Научная статья на тему 'Религиозный туризм в территориальной рекреационной системе ЦЧР'

Религиозный туризм в территориальной рекреационной системе ЦЧР Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
306
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИОЗНЫЙ ТУРИЗМ / RELIGIOUS TOURISM / ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ РЕКРЕАЦИОННАЯ СИСТЕМА / TERRITORIAL RECREATIONAL SYSTEM / ПРАВОСЛАВНЫЕ ХРАМЫ / ORTHODOX CHURCHES / МАЛЫЕ ГОРОДА / SMALL TOWNS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Бирюкова Е.В.

В статье рассматривается роль религиозного туризма в территориальной рекреационной системе ЦЧР. Важное место отводится изучению и типологии храмов, расположенных в малых городах ЦЧР. Показаны некоторые закономерности размещения религиозных сооружений в пределах исследуемой территории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Бирюкова Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELIGIOS TORISM IN TERRITORIAL RECREATIONAL SISTEM OF THE CENTRAL CHERNOZEM RIGION

The article discusses the role of religious tourism in the territorial recreational system central Chernozem region. An important place is given to the study of temples and its typology located in small towns central of the Chernozem region. Showing some of the patterns of distribution of religious sites within the study area. Recreational potential of the central Chernozem region studied enough, but most references give a general description of certain types of resources or tourism. However, over the past 15 years, there was almost no publications on religious tourism. Religious tourism the oldest form of tourism. The Russian rulers made a pilgrimage, often on foot, to the various monasteries and temples. In the late 20 early 21 th century due to the rapid development of tourism and recreation activities and religious revival in the post-Soviet period has increased attention to religious tourism. Geography of religion and religious tourism in Russia are engaged in such scholars as the TT Christov, SG Safronov, LA Fedotova. Under the religious tourism realize activities related to the provision of services and the satisfaction of the needs of tourists traveling to the holy places and religious centers located outside their usual environment. Religious tourism industry is an integral part of the tourism industry as a whole. In the religious tourism industry, we have identified the following four sectors: accommodation, meals, transportation, and religious objects. In this article we used the author's maps made in MapInfo Professional program to identify the spatial distribution of the main objects of religious tourism. We analyzed the data on the density of Orthodox churches on the territory of the central Chernozem region and identify areas of their concentration. In the Kursk region the largest number of temples in Rylsk (8) and in Oboyan (6); in the Belgorod region the largest number of Orthodox churches in Valuyki and Shebekino (5 in each); in the Voronezh region is the leader Ostrogozhsk (6); in Tambov Morshansk (4); in Lipetsk region Zadonsk (19). We have grouped the Orthodox churches on the historical periods they arise. In small towns the central Chernozem region largest number of surviving temples (38 %) were built in the second half of the XIX century. Least of all has come to the present day churches XVII century. In the post-Soviet period due to increased public interest in religion were built new temples and chapels. The most famous temples and monasteries: The Virgin Monastery of Zadonsk and Gornalsky St. Nicholas Monastery Belogorsky. The religious tourism plays an important role in territorial recreational system of the central Chernozem region. In the study area preserved ancient temples, which were restored and are interesting sites for cultural, educational and pilgrimage tourism. Location temples depends on various factors: from the history of development of the territory, population size of settlements in the past and the present, from the settlement of the situation in relation to other settlements and relatively highways. The main centers of pilgrimage tourism in the central Chernozem region are city Zadonsk, Rylsk, Valuiki and Ostrogozhsk.

Текст научной работы на тему «Религиозный туризм в территориальной рекреационной системе ЦЧР»

УДК 911.9

РЕЛИГИОЗНЫЙ ТУРИЗМ В ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ РЕКРЕАЦИОННОЙ

СИСТЕМЕ ЦЧР Бирюкова Е. В.

