Научная статья на тему 'Водная реформа Республики Таджикистан: становление и развитие новых институтов хозяйствования'

Водная реформа Республики Таджикистан: становление и развитие новых институтов хозяйствования Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
218
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОДНАЯ РЕФОРМА / АССОЦИАЦИИ ВОДОПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ / ДЕХКАНСКИЕ ХОЗЯЙСТВА / ВОДНЫЙ КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН / СОГДИЙСКАЯ ОБЛАСТЬ / WATER REFORM / WATER USER ASSOCIATIONS / DEHKANS ' (FARMERS ') HOUSEHOLDS / THE WATER CODE OF TAJIKISTAN REPUBLIC / SUGHD VILOYAT / ИСЛОҳОТИ ОБ / АССОСИАТСИЯИ ИСТИФОДАБАРАНДАГОНИ ОБ / ХОҷАГИҳОИ ДЕҳқОНӣ / КОДЕКСИ ОБИ ҶУМҳУРИИ ТОҷИКИСТОН / ВИЛОЯТИ СУГД

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Бобоев Абдуазиз Абдусамиевич

После реорганизации сельскохозяйственных предприятий Республики Таджикистан в системе управления появились новые институты. Появление новых институтов является требованием времени и свидетельствует о переходе к рыночной экономике. Увеличение сельскохозяйственного производства связано с орошением земель. В статье рассматриваются вопросы развития законодательства Республики Таджикистан в водном секторе, в том числе принятие Водного кодекса Республики Таджикистан, включая изменения и дополнения, принятие Закона Республики Таджикистан «Об ассоциациях водопользователей» и другие акты в этой сфере. Подчеркивается, что после принятия нормативных правовых актов началось осуществление реформ в сфере водопользования в стране. Уделяется особое внимание становлению и развитию новых институтов в управлении водным хозяйством республики на примере Согдийской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Бобоев Абдуазиз Абдусамиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WATER REFORM OF TAJIKISTAN REPUBLIC: FORMATION AND DEVELOPMENT OF NEW ECONOMIC INSTITUTIONS

After the reorganization of agricultural enterprises of Tajikistan Republic, new institutions appeared in the system of management. The emergence of new institutions is considered to be a requirement of time and transition to the market economy. Increasing agricultural production is associated with the land irrigation. The article dwells on the issues beset with development of legislation of Tajikistan Republic in water sector, including the adoption of the Water Code of Tajikistan Republic, namely amendments and additions, adoption of Tajikistan Republic Law “On Water User Associations” and other adoption acts in the relevant area. After the adoption of normative legal instruments have started to implement reforms in the field of water resorting to our country. The author of the article canvasses formation and development of new institutions in the management with water reform in the republic, on the example of Sughd Viloyat.

Текст научной работы на тему «Водная реформа Республики Таджикистан: становление и развитие новых институтов хозяйствования»

07.00.09.ТАЪРИХНИГОРЙ, МАЪХАЗШИНОСЙ ВА

РАВИШИ ТАД^ЩОТИ ТАЪРИХИ 07.00.09.ИСТОРИОГРАФИЯ, ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ

МЕТОДЫ ИСТОРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 07.00.09.HISTORroGRAPHY, SOURCE STUDIES AND METHODS OF HISTORICAL RESEARCH

УДК 333.41 ББК.65.8 (2) 32-5

ВОДНАЯ РЕФОРМА Бобоев Абдуазиз Абдусамиевич, кандидат РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН: исторических наук, старший преподаватель СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ кафедры правоведения факультета истории и

НОВЫХ ИНСТИТУТОВ права ГОУ «ХГУ имени академика Б. Гафурова» ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ (Таджикистан, Худжанд)

ИСЛОХОТИ ОБ ДАР Бобоев Абдуазиз Абдусамиевич, н.и.т.,

ЦУМХ^РИИ ТОЦИКИСТОН: сармуаллими кафедраи ууцуцшиносии

ТАШКИЛ ВА РУШДИ факултети таърих ва ууцуци МДТ

НИХОДХОИНАВИ "ДДХ ба номи академик Б. Гафуров "

ХОЦАГИДОРЙ (Тоцикистон, Хуцанд)

