Научная статья на тему 'РЕЛИГИОЗНЫЙ ТУРИЗМ КАК ОСОБЫЙ ВИД СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

РЕЛИГИОЗНЫЙ ТУРИЗМ КАК ОСОБЫЙ ВИД СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1156
191
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
TOURISM / RELIGIOUS TOURISM / PILGRIMAGE / SPECIALIZED TOURS / RELIGIONS / ТУРИЗМ / РЕЛИГИОЗНЫЙ ТУРИЗМ / ПАЛОМНИЧЕСТВО / СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ ТУРЫ / РЕЛИГИИ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Оборин Матвей Сергеевич

В настоящее время цель многих культовых объектов приобретает свое первоначальное значение; они являются объектами поклонения и знания. В то же время в статье раскрываются понятия «паломничество» и «религиозный туризм», определяются их различия. Приводятся методические основы организации религиозного туризма. В последнее время значение туризма в жизни современного общества увеличилось. Развитие туризма связано не только с познавательными целями, но и личностным ростом, культурным обогащением. На сегодняшний день туризм стремительно развивается, люди стали осознанно путешествовать в образовательных, религиозных, рекреационных целях. Данная сфера услуг стала уникальной крупной глобальной индустрией, а туристические ресурсы рассматриваются в качестве элемента национального богатства многих государств. Религиозный туризм не так давно вошел в список имеющихся видов туризма, принятых Всемирной туристской организацией. Туристические университеты не практикуют подготовку специалистов в этой области. В то же время древние традиции поклонения святым местам в настоящее время активно возрождаются благодаря развитию религиозного туризма. Паломнические поездки и путешествия в последние годы стали пользоваться чрезвычайной популярностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELIGIOUS TOURISM AS A SPECIAL TYPE OF SOCIO-CULTURAL ACTIVITY

At present, many religious sites get their original meaning and become the objects of worship and knowledge. At the same time, the article reveals the concepts of "pilgrimage" and "religious tourism" and defines their differences. The author provides the methodological basis for the organization of religious tourism. Recently, the importance of tourism in the life of modern society has increased. The tourism development is connected not only with educational goals, but also with personal growth and cultural enrichment. Today, tourism is rapidly developing, and people have begun to travel consciously for educational, religious, and recreational purposes. This service sector has become a unique global industry, and tourism resources are considered an element of the national wealth of many states. Religious tourism has recently been included in the list of available types of tourism adopted by the World Tourism Organization. Tourism universities do not train specialists in this field. At the same time, the religious tourism development reviles the ancient traditions of worshipping holy places. Pilgrimage and travel have become extremely popular in recent years.

Текст научной работы на тему «РЕЛИГИОЗНЫЙ ТУРИЗМ КАК ОСОБЫЙ ВИД СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

УДК 338; 348; 631 ЭО!: 10.24411/1995-042Х-2020-10213

ОБОРИН Матвей Сергеевич

Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Пермский институт (филиал);

Пермский государственный национальный исследовательский университет; Пермский государственный аграрно-технологический университет имени акад. Д.Н. Прянишникова

(Пермь, РФ); Сочинский государственный университет (Сочи, РФ); доктор экономических наук, профессор; recreachin@rambler.ru

В настоящее время цель многих культовых объектов приобретает свое первоначальное значение; они являются объектами поклонения и знания. В то же время в статье раскрываются понятия «паломничество» и «религиозный туризм», определяются их различия. Приводятся методические основы организации религиозного туризма. В последнее время значение туризма в жизни современного общества увеличилось. Развитие туризма связано не только с познавательными целями, но и личностным ростом, культурным обогащением. На сегодняшний день туризм стремительно развивается, люди стали осознанно путешествовать в образовательных, религиозных, рекреационных целях. Данная сфера услуг стала уникальной крупной глобальной индустрией, а туристические ресурсы рассматриваются в качестве элемента национального богатства многих государств. Религиозный туризм не так давно вошел в список имеющихся видов туризма, принятых Всемирной туристской организацией. Туристические университеты не практикуют подготовку специалистов в этой области. В то же время древние традиции поклонения святым местам в настоящее время активно возрождаются благодаря развитию религиозного туризма. Паломнические поездки и путешествия в последние годы стали пользоваться чрезвычайной популярностью.

