В. В. ДРЕМЛЮГ
Роль ледокольного флота в Великой Отечественной войне1
Война изменила довоенную практику проведения навигации в арктических морях. В Баренцевом и Карском морях осуществлялись проводки по двум направлениям: внешние, по которым проходило плавание союзных конвоев из США и Англии, через северную Атлантику и Баренцево море в порты Мурманск и Архангельск, а также внутреннее, обеспечивающее доставку грузов в порты и населенные пункты на побережье и островах арктических морей.
Руководство Главсевморпути приняло решение, что в сложившихся условиях основными задачами являются: 1) обеспечение нормальной работы важнейших арктических портов: Мурманска, Архангельска, Диксона - в западном районе Арктики и Тикси, Провидение -в восточном секторе Арктики; 2) осуществление ледокольной проводки судов по трассе Северного морского пути, а также союзных конвоев в зимнее время в Белое море; 3) усиление оперативной информации о погодных и ледовых условиях в арктических морях для военного и транспортного флотов.
15 октября 1941 г. И. Д. Папанин был назначен уполномоченным Государственного Комитета Обороны, с оставлением в должности начальника Главсевморпути. Ему была поручена организация по приёмке и быстрой разгрузке прибывающих в порты Мурманск и Архангельск союзных конвоев. Был создан специальный штаб Уполномоченного ГКО. Начальником штаба был назначен полярный капитан Герой Советского Союза К. С. Бадигин.
В начале 1942 г. невиданно быстрыми темпами в Двинской губе был построен глубоководный порт Северодвинск, в который союзные конвои шли, не заходя в сложное устье Северной Двины. Все эти мероприятия позволили уже в 1941 г. принять в Архангельске семь союзных конвоев из 53 транспортов.
Летом 1941 г. по согласованию с наркомом Военно-морского флота адмиралом Н. Г. Кузнецовым руководство Главсевморпути договорилось о вооружении линейных ледоколов «Ленин» и «И. Сталин».
1. Данная публикация является воспоминаниями Валентина Валентиновича Дремлю-га, к. г. н., участника спасения полярного конвоя Р(}-17 (прим. ред.).
В октябре 1941 г. приказом народного комиссара Военно-Морско-го флота и начальника Главсевморпути И. Д. Папанина было создано управление беломорскими ледовыми операциями (УБЛО) с постоянным пребыванием в Архангельске и в оперативном подчинении Военному Совету БВФ. Возглавлял УБЛО известный ледовый капитан, Герой Советского Союза М. П. Белоусов.
Управление располагало ледоколами «И. Сталин», «Ленин», ледокольными пароходами «А. Сибиряков», «Георгий Седов», «Садко». Позднее ледокольный отряд пополнился мощными ледоколами: «Красин», «А. Микоян», «Л. Каганович», «Северный Ветер». Все суда были частично укомплектованы военными командами и вооружением. Характер деятельности ледоколов определялся сезонностью плавания в Арктике. В летнюю навигацию они выходили на трассу Северного морского пути для проводки караванов судов, осенью возвращались в Белое море, где занимались проводкой союзных конвоев.
22 ноября 1941 г. ледокол «Ленин» привёл к причалам Архангельска семь иностранных транспортов конвоя РО-З и восемь судов (из них пять советских) конвоя РО-4. В конце ноября - начале декабря 1941 г. из Архангельска через льды Белого моря ледоколы вывели
22 транспорта конвоев РО-З и РО-4. Все суда были загружены экспортными грузами, которые направлялись союзным странам.
23 декабря ледокол «И. Сталин» провёл в Северодвинск суда конвоя РО-6.
В связи с суровой зимой 1941/42 гг. правительство приняло решение часть судов из конвоев направить в незамерзающий порт Мурманск. В эти дни Мурманск подвергался ежедневным бомбардировкам немецкой авиацией. Вслед за конвоем РО-8 в Мурманск с 20 января по 30 мая 1942 г. пришли суда ещё восьми союзных конвоев из 105 транспортных судов. Зимой 1942/1943 гг. в этот порт доставили грузы пяти союзных конвоев, из 53 транспортов, в зимнее время 1943/1944 гг. четыре союзных конвоя из 54 судов. Зимой 1945 г. в Мурманск доставили грузы пять союзных конвоев из 62 судов. Весной 1945 г. Мурманский порт принял четыре конвоя из 96 судов.
За весь период Великой Отечественной войны порт принял и обработал 379 пароходов, на которых было доставлено 322,9 тыс. т различного вооружения и боевой техники. Все эти годы работа Мурманского порта проходила под неослабным наблюдением уполномоченного ГКО И. Д. Папанина и его штаба.
Не менее интенсивно проходили проводки конвоев через льды Белого моря в 1942 г. и в последующие зимы.
Пополнил ледокольный флот ледокол «Красин», который в апреле 1942 г. пришёл в составе конвоя РО-15 в Мурманск, совершив уникальное кругосветное плавание по маршруту Владивосток - Сиэтл - Галифакс - Глазго - Мурманск. Летом он работал на трассе Сев-морпути, зимой 1942/43 гг. принимал участие в проводке через льды союзных конвоев.