WATER REFORM OF Boboev Abduaziz Abdusamievich, candidate of

TAJIKISTAN REPUBLIC: historical sciences, senior lecturer of the department of

FORMA TION AND jurisprudence attached to the faculty of history and law

DEVELOPMENT OF NEW under the SEI "KSU named after acad. B. Gafurov "

ECONOMIC INSTITUTIONS (Tajikistan, Khujand), E-mail: b-abduaziz@mail.ru

Ключевые слова: водная реформа, ассоциации водопользователей, дехканские хозяйства, Водный кодекс Республики Таджикистан, Согдийская область

После реорганизации сельскохозяйственных предприятий Республики Таджикистан в системе управления появились новые институты. Появление новых институтов является требованием времени и свидетельствует о переходе к рыночной экономике. Увеличение сельскохозяйственного производства связано с орошением земель. В статье рассматриваются вопросы развития законодательства Республики Таджикистан в водном секторе, в том числе принятие Водного кодекса Республики Таджикистан, включая изменения и дополнения, принятие Закона Республики Таджикистан «Об ассоциациях водопользователей» и другие акты в этой сфере. Подчеркивается, что после принятия нормативных правовых актов началось осуществление реформ в сфере водопользования в стране. Уделяется особое винмание становлению и развитию новых институтов в управлении водным хозяйством республики на примере Согдийской области.

Вожа^ои калиди: ислоуоти об, ассосиатсияи истифодабарандагони об, хоцагиуои деуцони, Кодекси оби Цумуурии Тоцикистон, вилояти Сугд

Мацола ба баррасии таърихи ислоуоти об дар Тоцикитон бахшида шудааст. Гуфта мешавад, ки баъди тацдиди хоцагщои кишоварзии Цумуурии Тоцикистон дар низоми идоракунии ин соуа ниуодуои нав ба вуцуд омаданд, ки дар зууури онуоталаботи замон ва гузариш ба низоми ицтисодиёти бозоргони ба шумор мерафт, зеро зиёд намудани истеусоли маусулоти кишоварзи аз обёрии заминуои кишоварзи алоцаманд аст. Дар мацола оид ба инкишофи цонунгузории Цумуурии Тоцикистон дар соуаи об аз цумла цабули намудани Кодекси обии Цумуурии Тоцикистон, дохил намудани тагийроту иловауо ба он, цабули Цонуни Цумуурии Тоцикистон "Дар бораи Ассосиатсияи истифодабарандогони об", ва цабули дигар санадуои меъёри ууцуци дар ин соуа сухан меравад. Зикр гардидааст, ки баъди цабули санадуои меъёри ууцуци, гузаронидани ислоуотуо дар соуаи истифодабарии об дар мамлакат огоз гардид. Дар мисоли вилояти Сугд муаллиф инкишофи ниуодуои нав аз цумла Ассосиатсияи истифодабарандагони оби вилояти Сугдро нишон додааст.

Key words: water reform, water user associations, dehkans ' (farmers households, the Water Code of Tajikistan Republic, Sughd Viloyat

After the reorganization of agricultural enterprises of Tajikistan Republic, new institutions appeared in the system of management. The emergence of new institutions is considered to be a requirement of time and transition to the market economy. Increasing agricultural production is associated with the land

irrigation. The article dwells on the issues beset with development of legislation of Tajikistan Republic in water sector, including the adoption of the Water Code of Tajikistan Republic, namely amendments and additions, adoption of Tajikistan Republic Law "On Water User Associations" and other adoption acts in the relevant area. After the adoption of normative legal instruments have started to implement reforms in the field of water resorting to our country. The author of the article canvasses formation and development of new institutions in the management with water reform in the republic, on the example of Sughd Viloyat.

После перехода к рыночным отношениям в Республике Таджикистан начались изменения во всех отраслях народного хозяйства. Республика Таджикистан является аграрным государством, и больше половины народа республики живет в сельской местности и занимается выращиванием сельскохозяйственной продукции. Таджикистан - малоземельная страна, испытывает нехватку земельных ресурсов при избытках водных.

Развитие экономики республики в переходном периоде и эффективное решение социальных проблем в значительной мере зависят от решения вопросов, связанных с уровнем и интенсивностью использования земельно-водных ресурсов.