Ключевые слова: туризм, религиозный туризм, паломничество, специализированные туры, религии

Для цитирования: Оборин М.С. Религиозный туризм как особый вид социально-культурной деятельности // Сервис в России и за рубежом. 2020. Т.14. №2. С. 147-156. ЭО!: 10.24411/1995-042Х-2020-10213.

Дата поступления в редакцию: 24 мая 2020 г. Дата утверждения в печать: 14 июня 2020 г.

РЕЛИГИОЗНЫЙ ТУРИЗМ КАК ОСОБЫЙ ВИД СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

UDC 338; 348; 631 DOI: 10.24411/1995-042X-2020-10213

Matvey S. OBORIN

Plekhanov Russian University of Economics, Perm Institute (branch); Perm State National Research University; Perm State Agro-Technological University named after Academician D.N. Pryanishnikov (Perm, Russia); Sochi State University (Sochi, Russia); PhD (Dr.Sc.) in Economics, Professor; e-mail: recreachin@rambler.ru

ORCID iD: 0000-0002-4281-8615

RELIGIOUS TOURISM AS A SPECIAL TYPE OF SOCIO-CULTURAL ACTIVITY

Abstract. At present, many religious sites get their original meaning and become the objects of worship and knowledge. At the same time, the article reveals the concepts of "pilgrimage" and "religious tourism" and defines their differences. The author provides the methodological basis for the organization of religious tourism. Recently, the importance of tourism in the life of modern society has increased. The tourism development is connected not only with educational goals, but also with personal growth and cultural enrichment. Today, tourism is rapidly developing, and people have begun to travel consciously for educational, religious, and recreational purposes. This service sector has become a unique global industry, and tourism resources are considered an element of the national wealth of many states. Religious tourism has recently been included in the list of available types of tourism adopted by the World Tourism Organization. Tourism universities do not train specialists in this field. At the same time, the religious tourism development reviles the ancient traditions of worshipping holy places. Pilgrimage and travel have become extremely popular in recent years.

Keywords: tourism, religious tourism, pilgrimage, specialized tours, religions

Citation: Oborin, M. S. (2020). Religious tourism as a special type of socio-cultural activity. Servis v Rossii i za rubezhom [Services in Russia and Abroad], 14(2), 147-156. doi: 10.24411/1995-042X-2020-10213. (In Russ.).

Article History

Received 24 May 2020 Accepted 14 June 2020

Disclosure statement

No potential conflict of interest was reported by the author(s).

© 2020 the Author(s)

This work is licensed under the Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY-SA 4.0). To view a copy of this license, visit https://creativecommons.org/licenses/by-sa/4.0/

Религиозный туризм является самостоятельным видом туризма. Он, как и другие его виды, имеет свои разновидности: паломнический туризм, религиозный туризм экскурсионной направленности. Паломничество, или путешествие в религиозных целях, является одним из древнейших видов туризма, который имеет глубокие исторические корни. Одним из первых туристов были средневековые паломники. Турист, путешествующий в религиозных целях, - это человек, который выезжает за пределы проживания не более чем на год, чтобы посетить святые места и религиозные центры. Религиозный туризм - это деятельность, связанная с оказанием услуг и удовлетворением потребностей туристов, которые путешествуют в святые места и религиозные центры за пределами территории их обычного проживания. Достаточно широкий спектр направлений религиозного туризма должен быть разделен в первую очередь исходя из наиболее распространенных концессий в современной России: христианство, ислам, иудаизм и буддизм [1].

По мнению исследователя, управление такими местами следует традиции религиозного гостеприимства. С ростом внимания к рынку религиозного туризма религия получила признание как особое направление, которое рассматривается как традиционный, культурный или даже экзотический опыт. Во многих исследованиях изучаются конкретные ожидания путешественников относительно услуг и впечатлений от отелей в стиле буддийской тематики, а также восприятия поставщиками услуг ожиданий путешественников. Например, ожидания путешественников относительно буддийского тематического отеля включают размышления среди персонала отеля о буддийской культуре, связях с буддийской общиной, буддийском дизайне отеля и представлениях о поклонении и медитации.

