ЗЕМЕЛЬНО-ВОДНАЯ ХОЛОВ Махмуджон,
РЕФОРМА, КАК к.ф.м.н., главный научный сотрудник отдела истории науки и
ВАЖНЫЙ ПРОЦЕСС техники Института истории, археологии и этнографии им. А.
В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ Дониша АН Республики Таджикистан (Таджикистан,
ПОЛИТИКЕ ТАДЖИКИСТАНА Душанбе)
ИСЛО^ОТИЗАМИН ХОЛОВ Ма^мудцон,
ВА ОБ ЧАРАЁНИ н.и.ф.м., сарходими илмии шуъбаи таърихи илм ва техникаи
МУ^ИМ ДАР РУШДИ Институти таърих, бостоншиноси ва мардумшиносии ба
СИЁСАТИИЦТИСОДИИ номи А. Дониши АИ Цумуурии Тоцикистон (Таджикистан,
ТОЧИКИСТОН Душанбе)
LAND-WATER REFORM KHOLOV Mahmudjon,
IS AN IMPORTANT candidate of historical sciences, of the Institute of history,
OF THE ECONOMY archeology and ethnography named after A.Donish under the
OF TAJIKISTAN Academy of Sciences of Tajikistan Republic, (Tajikistan, Dushanbe)
Аграрный вопрос всегда занимал ведущее место в экономической политике Таджикистана. Экономические реформы 20-30-х годов ХХ века привели к ликвидации крупного землевладения и формирования коллективного хозяйства. Массовое кооперирование в деревне превратило колхозы в основную форму организации сельскохозяйственного производства и землевладения.
Аграрная реформа, начатая в 90-е годы ХХ века, оказала шоковое воздействие на сельское хозяйство Таджикистана. Она породила многочисленные социально-экономические проблемы, одна из которых являлся вопрос о продовольственной безопасности страны.
После обретения Таджикистаном суверенитета, стали осуществляться социально-экономические преобразования, создавались правовые и организационные условия для функционирования разных форм собственности и хозяйствования. В аграрном секторе создавалась новая система организационно-экономических отношений между товаропроизводителями и потребителями сельскохозяйственной продукции.
Для реализации стратегии перехода к рыночным отношениям Правительством Таджикистана была разработана специальная Программа экономических реформ и несколько проектов. С целью обеспечения продовольственной безопасности, а также обеспечения внутренних рынков продуктами питания были изданы Указы Президента Республики Таджикистан о выделении земель для подсобного хозяйства. В условиях продовольственного кризиса эти и другие акты способствовали значительному улучшению социальной жизни населения.
В результате проводимых экономических реформ в Таджикистане формировались новые рыночние отношения в сфере землепользования. В результате структурных реформ возникли разные формы хозяйствования в виде акционерных обществ, индивидуальных, семейных и коллективных дехканских хозяйств.
Для освещения вопросов земельно-водной реформы, которая заключается в правильном понимании процессов преобразования в аграрном секторе Таджикистана, его перехода от планового к рыночному производству, было необходимо составление обобщающего научного труда, в виде монографии, которая способствовало бы правильному пониманию и восприятию со стороны общества этих реформ. Таким научным трудом является монография доктора исторических наук Абдурашитова Ф.М. «Земельно-водная реформа в Таджикистане в конце XX - начале XXI вв.»2.
Книга состоит из введения, четырех глав, заключения и списка использованной литературы и источников.
Первая глава посвящена земельной реформе и состоит из двух параграфов. В качестве предпосылок в первом параграфе на основе исторических источников дается подробный анализ категорий и состояния земель, вопросов землепользования в Бухарском эмирате, Туркестанском крае, БНСР, Таджикской АССР и Таджикской ССР.
Во втором параграфе рассмотрены организационно-правовые аспекты земельной реформы. Так, автор отмечает, что: «...Отличительная особенность земельной реформы суверенного Таджикистана 90-х годов ХХ века с реформой советской власти 20-х годов прошлого столетия заключается в том, что в
2 Абдурашитов Ф.М. Земельно-водная реформа в Таджикистане в конце XX - начале XXI вв. Душанбе: «Промэкспо», 2018. -371 с.
