Научная статья на тему 'Музейные источники изучения морской культуры Кольского Севера (вопросы классификации и систематизации)'

Музейные источники изучения морской культуры Кольского Севера (вопросы классификации и систематизации) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
193
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕЙНЫЕ ИСТОЧНИКИ / МОРСКАЯ КУЛЬТУРА / КОЛЬСКИЙ СЕВЕР / МУРМАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ / ЛЕДОКОЛ "ЕРМАК" / ЛЕДОКОЛЬНЫЙ ПАРОХОД "ГЕОРГИЙ СЕДОВ" / MUSEUM SOURCES / MARITIME CULTURE / KOLA NORTH / MURMANSK REGIONAL MUSEUM / ICEBREAKER "YERMAK" / ICEBREAKER "GEORGY SEDOV"

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Терещенко Елена Юрьевна

В статье рассмотрены проблемы классификации и систематизации источников изучения морской культуры. Морская культура определяется как исторически изменяющиеся способы освоения морского пространства. Показано, что применение различных классификационных схем (по историческому, этнографическому, ведомственному признакам) и системных моделей (по формам освоения морского пространства) способствует созданию фактологической базы для дальнейшего исследования морской культуры в рамках исторической культурологии. Музейные источники определяются как музейные предметы (уникальные и типовые) и научно-вспомогательные материалы (макеты, реконструкции, копии документов), которые несут информацию об изучаемом феномене культуры. Приведены примеры источников, представленных в Мурманском областном краеведческом музее, анализ которых был проведен автором на основе изучения постоянной экспозиции, материалов фондов и музейного каталога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Museum sources of the study dealing with the maritime culture of the Kola North (questions of classification and systematization)

The article considers the problems of classification and systematization of sources of the maritime culture study. The maritime culture is defined as historically changing ways of sea space development. It is shown, that application of different classification schemes (according to historical, ethnographic, departmental aspects) and system models (according to the forms of sea space development) contributes to the creation of the evidence base for further researches of the maritime culture in the historical cultural studies. The museum sources are defined as museum objects (unique or typical) and scientific support materials (mock-ups, reconstruction, copies of documents), which contain information about the cultural phenomenon under consideration. The article gives examples of sources provided by the Murmansk Regional Museum, the analysis of which was conducted by the author on the basis of the study of the permanent exhibition, the fund materials, and the museum catalog.

Текст научной работы на тему «Музейные источники изучения морской культуры Кольского Севера (вопросы классификации и систематизации)»

УДК 008:069(470-924.16)

Терещенко Елена Юрьевна

кандидат культурологии, доцент, доцент кафедры культурологии и межкультурных коммуникаций, теории языка и журналистики Мурманского арктического государственного университета

МУЗЕЙНЫЕ ИСТОЧНИКИ ИЗУЧЕНИЯ МОРСКОЙ КУЛЬТУРЫ КОЛЬСКОГО СЕВЕРА (ВОПРОСЫ КЛАССИФИКАЦИИ И СИСТЕМАТИЗАЦИИ)

Аннотация:

В статье рассмотрены проблемы классификации и систематизации источников изучения морской культуры. Морская культура определяется как исторически изменяющиеся способы освоения морского пространства. Показано, что применение различных классификационных схем (по историческому, этнографическому, ведомственному признакам) и системных моделей (по формам освоения морского пространства) способствует созданию фактологической базы для дальнейшего исследования морской культуры в рамках исторической культурологии. Музейные источники определяются как музейные предметы (уникальные и типовые) и научно-вспомогательные материалы (макеты, реконструкции, копии документов), которые несут информацию об изучаемом феномене культуры. Приведены примеры источников, представленных в Мурманском областном краеведческом музее, анализ которых был проведен автором на основе изучения постоянной экспозиции, материалов фондов и музейного каталога.

Ключевые слова:

музейные источники, морская культура, Кольский Север, Мурманский областной краеведческий музей, ледокол «Ермак», ледокольный пароход «Георгий Седов».

