УДК 338.48-6:2
DOI: 10.1273712525
АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПАЛОМНИЧЕСТВА И РЕЛИГИОЗНОГО ТУРИЗМА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Бондаренко Дмитрий Владимирович, кандидат юридических наук, заместитель директора департамента — начальник отдела ученых степеней Департамента аттестации научных и научно-педаго-гическихработников Минобрнауки России, [email protected], Москва, Российская Федерация
В статье рассматриваются вопросы правового регулирования отношений в области туристской деятельности, в особенности таких ее разновидностей, как религиозный туризм и паломничество. В статье обосновано концептуальное различие данных понятий, из которых исходит необходимость различия в подходах и принципах оказания соответствующих туристских услуг. Констатируется значительность воздействия религиозного туризма на экономику отдельных стран и районов мира, религиозные центры. В статье проведен анализ концептуального регулирования туристской деятельности в Российской Федерации и рассмотрены отдельные государственные программы развития туризма и паломничества. Основное внимание уделено отсутствию юридического понятия и правоприменительной практики паломничества и, соответственно, возникающим в связи с этим проблемам и трудностям в процессе организации туристских поездок и оказании туруслуг данной тематической направленности. Имеющаяся в России правовая коллизия состоит в том, что религиозные организации не имеют права организовать паломнические поездки, так как они приравнены к туризму и находятся в ведении туроператорских компаний. В статье на конкретных примерах рассматривается, почему обычные турфирмы далеко не всегда способны качественно и в полной мере правильно организовать и провести паломническую поездку к святым местам. Рассматривается вопрос, почему большинство из организуемых сегодня паломнических поездок могут быть определены как самодеятельные поездки, а не полноценные туры. Обосновывается актуальность создания Ассоциации церковных организаций, занимающихся формированием и продвижением паломнических поездок, что позволило бы использовать правовые механизмы для страхования ответственности, получать банковские гарантии при формировании турпродукта, то есть официально осуществлять туроператорскую деятельность. Приведенные результаты анализа количественного состава потребителей услуг религиозного туризма и паломничества показывают, что этот турпродукт пользуется большим спросом и имеет большие перспективы для развития в России. Акцентируется внимание на проблеме квалификации экскурсоводов паломнических туров, необходимости подготовки специализированных кадров для экскурсионного обеспечения религиозного туризма и паломничества. Обосновывается практическая значимость использования сетевой формы реализации образовательных программ при подготовке специалистов для сферы религиозного туризма и паломничества.
Ключевые слова: туризм, религиозный туризм, паломничество, туристская деятельность
Прежде чем говорить о правовом регулировании отношений в сфере паломничества и религиозного туризма, несколько слов необходимо сказать в целом о самом туризме как комплексном социальном явлении, которое заключается прежде всего в человеческой потребности путешествовать и познавать новое, отдыхать, и корреспондирующей этой потребности деятельности по созданию и постоянному развитию социально-экономических факторов и условий реализации этой потребности.
Именно с целью регулирования этой деятельности в 1996 г. был принят Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Россий-
ской Федерации». Закон придает юридическое значение туризму и определяет его как «временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее — лица) с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спор-тивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания» (ст. 1)1.
1 Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. № 132-Ф3 «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».
Туризм в целом как явление — это мощнейший цивилизационный фактор, способствующий созданию межкультурных связей, обогащению культур и традиций разных народов, сближению представителей разных культур и народов, развитию социально-экономических отношений на планете. Именно поэтому Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) и провозгласила туризм одним из главных факторов культурного и гуманитарного развития, способствующих сохранению мира и сближению народов путем ведения «диалога между культурами».
Основой работы ЮНЕСКО в области культуры является основанное на человеческих взаимоотношениях содействие культурному разнообразию. Этот подход был подтверждён в 2001 г принятием Всеобщей декларации о культурном разнообразии. От охраны всемирного культурного и природного наследия, представляющего ценность для всего человечества, ЮНЕСКО перешла к защите различных форм нематериального культурного наследия, шедевров устного творчества. Вопросами культуры занимаются региональные бюро в Венеции и Гаване. Среди программ организации в ведении культурного направления находятся такие программы, как «Всемирное наследие», «Нематериальное культурное наследие», «Подводное культурное наследие».
