Научная статья на тему 'РЕМБÓ (Rimbaud) Артур (1854–1891)'

РЕМБÓ (Rimbaud) Артур (1854–1891) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
45
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РЕМБÓ (Rimbaud) Артур (1854–1891)»

марка выветрившейся. Сейчас он, по-видимому, чувствует себя вошедшим в литературу и попробовал написать роман в полном смысле слова, с определенной фабулой, бытовым фоном, и уже испытанными приемами. Но попытка не удалась. Действие растянуто и скучновато, характеры героев и среда очерчены вполне условно. Приемами Ремарк пользуется заимствованными, и пользуется неумело. В общем, в противоположность другим его книгам, "Товарищи" грешат излишней и поверхностной литературностью. Главное же, в книге непрестанно чувствуется отсутствие творческого синтеза, несогласованность различных, составляющих ее элементов" (там же). Сомневаясь в "писательской будущности" Р., Ю.Мандельштам заключает: "Имя Ремарка всегда будет связано с воспоминанием о первом его произведении - до тех пор, однако, пока не забудется и сама эта книга, и ее автор" (там же).

Е.А.Калинин

РЕМБО (Rimbaud) Артур (1854-1891)

Краткая и бурная жизнь Р. всегда служила предметом изучения и споров. Ю.Мандельштам писал: "Противоречия этого одареннейшего поэта, "enfant terrible" символизма, его попытки создания не только новой поэтики, но и нового метода поэзии, как "системы ясновидения", наконец, его полный отход от литературы... - вся судьба Рембо глубоко волновала лучшие умы Франции" (В. 1938. 6 мая). Единственной целью Р., считает Ю.Мандельштам, было "торжество духовной девственности", "и отсюда его ненависть к миру, доходящая до упоения его падением. Отсюда и особое ясновидение: он ощущал присутствие неземного в нашем земном мире. Но этот мистицизм странным образом совпадал с отсутствием веры в точном смысле слова и даже с отсутствием желания ее. Рембо только разрушал земную целостность - и не придавал разрозненным элементам новой связи" (там же). За свою короткую творческую жизнь Р. написал не много. "Но на всем этом немногом - печать силы, размаха, неукротимого творческого порыва, стихийного, царственного романтизма и какого-то безудержного душевного "кутежа" (Тхо ржевский И. А.Рембо: 31 окт. 1854 - 31 окт. 1928 // В. 1929. 31 окт.). Именно поэтому "перед гением Рембо преклонился даже величественный ревниво-эгоистичный старец Виктор Гюго ... - пишет И.Тхоржевский. -Впечатлительный, безвольный Верлен рабски подчинился обаянию стихов Рембо и его мужественно грубой натуре. ...Торжественный Поль Клодель, признанный "корифей" французской поэзии, не задумываясь, именует своим учителем Рембо, его мальчишескую, озорную поэзию.

Клодель, отвергнувший Гете!" (там же). Из всей поэзии Р. критик особо выделяет стихотворение "Пьяный корабль" - "яркий символ, верную разгадку... душевной гибели... С изломанным рулем и сорванным якорем носится он в океане - "опьяненный водой", простором... Проходят ослепительные, феерические видения разгула волн и крушения. Сказочная, симфоническая картина моря звучит гимном упрямо гибнущему романтизму. В этом единственном крупном произведении - весь Рембо, вся его жизнь и гений, столь мало французский, столь родственный нашим -Лермонтову, Блоку, Врубелю, Скрябину" (там же).

По мнению Г.Струве, Р. по силе не уступает Бодлеру ("Поэт и авантюрист: Судьба Артура Рембо" // Россия. 1927. 29 окт.). Он замечает: "Едва ли есть хоть один поэт Х1Х-го века, влияние которого на новейшую поэзию, на символистов и другие течения не только во Франции, но и в других странах было бы так непосредственно велико" (там же). Последним произведением в творчестве Р. стала автобиография-исповедь "Сезон в аду". Критики неоднозначно трактовали эту книгу. Одни видели в ней апофеоз язычества, другие, напротив, старались усмотреть здесь возврат Р. к христианству. По утверждению Г.Струве, "это произведение отражает борьбу в душе поэта двух начал, причем начало языческое торжествует... Этой книгой Рембо простился... с литературой, которая оказалась для него недостаточным средством для выражения невыразимого, для отыскания неведомого" (там же). В статье "Артур Рембо - "абиссинец" Ю.Мандельштам писал: "Порвав с поэзией, с исканиями вечной истины, с беспокойной жизнью парижского литератора, Рембо выбрал себе новый, может быть еще более беспокойный образ жизни. Прожил он "безвестным купцом" ... никогда не вспоминая о своем поэтическом прошлом и забытый всеми, кроме немногих родных... и друзей" (В. 1935. 29 окт.). Подводя итог творческому пути Р., критик заключает: "Гениального юношу", вундеркинда французской поэзии, в двадцать лет ставшего признанным поэтом, а в двадцать пять бросившего искусство без всяких видимых причин, позднейшие истолкователи старались представить то уверовавшим католиком, то сюрреалистом, понявшим, что стихи не могут выразить второй реальности. По существу же загадка его не разрешена, пожалуй, и не разрешима" (там же).

Е.А.Калинин

РЕМИЗОВ Алексей Михайлович (1877-1957)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.