Научная статья на тему 'Наследие Арктики в собрании ФБУ «Музей морского флота»'

Наследие Арктики в собрании ФБУ «Музей морского флота» Текст научной статьи по специальности «История и археология»

129
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Музей морского флота / Т. Б. Гуженко / А. И. Дедюрин / Л. Ф. Муханов / И. П. Рубан / ледокол «Ермак» / ледорез «Ф. Литке» / «Арктика» / «Канада» / «Красин» / модели ледоколов / The maritime fleet museum / icebreaker Ermak / icebreaker F.Litke / T. Guzhenko / A. Dedurin / L. Muhanov / I. Ruban / Сanada / Krassin / Arctic / icebreaker models

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Белова Екатерина Витальевна, Расулев Шавкет Абдрауфович

В статье даётся краткий обзор предметов из собрания музея, документирующих отечественную историю освоения Арктики на протяжении ХХ в.: предметы с ледоколов «Ермак» и «Ф. Литке», мемориальные комплексы участников отечественных экспедиций и плаваний в Арктике, модели ледоколов, фотографии, документы, живопись, литература и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Белова Екатерина Витальевна, Расулев Шавкет Абдрауфович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The maritime fleet museum collections (Moscow)

This article provides a shot preview of objects from The maritime fleet museum collections documenting the country's history of Arctic exploration during the ХХ century: the objects from the icebreakers Ermak and F.Litke, memorials members of expeditions and voyages in the Arctic, icebreaker models, photographs, documents, paintings, literature and other.

Текст научной работы на тему «Наследие Арктики в собрании ФБУ «Музей морского флота»»

БЕЛОВА Е. В.

РАСУЛЕВ Ш. А.

Наследие Арктики в собрании ФБУ «Музей морского флота»

BELOVA E. V., RASULEV S. A.

The maritime fleet museum collections (Moscow)

Сведения об авторах:

Белова Екатерина Витальевна, специалист по учёту музейных предметов ФБУ

«Музей морского флота» (Москва)

mmflota@mail.ru

Расулев Шавкет Абдрауфович, кандидат технических наук, старший научный сотрудник, экскурсовод ФБУ «Музей морского флота» (Москва) mmflota@mail.ru

Authors:

Belova Ekaterina Vitalyevna, The Maritime Fleet Museum (Moscow) mmflota@mail.ru

Rasulev Shauket Abdraufovich, The Maritime Fleet Museum (Moscow) mmflota@mail.ru

Аннотация:

В статье даётся краткий обзор предметов из собрания музея, документирующих отечественную историю освоения Арктики на протяжении ХХ в.: предметы с ледоколов «Ермак» и «Ф. Литке», мемориальные комплексы участников отечественных экспедиций и плаваний в Арктике, модели ледоколов, фотографии, документы, живопись, литература и др. Abstract:

This article provides a shot preview of objects from The maritime fleet museum collections documenting the country's history of Arctic exploration during the ХХ century: the objects from the icebreakers Ermak and F.Litke, memorials members of expeditions and voyages in the Arctic, icebreaker models, photographs, documents, paintings, literature and other.

Ключевые слова:

Музей морского флота, Т. Б. Гуженко, А. И. Дедюрин, Л. Ф. Муханов, И. П. Рубан, ледокол «Ермак», ледорез «Ф. Литке», «Арктика», «Канада», «Красин», модели ледоколов. Keywords:

The maritime fleet museum, icebreaker Ermak, icebreaker F.Litke, T. Guzhenko, A. Dedurin, L. Muhanov, I. Ruban, Canada, Krassin, Arctic, icebreaker models.

История Музея началась 4 марта 1958 г., когда заместитель министра морского флота СССР Ю. В. Савинов подписал приказ об образовании выставки «Морской флот СССР»1. В её создании участвовали Г. А. Мезенцев, И. А. Ман и другие прославленные капитаны и моряки. Директором постоянной выставки был назначен Александр Павлович Бочек (1892-1980), один из первых капитанов, осваивавших Северный морской путь.

Выставка открылась 12 января 1960 г. в здании бывшей церкви Успения Пресвятой Богородицы в Печатниках на Сретенке2. В торжественном мероприятии участвовали министр морского флота СССР В. Г. Бакаев и главнокомандующий Военно-Морским флотом СССР адмирал флота С. Г. Горшков, а среди почётных гостей был легендарный полярник - Иван Дмитриевич Папанин.