Общество сегодня остро нуждается в социальных институтах, способных заполнить образовавшийся в результате смены общественно-политической формации нашей страны и активного воздействия глобалистских сил в мире духовно-нравственный вакуум. Наиболее остро сегодня проявила себя проблема потребности населения в смысложизненных ориентирах. В этой связи социальный институт религии, а именно Русскую Православную Церковь, можно рассматривать как социальный ресурс формирования ценностных ориентаций населения, поскольку именно РПЦ исторически является центром объединения различных народов нашей страны, с уважением относящимся к их национальным обычаям и традициям, сохраняющим их религиозные традиционные воззрения. Более того, как известно, татаро-монгольские завоеватели весьма в большом количестве учились у просвещенной Руси и принимали Святое Крещение [1].
На современном этапе развития российской государственности и общества произошло возрождение интереса к религиям и Церкви [4]. В советское время религия не оказывала боль-
шого влияния на туризм. Религиозные святыни рассматривались лишь как интересные в историческом отношении и привлекательные с эстетической точки зрения объекты. Поэтому сегодня мы все чаще приходим к необходимости выделения из общего понятия туризма такого вида, как религиозный туризм, и особой его разновидности — паломничества.
Религиозный туризм — это поездка с культурно-познавательными целями. Данный вид туризма собирает любознательных людей, не чуждых вере, желающих непраздно провести свободное время. Оплатив тур, туристы хотят получить эстетические впечатления и расширить свой кругозор историческими сведениями об объектах показа. Им интересны также искусствоведческие данные о памятнике архитектуры (монастыре, храме) — время его создания, автор, стиль и т.д.
Паломничество — это поездка глубоко верующих людей к святыням. Целью паломничества является поклонение святым местам, молитва, покаяние, реже — исполнение обета, данного во время тяжелой болезни или смертельной опасности, и благодарение Господа за избавление от них. Довольно часто целью паломничества бывает исцеление от тяжких недугов, получаемое от чудотворных икон, святых мощей, источников.
Воздействие религиозного туризма на экономику некоторых стран и районов мира, в первую очередь на сами религиозные центры, весьма велико. Это связано с тем, что паломники оставляют в стране пребывания существенную долю взятых в дорогу денег. Кроме того, паломничество дает заработок многим тысячам местных жителей [3].
Переходя к вопросу правового регулирования, необходимо констатировать, что эта сфера общественных отношений совершенно не урегулирована нормами права и не имеет еще необходимой правоприменительной практики. Еще 5 лет назад предлагалось разработать законопроект, который отделил бы понятие «паломничество» от понятия «туризм», поскольку в настоящее время в отраслевом законе эти определения смешиваются, в результате чего религиозные организации не имеют права организовывать паломнические поездки, потому что они приравнены к туризму, то есть находятся в ведении туроператорских компаний. И действительно, вышеназванный Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» сегодня не содержит такого понятия, как «паломничество»,
а ведь это весьма специфический вид религиозного туризма, который включает в себя множество факторов, совершенно отличных от обычной поездки и предполагающий более точное правовое регулирование и внимательное отношение законодателя и, соответственно, правоприменителя. На сегодняшний день законодательство никаких специальных правил или особенностей осуществления этих разновидностей не содержит, хотя они есть, и достаточно существенные, чтобы не обращать на них никакого внимания, о чем, в частности, указано и в [5]. Тем не менее, до сих пор никаких проектов на рассмотрение не предложено, да и о правовом регулировании вообще особо не говорится.
Сейчас паломнические туры предлагают как специализированные центры, так и обычные туроператоры.
Кроме того, говоря об особенностях религиозного туризма и паломничества, необходимо сформулировать и придать юридическую силу требованиям, которые в обязательном порядке должны быть доведены до сведения туриста или паломника. Как было прекрасно проиллюстрировано в докладе Л. Е. Пегашо-вой, прозвучавшем на Конференции «Развитие культурно-познавательного, религиозного туризма и паломничества в Российской Федерации» (15—16 апреля 2015 г. в Музейно-выставоч-ном комплексе «Новый Иерусалим», в г. Истре), в ходе организации подобных туров действительно больше всего подбирается смешанных групп, и обычного туриста нужно прежде всего в обязательном порядке предупредить о том, что его ждет в паломнической поездке, с какими неудобствами ему придется столкнуться. Иначе может возникнуть новая проблема — судебная защита нарушенных прав.
