Научная статья на тему 'Специфика организации религиозных и паломнических поездок'

Специфика организации религиозных и паломнических поездок Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2235
320
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Сервис plus
ВАК
Ключевые слова
туризм / религиозный туризм / паломничество / паломнические службы / tourism / religious tourism / pilgrimage / pilgrimage services

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Борисенко Ирина Вячеславовна

Актуальность статьи связана со спецификой организации религиозных и паломнических поез-док. Эта специфика определена не только особыми потребностями туристов (паломников), путешествующих с религиозными целями. Знаковое отличие современного этапа развития религиозного туризма – высокая вовле-ченность различных организаторов религиозных и паломнических поездок. В статье впервые предпринята по-пытка обобщения и классификации организаторов религиозного туризма в России, пояснена их роль и функции на рынке религиозного туризма. Так же в статье рассмотрена тема законодательного регулирования организации паломнических поездок религиозными организациями, которые не относятся к туристским операторам и агентам, при этом разрабатывают и предлагают, по сути, туристский продукт. Представлены виды паломнических служб, дана их характеристика. В заключении определены причины, по которым подавляющее большинство духовных паломников предпочитают пользоваться услугами нетуристских организаторов. Представленные выводы и обоб-щения могут помочь туристским организациям в формировании и продвижении религиозного туристского про-дукта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specificity of organising religious and pilgrim trips

The relevance of the article connects with the specifics of organising religious and pilgrim trips. Not only special needs of tourists (pilgrims) traveling for religious purposes determine this specificity. The significant difference in the current stage of religious tourism development is various organizers of religious and pilgrim trips’ high involvement. The article first attempts to generalize and classify the organizers of religious tourism in Russia, explaining their role and functions in the religious tourism market. The article also discusses the topic of legislative regulation of organising pilgrim trips by religious organizations that do not belong to tourist operators and agents, while developing and offering, in fact, a tourist product. The author presents the types of pilgrimage services and gives their characteristics. The conclusion of the article identifies reasons why the vast majority of spiritual pilgrims prefer to use the services of non-tourist organizers. Presented conclusions and generalizations can help tourist organizations in the formation and promotion of a religious tourist product.

Текст научной работы на тему «Специфика организации религиозных и паломнических поездок»

Специфика организации религиозных и паломнических поездок

ТУРИЗМ / TOURISM

УДК 338.48-6:2

DOI: 10.24411/2413-693X-2019-10301

Специфика организации религиозных и паломнических поездок

БОРИСЕНКО Ирина Вячеславовна

Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) ДГТУ (г. Шахты, Ростовская обл.), кандидат философских наук, доцент; e-mail borisenkoiv@mail.ru

Аннотация. Актуальность статьи связана со спецификой организации религиозных и паломнических поездок. Эта специфика определена не только особыми потребностями туристов (паломников), путешествующих с религиозными целями. Знаковое отличие современного этапа развития религиозного туризма - высокая вовлеченность различных организаторов религиозных и паломнических поездок. В статье впервые предпринята попытка обобщения и классификации организаторов религиозного туризма в России, пояснена их роль и функции на рынке религиозного туризма. Так же в статье рассмотрена тема законодательного регулирования организации паломнических поездок религиозными организациями, которые не относятся к туристским операторам и агентам, при этом разрабатывают и предлагают, по сути, туристский продукт. Представлены виды паломнических служб, дана их характеристика. В заключении определены причины, по которым подавляющее большинство духовных паломников предпочитают пользоваться услугами нетуристских организаторов. Представленные выводы и обобщения могут помочь туристским организациям в формировании и продвижении религиозного туристского продукта.

Ключевые слова: туризм, религиозный туризм, паломничество, паломнические службы

Для цитирования: Борисенко И.В. Специфика организации религиозных и паломнических поездок // Сервис Plus. 2019. Т.13. №3. С. 3-9. DOI: 10.24411/2413-693X-2019-10301.

Статья поступила в редакцию: 24.10.2019.

Статья принята к публикации: 24.11.2019.

