DOI: 10.25702/KSC.2307-5252.2018.7.76-83 УДК 930.253(98)
О. В. Шабалина
МАТЕРИАЛЫ ПЕРСОНАЛЬНОГО ФОНДА А. Ф. ЛАКТИОНОВА МУЗЕЯ-АРХИВА ЦГП КНЦ РАН КАК ИСТОЧНИКИ ПО ИСТОРИИ ИЗУЧЕНИЯ И ОСВОЕНИЯ АРКТИКИ9
Аннотация
В статье представлен фонд известного ученого-полярника А. Ф. Лактионова, участника арктических экспедиций, принадлежащий Музею-Архиву истории изучения и освоения Европейского Севера ЦГП КНЦ РАН. Личные документы рассматриваются как потенциальные источники для исследований в различных гуманитарных областях, в том числе для истории изучения и освоения Арктики и Северного морского пути, социально-антропологических исследований субкультуры полярников. Ключевые слова:
А. Ф. Лактионов, Арктика, Антарктика, полярная экспедиция, источник личного происхождения, Музей-Архив истории изучения и освоения Европейского Севера ЦГП КНЦ РАН.
O. V. Shabalina
MATERIALS OF A.F. LAKTIONOV'S PERSONAL FUND
OF THE MUSEUM-ARCHIVE OF THE BCH KSC RAS AS SOURCES
ON THE HISTORY OF THE ARCTIC INVESTIGATION AND EXPLORATION
Abstract
The paper presents the fund of famous polar scientist A.F. Laktionov, member of the Arctic expeditions, belonging to the Museum-Archive of History of Studying and Exploration of the European North of the Barents Centre of Humanities of the KSC RAS. Personal documents are considered as potential sources for researches in various fields of the humanities, including the history of the study and exploration of the Arctic and the Northern Sea Route, the socio-anthropological studies of polar subculture. Keywords:
A. F. Laktionov, Arctic, polar expedition, personal source, Museum-Archive of History of Studying and Exploration of the European North of the BCH of the KSC RAS.
Изучение и освоение полярных областей советскими экспедициями в 1920-е гг. обрели новые темпы благодаря рекордному продвижению ледокольного флота СССР в высокие широты и его успешному плаванию по отдельным участкам Северного Ледовитого океана. Полученные в ходе экспедиций данные способствовали развитию знаний о водообмене, течениях, льдах, совершенствованию тактики плавания во льдах, успешному проведению навигации в Арктике. Для обеспечения сквозного плавания по Северному морскому пути из Атлантического океана в Тихий необходимо было приступить к научным исследованиям одновременно на всех арктических морях [Дерюгин, 1968: 59-60].
31 июля 1928 г. Совет народных комиссаров (СНК) СССР принял развернутое постановление «Об усилении научно-исследовательской работы
9 Исследование выполнено при финансовой поддержке ФГБУ «Российский фонд фундаментальных исследований» и Правительства Мурманской области в рамках научного проекта № 17-11-51004_а(р) «Материалы архивов РАН по истории организации и проведения экспедиционных исследований арктических и субарктических зон в конце XIX п.п. ХХ вв.»
в арктических владениях Союза ССР». Специальная комиссия при СНК СССР начала организационную и финансовую подготовку пятилетнего плана научно-исследовательской работы в Арктике [Об усилении..., 1928]. После пяти лет деятельности эта комиссия была упразднена постановлением СНК СССР от 15.05.1933 г. № 965 ввиду образования при СНК СССР Главного управления (ГУ) Северного морского пути (СМП) и Всесоюзного арктического института при Центральном исполнительном комитете СССР [Немченко и др., 2016: 467].
В 1929 г. на ледокольных пароходах «Седов» и «Малыгин» и на шхуне «Ломоносов» состоялись три крупные высокоширотные экспедиции. Под руководством профессора О. Ю. Шмидта участники экспедиции на л/п «Седов» организовали самую северную геофизическую обсерваторию в бухте Тихой на Земле Франца-Иосифа, прекратив тем самым норвежские притязания на архипелаг. В 1930 г. экспедиция Шмидта на этом же ледоколе выполнила в северной части Карского моря большие гидрографические исследования. В период с 1930 по 1935 гг. в акватории, расположенной между Гренландией, Землей Франца-Иосифа, северной оконечностью Новой Земли и Северной Землей, усилиями разных советских экспедиций были проведены значительные исследовательские работы, были открыты многие острова, заливы и мысы. Руководителями и участниками многочисленных экспедиций в этот период были В. А. Васнецов, А. М. Лавров, В. В. Шулейкин, В. Ю. Визе, Р. Л. Самойлович, Н. Н. Зубов, Н. И. Евгенов, А. Ф. Лактионов и мн. др. [Дерюгин, 1968: 60-61].
