КОТОВА Татьяна Павловна3 МАТВЕЕВА Любовь Дмитриевна6 ЩЕРБАКОВ Александр Сергеевич15
УДК 338.48-6:2(470.57)
DOI: 10.24411/1995-0411-2019-10308
Уфимский государственный нефтяной технический университет (Уфа, Респ. Башкортостан, РФ)
а кандидат исторических наук, доцент; e-mail: [email protected] б доктор исторических наук, профессор, почетный работник сферы образования Российской Федерации; e-mail: [email protected]
в кандидат исторических наук, доцент, почетный работник сферы образования Российской Федерации; e-mail: [email protected]
О ПРОБЛЕМАХ ПАЛОМНИЧЕСКОГО ТУРИЗМА В БАШКОРТОСТАНЕ
В статье обозначены проблемы организации религиозного и паломнического туризма в России и в её регионах. Паломнические туры как направление туризма - явление относительно новое, несмотря на то, что паломнические путешествия люди начали совершать еще в глубокой древности. Башкортостан - многонациональная республика. Самыми многочисленными верующими в республике являются православные христиане и мусульмане. Рассмотрена история возникновения и основные объекты православного и мусульманского паломничества в Башкортостане. Несмотря на растущую популярность паломничества, большинство поездок по святым местам Республики Башкортостан носят частный характер. Проведен анализ деятельности турфирм по организации православных паломнических поездок, который показал, что в настоящее время в Башкирии нет туристских фирм, которые бы серьезно занимались разработкой, продвижением и реализацией паломнических туров, особенно по внутренним направлениям. Некоторую деятельность по организации поездок к святым местам ведет оператор экологического туризма на Южном Урале - некоммерческое партнерство «Экологическое объединение Тенгри». Несмотря на то, что у этого оператора нет паломнических туров как таковых, «Тенгри» все же дает верующим возможность совершить поездку к наиболее почитаемой святыне республики - месту явления иконы Табынской Божией матери в рамках нескольких туров по Республике Башкортостан.
Выяснилось также, что на сегодняшний день в достаточной степени развито паломничество лишь в два монастыря - Богородице-Табынский женский монастырь и Успенский Свято-Георгиевский мужской монастырь. Эти монастыри в республике являются самыми известными и популярными православными обителями среди верующих. Они обладают богатейшей историей, а святыни этих мест являются одними из наиболее почитаемых в регионе. Между тем, туристские ресурсы для осуществления паломнических поездок в республике представлены в достаточном количестве.
Ключевые слова: православие, ислам, объекты паломнического туризма, хадж, умра, монастыри, мавзолей
Введение. Вдумчивому человеку трудно найти в духовной жизни общества такое явление, которое на протяжении веков играло бы большую роль, чем религия. Она живет тысячелетия в неразрывной связи с человеческим духом, с мировой культурой. Религия была решающим фактором во многих важнейших событиях человеческой истории. Даже убедительное отрицание идеи Бога и всей совокупности религиоз-
ных представлений людей, что обычно называют атеизмом, и сама борьба против религии, - есть косвенное признание ее значения. В сложной структуре религиозного мировоззрения ключевую роль играют культовые практики, которые удовлетворяют религиозные потребности верующих, формируют религиозное сознание.
Посещение храма или святого места может повлиять на психоэмоциональное
состояние верующего, помочь справиться с возникшими проблемами, способствовать переходу от состояния подавленности (скорби, тоски, беспокойства, неудовлетворенности, внутренней дисгармонии) к состоянию облегчения, успокоенности. При совершении культового действия происходит единение верующих друг с другом. Оно дает прилив сил, является средством сплочения религиозной группы.
Немаловажное значение для верующих имеют места совершения культовых практик. Практически в каждой религиозной системе существуют особо почитаемые местности и территории, связанные с событиями из священных текстов или преданий той или иной религии, и которым присваивается сакральное значение. Посещение таких мест, как правило, очень желательно и даже может быть обязательным требованием. Стремление к их посещению является одобряемым поведением в религиозной общине. Желание, мотив, подготовка к посещению таких мест, само путешествие и отправление культовых практик в таких местах в христианской традиции получило название «паломничество». К настоящему времени, этот термин стал общеупотребимым и по отношению к другим религиозным традициям.
Современное религиозное сознание значительной части людей, относящих себя к адептам той или иной религии, нередко сочетает элементы разных традиций и может носить синкретический, и даже гибридный характер. Очень часто большее значение придается внешней обрядовой составляющей культовых практик, оставляя без внимания изучение вероучения, интеллектуальную рефлексию, поведение в обществе, исходя из исповедуемых религиозных ценностей. Поэтому, в настоящее время люди все чаще отправляются в путешествия по святым местам, руководствуясь различными мотивами: кто-то ищет духовного просветления, кто-то надеется, что паломничество позволит решить какие-то личные проблемы или исцелиться от болезней, кто-то ищет помощи в обретении своего пути в жизни или вообще открывает для себя новые маршруты и расширяет собственный кругозор.
Таким образом, современный контингент паломников весьма разнообразен и, безусловно, может иметь тенденцию к увеличению, представляя из себя не только собственно паломничество (путешествие к религиозным святыням с целью поклонения и сопровождающееся намеренными ограничениями и аскетическими практиками), но и так называемый «религиозный туризм» (также путешествие по территориям и местностям, имеющим культовое значение, но уже, как правило, с комфортом для путешествующего).
Вот почему паломнический туризм приобретает все большую популярность, развивается на фоне общей положительной динамики развития внутреннего туризма в России, получает поддержку на государственном уровне.
В постсоветский период в нашей стране изменилось отношение власти к религии. Происходит повсеместное возрождение паломнической традиции у различных религий на территории России. Религиозный туризм и паломничество, распространенное с древности, восстанавливают свои позиции. Во многих странах религиозный туризм поддерживается государством, является одним из активно развивающихся видов туризма и оказывает существенное влияние на экономику. Его стремятся сделать интересным и максимально познавательным, что особенно важно для духовного воспитания молодежи и подрастающего поколения. Возрастающий интерес к религиозному туризму способствует превращению его в важный фактор обеспечения социальной стабильности и межрелигиозного диалога. Цель нашей статьи изучить состояние паломнического туризма в Башкортостане и разработать предложения по его дальнейшему развитию.
Изучению теоретических аспектов, особенностей организации паломнического туризма посвящены многочисленные работы российских и зарубежных авторов [18-20]. Международные аспекты [11, 12], правовое регулирование, место паломнического и религиозного туризма в системе туристской деятельности, практическая организация поездок, тенденции и перспективы развития паломнического
и религиозного туризма изучаются как на общероссийском [3-10, 13-15], так и региональном уровне [1, 2, 16, 17].
Особенности организации паломнического туризма
Религиозный туризм в настоящее время является одним из самых перспективных видов туризма. Поездки в святые места становятся все более продолжительными. Монастыри, являющиеся ведущими объектами привлечения паломников, должны позаботиться о качестве сервиса особенно для зарубежных паломников, которые приезжают к нам из-за границы, чтобы поклониться российским святыням. Органы власти, учреждения культуры, туристические организации, паломнические службы должны быть заинтересованными в продвижении религиозного туризма на туристский рынок.
Качество паломнического туризма призван повысить проект поправок к закону «Об основах туристской деятельности в РФ», разработанный при участии Межрелигиозного совета России.
