путем реорганизации колхозов и совхозов и создании на их базе индивидуальных, семейных и коллективных дехканских хозяйств. Данная стратегия аграрного развития продиктована с вхождением суверенного Таджикистана в мировое сообщество с рыночной экономикой, многими глобализационными процессами XXI в. Кстати, переход к рыночным отношениям аграрного сектора, не очень противоречить с принципами справедливого землепользования. Еще накануне установления Советской власти создатель и руководитель коммунистической партии и Советского государства В.И. Ленин в июне 1921 г. в ответ на письмо группы туркестанских коммунистов по вопросу о нэпе писал: «...Капитализм нам не страшен, поскольку пролетариат твердо держит в своих руках власть, транспорт и крупную промышленность и сумеет своим контролем направить его в русло государственного капитализма. При этих условиях капитализм поможет в борьбе с бюрократизмом и распыленностью мелкого производителя»[8,4].
Отличительная особенность земельной реформы суверенного Таджикистана 90-х годов ХХ века с реформой советской власти 20-х годов прошлого столетия заключается в том, что в принципе тогда отбирали земли, а теперь эти же земли раздают. Т.е., советская власть национализировала, таджикская -денационализирует. Другой фактор исторической вертикали и особенность земельных реформ заключались в том, что в 20-е годы, она проходила параллельно с созданием коллективных товариществ, позднее колхозов и совхозов, с предоставлением им сельскохозяйственных средств на производ-ство.Примечательно, земельная реформа в суверенном Таджикистане также проводилась в комплексе с аграрной реформой, включающая водную, реорганизацию колхозов и совхозов и т.д.
Процесс земельной реформы конца ХХ - начала XXI вв. в суверенном Таджикистане можно условно разделить на три этапа. Первый этап (1992-1996 гг.) стартовал после принятия Закона Республики Таджикистан "О земельной реформе" от 5 марта 1992 г. Второй этап (1996-2006 гг.) начинается с принятием Земельного кодекса 13 декабря 1996 г., который определил 7 категорий земель, а третий этап (2006-2016 гг.) стартовал после одобрения Парламентом страны 3 марта 2006 г. следующего Закона Республики Таджикистан "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Таджикистан "О земельной реформе"[12,66].
Трансформационные процессы в Таджикистане, как и на всем постсоветском пространстве, начались после принятия в 1990 году Закона СССР "О собственности в СССР"[1, 164]. В соответствии с данным законом в республиках, как уже было традиционно, были приняты аналогичные, стандартные к союзному законодательству нормативно правовые акты. В Таджикистане Закон "О собственности в Таджикской ССР" был принять 5 декабря 1990 года[2, 27]. Буквально на следующий день 6 декабря 1990 г. для гармонизации союзного и республиканского законодательства в спешном порядке был принять Закон «Об аренде в Республике Таджикистан» [2,34].
Согласно Указа Президента СССР от 5 января 1991 г. № УП-1285 "О первоочередных задачах по реализации земельной реформы" Правительству СССР, правительствам республик при осуществлении земельной реформы необходимо было определить возможные пути и формы преобразования неэффективно работающих колхозов и совхозов в ассоциации крестьянских хозяйств, кооперативов [5]. В документе было предусмотрено также предоставления их земель арендаторам, крестьянским хозяйствам, промышленным и другим предприятиям.
Земельная реформа в 90-е годы XX -начале XXI века проводилось в период трансформации в социально-экономической и политической жизни республики. Поэтому, в начале 90-х годов были заложены правовые основы становления рыночных отношений в сельском хозяйстве. 5 марта 1992 года был принят Закон РТ «О земельной реформе», который создал правовую основу реформы в этой области. Закон определил цели и задачи, основные направления и этапы проведения земельной реформы.
Вслед за этим 6 марта 1992 года было опубликовано Постановление Верховного Совета Республики Таджикистан «О реализации Закона Республики Таджикистан «Об оплате за использование земель». В соответствии с Постановлением были определены размеры оплаты по кадастровым зонам республики. Согласно утвержденному тарифу по республике землепользователи должны были произвести плату за одного гектара земли в размере 36 сум., в Ленинабадской области было установлено 51сум, Гиссарской зоне -39, Гарм-ской -26, Кулябской-37, Вахшской -62 и по ГБАО 22 сума [9].
В Таджикистане для внедрения рыночных отношений в сфере землепользования, необходимо было реформировать всю систему земельных отношений, реорганизовать его структуру. Однако военно-политическая ситуация начала 90-х годов не позволила провести полноценной реформы. В результате гражданской войны в Таджикистане (1992-1997гг) среди всех сфер экономики больше всего пострадал аграрный сектор. Было разрушено 1393 сел, было выведено из оборота 21.тыс 500 га поливных земель сельскохозяйственного назначения [6,58].