Курский государственный университет, г. Курск, Российская Федерация

E-mail: ekaterina_biryuk@bk.ru

В статье рассматривается роль религиозного туризма в территориальной рекреационной системе ЦЧР. Важное место отводится изучению и типологии храмов, расположенных в малых городах ЦЧР. Показаны некоторые закономерности размещения религиозных сооружений в пределах исследуемой территории.

Ключевые слова: религиозный туризм, территориальная рекреационная система, православные храмы, малые города.

ВВЕДЕНИЕ

Рекреационный потенциал ЦЧР достаточно изучен, но в большинстве литературных источников дают общую характеристику ресурсам или отдельным видам туризма. В частности, в научном журнале «Вестник ВГУ» (Серия: География. Геоэкология.) много внимания уделяется экологии ЦЧР и экологическому туризму, например в статьях Федотова В. И., Федотова С. В., Рощевкина Р. С., Дорофеева А. А. и Ткаченко А. А. [1, 2, 3]. Есть статьи, посвященные спортивному туризму [4] и культурному туризму [5]. Однако за последние 15 лет почти не было публикаций на тему религиозного туризма. Изучались только аспекты, связанные с потенциалом для религиозного туризма [6]. Отдельные виды туризма не исследуются с позиции территориальной рекреационной системы. Только в работах Азизовой-Полуэктовой А. Н. историко-культурная среда рассматривается в структуре ТРС [7]. Наша же задача - рассмотреть религиозный туризм ЦЧР в рамках ТРС, чтобы показать уникальность данного вида рекреации и определить перспективы его развития.

ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНОГО МАТЕРИАЛА

Религиозный туризм - старейший вид туризма. В Индии испокон веков люди совершали путешествия в места, наполненные энергией того или иного божества. В Древней Греции к прорицательнице пифии, живущей в храме в Дельфах, съезжались представители всего греческого мира. В Средние века сложилась традиция поездок христиан к Гробу Господню в Иерусалим. В России правители совершали паломничества, часто пешие, в различные монастыри и храмы. В конце 20 - начале 21 века в связи с бурным развитием туристско-рекреационной деятельности и религиозным возрождением в постсоветское время усилилось внимание к религиозному туризму.

Географией религий и религиозным туризмом в России занимаются такие ученые, как Христов Т. Т., Сафронов С. Г., Федотова Л. А.

Под религиозным туризмом понимают виды деятельности, связанные с

20

предоставлением услуг и удовлетворением потребностей туристов, направляющихся к святым местам и религиозным центрам, находящимся за пределами обычной для них среды. Существует два вида религиозного туризма: паломнический туризм и религиозно-экскурсионный туризм (экскурсионный туризм религиозной тематики) [8].

Экскурсионные туры в отличие от паломнических более короткие, поэтому для ЦЧР характерен именно религиозно-экскурсионный туризм, в основном регионального значения. После 2008 г. россияне стали чаще совершать культурно-познавательные поездки внутри страны. Эта тенденция сохраняется до сих пор в связи с нарастанием кризиса в России с 2014-2015 гг., и сегодня территории конкурируют между собой за туристов, вполне осознавая важность тех ресурсов, которые они везут в регион. У людей всегда были потребности в поиске жизненного смысла, поэтому религиозно-паломнический туризм становится перспективным направлением в организации отдыха россиян [9].

Неоспоримым результатом религиозного возрождения в России в постсоветский период стал рост числа религиозных общин и институтов. Среди факторов, обуславливающих в настоящее время высокую плотность религиозных общин, основное значение имеют три: плотность сохранившегося религиозного архитектурного наследия, уровень религиозности населения и особенности системы расселения (густота и людность населенных пунктов), особенно это касается европейской части России [10].

Монастыри и храмы на Руси всегда были не только местом духовности, но и культурными центрами. Здесь веками накапливались книги, иконы, произведения прикладного искусства, изделия народных промыслов. Монастырские и храмовые здания являлись главными архитектурными памятниками своей эпохи. Поэтому паломническая поездка дает прекрасную возможность познакомиться с историей, архитектурой, иконописью, ремесленными традициями России.