Правовая защита нарушенных прав в результате такой услуги сегодня будет осуществляться по общим правилам защиты прав потребителей и на основании соответствующих правил2. Однако для того, чтобы применить нормы права, закрепленные в этом постановлении, необходимо, чтобы исполнителем услуги был туроператор, который заключает с потребителем договор о реализации туристского продукта или от имени которого заключается этот договор, а также тур-агент, действующий на основании договора со сформировавшим туристский продукт туропера-
2 «Правила оказания услуг по реализации туристского
продукта», утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2007 г. № 452.
тором и заключающий с потребителем договор о реализации туристского продукта от своего имени, но по поручению и за счет туроператора в соответствии с Федеральным законом «Об основах туристской деятельности Российской Федерации» и Гражданским кодексом Российской Федерации. Причем договор этот должен соответствовать примерной форме договора, утвержденной Министерством культуры Российской Федерации. Понятно, что такой исполнитель услуг, как, например, недобросовестный паломнический центр, созданный энтузиастами для извлечения прибыли и без какого бы то ни было юридического оформления, как правило, вообще не слышал таких слов, поэтому предъявить впоследствии претензии будет просто не к кому.
Обычные турфирмы не способны качественно и в полной мере правильно организовать и провести паломническую поездку к святым местам. В такой ситуации паломники зачастую оказываются неудовлетворенными и разочарованными. На собственном примере столкнулся с проявлением невежественной безграмотности со стороны молодого гида-экскурсовода, читавшего текст во время морской поездки вокруг полуострова Афон с грубыми ошибками: например, он произносил «насильники монастыря» вместо «насельники» и т.п.
Несомненно, с целью упорядочения деятельности приходов, туристских предприятий и других учреждений по организации паломнических поездок, при епархиях РПЦ в качестве структурной единицы должны действовать паломнические службы. Сегодня в РПЦ действует порядка 500 православных паломнических центров при храмах и монастырях. Однако требование закона о финансовом обеспечении ими своей деятельности привело к тому, что большинство паломнических служб, находясь при небольших или небогатых монастырях и приходах в провинции, не имеют юридического основания официально считаться паломнической службой, то есть существуют нелегально, и только 10 из них зарегистрированы в Едином федеральном реестре туроператоров. Следовательно, организованные такими службами паломнические поездки можно отнести к самодеятельным.
В этой связи проблемой становится еще и вопрос о вступлении Паломнических центров РПЦ в объединение туроператоров. Вполне актуальным вопросом может стать идея создания собственной ассоциации церковных организаций, занимающихся формированием и продвиже-
нием паломнических поездок. Паломническим службам маленьких приходов и неизвестных монастырей сложно застраховать свою ответственность, а тем более получить банковскую гарантию в случае, если они захотят формировать турпродукт, то есть стать туроператором.
К сожалению, пока в России правовое регулирование отношений в области религиозного туризма и паломничества недостаточно развито, причем как с точки зрения обычных туроператоров, так и с точки зрения паломнических служб религиозных организаций. Хотя сохранившиеся до наших дней культовые постройки могут служить важными объектами религиозного туризма и паломничества в современной России. Среди них есть памятники различных эпох, начиная с ХП—ХШ вв., отражающие всю историю русского культового зодчества, неразрывно связанную с историей и культурой Российского государства.
Россияне пока предпочитают посещать святые места больше на родине, чем за рубежом. Особенно в последнее время в связи с внешнеполитической ситуацией и существенным подорожанием поездок. Например, одни только Соловки в 2013 г. посетили около 30 тыс. паломников, причем их поток вырос на 36%. Гораздо больше пилигримов стало и на Валааме — в 2013 г. Валаамский монастырь посетили около 60 тыс. туристов и паломников. Поездки становятся все более продолжительными, людям зачастую не хватает обычной экскурсии, они хотят остаться в святом месте на несколько дней или даже на неделю. Таким образом, в наше время именно монастыри Русской Православной Церкви становятся ведущими объектами привлечения паломников.
Результаты анализа количественного состава потенциальных потребителей услуг религиозного туризма и паломничества показывают, что этот турпродукт пользуется большим спросом и имеет большие перспективы.
