Научная статья на тему 'РЕЛИКВИИ ОСВОЕНИЯ АРКТИКИ'

РЕЛИКВИИ ОСВОЕНИЯ АРКТИКИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
66
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРКТИКА / ARCTIC / СЕВЕРНЫЙ МОРСКОЙ ПУТЬ / NORTHERN SEA ROUTE / ЛЕДОКОЛЬНЫЙ ФЛОТ РОССИИ / ICEBREAKER FLEET OF RUSSIA / ЗАКЛАДНЫЕ И ПАМЯТНЫЕ ДОСКИ / FITTING BOARDS AND COMMEMORATIVE PLAQUES / ПАМЯТНЫЕ ЗНАКИ И КОРАБЕЛЬНЫЕ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ / MEMORABLE SIGNS AND SHIP ACCESSORIES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Овсянникова Евгения Владимировна

В статье рассматриваются архивные материалы из фондов Центрального военно-морского музея, касающиеся изучения малоизвестных районов Севера, особенно освоения Северного морского пути. Поднимаются вопросы серьёзной систематизации экспонатов, организации на их основе научной и поисковой работы.The article considers archival materials from the funds of the Central Naval Museum concerning the study of some little known areas of the North, especially of the Northern Sea Route development. The article discusses also the theme of serious systematisation of exhibits, organisation on their basis of scientific and exploratory work.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РЕЛИКВИИ ОСВОЕНИЯ АРКТИКИ»

LJ

• ВОЕННАЯ ЛЕТОПИСЬ ОТЕЧЕСТВА.

Е.В. ОВСЯННИКОВА

Ye.V. OVSYANNIKOVA

РЕЛИКВИИ ОСВОЕНИЯ АРКТИКИ

RELICS OF ARCTIC DEVELOPMENT

Сведения об авторе. Овсянникова Евгения Владимировна — научный сотрудник музейного отдела фондов Центрального военно-морского музея (190000, г. Санкт-Петербург, ул. Большая Морская, д. 69а).

Аннотация. В статье рассматриваются музейные материалы из фондов Центрального военно-морского музея, касающиеся изучения малоизвестных районов Севера, особенно освоения Северного морского пути. Поднимаются вопросы серьёзной систематизации экспонатов, организации на их основе научной и поисковой работы.

Ключевые слова: Арктика; Северный морской путь; ледокольный флот России; закладные и памятные доски; памятные знаки и корабельные принадлежности.

Information about author. Yevgeniya Ovsyannikova — Researcher of the museum Department of funds of the Central Naval Museum (69a Bolshaya Morskaya Str.,190000 St. Petersburg).

Summary. The article considers museum materials from the funds of the Central Naval Museum concerning the study of funds of some little known areas of the North, especially of the Northern Sea Route development. The article discusses also the theme of serious systematisation of exhibits, organisation on their basis of scientific and exploratory work.

Keywords: Arctic; Northern Sea Route; icebreaker fleet of Russia; fitting boards and commemorative plaques; memorable signs and ship accessories.

СЕВЕРНАЯ земля издавна привлекала исследователей, путешественников, учёных, которые, преодолевая огромные трудности, открывали всё новые территории и наносили на карту не известные ранее архипелаги и острова. Огромный вклад в историю освоения Арктики внесли офицеры военно-морского флота. В собрании Центрального Военно-морского музея (ЦВММ) хранятся свидетельства арктических экспедиций, личные вещи моряков-исследователей, источники по истории создания и развития ледокольного флота. Отметим, что фонд музея разделён на восемь секторов по тематическому и предметному смыслу (корабельный фонд, фонд изобразительного искусства, оружейный фонд, знамённый фонд, рукописно-документальный фонд, фотонегативный фонд, фонд проектов кораблей,специальный фонд), в которых в общей сложности находится 57 разнообразных коллекций.

Интересен комплекс предметов, тематически связанный с личностью адмирала Фёдора Петровича Литке — выдающегося мореплавателя, известного исследователя Арктики. В собрании музея находятся несколько живописных изображений Ф.П. Литке. Одна из самых интересных работ — портрет кисти известного

русского художника-портретиста С.К. Зарянко1, на котором Литке изображён в парадном адмиральском мундире с эполетами вице-адмирала и отличиями генерал-адъютанта, с лентой ордена Святого Александра Невского. На левой стороне груди — звёзды орденов Св. Александра Невского, Св. Владимира 2-й степени и вюртембергского ордена Короны, крест ордена Св. Георгия 4-й степени. На шее — знак ордена Белого Орла. По борту выпущен крест ордена Св. Владимира 2-й степени. В коллекции штурманского и гидрографического имущества находится секстан (лат. sextans — «шестая часть»), принадлежавший Ф.П. Литке в период его плавания на бриге «Новая Земля» в 1821—1824 гг. начальником экспедиции по описанию северной части Белого моря, западного и северного берегов Новой Земли. Секстан относится к категории отражательных угломерных инструментов и служит для измерения высот небесных светил, углов между видимыми с корабля земными предметами и иногда углов между небесными светилами и земными предметами2. Инструмент, изготовленный в первой четверти XIX века (изобретён секстан был в первой половине XVIII в.), был преподнесён в дар Морскому музею имени Петра Великого 26 февраля 1913 года внуком адмирала полковни-

ком Константином Николаевичем Литке как семейная реликвия, связанная с именем знаменитого исследователя.