Религиозно-паломнический туризм, по Кузишину А. В., классифицируют по числу участников и по длительности (Рис. 1).

По числу туристов он может быть индивидуальным, семейным или групповым (с учетом количества участников и их семейного положения). По длительности это может быть однодневный тур, краткосрочный тур (2-3 дня) или длительный (более 15 дней), хотя раньше по русским православным канонам паломничеством считалась поездка продолжительностью более 10 дней.

В зависимости от того, в какой стране находятся объекты, посещаемые паломниками, существуют поездки внутренние и зарубежные [11].

Индустрия религиозного туризма является составной частью индустрии туризма в целом. В индустрии религиозного туризма можно выделить следующие четыре сектора: размещение, питание, транспорт и религиозные объекты (Рис. 2). Туристы могут быть, а могут и не быть приверженцами той религии, объекты которой посещают, а также могут быть вообще людьми нерелигиозными. Следует отметить, что религиозная тематика довольно часто является составляющей комбинированных туров культурно-познавательной направленности [12].

21

Рис. 1. Классификация паломнического туризма (составлено на основе классификации Кузишина А. В.).

По В. С. Преображенскому, территориальная рекреационная система - это социальная географическая система, состоящая из взаимосвязанных подсистем: природных и культурных комплексов, инженерных сооружений, обслуживающего персонала и отдыхающих (рекреантов), характеризующаяся функциональной и территориальной целостностью. Рассмотрим паломнический туризм в ЦЧР с позиции данного определения ТРС.

1. Природные комплексы. Центрально-Черноземный район имеет небольшие различия в природном отношении. Это лесостепная зона с умеренно-континентальным климатом, характеризующаяся теплым летом и умеренно холодной зимой, что делает местность благоприятной для развития разных видов рекреации. С точки зрения ресурсов для паломнического туризма можно отметить, что на изучаемой территории имеется достаточно много святых источников, расположенных повсеместно: меловая гора Фагор (Курская область), пещерные храмы в меловых горах Дивногорья (Воронежская область).

2. Культурные комплексы. На территории ЦЧР расположено более 1000 православных храмов. Распределены они по территории неравномерно (Рис. 3).

Особенно много их на территории Задонского и Лебедянского районов Липецкой области. В таблице 1 показано количество православных храмов по областям ЦЧР.

22

религиозным туризм в территориальной рекреационной системе

цчр

Рис. 2. Структура индустрии религиозного туризма (составлено автором).

Таблица 1

Количество православных храмов в областях ЦЧР

Область Количество храмов Плотность храмов по областям ЦЧР (количество храмов на 10000 жителей)

Белгородская 218 1,40

Воронежская 331 1,41

Курская 220 1,97

Липецкая 232 2,00

Тамбовская 149 1,40

В разрезе малых городов ЦЧР (Рис. 4) мы получим такие данные: В Курской области наибольшее количество храмов в Рыльске (8) и в Обояни (6); в Белгородской области наибольшее количество православных храмов в Валуйках и Шебекино (по 5 в каждом); в Воронежской области лидером является Острогожск (6); в Тамбовской - Моршанск (4); в Липецкой - Задонск (19).

Все эти храмы были построены в разное время (Рис. 5), и лишь малая часть сохранилась в первозданном виде.

23

Рис. 3. Количество православных храмов по муниципальным районам ЦЧР (составлено автором).

Они много раз перестраивались и реставрировались, некоторые были и вовсе утрачены (Покровский монастырь в Данкове, Церковь Воздвижения Креста Господня в Алексеевке). Поэтому часто бывает, что дата первого упоминания о храме или монастыре не совпадает с датой постройки того здания, которое мы видим в настоящее время.