Specificity of organising religious and pilgrim trips

Irina V. BORISENKO

Institute of service and entrepreneurship (branch), Don State Technical University, Shakhty, Rostov region, Russian Federation;

PhD (Philosophy), Associate Prof., borisenkoiv@mail.ru

Abstract. The relevance of the article connects with the specifics of organising religious and pilgrim trips. Not only special needs of tourists (pilgrims) traveling for religious purposes determine this specificity. The significant difference in the current stage of religious tourism development is various organizers of religious and pilgrim trips' high involvement. The article first attempts to generalize and classify the organizers of religious tourism in Russia, explaining their role and functions in the religious tourism market. The article also discusses the topic of legislative regulation of organising pilgrim trips by religious organizations that do not belong to tourist operators and agents, while developing and offering, in fact, a tourist product. The author presents the types of pilgrimage services and gives their characteristics. The conclusion of the article identifies reasons why the vast majority of spiritual pilgrims prefer to use the services of non-tourist organizers.

СЕРВИС plus

НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

Presented conclusions and generalizations can help tourist organizations in the formation and promotion of a religious tourist product.

Keywords: tourism, religious tourism, pilgrimage, pilgrimage services

For citation: Borisenko, I. V. (2019). Specificity of organising religious and pilgrim trips. Service plus, 13(3), 3-9. DOI: 10.24411/2413-693X-2019-10301 (In Russ.) Submitted: 2019/10/24. Accepted: 2019/11/24.

Введение. Религия в современном мире играет почти такую же роль, как и тысячу лет назад. Очевидно, что в России религия переживает свой рассвет. В условиях кризиса, нестабильности, постоянного стресса у человека возникает потребность в обращении к душевному равновесию и гармонии. Один из способов достижения этого - посещение святых мест. По заявлениям исследователей, в кризисные моменты значимость религиозного туризма заметно растет [1, с. 121-123].

Организация религиозного и паломнического туризма тема, безусловно, не новая. Анализ отечественных научных публикаций по тематике исследования за последние пять лет позволил сделать вывод, что тема религиозного и паломнического туризма активно рассматривается в трех направлениях:

1) религиозный туризм как перспективный вид развития туристских дестинаций. Здесь авторы едины во мнении [2, 3, 4, и др.], что данный вид туризма способен активизировать и развить туристскую деятельность в регионе(ах). Кроме этого, отмечается значимость данного вида туризма для духовного, нравственного, патриотического просвещения и воспитания, взаимообогащения культур;

2) уточнения понятийного аппарата и разделении понятий «религиозный туризм» и «паломничество» [5, 6, 7, и др.]. Дискуссии на эту тему в научных кругах идут давно, и уже можно говорить о том, что большая часть авторов сошлась во мнении, что основное различие - в мотивах путешествия;

3) о развитии и роли религиозного туризма. Безусловно, религиозный туризм играет важную роль в системе международного и внутреннего туризма, и ряд современных публикаций подтверждает это [8, 9, 10, 11, и др.].

В разрезе технологий и организации религиозного туризма тема требует доработки, что и определило актуальность статьи.

Основная часть

По определению ЮН ВТО «религиозный ту-

ризм» - это вид деятельности, связанный с предоставлением услуг и удовлетворением потребностей туристов, направляющихся к святым местам и религиозным центрам, находящимся за пределами обычной для них среды обитания.

Поездки с религиозными целями разделяются на:

- религиозный туризм с культурно-познавательными целями осуществляется в форме экскурсионных и ознакомительных поездок к объектам религиозного поклонения, находящимся вне обычной среды проживания туриста;

- паломничество - вид узкоконфессиональной религиозной деятельности, которая представляет собой поездки верующих людей с целью посещения и поклонения святым местам, находящихся вне места их постоянного места жительства [12, с. 168].

Главное отличие паломничества от религиозного туризма экскурсионно-познавательной направленности - мотивы путешествий. Так, например, паломники-христиане в Израиле посещают святые места, связанные только со своей религией, тогда как участники религиозных туров экскурсионно-познавательной направленности последовательно посещают храм Гроба Господня, Стену Плача, мечеть Аль-Акса.