Описание путешествия Фёдор Петрович изложил в опубликованной им в 1828 году книге «Четырёхкратное путешествие в Северный Ледовитый океан, совершённое по велению императора Александра I на военном бриге "Новая Земля" в 1821, 1822, 1823 и 1824 годах флота капитан-лейтенантом Фёдором Литке с присовокуплением путешествий лейтенанта Демидова в Белое море и штурмана Иванова на реку Печора». Труд принёс автору известность в научном мире и в своё время составлял часть коллекции инженер-контр-адмирала Леонида Александровича Дёмина (1887—1973), доктора географических наук, профессора. В 1983 году книга была преподнесена в дар музею. За многолетние исследования дальневосточных морей Всесоюзное географическое общество в 1947 году3 присудило Л.А. Дёмину золотую медаль имени Ф.П. Литке, учреждённую в 1873 году и присуждаемую за выдающиеся географические исследования4.

С именем другого выдающегося адмирала, мореплавателя, инициатора создания ледоколов для освоения Северного морского пути — С.О. Макарова связан тематический комплекс

.Е.В. ОВСЯННИКОВА. Реликвии освоения Арктики •

предметов ледокола «Ермак». Степан Осипович Макаров руководил разработкой технических условий и впоследствии командовал этим кораблём, совершая экспедицию к Земле Франца-Иосифа. Просьбы общественности, в т.ч. и коллектива ЦВММ, о сохранении ледокола, прослужившего в отечественном флоте более 65 лет, были отклонены, и в 1964 году приказом министра Морского флота СССР «Ермак» был исключён из списков флота и предназначен к слому. Тогда же для распределения имущества между заинтересованными в нём музеями была создана специальная комиссия. По акту от 15 августа 1964 года5 в ЦВММ в качестве экспонатов «для истории Отечественного флота как память о ледоколе "Ермак" — первом линейном ледоколе мира» передавались следующие предметы: Государственный флаг СССР и вымпел, под которыми ледокол ходил в последние годы, буквы бортовой надписи, фонари бортовых отличительных огней и фонарь штагового огня (круговой навигационный огонь белого цвета, поднимаемый над носовой оконечностью судна на штаге или гюйсштоке), памятная доска с датами окончания постройки и капитального ремонта, ледовый якорь, лаг Уокера, спасательный круг, гонг для подачи сигналов, иллюминатор каюты капитана-дублёра, штурманский стол и другая мебель. Также был передан комплект чертежей. В пояснительной записке к акту, составленной помощником начальника отдела фондов ЦВММ А.П. Куликовым, особо отмечалось, что отобранные предметы имеют прямое отношению к профилю музея. Также по результатам работы комиссии различные приборы и вещи были переданы в музей Арктики, на Выставку морского флота СССР в Москве, в Центральный музей Советской армии и в Мурманский краеведческий музей.

В знамённом фонде музея хранится знамя ледокола «Ермак», изготовленное на средства команды предположительно к 1 мая 1917 года. Это знамя находилось на ледоколе во время Ледового похода Балтийского флота в феврале—апреле 1918 года, когда «Ермак» спас Балтийский

флот от захвата его неприятелем, проведя в тяжёлых льдах, покрывавших Финский залив, корабли из Ревеля в Гельсингфорс, а затем из Гельсингфорса в Кронштадт. На лицевой стороне прямоугольного знамени, у шкаторины, — изображение полусолнца с расходящимися лучами; по полотнищу — текст: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь! Да здравствует III Интернационал»6. На оборотной стороне знамени в центре на фоне спасательного круга изображён якорь с концом каната и двумя перекрещенными вёслами, над изображением помещён текст: «Да здравствует всемирная трудовая коммуна!», а под изображением надпись: «Ледокол "Ермак"». Знамя было передано в музей в 1925 году по специальному решению команды ледокола.