Музей-Архив истории изучения и освоения Европейского Севера ЦГП КНЦ РАН хранит и экспонирует материалы персонального фонда известного организатора отечественных полярных гидрологических исследований Александра Федоровича Лактионова (1899-1965), полученные в дар от семьи в конце 1970-х гг. [Петров и др., 2012: 24-28].
Александр Федорович родился в г. Керчи, где окончил двухклассное училище. Далее, будучи городским стипендиатом, в 1914-1919 гг. получил образование в Учительской семинарии в городе Старый Крым (рис. 1, 2), а затем в 1919-1923 гг. преподавал в Емельяновском двухклассном училище (рис. 3, 4) [Музей-Архив ЦГП КНЦ РАН. НВФ 592, 600. Л. 1; Аветисов, 2014: 56].
Рис. 1. Удостоверение Городской управы об отсутствии препятствий для поступления А. Ф. Лактионова на должность учителя [Музей-Архив ЦГП КНЦ РАН. НВФ 593]
Рис. 2. Фрагмент копии аттестата А. Ф. Лактионова об окончании Старо-Крымской учительской семинарии [Музей-Архив ЦГП КНЦ РАН. НВФ 597]
Рис. 3. Письмо А. Ф. Лактионову от заведующего Отделом народного образования Феодосийской уездной земской управы от 19.09.1919 г. № 596 с просьбой приступить к своим учительским обязанностям [Музей-Архив ЦГП КНЦ РАН. НВФ 591]
Рис. 4. Подтверждение Феодосийской уездной земской управы от 15.09.1920 г. № 375 о том, что А. Ф. Лактионов состоит штатным учителем Емельяновского двухклассного училища [Музей-Архив ЦГП КНЦ РАН. НВФ 594]
С 1 октября 1923 г. по 1 августа 1926 г. А. Ф. Лактионов служил в Керченской ихтиологической лаборатории Азовско-Черноморской научно-промысловой экспедиции в качестве наблюдателя-гидролога (рис. 5), где в течение ряда лет работал под непосредственным руководством почетного академика Н. М. Книповича. Обрабатывая материалы экспедиции, он в то же время принимал участие во многих плаваниях в Черном и Азовском морях, где наряду с освоением методики обработки материалов приобрел большой опыт полевых океанографических исследований [Музей-Архив ЦГП КНЦ РАН. НВФ 600. Л. 1].
Рис. 5. Справка от 13.09.1926 г. № 1739, подтверждающая, что А. Ф. Лактионов служил в Керченской ихтиологической лаборатории с 01.10.1923 г. по 01.07.1926 г. в качестве наблюдателя-гидролога [Музей-Архив ЦГП КНЦ РАН. НВФ 596]
В 1926 г. А. Ф. Лактионов переехал в г. Ленинград и поступил на физико-математический факультет ЛГУ [Музей-Архив ЦГП КНЦ РАН. НВФ 595], но из-за активной экспедиционной деятельности образование он не завершил [Аветисов, 2014: 56].
Александр Федорович был приглашен в 1927 г. в Институт по изучению Севера, который впоследствии был реорганизован в Арктический научно-исследовательский институт. Летом 1927 г. принял участие в Арктической экспедиции Института, основной задачей которой являлось океанографическое обследование северо-восточной части Баренцева моря. С тех пор А. Ф. Лактионов непрерывно работал в области исследования арктических морей. В результате участия в экспедиции на л/п «Седов» на Землю Франца Иосифа в 1929 г. появились первые печатные работы А.Ф. Лактионова по гидрологии [Музей -Архив ЦГП КНЦ РАН. НВФ 600. Л. 1]. В своих статьях А. Ф. Лактионов на основании обстоятельного изучения химических свойств морского льда и гидрохимических исследований северной части Баренцева моря изложил суть выявленных им некоторых особенностей гидрологического режима арктических морей, обусловленных процессами образования и таяния льда, и определил значение некоторых гидрохимических факторов в характеристике водных масс. Выводы, впервые полученные А. Ф. Лактионовым в этих исследованиях, подтвердились в ходе дальнейшего изучения других арктических морей и нашли применение в решении вопроса перемещения водных масс [Музей-Архив ЦГП КНЦ РАН. НВФ 600. Л. 2].