Инициаторы внесения поправок предлагают определять религиозный и паломнический туризм как «путешествие с посещением религиозных святынь с познавательными и просветительскими целями».
Традиционная религиозная трактовка: «Паломничество - это путешествие с целью поклонения религиозным святыням, часто связанное с постом, молитвами, определенным стилем жизни» 1.
Однако, в настоящее время, изменился контингент паломников. Большинство, по-прежнему, - пожилые люди, но много и молодежи отправляется в паломничество. Не все туристы понимают смысл происходящего религиозного действия, но они хотят к нему приобщиться, и быть участниками процесса.
Паломническая поездка является совершенно особым видом путешествия, которое значительно отличается от культурно-познавательного или развлекательного туризма. Любознательные люди, не чуждые вере, желающие расширить свой кругозор,
1 Перспективы развития религиозного туризма. URL: http://lektsii.org>12-1381.html (дата обращения: 01.04.2019).
хотят получить эстетические впечатления от созерцания фресок, икон, храмов и соборов, им интересны также искусствоведческие данные о памятнике архитектуры времени его создания, авторе и стиле. А паломники настроены не на восхищение гениальными творениями, а на обретение духовности, изучение христианской культуры, поклонение святыням, богослужение и молитву. Часто целью паломничества бывает исцеление от тяжких недугов, получаемое от чудотворных икон, святых мощей и источников. Вплоть до начала 20 века паломников в России называли поклонниками, что, пожалуй, более точно выражает суть религиозной поездки.
Паломники заранее согласны терпеть в поездке неудобства, непривычные для них дома. На совершение паломничества они должны получить благословение духовника и не могут ехать только по своей воле. Богомольцы предпочитают поездки, организуемые монастырями и церковными приходами с участием священнослужителя. Паломники обычно выдвигают гораздо меньше требований к уровню и качеству обслуживания, питания, размещения.
Они останавливаются на ночлег в кельях монастырей, на территории ашрамов, в палаточных городках (во время хаджа, например), могут ночевать в храмах на полу или даже прямо на улице. Если предлагается гостиница, то, в основном, трехзвездочная, расселение обычно по 2-4 человека в комнате. В отдельных случаях можно доплатить за одноместное проживание, но это не очень распространено. Питание паломников организуется с учетом календаря церковных праздников и дней поста. В христианском паломничестве во время постов полагается питаться постной пищей. Варианты питания, предлагаемые организаторами поездки, — чаще только завтраки, полупансион предлагается реже. Обедают паломники, как правило, за свой счет. Также в личные траты входит заказ молитв в посещаемых святых местах.
По продолжительности паломнические поездки могут быть однодневными, длящимися несколько дней (2-3 дня и до недели) и многодневными. Иногда для организации поездки необходимо благословение настоятеля монастыря. Одной из
главных специфических особенностей паломнической поездки является участие туристов в богослужении. Наряду с участием в общих праздничных службах специально для группы может быть заказан молебен в том или ином святом месте. «Существуют различные варианты паломнических поездок. Наибольшим спросом пользуются автобусные туры продолжительностью 1-2 дня. Такие программы недороги и дают возможность посетить несколько находящихся недалеко друг от друга монастырей, поучаствовать в богослужении, а также осмотреть достопримечательности посещаемых мест за достаточно короткое время».
Зарубежные и отечественные туристские организации в настоящее время предлагает множество поездок на наиболее важные религиозные праздники. Религиозный туризм и паломничество способствует познанию истории и ценностей бытия, воспитанию духовности, гуманизма, добродетели, толерантности, развитию международного сотрудничества.
Паломнические зарубежные путешествия совершаются с глубокой древности. Мировыми центрами паломничества являются для христиан Иерусалим, Вифлеем, монастыри Афона, Рим, Бари. Мусульмане совершают хадж и умру в Мекку и Медину.
Посещение Иерусалима, как правило, комбинируют и с другими городами Израиля, не менее интересными как места паломничества. Вифлеем, расположенный всего в 10 км от Иерусалима, известен как место рождения Иисуса Христа, в Тверии паломники посещают монастырь Святого Георгия Хозевита, древний город Иерихон, Гору искушений и Сорокадневный монастырь. Святые места Назарета — церковь Архангела Гавриила и Благовещенский храм. В городской черте Хайфы находятся пещеры горы Кармель, где когда-то скрывался пророк Илия. Сейчас пещера стала религиозным центром поклонения иудеев и христиан.
Маршруты полноценных паломнических поездок в Италию охватывают около 7 - 10 итальянских городов, среди которых Римини, Венеция, Флоренция, Рим, Амаль-фи, Салерно, Бари, Лорето, Ортона, Ланча-но. В среднем поездка по такому маршруту
занимает неделю, но программа может быть скорректирована на месте согласно желаниям и настрою паломников. Возможные изменения могут также зависеть от календаря церковных праздников.
В рамках классической поездки паломники посещают собор Сан-Марко в Венеции, во Флоренции - кафедральный собор Санта-Мария-дель-Фьоре, хранящий голову Иоанна Златоуста, и русскую православную церковь Рождества Христова и Святителя Николая Чудотворца. В программу Рима входят такие святыни, как церковь Санта-Кроче-ин-Джерусалемме (во имя Честного и животворящего Креста Господня), базилика Сан-Джованни-ин-Латерано (со святой лестницей и частью ризы Богородицы), Крещальня, церковь Сан-Джорджио-ин-Велабро и, конечно же, Ватикан. В программу также входит литургия в базилике Святителя Николая в Бари, посещение церкви Св. Франциска в Ланча-но и домика Богородицы в Лорето.
Итальянским центром паломничества православных христиан считается город Бари. Среди верующих востребован тур «К святителю Николаю Чудотворцу», в программу которого входят церковная служба у мощей св. Николая, посещение базилики св. великомученика архидиакона Лаврентия и церкви св. мученика Вонифатия и преподобного Алексия. В цену включены медицинская страховка, проживание в гостинице, питание — завтраки, услуги экскурсовода; авиабилеты и визы оплачиваются отдельно. Стоимость паломнической поездки в Израиль, Иорданию, Грецию, Италию до 50 тыс. рублей. Хадж обходится паломникам от 180 до 500 тыс. рублей, умра - несколько дешевле, от 90 до 160 тысяч. Для большинства верующих в нашей стране это очень значительные суммы, которых у них нет, и поэтому они едут к местным святыням.
«Россия обладает значительным потенциалом развития религиозного туризма. Однако многие признают, что данный потенциал остается нереализованным. В числе причин можно назвать: неразвитая инфраструктура; дефицит информации об имеющихся ресурсах и маршрутах; слабые пока еще связи между туристическими
фирмами и религиозными организациями; недостаток в этой сфере квалифицированных кадров» [9].
Религиозный туризм, который получил широкое распространение в России в постсоветский период, предполагает посещение различных мест, где туристы могут увидеть действующие религиозные объекты (храмы, монастыри, мечети и др.), культовые архитектурные памятники, музейные экспозиции с произведениями искусства, поклониться чудотворным иконам и святим мощам, познакомиться с уникальными коллекциями российских и зарубежных монастырей.