принципе тогда отбирали земли, а теперь эти же земли раздают. Т.е., советская власть национализировала, таджикская - денационализирует. Другой фактор исторической вертикали и особенность земельных реформ заключались в том, что в 20-е годы, она проходила параллельно с созданием коллективных товариществ, позднее колхозов и совхозов, с предоставлением им сельскохозяйственных средств на производство. Примечательно то, что земельная реформа в суверенном Таджикистане также проводилась в комплексе с аграрной реформой, включающей водную и реорганизацию колхозов и совхозов и т.д.»3. Примечательно, что автором проанализировано огромное количество нормативно-правовых актов в сфере земли и водопользования.
Далее автор основные направления осуществления земельной реформы делит на четыре этапа: «а) инвентаризацию земель всех категорий, с целью уточнения данных о наличии и распределении земельного фонда; б) создание специального земельного фонда при исполнительных органах районов из неиспользуемых земель и его перераспределение, с целью более рационального использования этих земель; в) предоставление земель в пожизненно наследуемое пользование гражданам РТ для ведения дехканского и личного подсобного хозяйства и г) оформление и переоформление документов на право
4
пользования и владения земельными участками» .
Подытоживая первую главу, автор отмечает, что «Одно из заметных достижений земельной реформы в Таджикистане в условиях независимости было упорядочение системы землепользования в сельской местности, а в особенности в установлении правового порядка использования приусадебных участков. Автор отмечает, что в течении более чем 70 лет функционирования Советской системы землепользования граждане не были обеспечены сертификатом на право пользования приусадебными участками. Они были регистрированы только в книгах джамоатов, колхозов и совхозов»5.
Вторая глава монографии посвящена трансформации аграрного сектора и состоит из двух параграфов. Первый параграф посвящен реорганизации сельхозпредприятий, а второй становлению и развитию дехканских (фермерских) хозяйств.
После распада СССР и обретения Таджикистаном независимости, перед республикой стоял вопрос реорганизации сельхозпредприятий. Поэтому первые нормативно-правовые документы молодой республики были посвящены этому вопросу. Автор на основе законов, постановлений, указов Правительства и Президента Республики Таджикистан подробно рассматривает все этапы реорганизации колхозов и совхозов, и создания на их базе дехканских (фермерских) хозяйств. Конечно, всякое новое начинание сопряжено с большими трудностями, непониманием и проблемами. Автор в своей монографии раскрывает их с профессиональным знанием дела, как будто сам является руководителем сельхозпредприятия и участвовал в этих событиях. Так, он отмечает, что: «Несмотря на принятие специального Указа Президента по реорганизации крупных хозяйств и создания на их базе дехканских хозяйств разных форм некоторые проблемы преобразования быстро решить не удалось. Это касается, прежде всего, недостаточную компетентность местных исполнительных органов власти в аграрных районах и созданных комиссий по реорганизации. С другой стороны, низкая правовая грамотность сельского населения по земельному праву не давали крестьянам принять решение для создания своего дехканского хозяйства. Именно для решения этой проблемы и с целью ускорения
процессов реорганизации сельскохозяйственных организаций и предприятий на местах были
6
организованы центры оказания аграрной и правовой консультативной помощи ».
Далее, исходя из результатов сопоставительного анализа, автор отмечает, что: «...процесс реорганизации сельскохозяйственных предприятий в разных регионах Таджикистана происходил в соответствии с условиями и подходом компетентных органов и комиссий. Так, по сравнению с другими регионами Таджикистана процесс реорганизации сельскохозяйственных объектов на территории Горно-Бадахшанской автономной области проходил более благополучно. Дело в том, что здесь преобразования в сфере землепользования начались еще в 1995 году. Это означает, что в этом регионе к расформированию крупных хозяйств приступили раньше, чем был издан Указ Президента Республики Таджикистан (1996г.). А в целом с 1996 по 2006гг. почти все сельскохозяйственные предприятия были поэтапно реформированы. На базе существовавших колхозов и совхозов области были созданы 193 дехканских хозяйств, из них 121 коллективные дехканские хозяйства и 72 индивидуальных дехканских хозяйств».
Далее автор свои мнения и выводы по этой проблеме, подкрепляет таблицами и статистическими данными о количестве колхозов и совхозов, кол-во их земель, число реорганизованных хозяйств и т.п. и
3 Там же. - С. 46.
4 Там же. - С. 50.
5 Абдурашитов Ф.М. Земельно-водная реформа. - С. 90.
6 Там же. - С. 100.