Здесь, в центре Москвы, демонстрировались отечественные достижения в освоении новых территорий, создании техники флота и строительства портов. Отдельные разделы выставки были посвящены изучению Мирового океана, работам на Северном морском пути и научным исследованиям в Арктике и Антарктике, участию моряков торгового флота в Гражданской и Отечественной войнах3. В экспозиции были представлены модели ледоколов, карты, в том числе динамическая рельефная карта Северной части СССР, на которой были изображены города,

1. «В целях популяризации роли и значения морского транспорта в народном хозяйстве, освещения истории и технического перевооружения морского флота, организации широкой пропаганды достижений морского флота среди трудящихся нашей страны. <...> Организовать Выставку морского флота в г. Москве в здании по ул. Сретенка, дом 3/27 на срок до 1 января 1960 года.. .».(Приказ министра морского флота от 4 марта 1958 г. № 60 «Об организации Выставки морского флота в г. Москве»).

2. Об открытии выставки см.: Вечерняя Москва. 1960, 12 января; Московская правда. 1960, 13 января; Литературная газета. 1960, 12 января.

3. Дробышев В., Шипилов Ф., Розанов Е. Тематико-экспозиционный план постоянной выставки «Морской флот СССР» по состоянию на 1 января 1966 года. Москва, 1966. Утверждён 24.06.1966.

Рис. 1. Фрагмент интерьера ледокола «Ермак». Выставка «Морской флот СССР» на Сретенке. 1965 г.

Рис. 2. Фрагмент экспозиции, посвященной Арктике и Антарктике. Выставка «Морской флот СССР» на Сретенке. 1980-е гг.

арктические порты, маршруты плавания экспедиций по изучению Севморпути дрейфующими научно-исследовательскими станциями и множество других объектов. Отдельными экспозиционными комплексами демонстрировались реликвии ледоколов «Ф. Литке» и «Ермак» (рис. 1, 2).

За более чем полувековую историю своего существования Музей морского флота приобрёл значительный опыт в области сохранения, изучения и популяризации исторического и культурного наследия. В его собрании нашла отражение интересная по своему видовому составу коллекция, документирующая отечественную историю освоения Арктики на протяжении ХХ в.

19 февраля 1899 г. в Кронштадте на первом в мире ледоколе арктического класса «Ермак» был поднят российский коммерческий флаг, что ознаменовало начало великой эпохи отечественного ледоколостро-ения, освоения Северного морского пути и научных открытий. Гордость музея - предметы с ледокола «Ермак». Это фрагмент кают-компании4, состоящий из нескольких столиков и комплекта стульев, мраморного прилавка с шкафчиками для посуды, стеновой панели с вмонтированными в неё механическими часами, барометром и памятной доской к полувековому юбилею старейшего ледокола «Ермак» от Главного управления Северного морского пути5. В Музее хранятся почтовый штемпель ледокола (1920-е г.), книга учёта экипажа и другие реликвии.

Не меньший интерес представляют и настоящие «мемории» с ледореза «Ф. Литке», участника 25 арктических навигаций, совершившего первое безаварийное сквозное плавание Северным морским путём с востока на запад. Среди них фрагменты судовой панели ходовой рубки, иллюминатор, штурманский стол, судовые устройства, альбом «Канада» (название судна с 1914 по 1920 г.) с памятными записями и рисунками пассажиров и моряков, сделанными в период с 1916 по 1956 г., а также акт технического состояния «Ф. Литке» за 1958 г. Мурманского морского арктического пароходства, фактически утвердивший списание судна.

Особую ценность представляют модели судов. Многие из них построечные, заводские, т.е. созданы для проведения модельных ис-

4. Подробное описание обстановки кают-компании 1899 г., снабжённое фотографией из архива Н. А. Кузнецова, см.: Первая полярная экспедиция ледокола «Ермак» в дневнике К. А. Цветкова. М., 2014. С. 34.

5. 26 марта 1949 г. в связи с полувековым юбилеем «Ермак» был награждён орденом Ленина за боевую деятельность в годы Великой Отечественной войны и освоении Северного морского пути.

