Научная статья на тему 'Религиозный туризм как сегмент современноготуристского рынка'

Религиозный туризм как сегмент современноготуристского рынка Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
9671
621
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / РЕЛИГИОЗНЫЙ ТУРИЗМ / ПАЛОМНИЧЕСТВО / СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ ТУРЫ / РЕЛИГИИ / TOURISM / RELIGIOUS TOURISM / PILGRIMAGE / SPECIALIZED ROUNDS / RELIGIONS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Гужина Галина Николаевна, Гужин Александр Александрович

Делается акцент на том, что в настоящее время назначение многих культовых объектов приобретает свой изначальный смысл, они становятся объектами поклонения и познания. Вместе с тем в статье раскрываются понятия «паломничество» и «религиозный туризм», определяются их различия. Приводятся методические основы организации религиозного туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Гужина Галина Николаевна, Гужин Александр Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Religious Tourism as a Segment of a Modern Tourist Market

The article shows how many of the cult objects get more and more attention nowadays, how they become to be considered objects of worship and knowledge. At the same time the concepts of «pilgrimage» and of «religious tourism» are revealed, their distinctions are defined. Methodical bases of the organization of religious tourism are given.

Текст научной работы на тему «Религиозный туризм как сегмент современноготуристского рынка»

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ СПОРТА, ТУРИЗМА

THEORY AND HISTORY OF PHYSICAL CULTURE, SPORTS, TOURISM

УДК 379.85

РЕЛИГИОЗНЫЙ ТУРИЗМ КАК СЕГМЕНТ СОВРЕМЕННОГО ТУРИСТСКОГО РЫНКА

Г. Н. Гужина, А. А. Гужин

Государственный гуманитарно-технологический университет, Орехово-Зуево, Россия

Делается акцент на том, что в настоящее время назначение многих культовых объектов приобретает свой изначальный смысл, они становятся объектами поклонения и познания. Вместе с тем в статье раскрываются понятия «паломничество» и «религиозный туризм», определяются их различия. Приводятся методические основы организации религиозного туризма.

Ключевые слова: туризм, религиозный туризм, паломничество, специализированные туры,

религии.

В последние годы усилилось значение туризма в жизни современного общества. Сегодня туризм активно развивается, люди стали путешествовать осмысленно — в образовательных, религиозных, оздоровительных целях. Туризм стал играть такую роль в жизни общества, что превратился в уникальную крупномасштабную мировую индустрию, а туристические ресурсы становятся важнейшей частью национального богатства многих стран.

В настоящее время в мире всё большее развитие получают различные виды познавательного, в том числе и религиозного туризма.

Религиозный туризм совсем недавно был включён в список существующих видов туризма, принятый Всемирной туристской организацией. Туристские вузы практической подготовкой специалистов по этому направлению не занимаются. Вместе с тем древние традиции поклонения святым местам сегодня активно возрождаются путём развития религиозного туризма. Паломнические поездки и путешествия в последние годы становятся необычайно популярными.

Религиозный туризм — это самостоятельный вид туризма. У него, как и у других его видов, есть свои разновидности: паломнический туризм и религиозный туризм экскурсионной направленности.

Паломничество, или путешествие с религиозными целями — одна из старейших форм туризма, имеющая глубокие исторические корни. Одними из первых туристов были средневековые паломники.

Туристом, путешествующим с религиозными целями, является человек, выезжающий за пределы обычной среды на срок не более года для посещения святых мест и центров религий. Под религиозным туризмом следует понимать виды деятельности, связанные с предоставлением услуг и удовлетворением потребностей туристов, направляющихся к святым местам и религиозным центрам, находящимся за пределами обычной для них среды. Довольно обширный массив религиозного туризма должен быть подразделён прежде всего в соответствии с четырьмя наиболее распространёнными в сегодняшней России концессиями: христианством, исламом, иудаизмом и буддизмом [1. С. 124].