Привлекает туристов и участие в религиозных праздниках и церемониях в качестве зрителей. Множество паломников отправляются в Израиль в праздник Пасхи в Иерусалим. Встречают православное Рождество в Вифлееме, в крещенскую ночь погружаются в воды священной реки Иордан или в местную купель.
Наиболее активно верующие едут в паломнические туры летом, в сезон отпусков. Осенью и зимой люди едут к местным святыням на 1-3 дня, такие поездки приобретают характер туризма выходного дня.
Поездки к мусульманским святыням (хадж) в Мекку и Медину связаны с рядом объективных трудностей - закрытостью Саудовской Аравии для туристов и жестким лимитом, устанавливаемым властями на количество паломников из каждой страны. И круг предложений здесь достаточно ограничен.
Сегодня паломнический туризм развивается на двух уровнях. Поездки организуют турфирмы, которые наряду с обычными турами разрабатывают и паломнические, и турфирмы, специализирующиеся на религиозных турах (например, «ПК «Паломник», лицензированные турфирмы, отправляющие мусульман в хадж). Также активно участвуют в организации паломнических туров церковные паломнические службы, такие туры, как правило, дешевле. Поэтому, турфирмам, специализирующимся исключительно на религиозном туризме выжить только за счет паломнических ту-
ров сегодня невозможно. Идет конкурентная борьба за паломника.
Только совместно паломнические службы и туристские организации смогут возродить, сохранить и благоустроить объекты культуры, достопримечательности, места паломничества, обустроить их и создать вокруг них должный достаток, культурную среду обитания и комфортность.
«19 октября 2015 г. Императорское Православное Палестинское Общество (ИППО) в лице председателя С.В. Степашина и Министерство культуры Российской Федерации заключили соглашение о реализации программы совместных действий по развитию религиозного туризма и паломничества на 2015 - 2020 годы» [9]2. Главной целью данного соглашения является совместная деятельность и разработка проектов по развитию въездного и внутреннего религиозного туризма и паломничества в России.
Реализация программы должна проходить в три этапа. На каждый этап отводится по два года.
«На первом и втором этапе должны быть сформированы правовые, организационные, финансовые и методические условия, необходимые для реализации программы, открыты 28 центров религиозного туризма и паломничества в основных, посещаемых туристами российских регионах, а также открыты 14 национальных туристических офисов за рубежом» [9].
Третий этап «подразумевает дальнейшее качественное развитие деятельности, осуществление мониторинга, контроля и оценки эффективности работы, внедрение лучшего российского и зарубежного опыта по развитию религиозного туризма и па-ломничества»2.
Одна из задач программы - сделать паломнические туры, путешествия к святым местам доступнее, комфортнее и ближе каждому, у кого есть это желание.
«Помимо открытия Национальных туристских центров, программа предполагает создание базы данных туристских и па-
2 Трехсторонняя программа развития религиозного туризма и паломничества. URL: http://www.ippo.ru/old/21vek/projects/ rus/minkult/index.html (Дата обращения: 01.04.2019).
ломнических маршрутов к святым местам России и вселенского православия, а также поддержку научных исследований в сфере культуры, истории, религиозного туризма и паломничества. Запланированы также разработка и открытие специализированного интернет-сайта, посвященного паломничеству и религиозному туризму, с возможностью онлайн бронирования туров» [9].
Религиозный туризм - одно из направлений работы по духовно-патриотическому воспитанию населения, в первую очередь молодежи, приобщению людей к нравственным ценностям, духовному и культурно-историческому наследию. Религиозный туризм будет способствовать снижению социальной напряженности, играть положительную роль в диалоге между культурами, религиями и цивилизациями, а также сформирует полноценный сегмент современного туристского рынка.
Создание и деятельность Уфимской епархии
Первая попытка обработки документальных источников по истории возникновения, месту расположения, датам основания и закрытия религиозных заведений города Уфы была сделана группой сотрудников Центрального государственного исторического архива Республики Башкортостан (ЦГИА РБ) в работе «Дорога к храму»3.
В Уфимском крае следы христианства отмечаются уже с 1Х-Х веков. С присоединением в XVI веке Башкирии к Русскому государству христианство здесь начало распространяться интенсивнее.
«В 1700 году по указу Петра I была образована Уфимская провинция. В 1721 году было учреждено уфимское Духовное управление, во главе которого был поставлен настоятель Уфимского Успенского мужского монастыря4». «Указом императора Павла I от 27 сентября 1799 г. была открыта самостоятельная Оренбургская епархия с местопребыванием епископа в Уфе»4.
3 Дорога к храму. История религиозных учреждений г. Уфы. Уфа: Типография СПТУ № 1. 1993.100 с.
4 Из истории Уфимской епархии // Дорога к
храму. История религиозных учреждений г. Уфы. С.6.
Границы Уфимской епархии менялись не один раз. С 1859 г. Оренбургско-Уфимская епархия разделилась на две епархии: одна Уфимская и Мензелинская с архиерейской кафедрой в Уфе, другая - Оренбургская и Уральская с кафедрой в Оренбурге. Окончательные границы Уфимская епархия получила в 1865 г. [2, с. 268].
К началу XX века в «Уфимской епархии на 900 тысяч душ православного населения приходилось 366 церквей, насчитывалось около 27 чудотворных икон, и к тому же в каждом храме были свои чтимые иконы - храмовые святыни»5. Каждая из святынь была окружена целым комплексом традиций, отражающих глубину и благоговение, сохранявшихся еще с древних времен. Зачастую такие традиции почитания распространялись на весь годичный цикл и органично вплетались в общецерковные таинства и обряды, вовлекая при этом значительные массы народа.
В энциклопедии «Башкортостан» приводятся данные о количестве православных религиозных учреждений в епархии. «К 1913 г. в Уфимской епархии насчитывалось 6 мужских и 11 женских монастырей и общин; 526 церквей, в том числе 7 соборных, 432 приходские, 21 домовая, 6 кладбищенских, 22 приписных; 225 часовен» [2, с. 268]. С православными храмами в Уфе мирно соседствовали мусульманские мечети, лютеранская кирка, католический костел и синагога. Представителям различных вероисповеданий находилось место под небом города.
После 1917 года церковная административная структура была разрушена. Церковь в советской стране была отделена от государства, а школа от церкви. Повсеместно закрывались церкви, монастыри, мечети, разрушались святые места. С лета 1918 года в России стали закрываться православные духовные семинарии и женские епархиальные училища. Затем последовали постановления о ликвидации мощей и церковного имущества.
«В 1919-1939 гг. органами советской власти в Уфимской епархии были закрыты все храмы, кроме Сергиевской церкви в г. Уфе. Все ценности из этих храмов были
5 Дорога к храму. История религиозных учреждений г. Уфы. С.5.
изъяты» [2, с. 631]. В 30-х годах начались репрессии против священнослужителей. «По Башкирии репрессиям было подвергнуто более 700 православных священнослужителей, 213 из них были приговорены к высшей мере»5. Такие же потери понесли мусульмане и верующие других религий.
В годы Великой Отечественной войны для поднятия патриотизма и сплочения советских людей отношения властей с церковью улучшились. Некоторые храмы были открыты для богослужений. Церковь призывала к защите Родины, к самоотверженному труду, организовывала сбор средств в фонд обороны. В 1944 г. Уфимская епархия была восстановлена. И к 1956 г. в ней действовали уже 42 церкви. «Но после непродолжительной «оттепели» началась вторая «хрущёвская» волна атеистического наступления и репрессий. Снова власти стали закрывать и уничтожать оставшиеся соборы, церкви, молитвенные дома, преследовать верующих. К 1965 г. на территории Уфимской епархии действующими остались только 17 приходов, и то большинство их представляли невзрачные молельные дома, большинство зданий храмов уже были разрушены»6.