В ноябре 1942 г. ледокол «А. Микоян» завершил свой уникальный переход из Чёрного моря через Суэцкий канал, Индийский, Тихий океаны, а затем Северными морями путем в Архангельск. Он сразу же включился в проводку судов союзных конвоев через льды Белого моря. Зимой 1942/1943 гг. ледоколы «И. Сталин», «Ленин», «Красин», «А. Микоян», «Л. Каганович» провели в порты Архангельск и Северодвинск четыре конвоя из 36 судов.
Проводку судов осложняли ожесточенные налёты немецкой авиации. В середине января 1942 г. ледокол «И. Сталин» в ожидании очередного конвоя у кромки льдов в Белом море подвергся атаке вражеского бомбардировщика. В результате бомбёжки были повреждены котлы в машинном отделении, и ледокол в течение месяца проходил ремонт в Северодвинске. 28 февраля 1943 г. ледокол «Л. Каганович» вёл в Северодвинск семь транспортов конвоя ]ЧЧ52 и подвергся ожесточенной атаке шести немецких бомбардировщиков. Ледокол и транспортные суда интенсивным огнём орудий и пулемётов отбили атаку немецких самолётов.
Основная тяжесть по проводке союзных конвоев во льдах выпала на долю линейного ледокола «Ленин». Из-за сравнительно небольшой осадки он имел возможность работы на всех фарватерах Северной Двины. За годы войны он прошёл во льдах 22 тыс. миль. Ледокол участвовал в проводке 778 транспортов, в том числе 343 союзных. За образцовую работу по проводке судов в тяжёлых условиях в период Великой Отечественной войны ледокол был награждён орденом Ленина. 59 членов экипажа удостоились правительственных наград.
В июле 1943 г. по распоряжению Советского правительства для руководства арктической навигацией в восточном районе Арктики был направлен И. Д. Папанин. Это было связано с увеличением количества иностранных и советских судов, доставляющих военные и хозяйственные грузы из США в порты Владивосток, Петропавловск-на-Камчатке, Провидение и дальше по Северному морскому пути на запад. Только к осени 1943 г. в Петропавловске-на-Камчатке скопилось 45 судов с грузами, необходимыми фронту и тылу. В связи с тяжёлой ледовой обстановкой в Восточном секторе Арктики
и прогнозом о сложных ледовых условиях зимой 1943/1944 гг. в проливах Курильских островов по распоряжению И. Д. Папанина из Архангельска на Дальний Восток были направлены Северным морским путём ледоколы «Красин», «А. Микоян» и «Л. Каганович». Часть судов, прибывающих из США, была из портов Провидение и Петропавловск-на-Камчатке направлена во Владивосток, а ряд судов Северным морским путём в Архангельск.
Доставка грузов из портов США через Тихий океан в дальневосточные советские порты также имела свои трудности. Известно, что с начала Великой Отечественной войны японцы, как союзники фашистской Германии, всячески препятствовали судоходству советских судов. Они запретили проход через самый удобный в навигационном отношении пролив Лаперуза, останавливали и заводили в японские порты для досмотра транспорты, следующие с грузами из США. Помимо этого они установили мины на основных путях судов, а в ряде случаев бомбили и торпедировали суда. Всего было потоплено восемь судов.
В январе 1944 г. И. Д. Папанин возвращается для руководства по приёмке конвоев в порты Мурманск, Архангельск, Северодвинск.
Только с помощью ледоколов в Архангельск и Северодвинск зимой 1944 г. были проведены 248 транспортов и выведено в Атлантику 258 судов. За первую половину 1945 г. ледоколы обеспечили проводку через льды Белого моря пяти конвоев из 71 судна.
Одновременно с обеспечением проводки союзных конвоев не прекращались в военное время транспортные перевозки по всей трассе Северного морского пути. Летом 1941 г. с помощью ледореза «Ф. Литке», ледокольных пароходов «А. Сибиряков», «Г. Седов» осуществлялись поставки хозяйственных грузов в арктические порты и полярные станции Западного района Арктики. Ледовую проводку судов осуществляли ледоколы «Ленин», «И. Сталин», «Л. Каганович». В конце июля 1941 г. вышли в сквозное плавание по трассе Севмор-пути пять судов Архангельского морского пароходства. В начале октября все суда прибыли в бухту Провидения, а оттуда ушли в американские порты западного побережья США Сиэтл и Сан-Франциско за грузами по ленд-лизу. Проводку судов через льды обеспечивал каравану ледокол «Красин».
Навигация 1942 г. в Арктике проходила в сложных условиях. К лету 1942 года немецкое командование разработало специальную операцию «Вундерланд», которая преследовала целью нарушить навигацию на трассе Севморпути.
Начало навигации тем не менее прошло успешно. Из Архангельска на восток были направлены девять транспортных судов под проводкой ледоколов «Красин» и «Ленин». Они благополучно преодолели льды Карского моря и через пролив Вилькицкого вышли в море Лаптевых. Но дальше транспорты не смогли пройти сквозь тяжёлые льды, были возвращены в Карское море и оттуда через Маточкин Шар в октябре - ноябре поодиночке ушли через Северную Атлантику в Англию и США.