Если говорить о внешней организации религиозного экскурсионно-познавательного тура и паломнической поездки, то можно найти существенные отличия. Паломники обычно менее требовательны к бытовым благам (качество питания, размещения, и т.д.), нередко отводя важное место аскетике, как средству достижения духовных и нравственных целей. Паломники, как правило, придерживаются особого пищевого поведения, согласно традициям их веры (особенно в период постов).

Религиозные туристы стараются во время поездки охватить большее количество мест, при этом акцентируя внимание не на участии в религиозных мероприятиях (в т.ч. медитациях, молитвах), а на истории, архитектуре и культурном значении посещаемых мест.

SERVICE plus

SCIENTIFIC JOURNAL

Специфика организации религиозных и паломнических поездок

Так же в религиозных турах имеет место быть организация досуга (не относящегося к религии).

Несмотря на знаковые различия в мотивах поездок, современный религиозный туризм содержит все признаки туризма и туристского продукта: планирование, перевозка, размещение, питание, торговля, сопровождение, безопасность. Путешествия с религиозными целями практикуются во всех религиях, этот вид туризма является древнейшим, на всех этапах его развития он всегда был массовым, цели и мотивы путеше-

ствий остаются неизменными на протяжении веков. Знаковое отличие современного этапа развития религиозного туризма - высокая вовлеченность различных организаторов религиозных и паломнических поездок (рисунок 1). Еще один факт различия религиозных туристов и паломников: предпочтения различных организаторов поездок. Первые чаще всего обращаются к туристским фирмам, вторые - к специализированным туроператорам или организаторам туризма при религиозных организациях.

ОРГАНИЗАТОРЫ РЕЛИГИОЗНОГО ТУРИЗМА

туристские

Многопрофильные, «светские» туроператоры

Туроператоры религиозного туризма

нетуристские

Организаторы туризма при религиозных _организациях_

Паломнические струк-_туры_

Организаторы паломнических поездок

Рисунок 1 - Организаторы религиозного туризма в России Figure 1-Organizers of religious tourism in Russia

Для всестороннего понимания рассматриваемой темы считаем необходимым пояснить деятельность всех организаторов религиозного туризма. Организацией религиозных и паломнических поездок в России занимаются (см. рис. 1):

Многопрофильные туроператоры. Как правило, они предлагают туры и экскурсии экскурсионно-познавательной направленности для представителей разных конфессий. Например, туроператор «Вокруг света» (г. Москва) предлагает тур «Легендарные святыни» (Муром - Выкса - Дивеево); Туроператор «Кругозор» - экскурсию «Чудотворные иконы Москвы (Святые угодники)»; «Пегас Туристик» - экскурсионный тур по Святой Земле Израиля и Святым местам Русской Православной Церкви в Израиле, комбинируя его с пляжным отдыхом.

Туроператоры религиозного туризма, действующие под патронажем религиозных организаций и на основании подтверждения их включения Ростуризмом в Единый федеральный реестр туроператоров. Как правило, это узкопрофильные туроператоры, предлагающие паломнические поездки для представителей одной конфессии. Работа под патронажем религиозной организации позволяет туроператорам иметь тесные контакты с принимающими религиозными организациями, размещать паломников при монастырях, храмах, участвовать в формировании групп согласно выделенным квотам, если такие имеют место быть.

Пример таких туроператоров - хадж-операторы, которые организуют ежегодное паломничество (хадж) мусульман в Мекку и Медину (Саудовская Аравия). Существование таких операторов обусловлено особенностями организации хаджа. Ежегодная квота на хадж устанавливается правительством Саудовской Аравии -1000 виз на 1 млн. мусульман для каждой страны. Между Духовными Управлениями Мусульман Российской Федерации распределяется общая российская квота. После этого заключается договор между хадж-оператором и соответствующим духовным управлением. Таким образом, обязательными условиями работы этих операторов являются:

1) аккредитация туроператора при посольстве Саудовской Аравии, которое возможно только при включении в Реестр Туроператоров по выездному туризму;

2) аккредитация оператора Духовным управлением мусульман. Деятельность большинства хадж-операторов ограничивается только организацией ежегодного хаджа и умры, никакие другие туры или паломнические поездки они не предлагают.

