Научная статья на тему 'НАЗИР ТУРАКУЛОВ И АГРАРНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В СЕВЕРНОМ ТАДЖИКИСТАНЕ НА ЗАРЕ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ'

НАЗИР ТУРАКУЛОВ И АГРАРНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В СЕВЕРНОМ ТАДЖИКИСТАНЕ НА ЗАРЕ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
74
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА / РЕФОРМА / СЕВЕРНЫЙ ТАДЖИКИСТАН / ЗЕМЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Абдурашитов Фозил Маматович

В статье освещается вклад одного из реформаторов аграрной политики в Средней Азии Назира Туракулова в первые годы установления Советской власти на Севере Таджикистана. В ней на основе фактических источников и опубликованных материалов анализируются процессы преобразования, земельно-водная реформа, изменения в социальной жизни сельского пролетариата и роль Н. Туракулова в реализации аграрной политики Советской власти в Средней Азии. Особое внимание уделяется результатам аграрных реформ, которые проводились в сложных военно-политических условиях на начальном этапе становления и развития сельского хозяйства Советского Таджикистана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NAZIR TURAKULOVAND A GRARIAN REFORM IN NORTHERN TAJIKISTAN AT THE BEGINNING OF SOVIET A UTHORITY

The article highlights the contribution of one of the reformers of agrarian policy in Central Asia Nazir Turakulova in the early years of the establishment of Soviet power in the North of Tajikistan. On the basis of actual sources and published materials, it analyzes transformation processes, land-water reform, changes in the social life of the rural proletariat, and N. Turakulova ’s special role in the implementation of the agrarian policy of Soviet power in Central Asia. Special attention is paid to the results of agrarian reforms, which were carried out in difficult military and political conditions at the initial stage of the formation and development of agriculture in Soviet Tajikistan.

Текст научной работы на тему «НАЗИР ТУРАКУЛОВ И АГРАРНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В СЕВЕРНОМ ТАДЖИКИСТАНЕ НА ЗАРЕ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ»

НАЗИР ТУРАКУЛОВ И АГРАРНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В СЕВЕРНОМ ТАДЖИКИСТАНЕ НА ЗАРЕ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ

АБДУРАШИТОВ Фозил Маматович,

д.и.н., главный научный сотрудник отдела новейшей истории Института истории, археологии и этнографии им. А. Дониша Академии наук РТ (Таджикистан, Душанбе)

НАЗИР ТУРАЦУЛОВ ВА ИСЛОХОТИ АГРАРИ ДАР ШИМОЛИ ТОЦИКИСТОНИ СОЛХОИ АВВАЛИ ХОКИМИЯТИ ШУРАВИ

NAZIR TURAKULOVAND A GRARIAN REFORM IN NORTHERN TAJIKISTAN AT THE BEGINNING OF SOVIET AUTHORITY

АБДУРАШИТОВ Фозил Маматович,

д.и.т., сарходими илмии шуъбаи таърихи навтарини Институти таърих, бостоншиносй ва мардумшиносии ба номи А. Дониши Академияи илмуои ЦТ (Тоцикистон, Душанбе)

ABDURASHITOV Fozil Mamatovich,

Dr. of History, the senior scientific employee Department of newest history of the of the Institute of history, archeology and ethnography named after A. Donish under the Academy of Sciences of Tajikistan Republic (Tajikistan, Dushanbe)

Ключевые слова: аграрная политика, реформа, Северный Таджикистан, земельная политика, социально-экономическое положение.

В статье освещается вклад одного из реформаторов аграрной политики в Средней Азии Назира Туракулова в первые годы установления Советской власти на Севере Таджикистана. В ней на основе фактических источников и опубликованных материалов анализируются процессы преобразования, земельно-водная реформа, изменения в социальной жизни сельского пролетариата и роль Н. Туракулова в реализации аграрной политики Советской власти в Средней Азии. Особое внимание уделяется результатам аграрных реформ, которые проводились в сложных военно-политических условиях на начальном этапе становления и развития сельского хозяйства Советского Таджикистана.

