Научная статья на тему 'Тема Арктики в собрании Центрального военно-морского музея'

Тема Арктики в собрании Центрального военно-морского музея Текст научной статьи по специальности «История и археология»

124
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Центральный военно-морской музей / коллекции / арктические экспедиции / Ф. П. Литке / экспедиция Г. Я. Седова / модели ледоколов / ледокол «Ермак» / Central Naval Museum / collections / polar expeditions / F. P. Litke / expedition by G.Ya. Sedov / models of icebreakers / icebreaker Ermak

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Овсянникова Евгения Владимировна

В собрании Центрального военно-морского музея хранятся предметы, связанные с историей освоения Арктики. За годы существования музея его коллекции пополнили различные предметы, собранные в ходе полярных экспедиций. Многие из них связаны непосредственно с известными полярными исследователями и мореплавателями. Кроме того, в музейной коллекции моделей кораблей (одной из самых крупных в Европе) представлены ледоколы и знаменитые экспедиционные суда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Arctic theme in the Collections of the Central Naval Museum

The collection of the Central Naval Museum holds objects related to the history of Arctic exploration. For years, the Museum its collection was replenished with a variety of items collected during polar expeditions. Many of them are directly related to the famous polar explorers and sailors. In addition, the Museum’s collection of ship models (one of the largest in Europe) presented the models of icebreakers and the famous expedition vessels.

Текст научной работы на тему «Тема Арктики в собрании Центрального военно-морского музея»

ОВСЯННИКОВА Е. В.

Тема Арктики в собрании Центрального военно-морского музея

E. V. OVSYANNIKOVA

The Arctic theme in the Collections of the Central Naval Museum

Сведения об авторе:

Овсянникова Евгения Владимировна, младший научный сотрудник научно-фондового отдела Центрального военно-морского музея (Санкт-Петербург) 508199247@mail.ru Author:

Evgeniya Vladimirovna Ovsyannikova, Junior Researcher of Scientific-Fund Department of the Central Naval Museum (Saint-Petersburg) 508199247@mail.ru

Аннотация:

В собрании Центрального военно-морского музея хранятся предметы, связанные с историей освоения Арктики. За годы существования музея его коллекции пополнили различные предметы, собранные в ходе полярных экспедиций. Многие из них связаны непосредственно с известными полярными исследователями и мореплавателями. Кроме того, в музейной коллекции моделей кораблей (одной из самых крупных в Европе) представлены ледоколы и знаменитые экспедиционные суда. Abstract:

The collection of the Central Naval Museum holds objects related to the history of Arctic exploration. For years, the Museum its collection was replenished with a variety of items collected during polar expeditions. Many of them are directly related to the famous polar explorers and sailors. In addition, the Museums collection of ship models (one of the largest in Europe) presented the models of icebreakers and the famous expedition vessels.

Ключевые слова:

Центральный военно-морской музей, коллекции, арктические экспедиции, Ф. П. Литке, экспедиция Г. Я. Седова, модели ледоколов, ледокол «Ермак».

Keywords:

Central Naval Museum, collections, polar expeditions, F. P. Litke, expedition by G.Ya. Sedov, models of icebreakers, icebreaker Ermak.

евер издавна привлекал внимание исследователей, путешествен-

ников, учёных, которые, преодолевая огромные трудности, от-

крывали всё новые территории и наносили на карту неизвестные ранее архипелаги и острова. Огромный вклад в историю освоения Арктики внесли офицеры Военно-морского флота. В собрании Центрального военно-морского музея хранятся свидетельства арктических экспедиций, личные вещи моряков-исследователей, источники по истории создания и развития ледокольного флота. Необходимо отметить, что фонд музея разделён на восемь секторов по тематическому и предметному смыслу (корабельный фонд, фонд изобразительного искусства, оружейный фонд, знамённый фонд, рукописно-документальный фонд, фотонегативный фонд, фонд проектов кораблей, специальный фонд), в которых в общей сложности находится 57 разнообразных коллекций.

Интересен комплекс предметов, связанный с личностью выдающегося мореплавателя адмирала Фёдора Петровича Литке, который вошёл в историю как крупный исследователь Арктики. В собрании музея находятся несколько живописных изображений Ф. П. Литке. Одна из самых интересных работ - портрет кисти известного русского художника-портретиста С. К. Зарянко1, на котором Литке изображён в парадном адмиральском мундире с эполетами вице-адмирала и отличиями генерал-адъютанта, с лентой ордена Св. Александра Невского. На левой стороне груди - звёзды орденов Св. Александра Невского, Св. Владимира 2-й степени и вюртембергского ордена Короны, крест ордена Св. Георгия 4-й степени. На шее - знак ордена Белого Орла. По борту мундира выпущен крест ордена Св. Владимира 2-й степени.