Организаторы туризма при религиозных организациях. Для организации паломнических поездок при религиозных организациях создаются паломнические службы или назначается отделанный сотрудник (служитель), отвечающий за данное направление деятельности.

СЕРВИС plus

НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

Организаторы и координаторы паломнических поездок при церквях, храмах (хурулах), религиозных управлениях, и т.д. - это сотрудники (служители) религиозных организаций (где нет паломнических служб), которые организуют самостоятельные паломнические поездки для прихожан. Их деятельность может ограничиваться как однодневными паломническими поездками внутри региона, так и организацией групповых международных паломнических поездок. Например, организацией поездки на ежегодные учения Его Святейшества Далай-ламы для российских буддистов в Дхарамсале (Индия) с дальнейшей паломнической поездкой по святым местам для 35 паломников из России занимался координатор паломников Центрального хурула Калмыкии «Золотая обитель Будды Шакья-муни». Организационная деятельность заключалась в содействии в оформлении визы, подборе транспортных маршрутов и недорогого жилья, приобретении билетов на учения. Все это осуществлялось на безвозмездной основе.

Паломнические структуры (службы, отделы, центры) создаются по разрешению (благословению) религиозных организаций и территориально обязательно привязаны к храму, монастырю или к управлению религиозной организации.

Законодательное регулирование

Законодательное регулирование организации паломнических поездок религиозными организациями регламентируется:

1. Гражданским Кодексом РФ (ч. 1), который признает их некоммерческими организациями;

2. Федеральным законом «О некоммерческих организациях» (№ 7-ФЗ), в котором отражено право религиозных организаций заниматься предпринимательской деятельностью;

3. Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях» (№ 125-ФЗ), в котором паломничество упоминается в перечне видов деятельности, которые вправе осуществлять религиозные организации (п.1 ст.16).

Несмотря на то, что паломничество представляет собой религиозную некоммерческую деятельность, как было отмечено выше, в законодательстве РФ оно приравнивается к туристской поездке. На сегодняшний день в России не проработан правовой статус паломничества, вследствие чего сложилась двоякая ситуация:

С одной стороны, в соответствии с законодательством РФ паломнические службы создаются не с

коммерческими целями, а для удовлетворения духовных потребностей граждан, следовательно, прибыль, извлеченная из продажи паломнических туров, должна направляться на компенсацию затрат по организации этого тура, а также на развитие самой службы, храма или монастыря, на базе которого она функционирует;

С другой стороны, практика применения Закона о свободе совести и религиозных объединениях показывает, что религиозная организация может иметь структурные подразделения, наделенные статусом самостоятельного юридического лица, каковыми и являются паломнические службы. Но вместе с тем, все юридические лица, зарегистрированные на территории РФ, должны быть внесены в Единый госреестр юридических лиц, и для осуществления туроператорской деятельности - в Единый федеральный реестр туроператоров, иметь финансовое обеспечение [13, с. 17-19]. Некоторые паломнические центры понимают необходимость работы в правовом поле и регистрируются в качестве туроператоров. Но большинство это требование закона игнорируют.

Деятельность паломнических служб Русской Православной Церкви

Количество паломнических служб в Русской Православной Церкви (РПЦ) постоянно увеличивается, на сегодняшний день их количество более 200. Существуют следующие виды паломнических служб: приходские, монастырские, епархиальные и общецерковные. Рассмотрим их деятельность подробнее.