Хотя паломничество не было широко распространенной темой в туризме, оно было признано интересным направлением исследования гуманитарных и экономических наук. постоянной проблемой. Ряд научных работ

обеспечивает более глубокое понимание религиозного туризма путем выявления проблем в научной литературе и прикладных задач, которые могут влиять на содержание будущих направлений исследований.

Религиозный туризм принимает три формы: а) паломничество; б) обзорные экскурсии на религиозные темы; в) специализированные туры, к которым присоединяются паломники и экскурсанты. География паломнических туров довольно широка и зависит от веры исповедания - Тибет, Израиль, Италия, Индия, Китай, Непал, Греция, Святой Афон и многие другие. Как правило, экскурсия продолжается до десяти дней, в течение которых паломники посещают основные религиозные места, праздники и проводят церковные мероприятия. Религиозное путешествие имеет три главные цели.

Первая, самая распространённая цель посещение знаковых мест для этой религии. Верующие посещают места, в которых совершались известные, судьбоносные события: многие паломники с давних времен приезжают в Мекку, Иерусалим, на Голгофу, в православные церкви, Ватикан, крупные буддийские храмы. Даже в средние века люди верили, что в таких «центрах веры» их молитвы имеют особую силу. Связанные с именем пророка, святого или с божественным знаком, эти места всегда накапливали много паломников. Например, сегодня основным центром паломничества во Франции является Лурд. В середине XIX века этот город в центре Пиреней был озарен явлением Девы Марии.

Но не только мировые религии имеют такие центры. Вновь появившийся интерес к древним языческим религиям способствует тому, чтобы люди искали древние храмы - славянские, кельтские. Конечно, они также являются местами силы, памяти и паломничества.

Второй целью является исцеление. Сильнейшая вера в то, что мощи святых, икон, алтарей, менгиров, касание папской руки имеют целебную силу, неизбежно живет в людях. Трудно сказать достоверно, что именно

исцеляет людей: непреклонная вера или влияние неземных сил. Но от фактов никуда не денешься: люди с ограниченными возможностями поднялись на ноги, слепые стали видеть, а прокаженные избавились от болезни. Более значительным исцелением, невидимым для глаз, является духовное исцеление. Чтобы искупить грех - или постичь истину под наставлением мудрого учителя - как на Востоке, так и на Западе, религиозные путешествия в этом отношении были похожи. Для того чтобы стать лучше, мудрее, искупить грехи, человеку требуется пройти испытание. Средневековые духовные лица часто наказывали, заставляя совершить паломничество, и иногда приказывали пройти путь босиком или в одной рубашке.

Третья цель - это обыкновенное любопытство. Являясь православным, католиком или атеистом, человек ездит в Мекку посмотреть на религиозное таинство. Люди стараются не просто пойти в храм, но и попасть на службу. Даже если это чужая религия, человека ведет любопытство, жажда знаний в мечеть или буддийский храм, католический монастырь или православную церковь. Многие епархиальные администрации ввели внешнеэкономические отделы, которые регулируют вопросы паломничества. Религиозный туризм является одним из самых возвышенных видов туризма. Разумеется, сейчас не встретишь паломников, которые босиком пересекают границы, тем не менее, интерес к чему- то божественному, неземному очень велик [5].

Религиозный туризм и его разновидности представлены разными формами. В соответствии с особенностями организации путешествий религиозный туризм может быть организованным или неорганизованным. Некоторые туристы предпочитают организованные поездки, являющиеся строго регламентированными, и обычно оплачиваются заранее. Продавец и клиент заранее обсуждают маршрут поездки, продолжительность пребывания, спектр услуг. В зависимости от количества участников поездки, индивидуальные и

групповые туры различаются. Количество участников в индивидуальном туре составляет до пяти человек, в группе - от шести и больше. Отдельные туристические компании рассматривают групповую поездку, в которой едут 2 человека и более. Частным случаем индивидуального тура может быть поездка одного человека. Зачастую это можно заметить в паломнических поездках, которые, в отличие от экскурсий, могут продолжаться несколько месяцев. Человек часто хочет остаться наедине с собой для молитвы, подумать о тревожащих его проблемах, непростых жизненных ситуациях. Тогда он идет один в паломничество в монастырь или другое место.