Калидвожщо: сиёсати аграри, ислоуот, Тоцикистони Шимоли, сиёсати замин, вазъи ицтимоию ицтисоди

Дар мацолаи мазкур сауми Назир Туракулов дар гузаронидани ислоуоти аграри дар Осиёи Миёнаи солуои аввали таъсиси Хокимияти Шурави дар шимоли Тоцикистон инъикос шудааст. Дар асоси манбаъуои воцеи ва маводуои чопшуда, тацдиди соуаи кишоварзи, ислоуоти замин, тагйиротуои ицтимои дар уаёти сокинони деуот ва нацши махсуси Н.Турацулов дар татбици сиёсати аграрии Хокимияти Шурави дар Осиёи Маркази таулил карда мешавад. Дар мацола ба натицауои ислоуоти аграри, ки дар шароити душвори низоми ва сиёси дар маруилаи ибтидои ташаккул ва рушди кишоварзи дар цаламрави Тоцикистон таваццууи махсус зоуир карда мешавад

Key words: agrarian policy, reform, Northern Tajikistan, land policy, socio-economic situation

The article highlights the contribution of one of the reformers of agrarian policy in Central Asia Nazir Turakulova in the early years of the establishment of Soviet power in the North of Tajikistan. On the basis of actual sources and published materials, it analyzes transformation processes, land-water reform, changes in the social life of the rural proletariat, and N. Turakulova 's special role in the implementation of the agrarian policy of Soviet power in Central Asia. Special attention is paid to the results of agrarian reforms, which were carried out in difficult military and political conditions at the initial stage of the formation and development of agriculture in Soviet Tajikistan.

В первые годы Советской власти для поднятия и стабильного развития экономики и социальной жизни населения Средней Азии судьбоносное значение имела институциональная реформа аграрного сектора. Дело в том, что в первые годы реформ на фоне усиления позиции имущих слоев населения, перед Советской властью стояла архиважная задача - это сплочение сельского пролетариата. Именно поэтому по инициативе Компартии Туркестана, которой непосредственно руководил Назир Туракулов, на базе крестьянства начался процесс создания союза "Кошчи" ("Пахари"). Союз был предназначен для

социализации села, объединения всего трудового дехканства в единую организацию для решения политических и социально-экономических задач.

В 20-е годы ХХ века, с установлением Советской власти в Туркестане на переднем рубеже социально-экономических, культурно-политических реформ находился и Назир Туракулов. В этот период на Севере современного Таджикистана проводилась масштабная земельно-водная реформа. Суть этих реформ заключалась в национализации земель, создании общественных и государственных землепользователей на базе частных крупных землевладений.

На Севере современного Таджикистана процесс национализация земель начался с Ходжентского уезда. Только в марте 1919 года за счет ликвидированных крупных землевладений здесь было организовано два совхоза, а в апреле того же года организуется первая коммуна. А всего в регионе было создано 10 совхозов [4, 91].

Наряду с масштабными преобразованиями в сфере землепользования Советская власть параллельно проводила водную реформу. Одновременно была проведена национализация частных оросительных предприятий в Ходженте, Нау, Дигмае и др. Национализации подлежали в основном водокачки и другие ирригационные сооружения. Распределением воды в землях теперь занимались бедняки. А ситуацию по водоснабжению контролировали Советы рабочих и солдатских депутатов и Советы народного хозяйства.

С 19 июля по 22 октября 1920 года Назир Туракулов находился на должности председателя Туркестанской АССР. За этот период он вплотную занимался вопросами земельно-водной реформы. Комиссия под его руководством особое внимание уделяла проблемам переселенцев и их обустройству. Так, 14 декабря 1920 г. ТуркЦИК утвердил "Положение о землеустройстве кочевников, переселенческих поселков и казачьих станиц в Туркестанской АССР". В нем был установлен порядок землепользования и отвода земель. Поэтому, с целью определения районов проведения земельной реформы, в конце 1920-начале 1921 гг. была осуществлена подготовительная работа. Вслед за этим прошли областные, уездные и волостные съезды Советов, наметившие конкретные задачи по проведению реформы на местах, а также многочисленные конференции, митинги и собрания трудящихся, посвященные предстоящей реформе. Кроме того были определены районы ее проведения, взяты на учет "нетрудовые" хозяйства, разработаны основные принципы перераспределения земель.

ТуркЦИКу, Турккомиссии и вообще управленческому аппарату во главе Н. Туракуловым пришлось работать с населением в неимоверно сложных военно-политических условиях. В Северном Таджикистане к числу населенных пунктов, где намечалось проведение реформ, были отнесены Канибадамская и Махрамская волости Канибадамского района Кокандского уезда. Это было обусловлено тем, что, здесь земельные отношения, сложившиеся в переселенческих районах до революции, являлись ярким примером переплетения классового гнета с национально-колониальным.