В 1930 г. А. Ф. Лактионов отправляется в экспедицию на Северную Землю. Плавая на л/п «Седов» в Карском море, он собирает материал по гидрологии и гидрохимии и физическими свойствам морского льда, послуживший основанием для опубликования ряда научных статей. В 1931 г. А. Ф. Лактионов руководил самостоятельной экспедицией на пароходе «Ломоносов» на Землю Франца-Иосифа, где в бухте Тихой сотрудниками экспедиции была организована самая северная магнитологическая станция, и в северо-западную часть Карского моря, где им были выполнены океанографические исследования.
В 1932 г. А. Ф. Лактионов принимает участие в качестве научного сотрудника в исторической экспедиции на л/п «Сибиряков» из Архангельска во Владивосток Северным морским путем за одну навигацию, где выполняет работы по гидрологии, гидрохимии и физико-химическим свойствам морского льда. Его участие в этом рейсе отмечено орденом Трудового Красного Знамени.
В 1933 г. он в составе экспедиции на л/п «Серебряков», а в 1934 г. в качестве руководителя научными работами океанографической комплексной экспедиции на л/п «Седов» исследовал Карское море [Музей-Архив ЦГП КНЦ РАН. НВФ 600. Л. 2; Аветисов, 2014: 56].
Собранный в этих экспедициях материал послужил основанием для написания А. Ф. Лактионовым ряда работ по гидрологии Карского моря и специальной работы по гидрохимии, в которой автор впервые рассмотрел связь между распределением льдов в арктических морях и содержанием кислорода
В 1935 г. Александр Федорович принимает участие в первой высокоширотной экспедиции на л/п «Садко» под руководством Г. А. Ушакова, Н. Н. Зубова и производит гидрохимические исследования в северной части Гренландского моря, в Баренцевом и Карском морях. В этом походе достигнута рекордная широта свободного плавания в Арктике - 82° 41,6'.
В 1936 г. А. Ф. Лактионов участвовал во второй высокоширотной экспедиции на л/п «Садко» (руководители Р. Л. Самойлович и В. Ю. Визе), обследовавшей Баренцево, Карское моря и архипелаг Земля Франца -Иосифа. В 1937 г. он под тем же, что и год назад, руководством на л/п «Садко» изучал Восточно-Сибирское, Карское моря и море Лаптевых, где собрал интересный материал по гидрохимии, на основании которого ему удалось составить схему циркуляции водных масс моря Лаптевых и установить особенности гидрохимического режима этого моря. Способствовала проведению обстоятельных научных изысканий ледовая обстановка того года: л/п «Садко» был зажат льдами в море Лаптевых и остался на зимовку вместе с л/п «Седов» и «Малыгин» [Музей-Архив ЦГП КНЦ РАН. НВФ 600. Л. 3].
Из отдельных научных командировок А. Ф. Лактионова следует отметить командировку на станцию Гидрологического института в п. Умба на Кольском полуострове, где им выполнены специальные исследования по физическим и химическим свойствам льда и испробованы разрабатываемые им физические методы определения мощности морского ледяного покрова (рис. 6).
Рис. 6. Фотопортрет. А. Ф. Лактионова. Умба. 1930 или 1931 г. [Музей-Архив ЦГП КНЦ РАН. НВФ 618]
В результате этих экспедиций А. Ф. Лактионовым был написан ряд научных работ по гидрологии, гидрохимии, метеорологии и криологии арктических морей. Эти публикации к тому времени уже характеризовали А. Ф. Лактионова, по мнению председателя ученого совета Арктического института, чл.-корр. Академии наук СССР В.Ю. Визе, как сложившегося ученого, полностью владеющего методами полевых исследований, а также постановкой и разработкой отдельных океанографических проблем. Исследования послужили основанием для присуждения в 1938 г. А. Ф. Лактионову ученой степени кандидата географических наук без защиты диссертации [Музей-Архив ЦГП КНЦ РАН. НВФ 601. Л. 3].