Для паломников тур имеет второстепенное значение для определенных религиозных мероприятий. Однако в отдельных турах могут принимать участие, как паломники, так и просто экскурсанты. Туристическим группам нужен имеющий опыт, знающий гид, и по приезду на место их должен сопровождать представитель религиозной организации. Для российских паломников лидерами среди центров паломничества являются Россия и Израиль. Географически, паломнические поездки можно разделить на следующие области:

- монастыри и святыни соседних стран (преимущественно Украины);

- дальнее зарубежье (святыни Болгарии, Греции - прежде всего Афон, Италия - мощи Николая Мирликийского, Израиля).

Например, «самыми близкими» к Москве являются городские монастыри, места, связанные с пребыванием императорской семьи, а также монастыри Московской области (Троице-Сергиева Лавра, Иосифо-Волоцкий монастырь, Высоцкий монастырь в Серпухове, Давидова пустынь и другие) [3]. Паломнический тур, в отличие от религиозного, включает в себя не только посещение и осмотр храмов, монастырей, святых мест, но и реальное участие паломника в религиозной жизни храма или монастыря, возможность посещать богослужения. Религиозные и паломнические туры связывают маршруты экскурсионной поездки

Оборин М.С. ~

Религиозный туризм как особый вид ЫЛ\/МЫ1 11/1

социально-культурной деятельности л^ух /пн I л

/КУ1 Н/\1 I

и объекты показа, что часто приводит к тому, что любая поездка в монастырь называется паломничеством. Вместе с тем у этих туров разные цели: паломнический тур в основном религиозно мотивирован, обзорная экскурсия познавательно мотивирована. Нахождение в монастырях благотворно действует на человека. На человека эмоционально влияет всё окружающее: архитектура, живопись, иконопись, церковное песнопение, молитвы. Все это создает иллюзию перехода в другой мир, более чистый и красивый, чем окружающая реальность, более доверчивый и открытый, поскольку люди в церковном сообществе испытывают чувство сплоченности, присущее русскому менталитету. Здесь люди знакомятся с новым образом жизни, монашество для них служит примером предпочтений духовного

начала материальному. Поэтому исторические монастыри на Руси притягивают паломников и верующих.

Религиозный туризм - это путешествие исключительно или отчасти в религиозных целях [2]. Но многие религиозные туристов стремятся удовлетворить познавательные потребности, личностный и духовный рост, единение с природой и так далее. Традиционно и исторически паломничество - это физическое путешествие в поисках истины, в поисках священного или святого. Поиск истины, просветления является стимулом путешествовать в священные места, ритуально отделенные от мира будничной жизни [4]. Паломничество часто определяется как «путешествие по религиозным мотивам в святые места, находящиеся вдалеке от основного места жительства.

Таблица 1 - Параметры сравнительной характеристики (различия и сходства) религиозного паломника и религиозного туриста

Параметры Религиозный паломник Религиозный турист

Причина путешествия поклонение, искупление, желание приобщиться к высшей духовной силе любопытство, интерес, желание взглянуть на необычное явление, предмет, архитектурная структура, способ выражения религиозных чувств и организация культурного пространства

Степень ознакомления с ритуалом непосредственное участие, полное погружение наблюдение, иногда косвенное участие, участие ради интереса и получение нового опыта

Ограничения в поведении, еде Обычно отсутствуют или исходят от личной философии

Восприятие пути к месту назначения, движение понимается как часть ритуала, часто необходимого компонента самоконтроля понимается как необходимый элемент для достижения пункта назначения, объекта интереса, который хотелось бы сделать максимально быстрым и коротким

Ожидания путешествующего духовное прозрение, познание удовольствие, впечатление, расширение кругозора

Уровень религиозной осознанности высокое, полное погружение в религию,знание канонов и правил поведения поверхностно или совершенно не знаком с религией, не знает правил поведения, часто нуждается в гиде

Возможность посещать объекты другой религиозной конфессии исключаются, в редких случаях, если ранее были изменения в объекте конфессиональной принадлежности, или общие для нескольких конфессий объектов Это возможно и даже желательно, потому что позволяет разнообразить свои впечатления, приобщиться к другой культуре, изучить основы религиозных норм другой религии.