С началом перестройки, развитием демократии началось переосмысление нашего прошлого. Восстанавливаются и строятся новые храмы. С 1990 года Уфимскую епархию возглавил епископ Никон (Васюков). В 2011году Уфимская епархия была включена в состав Башкортостанской митрополии, а Никон назначен главой митрополии.
В 2010 году в Уфимской епархии было 253 священнослужителя, действовали 279 приходов и 8 монастырей, которые продолжают обустраиваться. В епархии возобновлено издание газеты «Уфимские епархиальные ведомости», созданы епархиальные отделы (религиозного образования и катехизации, миссионерский, по канонизации святых, по благотворительности и социальному служению, спорта, военно-патриотического воспитания молодежи, и др., а также паломнический и методический центры), ведется работа по изысканию и изучению материалов по
6 http://www.eparhia-ufa.ru (Дата обращения: 01.04.2019).
новомученикам земли Уфимской, а так же духовно - просветительская, социальная и миссионерская деятельность.
Потенциал и перспективы развития паломнического туризма в Башкортостане
По оценкам экспертов более 1,5 миллиона туристов и паломников, посещает ежегодно святые места на территории России. Рост религиозного туризма и паломничества составляет 3-4% в год, и все большее количество туроператоров включает в свои программы религиозные и паломнические маршруты [9]. Отразится ли это на развитии внутреннего туризма в России, и не вызовет ли конфликт интересов туроператоров и паломнических служб?
Активный исследователь проблем религиозного туризма и паломничества С.Ю. Житенёв различает цели паломнического и религиозного туризма «Паломничество представляет собой традиционный вид религиозной деятельности, который является путешествием верующих людей с целью посещения и поклонения святыням, находящихся вне пределов их постоянного места жительства»[7, с.28]. Главной целью паломнического путешествия является совершение молитв, участие в богослужениях, поклонение святыням. Оно подразумевает преодоление определенных добровольно взятых на себя трудностей, для достижения своих духовных и нравственных целей.
«Религиозный туризм - это светское путешествие, которое осуществляется с культурно-познавательными целями и в форме экскурсионных и ознакомительных поездок к объектам религиозного поклонения, историко-культурным и природным объектам, но при этом его участники не совершают обязательных для паломников сакральных ритуалов» [7, с.168]. В рамках религиозного туризма экскурсионно-по-знавательной направленности предполагается посещение религиозных центров, в которых туристы-экскурсанты смогут увидеть религиозные объекты, познакомиться с историей святых мест, жизнью святых людей, церковной архитектурой и искусством побывать в музеях и на выставках. Экскур-
сия может быть частью паломнической поездки, но играть не главную, а вспомогательную роль.
В ходе подготовки статьи нами было проведено исследование существующих предложений паломнических туров в Республике Башкортостан. Выяснилось, что на сегодняшний день в достаточной степени развиты лишь два направления православного религиозного туризма из нескольких возможных. Между тем, туристские ресурсы для осуществления паломнических поездок в республике представлены в достаточном количестве.
На территории Республики Башкортостан находятся 7 особо почитаемых православных святынь. Некоторые из них пользуются большей популярностью, другие известны недостаточно широко.
1. Богородице-Табынский женский монастырь (рис. 1) был основан 9 июня 1998 года недалеко от места явления Табынской иконы Божьей Матери. Монастырь расположен в живописной местности в Гафурий-ском районе Республики Башкортостан, п. Красноусольский. Рядом с монастырем находятся соленые святые источники, круглый год, особенно в летние и осенние месяцы, сюда съезжаются паломники. Святые Ключи - одно из красивейших мест в Башкирии, - являются настоящей духовной сокровищницей православного мира, каждый, приехавший сюда, может прикоснуться к духовному и историческому наследию республики.
Почитание иконы Табынской Божьей Матери прослеживается с 1570-х годов. Она впервые появилась вблизи села Та-бынское, в расположенной там Пречистенской пустыни. По преданиям она впервые была найдена монахами Вознесенского монастыря на камне возле соленого источника. С тех пор источники (ключи) называют Святыми7. В настоящее время это район современного поселка Красноусольский.
Место явления Табынской иконы Божьей Матери и монастырь, воздвигнутый в этом месте, являются одним из наибо-
7 Табынская икона божьей матери // Уфимская епархия РПЦ. URL: http://www.eparhia-ufa.ru/ shrines/tabynskaya-ikona-bozhiey-materi (Дата обращения: 01.04.2019).
лее популярных мест паломничества для православных верующих республики и далеко за ее пределами. Рядом с Богоро-дице-Табынским монастырем, на горе за колокольней, располагаются отремонтированные скромные домики и жилой вагончик, в которых останавливаются паломники. В монастыре также есть трапезная для паломников.
Недалеко от монастыря находится небольшая пещера, вблизи которой была найдена Табынская икона. Эту пещеру верующие считают особым местом, полным благодати. Внутри пещеры есть несколько икон, всегда горят церковные свечи.
Недалеко находится памятный крест и икона. На месте этого креста когда-то была небольшая лесная поляна, на которой росла береза. На полянке около этой березы собирались верующие во времена Советской власти, когда религия была под запретом. На березу часто вешали иконы, использую ее как иконостас, здесь же собирались пожертвования, молились. Когда об этих собраниях узнали противники веры, они начали устраивать засады, преследовать верующих. Территорию вокруг березы окружили колючей проволокой, а затем березу и вовсе спилили. Но верующие все равно продолжали собираться на этом месте. Многие верующие и в наши дни приходят молиться именно сюда.
Вблизи монастыря есть купальня, также известная как «Иордань». Вода в купели, как и река Усолка, не замерзает даже зимой. В купальню стекают воды из местного соленого святого источника и, после того как в 1994 году купальня была обустроена, паломники со всей республики приезжают сюда, чтобы окунуться в целебную соленую воду. Кроме того, существует традиция пить соленую воду из источника в день бракосочетания.
2. Успенский Свято-Георгиевский мужской монастырь «Святые кустики» находится в Благовещенском районе Республики Башкортостан с. Уса-Степановка в живописной горно-лесистой местности. Народное название - «Святые кустики» - появилось благодаря нескольким деревьям (трем березам и двум ивам), которые переплелись друг с другом. Имен-
Рис. 1 - Богородице-Табынский женский монастырь (п. Красноусольский)
Fig. 1 - Theotokos-Tabyn Convent (n. Krasnousolsky)
стом в руках. Он поведал об этом людям. И потянулись богомольцы к Святым Кустикам, и многие исцелились от болезней.
Первыми историческими постройками женского монастыря стали домовая церковь и часовня радом со Святыми Кустиками. Церковь была названа в честь святого Владимирского князя Георгия (Юрия) Всеволодовича, который был одним из первых русских князей, принявших мученическую смерть от татаро-монголов. В 1911 году была построена деревянная Вознесенская церковь.