В коллекции штурманского и гидрографического имущества находится секстан (рис. 1) (лат. sextans - шестая часть), принадлежавший Ф. П. Литке в период плавания на бриге «Новая Земля» в 1821-1824 гг. (тогда Ф. П. Литке был начальником экспедиции по описанию северной части Белого моря, западного и северного берега Новой Земли).

1 Русские портреты XVIII - начала XX в. Материалы по иконографии. М., 2016. Вып. 5. Портретная живопись из собрания Центрального военно-морского музея / Ком. по русской иконографии; сост. С. А. Подстаницкий, О. Г. Леонов, В. Б. Морозова, О. К. Цехановская. С. 168.

Секстан относится к категории отражательных угломерных инструментов и служит для измерения высот небесных светил, углов между видимыми с корабля земными предметами и иногда углов между небесными светилами и земными предметами1. Инструмент, изготовленный в 1-й четверти XIX в., был преподнесён в дар Морскому музею им. Петра Великого 26 февраля 1913 г. внуком адмирала, полковником Константином Николаевичем Литке, как семейная реликвия, связанная с именем знаменитого исследователя.

Путешествие Фёдор Петрович описал в опубликованной им в 1828 г. книге «Четырёхкратное путешествие в Северный Ледовитый океан, совершённое по велению императора Александра I на военном бриге "Новая Земля" в 1821, 1822, 1823 и 1824 годах флота капитан-лейтенантом Фёдором Литке, с присовокуплением путешествий лейтенанта Демидова в Белое море и штурмана Иванова на реку Печора». Труд принёс автору известность в научном мире. Книга была преподнесена в дар музею в 1983 г. и происходит из коллекции инженер-контр-адмирала Леонида Александровича Дёмина (1887-1973), доктора географических наук, профессора. За многолетние исследования дальневосточных морей Географическое общество СССР в 1947 г.2 присудило Л. А. Дёмину золотую медаль им. Ф. П. Литке, учреждённую в 1873 г., которой награждают за выдающиеся географические исследования3.

С именем другого выдающегося адмирала, мореплавателя, инициатора создания ледоколов для освоения Арктики С. О. Макарова связан тематический комплекс предметов с ледокола «Ермак». Степан Осипович занимался разработкой технического задания на постройку «Ермака», которым впоследствии командовал в экспедиции к Земле Франца-Иосифа. К сожалению, сам ледокол не сохранился до наших дней. Просьбы общественности, в т. ч. и коллектива ЦВММ, о сохранении судна, прослужившего в отечественном флоте более 65 лет, были отклонены, и в 1964 г. приказом министра морского флота СССР «Ермак» был исключён из списков флота и предназначен к слому. Тогда же для распределения имущества между заинтересованными в нём музеями была создана специальная комиссия.

1 Мореходные инструменты из собрания Центрального военно-морского музея. XVI-XX вв. / Под общ. ред. Е. Н. Корчагина. СПб., 1999. С. 8.

2 Барканова Л. А. Гидрограф Леонид Дёмин - исследователь дальневосточных морей // Камчатская краевая научная библиотека им. С. П. Крашенинникова. URL: http://www.kamlib.ru/resourses/bark.htm (дата обращения: 26.04.2017)

3 Золотая медаль имени Ф. П. Литке // Русское географическое общество. URL: https:// www.rgo.ru/ru/page/zolotaya-medal-imeni-fp-litke (дата обращения: 26.04.2017)

По Акту от 15 августа 1964 г.1, утверждённому капитаном ледокола «Ермак» К. Е. Кучериным, в ЦВММ на хранение «для истории отечественного флота как память о ледоколе "Ермак" - первом линейном ледоколе мира» передавались следующие предметы: государственный флаг СССР и вымпел, под которыми судно ходило в последние годы, бортовая надпись, фонари бортовых отличительных огней и фонарь штагового огня (круговой навигационный огонь белого цвета, поднимаемый над носовой оконечностью судна на штаге или гюйсштоке), памятная доска с датами окончания постройки и капитального ремонта, ледовый якорь, лаг Уокера, спасательный круг, гонг для подачи сигналов, иллюминатор каюты капитана-дублёра, штурманский стол и другая мебель. Также был передан комплект чертежей. В пояснительной записке к акту, составленной помощником начальника отдела фондов ЦВММ А. П. Куликовым, особо отмечалось, что отобранные предметы имеют прямое отношению к профилю музея. Также по результатам работы комиссии различные приборы и вещи были переданы в музей Арктики, на Выставку морского флота СССР в Москве, в Центральный музей Советской Армии и в Мурманский краеведческий музей.