Религиозный туризм имеет три формы:

а) паломничество;

б) экскурсионные туры по религиозной тематике;

в) специализированные туры, в которых объединяются паломники и экскурсанты.

География паломнических туров достаточно обширна и зависит от веры исповедания — Тибет, Израиль, Италия, Индия, Китай, Непал, Греция, Святой Афон и многие другие. Обычно тур длится от 5 до 10 дней, во время которых паломники по программе посещают главные религиозные места, праздники, совершают церковные мероприятия.

Религиозное путешествие преследует три основные цели.

Первая — и самая распространённая — посещение знаковых мест для данной религии. Верующие люди идут или едут в места, где происходили или происходят легендарные, значимые события: очень много паломников с незапамятных времён приезжают в Мекку, Иерусалим, на Голгофу, в православные церкви, Ватикан, крупные буддийские храмы.

Ещё в средние века люди верили, что в подобных «центрах веры» их молитвы имеют особенную действенность. Связанные с именем пророка, святого или с божественным знамением, эти места всегда аккумулировали множество паломников. Например, на сегодняшний день главным центром паломничества во Франции является Лурд (Lourdes). В середине XIX в. этот город в самом сердце Пиреней был осенён явлением Девы Марии Бернадетте Субиру в гроте Массабьель.

Но не только мировые религии обладают подобными центрами. Возродившийся интерес к древним, языческим религиям побуждает людей искать и древние капища — славянские, кельтские. Безусловно, они также являются местами силы, памяти и паломничества.

Вторая цель — исцеление. Неистовая вера в то, что мощи святых, иконы, алтари, менгиры, прикосновение папской руки обладают целительной силой, неугасимо живёт в людях. Сложно сказать наверняка, что именно исцеляло и исцеляет людей: неукротимая вера (она же — эффект плацебо) или воздействие неземных сил. Но факты остаются фактами: калеки вставали на ноги, слепые прозревали, а прокажённые избавлялись от болезни.

Более важное исцеление, невидимое глазу, — исцеление духовное. Искупить грех — или по-

стигнуть истины под руководством мудрого учителя — на Востоке и Западе религиозные путешествия в этом плане были схожи. Чтобы стать лучше, мудрее, искупить грехи, человек должен пройти испытание. Средневековые духовники нередко налагали епитимью, требуя совершить паломничество, и иногда приказывали пройти путь босиком или в одной рубашке.

Третья цель — очень земная и человеческая: любопытство. Будучи православным, католиком или атеистом, человек всё равно может отправиться в Мекку — наблюдать за религиозным действом. Люди стараются не просто посетить храм, но попасть на службу.

Даже если это чуждая религия — но природное любопытство, тяга к познанию ведут человека в мечеть или буддийский храм, католический монастырь или православную церковь. Многие епархиальные управления ввели в структуру внешнеэкономические отделы, которые регулируют вопросы паломничества.

Религиозный туризм — один из самых возвышенных видов туризма. Конечно, сейчас уже редко встретишь паломников, босиком преодолевающих границы Шенгенской зоны. Но всё равно интерес к божественному, неземному — познать, увидеть, причаститься — очень велик.

Можно выделить различные виды паломничества. По числу участников и признаку семейной принадлежности различают индивидуальные, семейные и групповые паломничества. По продолжительности можно обозначить паломничества длительные и короткие.

Религиозный туризм и его разновидности представлены различными формами. По особенностям организации поездок религиозный туризм может быть организованным или неорганизованным. Одни туристы предпочитают организованные поездки, которые строго регламентированы и обычно осуществляются на условиях предварительной оплаты. Продавец и клиент заранее обсуждают маршрут поездки, сроки пребывания, набор предоставляемых услуг (полный пакет или лишь ряд услуг). В зависимости от числа участников путешествия выделяют туры индивидуальные и групповые. Число участников индивидуального тура 1-5 чел., группового — от 6 и более. Некоторые туристские фирмы считают групповым путешествие, в которое отправляются 2 чел. и более. Частным случаем индивидуального тура может быть поездка одного человека.