Монастырь строился и обустраивался за счет пожертвований, например, Император Николай II подарил монастырю 38 десятин пахотной земли, а известный св. Иоанн Кронштадтский пожертвовал обители крупную денежную сумму.
В 1905 году началось строительство кирпичного Успенского собора, однако он не был достроен, так как в 1940-е годы все постройки монастырского комплекса были снесены. После чего это место стало носить название «Свято-Георгиевский скит».
Монастырь начали отстраивать заново лишь в 1997 году - началось строительство новой церкви в честь святого князя Георгия Владимирского. А в 2002 году началось восстановление малой Вознесенской церкви и большого Успенского собора.
но в этом месте, начиная с середины XIX века, начали происходить чудеса, которые видели жители близлежащих сел и деревень. Местный крестьянин, увидел в этих кустиках Старца в блестящих ризах и с кре-
Рис. 2 - Часовня в честь Иверской иконы Божьей Матери
Fig. 2 - Chapel in honor of the Iveron Icon of the Mother of God
Рис. 3 - Успенский собор (Успенский Свято-Георгиевский монастырь с. Уса-Степановка)
Fig. 3 - Assumption Cathedral (Assumption St. George Monastery in v. Usa-Stepanovka)
В настоящее время продолжаются работы по восстановлению монастырского комплекса, построены: храм в честь иконы Казанской Божьей Матери, собор в честь праздника Успения Пресвятой Богородицы (рис. 3), трапезная, на месте Святых Кустиков построена новая восьмигранная кирпичная часовня в честь Иверской иконы Божьей Матери (рис. 2), монастырская гостиница и архиерейский дом. В 2003 году Священным Синодом было постановлено открыть Успенский Свято-Георгиевский монастырь как мужской. Настоятелем монастыря назначен архимандрит Варлаам (Максаков).
3. Бугабашский Богородице-Одигитри-евский женский монастырь расположен в Бакалинском районе Республики Башкортостан с. Бугабаш. Монастырь начали строить в начале 2000-х годов, строительство продолжается и по сегодняшний день. Монастырь известен тем, что он построен на месте явления одной из самых удивительных православных икон - Бугабашской иконы Божьей Матери 8.
4. Троице-Никольский храм находится в селе Николо-Березовка Краснокамского района Республики Башкортостан. Храм был построен в начале XIX века и по преда-
8 Туристы путешествуют по необычным местам Башкирии // Общественная электрогазета. URL: http://i-gazeta.com/news /region102/ 15266.html (Дата обращения: 01.04.2019).
нию отстроен после нескольких разрушений четвертый или пятый раз. Особенностью современного храма является четырёхъярусная 60-ти метровая колокольня.
5. Богородице-Тихвинский женский монастырь расположен в Белебеевском районе Республики Башкортостан с. Прию-тово. Обитель была основана относительно недавно - в 2004 году. Но, несмотря на это, паломники не обделяют монастырь своим вниманием - ведь в монастыре хранится почитаемая христианская святыня - мощи блаженной Варвары Скворчихинской.
6. Покрово-Эннатский мужской монастырь расположен в селе Дедово Федоровского района Республики Башкортостан. Он был основан в 1893 году помещиками Эннатскими.
Несмотря на то, что в 1917 году монастырь был разграблен, службы в нем шли до 1924 года. Восстановление монастыря началось лишь в 2000 году. В Покрово-Эн-натском монастыре православные верующие могут поклониться мощам святой Зосимы Эннатской (Мария Яковлевна Суханова).
7. Свято-Сергиевский кафедральный собор (рис. 4) находится в городе Уфа на улице Бехтерева. Первую церковь на этом месте построили в XVI веке. Но, простояв около двух столетий, церковь сгорела. Тот храм, который мы видим сегодня, был построен в 1868 году - это скромная деревян-
Рис. 4 - Свято-Сергиевский кафедральный собор (г. Уфа)
Fig. 4 - St. Sergius Cathedral (Ufa)
ная церковь [2 с. 632]. Знаменитый русский художник М.В. Нестеров, живший в Уфе, написал для церкви несколько икон.
Одной из главных святынь храма была старинная икона Святого Сергия Радонежского. Именно ей был благословлен адмирал Колчак во время своего нахождения в Уфе в мае 1919 года.
В Свято-Сергиевском соборе хранится еще одна православная святыня - мощи преподобного Моисея Уфимского (Николай Иванович Чиглинцев). Моисей Уфимский обладал даром предвидения, а также лечил людей молитвой. Люди из Белорец-ка, Стерлитамака, Мелеуза, Челябинска, Екатеринбурга и даже из Киева приезжали к нему за исцелением. Сам Моисей неоднократно бывал в святых российских местах: Киево-Печерской, Псково-Печерской и Сергиево-Троицкой лаврах. Его называли столпом православия в Уфе.
Ресурсы мусульманского паломнического туризма в Республике Башкортостан
Одним из важнейших элементов ислама, помимо обязательной ежедневной многократной молитвы и постов, является паломничество (хадж) в святые места - Мекку и Медину. По канонам ислама каждый взрослый мусульманин, если позволяет здоровье и условия жизни, должен совершить хадж хотя бы один раз в жизни. Однако, большинство мусульман ни разу не побывали в Мекке. Власти Саудовской Аравии ввели квоту (1 виза на 1000 человек) на выдачу хадж-виз странам с мусульманским населением. Визы распределяют-
ся по лицензированным турфирмам. Но, несмотря на это, случаются недоразумения и обман паломников работниками этих фирм. В 2019 году из России в паломничество по квоте могут отправиться 20,5 тыс. человек. Обычно из Башкирии выезжает до 1500 верующих.
По правилам хаджа, деньги на поездку должны быть заработаны честным путем, и они не должны быть последними деньгами в семье паломника. Перед паломничеством необходимо возвратить абсолютно все долги. Минимальная стоимость путевки с отправлением из Уфы - 2700 долларов (около 170 тыс. руб.). Стандартная программа с отправлением из Москвы - 3300 долларов (более 200 тыс. руб.).
Таким образом, ресурсы мусульманского паломничества в республике ограничены квотами и ценами на туры. Однако, для религиозного туризма имеются интересные ресурсы на территории Башкортостана, с которыми жители республики мало знакомы.
1. Гора Ауштау и родник Аулия - самая настоящая уральская Мекка расположилась рядом с деревней Старобайрамгуло-во Учалинского района Республики Башкортостан. Место известное и почитаемое мусульманами - гора Ауштау, на вершине которой находятся могилы трех праведников, и святой источник Аулия.
2. Мавзолей Хаджи Хусейн-бека -место захоронения первого башкирского имама - духовного главы мусульман, - находится на мусульманском кладбище Ак-зират в Чишминском районе Республики Башкортостан.
3. Могила Мужавира-хазрата, великого целителя, мудреца и предсказателя находится в деревне Бахтигареево Баймак-ского района Республики Башкортостан.
4. Гора Нарыстау находится рядом с селом Ильчигулово Миякинского района Республики Башкортостан. Вершина горы Нарыстау - это место захоронения двух почитаемых сахабов - соратников и сподвижников Мухаммада, - отца и сына: Зубаира ибн Заит и Абдуррахмана ибн Зубаир. Они появились в башкирских землях в 7 веке и стали проповедовать ислам. На вершине горы установлен памятник из черного камня с именами обоих сахабов, а вокруг
памятника возведена ажурная юрта в мусульманском стиле. Юрта создают красивейшую воздушную архитектурную композицию, одновременно защищая памятник. У подножия горы Нарыстау из земли бьет родник Изге Гали с целебной святой водой.