Для развития этой отрасли парламентом страны был принято несколько законодательных актов. Правительством Таджикистана был разработан ряд программ для дальнейшего развития водно-ирригационной отрасли. В республике наряду с другими отраслями народного хозяйства в период реформ было обновлено водное законодательство.

Водное законодательство Республики Таджикистан разработано в соответствии с Конституцией и состоит из Водного кодекса, нормативно-правовых актов Республики Таджикистан и международно-правовых актов, признанных Республикой Таджикистан(3, 455).

В Таджикистане аграрный сектор в целом зависит от ирригации. В республике орошаемыми являются около 60% пахотных земель. Начиная с 1990 г. сельское хозяйство пришло в упадок, потому что была разрушена советская система сельскохозяйственной и водохозяйственной инфраструктуры.

В начале 2000 гг. около 16%о орошаемых земель были подвергнуты засолению и около 1/3 орошаемых земель являлись не рентабельными, т.е. не давали дохода. Многие хозяйства нуждались в насосах, при помощи которых можно было бы поднимать воду на уровень от 50 м и выше, а для этого нужны были чрезмерно высокие затраты. Вследствие увеличения тарифов электроэнергии большинство хозяйств стали нерентабельными. Горные районы из-за рельефа страдали от водной эрозии, и по ее предотвращению хозяйствами никаких мер не принимались(6, 49).

Особенность орошения земель северных районов Таджикистана состоит в том, что главная водная артерия - Сырдарья- в пределах области имеет длину 195 км. Все реки области входят в бассейн Сырдарьи. Большое значение в орошении имеют ее левые притоки; реки Зарафшан, Исфара, Ходжабакирган, Аштский большой канал, Аксу, стекающие с Туркестанского хребта; реки Бюраган, Каттасай и другие не достигают Сырдарьи. В пределах характеризуемой территории находятся Кайраккумское, Фархадское и Каттасайское, Даганайское водохранилища, проходят большой Ферганский и Северный Ферганский каналы. В Согдийской области орошение 135,8 тыс. га, или 50% всех поливных земель, зависит от состояния гидротехнических сооружений(1, 101).

Правовое регулирование водопользования позволило содержать ирригационную систему и гидротехнические сооружения в соответствующем им эксплуатационном режиме. Содержание и эксплуатация системы водоснабжения требуют огромных ежегодных затрат. Поэтому, начиная с 1996 года, была введена плата за подачу воды потребителям(1, 101).

В условиях перехода страны к рыночным отношениям данное решение многими водопользователями воспринималось болезненно, так как до 90-х годов поливные земли находились на балансе колхозов и совхозов, а большинство водопользователей других категорий земель фактически не платили за водопотребление(1,104).

В новых условиях хозяйствам-водопользователям удается покрыть только незначительную часть всех расходов. К тому же многие объекты внутрихозяйственных ирригационных сооружений и водоснабжения с приватизацией объектов сельскохозяйственного производства и в связи с раздроблением колхозов и совхозов стали бесхозными. А это в свою очередь привело к снижению эффективности системы, значительно ухудшило состояние аграрного сектора в целом и состояние орошаемых земель в особенности.

Регулятором водных правоотношений в Республике Таджикистан является Водный кодекс. В Таджикистане Водный кодекс был принят 22 апреля 1999 года. Последующие годы

для гармонизации водных законов несколько раз были внесены изменения и дополнения (03.03.2006 г, 20.03.2008 г. 03.12.2009, 28.06.2011г. и в 2012 г.) (3, 54).

Вслед за Водным кодексом, принятым Парламентом Республики Таджикистан 29 ноября 2000 года, в 2002 и 2003 годах постановлениями Правительства Республики Таджикистан по регулированию водных отношений были приняты 8 подзаконных актов. К ним относятся: «Правила пользования водными объектами для нужд рыбного хозяйства и гидроэнергетики», «Порядок оформления, регистрации и выдачи разрешений на специальное водопользование», «О порядке поощрения водопользователей, осуществляющих общественно-полезные мероприятия по рациональному использованию и охране вод», «О введении Государственного водного кадастра » и другие(3, 45-57).