В знамённом фонде музея хранится знамя ледокола «Ермак» (рис. 2), изготовленное на средства команды предположительно к 1 мая 1917 г. Это знамя находилось на ледоколе во время Ледового похода Балтийского флота в феврале - апреле 1918 г., когда «Ермак» спас Балтийский флот от захвата его неприятелем, проведя в тяжёлых льдах, покрывавших Финский залив, корабли из Ревеля в Гельсингфорс, а затем из Гельсингфорса в Кронштадт. На лицевой стороне прямоугольного знамени, у шкаторины - изображение полусолнца с расходящимися лучами; по полотнищу - текст: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь! Да здравствует III Интернационал!»2 На оборотной стороне знамени в центре на фоне спасательного круга изображён якорь с концом каната и двумя перекрещёнными вёслами, над изображением помещён текст: «Да здравствует всемирная трудовая коммуна!», а под изображением - надпись: «Ледокол "Ермак"». Знамя было передано в музей в 1925 г. по специальному решению команды ледокола.

В музее собран ряд предметов, связанных с историей полярных экспедиций Г. Я. Седова, Г. Л. Брусилова и В. А. Русанова. В коллекции

1 Из Архива Отдела научного комплектования и государственного учёта музейных фондов ЦВММ.

2 Каталог флагов и знамён Центрального военно-морского музея / Под ред. М. М. Фа-рафонова. Л., 1967. С. 90.

Рис. 2. Знамя ледокола «Ермак», 1918 г. Из фондов ЦВММ

предметов морской практики находятся элементы механизмов паровой шхуны «Святой мученик Фока», использовавшиеся во время экспедиции Г. Я. Седова к Северному полюсу в 1912-1913 гг. (например, ключ для проворачивания механизма двигателя судна). Одному из участников экспедиции, художнику и фотографу Н. В. Пинегину, принадлежал переданный впоследствии в музей транспортир. Также из коллекции Пинегина происходят ручная буссоль производства немецкой фирмы GEBR.WICHMANN m. b. H. BERLIN и экспозиметр (экспонометр). Экспозиметр был необходим Н. В. Пинегину как фотографу для верного определения и измерения фотографической экспозиции. Все эти предметы были подарены музею вдовой художника Еленой Матвеевной Пи-негиной в 1964 г.

Внешний облик судна «Святой Фока» передают две художественные модели. Одна, из моржовой кости, изготовлена неизвестным северным мастером в 1-й четверти XX в. Модель была куплена в Архангельске военным журналистом и сценаристом Г. Э. Гребнером (1892-1954). После смерти Г. Э. Гребнера в 1955 г. предмет был подарен музею его вдовой Ниной Савицкой. Вторая модель (горельеф) выполнена из пластмассы с элементами из слоновой кости. Её автор - известный судомоделист, капитан 1-го ранга, командир крейсера «Аврора» в 1964-1985 гг. Ю. И. Фёдоров (1931-1988). Ю. И. Фёдоров изготовил модель в 1950 г., в бытность курсантом (рис. 3). Сам автор так описывал работу над моделью: «Чертежи его ("Святого Фоки". - Е. О.) не сохранились, мне пришлось много работать в морских архивах, воссоздавая облик судна, но такая работа показалась мне крайне интересной, я ощутил вкус архивных розысков, не раз к ним обращался»1. Работы Юрия Ивановича отличает самобытный стиль, и их можно увидеть не только в Центральном военно-морском музее, но и во многих морских музеях, в т. ч. за рубежом.

История поиска трёх пропавших без вести арктических экспедиций Г. Я. Седова, В. А. Русанова, Г. Л. Брусилова отражена в докладах начальника Главного гидрографического управления Морского министерства генерал-лейтенанта М. Е. Жданко и морского министра, генерал-адъютанта адмирала И. К. Григоровича. В них содержится информация о подготовке экспедиции и организации поисков. Документы хранятся в рукописно-документальном фонде музея.

В музее собрана одна из самых крупных коллекций моделей кораблей - всего свыше 2,5 тыс. ед. хр. Тему Арктики представляют модели

1 Володин М. Мастер в каюте командира // Юный техник. 1978. № 5. С. 56.

Рис. 3. Ю. И. Фёдоров. Модель парусно-паровой шхуны «Святой мученик Фока». 1950 г. Из фондов ЦВММ

разнообразных конструкций: от поморских кочей до современных ледоколов. Это модель первого портового ледокола для Владивостока, получившего название «Надёжный» (1896); модель морского ледокола «Ми-кула Селянинович» (1916), построенного, как и «Святогор», по заказу Морского министерства России в результате реализации ледокольной программы, утверждённой Советом министров 22 декабря 1915 г. Представляет интерес авторская модель атомного ледокола «Ленин» (рис. 4), выполненная судомоделистом Я. З. Керкисом в 1962 г. Модель изготовлена по чертежам атомохода, опубликованным в годы постройки. Яков Захарович Керкис увлёкся судомоделизмом в детстве, в Одессе. В Свердловске стал инструктором судомоделизма Морского клуба ДОСААФ. Модель ледокола участвовала в конкурсе моделей в 1962 г. и была приобретена ЦВММ.