В музее собран ряд источников по истории полярных экспедиций Г.Я. Седова, Г.Л. Брусилова и В.А. Русанова. В коллекции предметов морской практики находятся элементы механизмов паровой шхуны «Святой Великомученик Фока», использовавшиеся во время экспедиции Г.Я. Седова к Северному полюсу в 1912—1913 гг. Например, ключ для проворачивания механизма двигателя судна. Одному из участников экспедиции, художнику и фотографу Н.В. Пинегину, принадлежал переданный впоследствии в музей транспортир, использовавшийся во время плавания. Также из коллекции Пине-гина происходят ручная буссоль и экспозиметр (экспонометр). Буссоль — разновидность компаса, геодезический инструмент для измерения углов при съёмках на местности производства немецкой фирмы «GEBR.WICHMANN m.b.H. BERLIN». По сей день фирма «WICHMANN» занимается производством инструментов и материалов, использующихся в строительстве и геодезии. Экспозиметр был необходим Н.В. Пинегину как фотографу для верного определения и измерения фотографической экспозиции. Все эти объекты из коллекции Николая Васильевича были подарены музею его вдовой Еленой Матвеевной Пинегиной в 1964 году.

Внешний облик судна «Святой Фока» передают две художественные модели. Одна, из

моржовой кости, изготовлена неизвестным мастером северных художественных промыслов в первой четверти XX века. Модель была куплена в Архангельске Г.Э. Гребнером (1892—1954), военным журналистом, сценаристом, окончившим училище штурманов дальнего плавания. После его смерти предмет был подарен музею его вдовой Ниной Савицкой в 1955 году. Вторая модель-горельеф была создана из пластмассы с элементами из слоновой кости известным судомоделистом, капитаном 1 ранга, командиром крейсера «Аврора» (с 1964 по 1985 г.) Ю.И. Фёдоровым (1931—1988) в бытность его курсантом в 1950 году. Сам автор так описывал работу над моделью: «Чертежи его (экспедиционного судна Г.Я. Седова «Святой Фока». — Прим. авт.) не сохранились, мне пришлось много работать в морских архивах, воссоздавая облик судна, но такая работа показалась мне крайне интересной, я ощутил вкус архивных розысков, не раз к ним обращался»7. Работы Юрия Ивановича отличает самобытный стиль, их можно увидеть не только в Центральном военно-морском музее, но и во многих других морских музеях, в том числе за рубежом.

История поиска трёх пропавших без вести арктических экспедиций в 1914 году отражена в докладах начальника Главного гидрографического управления Морского министерства генерал-лейтенанта М.Е. Жданко и морского министра, генерал-адъютанта, адмирала И.К. Григоровича об организации поисков экспедиций Седова, Русанова, Брусилова, которые хранятся в рукописно-документальном фонде музея. В них содержится информация о подготовке экспедиции и организации поисков.

В музее собрана одна из самых крупных коллекций моделей кораблей, всего свыше 2,5 тыс. единиц хранения. Тему Арктики представляют модели разнообразных конструкций, от поморских кочей до современных ледоколов. Это модель первого портового ледокола для Владивостока, получившего название «Надёжный» (1896); модель морского ледокола «Микула Селяни-нович» (1916), построенного, как и «Святогор», по заказу Морского

ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ • № 7 - 2018

69

Mi

tu

• ВОЕННАЯ ЛЕТОПИСЬ ОТЕЧЕСТВА

министерства России в рамках реализации ледокольной программы, утверждённой Советом министров 22 декабря 1915 года. Представляет интерес авторская модель атомного ледокола «Ленин», выполненная судомоделистом Я.З. Керкисом в 1962 году. Модель изготовлена по чертежам атомохода, опубликованным в годы постройки. Яков Захарович Керкис увлёкся судомоделизмом в детстве, живя в Одессе. В Свердловске стал инструктором судомоделизма Морского клуба ДОСААФ. Модель ледокола участвовала в конкурсе моделей в 1962 году и была приобретена ЦВММ.

Одним из недавних подарков музею стала модель подводной лодки «Щ-423» в противоледовой обшивке (изготовлена в модельной мастерской ООО «Корвет» в Северодвинске в 2016 г.). На модели по всей длине борта лёгкого корпуса над цистернами главного балласта произведено укрепление борта противоледовой деревянной обшивкой. Экипаж подводной лодки Северного флота «Щ-423» под командованием капитана 3 ранга И.М. Зайдулина в период с 5 августа по 17 октября 1940 года впервые в истории подводного плавания совершил за одну навигацию переход по Северному морскому пути с запада на восток в составе 10-й экспедиции особого назначения (ЭОН-10). В начале июня 1940 года по проекту военинженера 2 ранга А.И. Дубравина на корпус подводной лодки «надели» специальную «шубу» толщиной 150—200 мм, а поверх двух слоёв дерева наложили дополнительную железную обшивку, которая должна была защищать борта и штевни от возможных повреждений8. Бронзовые винты были заменены на стальные со съёмными лопастями. Также были установлены специальные съёмные кормовые рули с укороченным баллером. Эти конструктивные изменения учтены при создании модели. В дальнейшем с появлением атомных подводных лодок советские подводники покорили Северный полюс, осуществляли трансарктические переходы, что было бы невозможным без отваги и мужества тех, кто был первым.