5. Могила Ризаетдина ибн Фахретди-на, знаменитого писателя, просветителя, религиозного деятеля и ученого-востоковеда находится на мусульманском кладбище в городе Уфа.
6. Могила Гатауллы Ишана - выдающегося религиозного деятеля ислама, духовного просветителя, ишана, последователя суфизма, а также сторонника братства Нак-шбандия в деревне Валитово Хайбуллин-ского района Республики Башкортостан.
7. Мавзолей Тура-хана (рис. 5) расположен около поселка Чишмы Чишминского района Республики Башкортостан, недалеко от кладбища Акзират и мавзолея Хаджи Хусейн-бека. Мавзолей Тура-хана - одно из самых загадочных строений на территории современной России. Во-первых, ученые до сих пор не могут с достаточной достоверностью определить точный возраст постройки. Согласно данным некоторых источников, мавзолей был построен в XIV веке, по другой версии - еще в XII веке. Существует несколько различных мнений о происхождении Тура-хана. По одной версии Тура-хан был прямым потомком Чингисхана, чингизидом. По другой версии он был братом могущественного хана Басмана.
Таким образом, Республика Башкортостан обладает одинаково богатыми туристическими ресурсами для развития,
Рис. 5 - Мавзолей Тура-хана (Чишминский район, Башкортостан) Рис. 5 - Mausoleum of Tura Khan (Chishminsky district,
Bashkortostan)
как православного, так и мусульманского паломничества.
Стоит отметить, что, несмотря на растущую популярность паломничества, большинство поездок по святым местам Республики Башкортостан носят частный характер. Изучение туристского рынка республики показало, что, к сожалению, в настоящее время в Башкирии нет туристических фирм, которые бы серьезно занимались разработкой, продвижением и реализацией паломнических туров, особенно по внутренним направлениям. Однако стоит заметить, что некоторая деятельность по организации поездок к святым местам все же ведется. Так, можно выделить туристического оператора экологического туризма на Южном Урале - некоммерческое партнерство «Экологическое объединение Тенгри». Несмотря на то, что у этого туроператора нет паломнических туров как таковых, «Тенгри» все же дает верующим возможность совершить поездку к наиболее почитаемой святыне Республике Башкортостан - месту явления иконы Табынской божьей матери в рамках нескольких туров по Республике Башкортостан.
Еще одной фирмой, предоставляющей населению возможность посетить святые православные места, является туроператор ООО «Рустур». Своей задачей туроператор видит организацию качественного отдыха по доступным ценам. В маршрут нескольких туров этой фирмы включены места, являющиеся православными святынями Республики Башкортостан - Успенский Свято-Георгиевский мужской монастырь и места, связанные с появлением иконы Табынской божьей матери рядом с Красноу-сольском.
Кроме туристских фирм совершить поездку к святым местам предлагают и неформальные объединения верующих. Так, в социальной сети Vkontakte.ru действует сообщество под названием «Поездки в Святые Кустики - монастырь в Башкирии», членами которого являются более 1300 человек. Администратор сообщества Татьяна Антипина в качестве волонтера занимается организацией паломничеств в Успенский Свято-Георгиевский мужской монастырь и в Богородице-Табынский женский мо-
настырь. Паломничества совершаются в выходные и праздничные дни и занимают один день. Стоимость поездки для верующих определяются как отношение стоимости аренды автобуса к числу паломников, отправляющихся в поездку. В среднем стоимость поездки равна 700 рублей. В программу поездки входит участие в монастырской церковной службе, получение благословения от настоятеля монастыря, экскурсия по монастырю, сопровождающаяся рассказом о его истории, обед в монастырской столовой, посещение святых источников и других святых мест рядом с монастырем. В среднем на каждую поездку набирается группа из 10 человек.
Анализ предложений туров, включающих посещение православных святынь Республики Башкортостан, и частных поездок, организуемых православными волонтерами, позволил сделать вывод о том, что при формировании туристских продуктов туристический паломнический потенциал республики реализован не в полной мере, не использованы все имеющиеся ресурсы региона. Существующие предложения не отвечают нуждам верующих в достаточной степени.
Паломническая служба Уфимской епархии также реализует поездки ко всем православным святыням Республики Башкортостан. Наиболее часто совершаются паломничества в Успенский Свято-Георгиевский мужской монастырь - один, а иногда и два раза в месяц в течение всего года. На втором месте по частоте посещений находится п. Красноусольский и Богородице-Табынский женский монастырь. Третье место занимает Покрово-Эннатский монастырь, где за год верующим предоставляется возможность посетить обитель пять раз, причем каждая поездка длится целых два дня. Оставшиеся монастыри и храмы незаслуженно обделены вниманием Паломнической службы. Паломничества в эти места организуются очень редко - один-два раза в год.
Все паломнические поездки по Республике Башкортостан, предлагаемые Паломнической службой Уфимской епархии, не длятся более трех дней. При этом организаторы поездок не всегда могут обеспечить паломникам комфортные условия
во время путешествия - иногда верующие до последнего не знают, где им предстоит сегодня ночевать.
Выводы. Исследователи проблем религиозного туризма и паломничества высказывают мнение, что религиозный туризм может стать одним из самых перспективных видов туристских путешествий XXI века. Ежегодное количество туристов и паломников составляет 300-330 млн. человек [11, с. 360]. Некоторые отечественные эксперты прогнозируют, что в Российской Федерации религиозный туризм может составлять около 70% всего внутреннего туризма. В настоящее время спрос на культурно-познавательные путешествия с религиозными целями постоянно растет, поэтому необходимо создавать качественный турпродукт.
Многие считают религиозный туризм не интересным по сравнению с познавательным или лечебно-оздоровительным туризмом. Это происходит из-за того, что большинство людей, особенно молодежь, воспитанная на массовой культуре, не имеют о нем никакого представления. Церковь в настоящее время начинает уделять особое внимание обучению христианскому вероучению и евангельской нравственности, воспитанию любви и благоговения перед Богом, церковью и людьми. Этим занимаются катехизаторы - церковные специалисты нового поколения, отвечающие за просвещение людей в вопросах религии.
Привлекать внимание молодежи к интересному и познавательному религиозному туризму нужно с помощью активной, современной рекламы в интернете и социальных сетях.
Паломнический туризм в нашей стране имеет самую неразвитую инфраструктуру. Необходимо обеспечить туристов транспортом, местом проживания, питанием.
Для посещения туристами необходимо также возродить и обустроить культовые сооружения (монастыри, святилища, храмовые комплексы, часовни, могилы), сделать доступными придорожные объекты культа. Обустроить подходы к святым источникам, и водоемам, придорожным крестам и другим культовым объектам.
Религиозный туризм нуждается в имеющих специальное религиозное образо-
вание кадрах для проведения экскурсий в храмах, потому что после экскурсии возникают специфические вопросы, на которые обычный светский экскурсовод часто не в состоянии ответить.
Необходимо религиозное просвещение. В посещаемых экскурсантами местах есть свои особенности, нормы поведения, которые надо знать и соблюдать, чтобы не оскорблять чувств верующих.