пытаний, по рабочим чертежам и с соответствующим масштабом, и уже сейчас являются потенциальными памятниками науки и техники6. В коллекции представлена модель парусного судна «Святой мученик Фока» - именно на нём в 1912 г. легендарный арктический исследователь лейтенант Г. Я. Седов начал свою полярную экспедицию; модель т/х «Анадырь» - одного из «первенцев» первой пятилетки СССР, участника особой Северо-Восточной полярной экспедиции Наркомвода 1932-1933 гг., имевшей задание доставить из Владивостока в устье Колымы несколько тысяч тонн грузов для последующей их отправки вверх по реке для Дальстроя7; модель ледокола «Анастас Микоян» - легендарного судна, в августе 1941 г. вступившего в строй со стапелей Николаевского судостроительного завода без приёмочных испытаний. Участвуя в военно-морских операциях, 26 ноября 1941 г. ледокол вышел из Батуми в пролив Босфор для выполнения очередного задания - начался его уникальный кругосветный переход, завершившийся 21 декабря 1942 г. в порту Архангельска.

Период 1950-1980-х гг. представлен в коллекции Музея моделями ледоколов «Москва» (1960 г.), «Амгуэма» (1962 г.), «Адмирал Макаров» (1975 г.), «Капитан М. Измайлов» (1976 г.), «Капитан Хлебников» (1981 г.), «Россия» (1985 г.), «Таймыр» (1988 г.), «Севморпуть» (1988 г.) и др.

Арктическая тематика отражена и в персональных коллекциях. Назовём несколько из них.

Леонид Филиппович Муханов (1906-1976), участник многочисленных экспедиций 1930-х гг., в т. ч. на ледоколах «Седов», «Ф. Литке», секретарь О. Ю. Шмидта на «Челюскине»8. Журналист, спецкор РОСТА, ИНО ТАСС и «Комсомольской правды», является автором ряда публикаций, посвящённых Арктике. В коллекции Музея хранятся фотографии, документы и почётные грамоты из архива Л. Ф. Муханова. Интересен его рукописный дневник на 53 листах о походе ледокола «Малыгин» на Землю Франца-Иосифа, начатый 18 июля 1931 г. (рис. 3).

Александр Иосифович Дедюрин (1914-1994)9, капитан дальнего плавания, почётный полярник, работал помощником капитана

6. Выявление и ранжирование памятников науки и техники. Вещевые источники-подлинники. Методические рекомендации. Политехнический музей. М., 2012.

7. См., например: Вяхирев М. В. В краю пурги и льдов. Л., 1985.

8. Подробнее см.: О. Ю. Шмидт. Писатели на «Челюскине» // Литературная газета. 28 июня 1934. № 82; Шмидт О. Ю. Экспедиция на «Челюскине» и Северный морской путь // Поход «Челюскина». М., 1934. Т. 1; Великие русские первооткрыватели и их путешествия. М., 2011. С. 369.

9. Подробнее о нём см.: Семёнов В. П. Мурманское морское пароходство 1939-2009 гг. Мурманск, 2009. С. 169.

Рис. 3. Титульный лист рукописного дневника Л. Ф. Муханова. Из фондов ФБУ «Музей морского флота»

Рис. 4. Фрагмент рукописи воспоминаний А. И. Дедюрина. Из фондов ФБУ «Музей морского флота»

на ледоколах «Красин», «Каганович», «Микоян». В 1953 г. стал первым заместителем начальника Управления арктического флота и портов Главсевморпути. До 1963 г. работал капитаном на ледоколах «Капитан Воронин», «Капитан Мелехов», «Москва». Под его командованием в 1967 г. экипаж теплохода «Нововоронеж» за два месяца осуществил трансарктическое плавание с грузами по Северному морскому пути из Западной Европы в Японию и обратно. Мемориальный комплекс Дедюрина представлен личными вещами, фотографиями и документами (деловая переписка, рапорты, докладные к рейсовым отчётам и донесениям, черновые записи будущих публикаций, именные адреса и почётные грамоты) (рис. 4.). Отдельный интерес представляет модель ледокола «И. Сталин» из моржовой кости, переданная в собрание вдовой А. И. Дедюрина.