Tereshchenko Elena Yuryevna

PhD in Cultural Studies, Assistant Professor, Cultural Studies and Intercultural Communication, Theory of Language and Journalism Department, Murmansk State Arctic University

MUSEUM SOURCES OF THE STUDY DEALING WITH THE MARITIME CULTURE OF THE KOLA NORTH (QUESTIONS OF CLASSIFICATION AND SYSTEMATIZATION)

Summary:

The article considers the problems of classification and systematization of sources of the maritime culture study. The maritime culture is defined as historically changing ways of sea space development. It is shown, that application of different classification schemes (according to historical, ethnographic, departmental aspects) and system models (according to the forms of sea space development) contributes to the creation of the evidence base for further researches of the maritime culture in the historical cultural studies. The museum sources are defined as museum objects (unique or typical) and scientific support materials (mock-ups, reconstruction, copies of documents), which contain information about the cultural phenomenon under consideration. The article gives examples of sources provided by the Murmansk Regional Museum, the analysis of which was conducted by the author on the basis of the study of the permanent exhibition, the fund materials, and the museum catalog.

Keywords:

museum sources, maritime culture, Kola North, Murmansk Regional Museum, icebreaker "Yermak", icebreaker "Georgy Sedov".

Кольский Север - уникальный регион, где на протяжении тысячелетий развивались различные виды морской деятельности. Их специфика и историческая эволюция образуют морскую культуру, источниками изучения которой являются разнообразные феномены материального, духовного и художественного освоения морского пространства.

Теоретической основой источниковедения является концепция исторического познания, разработанная А.С. Лаппо-Данилевским. В работе «Методология истории» (1911-1913 гг.) ученый определяет исторический источник как явление культуры, «реализованный продукт человеческой психики, пригодный для изучения фактов с историческим значением» [1, с. 291]. Последователи данной теории подчеркивают, что источник создается целенаправленно и осознанно, функционирует в определенной исторической реальности и, таким образом, является феноменом определенной культуры: он возникает в конкретных условиях и вне их не может быть понят и интерпретирован [2, с. 128]. В качестве музейного источника специалисты рассматривают всю совокупность музейных предметов и научно-вспомогательных материалов, составляющих музейные фонды, поскольку и те, и другие являются носителями фиксированной информации [3].

Большой вклад в дело сохранения артефактов, связанных с освоением морского пространства, вносят музеи Кольского Севера: краеведческие, военно-морские, художественные, научных, образовательных, промышленных, торговых организаций. Обширную коллекцию предметов морской культуры, демонстрирующих историю тралового, торгового, атомного, военно-морского флотов Кольского Севера, хранит Мурманский областной краеведческий музей. В Мурманском

областном художественном музее собрана коллекция морских пейзажей художников Кольского Севера. Музей истории Мурманского морского пароходства собирает источники, рассказывающие об истории ледокольного и транспортного флотов. Военно-морской музей Северного флота хранит материалы, связанные с военно-морской историей региона: боевое оружие, флаги, знамёна, документы, личные вещи моряков. Музей истории Полярных конвоев в мурманской гимназии № 9 является центром гражданского, патриотического воспитания детей и молодежи. Арктический выставочный центр «Атомный ледокол "Ленин"» - первый атомный ледокол - хранит историю освоения северных морей. Перечисленные музеи - это лишь небольшая часть региональных музеев, где представлены разнообразные источники изучения морской культуры, информационный потенциал которых еще недостаточно изучен с точки зрения культурологии [4].

На актуальность сохранения артефактов морской культуры указывает Н.М. Адров в книге «Исследование Баренцева моря за 1000 лет»: «Обидно сознавать, что мы в отличие от наших нордических соседей и собратьев по освоению Баренцева моря расстаемся со своими достойными реликвиями без особого сожаления: участи петроградской "Авроры" не удостоился великий "Ермак", отбуксированный из Кольского залива "на иголки"; на свалку отправился одиноко стоявший долгое время на виду у жителей Абрам-мыса и поселка Минькино "Николай Книпович"... Будущее даст нам еще более грустные примеры ухода в небытие великих тружеников Баренцева моря» [5, с. 272].