Общие черты Необходимость пространственного перемещения к объекту (священному месту), посещения святых мест и объектов, стремление соединиться с духовным пространством, стремление понять смысл жизни, использование туристической инфраструктуры

В официальной статистике многих стран паломничество и религиозный туризм обычно объединяют с культурным и образовательным туризмом, поэтому непросто различить паломников и других туристов. Туризм и паломничество имеют много общего. Например, религиозный туризм также как и другие виды туризма, носит сезонный характер. В религиозном туризме и паломничестве турист совершает поездку, основанную на духовной цели, использует туристическую инфраструктуру, пользуется услугами сопровождающего лица и не занимается коммерческой деятельностью. На основании рассмотренных научных примеров можно заметить, что многие авторы рассматривают паломничество и туризм как две отдельные формы путешествия в священные места. Сходства и отличия таких путешествий представлены в табл. 1.

Таким образом, вышесказанное указывает на острую необходимость разработки соответственных религиозных туристических маршрутов, составления путеводителей для посетителей, паломников, туристов по историческим и святым местам, профессиональной подготовки и соответственной подготовки необходимых путеводителей по этим вопросам.

Религиозный туризм играет значимую роль в территориальной рекреационной системе Центрально-Черноземного региона. В области исследований сохранились древние храмы, которые были восстановлены и являются интересными достопримечательностями для культурного, образовательного и паломнического туризма. Расположение храмов зависит от различных факторов: от истории развития территории, от населения, от положения поселения по отношению к другим поселениям и по отношению к автомагистралям. Главными центрами развития паломнического туризма в Центрально-Черноземном регионе являются города Задонск, Рыльск, Валуйки и Острогожск [6].

Центрально-Черноземный регион имеет небольшие различия в природном выражении. Это лесостепная зона с умеренно-континентальным климатом, теплым летом и относительно холодной зимой, что делает район благоприятным для развития различных видов отдыха. Что касается ресурсов для паломнического туризма, то можно отметить, что в районе исследования есть много святых источников, расположенных повсюду: меловая гора Фагор (Курская область), пещерные храмы в меловых горах Дивногорья (Воронежская область).

На территории Центрально-Черноземного региона насчитывается более 1000 православных храмов. Они расположены по территории неравномерно (рис. 1).

Очень много таких территорий в Задонском районе и Лебедянском районе Липецкой области. В табл. 1 приведено количество православных храмов в регионах Центральночерноземного региона [7].

Таблица 1 - Число православных храмов в областях Центрально-Черноземного района

Область Количество храмов Плотность храмов по областям ЦЧР (кол-во храмов на 10000 жителей)

Белгородская 218 1,40

Воронежская 331 1,41

Курская 220 1,97

Липецкая 232 2,00

Тамбовская 149 1,40

В разрезе малых городов ЦентральноЧерноземного региона (рис. 2) мы имеем такие данные: В Курской области больше всего храмов в Рыльске (8) и в Обояни (6); в Белгородской области число православных храмов в Валуйках (5) и Шебекино (5); в Воронежской области - Острогожск (6); в Тамбовской - Мор-шанск (4); в Липецкой - Задонск (19) [8].

Рис. 1 - Число православных храмов по муниципальным районам Центрально-Черноземного региона

Областные центры • АУ рек

Рис. 2 - Количество православных храмов в малых городах Центрально-Черноземного региона

Религиозный туризм - значимое туристическое направление в Центрально-Черноземном регионе и в Курской области, которая приняла христианство после Киева (в 990 г.). Люди приезжают на место Свободы в Золотухинский район из соседних регионов Центрально-Черноземного региона, из Москвы, Санкт-Петербурга и других городов России, чтобы посетить монастырь Корневая пустынь. Главным событием региона является шествие с чудотворной иконой «Знамение». Из малых городов Курской области Рыльск является главным центром паломничества. Есть сформированный маршрут паломничества Курск - Рыльск - Белгород. Православная архитектура в Рыльске представлена Покровским собором, Успенским собором и Вознесенской церковью (XIX век). На окраине города находится Святонико-лаевский монастырь с 3 церквями XVIII века [9].