Тимофей Борисович Гуженко (1918-2008), министр морского флота СССР (1970-1986 гг.)10, почётный полярник, внесший значительный вклад в исследования Арктики - его любимой стихии. Начинал инженером в прифронтовом Мурманске, затем руководил экспедицией атомохода «Арктика» на Северный полюс, при нём начались зимние рейсы на трассе Мурманск - Дудинка. К концу 1970-х гг. Северный морской путь превратился в постоянно действующую магистраль. Видовой состав мемориального комплекса разнообразен: предметы мебели и декоративное панно «Ледокол «Арктика» из его служебного кабинета Министерства морского флота на ул. Жданова (ныне Рождественка), форменная одежда, фотоальбомы и отдельные фотографии, рапорты, поздравительные адреса с покорением Северного полюса (1977 г.) и другими знаменательными событиями на имя Т. Б. Гуженко от администраций портов, пароходств, судоремонтных заводов и других организаций и ведомств. Интересна модель ледокола «Арктика». Выгравированная надпись на её латунной пластине гласит: «Министру морского флота Гуженко Тимофею Борисовичу. ЦКБ "Айсберг"». Экипаж этого судна во главе с капитаном Юрием Кучиевым 17 августа 1977 г. достиг в активном плавании географической точки Северного полюса, осуществив замысел С. О. Макарова. Подписал план организационно-технических мероприятий по подготовке рейса и руководил экспедицией Т. Б. Гуженко.

Большой интерес представляет фототека морского флота, формировавшаяся в 1960-1980-е гг. - в один из наиболее ярких и продук-

10. См. подробнее: Гуженко Т. Б. Записки экс-министра. М., 1997.

тивных периодов работы отрасли. Фотографии капитанов и членов команды судов, ледоколы, арктические порты, оборудование, приборы и технические средства, используемые в отрасли, имеют историческую ценность и представляют научный интерес для специалистов разных областей знаний.

Особое место в собрании музея занимают картины кисти художника Игоря Павловича Рубана11 (1912-1996), ученика И. Э. Грабаря. Рубан создал значительную художественную летопись освоения русскими Арктики и Антарктики своими полотнами «Ледокол "Ленин" в Арктике», «Дизель-электроход "Обь" у ледового барьера в Антарктиде», «Полюс взят. Ледокол "Арктика" на Северном полюсе» и др. Половину своей жизни мастер посвятил теме изучения полярных земель, став за это время «кадровым» полярником. В коллекции живописи музея представлено творчество и других художников второй половины ХХ в., в работах которых отражена природа и освоение Арктики: К. А. Вялов, Б. Я. Ряузов, А. А. Борисов и другие.

Арктическую тематику собрания Музея дополняют печатные издания. Период с 1900 по 1930-е гг. представлен отдельными монографиями, альбомами иллюстраций и картами экспедиций Академии наук и Главсевморпути, многочисленными трудами, отчётами, каталогами, бюллетенями и инструкциями12. Имеются энциклопедии, справочники, профильные словари.

Книжное собрание 1-й половины 1940-х гг. представлено научными трудами, выходившими в издательствах «Гидрометеоиздат», «Главсевморпуть», «Морской транспорт»13 и др. Интересна и показательна работа учёного-океанолога Н. Н. Зубова «Основы устройства дорог на ледяном покрове», вышедшая в 1942 г. Не желая отправлять-

11. Подробнее см.: Игорь Павлович Рубан. М., 1988; Рубан И. П. Без тёмных очков: записки художника. М., 1959.

12. Записки Академии наук. Отчёт об экспедиции Императорской Академии Наук на Новую Землю летом 1896 года. СПб., 1898 г.; Альбом ледовых образований. Л., 1931; Стратановский Г. А. Чукотская экспедиция 1909-1910 гг. Альбом иллюстраций и карт (Приложение к № 18 «Трудов полярной комиссии»). Л.-М., 1935; Каталог астрономических пунктов советского сектора Арктики. Бассейн Карского моря. Л., 1937; Труды дрейфующей станции «Северный полюс». Л., 1940.

13. Гидрографическое управление Севморпути при СНК СССР. «Северный морской путь». М.-Л., 1941. Т. XVII; Противолодочная самооборона торгового судна. М., 1941; Зубов Н. Н. Основы устройства дорог на ледяном покрове. М., 1942; Петриченко А. Н. Инструкция для производства наблюдений над льдами на полярных станциях. М., 1944; Труды арктического научно-исследовательского института Главного управления Северного морского пути при СНК СССР (В. Б. Штокман, В. Т. Тимофеев, В. Ю. Визе). Вопросы гидрологии арктических морей. М., 1944. Т. 184; Проблемы Арктики 1943 г. Л.-М. 1944 и др.