Исходя из состояния аграрного сектора, находящего в глубоком кризисе, первоочередная задача перед реформаторами стояла разработка направлений процесса преобразования. Поэтому в кратчайшие сроки Правительством РТ были определены основные направления осуществления земельной реформы, которые включали в себе: а) инвентаризацию земель всех категорий, с целью уточнения данных о наличии и распределении земельного фонда; б) создание специального земельного фонда при исполнительных органах районов из неиспользуемых земель и его перераспределение, с целью более рационального использования этих земель; в) предоставление земель в пожизненно наследуемое пользование гражданам РТ для ведения дехканского и личного подсобного хозяйства и г) оформление и переоформление документов на право пользования и владения земельными участками [3,24].
Поэтому первый Указ Президента республики Э. Рахмона «О выделении 50 тыс. га земель для личного подсобного хозяйства граждан», изданный 9 октября 1995г. был нацелен на минимизации продовольственного кризиса в стране. На основе этого указа поручалось «Министерству сельского хозяйства Республики Таджикистан совместно с местными органами государственной власти областей, городов и районов предоставить в установленном порядке гражданам до 1 февраля 1996г. 50 тыс. орошаемых и богарных пахотных земель для личного подсобного хозяйства (без права строительства на них жилья и других объектов хозяйственно-бытового назначения и рубки лесохозяйственных культур)». Далее, в указе был установлен «предельный размер земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства, до 0,15га - на поливных и 0,50 га - на богарных землях». В указе конкретно подчеркивалось, что в случае неиспользования земельных участков «в течение одного года по своему назначению, они подлежат изъятию» [11,401 ].
Проведение земельной реформы в Таджикистане, где основное население занято в сфере сельского хозяйства является весьма сложной задачей. Дело в том, что не все земледельцы -дехкане были в состоянии воспринимать сущность экономических реформ, цели перехода к рыночным отношениям. Слабое правовое знание дехкан, отсутствие информации о происходящих реформ в сфере землепользования стали основными факторами и аргументами для недоверия. С другой стороны укоренившаяся бюрократия, как наследие от Совет-
ского прошлого всячески препятствовала проведению эффективной и целенаправленной реформы на селе.
После внесения изменений и дополнений, в Закон «О земельной реформе» от 4 ноября 1995г были определены механизмы перераспределения и предоставления земель. Было установлено, что эти земли будут выделены за счет специального земельного фонда, которые создавались при органах исполнительной власти на местах из числа выявленных неиспользуемых и нерационально используемых земель.Кроме того именно этот закон способствовал принятию в дальнейшем нового Земельного кодекса, отвечающий законам рынка, и позволяющий формированию новых категорий земель.
В сложившихся условиях, с целью гармонизации законов по землепользованию и других нормативно-правовых актов 13 марта 1996г. Маджлиси Оли Республики Таджикистан принял новый Земельный кодекс республики. Он был утвержден Президентом Э. Рахмоном 13 декабря1996г. Согласно данному кодексу вся земля в Республике Таджикистан подразделяется на 7 следующих категорий:
1. земли сельскохозяйственного назначения;
2. земли населенных пунктов (городов, поселков городского типа и сельских населенных пунктов);
3. земли отраслей промышленности, транспорта, связи, оборонного и иного назначения;
4. земли природоохранного,оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения;
5. земли государственного лесного фонда;
6. земли государственного водного фонда;
7. земли государственного запаса [12, 260].
На основе вышеназванного Земельного кодекса землепользователями могут быть физические и юридические лица. Кодексом было установлено, что физические и юридические лица могут быть первичными или вторичными землепользователями. Первичными землепользователями являются физические и юридические лица, пользующиеся земельными участками в бессрочном, срочном или пожизненном наследуемом пользовании. А вторичными землепользователями являются физические и юридические лица, пользующиеся земельными участками на условиях договора аренды. Кроме того, вышеназванный Кодекс способствовал разработки правового механизма перевода земельных участков из одной категории в другую.