Продолжая работу в области изучения арктических морей, А. Ф. Лактионов обращал особое внимание на изучение ледяного покрова. По его инициативе в институте был создан Отдел ледовых исследований со специальной ледовой лабораторией. Занимаясь этой проблемой, Лактионов подготовил к печати фундаментальную монографию «Льды полярных морей», имевшую большую научную и практическую значимость. В этом труде А. Ф. Лактионов рассматривает морской лед как физическое тело и как географический объект, подводит итог многочисленным исследованиям в этой области. Ряд вопросов, рассматриваемых в этой монографии, был впервые поставлен и разработан самим автором на основании полевых исследований, частично выполненных им, частично — другими исследователями. В 1942 г. эта работа А.Ф. Лактионова была отмечена премией почетного академика Ю. М. Шокальского, учрежденной Главным управлением Северного морского пути [Музей-Архив ЦГП КНЦ РАН. НВФ 600. Л. 4-5].
В 1941 г. А. Ф. Лактионов закончил оригинальный труд «Атлас ледовитости Карского моря», при составлении которого им была разработана методика обработки многолетних ледовых наблюдений открытого моря и прибрежной полосы. Этот важнейший в научном отношении труд стал весьма ценным навигационным пособием [Аветисов, 2014: 57].
Особое внимание А. Ф. Лактионов уделял популяризации арктических исследований. Он опубликовал ряд физико-географических очерков, таких как «Северная Земля» и «Северный полюс» (исторической очерк исследования Центрального полярного бассейна и его физико-географическое описание), подготовил к печати совместно с другими авторами (В. Ю. Визе, Г. В. Горбацким и В. К. Есиповым) «Физическую географию полярных стран», состоящую из 3-х частей: «Зарубежная Арктика», «Антарктика» и «Советская Арктика» [Музей-Архив ЦГП КНЦ РАН. НВФ 600. Л. 5].
Занимая в Арктическом институте за все время пребывания в нем ряд административных должностей (начальник Морского отдела, начальник отдела Службы льда и погоды, и.о. зам. директора по научной части, начальника Сектора тематических работ отдела Службы льда и погоды АНИИ), А. Ф. Лактионов осуществлял научное руководство того или иного отдела, разрабатывал планы экспедиционных исследований, внедрял в практику современные методы океанографии.
А. Ф. Лактионов был активным членом ученого совета Арктического института, состоял членом его редакционного совета, принимал деятельное участие в подготовке аспирантов. Читал курс «Физическая география полярных стран» в Ленинградском университете и аспирантуре Института [Музей-Архив ЦГП КНЦ РАН. НВФ 600. Л. 6].
За время почти 30-летнего пребывания в Арктическом институте А. Ф. Лактионов неоднократно был премирован и награжден, в том числе руководством Главсевморпути знаком «Почетный полярник» и похвальной грамотой.
В начале Великой Отечественной войны Арктический институт был эвакуирован в Красноярск. Научные сотрудники института работали в Штабах морских операций западного и восточного районов Арктики, обеспечивали авиацию и флот в Арктической зоне ледовыми и гидрометеорологическими прогнозами, принимали участие в ледово-гидрологических патрулях и авиационной ледовой разведке [Аветисов, 2014: 57].
За выполнение заданий в годы войны А.Ф. Лактионов был награжден орденом Красной Звезды, медалями «За оборону Заполярья» и «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» [Музей-Архив ЦГП КНЦ РАН. НВФ 600. Л. 7].
В 1948 г. Александр Федорович Лактионов возглавил свою последнюю комплексную океанографическую экспедицию на ледорезе «Литке», целью которой было изыскание возможностей прохода транспортных судов по Великой северной полынье. Все последующие годы А. Ф. Лактионов продолжал активную научную, просветительскую и общественную деятельность. Им опубликовано более 100 научных и научно-популярных работ, прочитано бесчисленное количество популяризаторских лекций.