Правительство Таджикистана совместно с международными организациями предпринимало меры по реабилитации сельскохозяйственной инфраструктуры. Так, в 2003 г. на реабилитацию ирригационных и дренажных систем было потрачено около 4,234 млн. сомони. Несмотря на это, состояние большей части сельскохозяйственной инфраструктуры оставалось слабой, а реформы, направленные на создание прозрачной системы эксплуатации и управления водным хозяйством, проводились не на должном уровне. [6, 54 ]

Парламент Республики Таджикистан 3 марта 2006 года № 174 принял Закон Республики Таджикистан "О внесении изменений и дополнений в Водный кодекс Республики Таджикистан»(3, 45-57). В соответствии с принятым Законом Республики Таджикистан "О внесении изменений и дополнений в Водный кодекс Республики Таджикистан» были внесены следующие изменения и дополнения в Водный кодекс Республики Таджикистан, такие как: 'Разрешение на специальное водопользование - разрешение на пользование водным объектом, выданное специальным уполномоченным государственным органом по регулированию использования и охране вод"; "Ассоциация водопользователей - некоммерческая организация, учреждаемая юридическими лицами, имеющими право пользования сельскохозяйственными землями и коммерческими организациями» (5, 168).

Реорганизация крупных хозяйств и образование на их месте дехканских хозяйств привели к тому, что внутрихозяйственная ирригационная система осталась без присмотра. В результате, возникла проблема обеспечения их оросительной водой. С другой стороны, конечно, процесс разукрупнения хозяйств и переход к новым условиям хозяйствования привели к увеличению количества водопотребителей в лице вновь созданных дехканских хозяйств. Это прежде всего можно было наблюдать на уровне внутрихозяйственной ирригационной системы.

Между тем, проблема орошения сельскохозяйственных земель всегда находилась в поле зрения руководства страны. Так, Президент Республики Таджикистан Эмомали Рахмон на встрече с работниками отрасли сельского хозяйства в феврале 2000 г. отметил, что «в связи с проведением реорганизации предприятий сельского хозяйства необходимо создание Ассоциаций водопользователей»^, 165-177). На основе этой инициативы Президента по созданию и развитию АВП в республике в 2006 году был принят Закон Республики Таджикистан «Об Ассоциации водопользователей».

Необходимо отметить, что Ассоциации водопользователей создаются с целью сохранения внутрихозяйственных ирригационных систем для справедливого, эффективного, своевременного распределения воды между ее членами и всеми водопользователями. Основой принятия Закона Республики Таджикистан «Об Ассоциации водопользователей» являются Конституция Республики Таджикистан, Водный кодекс Республики Таджикистан, а также и другие кодексы: Гражданский кодекс Республики Таджикистан, Закон Республики Таджикистан «Об общественных организациях» и Постановление Правительства Республики Таджикистан от 25 июня1996г. №281, они являются основополагающими документами для равноправного, справедливого использования орошаемой земли республики (4, 168).

Однако, чтобы содержать в рабочем состоянии ирригационные сооружения, требуются постоянные расходы. В государственном бюджете Республики Таджикистан с 1992 по 2001 гг. на поддержание оросительной системы в среднем затрачивалось 5-6% от нормативных средств. Кроме того, 30% оросительных систем требовалось проведение реконструкций, ремонтно-восстановительных работ(11, 24). Однако из-за нехватки финансирования ремонтные работы не были выполнены на должном уровне, отчего продуктивность земель снизилась, что сказалось на урожайности сельскохозяйственного производства.

Развитие сельскохозяйственной отрасли республики осложнилось и с ростом засоленности плодородных земель. Так, если в 1990г. 106,8 тыс. га орошаемых земель были подвержены засолению, то к 1999г. этот показатель вырос до 145,3 тыс. га т.е. рост составил 36,7%(1, 99). Кроме того, отрицательные последствия для сельскохозяйственной отрасли имели всевозможные аварии в ирригационной системе и стихийные бедствия.

В Таджикистане, как и в других соседних государствах, урожайность сельского хозяйства во многом зависит от состояния ирригационных сооружений: каналов, дюкеров, насосов и т.д. По данным Министерства мелиорации и водных ресурсов Республики Таджикистан в 2003г. в республике насчитывалось около 2 400 насосных станций, из которых только 448 находились на балансе Министерства мелиорации и водных ресурсов Республики Таджикистан. В настоящее время в республике до 40% орошаемых земель составляют зону машинного орошения. Сложность проблемы заключается в том, что из 448 насосных станций 127(почти 30%) являются каскадными и перекачивают воду на 5- 7 ступеней, на высоту до 250-300 м. (11, 24).