Религиозный туризм как сегмент современного туристского рынка

Часто это можно наблюдать в паломнических поездках, которые в отличие от экскурсионных могут длиться по нескольку месяцев. Человек имеет огромное желание уединиться для молитвенного общения, размышлений о своих внутренних проблемах, сложных жизненных ситуациях. И он отправляется один в паломническую поездку в монастырь или другое место.

В зависимости от продолжительности поездки можно выделить поездки однодневные, длящиеся несколько дней, и многодневные. Однодневные поездки можно подразделить на длящиеся: менее 3 ч, 3-5 ч, 6-8 ч, 9-11 ч, более 12 часов (однодневные). Путешествия с ночёвкой бывают продолжительностью 1-3, 4-7, 8-28, 29-91, 92-365 ночей.

Специализированные туры рассчитаны как минимум на три дня с посещением религиозных святынь и архитектурных памятников прошлого. Иногда для организации таких туров необходимо разрешение (благословение) настоятеля монастыря [2. С. 38].

В рамках религиозного туризма экскурсион-но-познавательной направленности предполагается посещение религиозных центров, в которых туристы-экскурсанты смогут увидеть религиозные объекты — действующие культовые и памятные, побывать в музеях и на выставках. В экскурсионно-познавательных турах туристы используют имеющиеся элементы туристской инфраструктуры — селятся в гостиницах и т. д. Экскурсионно-познавательные туры, в отличие от паломнических, более короткие, они не приурочены к религиозным праздникам, и в них могут участвовать как взрослые, так и дети. Религиозные объекты туристы могут посещать и во время комбинированных туров, в которых экскурсионная составляющая является лишь частью программы. Для паломников экскурсия имеет вторичное значение по отношению к определённым культовым действиям. Тем не менее в некоторых турах могут участвовать как паломники, так и экскурсанты.

Экскурсионным группам необходим опытный, хорошо знающий тему экскурсовод, а по прибытии на место их должен сопровождать и представитель религиозной организации.

Для российских паломников лидерами среди центров паломничества являются Россия и Израиль.

По географическому признаку паломнические поездки можно подразделить на следующие направления:

- монастыри и святыни ближнего зарубежья (главным образом, Украины);

- дальнего зарубежья (святыни Болгарии, Греции — в первую очередь, горы Афон, Италии — мощи Николая Мирликийского, Израиля).

«Ближние», например, для Москвы — это монастыри города, места, связанные с пребыванием царской семьи, а также монастыри Подмосковья (Троице-Сергиева лавра, Иосифо-Волоцкий монастырь, Высоцкий монастырь в Серпухове, Давидова пустынь и др.) [3. С. 12].

Весьма популярны у паломников 2-3-дневные поездки в монастыри: в первую очередь в Оптину пустынь, к мощам Серафима Саровского в Дивеевский монастырь, в Нилову пустынь на озере Селигер, в Псково-Печёрский монастырь.

Паломнический тур в отличие от религиозно-экскурсионного включает в себя не только посещение и квалифицированный осмотр храмов, монастырей, святых мест (источников и т. д.), но и реальное участие паломника в религиозной жизни храма или монастыря, возможность посещения богослужения. Религиозно-познавательные и паломнические туры объединяют прежде всего маршруты экскурсионной поездки и объекты показа, что часто приводит к смещению данных категорий, когда любая поездка в монастырь именуется паломничеством. В то же время эти туры преследуют различные цели: паломнический тур прежде всего мотивирован религиозно, экскурсионный тур мотивирован познавательно. Различие целей обусловливает различие выбора и использования методических приёмов показа и рассказа, стиля общения с группой, использования специальной лексики и т. д.