Общецерковная паломническая служба в рамках РПЦ представлена единственным паломническим центром Московского патриархата. Основные виды туристской деятельности:

- прием российских и зарубежных паломников, туристов, ознакомление их с историей РПЦ, ее святынями, памятниками архитектуры и искусства России;

- организация паломнических поездок к святым местам православного паломничества России и стран Библейского региона. К инновационным формам организации паломническим программам можно отнести групповое мотоциклетное паломничество. Разработаны и реализуются крупные мотоциклетные маршруты, такие как «Оптина Пустынь», «Владимирская Русь» и «Русский Афон»;

- организация различных церковно-обществен-ных мероприятий международного и общероссийского значения на базе собственного Культурного центра «Университетский», который располагает залом на 500 мест;

SERVICE plus

SCIENTIFIC JOURNAL

Специфика организации религиозных и паломнических поездок

- размещение туристов и паломников в собственной гостинице 3* «Университетская», г. Москва;

- подготовка православных экскурсоводов на специально разработанных курсах.

Епархиальные паломнические центры (отделы) являются структурными подразделениями епархиальных управлений, созданы они практически повсеместно. Паломнические центры занимаются организацией поездок по святым местам, как по территории своей епархии, так и к святыням общецерковного масштаба и значения; приемом, размещением и питанием паломнических групп и делегаций, прибывающих на территорию епархии; организацией поездок своих представителей в церковно-общественных мероприятиях, проводимых вне места постоянного проживания. При центрах могут быть созданы Паломнические отделы, которые действуют локально при нескольких приходах.

Приходские паломнические службы создаются с целью удовлетворения потребностей членов общины в посещении святых мест и поклонении православным святыням. Разрабатываемые паломнические программы, в основном рассчитанные на взрослых, воцер-ковленных паломников. Тенденция последнего времени - разработка программ для молодежи с целью приобщения к христианству. Специфика таких поездок заключается в большем акценте на экскурсионную часть программы, и в размещении путешественников в гостиницах, а не монастырях. Важное место в деятельности приходских паломнических служб отводится организации участия в Крестных ходах паломников.

Паломнические службы монастырей занимаются, как правило, приемом и обслуживанием гостей монастыря. Характеристики посетителей монастыря и особенности организации их пребывания представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Характеристика посетителей монастыря и специфика их обслуживания

Table 1 - Characteristics of visitors to the monaster y and the specifics of their service

Посетители Характеристика Длительность пребывания Потребности в организации пребывания

Туристы, экскурсанты Прибывают с целью знакомства с монастырем, его историей, культурой. Турист может быть любой конфессии, но при посещении монастыря обязан с уважением относиться к обычаям и традициям монастыря. 1 день Обзорные экскурсии, возможность участия в богослужении и приобретение церковных товаров

Паломники Глубоко религиозные люди, посещающие монастырь с целью ознакомления, участия в богослужениях и поклонения святыням 1-3 дня Размещение, питание, участие в богослужениях и сакральных ритуалах, общение со священнослужителями

Трудники Прибывают в монастырь с целью духовного развития, через соприкосновение с жизнью монастыря в молитве и труде (во Славу Божию, т.е. бесплатно) от 2 недель Программа пребывания по монастырскому распорядку, размещение, питание в братской трапезной

Волонтеры Добровольцы, прибывающие помочь монастырю своим трудом (без оплаты). Волонтеры живут и трудятся отдельно от братии монастыря, по своему распорядку от 3 дней Размещение, питание

Таким образом, главные задачи паломнических служб монастырей - разместить и обеспечить всем необходимым гостей монастыря, организовать экскурсии и предоставить возможность участия в сакральных ритуалах и богослужениях.

Масштабы деятельности паломнических служб монастырей напрямую зависят от популярности и религиозного значения храма, наличия мощей, источников и чудотворных икон, транспортной доступности, и т.д. В

настоящий момент многие монастыри располагают полной инфраструктурой для приема религиозных туристов. Например, в ведении Паломнической службы Валаамского монастыря шесть теплоходов Валаамского монастыря, две паломнических трапезных и кафе, гостиницы. Штат Паломнической службы в период навигации (с начала мая до конца октября) возрастает до 250 человек. Это сотрудники офиса (менеджеры, бухгалтеры, секретари, директор и его замести-

СЕРВИС plus

НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

тели), экскурсоводы, работники трапезных и кафе, технический и обслуживающий персонал. Партнерами Паломнической службы Валаамского монастыря являются более 30 паломнических служб различных епархий, около 80 туристских фирм, 26 круизных компаний. Благодаря таким широким контактам, служба может не только организовывать прием и обслуживание гостей на острове, но и значительно расширять диапазон своей деятельности, предлагая разнообразные паломнические поездки по России и всему миру [14].