в конце, он подытоживает эту главу так: «Таким образом, реорганизацию сельскохозяйственных предприятий и организаций в Таджикистане в конце ХХ -начале XXI вв. трудно оценить однозначно. Она имела свои особенности. Сам процесс протекал в разных регионах по-разному, и результаты были соответствующие»7. Здесь мы с автором солидарны. Дело в том, что действительно многие колхозы и совхозы Таджикистана накануне распада СССР переживали глубокий социально-экономический кризис. Происходила деградация аграрного производства и землепользования.
В конце автор отмечает положительные и негативные последствия реорганизации в следующем: «Касательно положительных аспектов реформ, необходимо отметить, что в институциональном плане цели были достигнуты. ... Что касается негативных последствий реорганизации необходимо отметить, что в конце 90-х годов XX века, в начальном этапе процесса реорганизации отдельные сельскохозяйственные предприятия изменили свой юридический статус. В хозяйствах были проведены внутренняя реорганизация собственности, формально коллективные хозяйства были преобразованы в частные. При этом на продажу ставили все основные средства производства, технику, строительство, даже полевые станы. Все это привело к тому, что хозяйствам теперь негде сушить хлопок-сырец, зерно и др. Это было негативное последствие разукрупнения хозяйств»8.
В начале второго параграфа автор подробно останавливается на истории создания фермерских хозяйств на примере западных стран. Автор отмечает, что понятие «дехкан», как зажиточного крестьянина и ведущего самостоятельное хозяйство было еще во времена Саманидов. В результате нашествия монголов в Среднюю Азию в XIII веке, значение термина «дехкан» как феодалов постепенно исчезло. Далее приводится виды земельной собственности до установления Советской власти. Анализ аграрных реформ плавно переходит в начало 1990-х годов, и на примере Российской Федерации и Республики Узбекистан показано создание фермерских хозяйств.
Процесс создания дехканских (фермерских) хозяйств в Таджикистане начался в 1992 году после принятия Закона Республики Таджикистан «О дехканском (фермерском) хозяйстве», определяющего правовые основы создания и их деятельности. Далее автор на основании множества нормативно-правовых документов, статистических данных, таблиц, анализа и примеров подробно останавливается на становлении и развитии дехканских (фермерских) хозяйств в Таджикистане до 2016 года включительно. Такой подробный научный анализ аграрного сектора страны не встречался в литературе и СМИ до сих пор. Примечательно, что автор сумел показать положительную и отрицательную роль института дехканского (фермерского) хозяйства в аграрном секторе Таджикистана.
Третья глава книги посвящена одному из главных показателей аграрных реформ - водной реформе, которая имеет ключевое значение в Таджикистане. В первом параграфе рассматривается особенности системы водопользования. Автор анализирует реформу водного сектора начиная со времен Бухарского эмирата по ныне, на основании исторических и архивных документов. В процессе проведения таких реформ, перед Правительством РТ встали некоторые проблемы, для решения которых было необходимо формирование новых институтов управления системы водопользования - ассоциации водопользователей (АВП). Второй параграф третьей главы рассказывает о формировании и деятельности АВП. Здесь анализируется история создания АВП в начале XX века, которые назывались мелиоративными кооперациями, до 2017 года. В конце параграфа, автор заключает, что: «Практика создания АВП в Таджикистане и зарубежных странах показывает, что рекомендуемые площади обслуживания АВП должны составить от 1500 до 4000 гектаров и более. Поэтому, хотя Таджикистан сделал большой шаг за короткий промежуток времени в создании АВП, на современном этапе реформ институтов управления водохозяйственной отрасли существует необходимость в лучшей и более последовательной долгосрочной организационной и технической помощи этим новым АВП»9. В этом параграфе на наш взгляд автору необходимо было показать в динамике деятельность АВП, детально сопоставить существовавшие водохозяйственные организации и нынешние. Xотя в монографии деятельность АВП характеризуется.
Четвертая, заключительная глава монографии называется «Особенности и тенденции рыночного реформирования аграрного производства», и состоит из трех параграфов. В первом параграфе рассказывается о либерализации сельхозпроизводства, которое встретилось с большими трудностями. Причину автор видит в следующем: «Все это было обусловлено тем, что в противовес к рыночным требованиям организационная и управляющая роль административно-командной экономики по-прежнему сохранилась, а в некоторых регионах сыграла свою доминирующую роль. Так, в зонах выращивания хлопка фермеры все ещё получали указания сколько произвести. Существовали ещё планы
7 Абдурашитов Ф.М. Земельно-водная реформа. - С. 138.