В этой связи хотелось бы рассказать об очень интересном научном исследовании, проведенном Е. В. Зеленовой [3], которая изучила целевую аудиторию таких туристов и мотивы совершения ими поездок. Исследование показало, что на современном этапе возрождения паломничества как элемента социального института мотивация совершения паломнического путешествия также различна. Наиболее часто встречающаяся мотивация — это желание исцелиться (33%), участие в церковном празднике, крестном ходе, благодарственная служба, отмаливание грехов
(15%), поиск смысла жизни (5%), желание помолиться в благодатном месте (10%). И лишь для 9% паломников мотивом поездки является духовное совершенствование. Из этого можно сделать вывод, что в основном вера воспринимается потребительски, как помощь в решении бытовых проблем. Это говорит о том, что РПЦ недостаточно уделяет внимания своей миссионерской деятельности, пастырство находится пока не на должном уровне. Можно спорить и не соглашаться с результатами этого исследования, но в любом случае необходимо принимать его во внимание как важную теоретическую основу для разработки и принятия соответствующего механизма правового регулирования в рассматриваемой сфере.
Существующий уровень подготовки российскими турфирмами и паломническими службами, их сопровождение, соответствие организации приема положениям различных вероисповеданий еще не отвечают необходимым требованиям. Большинство отечественных фирм, проводящих эту работу, не имеют поддержки и благословения Церкви. Что касается паломнических служб, то в ряде случаев граждане сталкиваются не только с низкой организацией поездки, безответственностью, но и с умышленной подменой религиозных понятий и попросту обманом. Так, к сожалению, наиболее часто поступают жалобы на то, что при проведении экскурсии экскурсовод православной (!) паломнической службы уделял все свое внимание ветхозаветной истории, умышленно умалчивая о евангельском значении того места, где совершалась экскурсия.
В этой связи существенной проблемой на сегодняшний день является также проблема подготовки кадров для экскурсионного обеспечения религиозного туризма и паломничества. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 100400 «Туризм»3 не содержит в рамках обязательной части ни одной дисциплины, которая в действительности была бы нужна таким кадрам (например, апологетика, литургика, агиография, история Ветхого и Нового Заветов и т. п.). Стандартом предусмотрена вариативная часть, которую вузы могут самостоятельно
3 Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 100400 «Туризм» (квалификация / степень «бакалавр»). Утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 октября 2009 г. № 489.
наполнять различными дисциплинами и модулями, однако таких вузов, где это сделано — единицы. Программ дополнительного профессионального образования в сфере религиозного и паломнического туризма, которые могут реа-лизовываться по профилю основных программ, никто не разрабатывал вообще. Поэтому если какое-либо образовательное учреждение захочет предложить всем желающим повышение квалификации или профессиональную переподготовку и подготовить экскурсовода, то никто не узнает, что именно «вложат в голову» их слушателям. В этой связи думается, что вполне оправданным и могли бы стать, во-первых, разработка минимальных обязательных требований к таким дополнительным профессиональным программам (ДПП), а, во-вторых, как это тревожно ни прозвучит, ввести цензурирование подобных программ, которое могло бы заключаться в обязательном согласовании ДПП с религиозными организациями соответствующей конфессии.
Отсюда вытекает следующий вопрос, который хотелось бы рассмотреть более подробно. Монастыри действительно всегда были прежде всего образовательными центрами. Более того, письменность и книгопечатание начались именно в монастырях. В этой связи генеральный директор Паломнического центра Московской Патриархии иеродиакон Сергий совершенно справедливо задается вопросом: где же проходит граница между туристской деятельностью и образовательной, и есть ли она вообще? Если экскурсовод проводит экскурсию, разве он не образовывает туриста? Разве не получает турист новые знания?
Однако на этот счет в законодательстве существует довольно простой ответ: «Образовательная деятельность — это деятельность по реализации образовательных программ». Следовательно, как только вы начинаете реализовывать какую-либо программу — это значит, что вы начали осуществлять образовательный вид деятельности, а он подлежит лицензированию. Причем, в прежнем законодательстве была сформулирована грань, где надо получать лицензию, а где нет. Сейчас в новом Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации»4, такого разграничения нет. Он во многом либерализировал всю систему образования и допустил на рынок образовательных услуг даже индивидуальных предпринимателей (ИП)! Но, с другой сторо-
4 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».
ны, упорядочил эту деятельность и привел ее к общему знаменателю — необходимости получения лицензии, за исключением разовых мероприятий — семинаров, конференций, экскурсий. Но тогда это не образовательная деятельность, а, следовательно, никаких льгот, предусмотренных для образовательных организаций, паломнические службы и туристские организации не получат. Поэтому для развития образовательной деятельности паломнических центров наиболее правильными путями будут два:
1) создание юридического лица, причем любой организационно-правовой формы, либо регистрация ИП и получение лицензии (в случае если ИП работает самостоятельно без привлечения педагогических работников);
2) осуществление образовательной деятельности в сетевой форме.