В Согдийской области имеются 286 тысяч гектаров орошаемых земель, 175 тысяч гектаров из которых орошаются посредством насосных станций. Поэтому необходимо в летний период уделять особое внимание вопросу своевременного орошения земель и обеспечения насосных станций электроэнергией(11, 24). Учитывая это, Президент Республики Таджикистан дал поручения Министерству сельского хозяйства Республики Таджикистан, Министерству мелиорации и водных ресурсов Республики Таджикистан, а также исполнительным органам государственной власти Согдийской области, городов и районов принимать постоянные меры для выполнения показателей перспективы развития сельскохозяйственной сферы, освоения новых земель в области, улучшения мелиоративного состояния земель и возврата залежных земель в сельскохозяйственный оборот.

Нельзя отрицать и поддержку международных организаций в восстановлении водных объектов при переходе на рыночные отношения. В рамках Программы поддержки водопользователей были реализованы десятки проектов только на Севере Таджикистана.

В частности, в период с 2009 по настоящее время ПРООН был осуществлен ряд инициатив в поддержку реализации подхода ИУВР в бассейне реки Исфары. В том числе организованы внутрихозяйственные институциональные структуры управления водой, т.е. созданы Федерация и 6 Ассоциаций водопользователей (АВП) на площади 3,952 га. Членами этих АВП стали 15,273 водопользователя, среди которых 4,691 женщина(9, 14).

Федерация водопользователей, продолжая свою деятельность в настоящее время, имеет в своём составе 19 АВП с охватом около 24 тыс. га орошаемых земель и объединяет 88,906 водопользователей^, 14). Для поддержки деятельности данных структур они были оснащены оргтехникой, водоизмерительными приборами, водораспределительным оборудованием; выполнены гидротехнические проекты в зонах работы АВП; а также проведены обучающие мероприятия по развитию хозяйственно-организационной деятельности АВП.

Следует отметить, что деятельность ПРООН в Таджикистане в водной сфере осуществляется в направлении поддержки осуществляемой реформы отраслей водного сектора и дальнейшего их развития для повышения благосостояния сельского населения. При реализации различных водных и других связанных с ними программ в Таджикистане ПРООН придерживается интегрированного подхода, вовлечения в процессы реализации различных проектов всех заинтересованных сторон на различных уровнях. ПРООН оказывает поддержку в реформировании водного сектора, основанной на Интегрированном управлении водными ресурсами (ИУВР) (8, 12).

Исходя из состояния аграрного сектора, орошаемого земледелия в разных районах Согдийской области были созданы АВП. Так, в Аштском районе были созданы 22 АВП (орошаемые земли, которого составляют 10991 гектар), в Айнинском - 3 (орошаемые земли 143 га), Б. Гафуровском -29 (орошаемые земли 20001 га), Деваштичском (Ганчиском) - 27 (орошаемые земли 9471 га), Зафарабадском - 37 (орошаемые земли 28507 га), Исфаринском - 12 (орошаемые земли 13911 га), Истравшанском -16 (орошаемые земли 8845 га), Канибадамском -17 АВП (орошаемые земли 17492 га), Матчинском -14, (орошаемые земли 22500 га), Пенджекентском районе -29 (орошаемые земли 15490 га), Спитаменском -9 (орошаемые земли 11930 га) и в Шахристанском районе -8 ( орошаемые земли 3733 га) (12, 23).

Однако несмотря на все усилия международных республиканских и местных органов для полной реорганизации этого направления проблемы водно-мелиоративной системы в Северных районах Таджикистана ещё продолжают оставаться нерешенными.

Во времена СССР среднеазиатские республики делились друг с другом водой в установленном порядке: время открытия и закрытия каналов четко и централизованно регулировалось. С распадом советской системы новая работающая схема регулирования забора воды между всеми соседними странами пока не разработана.