Свидетельством другого перехода — ледокола «Анастас Микоян» — является карта мира (1979) с нанесённым на неё примерным маршрутом перехода ледокола из Николаева на Дальний Восток, а затем оттуда Северным морским путём в Архангельск. Карта принадлежала участнику перехода, старшему мотористу старшине 2 статьи Николаю Ивановичу Кузову, который подарил её писателю-маринисту В.В. Конецкому. Вдова писателя Т.В. Акулова-Конецкая передала карту в дар музею. Известно, что в ноябре 1941 года ледокол получил задание совершить опасный в условиях военного времени переход на Дальний Восток для работы по Северному морскому пути. В августе 1942 года «Анастас Микоян» прибыл на Дальний Восток. В составе ЭОН-18 к декабрю 1942 года ледокол прибыл в Молотовск.

Коллекция закладных и памятных досок ЦВММ является одной из самых крупных коллекций подобного рода. В ней собраны закладные доски более чем за двухвековую историю отечественного Военно-морского флота с начала XIX века. С историей ледокольного флота связаны закладные доски атомных ледоколов «Ленин» (1956), «Арктика» (1971), «Сибирь» (1974), «Россия» (1981), «Октябрьская Революция» (1986), переданные в музей предприятиями-изготовителями. По традиции текст доски содержит название корабля и судостроительного завода,дату закладки.

Большое количество материалов, связанных с темой освоения Арктики, хранится в фотонегативном фонде. Это фотографии полярных исследователей Г.Я. Седова, Н.В. Пинегина, Б.А. Виль-кицкого, О.Ю. Шмидта. Мемориальной является фотография с автографом Г.Л. Брусилова шхуны «Святая Анна» на Неве перед началом экспедиции в 1912 году. Фотография была куплена музеем у Е.М. Пинегиной в 1970 году. Фотоснимки запечатлели ледокольный флот разных эпох: возвращение ледокола «Ермак» из плавания в Кронштадт в 1900 году; ледокольный пароход «Александр Сибиряков», впервые преодолевший Северный морской путь за одну навигацию, и др.

Таким образом, в собрание Центрального военно-морского

музея разнообразными памятниками истории вошли свидетельства освоения Арктики, которая вот уже на протяжении нескольких веков привлекает землепроходцев, моряков, исследователей. Предметы, связанные темой освоения полярных земель, продолжают поступать в музей и в наши дни. Это значит, что интерес к Арктике не ослабевает, и музей как хранитель истории и социальной памяти сможет донести до будущих поколений подвиг и беспримерное мужество первопроходцев. Предметы, связанные темой Арктики, публикуются при экспонировании на выставках. Одним из недавних проектов стала выставка к 160-летию Балтийского завода, на котором было построено большое количество ледоколов. Однако было бы чрезвычайно важным создать выставочный проект, посвящённый истории освоения Арктики, который объединил бы музеи России, имеющие предметы и коллекции по данной теме. Это позволило бы систематизировать информацию о наличии исторических источников, связанных с темой Арктики.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Русские портреты XVIII — начала XX вв.: материалы по иконографии. Вып.

5. Портретная живопись из собрания Центрального военно-морского музея / Сост. С.А. Подстаницкий, О.Г. Леонов, В.Б. Морозова, О.К. Цехановская. М.: Русские Витязи, 2016. С. 168.

2 Мореходные инструменты из собрания Центрального военно-морского музея. XVI—XX вв. / Под общ. ред. Е.Н. Корчагина. СПб.: ЦВММ, 1999. С. 8.

3 Барканова Л.А. Гидрограф Леонид Дёмин — исследователь дальневосточных морей // Камчатская краевая научная библиотека имени С.П. Крашенинникова. Интернет-ресурс: http://www.kamlib.ru (дата обращения: 26 апреля 2017 г.).

4 Золотая медаль имени Ф.П. Литке // Русское географическое общество. Интернет-ресурс: https://www.rgo.ru (дата обращения: 26 апреля 2017 г.).

5 Из архива Отдела научного комплектования и государственного учёта музейных фондов ЦВММ.

6 Каталог флагов и знамён Центрального военно-морского музея / Под ред. М.М. Фарафонова. Л.: ЦВММ, 1967. С. 90.

7 Володин М. Мастер в каюте командира // Юный техник. 1978. № 5. С. 56.

8 Реданский В.Г. Во льдах и подо льдами. М.: Вече, 2004. С. 140. ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.