В 1920-1922 гг. Н. Туракулов был членом Туркестанской комиссии ВЦИК и СНК РСФСР, а также Туркестанского бюро ЦК РКП(б). За этот период Турккомиссии пришлось заниматься в основном переселенческими хозяйствами Семиречья, который был районом сосредоточения переселенческих хозяйств являлось Семиречье. Однако значительное число их имелось также в Сырдарьинской и Ферганской областях. В этих трех областях и было решено провести реформу. В конце 1920 - начале 1921 гг. была осуществлена подготовительная работа к земельно-водной реформе. Были определены районы ее проведения, взяты на учет "нетрудовые" хозяйства, разработаны основные принципы перераспределения земель. Параллельно с землеустроительными работами прошли областные, уездные и волостные съезды Советов, наметившие конкретные задачи по проведению реформ на местах, а также многочисленные конференции, митинги и собрания трудящихся, посвященные предстоящей реформе.

В Канибадамской и Махрамской волостях Кокандского уезда зажиточные слои кишлаков владели также основными источниками водопользования, что служило также одним из средств закабаления бедноты. В Канибадаме и Махраме баи по крайне высоким ценам отпускали воду, в результате чего сокращались посевы [5, 100].

Н. Туракулов, находясь на высоких государственных постах, вплотную занимался определением политики аграрных реформ в регионе. На первом этапе основная цель земельно-водной реформы в Северных районах Таджикистана была направлена на экспроприацию феодально-байских хозяйств. Она была нацелена, прежде всего, на упрочение позиций сельского пролетариата, консолидации всех трудящихся кишлака, независимо от их национальной принадлежности, для совместной борьбы против всех эксплуататоров.

В процессе аграрных преобразований в Северных районах Таджикистана Комиссия привлекла к своей деятельности работников партийного и советского аппарата, совместно с которыми организовала союзы дехкан, переименованные затем в "Кошчи". Для непосредственной подготовки и проведения реформы в Канибадамском районе Ферганский областной ревком направил туда 5 февраля 1921 г.

землеустроительную комиссию, наделенную большими полномочиями. Одновременно выяснялись характер и размеры землепользования различных категорий хозяйств и, в соответствии с ними, определялось количество земель, подлежавших полной или частичной конфискации.

Проведение реформы, не считая подготовительных мероприятий, состояло из двух этапов -конфискации земель у переселенческих, байских и других крупных хозяйств в государственный земельный фонд и распределение ее между бедняками и батраками. В основном вся эта работа заняла период с конца февраля до начала мая 1921 г. и проводилась поочередно - сначала в Махрамской, а затем в Канибадамской волостях, что объясняется недостатком квалифицированных кадров землеустроителей.

В своей подготовительной работе комиссия не смогла достаточно полно выявить все крупные хозяйства, как из-за технических трудностей, так и вследствие сокрытия баями и колонистами своих земельных владений. Не последнюю роль в этом играли и сами дехкане, находившиеся в зависимости от эксплуататоров и не всегда верившие в возможность коренного переустройства земельных отношений. Многие из них занимали колеблющуюся, двойственную позицию. На митингах и собраниях, где обсуждалась предстоящая реформа, они в большинстве своем выступали за ее проведение, поскольку она отвечала их насущным интересам. Но стоило баям усилить свое давление на бедноту и батрачество, как недавняя решимость уступала место неуверенности и страху.

Решительные меры, принятые органами Советской власти по конфискации земель баев и зажиточных крестьян, несомненно, с одной стороны, оказали большое влияние на дехкан. Даже те из них, кто во время подготовительных работ занимал выжидательную позицию, теперь выступили в поддержку реформы.

С другой стороны, проведение реформы вызвало естественное противодействие со стороны землевладельцев. Кулаки пытались помешать работе землеустроительных комиссий, скрывали свои земли от учета, угрожали бедноте, которая поддерживала реформу, совершали террористические акты. Подобным же образом действовали и местные баи, но колонисты в этом отношении проявляли особую активность. Объяснялось это тем, что реформа была направлена, прежде всего, против "кулаков-переселенцев", и байство в первое время, видимо, рассчитывало сохранить свое землевладение. В дальнейшем, когда выяснилось, что это не так, обе эти группы объединились и стали выступать против реформы единым фронтом.