Пребывание в монастырях действует благотворно. На человека оказывает эмоциональное влияние всё окружающее: архитектура, живопись, иконопись, церковное песнопение, люди, произносящие молитвы. Всё это создаёт иллюзию ухода в иной мир, более чистый и прекрасный, чем окружающая действительность, более доверчивый и открытый, так как люди в церковной общине испытывают чувство сплочённости, свойственное русскому менталитету. Здесь люди приобщаются к новому образу жизни, монашество для них служит примером предпочтений духовного начала материальному. Поэтому исторические монастыри на Руси стали центром притяжения паломников и верующих.

Таким образом, вышеизложенное свидетельствует о настоятельной необходимости вдумчивой разработки соответствующих религиозных туристских маршрутов, составления путеводителей для посетителей, паломников, туристов по историческим и святым местам, профессионального обучения и соответствующей подготовки необходимых кадров экскурсоводов по указанной проблематике.

Список литературы

1. Бабкин, А. В. Специальные виды туризма : учеб. пособие для студентов вузов / А. В. Бабкин. -

Поступила в редакцию: 16 ноября 2015 г.

М. : Совет. спорт, 2008. - 206 с.

2. Брандт, И. Г Паломничество, религиозный туризм с точки зрения туриндустрии / И. Г. Брандт // Православное паломничество: традиции и современность : сб. материалов Второй общецерков. конф., 28-29 нояб. 2005 г. - М. : Паломн. центр Моск. патриархата, 2009. - С. 37-41.

3. Прокопенко, Т. А. Экономико-географический и исторический аспекты развития религиозного туризма на примере Русской православной церкви : ав-тореф. дис. ... канд. геогр. наук / Т. А. Прокопенко. -Краснодар, 2007.

Для цитирования: Гужина, А. А. Религиозный туризм как сегмент современного туристского рынка / Г Н. Гужина, А. А. Гужин // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. -2016. - Т. 1, № 2. - С. 25-28.

Сведения об авторах

Гужина Галина Николаевна — доктор экономических наук, профессор кафедры экономики управления и бизнеса, Государственный гуманитарно-технологический университет. Орехово-Зуево, Россия.

guzina74@mail.ru

Гужин Александр Александрович — кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики управления и бизнеса, Государственный гуманитарно-технологический университет. Орехово-Зуево, Россия.

guzhinalex@mail.ru

PHYSICAL CULTURE. SPORT. TOURISM. MOTOR RECREATION

2016, vol. 1, no. 2, pp. 25-28.

Religious Tourism as a Segment of a Modern Tourist Market G. N. Guzhina, A. A. Guzhin

State Humanitarian and Technological University, Orekhovo-Zuyevo, Russia guzina74@mail.ru; guzhinalex@mail.ru

The article shows how many of the cult objects get more and more attention nowadays, how they become to be considered objects of worship and knowledge. At the same time the concepts of «pilgrimage» and of «religious tourism» are revealed, their distinctions are defined. Methodical bases of the organization of religious tourism are given.

Keywords: tourism, religious tourism, pilgrimage, specialized rounds, religions.

References

1. Babkin A.V. Spetsialnyie vidyi turizma [Special types of tourism. Textbook for university students]. Moscow, 2008. 206 p. (In Russ.).

2. Brandt I.G. Palomnichestvo, religioznyiy turizm s tochki zreniya turindustrii [Pilgrimage, Religious Tourism from the Point of View of the Tourism Industry]. Pravoslavnoe palomnichestvo: traditsii i sovremennost. 28-29 noyabrya 2005 g. [Orthodox Pilgrimage: Tradi-

tions and the Present. The collection of materials of the Second all-Church conference, November 28-29, 2005]. Moscow, 2009. Pp. 37-41. (In Russ.).

3. Prokopenko T.A. Ekonomiko-geograficheskiy i is-toricheskiy aspektyi razvitiya religioznogo turizma: na primere Russkoy Pravoslavnoy Tserkvi [Economic, Geographical and Historical Aspects of the Development of Religious Tourism: the Example of the Russian Orthodox Church. Abstract of thesis]. Krasnodar, 2007. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.