ся в эвакуацию вслед за Московским гидрометеорологическим институтом в Среднюю Азию, он идёт добровольцем на флот, где привлекается И. Д. Папаниным к проведению зимних плаваний в Белом море. Зубов составлял прогнозы ледовых условий, участвовал в ледовых авиаразведках и консультировал капитанов судов, читал лекции о морских льдах офицерскому составу14.

Печатные издания 1950-1970-х гг. составляют более сотни уникальных книг Академии наук, Арктического и Антарктического институтов, библиотеки «Севморпуть», десятки уникальных атласов. Альбомы, регистры и ежегодные каталоги сданных в эксплуатацию транспортных, ледокольных и вспомогательных судов Министерства морского флота СССР15 дополняют этот яркий период достижений отрасли.

С 2004 г. Музей находится в подведомственности Федерального агентства морского и речного транспорта, в 2005 г. распоряжением Правительства РФ он включён в перечень 68 музеев федерального значения16.

В 2012 г. Музей получил отдельное здание по адресу Большая Ордынка, 19. К сожалению, в настоящее время оно закрыто на реконструкцию и нет возможности развернуть экспозицию и принимать посетителей, однако коллектив продолжает работать - изучаются коллекции, ведётся комплектование фондов новыми материалами, публикуются статьи об истории отрасли17, разрабатываются и проводятся выездные лекции. По мере возможности Музей участвует в выездных выставках. Так, в 2015 г. в Москве были проведены две тематические выставки, в экспозициях которых демонстрировались предметы из фондов Музея, посвящённые освоению Арктики. Это выставка «История освоения Северного морского пути» (март 2015 г.), проводившаяся в рамках коллегии Федерального агентства морского и речного транспорта, и выставка «За доброй надеждой» (сентябрь

14. Трёшников А. Ф. Их именами названы корабли науки: проф. Визе, проф. Зубов, М. Сомов. Л., 1978.

15. См: Альбом судов, построенных в 1960 г. Министерство морского флота СССР. М., 1961; Каталог судов ледокольного, вспомогательного дноуглубительного флота и других плавсредств, полученных ММФ в 1977 г. Ленинградское центральное про-ектно-конструкторское бюро. Л., 1978.

16. Распоряжение Правительства РФ от 5 января 2005 г. № 4-р «Об утверждении перечней федеральных государственных музеев и федеральных государственных учреждений культуры и искусства».

17. Расулев Ш. А. Полярник на посту Наркома // Морской флот. 2015. № 2. С. 63-64; Жизнь посвятил флоту // Там же. 2015. № 4. С. 62, 63; Расулев Ш. А., Конталев В. А. Руководители морского и речного флота. М., 2015 и др.

Рис. 5. Фрагмент интерьера штурманской рубки. Экспозиция выставки «За доброй надеждой». 2015 г.

2015 - январь 2016 г.) - совместный проект с музеем-панорамой «Бородинская битва» (рис. 5).

Музей заявляет о себе и в виртуальном пространстве. На официальном сайте (www.mmflota.ru) размещается информация о коллекциях, новых поступлениях, выставках. В новостном разделе сайта регулярно публикуются сообщения о важных исторических событиях отрасли, которые иллюстрируются материалами из фондов Музея, а также актуальная информация и знаменательные даты об освоении Арктики и Антарктики.

В 2015 г. Музей принял участие в проекте создания информационного ресурса «Виртуальный морской музей России»18, объединяющего информацию о предметах, экспозициях и выставках в ведущих морских музеях.

Настоящий краткий обзор собрания - лишь малая толика благодарности людям, которые, рискуя жизнью, совершали великие открытия, строили ледоколы и северные порты, стояли у штурвалов и зимовали на льдинах. Всем тем, чьи имена вписаны в историю освоения Северного морского пути, наследие которого Музей бережно хранит и исследует, передавая историческую память и пробуждая в новых поколениях интерес к Арктике.

18. Во исполнение поручения, отражённого в протоколе заседания Морской коллегии при Правительстве РФ под председательством Д. О. Рогозина №2(24) от 20 декабря 2014 г., пункт 3.3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.