Научная статья на тему '«Георгий Седов» – несостоявшийся ледокол-музей'

«Георгий Седов» – несостоявшийся ледокол-музей Текст научной статьи по специальности «История и археология»

218
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Ледокольный пароход «Георгий Седов» / судно-музей / Всесоюзное географическое общество / Морское пароходство / сохранение судна / Icebreaker Georgy Sedov / the vessel-museum / All-Union Geographical Society / Shipping Sompany / preservation of the vessel

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Прямицын Владимир Николаевич

В России три ледокола-музея: «Ангара» в Иркутске, «Красин» в Санкт-Петербурге и «Ленин» в Мурманске. Однако таких музеев вполне могло быть больше. В конце 1960-х гг. активисты Всесоюзного географического общества предприняли попытку сохранить для истории легендарный ледокольный пароход «Георгий Седов», сделав его судном-музеем с размещением в Архангельске. Настоящая статья посвящена малоизвестной странице истории Географического общества и Морского пароходства – борьбе географов за сохранение уникального ледокола.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Georgy Sedov – The Unfulfilled Museum-Icebreaker

There are three museum-icebreakers in Russia: Angara at Irkutsk, Krassin at SaintPetersburg and Lenin at Murmansk. However, there could be more of them. In the late 1960s, activists of the All-Union Geographical society attempted to preserve the history of the legendary icebreaker Georgy Sedov, turning in into a museum icebreaker with accommodation in Arkhangelsk. This article is devoted to this little-known page of the history of the USSR Geographical Society and Shipping Company: the fight of geographers for the preservation of a unique icebreaker.

Текст научной работы на тему ««Георгий Седов» – несостоявшийся ледокол-музей»

ПРЯМИЦЫН В. Н.

«Георгий Седов» -несостоявшийся ледокол-музей

V. N. PRYAMITSYN

Georgy Sedov - The Unfulfilled Museum-Icebreaker

Сведения об авторе:

Прямицын Владимир Николаевич, кандидат военных наук, майор, заместитель

начальника отдела Научно-исследовательского института (военной истории)

Военной академии Генерального штаба ВС РФ (Москва)

priamitzynvn@mail.ru

Author:

Pryamitsyn Vladimir Nikolaevich, PhD in Military Sciences, Major, Deputy Head of Department of Research Institute (Military History) of Military Academy of the General Staff of the Armed Forces of the Russian Federation (Moscow) priamitzynvn@mail.ru

Аннотация:

В России три ледокола-музея: «Ангара» в Иркутске, «Красин» в Санкт-Петербурге и «Ленин» в Мурманске. Однако таких музеев вполне могло быть больше. В конце 1960-х гг. активисты Всесоюзного географического общества предприняли попытку сохранить для истории легендарный ледокольный пароход «Георгий Седов», сделав его судном-музеем с размещением в Архангельске. Настоящая статья посвящена малоизвестной странице истории Географического общества и Морского пароходства - борьбе географов за сохранение уникального ледокола. Abstract:

There are three museum-icebreakers in Russia: Angara at Irkutsk, Krassin at Saint-Petersburg and Lenin at Murmansk. However, there could be more of them. In the late 1960s, activists of the All-Union Geographical society attempted to preserve the history of the legendary icebreaker Georgy Sedov, turning in into a museum icebreaker with accommodation in Arkhangelsk. This article is devoted to this little-known page of the history of the USSR Geographical Society and Shipping Company: the fight of geographers for the preservation of a unique icebreaker.

Ключевые слова:

Ледокольный пароход «Георгий Седов», судно-музей, Всесоюзное географическое общество, Морское пароходство, сохранение судна. Keywords:

Icebreaker Georgy Sedov, the vessel-museum, All-Union Geographical Society, Shipping Sompany, preservation of the vessel.

Послевоенные годы охарактеризовались широким интересом к отечественной географии, нашедшим проявление в масштабной деятельности Географического общества Союза ССР (ГО СССР). Эта организация унаследовала лучшие традиции Русского географического общества, и самое деятельное участие в её работе принимали военные моряки. Неудивительно, что значительное количество действительных членов ГО СССР оказалось и среди североморцев. В 1963 г. они объединили свои усилия под эгидой Североморского отдела Географического общества.

На правах общественной организации отдел собрал всех местных энтузиастов географического дела: военнослужащих Северного флота, служащих гидрометеорологического центра, школьных учителей географии. В свободное от службы и работы время они вели активную разностороннюю работу: читали лекции по истории и географии Заполярного края, по крупицам собирали тематическую библиотеку, проводили викторины на знание родного края или конкурсы на лучшее фото заполярной природы, участвовали в походах и экспедициях... Первым руководителем Североморского отдела ГО СССР, приложившим наибольшие усилия к его становлению, стал капитан 2-го ранга Пётр Тимофеевич Галков.