Наиболее полная коллекция, раскрывающая историю развития морской деятельности на Кольском Севере, хранится в старейшем музее Кольского Севера - Мурманском областном краеведческом музее, основанном в 1926 г. Многообразие источников, представленных в музее, требует внимания к вопросам классификации и систематизации.

Согласно общей классификации, все музейные источники изучения морской культуры можно разделить по способу фиксации информации на вещественные, изобразительные, письменные и фотоисточники. В Мурманском областном краеведческом музее вещественные источники представлены уникальными коллекциями изделий из металла (части кораблей, навигационные приборы, судовые колокола - рынды, багры, уды, цепи, ярусы), дерева (элементы корабельной оснастки, штурвалы, лодки), предметы из ткани, кожи, меха (промысловая одежда, военно-морская форма, предметы гардероба участников арктических экспедиций). Коллекция изобразительного искусства является источником для изучения художественно-образного и духовного освоения морского пространства (живопись, скульптура, графика). Среди наиболее известных работ - картины А. Борисова «Екатерининская гавань в начале марта» (1896) и «В Кандалакшском заливе» (1896), а также коллекция северных икон XVII в. («Святой Николай Чудотворец», «Трифон Печенгский, апостолы Петр и Павел» и др.). В коллекции письменных источников содержатся материалы о хозяйственной, научной, военно-морской деятельности: административные и личные документы, а также собрание газет и коллекция почтовых открыток на морскую тематику. Фонд редких книг содержит более 200 источников XVI-XIX вв., в основном религиозного содержания, которые раскрывают специфику духовной культуры народов, проживающих на прибрежных территориях. Фотоисточники, хранящиеся в музее, отражают события, связанные с историей развития ледокольного, тралового, военно-морского флотов, основанием приморских городов и поселков, показывают моменты жизни известных ученых и исследователей северных морей.

На основе общей классификации для изучения морской культуры целесообразно распределить источники исходя из исторических, этнографических, географических и социальных особенностей.

В Мурманском областном краеведческом музее широко представлены источники, показывающие развитие морских видов деятельности на различных исторических этапах (древний период, Средние века, Новое время, ХХ - начало XXI в.). В частности, в коллекцию археологических источников поселения Маяк-И входит 543 предмета эпохи неолита (крючки, гарпуны, костяные кинжалы и др.). Для исследования морской культуры важны источники, характеризующие традиционные морские промыслы саамского и русского этносов, собранные в коллекциях «Хозяйство и быт саамов XVIII - начало XX в.», «Мурман - северная окраина России XVII - начало XX века»: орудия рыболовного промысла (части яруса, сети, уды, ляпы), зверобойного промысла (ружья, пики, багры, гарпуны), промысловая одежда. Существенное значение имеют источники, рассказывающие о географическом ареале распространения морской культуры: в музее представлена обширная коллекция предметов техники и естественно-научная коллекция, показывающие распространение морских видов деятельности в акваториях Белого и Баренцева морей. Социальную дифференциацию в морской культуре можно изучить на основе классификации по отраслевому принципу: в коллекции музея представлены источники, демонстрирующие историю рыбной промышленности, морского образования, науки и др.

Тематическая классификация будет способствовать наиболее полному анализу источников изучения морской культуры, представленных в Мурманском областном краеведческом музее. Яркой страницей в истории морской культуры является освоение Северного морского пути и создание ледокольного флота. Специфику тематического раздела «Ледокольный флот» опишем на примере источников, собранных по темам «Ермак» и «Георгий Седов».