Список источников
1. Атлас туристических ресурсов Республики Башкортостан / Астафьев Ю.М., Биккинин Р.Ф., Бикмурзин П.И., Болтушкин В.В., Вагапов Р.Ф., и др. Уфа: ГУП РБ «Уфимский полиграфкомбинат», 2007. 276 с.
2. Башкортостан: Краткая энциклопедия. Уфа: Науч. изд-во «Башкирская энциклопедия», 1996. С. 65-66, 268, 631-633.
3. Бондаренко Д.В. Аспекты правового регулирования паломничества и религиозного туризма на современном этапе // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. 2015. №3. С. 14-20.
4. Воронцова О.А. Монастыри и храмы православной России. М., 2015. С. 280.
5. Дусенко С.В., Шунин Е.В. Средства размещения для паломников: история и современность // Современные проблемы сервиса и туризма. 2009. №4. С. 56-63.
6. Житенёв С.Ю. Религиозное паломничество: межкультурные коммуникации и цивилизационный контекст: Автореф. дисс. ... канд-та культурологии. М., 2010. 27 с.
7. Житенёв С.Ю. Религиозное паломничество в христианстве, буддизме и мусульманстве: социокультурные, коммуникационные и цивилизационные аспекты. М.: Индрик, 2012. С. 28, 168.
8. Житенёв С.Ю. Основные направления развития религиозного паломничества и туризма и их роль в смягчении проблем социальной напряженности в Российском обществе // Культурологический журнал. 2015. №2(20). С. 1-13.
9. Житенёв С.Ю. Религиозный туризм и паломничество в Российской Федерации: современное состояние и перспективы развития // Журнал Института наследия. 2016. №1(4). С. 1-11.
10. Мазин К.А. Паломничество и туризм: сравнение через призму тысячелетий // Современные проблемы сервиса и туризма. 2009. №4. С 8-24.
11. Новиков В.С. Тенденции развития религиозного туризма в мире // Научные исследования в сфере туризма: Труды Международной Туристской Академии. 2010. Вып.6. С. 360.
12. Оганесян К.С. Роль религиозного туризма в международном туристском бизнесе // Молодой ученый. 2013. №12. С. 791-793.
13. Печерица Е.В., Шарафанова Е.Е. Паломнический туризм: сущностные аспекты // Современные проблемы науки и образования. 2014. №6.
14. Прокопенко Т.А., Максимов Д.В. Религиозный туризм и его место в системе туристской деятельности // Проблемы, инновационные подходы и перспективы развития индустрии туризма: Мат. VI междунар. науч.-практ. конф. Сочи, 2006. С. 225-230.
15. Прокопенко Т.А. Особенности практической организации поездок в религиозном туризме // Курортно-ре-креационный комплекс в системе регионального развития: инновационные подходы. 2011. №1. С. 182-186.
16. Уфимская епархия Русской Православной Церкви: справ.-путеводитель / Егоров П.В., Рудин Л.Г. М.: Уфим. епархия РПЦ: О-во сохранения лит. наследия, 2005. С. 21-24.
17. Ширгазин А.Р. Православные храмы Башкирии: Каталог-справочник. Уфа, 1995.
18. Geertz C. Religion as a Cultural System // Anthropological Approaches to the Study of Religion / M. Banton (ed.). Tavistock, London, 1966. Pp. 1-46.
19. Raj R. (2007). Case Study 1: The Festival of Sacrifice and Travelers to the City of Heaven (Makkah)" // in R. Raj & N.D. Morpeth (eds.). Religious Tourism and Pilgrimage Management: An International Perspective. Oxford: CABI. Pp. 127-139.
20. Vukonic B. Turizam i Religija (Tourism and Religion). Oxford: Elsevier Science, 1996.
Tatyana P. KOTOVA a Lyubov D. MATVEEVA b Alexander S. SHCHERBAKOV c
a-c Ufa State Petroleum Technological University (Ufa, Rep. of Bashkortostan, Russia) a PhD in History, Associate Professor; e-mail: [email protected] b PhD in History, Professor, Honored Education Worker of the Russian Federation; e-mail: [email protected]
c PhD in History, Associate Professor, Honored Education Worker of the Russian Federation; e-mail: [email protected]
PROBLEMS OF PILGRIMAGE TOURISM IN BASHKORTOSTAN
The article discusses the problems of religious and pilgrimage tourism in Russia and its regions. Pilgrimage tours as a tourism tendency is a relatively new phenomenon, despite the fact that people began to make pilgrimage tours in ancient times. Bashkortostan is a multinational Republic. The most numerous believers in the Republic are Orthodox
Christians and Muslims. The authors consider the history of emergence and the main objects of Orthodox and Muslim pilgrimage in Bashkortostan.
Despite the growing popularity of pilgrimage, most tours to the Holy places of Bashkortostan Republic are of private character. According to the data analysis of travel agencies activities on the organization of Orthodox pilgrimage tours, there are no travel companies currently in Bashkiria engaged in the development, promotion and implementation of pilgrimage tours, especially in domestic areas. Some activities on the organization of tours to the Holy Places are carried out by the tour operator of ecological tourism in the Southern Urals - the non-profit partnership "Ecological Association Tengri". Despite the fact that this tour operator does not have classical pilgrimage tours, "Tengri" still gives believers the opportunity to make a trip to the most revered shrine of the Republic - the appearance place of the icon of the Tabyn Mother of God within some tours across the Republic of Bashkortostan.
Nowadays the pilgrimage to two monasteries - the Virgin Tabynsky Convent and the Assumption of St. George Monastery is developed sufficiently. These monasteries are the most famous and popular Orthodox ones among believers in the Republic. They have a rich history, and the shrines of these places are among the most revered in the region. Meanwhile, the tourism resources are represented in sufficient quantity for the implementation of pilgrimages in the Republic.
Keywords: Orthodoxy, Islam, objects of pilgrimage tourism, Hajj, Umrah, monasteries, mausoleum.
References
1. Astafiev, Y. M., Bikkinin, R. F., Bikmurzin, P. I., Boltushkin, V. V., & oth. (2007). Atlas turisticheskih resursov Respubliki Bashkortostan [Atlas of Tourist Resources of the Republic of Bashkortostan]. Ufa: Ufa Polygraphic Plant. (In Russ.).
2. (1996). Bashkortostan: Brief Encyclopedia. Ufa: Science. Publishing House "Bashkir Encyclopedia", p. 65-66, 268, 631-633. (In Russ.).
3. Bondarenko, D. V. (2015). Aspekty pravovogo regulirovaniya palomnichestva i religioznogo turizma na sovremennom etape [Aspects of legal regulation of pilgrimage and religious tourism at the present stage]. Vestnik Assotsiatsii vuzov turizma i servisa [Universities for Tourism and Service Association Bulletin], 3, 14-20. (In Russ.).
4. Vorontsova, O. A. (2015). Monastyri i hramy pravoslavnoj Rossii [Monasteries and Churches of Orthodox Russia]. Moscow (In Russ.).
5. Dusenko, S. V., & Shunina, E. V. (2009). Sredstva razmesheniya dlya palomnikov: istoriya i sovremennost [Accommodation facilities for pilgrims: History and Modernity]. Sovremennye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges], 4, 56-63. (In Russ.).