Подавляющее большинство духовных паломников предпочитают пользоваться услугами нетуристских организаторов, по нескольким причинам:

- они имеют более тесные контакты с религиозными организациями, в ведении которых находятся объекты религиозного туризма;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- по статистике, более 90% паломнических поездок - групповые, и паломники стремятся путешествовать той же группой и с той же религиозной организацией, которую обычно посещают;

- сопровождающие туристов представители

религиозного культа могут в полной мере обеспечить соблюдение всех канонов, выполнять духовно-просветительскую и образовательную роль.

Заключение.

По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

- значимость религиозного туризма заметно растет, это обусловлено всплеском интереса к религии в нашей стране;

- один из основных фактов различия религиозных туристов и паломников: предпочтения различных организаторов поездок. Первые чаще всего обращаются к туристским фирмам, вторые - к специализированным туроператорам или организаторам туризма при религиозных организациях

- необходимость работы в правовом поле и регистрации в качестве туроператоров всех организаторов религиозного туризма - важное условие формирования цивилизованного рынка и способ обеспечения безопасности и гарантий качественного обслуживания туристов и паломников.

Литература

1. Лимонова Ю.Е. Значение религиозного туризма в системе международных отношений // Вестник магистратуры. 2016. № 6-5 (57). С. 121-123.

2. Прохина Н.Ю. Религиозный туризм как перспективный вид туризма волгоградской области и средство духовно-нравственного воспитания // География - от теории к практике. - Материалы II Международной научно-практической конференции. 2018. С. 267-273.

3. Родионова Д.Д., Насонов А.А. Религиозный туризм как перспективное направление развития внутреннего туризма (на примере Кемеровской области) // Ученые записки музея-заповедника «Томская Писаница». 2015. № 2. С. 21-25.

4. Якунин В.Н. Паломничество и религиозный туризм как средство позиционирования региона (на примере Самарской области) // Сервису и туризму - инновационное развитие.- Материалы X международной научно-практической конференции. 2018. С. 73-77.

5. Огудин В.Л. К вопросу о «религиозном туризме» // Приоритетные направления и проблемы развития внутреннего и международного туризма в России. Материалы I Всероссийской с международным участием научной конференции. 2018. С. 22-28.

6. Корпусов И.М. К вопросу о различении терминов "паломничество" и "религиозный туризм" // Инновации в науке. 2015. № 52-1. С. 114-118.

7. Бурняшева Л.А. «Религиозный туризм» и «религиозное паломничество»: сравнительно-сопоставительный аспект // Университетские чтения - 2015. - Материалы научно-методических чтений ПГЛУ. 2015. С. 25-29.

8. Аношин Е.А., Киселёв И.А., Мельников С.А. Религиозный и паломнический туризм в России // Проблемы развития современной науки Сборник статей Международной научно-практической конференции. 2015. С. 14-16.

9. Ситдикова А.Р. Роль религиозного туризма и паломничества в международном туризме // Геосфера Сборник научных работ студентов, магистрантов и аспирантов географического факультета. Уфа, 2015. С. 106-108.

10. Житенёв С.Ю. Религиозный туризм и паломничество в Российской Федерации: современное состояние и перспективы развития // Журнал института наследия. 2016. № 1 (4). С. 3.

SERVICE plus

SCIENTIFIC JOURNAL

Специфика организации религиозных и паломнических поездок

11. Якунин В.Н. Религиозный туризм и паломничество: особенности организации, проблемы и перспективы развития // Культурное наследие России. 2017. № 1. С. 71-76.

12. Житенёв С.Ю. Религиозное паломничество в христианстве, буддизме и мусульманстве: социокультурные, коммуникационные и цивилизационные аспекты. - М.: Индрик, 2012. - С. 168.