В Обояни, самым известным является Храм Александра Невского, спроектированный архитектором В.Г. Слесаревым в 1907 году. Монументальный трех алтарный храм, увенчанный пятью луковыми куполами, выполнен из красного кирпича в русско-византийском стиле.

Следующие тенденции можно выделить для размещения храмов в Курской области. Часто прослеживается взаимосвязь наличия в поселении храма от его посещаемости, особенно храмов построенных в современное время. Причиной этого является то, что строительство и содержание храма обходятся дорого, поэтому, чем больше приход, тем лучше. В селениях, где обычно живет очень мало людей, храмов нет. Даже в деревнях с населением более 200 человек не везде есть храмы, например, в деревне Рождественка Тимского района есть заброшенная церковь Рождества Христова, которую взрывали в советское время, но не смогли полностью уничтожить. Однако имеются исключения, например, 55 человек живут в селе Рогозна, но именно здесь находится один из уникальных архитектурных памятников - церковь Воздвижения Креста Господня, построенная в 1790 году, являющаяся достопримечательностью Дмитриевского района.

Обычно таким маленьким деревням просто везет, что там сохранились старые церкви, и люди из соседних деревень поддерживают этот приход. Другим исключением являются естественные святые источники. Например, село им. Калинина в Глушковском районе с населением 2 человека имеет свою часовню иконы Божией Матери «Знамение». Это новая постройка 2011 года, сюда приезжают люди из многих деревень Глушковского района к чудодейственному источнику.

В большинстве своем храмы расположены именно в селах. В древности село как раз и отличалось от деревни наличием церкви. Сейчас между селом и деревней уже не выделяется никаких различий. Даже при наличии церкви поселение может называться деревней, например деревня Ржава Большесолдат-ского района (Церковь Николая Чудотворца), деревня Глебовщина Фатежского района (Церковь Михаила Архангела), деревня Шуклино Фатежского района (Церковь Василия Великого). Особенно много деревень с церквями в Курском районе (Зорино, Шуклинка, Полевая). Тип поселения «хутор» вообще является в Курской области самым маленьким по людности. Только хутор им. Калинина в Глушковском районе имеет свою часовню при святом источнике.

Значимым центром паломнического туризма в Центрально-Черноземном регионе является город Задонск Липецкой области. В России существует восемь мест упокоения святых, которые являются самыми известными и посещаемыми местами паломничества, а в Центрально-Черноземном регионе есть два таких места: Задонский Богородицкий монастырь в Липецкой области и Покровский собор в Воронеже. Задонск по праву называют «русским Иерусалимом». Этот город является одним из важнейших центров православия в России, в городе функционируют 19 православных храмов, что является самым высоким показателем среди малых городов Центрально-Черноземного района. Задонский район на первом месте и по количеству православных святынь

среди всех районов Центрально-Черноземного региона [10].

Среди небольших городов Белгородской области отметим город Валуйки. Валуйский Успенский Николаевский монастырь один из самых больших храмов в Центрально-Черноземный район Центрально-Черноземного региона. Рядом с ним находится пещерный скит святого Игнатия Богоносца.

Монастыри и храмы в России всегда

были не только местом духовности, но и культурными центрами. В монастырях веками собирались книги, иконы, произведения прикладного искусства и ремесла. Монастырские и храмовые постройки были главными архитектурными памятниками своей эпохи. Поэтому паломническая поездка предоставляет отличную возможность познакомиться с историей, архитектурой, иконописью, ремесленными традициями России.

Список источников:

1. Аксенова Л.А., Плыско Я.А. Роль религиозного туризма в современном обществе // Журнал правовых и экономических исследований. 2019. №2. С. 126-129.

2. Арутюнян О.Л. Потенциал развития религиозного туризма на Северном Кавказе // Вестник научных конференций. 2016. №1-3(5). С. 10-12

3. Дорофеев А.А., Ткаченко А.А. Освоенность территории центральной России как регламентирующий фактор развития экологического туризма // Вестник Воронежского государственного университета. 2013. №2. С. 22-27.

4. Кузин В. Ю., Воевудский П. Л. Рекреационный потенциал как фактор экономического развития муниципальных районов Воронежской области // Вестник Воронежского государственного университета. 2013. № 2. С. 126-130.