Североморские географы стремились рассказать современникам и потомкам об освоении, изучении и защите родного края. Они систематически выступали со всевозможными инициативами, направленными на популяризацию отечественной истории и географии. К примеру, предлагали Министерству связи выпустить почтовые марки с изображением знаменательных событий, рекомендовали Мурманскому облисполкому те или иные названия для вновь строящихся улиц и даже населённых пунктов. Авторитет ГО СССР и настойчивость его североморских представителей позволили воплотить в жизнь значительное количество полезных и интересных предложений.

Одной из инициатив Североморского отдела стала установка в Архангельске на вечную стоянку ледокольного парохода «Георгий Седов» с организацией в нём музея. Ледокольный пароход был построен в Англии в 1909 г. В годы Первой мировой войны судно было приобретено Россией и использовалось для обеспечения навигации в Белом море. Советский этап истории «Седова» был наполнен интенсивной работой на арктических трассах. Ледокол участвовал в Первой Карской экспедиции, в операции по поиску участников экспедиции Нобиле, обеспечивал работу советских учёных и полярников. В 1929 г. «Седовым» был установлен рекорд свободного плавания в полярных льдах с достижением 82°14' с. ш. С борта ледокола полярники поднимали советский флаг над открытыми островами и архипелагами, размещали на них полярные станции, проводили уникальные исследования (рис. 1). Однако наиболее яркой страницей истории судна стал его легендарный дрейф 1937-1940 гг. Будучи затёртым во льдах, за 812 суток ледокол с минимальным количеством людей на борту преодолел 3307 миль, пройдя от Новосибирских островов до Шпицбергена (рис. 2). Вся страна следила за мужественной борьбой седовцев. По возвращении большинство из них было удостоено звания Героя Советского Союза.

Члены Североморского отдела ГО СССР уделяли истории этого судна большое внимание. В частности, по заданию председателя Североморского отдела капитан 3-го ранга К. Прохатский в 1964 г. собрал и обобщил материалы о героях Советского Союза - седовцах, подготовил выступление по мурманскому областному телевидению с рассказом о судьбах членов экипажа ледокола1. 9 февраля 1965 г. североморские географы провели в Доме офицеров флота вечер, посвя-щённый 25-летию окончания дрейфа ледокольного парохода «Георгий Седов», с приглашением участников экспедиции по освобождению судна из ледового плена. Среди гостей вечера были представители флотского командования, руководства Управления ледокольного и арктического флота Северного морского пути, областная пресса, артисты. Географы организовали выставку документов и материалов

0 героизме и мужестве седовцев, литературы и фотографий, посвя-щённых дрейфу2.

К середине 1960-х гг. судовой состав арктического флота существенно обновился. Притом что «Седова» чествовали за его прошлые

1 Переписка Североморского отдела ГО СССР. Д. 2. Т. 2. 1965-1966 гг. С. 33 и об.

(из личного архива В. Н. Прямицына).

2 Там же. С. 42, 43, 56.

Рис. 1. Ледокольный пароход «Георгий Седов» во льдах. Конец 1930-х гг.

Карта дрейфа ледокола *Г. Седов»

Рис. 2. Маршрут дрейфа «Георгия Седова» 1937-1940 гг.1

1 Изображение карты приводится по изданию: Детская энциклопедия в 10 томах. 1-е изд. М., 1962. Т. 1. С. 474.

заслуги, ледокол продолжал интенсивно работать на трассе Северного морского пути. На фоне современных кораблей и судов он смотрелся настоящим ветераном, олицетворявшим собой уходящую эпоху в истории советского флота и Арктики. Именно таким его и решили сохранить для потомков североморские географы. Кроме того, создание ледокола-музея с именем «Георгий Седов» на борту увековечивало память и самого Георгия Яковлевича Седова - русского гидрографа и полярного исследователя. Это в наивысшей степени отвечало интересам ревнителей и пропагандистов истории освоения Арктики.

Изучение переписки Североморского отдела ГО СССР позволило установить, что мысль об увековечивании «Георгия Седова» в качестве музея впервые была высказана в начале лета 1966 г. действительным членом Географического общества СССР главным инженером Архангельской гидробазы Ю. Осокиным. Предложение было поддержано Архангельским областным партийным комитетом и облисполкомом, Арктическим и антарктическим научно-исследовательским институтом, ветеранами освоения Арктики, Президиумом Географического общества, Северным отделом ГО СССР (г. Архангельск). Вопрос получил широкое освещение в печати. Благодаря этому «общественное мнение было подготовлено к тому, что вопрос о сохранении "Седова" решён положительно»1.