К примеру, Софийский Успенский женский монастырь в Усмани был основан в 1654 году, а дошедшее до нас здание строилось в 1799, то есть почти на полтора века позже. То же самое можно сказать и о Владимирском соборе Задонского Рождество-Богородицкого монастыря, который впервые упоминается в 1610 году, а нынешний облик обрел во второй половине 19 века.

Итак, в малых городах ЦЧР наибольшее число сохранившихся храмов (38 %) составляют построенные во второй половине XIX в. Меньше всего дошло до наших дней храмов XVII в. В постсоветское время в связи с ростом интереса населения к религии стали строиться новые храмы и часовни. Среди ЦЧР по количеству новых храмов лидирует Белгородская область. Среди малых городов Белгородской области есть новые, такие как Строитель и Шебекино. В городе Шебекино три новых храма: Церковь Иконы Божьей Матери «Всех скорбящих радость» (2006 г); Церковь

24

Николая Чудотворца (2001 г.) и Церковь Тихвинской Иконы Божьей Матери (2010 г.).

Областные центры

• Курск

Рис. 4. Количество православных храмов по малым городам ЦЧР (составлено автором).

В Воронежской области также достаточно много храмов построено в постсоветское время. Примерами могут послужить города Нововоронеж (Церковь Спаса нерукотворного Образа 2008 г. и Церковь Михаила Архангела 2009 г.) и Семилуки (Церковь Митрофана Воронежского 2007 г. и Церковь Рождества Пресвятой Богородицы 2007 г.) В Курской области новые храмы среди малых городов есть только в Курчатове.

Если же рассмотреть архитектурные стили всех храмов, то преобладающими будут: эклектика (Церковь Митрофана Воронежского в Бирюче, Собор Троицы Живоначальной в Обояни, Собор Тихвинской иконы Божией матери в Данкове); ретроспективизм (Церковь Николая Чудотворца во Льгове, Церковь Рождества Христова в Данкове); барокко (Церковь Чуда Михаила Архангела в Острогожске, Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Боброве); классицизм (Собор Успения Пресвятой Богородицы в Рыльске); ампир (Церковь Николая Чудотворца, НовоКазанский Собор в Лебедяни).

25

Классификация храмов по историческим периодам -0,4

Рис. 5. Классификация храмов малых городов ЦЧР по их историческим периодам (составлено автором).

Из архитекторов, трудившихся над проектами храмов в ЦЧР, можно назвать К. А. Тона (Собор Воскресения Христова в Новохоперске); А. А. Кюи (Собор Троицы Живоначальной в Задонске); К. И. Бланка (Собор Покрова Пресвятой Богородицы в Бирюче); С. Л. Мысловский (Церковь Александра Невского в Калаче, Церковь Иоанна Воина в Богучаре); Э. А. Жибер (Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Богучаре).

В малых городах разное количество храмов и большой разброс в численности населения (к примеру, в Фатеже всего 5846 человек, а в Курчатове более 40000 жителей). Используя методику С. Г. Сафронова для определения плотности религиозных сооружений, покажем плотность храмов в малых городах ЦЧР на 1000 жителей, то есть разделим количество храмов в каждом городе на 1000, чтобы получить коэффициент плотности (Рис. 6).

26

Рис. 6. Плотность православных храмов по малым городам ЦЧР на 1000 жителей (составлено автором).

Как мы видим, наибольшая плотность православных храмов - в городе Задонске, это единственный из всех малых городов, где коэффициент больше 1, то есть на каждую 1000 человек приходится 1 храм (Рис. 7).

В Курской области три малых города (Суджа, Рыльск и Обоянь) имеют одинаковое количество храмов (по 5 в каждом городе), однако в Судже меньше всего численность населения, поэтому показатель плотности оказался самым высоким (0,87), то есть на каждый храм приходится 1144 человека. В Белгородской области самый высокий показатель у города Корочи (0,69); в Тамбовской - у города Кирсанова (0,17); в Воронежской - у Новохоперска (0,62).