5. Лимонова Ю.Е. Значение религиозного туризма в системе международных отношений // Вестник магистратуры. 2016. №6-5(57). С. 121-123.

6. Оганесян К.С. Роль религиозного туризма в международном туристском бизнесе // Молодой ученый. 2013. №12. С. 791-793.

7. Потапова Н.Ю. Проблема религиозного туризма в малых городах России // Научные горизонты. 2019. №5-1 (21). С. 298-301.

8. Проскурина Н.В. Наследие дворянских усадеб Воронежской области // Вестник Воронежского государственного университета. 2012. №2. С. 108-114.

9. Федотов В.И., Рощевкин Р.С. Еще раз о понятии «экологический туризм» и основных предпосылках экотуристской деятельности в Воронежском регионе // Вестник Воронежского государственного университета. 2013. № 2. С. 5-9.

10. Якунин В.Н. Религиозный туризм и паломничество: особенности организации, проблемы и перспективы развития // Культурное наследие России. 2017. №1. С. 71-76.

References

1. Aksenova, L. A., & Plysko, Ya. A. (2019). Rol' religioznogo turizma v sovremennom obshchestve [The role of religious tourism in modern society]. Zhurnalpravovyh iekonomicheskih issledovanij [Journal of Legal and Economic Research], 2, 126-129. (In Russ.).

2. Arutyunyan, O. L. (2016). Potencial razvitiya religioznogo turizma na Severnom Kavkaze [Development potential of religious tourism in the North Caucasus]. Vestnik nauchnyh konferencij [Scientific Conference Bulletin], 1-3(5), 10-12. (In Russ.).

3. Dorofeev, A. A., & Tkachenko, A. A. (2013). Osvoennost' territorii central'noj Rossii kak re-glamentiruyushchij faktor razvitiya ekologicheskogo turizma [The development of central Russia as a regulatory factor in the ecological tourism development] Vestnik Voronezhskogo gosudar-stvennogo universiteta [Voronezh State University Bulletin] 2, 22-27. (In Russ.).

4. Kuzin, V. Yu., & Voevudskij, P. L. (2013). Rekreacionnyj potencial kak faktor ekonomicheskogo razvitiya municipal'nyh rajonov Voronezhskoj oblasti [Recreational potential as a factor of

СЕРВИС

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Т. 14, No. 2 (89)

2020

В РОССИИ

И ЗА РУБЕЖОМ

economic development of municipal districts of the Voronezh region]. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta [Voronezh State University Bulletin], 2, 126-130. (In Russ.).

5. Limonova, Yu. E. (2016). Znachenie religioznogo turizma v sisteme mezhdunarodnyh otnoshenij [The importance of religious tourism in the system of international relations]. Vestnik magistratury [Magistracy Bulletin], 6-5(57), 121-123. (In Russ.).

6. Oganesyan, K. S. (2013). Rol' religioznogo turizma v mezhdunarodnom turistskom biznese [The Role of Religious Tourism in International Tourism Business]. Molodoj uchenyj [Young scientist], 12, 791-793. (In Russ.).

7. Potapova, N. Yu. (2019). Problema religioznogo turizma v malyh gorodah Rossii [The problem of religious tourism in small towns of Russia]. Nauchnye gorizonty [Scientific horizons], 5-1 (21), 298-301. (In Russ.).

8. Proskurina, N. V. (2012). Nasledie dvoryanskih usadeb Voronezhskoj oblasti [The heritage of the noble estates of Voronezh region]. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta [Voronezh State University Bulletin], 2, 108-114. (In Russ.).

9. Fedotov, V. I., & Roshhevkin, R. S. (2013). Eshhe raz o ponjatii «jekologicheskij turizm» i osnov-nyh predposylkah jekoturistskoj dejatel'nosti v Voronezhskom regione [On the concept of "ecological tourism" and the main prerequisites for ecotourism in Voronezh region] Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta [Voronezh State University Bulletin], 2, 5-9. (In Russ.).

10.Yakunin, V. N. (2017). Religioznyj turizm i palomnichestvo: osobennosti organizacii, problemy i perspektivy razvitija [Religious tourism and pilgrimage: features of the organization, problems and development prospects]. Kul'turnoe nasledie Rossii [Cultural Heritage of Russia], 1, 71-76. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.