Сетевая форма реализации образовательных программ (далее — сетевая форма) обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций. В реализации образовательных программ с использованием сетевой формы наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также могут участвовать научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой.
Использование сетевой формы реализации образовательных программ осуществляется на основании договора между такими организациями. Для организации реализации образовательных программ с использованием сетевой формы несколькими организациями, осуществляющими образовательную деятельность, такие организации также совместно разрабатывают и утверждают образовательные программы.
В договоре о сетевой форме реализации образовательных программ в соответствии со ст. 15 «Сетевая форма реализации образовательных программ» Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» указываются:
1) вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (часть образовательной программы определенных уровня, вида и направленности), реализуемой с использованием сетевой формы;
2) статус обучающихся в организациях, указанных в части 1 вышеназванной статьи 15, правила приема на обучение по образовательной программе, реализуемой с использованием сетевой формы, порядок организации академической мобильности обучающихся (для обучающихся по основным профессиональным образовательным программам), осваивающих образовательную программу, реализуемую с использованием сетевой формы;
3) условия и порядок осуществления образовательной деятельности по образовательной программе, реализуемой посредством сетевой формы, в том числе распределение обязанностей между организациями, указанными в части 1 вышеназванной статьи 15, порядок реализации образовательной программы, характер и объем ресурсов, используемых каждой организацией, реализующей образовательные программы посредством сетевой формы;
4) выдаваемые документ или документы об образовании и (или) о квалификации, документ или документы об обучении, а также организации, осуществляющие образовательную деятельность, которыми выдаются указанные документы;
5) срок действия договора, порядок его изменения и прекращения.
Кроме указанных нерешенных вопросов выездного туризма по местам религиозных святынь, практически совершенно не разработанной является задача привлечения зарубежных туристов к российским святыням, в том числе в Москву и Подмосковье, на территории которых находится более 300 объектов, представляющих значительный конфессиональный и культурный интерес.
Проблемой въездного туризма является недостаточно комфортная туристская информационная среда, это касается знаков туристской навигации, недостатка и разрозненности информационных ресурсов о туристских программах регионов России, неудобного графика работы многих объектов туристского показа (наличие санитарных дней, короткий рабочий день, несоответствие преобладающему ритму прибытия иностранных граждан с туристскими целями по дням недели), невозможности предварительного
бронирования и покупки билетов в музеи через Интернет.
Важнейшим элементом, безусловно, должно стать его рекламно-информационное сопровождение: пропаганда через прессу, радио и телевидение, выпуск путеводителей для туристов, книг о храмах Москвы, духовных памятниках России, видеофильмов, проведение ряда бесплатных рекламно-информационных поездок с участием в них деятелей различных конфессий, журналистов, представителей турагентств, ряда известных и авторитетных лиц. Существенным элементом является формирование гостиничной базы для размещения, ориентированной на минимизацию стоимости поездки и на качество.
В заключение хотелось бы отметить, что в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации5 уделяется внимание и новым задачам, стоящим перед сферой туристских услуг в связи с вхождением в состав Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и г. Севастополя. Сегодня стоит задача интеграции указанных субъектов РФ в систему управления сферой туризма, смягчения негативных эффектов переходного периода и обеспечения развития туризма, а также повышения качества жизни населения новых регионов страны. Традиционно популярные места отдыха россиян в Республике Крым увеличивают привлекательность внутреннего туризма, что накладывает дополнительную ответственность на органы исполнительной власти в сфере туризма за качество услуг и объектов туристской инфраструктуры, безопасность туристов, обеспечение рабочих мест и вклада туризма в бюджет Российской Федерации.
Подводя итог моделированию организации паломничества, можно констатировать непреходящую важность проблемы нормирования и правового регулирования вопросов, связанных с развитием религиозного и паломнического туризма, решение которых требует тесного сотрудничества с Русской Православной Церковью. Большинство из этих проблем (например, правового регулирования религиозного туризма и паломничества, а также правового статуса паломнических служб) могут быть решены только через внесение изменений в действующее законодательство.
5 «Об утверждении стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года» — распоряжение
Правительства Российской Федерации от 31 мая 2014 г
№941-р.