Специфика орошения земель многих районов Согдийской области в том, что в маловодье реку можно перейти вброд. Весь сток реки Нарын - притока Сырдарьи, скапливается в чаше Токтогульского водохранилища в Кыргызстане. На левом берегу - Узбекистан с его целинным Сырдарьинским районом,

тоже накапливается много воды. В результате, водопользователям области достаются лишь пески, соли, которые регулярно приводят к деградации земель.

Важно отметить, что в рассматриваемый нами период новые механизмы водораздела начали работать, водопользователи стали осознавать, что оплата услуг по доставке воды, которой занимаются Ассоциации водопользователей, - это неотъемлемая часть и основное требование рыночных отношений в водном хозяйстве.

По данным Отдела управления сельского хозяйства Согдийской области к 2014 году было создано 236 Ассоциаций водопользователей. Вновь созданная структура в основном занималась обеспечением фермерских хозяйств поливной водой, распределением и регулированием водной инфраструктуры аграрного сектора. Другая немаловажная задача АВП состояла в сборе средств за используемую воду.

Следует отметить, что в результате деятельности АВП и международных проектов по орошению из Ферганского канала вода, ранее почти не достигавшая территории Бободжонгафуровского района, была в избытке. Впоследствии в Управлении водного хозяйства и мелиорации Согдийской области узнали, что с партнерами из Узбекистана удалось наладить отношения, а при финансовой поддержке из областного бюджета качественно улучшили водоснабжение, отремонтировав насосы и оросительные сети в селах Кучкак, Ниёзбек, Санчитзор. При непосредственной поддержке главы области удалось осуществить целенаправленную Программу реабилитации и модернизации насосных станций, питающих земли Дилварзинского и Ганчинского массивов, плодороднейших земель Спитаменского района, жемчужины Таджикистана - Зеравшанской долины. По данным Управления мелиорации и водного хозяйства, к 1 октября 2015 года в целом по области улучшено мелиоративное состояние 2113 гектаров земель(9, 14).

В рассматриваемый период повсеместно создавались ассоциации водопользователей, с целью обеспечения населения поливной водой. Одной из важных инициатив 2014 года являлось освоение Самгарского массива, в результате реализации первого этапа в эту местность на 1000 га земли поступила вода, целью является возведение нового городка и интенсивных садов в этой местности (9, 14).

Но, несмотря на такие огромные запасы, часть населения области испытывает острый недостаток чистой питьевой воды, крестьянство - нехватку поливной воды, в результате чего недобирает урожай сельскохозяйственных культур. Ежегодно фермеры из-за недостатка поливной воды теряют приблизительно более трети урожая. Проблема обеспечения сельскохозяйственных угодий поливной водой особенно актуальной является в Согдийской области, где более 70% пашни орошается машинным способом. Созданная в годы советской власти ирригационная система нуждается повсеместно в реабилитации, освоение новых массивов требует создания новых ирригационных сооружений, для прокладки которых необходимы большие финансовые ресурсы(7, 9). Это не так легко для развивающейся экономики и становящегося на ноги крестьянства.

Таким образом, проведение тщательной реформы водного сектора на основе принципов Интегрированного управления водными ресурсами и речно-бассейнового подхода предусматривает переход управления водным сектором от административных к гидрологическим границам. Оно было запланировано в рамках общих целей постановления Правительства Республики Таджикистан «О мерах по реализации Указа Президента Республики Таджикистан №663 "О дополнительных мерах по поддержке сельского хозяйства в Республике Таджикистан" (от 2 июля 2009 года, №406) в водном секторе проводится тщательный процесс реформ (10). В результате этого было согласовано четкое определение институциональных механизмов и разделение обязанностей.

Несмотря на то, что Таджикистан с точки зрения запаса водных ресурсов занимает одно из ведущих мест в среднеазиатском регионе, в республике, в частности в Согдийской области, наблюдается недостаток поливной воды. Причинами этого положения являются следующие:

1) ухудшение состояния ирригационно-мелиоративной сети в результате затягивания сроков проведения земельной реформы;

2) несогласованная и неоправданная политика при установлении ставки платы за услуги водоподачи;

3) отток специалистов из водохозяйственной отрасли из-за несвоевременной выплаты зарплаты;

4) неправильная проектировка орошаемых угодий, технология полива и режима орошения(2, 129-130).