Несмотря на торжественную встречу, устроенную «Седову» при возвращении из последнего арктического рейса (1966), и широкий общественный резонанс, вопрос с преобразованием ледокола в музей воспринимался неоднозначно. С ответом на общественную инициативу медлил владелец ледокола - Министерство морского флота (ММФ) СССР. Лишь спустя два месяца после завершения арктической карьеры «Георгия Седова» в прессе появилась заметка корреспондента ТАСС о беседе с заместителем министра. Выяснилось, что ведомство относится к идее создания музея отрицательно и имеет на имя «Седов» совсем другие планы. Так предполагалось назвать новый ледокол. Когда стало ясно, что вопрос об увековечивании ледокольного парохода не ограничится лозунгами, митингами и заметками в прессе, а перерастёт в затяжную борьбу с министерскими чиновниками, общественная активность существенно снизилась. Желание бороться за легендарный корабль до конца осталось лишь в Североморском отделе ГО СССР.

Инициатива принадлежала действительному члену общества В. Реданскому. Именно он 20 декабря 1966 г. сформулировал эту идею

1 Детская энциклопедия. Указ. соч. Т. 1. С. 419.

в развёрнутом письменном обращении к товарищам по географическому цеху. Совету Североморского отдела было предложено: «От имени Североморского отдела Географического общества СССР просить центральный орган нашей партии оказать соответствующее воздействие на Министерство морского флота СССР...» Предвидя сложности, с которыми может столкнуться зарождающаяся кампания, В. Реданский предлагал «с целью сбора средств проводить специальные субботники и воскресники среди моряков, курсантов мореходных училищ, личного состава Военно-морского флота, школьников. Для компенсации металла, который недополучит государство в результате сохранения судна, провести сбор металлолома»1.

По существовавшей в те годы практике североморские географы решили достучаться до высоких партийных кабинетов через прессу. Вопрос увековечивания памяти «Георгия Седова» уже освещался на страницах «Комсомольской правды», «Литературной газеты», «Правды Севера», «На страже Заполярья» и других газет. Но П. Гал-ков возлагал наибольшие надежды на «Правду», как на центральный печатный орган КПСС, самую массовую и влиятельную газету Советского Союза. В обращении на имя главного редактора он описал суть вопроса, сделав ставку на политический и воспитательный аспект: «Само собою разумеется, что содержание ледокольного парохода "Георгий Седов" в качестве корабля-музея вызовет определённые, и немалые, затраты. Однако, на наш взгляд, моральный, политический выигрыш будет значительно больше. Не должна ни в коем случае повториться ошибка, допущенная с ледоколом "Ермак", за сохранение которого также шла борьба, закончившаяся сомнительной "победой" Министерства морского флота СССР»2.

Далее Пётр Тимофеевич подробно раскрывал свои конструктивные предложения по решению организационных и технических вопросов создания ледокола-музея. Руководитель североморских географов писал, что вполне понимает все трудности предстоящей работы. При этом он сетовал на то, что Министерство морского флота категорически отказывается даже обсуждать с общественностью возможные пути решения вопроса, и предлагал чиновникам «занять более лояльную позицию»3.

У читателя может сложиться мнение, что географы были идеалистами и напрасно упрекали практиков морского дела, что, будучи

1 Детская энциклопедия. Указ. соч. Т. 1. С. 420.

2 Там же. Д. 2. Т. 3. 1967-1968 гг. С. 25.

3 Переписка Североморского отдела ГО СССР. Д. 2. Т. 3. 1967-1968 гг. С. 26.

далёкими от прикладных вопросов, они занимались «бумагой», не вдаваясь в вопросы «железа». Это было не так. Значительная часть членов Североморского отдела состояла из кадровых военнослужащих-моряков. Желая как можно глубже вникнуть в технические аспекты сохранения заслуженного судна, североморцы направили в Архангельск действительного члена ГО СССР капитана 3-го ранга Ю. Тарасюка. На месте он детально изучил ситуацию и представил в Североморск обстоятельный отчёт. В частности, Ю. Тарасюк сообщал: «Ледокольный пароход "Г. Седов" по состоянию на 04.02.1967 находится в Со-ломбале в районе причалов Гидробазы ММФ. Котлы и механизмы в состоянии консервации, труба зачехлена, помещения опечатаны. Судно находится под охраной дежурного по группе судов Гидробазы, на нём периодически бывает бывший старший помощник. Команда с судна списана. Вид у судна запущенный, надписи на крыльях мостика отсутствуют»1.