Ледокол «Ермак» был построен в 1899 г. при участии С.О. Макарова и работал до 1964 г. В 1965 г. на торцевой стене Мурманского областного краеведческого музея в честь легендарного ледокола установлен гранитный постамент с якорем и надписью: «"Дедушке" ледокольного флота ордена Ленина ледоколу "Ермак"». По теме «Ледокол "Ермак"» в каталоге краеведческого музея представлены 46 источников (предметов, фотографий, документов). В частности, фотографии «Спуск на воду ледокола "Ермак"» (Англия, 1899), «С.О. Макаров на палубе ледокола "Ермак"» (1899), «Ледокол "Ермак" в Мурманском порту» (1939), «"Ермак" следует за атомным ледоколом "Ленин", прокладывая путь каравану речных судов» (1961), «Буксир "Коммунар" ведет ледокол "Ермак" к месту разделки в акватории Мурманского морского порта» (1965). По теме «Ледокол "Ермак"» также представлены документы: первый выпуск спецификации ледокола, изданный в Англии (1899), мерительное свидетельство (1950), судовое свидетельство (1950). До наших дней сохранились вещественные источники: буквы бортовой надписи (пять букв), судовой колокол, гонг, лодка-ледянка, мегафон, спасательный круг, сигнальные фонари, иллюминаторы, а также разнообразные приборы: психрометр (для определения температуры и влажности, 1958), анероид (для измерения атмосферного давления, 1958), анемометр (для измерения скорости ветра, 1956), лаг (для измерения скорости движения). Коллекцию дополняют бытовые предметы (серебряная ложка и подставка для яиц с клеймом «Ермака») и два значка с изображением ледокола (1976). О героических страницах ледокола рассказывают вымпел Главсевморпути, присужденный ледоколу за победу в социалистическом соревновании, и брейд-вымпел ВМФ периода Великой Отечественной войны.

Еще одной яркой страницей в освоении Северного морского пути стали события 19371940 гг.: 23 октября 1937 г. ледокольный пароход «Георгий Седов» вместе с судами «Садко» и «Малыгин», возвращаясь в Архангельск, был зажат многолетними арктическими льдами. Дрейф продолжался почти 27 месяцев, «Садко» и «Малыгин» были спасены летом, а «Георгий Седов» -в январе 1940 г. Все члены экипажа «Георгий Седов» были удостоены звания Героев Советского Союза. В Мурманском областном краеведческом музее собраны вещественные источники, сохраняющие память о корабле и данном событии: сигнальный фонарь, спасательный круг, переговорный рупор, тоновой отличительный фонарь, колокол громкого боя, ракетница, спасательный пояс, секстант, протрактор, прокладочный инструмент (линейка, транспортир, циркуль), манометр, кренометр, пеленгатор магнитного компаса, компас шлюпочный, а также модель ледокольного парохода «Георгий Седов», изготовленная по чертежам Мурманского арктического пароходства (1940).

Источниками изучения данной темы являются фотографии: «Начальник экспедиции на ледокольном пароходе "Седов" О.Ю. Шмидт готовится к спуску в ледовую трещину для взятия пробы льда» (1930), «О.Ю. Шмидт работает над своими математическими исследованиями» (1930), «"Г. Седов" во время дрейфа» (1937-1940), «"Г. Седов", затертый льдами в момент дрейфа в Ледовитом океане» (1939-1940), «За несколько минут до выхода "Г. Седов" из ледового плена (седовцы водрузили на ледяном поле советский флаг и произвели прощальный салют из винтовок на 82 градусе северной широты)» (1940), «Герои-седовцы встречают приближение ледоколов, спасающих корабль из ледового плена» (1940), «Встреча седовцев в Мурманске» (1940), «Ледоколы "Г. Седов" и "И. Сталин" в Кольском заливе» (1940), «Ленинград встречает героев дрейфа» (1940), «Герои-седовцы в Кремле после вручения им золотых звезд Героев» (1940). Среди источников также представлены: ксерокопия и негатив указа Президиума Верховного Совета СССР «О награждении ледокольного парохода "Георгий Седов" орденом Ленина за героический дрейф во льдах Северного Ледовитого океана и Гренландского моря» (1940), пропуск Я.С. Тарабуева на митинг, посвященный встрече героического экипажа ледокольного парохода «Г. Седов» в г. Мурманске (январь 1940 г.), карта дрейфа «Г. Седова», газета «Полярная правда» № 29 от 05.02.1940 г. с материалами о награждении героев-седовцев и экипажей судов, принимавших участие в их спасении, шестиугольный значок с изображением корабля «Г. Седов», судовые часы, репродуктор из кают-компании и др.