Трансформация земельного хозяйства в районах Хатлонской области в целом проводилась в не очень благоприятных экономических условиях. Низкий уровень заработной платы не позволяли удерживать кадров со специальными образованиями. Если часть кадров земельного дела тогда мигрирова-
лась, другой части пришлось менять профессию, а третья часть специалистов подалась на бизнес, как и многие трудоспособные люди. Но среди них были верные своим профессиям земелеустроители, которые активно включились в процесс реформ системы землепользования. К ним можно отнести Xасанова X. из района Дж. Балхи, Саидова Т.,-бывший председатель Кулябского регионального земельного комитета. Шарипова С. из Пянджского района, Джураку-лова С. - одновременно работавший в Шаартузском и Кубодиенском районах, Ашурова Т. из Бохтарского района и др.[4,345].
Благоприятным фактором реализации земельной реформы на Севере Таджикистана является то обстоятельство, что районы Согдийской области во время гражданской войны 1992-1997 гг. менее пострадали. Это касается и аграрного сектора. Поэтапное проведение земельной реформы в Согдийской области проходили в более спокойной обстановке. Если одна из причин тому было то, что на территории этой области боевые действия не произошли, другим фактором благополучного проведения земельной реформы было поэтапная реорганизация с учетом опыта центральных и южных районов Таджикистана, где преобразованиям приступили намного раньше. Дело в том, что в районах Согдийской области на базе реорганизованных крупных хозяйств на первом этапе были созданы Ассоциации дехканских хозяйств, и только на втором этапе, (начиная с 2012 года) приступили к масштабному созданию индивидуальных и семейных дехканских хозяйств. В результате такого подхода были сохранены аграрная инфраструктура, материально-техническая база и самое главное кадровый потенциал региона.
Диаметрально противоположную ситуацию можно было наблюдать в некоторых районах, в особенности пострадавших от гражданской войны районах республики, где а) во время и после гражданской войны были уничтожены и разграблены материально-техническая база сельского хозяйства; б) «прихва-тизирована» аграрная инфраструктура (машино-тракторные парки, полевые станы, животноводческие фермы, даже конторы бывших колхозов и совхозов); в) на первом же этапе реорганизации на основе решения комиссии по реорганизации распределились паи членов колхозов и создавались индивидуальные и семейные дехканские хозяйства без имущества, средства производства, техники на пустом месте и пустой земле. Не был проведен, предусмотренный законодательством разделительный баланс реорганизованных хозяйств.
По результатам проведенной земельной реформы уже к концу прошлого столетия в структуре землепользователей (колхозы, совхозы, межхозы, другие госхозы) республики произошли значительные изменения. Так, на долю частного сектора приходится 15 % обрабатываемой земли, госхозов-41 %, коллективных хозяйств и кооперативов 46,9 %, дехканских (фермерских) хозяйств 1,3 % сельскохозяйственных угодий [16,17].
С 1999 года в республике начались широкомасштабные преобразования в аграрном секторе. В сельском хозяйстве проводились
более глубокие реформы. В течении трех лет (1999-2001гг) уже права пользования 70% пахотных земель перешли в частные руки[13,12].
Начатая земельная реформа меняло структуру землевладения и характер земельных отношений. Принятый «Закон о землеустройстве» от 7 февраля 2001 года [10] определил некоторые особенности трансформации прав землепользования и создал почву для разработки механизмов реализации земельной реформы. Основной результат земельной реформы состоит в формировании новой, достаточно устойчивой структуры земельной собственности и структуры землепользования в аграрном секторе экономики и в сельской местности страны. На смену исключительной государственной монополии на землю, как объект собственности, пришло многообразие форм собственности и землепользования.
Начиная с 2001 года в республике был внедрен новый тариф по регистрации на право пользования землей. В соответствии с Постановлением Правительства Республики Таджикистан № 600 от 30 декабря 2001г., стоимость регистрации на право пользования землей для дехканских хозяйств, организованных за счёт реорганизуемых хозяйств составляет 37,14 сомони [14,12].
Как уже было отмечено, одной из предпосылок проведения земельной реформы в Таджикистане была именно поднятие сельскохозяйственного производства, обеспечение продовольственной безопасности. Это было обусловлено тем, что даже после окончания гражданской войны или по мере стабилизации военно-политической обстановке в южных и центральных районах республики продолжался процесс тотальной деградации земель сельскохозяйственного назначения. Даже в начале 2000 годов площадь используемых земель не достиг до уровня 90-х годов. Если в 1990 году количества посевных площадей составило 914 тыс.га, то в 2003 году оно достигло до 822,6тыс.га. Это означает, что к тому времени по сравнению с 1990 годом 91,4 тыс. га земель пустовали [15,39].