8 Там же. - С. 139.
9 Абдурашитов Ф.М. Земельно-водная реформа. - С. 248.
10 тт
при отсутствии консультативных мероприятии по самостоятельности частного сектора» . Но в дальнейшем усилиями Правительства РТ эти недостатки были устранены, и цели были достигнуты. Автор, подытоживая параграф, отмечает, что: «Таким образом, в результате земельно-водной реформы, реорганизации коллективных хозяйств, в Таджикистане создана многоукладная аграрная экономика. Были созданы новые институты управления и хозяйствования на базе равноправия всех форм собственности. Крупными субъектами землепользования стали индивидуальные и семейные дехканские хозяйства. В результате либерализации сельскохозяйственного производства, с изменениями в социально-экономической структуре сельского хозяйства заметно повысилась доля вновь созданных дехканских хозяйств в валовой сельскохозяйственной продукции республики»11.
Второй параграф называется «Социальная жизнь сельского населения в период аграрных реформ», и посвящен анализу занятости сельского населения. На основании множества данных автор показывает динамику занятости сельского населения (в том числе женщин), размер заработной платы, создания рабочих мест, дехканских хозяйств. Здесь автором приведены уникальные примеры по социальному обеспечению дехкан в составе колхозов и в нынешних условиях хозяйствования, т.е. при деятельности дехканских (фермерских) хозяйств.
Подытоживая параграф, автор отмечает, что: «Современная государственная политика о земельной реформе, предоставления земель в пользование людям, помимо прав на землю, включает в себя и государственные гарантии и социальную поддержку, мотивационные моменты, способные вовлечь дехкан и сельскую молодежь в аграрное производство. Это особенно важно, когда в республике десятки тысяч гектаров земель пустуют, и сотни тысяч трудоспособного населения находятся на трудовой миграции»12. Здесь мы с автором абсолютно солидарны.
В последнем параграфе «Экономические последствия перехода сельского хозяйства на рыночные отношения» автор на основе богатого материала анализирует последствия проводимых Правительством РТ реформ в агарном секторе. Заключая свои мысли о последствиях, автор отмечает, что: «По сути, Программа аграрной реформы, в числе прочих предусматривала повсеместную реорганизацию аграрного сектора, чтобы она способствовала возникновению новых рабочих мест, развитию мелкого предпринимательства, в частности в сфере переработки продукции сельского хозяйства. А на практике, получилось так, что аграрная реформа Таджикистана практически не повлияла на занятость населения и тем более не снизила поток трудовой миграции. Хотя земельные отношения в Таджикистане постепенно приобретают рыночный характер, но земельный рынок все еще слабо развит и не подкреплен в полном объеме необходимой институциональной и законодательной базами. К сожалению, для успешного проведения реформ пока существуют и другие барьеры. Все еще сохранившийся теневой рынок наносит большой урон не только для аграрного сектора, но и в целом экономике страны»13.
В конце монографии дается библиография из 221 наименований, которые разделены на шесть категории. Таким образом, монография Ф.М. Абдурашитова «Земельно-водная реформа в Таджикистане в конце XX - начале XXI вв.» является фундаментальным исследованием по истории и историографии аграрного сектора. В качестве пожелания хотелось бы при написании крупных монографий каждый из аспектов были исследованы по отдельности, например: «Земельная реформа», «Реорганизация сельхозпредприятий, колхозов и совхозов», «Деятельность дехканских хозяйств», «Реформы в сфере водопользования», «История перехода аграрного сектора на рыночные отношения» и т.д. Также на наш взгляд книга было бы более читаемой, если минимизировать количество таблиц.
В заключении, необходимо отметить, что монография является первым обобщающим трудом по проводимых в Республики Таджикистан земельно-водных реформ. Она написана на высоком научном уровне, со знанием автором проблем и анализа данной отрасли, с привлечением богатого материала. В отличие от многих монографических исследований автор каждый из процессов освещает с положительной и отрицательной сторон. Использована инновационная методология и выдвинута собственная концепция исследования аграрной истории. Монография полезна не только специалистам данной отрасли, но и научным работникам и преподавателям ВУЗов.
10 Там же. - С. 255.
11 Там же. - С. 269.
12 Абдурашитов Ф.М. Земельно-водная реформа. - С. 295-296.
13 Там же. - С. 351.