Литература
1. Бондаренко Д. В. Преступность как средство достижения политических целей на международной арене // Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты. Труды Международной научно-практической конференции. Филиал РГСУ в г. Дедовске Московской области. Под ред. д.и.н. проф. Л. И. Рогачевой. Дедовск, 2014.
2. Зеленова Е. В. Модель организации православного паломничества // Туризм: право и экономика. 2013. № 1. С. 7—10.
3. Мазин К. А. Паломничество и туризм: сравнение сквозь призму тысячелетий // Современные проблемы сервиса и туризма. 2009. № 4. С. 8-24.
4. Митрополит Кирилл. Проблемы развития современного православного паломничества [Текст] // Туристские фирмы. Вып. 36 (4).
5. Научно-практические рекомендации по развитию культурно-познавательного туризма в Российской Федерации. М.: ФГБОУ ВПО «РГУТиС», 2015.
REGULATORY ASPECTS OF PILGRIMAGE AND RELIGIOUS TOURISM AT THE PRESENT STAGE
Bondarenko Dmitrii Vladimirovich, PhD (Cand. Sc.) in legal Sciences, Deputy Director of Department — head of division of academic degrees of the Department of certification of scientific and scientific-pedagogical personnels in the Ministry of education and science, [email protected], Moscow, Russian Federation
The article discusses the issues of legal regulation of relations in the field of tourism, especially such varieties as religious tourism and pilgrimage. The article substantiates the conceptual distinction of these concepts, from which the needfor different approaches and principles for the provision of appropriate tourist services comes. The author notes the significance of the impact of religious tourism on the economy of individual countries and regions of the world, and religious centers. In the article there is the analysis of conceptual regulation of tourist activity in the Russian Federation and it is considered a separate state program of development of tourism and pilgrimage. The main attention is focused on the lack of legal concept and practice of pilgrimage and, respectively, difficulties, arising in connection with these issues, in the organization of tourist trips and the provision of travel services of this thematic trend. Available in Russia legal conflict is that religious organizations have no right to organize pilgrimages, as they are equated to tourism and operated by tour operators. In the article, specific examples prove why firms are not always able to efficiently andfully right to organize and conduct a pilgrimage to the Holy places. We examine why the majority of pilgrimages, organized today, may be defined as an Amateur travel, not full tours. The author prove the relevance of the Association of Church organizations involved in the formation and promotion of pilgrimages, which would allow them to use legal mechanisms for liability insurance, obtain a Bank guarantee in the formation of the tourist product, all these officially allow to implement tour operator activities. The results of the analysis of the quantitative composition of consumers of religious tourism and pilgrimage indicate that this product is in great demand and has great prospects for development in Russia. The attention is focused on the problem of the qualification of pilgrimage tours guides, training of specializedstafffor sightseeing ensure of religious tourism and pilgrimage. The author substantiates the practical significance of the use of network forms of realization of educational programs for training specialists for the sphere of religious tourism and pilgrimage.
Keywords: tourism, religious tourism, pilgrimage, tourism activity
References
1. Bondarenko D. V. Prestupnost' kak sredstvo dostizheniya politicheskikh tselei na mezhdunarodnoi arene [Crime as a means of achieving political goals in the international scene] // Fundamental'nye i prikladnye issledovaniya: problemy i rezul'taty. Proceedings of Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. Filial RGSU v g. Dedovske Moskovs-koi oblasti. Pod red. d.i.n. prof. L. I. Rogachevoi. Dedovsk, 2014.
2. Zelenova E. V. Model' organizatsii pravoslavnogo palomnichestva [Organizational model of Orthodox pilgrimage] // Tur-izm: pravo i ekonomika [Tourism: law and Economics]. 2013. № 1. p. 7—10.
3. Mazin K. A. Palomnichestvo i turizm: sravnenie skvoz' prizmu tysyacheletii [Pilgrimage and tourism: a comparison in the light of the Millennium] // Sovremennye problemy servisa i turizma [Modern problems of service and tourism]. 2009. № 4. p. 8-24.
4. MitropolitKirill. Problemy razvitiya sovremennogo pravoslavnogo palomnichestva [Tekst] [Problems of the development of modern Orthodox pilgrimage [Text]// Turistskie firmy. Vyp. 36 (4).
5. Nauchno-prakticheskie rekomendatsii po razvitiyu kul'turno-poznavatel'nogo turizma v Rossiiskoi Federatsii [Scientific-practical recommendations for the development of cultural tourism in the Russian Federation]. M.: FGBOU VPO «RGUTiS», 2015.