Вслед за техническими аспектами в отчёте Ю. Тарасюк подробно освещал организационные вопросы. Он сообщал позицию ММФ, высказанную министром В. Бакаевым: «У ММФ средств на непроизводительное содержание "Г. Седова" нет, и поэтому после ввода в строй нового дизель-электрического ледокола "Г. Седов" старый будет разрезан, если не будет специального решения Правительства»2. Эта оговорка министра вселяла в географов оптимизм. Они очень надеялись на то, что специальное решение Правительства последует, ведь в своей борьбе за «Седов» они не были одиноки. В Архангельском областном комитете КПСС и в Северном государственном морском пароходстве Ю. Тарасюка заверили, что сделают всё возможное для того, чтобы поставить «Г. Седов» на вечную стоянку в Архангельске, обнадёжили, что архитектором города уже даже определено специальное место в районе Морского вокзала3 (рис. 3).

Надежду на положительное решение вопроса в североморских географах подкрепляло то, что ситуация с «Седовым» рассматривалась на самом высоком партийном уровне. Благодаря энергичным усилиям архангельских коллег по географическому делу, к решению судьбы ледокола удалось привлечь члена Политбюро ЦК КПСС, председателя Комитета партийного контроля А. Пельше. В юности он работал грузчиком в Архангельском порту и именно здесь в 1917 г.

1 Переписка Североморского отдела ГО СССР. Д. 2. Т. 3. 1967-1968 гг. С. 48.

2 Там же. С. 49.

3 Там же.

Рис. 3. Имя «Георгий Седов» неразрывно связано с Архангельском

начинал свою революционную деятельность1. В один из приездов А. Пельше в Архангельск председатель Северного отделения ГО СССР Георгий Яковлевич Наливайко преподнёс высокому гостю большую красивую фотографию ледокола и попросил принять личное участие в его судьбе. Оценив ситуацию, Ю. Тарасюк резюмировал: «Положительное решение вопроса о судьбе л/п "Г. Седов" будет зависеть от решения ЦК КПСС, который, возможно, рассмотрит этот вопрос в ближайшее время»2.

Уверенность в положительном исходе кампании была столь же велика, как и ажиотаж вокруг сохранения «Г. Седова» в качестве ледокола-музея. В марте 1967 г. на страницах газеты «Неделя» вышла статья под заголовком: «Героический "Георгий Седов" навечно пришвартовался к одному из причалов Архангельского порта». Как бы ни хотелось, чтобы это было правдой, но П. Галков вынужден был давать опровержение преждевременной новости3.

Действительно, несмотря на категоричность заявлений министра морского флота, шансы «Г. Седова» стать ледоколом-музеем были весьма высоки. О своей готовности взять судно на полное обеспечение и содержание заявил Государственный музей Революции. При таком решении, правда, необходимо было перевести судно из Белого моря в акваторию реки Москвы. Кроме того, энтузиасты увековечивания памяти «Седова» чувствовали поддержку ГО СССР. На машинописный отчёт Ю. Тарасюка П. Галков нанёс надпись: «Доложен на заседании Президиума Географического общества под председательством А. Ф. Трёшникова. 07.02.1967»4.

Несмотря на все прилагаемые усилия, драгоценное время уходило, а североморские географы с болью в сердце наблюдали за тем, как Министерство морского флота в отношении «Г. Седова» реализует «установленный порядок». 17 апреля П. Галков направил повторное письмо в «Правду», на этот раз с копией главному редактору «Известий». В письме он сообщал, что в ММФ уже подписан приказ о разоружении прославленного судна и что со дня на день «Седов» ждёт судьба «Ермака» и «Литке». По мнению П. Галко-ва, «Правда», уже получавшая обращение североморских географов, поступила неверно, адресовав его «не в решающие инстанции, а Архангельскому облисполкому, выступающему также

1 Моряк Севера. 1967. 27 января. № 9.

2 Переписка Североморского отдела ГО СССР. Д. 2. Т. 3. 1967-1968 гг. С. 50.

3 Там же. С. 133.

4 Там же. С. 48.

Рис. 4. «Георгий Седов» снова на арктических трассах1

1 Гидрографическое судно «Георгий Седов» проекта 97д было построено по заказу Гидрографического предприятия Министерства морского флота. Заложено 3 января 1967 г., спущено на воду 15 июня 1967 г., сдано флоту 30 декабря 1967 г. Принадлежало Провиденской базе Гидрографического предприятия ММФ. В 1992 г. передано в состав Дальневосточного морского пароходства и в том же году списано. См.: Кузнецов Н. А. От «Добрыни Никитича» до «Отто Шмидта». Ледоколы проекта 97 и их модификации // Морская коллекция (приложение к журналу «Моделист-конструктор»). 2009. № 8 (119).