Таким образом, можно констатировать, что с момента начала реформ достижением этого национального проекта перехода водного сектора к рыночным отношениям было то, что введено платное водопользование и созданы ассоциации водопользователей. Все эти меры были направлены на улучшение работы системы управления водной отраслью в Согдийской области. Однако не все проблемы удалось решить.

Другая проблема состоит в том, что в Согдийской области около 30% орошаемых земель не приносят потенциальной отдачи и требуется обратить особое внимание на введение платного водопользования, восстановление насосных станций и скважин по подаче поливной воды.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Абдурашитов, Ф.М. Земельно-водная реформа в Таджикистане в конце ХХ - начале XXI в/Ф.М. Абдурашитов. -Душанбе, 2015. -132 с.

2. Бабаджанов, Д.Д. Перспективы формирования и развития/Д.Д.Бабаджанов.-Душанбе. 2010. - 209 с.

3. Водный кодекс Республики Таджикистан // Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан. - 2011. -№6.- 456 с.

4. Закон Республики Таджикистан «Об Ассоциации водопользователей» // Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан.- 2000.- № 11.- ст. 510; 2008.-№4. -224 с.

5. Закон Республики Таджикистан" О внесении изменений и дополнений в Водный кодекс Республики Таджикистан» // Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан. -2006.-№3. -264 с.

6. Инвестирование в устойчивое развитие: оценка потребностей для достижения целей развития тысячелетия. Полный отчет. Таджикистан. -Душанбе, 2005. 149 с.

7. Отчет МИОГВ Согдийской области за 2015 год книга № 10. -29 с.

8. Отчет Проекта ИУВР за 2010-2014гг. -42 с.

9. Отчет управления водного хозяйства Согдийской области за 2014 год. Книга № 10. -34. с.

10.Постановление Правительства Республики Таджикистан "О мерах по реализации Указа Президента Республики Таджикистан №663 "О дополнительных мерах по поддержке сельского хозяйства в Республике Таджикистан". Официальный сайт Национального центра законодательства при Президенте Республики Таджикистан. http://mmk.tj

11.ТА ЦСИ пре Президенте РТ. Отчеты. «Проблемы водно-энергетической безопасности РТ». 2003.- 44. с.

12.Текущий архив АВП Согдийской области. Отчет за 2015г., книга № 10. - 43 с.

REFERENCES:

1. Abdurashitov F.M. Land and Water Reform in Tajikistan at the End of the XX-th and the Beginning of the XXI-th Centuries. - Dushanbe, 2015. - 132 p.

2. Bobojonov D.D. Prospects of Formation and Development/D.D.Bobojonov. - Dushanbe, 2010. - 209 p.

3. The Water Code of Tajikistan Republic. // Tidings of the Supreme Parliament of Tajikistan Republic. 2011, №6 - 456 p.

4. Tajikistan Republic Law "On Water Users Association"// Tidings of the Supreme Parliament of Tajikistan Republic, 2000, No. 11, Art. 510; 2008, №4. - 224 p.

5. Tajikistan Republic Law "On Introduction of Amendments and Additions to the Water Code of Tajikistan Republic" // Tidings of the Supreme Parliament of Tajikistan Republic, 2006 No. 3. -264 p.

6. Investment of Sustainable Development: Needs Assessment for Achieving the Millennium Development Goals. Full report. Tajikistan. - Dushanbe, 2005. - 149 p.

7. Report of the WMD under Sughd Viloyat for 2015, - B. 10. - 29 p.

8. Report of the WMD Project for 2010-2014. - 42 p.

9. Report of the Water Management Department under Sughd Viloyat for 2014. - B.10. - 34 p.

10.Resolution of Tajikistan Republic Government "On Measures to Implement the Decree of Tajikistan Republic President # 663 "On Additional Measures to Support Agriculture in Tajikistan Republic". Official site of the National Legislation Center under the President of the Republic of Tajikistan. Http://mmk.tj

11.TA TSI under Tajikistan Republic President. Reports. "Problems Dealing with Water and Energy Security of Tajikistan Republic". - 2003. - 44 p.

12.The Current WMD Archive of Sughd Viloyat. Report for 2015. - B.10. - 43 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.