Одна из задач, возложенная Туркестанской комиссией ВЦИК и СНК РСФСР перед Н. Туракуловым состояла в том, чтобы он в процессе реформ руководил активистами в проведении масштабных разъяснительных работ с сельским пролетариатом. После широкой пропагандистской кампании, проведенной среди населения, основная масса бедноты поддержала аграрные преобразования Советской власти. В ходе работы землеустроительной комиссии в Махрамской и Канибадамской волостях были выявлены и конфискованы в государственный фонд прежде всего земли колонистов и баев, а также близко относящейся к ним разнородной группы "нетрудовых" хозяйств - бывших волостных управителей, торговцев, священнослужителей и др. В общей сложности вся эта категория землевладельцев составила 380 хозяйств, из них пять являлись особенно крупными, располагавшими в среднем по 21,6 десятины. Всего у перечисленных выше хозяйств было конфисковано 555 десятин земли [2, 335]. Частичной конфискации подверглись земли "полутрудовых" хозяйств, которые имели незначительные излишки земельной площади и применяли наемную рабочую силу в качестве подсобной к своему личному труду. Сюда же относились хозяйства, которые владели мелкими земельными участками в двух или нескольких селениях и, не имея возможности в полной мере обрабатывать их личным трудом, некоторые из них сдавали в аренду чорьяккорам. Всего конфискованные излишки земли этой категории составили 459 десятин [2, 336]. Кроме того, в государственный фонд были включены и вакфные земли четырех медресе в Канибадаме площадью около 88 десятин.

Таким образом, всего было конфисковано 1102 десятины земли. К ним несколько позже были присоединены земельные участки трех водокачек, расположенных по реке Сырдарья в селениях Караянтак, Махрам и Каракчикум, общей площадью около 3500 десятин.

С целью разъяснения сущности аграрных преобразований Советская власть проводила масштабную пропагандистскую работу среди бедных слоев населения. Первые объединения безземельных и малоземельных дехкан были созданы в Ходжентском уезде. В апреле 1921 г. на I съезде произошло организационное оформление союза "Кошчи". После этого ячейки союза стали возникать в Унджинской, Кистакузской, Науской и других волостях Ходжентского уезда, Исфаринской и Канибадамской волостях Кокандского уезда. Во всех этих районах к середине 1921 г. насчитывалось 29 ячеек, объединявших более 5 тыс. членов. В Ура-Тюбинском уезде весной 1921 г. образовалось 13 ячеек

"Кошчи", в которых состояло до 5,5 тыс. членов [1, 89]. Однако затем, в связи с активизацией басмачества, некоторые из них временно распались.

Н. Туракулов, находясь в должности председателя ЦИК Туркестана с мая 1921 г. по июнь 1922 г., наряду с другими проблемами государственного устройства, важное значение придавал проблемам кооперации дехканства. Непосредственно участвовал в разработке правовых документов, регулирующие аграрные отношения. Под его руководством 15 марта 1922 г. ЦИК Туркестанской АССР принял "Положение о союзе "Кошчи". После утверждения данного положения союз объявлялся профессионально-политической организацией пролетарских и полупролетарских масс аула, кишлака и деревни [1, 90]. В соответствии с Положением основной политической задачей "Кошчи" являлось вовлечение бедноты в советское строительство и борьба против всех форм угнетения. Что касается экономических задач, то очередными задачами в этой области были определены неуклонное проведение в жизнь программы продовольственных и хозяйственных органов, поднятие благосостояния трудящихся.

Следует констатировать, что союз "Кошчи" в течение короткого времени в Северном Таджикистане стал самой массовой организацией. Так, заметную роль в укреплении союза в Ходженте сыграл I уездный съезд "Кошчи", который состоялся 20 июня 1923 г. и собрал 100 делегатов от всех низовых организаций. Особое внимание съезд уделил развитию хлопководства, помогающего дехканскому хозяйству повысить свою товарность. По инициативе союза каждый хлопкороб был снабжен пшеницей на условиях льготного кредита [2, 354].