19 августа в Карское море прошёл немецкий рейдер «Адмирал Шеер». Его разведывательный самолёт обнаружил караван из девяти советских транспортных судов и ледоколов «Ленин» и «Красин», который вышел из Диксона, направляясь в Архангельск2. Но в это время нашёл густой туман, и суда рейдер не обнаружил. При второй попытке атаковать караван рейдер встретил сплоченные льды и был вынужден следовать на юг к архипелагу Норденшельда, где недалеко от острова Белуха он 25 августа после недолгого боя потопил ледокольный пароход «А. Сибиряков» и затем сделал попытку разгромить порт Диксон.
Для усиления борьбы с немецкими подводными лодками в Западном секторе Арктики летом 1942 г. было принято решение Советского правительства о направлении с Дальнего Востока отряда военных кораблей. Для этого Главсевморпути было поручено осуществить «экспедицию особого назначения» ЭОН-18. Начальником экспедиции был назначен один из руководителей морского управления Главсевморпути А. В. Остальцев, а ледокольную проводку поручили опытному полярнику капитану М. П. Белоусову. В состав экспедиции ЭОН-18 входили лидер «Баку», эскадренные миноносцы «Разъярённый» и «Разумный», вспомогательное судно «Волга». 16 августа экспедиция вышла из бухты Провидения. Под проводкой ледоколов «Красин», «И. Сталин» и «А. Микоян» корабли были успешно проведены Северным морским путём. 14 октября они вошли в Кольский залив и вступили в состав Северного флота. Следует упомянуть, что в составе этого же каравана прошли из Провидения в Архангельск и другие арктические порты шесть транспортных судов, следовавших из американских портов Сан-Франциско и Сиэтл с импортными грузами. В тяжёлых ледовых условиях в августе из моря Лаптевых в Карское ледоколы «И. Сталин» и ледорез «Ф. Литке» провели три судна,
2. В соответствии с данными из фондов ААНИИ и рейсовых донесений капитана ледокола «Красин» М. Г. Маркова, караван шёл в восточном направлении (прим. ред).
доставлявшие грузы из портов США. Для охраны судов в Карское море были направлены минный заградитель «Мурман», СКР-19 («С. Дягилев») и три тральщика.
В связи с такой сложной военной обстановкой было решено 15 транспортных судов оставить на зимовку в порту Диксон. Ледоколы «И. Сталин» и ледорез «Ф. Литке» направили под охраной военных кораблей в Архангельск, где они были необходимы для ледовой проводки судов в Белом море зимой 1943/1944 гг. Был создан конвой АБ-55 (Арктика - Белое море). В его состав кроме ледоколов вошли миноносцы «В. Куйбышев», «Разумный», «Разъярённый». Конвой АБ-55, отбивая атаки немецких подводных лодок, благополучно довел ледоколы 17 ноября до горла Белого моря.
С запада на восток в навигацию 1944 г. по всей трассе Севморпу-ти прошли из Архангельска под проводкой ледореза «Ф. Литке» суда «Моссовет», «Игарка», «А. Андреев», и в обратном направлении с востока «Революционер» и «Кингисепп» с грузами ленд-лиза в сопровождении ледокола «Северный Ветер».
Всего за 1941-1945 гг. из стран-союзников было доставлено морским путём 17,5 млн. тонн военных и хозяйственных грузов. Объём их в конвоях «на Север России» составил 22,7 %, в конвоях через Тихий океан 47,1 %, по трассе Севморпути 2,5 %.
В успешном обеспечении этих морских операций немалая заслуга принадлежала коллективу Главсевморпути. Была обеспечена интенсивная бесперебойная работа важнейших арктических портов по приёмке и обработке грузов, поступающих из союзных стран по ленд-лизу, ледовые проводки союзных конвоев в Белое море и транспортов по трассе Севморпути.
Роль Главного управления Северного морского пути в обеспечении морских операций в арктических морях была высоко оценена Советским правительством. За годы Великой Отечественной войны около трёх тысяч работников Главсевморпути были награждены орденами и медалями.
В годы Великой Отечественной войны ледоколы несли боевую вахту не только в арктических морях. Ледокол «Ермак» принимал активное участие в героической обороне Ленинграда. «Ермак» совершал ночные рейсы в Кронштадт и обратно, осуществляя проводку военных и транспортных судов в район Ораниенбаумского пятачка и эвакуируя с фронта раненых. Немцы обстреливали ледокол из своих батарей, расположенных на южном берегу залива. 23 сентября 1941 г. «Ермак» подвергся атаке 36 немецких самолетов, и только благодаря
выдержке и опыту капитана М. Я. Сорокина ледокол смог уклониться от бомб и не пострадал. За зимнюю ледокольную кампанию 1941 г. «Ермак» сделал 16 рейсов из Ленинграда в Кронштадт. Десятки артиллерийских снарядов разорвались за это время у бортов и на палубах ледокола. «Ермак» оставался в боевом строю до июня 1944 г., когда он был разоружён и возвращён Главному управлению Северного морского пути.