13. Зеленова Е. В. Правовой статус паломнических служб / Е. В. Зеленова // Туризм: право и экономика : федеральный научно-практический журнал. - 2013. - № 3. - С. 17-19.

14. Паломническая служба // Официальный сайт Валаамского монастыря http://valaam.ru/pilgrimage/service/ (дата обращения 22.06.2018).

References:

1. Limonov, Yu.E. (2016). The value of religious tourism in the system of international relations. Vestnik magistra-

cy [Magistracy Bulletin], 6-5 (57), 121-123. (In Russ.)

2. Prokhina, N.Yu. (2018). Religious tourism as a promising type of tourism in the Volgograd region and a means of spiritual and moral education. Geografija - ot teorii k praktike [Geography - from theory to practice]. Proceedings of the II International Scientific and Practical Conference, 267-273. (In Russ.)

3. Rodionova, D.D., Nasonov, A.A. (2015). Religious tourism as a promising direction for the development of domestic tourism (on the example of the Kemerovo region). Uchenye zapiski museya-zapovednika «Tomskaya Pisanitsa» [Scientific notes of the Museum-reserve «Tomsk Pisanitsa»], 2, 21-25. (In Russ.)

4. Yakunin, V.N. (2018). Pilgrimage and religious tourism as a means of positioning the region (on the example of

the Samara region). Servis i turism - innovacionnoe razvitie [Service and tourism - innovative development]. Proceedings of the X International Scientific Practical Conference, 73-77. (In Russ.)

5. Ogudin, V.L. (2018). On the issue of "religious tourism". Prioritetnye napravlenija i problemy razvitija vnutrennego

i mezhdunarodnogo turizma v Rossii [Priority directions and problems of the development of domestic and international tourism in Russia]. Proceedings of the 1st Russian scientific conference with international participation, 22-28. (In Russ.)

6. Korpusov, I.M. (2015). On the question of the distinction between the terms "pilgrimage" and "religious tourism".

Innovacii v nauke [Innovations in science], 52-1, 114-118. (In Russ.)

7. Burnyasheva, L.A. (2015). "Religious tourism" and "religious pilgrimage": a comparative aspect. Universitetskie chtenija [University readings - 2015]. Proceedings of scientific and methodological readings of PSLU, 25-29. (In Russ.)

8. Anoshin, E.A., Kiselev, I.A., Melnikov, S.A. (2015). Religious and pilgrim tourism in Russia. Problemy razvitija sovremennoj nauki [Problems of the development of modern science]. Collection of articles of the International Scientific and Practical Conference, 14-16. (In Russ.)

9. Sitdikova, A.R. (2015). The role of religious tourism and pilgrimage in international tourism. Geosfera [Geo-sphere]. Collection of scientific works of students, undergraduates and graduate students of the Faculty of Geography. Ufa, 106-108. (In Russ.)

10. Zhitenev, S.Yu. (2016). Religious tourism and pilgrimage in the Russian Federation: current state and development prospects. Zhurnal instituta nasledija [Journal of the Heritage Institute], 1 (4), 3. (In Russ.)

11. Yakunin, V.N. (2017). Religious tourism and pilgrimage: features of the organization, problems and prospects of development. Kul turnoe nasledie Rossii [Cultural heritage of Russia], 1, 71-76. (In Russ.)

12. Zhitenev, S.Yu. (2012). Religious pilgrimage in Christianity, Buddhism and Islam: socio-cultural, communication and civilizational aspects. Moscow: Indrik, 168. (In Russ.)

13. Zelenova, Ye. V. (2013). Legal status of pilgrim services. Turizm: pravo i jekonomika: federal'nyj nauchno-prakticheskij zhurnal [Tourism: law and economics: federal scientific journal], 3, 17-19. (In Russ.)

14. Pilgrimage service. Official site of the Valaam Monastery. URL: http://valaam.ru/pilgrimage/service/ (Accessed on 22.06.2018). (In Russ.)

СЕРВИС plus

НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.