А. Ф. Лактионову, по свидетельствам современников, были присущи интеллигентность и эрудированность, многогранность интересов и возможностей. Он рисовал, играл на нескольких музыкальных инструментах, имел «золотые» руки. Интересовался творчеством художников, писавших Арктику: В. В. Крайнева, В. В. Гаврилова, В. П. Решетникова. Готовил к изданию альбом с работами этих авторов, писал об их творчестве [Музей-Архив ЦГП КНЦ РАН. НВФ 611, 613, 616; ОФ 81]. Александр Федорович общался с А. Т. Твардовским, И. С. Соколовым-Микитовым, встречался с Ж.-И. Кусто, Т. Хейердалом (рис. 7) [Аветисов, 2014: 57].
К сожалению, жизнь А. Ф. Лактионова была непродолжительной, ее финал был омрачен тяжелой болезнью. Похоронен Александр Федорович в Ленинграде на Северном кладбище. Именем Лактионова участники экспедиции на ледокольном пароходе «Седов» в августе 1930 г. назвали ледник на северном острове Новой Земли в районе зал. Русская Гавань.
Рис. 7. Слева направо: Е. С. Короткевич, Я. Я. Гаккель, А. Ф. Лактионов и Т. Хейердал. 1960-е гг. [Музей-Архив ЦГП КНЦ РАН. НВФ 986]
Персональный фонд А. Ф. Лактионова Музея-Архива ЦГП КНЦ РАН содержит творческие материалы ученого, несколько эпистолярных документов, фотографии и документы личного происхождения. Этот корпус потенциальных исторических источников позволяет восстановить и проиллюстрировать научную биографию полярного ученого-исследователя, может служить комплексным источником для исследований по истории изучения, освоения Арктики и Северного морского пути, для социально-антропологических исследований субкультуры полярников.
Источники
Музей-Архив ЦГП КНЦ РАН. НВФ 591. Музей-Архив ЦГП КНЦ РАН. НВФ 592. Музей-Архив ЦГП КНЦ РАН. НВФ 593. Музей-Архив ЦГП КНЦ РАН. НВФ 594. Музей-Архив ЦГП КНЦ РАН. НВФ 595. Музей-Архив ЦГП КНЦ РАН. НВФ 596. Музей-Архив ЦГП КНЦ РАН. НВФ 597. Музей-Архив ЦГП КНЦ РАН. НВФ 600. Л. 1-7. Музей-Архив ЦГП КНЦ РАН. НВФ 601. Л .1-5. Музей-Архив ЦГП КНЦ РАН. НВФ 611. Музей-Архив ЦГП КНЦ РАН. НВФ 613. Музей-Архив ЦГП КНЦ РАН. НВФ 616. Музей-Архив ЦГП КНЦ РАН. НВФ 618. Музей-Архив ЦГП КНЦ РАН. НВФ 986. Музей-Архив ЦГП КНЦ РАН. ОФ 81. Л. 1-4.
Список литературы
Аветисов Г. П. Александр Федорович Лактионов. К 115-летию со дня рождения // Российские полярные исследования. 2014. № 4 (18). С. 56-57.
Дерюгин К. К. Советские океанографические экспедиции. Л.: Гидрометеоиздат, 1968. 235 с.
Немченко С. Б., Цеценевская О. И. Арктическая зона Российской Федерации: развитие законодательства в советский период // Вестник МГТУ. 2016. Т. 19, № 2. С. 466-475.
Об усилении научно-исследовательской работы в арктических владениях СССР: Постановление СНК СССР от 31.07.1928 г. // Собрание законодательства СССР. 1928. № 52. Ст. 464.
Петров В. П., Пация Е. Я., Шабалина О. В. История организации и создания Музея-Архива истории изучения и освоения Европейского Севера ЦГП КНЦ РАН (1974-2012) // Вестник КНЦ РАН. Апатиты: Изд-во КНЦ РАН, 2012. С. 24-36.
Сведения об авторе
Шабалина Ольга Вячеславовна
кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Центра гуманитарных проблем Баренц региона ФИЦ КНК РАН
Shabalina Olga Vyacheslavovna
PhD (History), Leading Research Fellow of the Barents Centre of the Humanities, FRC KSC RAS