Несмотря на проведение ряд мероприятий по повышению правового знания населения по использованию земельных участков , образовательно-разъяснительных работ в районах и городах республики в период преобразований были допущены многочисленные нарушения земельного законодательства. Так, по результатам комплексных проверок Государственного комитета по землеустройству Республики Таджикистан проведенных в городах и районах республики было выявлено , что только в 2002 и 2003 года было допущено 19920 нарушений. Для устранения нарушений сдано 718 дел в прокуратуру и 2587 дел представлено судам городов и районов. На местах устранено 8777 правонарушений [7,16].В основном эти нарушения относятся использованию земли без правового акта, выделение и использование земель (обоюдное) без договора аренды и непредставление установленных отчётов в государственные статистические органы. В большинстве случаев из за халатности землепользователей не были использованы земли без причины, а также масса пра-
вонарушений, касательно самовольной замены земельных участков, выделенных в установленном порядке.
В целом, институциональная земельная реформа в Таджикистане была направлена на улучшение источников средств существования в сельской местности и повышение продовольственной безопасности путем предотвращения структурных барьеров на пути аграрной реформы.
С начала земельных реформ в Таджикистане были одобрены различные Указы Президента с требованием реорганизации колхозов и совхозов в дехканские хозяйства. В результате реализации Указов Президента, Постановлений Правительства, реорганизация привела к значительному увеличению земли, переданной дехканским хозяйствам и связанной с этим уменьшением земли, оставшейся в распоряжении колхозов и совхозов. И все же прогресс, достигнутый к настоящему времени, был довольно незначительным. Тем не менее, в ряде отраслей земельная реформа заложила хорошую основу для достижения успешных результатов.
На современном этапе своего развития Таджикистан является аграрной страной . Его экономика всецело зависит от состояния сельского хозяйства и его отраслей. Поэтому на основе исторического опыта, накопленного в советский период необходимо координировать усилий всех субъектов производства и потребления, разработать эффективную методологию управления, но уже в условиях рыночной экономики.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ведомости съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, 1990. - №11.
2. Ведомости Верховного Совета Таджикской ССР, 1990. - №24.
3. Гулахмедов Д.К. Земельные ресурсы Республики Таджикистан// «Продовольственная безопасность РТ (Материалы Республиканской научно - практической конференции)». - Душанбе, 2005.- 214с.
4. Закон «О земельной реформе» 5 марта 1992 года //Ведомости Верховного Совета РТ 1992. №8 .
5. Замини мувдддаси Ватан. - Xучанд, 2016.-412с
6. Информационный банк. http://base.garant.ru. Дата обращения 24 октября 2015г.
7. Концепция использования земель в республике Таджикистан. 31 августа 2004 года. -Душанбе, 2004. - 16с
8. Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 53. - 545с.
9. Народная газета. 7 марта 1992г.
10. Садои мардум. 19 мая 2005 года.
11. Свод законов и другие нормативно-правовые акты о земле. - Душанбе, 2004. - 404 с.
12. Свод законов и другие нормативно-правовые акты о земле. - Душанбе, 2014. - 324с
13. Текущий архив ЦСИ. Отчет за 2003 г. Проблемы экономической безопасности Республики Таджикистан.
14. Текущий архив ЦСИ. Отчет за 2006 г. Проблемы госрегулирования развития реального сектора экономики.
15. Текущий архив Центра стратегических исследований при Президенте РТ. Отчеты. «Стратегия развития аграрного сектора экономики Таджикистана». 1996.
16. Шарипов А. Ф. Проблемы радикальных преобразований/Вестник таджикского аграрного университета. № 2, 1998.
ЗЕМЕЛЬНАЯ РЕФОРМА В СУВЕРЕННОМ ТАДЖИКИСТАНЕ
В статье освещается процесс земельной реформы в Таджикистане в конце ХХ -начале XXI вв. На основе материалов текущих архивов, нормативно-правовых документов анализируются особенности и тенденции аграрных преобразований. Автор уделяет особое внимание на вопросы реорганизации сельскохозяйственных предприятий, становления и развития дехканских (фермерских) хозяйств в условиях суверенитета. На основе достоверных материалов отражены вопросы преобразований в аграрном секторе, создание новых институтов землепользования. В историческом аспекте анализируются правовые основы земельной реформы, результат либерализации сельскохозяйственного производства, социально-экономические последствия трансформации аграрного сектора республики.