Одним из недавних подарков музею стала модель подводной лодки Щ-423 (рис. 5) в противоледовой обшивке (изготовлена в модельной мастерской ООО «Корвет» в Северодвинске в 2016 г.). На модели показано, что по всей длине борта лёгкого корпуса субмарины над цистернами главного балласта произведено укрепление борта противоледо-вой деревянной обшивкой. Экипаж подводной лодки Северного флота Щ-423 под командованием капитана 3-го ранга И. М. Зайдулина в период с 5 августа по 17 октября 1940 г. впервые в истории подводного плавания совершил за одну навигацию переход по Северному морскому пути с запада на восток в составе 10-й экспедиции особого назначения (ЭОН-10). В начале июня 1940 г. по проекту военного инженера 2-го ранга А. И. Ду-бравина на корпус подводной лодки «надели» специальную «шубу» толщиной 150-200 мм, а поверх двух слоёв дерева наложили дополнительную железную обшивку, которая должна была защищать борта и штевни от возможных повреждений1. Бронзовые винты были заменены на стальные со съёмными лопастями. Также были установлены специальные съёмные кормовые рули с укороченным баллером. Эти конструктивные изменения учтены при создании модели в мастерской ООО «Корвет».

Примечательный арктический переход совершил в 1941-1942 гг. ледокол «Анастас Микоян». Судно вышло из Николаева на Дальний Восток, а затем оттуда Северным морским путём направилось в Архангельск (в августе 1942 г. «Анастас Микоян» прибыл на Дальний Восток, затем в составе ЭОН-18 к декабрю 1942 г. прибыл в Молотовск). Маршрут перехода был нанесён на карту мира участником похода, старшим

1 Реданский В. Г. Во льдах и подо льдами (Тайные операции подводных флотов). М., 2004. С. 140.

Рис. 5. Модель подводной лодки Щ-423 с противоледовой защитой. ООО «Корвет», Архангельская область, 2016 г. Из фондов ЦВММ

Рис. 6. Закладная доска атомного ледокола «Сибирь». Балтийский завод, Ленинград, 1974 г. Из фондов ЦВММ

мотористом, старшиной 2-й статьи Николаем Ивановичем Кузовым в 1979 г. И эта карта была подарена писателю-маринисту В. В. Конецкому. Т. В. Акулова-Конецкая, вдова писателя, передала карту в дар музею.

Коллекция закладных и памятных досок ЦВММ является одной из самых крупных коллекций подобного рода. В ней собраны закладные доски за более чем двухвековую историю отечественного военно-морского флота с начала XIX в. С историей ледокольного флота связаны закладные доски атомных ледоколов «Ленин» (1956), «Арктика» (1971), «Сибирь» (1974) (рис. 6), «Россия» (1981), «Октябрьская Революция» (1986), переданные в музей предприятиями-изготовителями. По традиции текст доски содержит название корабля и судостроительного завода, дату закладки.

Большое количество материалов, связанных с темой освоения Арктики, хранится в фотонегативном фонде. Это фотографии полярных исследователей Г. Я. Седова, Н. В. Пинегина, Б. А. Вилькицкого, О. Ю. Шмидта. Мемориальной является фотография шхуны «Святая Анна» на Неве перед началом экспедиции в 1912 г. (на фотографии сохранился автограф Г. Л. Брусилова). Фотография была куплена музеем у Е. М. Пинегиной в 1970 г. Фотографии запечатлели ледокольный флот разных эпох - возвращение ледокола «Ермак» из плавания в Кронштадт в 1900 г.; ледокольный пароход «Александр Сибиряков», впервые преодолевший Северный морской путь за одну навигацию, и др.

Таким образом, в собрании Центрального военно-морского музея хранятся разнообразные памятники истории освоения Арктики. Предметы, связанные с темой освоения полярных земель, продолжают поступать в музей и в наши дни. Это значит, что интерес к Арктике не ослабевает, и музей, как хранитель истории и социальной памяти, сможет донести до будущих поколений подвиг беспримерного мужества первопроходцев. Одним из недавних проектов стала выставка, приуроченная к 160-летию Балтийского завода, основной верфи отечественного ледо-колостроения (ЦВММ, 28.04.-03.11.2016). Однако было бы чрезвычайно важно создать выставочный проект, посвящённый истории освоения Арктики, который объединил бы музеи России, имеющие предметы и коллекции по данной теме. Это позволило бы систематизировать информацию о наличии исторических источников, связанных с темой Арктики. Большую помощь в осуществлении данной идеи способна оказать настоящая конференция.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.