Данные музейные источники показывают наличие широкого круга феноменов морской культуры, для исследования которых необходима более сложная ступень моделирования - систематизация. Принципом систематизации является распределение источников с учетом конечной цели исследования. Как показано в работе Е.В. Васильевой, цель источниковедения культуры - обеспечить правильный выбор использования и интерпретации различных источников по

изучению исторических форм культуры, создать фактологическую базу для исследований в области исторической культурологии [6]. Используя модель морфологии культуры А.Я. Флиера [7], морскую культуру представим как системную модель совершенствования форм самоорганизации социальных групп, осваивающих морское пространство. Рассмотренные источники в данной модели будут способствовать изучению специфики разнообразных хозяйственных, научных, военных, религиозных, художественных и других форм морской культуры.

Таким образом, анализ музейных источников изучения морской культуры Кольского Севера показал, что морская специфика региона широко представлена на каждом историческом этапе, в широком географическом ареале, в разнообразных видах общественной практики. Применение различных классификационных схем помогает подобрать наиболее репрезентативные источники, характеризующие развитие морской деятельности для каждого исторического периода. Основой изучения древнего периода являются прежде всего археологические источники, Средних веков и Нового времени - этнографические. Большие возможности для изучения морской культуры ХХ в. представляют источники, классифицированные по ведомственному признаку, на основании которых можно судить о глубокой дифференциации разнообразных видов морской деятельности.

В целом все источники, в которых сохраняется информация о различных способах освоения морского пространства, являются основной эмпирической базой для дальнейшего исследования - создания историко-культурологической концепции развития морской деятельности на Кольском Севере и разработки морфологии морской культуры.

Ссылки:

1. Лаппо-Данилевский А.С. Методология истории [Электронный ресурс]. М., 2006. URL: http://www.progno-sis.ru/lib/Lappo-Danilevsky.pdf (дата обращения: 11.03.2016).

2. Источниковедение: Теория. История. Метод. Источники российской истории : учеб. пособие / И.Н. Данилевский, В.В. Кабанов, О.М. Медушевская, М.Ф. Румянцева. М., 1998.

3. Основы музееведения / отв. ред. Э.А. Шулепова. М., 2010.

4. См.: Сапанжа О.С. Музейное пространство и культурное наследие Кольского Севера: ресурсы, модели, технологии продвижения // Культурные индустрии Кольского Севера: социолого-культурологическое исследование : коллектив. моногр. СПб., 2013. С. 146-153.

5. Адров Н.М. Исследования Баренцева моря за 1000 лет: Ч. 1: От начала тысячелетия до первой половины ХХ века. Мурманск, 2006.

6. Васильева Е.В. Художественная культура русской Лапландии конца XIX - начала XX веков: источниковедческий и историографический аспекты. СПб., 2000.

7. См.: Флиер А.Я. Морфология культуры // Культурология для культурологов : учеб. пособие. М., 2000.

References:

Adrov, NM 2006, Barents Sea Research for 1000: Part 1: From the beginning of the millennium until the first half of the XX century, Murmansk, (in Russian).

Danilevsky, IN, Kabanov, VV, Medushevskaya, OM & Rumyantseva, MF 1998, Chronology: Theory. History. Method. Sources of Russian history, Moscow, (in Russian).

Flier, AY 2000, 'The morphology of culture', Cultural studies for culture researchers, Moscow, (in Russian). Lappo-Danilevsky, AS 2006, Methodology of history, Moscow, viewed 11 March 2016, <http://www.prognosis.ru/lib/Lappo-Danilevsky.pdf>, (in Russian).

Sapanzha, OS 2013, 'The museum space and cultural heritage of the Kola North: resources, models, technology advancement', Cultural industries Kola North: sociological and cultural studies: the collective monograph, St. Petersburg, pp. 146-153, (in Russian).

Shulepova, EA (ed.) 2010, Fundamentals of Museology, Moscow, (in Russian).

Vasilyeva, EV 2000, Art culture of Russian Lapland late XIX - early XX centuries: source study and historiographical aspects, St. Petersburg, (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.