Ключевые слова: земельная реформа, землепользование, земельное право, земельные отношения, аграрный сектор, трансформация, реорганизация сельскохозяйственных предприятий
ИСЛОХОТИ ЗАМИН ДАР ТОЧИКИСТОНИ СОХИБИСТЩЛОЛ
Дар ма;ола сухан перомуни чараёни ислохоти замин дар Точикистон дар охири асри XX-ибтидои асри XXI меравад. Дар асоси маводи бойгонихои чорй, санадхои меъёрй-ху;у;й, хусусиятхо ва тамоюлхои тагйироти кишоварзй ва ислохоти замин тахлил карда мешаванд.Муаллиф ба масъалахои азнавсозии муассисахои кишоварзй, ташаккул ва рушди хочагихои дех;онй (фермерй) дар шароити сохибихтиёрй ди;;ати махсус медихад. Дар ма;ола дар асоси маводи боэътимод масъалахои тагйирот дар сохаи кишоварзй, таъсиси муассисахои нави истифодаи замин инъикос шудааст.Илова бар ин муаллиф асосхои ху;у;ии ислохоти замин, натичаи ислохоти сохаи кишоварзй, о;ибатхои ичтимоию и;тисодии дигаргунсозии бахши аграрии чумхуриро тахлил кардааст.
Калидвожа^о: ислохоти замин, истифодаи замин, ууцуци истифодабарии замин, муносибатуои замин, бахши кишоварзй, трансформатсия, азнавсозии корхонацои кишоварзй.
LAND REFORM IN SOVEREIGN TAJIKISTAN
The article highlights the process of land reform in Tajikistan in the late XX - early XXI centuries. Based on the materials of the current archives, regulatory documents, the features and trends of agrarian transformations are analyzed. The author pays special attention to the issues of reorganization of agricultural enterprises, the formation and development of dekhkan (farm) farms in conditions of sovereignty. On the basis of reliable materials, the author reflects the issues of transformations in the agricultural sector, the creation of new institutions of land use. In the historical aspect, the author analyzes the legal foundations of land reform, the result of the liberalization of agricultural production, the socio-economic consequences of the transformation of the agrarian sector of the republic.
Key words: Land reform, land use, land law, land relations, agricultural sector, transformation, reorganization of agricultural enterprises.
Маълумот дар бораи муаллиф: Абдурашитов Фозил Маматович-доктори илм^ои таърих, муовини директор оид ба илм ва таълими Института таърих, бостоншиносй ва мардумшиносии ба номи А. Дониши Академияи миллии илм^ои Точикистон. Сурога: 734025, Ч,умхурии Точикистон, ша^ри Душанбе, хиёбони Рудакй, 33. Телефон: (+992) (37) 2217326, (хидматй), (+992) 935-700205 (мобилй). E-mail:fozil-62@mail.ru
Information about the author: Abdurashitov Fozil Mamatovich-Doctor of History, Deputy Director for of the Institute of History, Archeology and ethnography named after A. Donish National Academy of Sciences of Tajikistan.Address: 734025, Republic of Tajikistan, Dushanbе,33 Rudaki Ave.Tel: (+992) (37) 2217326, (+992) 935-700205 (Mobile). E-mail:fozil62@mail.ru
УДК-001(575.3) (092)
М. С. ОСИМИ -ОСНОВАТЕЛЬ ОБЩЕСТВА ТАДЖИКОВ И ПЕРСОЯЗЫЧНЫХ НАРОДОВ МИРА «ПАЙВАНД»
ДЖУРАЗОДА ДЖ. Х., Государственное образовательное учреждение «Худжандский государственный университет имени академика Бабаджан Гафурова»
ПУЛАТОВА М. А., Таджикский государственный университет права, бизнеса и политики
Создание Таджикского Общества по культурным связям с соотечественниками за рубежом «Пайванд» («Связь поколений») явилось актуальным, благодаря преобразованиям в общественной жизни республики в конце 80-х годов прошлого столетия. Особое значение в тот период приобрела народная дипломатия, одной из результативных сторон которой являлось расширение связей с зарубежными соотечественниками, их организациями, представителями творческой интеллигенции, бизнеса, религиозными деятелями и другими категориями граждан. Общество «Пайванд», созданное по инициативе общественности Таджикистана на учредительной конференции, 28 октября 1989 года, ставила задачами консолидацию представителей таджикского народа во всем мире, изучение географии распространения таджиков по миру, налаживание культурных связей с зарубежными соотечественниками, оказание помощи соотечественникам в поиске потерявшихся родственников, друзей, а также возвращение таджикских беженцев на Родину.
Идея создания общества «Пайванд» была высказана во время проведения мероприятий, посвященных 1400-летию основателя системы таджикско-персидской классической музыки Борбада, которая проходила 23-28 апреля 1990 года в Душанбе. На международном научном симпозиуме, посвященном этому юбилею, представителями персоязычных стран -Таджикистана, Афганистана, Ирана, а также персидской диаспоры, проживающих в странах Америки