Одним из важных рычагов, который использовало байство для укрепления своих позиций в экономике, являлась частная торговля, которая в первые годы НЭПа приняла широкий размах. В Самаркандской области, в состав которой входили Ходжентский и Ура-Тюбинский уезды, было выдано около 10 тыс. разрешений на право торговли продуктами сельского хозяйства и продукцией кустарной промышленности. Свобода торговли позволяла имущим слоям населения использовать в своих интересах конъюнктуру рынка. Пользуясь продовольственным кризисом, они взвинчивали цены на хлеб и другие продукты, создавали или арендовали торговые заведения.

В процессе разработки механизмов аграрных преобразований Н. Туракулов осознал, что в Туркестане необходимо считаться с фактором нехватки рабочего класса. Дело в том, что в начале реформ в кишлаках не только сохранились феодальные отношения, байство и мусульманское духовенство также сохранили значительное влияние на дехканские массы. Поэтому, в кишлаках приходилось проводить более гибкую и осторожную политику в крестьянском вопросе, чем в центральных районах страны.

Некоторая часть партийных и советских работников Туркестана не смогла до конца разобраться в сущности новой экономической политики. А Туракулов, будучи профессиональным для того времени экономистом постоянно выдвигал новые идеи и инициативы. С другой стороны он был очень близок к народу и знал многие тонкости социальных проблем, дифференциации общества и их причины среди богатых и бедных слоев народа.

Поэтому, с учетом множества факторов социально-экономического характера послевоенное развитие региона происходило на основе мелкотоварного дехканского хозяйства при сохранении полуфеодальных земельных отношений и примитивной сельскохозяйственной техники.

Однако по мере стабилизации политической ситуации в регионе Советская власть предпринимала попытки активного влияния на социальные процессы. Они проходили по двум основным направлениям: 1) подъем трудовых дехканских хозяйств и ограничение в возможных пределах байской эксплуатации трудящихся и 2) постепенное внедрение новых форм ведения сельского хозяйства.

Таким образом, по реформе в Канибадамском районе землю получили 847 дехканских хозяйств общей площадью около 979 десятин, а из остальной части земельного фонда были сделаны небольшие "прирезки" еще 557 малоземельным хозяйствам. Следовательно, в общей сложности землей были наделены 1404 хозяйства [3]. В процессе проведения земельно-водной реформы крупное землевладение русских переселенцев и местных баев было ликвидировано, а сами они выселены за пределы района. В результате реформы были подорваны феодальные и капиталистические формы хозяйствования и произошло уравнение в правах на землю местного и русского крестьянства, что имело большое политическое значение.

Одним из положительных последствий земельной реформы явилось некоторое смягчение аграрного кризиса. Дехкане получили конфискованные по реформе земли. Помимо этого, при проведении реформы, комиссия хотела использовать также государственный земельный фонд, который составлял около 3,5 тыс. десятин не орошенных земель, находившихся близ кишлаков Караянтака, Махрама и Каракчикума Махрамской волости. Однако, ввиду того, что этот земельный фонд требовал еще освоения, "желающих поселиться на нем нашлось очень мало" [3].

Следует отметить, что, первый опыт проведения земельно-водной реформы не обошелся без серьезных ошибок и больших издержек. Тем не менее, она явилась важным этапом на пути ломки старых земельных отношений. Реформа имела, прежде всего, крупное политическое значение, уравняв в правах на землю русское и коренное население и тем самым ликвидировав еще один пережиток колониального прошлого.

В целом, исторический опыт показал, что социально-экономические последствия реформы на заре Советской власти в районах Средней Азии были значительными. В этом особая заслуга Назира Туракулова, который непосредственно руководил процессами аграрных преобразований, земельно-водной реформы на Севере Таджикистана. А его опыт реформатора, инициатора создания новых институтов управления и хозяйствования в труднейших условиях переходного периода, несомненно, послужит для нынешнего и будущего поколения народов Средней Азии.

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА:

1. Антоненко Б.А. Аграрные преобразования в доколхозном таджикском кишлаке. - Душанбе, 1987. -234с.

2. История таджикского народа. - Душанбе, 2011.- Т. 5. - 850c.

3. Красная Фергана. 13 июля 1921.

4. Материалы по истории Компартии Таджикистана. - Душанбе, 1963. - 191с.

5. Скоробогатов И.М. Из истории деятельности организаций РКП (б) северных районов Таджикистана (1919-1921 гг.). // Материалы по истории Коммунистической партии Таджикистана. - Душанбе: Ирфон, 1971. - Вып. 2 - С. 100.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.