6. Zhitenev, S. Yu. (2010). Religioznoe palomnichestvo: mezhkulturnye kommunikacii i civilizacionnyj kontekst [Religious pilgrimage: cross-cultural communication and civilizational context]. Candidate of Culturology dissertation: author's abstract. Moscow. (In Russ.).
7. Zhitenev, S. Yu. (2012). Religioznoe palomnichestvo v hristianstve, buddizme i musulmanstve: sociokulturnye, kommunikacionnye i civilizacionnye aspekty [Religious Pilgrimage in Christianity, Buddhism and Islam: Socio-Cultural, Communication and Civilizational Aspects]. Moscow: Indrik. (In Russ.).
8. Zhitenev, S. Yu. (2015). Osnovnye napravleniya razvitiya religioznogo palomnichestva i turizma i ih rol v smyagchenii problem socialnoj napryazhennosti v Rossijskom obshestve [The main development directions of religious pilgrimage and tourism and their role in mitigating the problems of social tension in the Russian society]. Kulturologicheskij zhurnal [Journal of Cultural Studies], 2, 1-13. (In Russ.).
9. Zhitenev, S. Yu. (2016). Religioznyj turizm i palomnichestvo v Rossijskoj Federacii: sovremennoe sostoyanie i perspektivy razvitiya [Religious tourism and pilgrimage in the Russian Federation: the current state and prospects of development]. Zhurnal Instituta Nasledija [Journal of the Institute of Heritage], 1(4), 1-11.
10. Mazin, K. A. (2009). Palomnichestvo i turizm: sravnenie cherez prizmu tysyacheletij [Pilgrimage and tourism: comparison through the prism of millennia]. Sovremennye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges], 4, 8-24. (In Russ.).
11. Novikov, V. S. (2010). Tendencii razvitiya religioznogo turizma v mire [Development trends of religious tourism in the world]. Nauchnye issledovaniya v sfere turizma: Trudy Mezhdunarodnoj Turistskoj Akademii [Scientific research in the field of tourism: Proceedings of the International Tourism Academy], 6, 360. (In Russ.).
12. Oganesyan, K. S. (2013). Rol religioznogo turizma v mezhdunarodnom turistskom biznese [The role of religious tourism in the international tourism business]. Molodoj uchenyj [Young Scientist], 12, 791-793. (In Russ.).
13. Pecheritsa, E. V., & Sharafanova, E. E. (2014). Palomnicheskij turizm: sushnostnye aspekty [Pilgrimage tourism: essential aspects]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Modern problems of science and education], 6. (In Russ.).
14. Prokopenko, T. A., & Maksimov, D. V. (2006). Religioznyj turizm i ego mesto v sisteme turistskoj deyatelnosti [Religious tourism and its place in the system of tourist activity]. Problemy, innovacionnye podhody i perspektivy razvitiya industrii turizma [Problems, innovative approaches and prospects of development of the tourism industry]: Proceedings of the 6th international scientific and practical conference of Sochi. Sochi: SGUTiKD, 225-230. (In Russ.).
15. Prokopenko, T. A. (2011). Osobennosti prakticheskoj organizacii poezdok v religioznom turizme [Features of practical organization of trips in religious tourism]. Kurortno-rekreacionnyj kompleks v sisteme regionalnogo razvitiya: innovacionnye podhody [Resort and recreational complex in the system of regional development: Innovative approaches], 1, 182-186. (In Russ.).
16. Egorov, P. V., & Rudin, L. G. (Ed.). (2005). Kurortno-rekreacionnyj kompleks v sisteme regionalnogo razvitiya: innovacionnye podhody [Ufa Diocese of the Russian Orthodox Church: a guidebook]. Moscow: Ufa Diocese of the Russian Orthodox Church, Society for the Conservation of Literary Heritage, 21-24. (In Russ.).
17. Sergazin, A. R. (1995). Pravoslavnye hramy Bashkirii [Orthodox churches of Bashkiria]: Catalog Reference. Ufa. (In Russ.).
18. Geertz, C. (1966). Religion as a Cultural System. Anthropological Approaches to the Study of Religion. Tavistock, London, 1-46.
19. Raj, R. (2007). Case Study 1: The Festival of Sacrifice and Travelers to the City of Heaven (Makkah). Religious Tourism and Pilgrimage Management: An International Perspective. Oxford: CABI, 127-139.
20. Vukonic, B. (1996). Turizam i Religija (Tourism and Religion). Oxford: Elsevier Science.
Котова Т.П., Матвеева Л.Д., Щербаков А.С. О проблемах паломнического туризма в Башкортостане // Современные проблемы сервиса и туризма. 2019. Т.13. №3. С. 92107. DOI: 10.24411/1995-0411-2019-10308.
Дата поступления статьи: 26 июня 2019 г.
Kotova, T. P., Matveeva, L. D., & Shcherbakov, A. S. (2019). Problems of pilgrimage tourism in Bashkortostan. Sovremennye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges], 13(3), 92-107. doi: 10.24411/1995-0411-2019-10308. (In Russ.).
Received June 26, 2019
ТУРААИАЖЕСТ
TOURDIGEST
В РОССИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНО ЗАКРЕПЛЕНЫ СТАТУС ПАЛОМНИКА И ПОНЯТИЕ ПАЛОМНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ДУМА
С1 ноября 2019 г. В России вступает в действие Федеральный закон от 03.07.2019 №170-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» и Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях»». Согласно этому документу установлено, что паломник - это физическое лицо, ^^¡^^аг»5"' совершающее путешествие (поездку) для посещения мест религиозного почитания (паломничества) и объектов религиозного назначения, расположенных на территории РФ и за ее пределами, в целях участия в религиозных обрядах и церемониях (паломническая поездка). Путешествие (поездка), совершаемое в целях отдыха и развлечений, осуществления деятельности, связанной с получением дохода от источников в месте временного пребывания, в иных целях, не может быть признано паломнической поездкой.
Паломнической деятельностью признается деятельность религиозных организаций по организации паломнических поездок, а также по установлению, поддержанию и развитию международных связей и контактов в целях организации паломнических поездок.
Организация паломнических поездок включает в себя, в числе прочего, размещение (проживание) паломников, их питание с учетом требований, предусмотренных внутренними установлениями религиозных организаций, транспортное обслуживание и сопровождение, включая услуги экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков, инструкторов-проводников.
Установлено, что религиозные организации имеют исключительное право осуществлять паломническую деятельность непосредственно или путем создания организаций, основной целью деятельности которых является осуществление паломнической деятельности.
Паломническая деятельность может осуществляться религиозными организациями на возмездной и безвозмездной основе, с привлечением или без привлечения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих право на осуществление туроператорской деятельности и (или) турагентской деятельности.
Уточнено, что действие Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» не распространяется на паломническую деятельность, осуществляемую религиозными организациями, а также на совершение и организацию паломниками собственных паломнических поездок.
В случае, если туристский маршрут предусматривает посещение туристом мест религиозного почитания (паломничества), принадлежащих религиозной организации, туроператор соблюдает порядок совершения религиозных обрядов и церемоний и обеспечивает соблюдение представителем туроператора и туристами указанного порядка, а также требований к внешнему виду и поведению представителя туроператора и туристов в соответствии с внутренними установлениями религиозной организации.
Источник: КонсультантПлюс. URL: consultant.ru/law/hotdocs/58351.html