в роли просителя». П. Галков просил, «пока ещё не поздно, спасти "Седова"»1.

Если до сих пор до инициаторов сохранения «Г. Седова» доходили лишь слухи из высоких кабинетов ММФ, а позиция руководства министерства была известна только в пересказе журналистов, то 18 мая 1967 г. П. Галков получил официальный ответ. Начальник Главсудо-меха ММФ В. Яценко сообщал, что ввиду неудовлетворительного технического состояния и вследствие возрастного износа всех основных элементов пароход «Георгий Седов» после завершения навигации

1966 г. был выведен в отстой. Единовременные затраты ММФ на приведение судна в надлежащее техническое состояние, обеспечение его длительной сохранности в качестве музея, переоборудование трюмов и твиндеков под экспозицию были оценены в 350 тыс. руб. Ежегодное содержание такого судна-музея было оценено в 55 тыс. руб. Главный механик ММФ сообщал, что в министерстве таких денег нет, и подтверждал готовность передать ледокол на баланс любой заинтересованной организации без обязательств по его ремонту и содержанию2.

В переписку по вопросу сохранения «Георгия Седова» было вовлечено несколько министерств и ведомств. Дискуссия о судьбе заслуженного ледокола выплеснулась на страницы местных и центральных изданий. В обращениях к властям предержащим и к прессе П. Галков настойчиво разъяснял необходимость принятия скорейших энергичных мер к сохранению легендарного судна. Пытаясь донести до обитателей высоких кабинетов, зачем всё это нужно, часто он заканчивал свои письма ёмкой фразой: «История скажет спасибо». К сожалению, «память», «воспитание» и «традиции», фигурировавшие в письмах географов, разбились о «сметы», «целесообразность» и «технические сложности», изобиловавшие в ответах чиновников. Приказ Министерства морского флота № 41 о списании ледокола и его передаче на разделку был отдан ещё 7 февраля 1967 г. Несмотря на начало демонтажа оборудования, судно всё ещё можно было спасти, забрав его у ММФ. Однако, вопреки всем предшествовавшим заверениям, ни одна из организаций не дала своего согласия принять «Седов» на баланс и нести расходы по его ремонту и содержанию. Летом

1967 г. «Георгий Седов» был списан и продан в Данию на металлолом.

Североморские географы усвоили горький урок «Г. Седова». Усилия по его сохранению начали предпринимать слишком поздно.

1 Переписка Североморского отдела ГО СССР. Д. 2. Т. 3. 1967-1968 гг. С. 83.

2 Там же. С. 135.

Поэтому, ещё ведя тяжбу с Министерством морского флота за сохранение ледокольного парохода, они начали не менее сложную борьбу за сохранение в виде музея гидрографического судна «Мурман». Переписка с Гидрографическим управлением ВМФ была открыта за несколько лет до предполагаемой даты его вывода из эксплуатации. Гидрографическое судно предлагалось установить на вечную стоянку в Североморске1. Как и архангельскому плавучему музею, этому проекту не суждено было состояться. Спустя несколько лет усилий 29 августа 1972 г. «Мурман» был исключён из списков судов ВМФ и передан на разделку.

Так ли тщетны были усилия, предпринятые североморскими географами? Борьба за сохранение «Георгия Седова» сопровождалась широкой информационной кампанией. Активисты Североморского отделения Географического общества СССР провели ряд выступлений в школах и воинских частях, по радио и телевидению, подготовили множество статей и заметок в прессе об истории «Георгия Седова». Безусловно, эта работа не прошла даром. Не найдя средств для создания музея, ММФ увековечило имя «Седова», передав его новому ледоколу (рис. 4). На судне мощностью 5400 л. с. установили мемориальную доску в память о том самом «Седове». Под давлением общественности и партийных органов ММФ обратилось в Комитет по кинематографии с просьбой на основе имеющихся хроникальных и документальных материалов создать короткометражный фильм об участии прославленного ледокола в освоении Арктики2. Судовые документы, приборы, инструменты и детали, «всё, что является ценным для истории морского флота», были переданы в морские и краеведческие музеи Архангельска, Мурманска, Ленинграда, Москвы и Одессы3. В конечном счёте дальновидный П. Галков оказался прав - история сказала спасибо.

1 Переписка Североморского отдела ГО СССР. Указ. соч. С. 86, 198.

2 Там же. С. 220.

3 Там же. С. 175.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.