Религиозный туризм - значительное туристическое направление в ЦЧР в целом и в Курской области в частности, которая, по, некоторым свидетельствам, приняла христианство вслед за Киевом (в 990 г.) [13].

В местечко Свобода Золотухинского района приезжают из соседних областей ЦЧР, из Москвы, Санкт-Петербурга и других городов России ради посещения монастыря Коренная пустынь. Главное событие края - крестный ход с чудотворной иконой «Знамение».

27

Среди малых городов Курской области главным паломническим центром можно назвать Рыльск. Существует разработанный паломнический маршрут Курск - Рыльск - Белгород. Православная архитектура в Рыльске представлена Покровским собором, Успенским собором и Вознесенской церковью (XIX в.). На окраине города (в селе Пригородная слободка с населением 422 человека) расположен Свято-Николаевский монастырь с 3 церквями XVIII века. Здесь играет роль исторический аспект, так как монастырь основан в 1614 году, хотя некоторые источники относят дату основания еще к 1500-ым годам.

Областные центры

• Курск

Количество человек на 1 православный храм по малым городам ЦЧ Р * 20 ООО - 25100

Рис. 7. Количество человек, которое приходится на каждый православный храм по малым городам ЦЧР (составлено автором).

В Обояни наиболее известен Храм Александра Невского, построенный по проекту архитектора В. Г. Слесарева в 1907 г. Монументальный трехпрестольный храм, который венчает пять луковичных куполов, выполнен из красного кирпича в русско-византийском стиле [14].

Для размещения храмов по территории Курской области можно выявить

28

следующие тенденции. В большинстве случаев прослеживается четкая зависимость наличия в поселении храма от его людности. Особенно это касается храмов, построенных в современный период. Причина этому понятна: построить и содержать храм дорого, поэтому чем больше приход, тем лучше.

На хуторах, где обычно проживает очень мало людей, храмов нет (село Яндовище Конышовского района с населением в 29 человек, хутор Киреевка с населением в 35 человек или Зеленый с населением всего в 5 человек). То же касается и некоторых деревень с населением менее чем в 200 человек. Даже в селах с населением более 200 человек не везде есть храмы, к примеру, в селе Рождественка Тимского района стоит заброшенная Церковь Рождества Христова, которую пытались взорвать в советское время, но до конца разрушить так и не смогли.

Но есть и исключения, например, в селе Рогозна проживает 55 человек (используемые в статье данные о численности населения в сельсоветах на 2010 год), но именно там расположен один из уникальных памятников архитектуры -Храм Воздвижения Креста Господня, построенный в 1790 г. Это настоящая достопримечательность Дмитриевского района. Обычно таким небольшим деревням просто повезло, что там сохранились старые церкви, а люди из соседних деревень поддерживают этот приход.

Другое исключение - это природные святые источники. Например, хутор им. Калинина в Глушковском районе с населением в 2 человека имеет свою часовню иконы Божьей Матери «Знамение». Это новая постройка 2011 года. Сюда съезжаются люди со всего Веселовского сельсовета, да и из многих деревень Глушковского района к чудотворному источнику.

Храмы есть во всех районных центрах, но не во всех сельсоветах. В Кореневском районе когда-то большие церкви были в Любимовке (560 человек) Любимовского сельсовета (851 человек) и в Скрылевке Шептуховского сельсовета (1671 человек). Однако сейчас в этих сельсоветах не осталось ни одного действующего храма, хотя расстояние до районного центра от этих поселений не меньше 15 км. В Тимском районе также раньше были церкви в селах Рождественка, Становое. Сейчас, кроме райцентра, церковь есть только в селах Гнилое (Церковь Георгия Победоносца) и Успенке (Церковь Успения Пресвятой Богородицы, построенная в 2007 году).

Храмы, как правило, приурочены к самому крупному селу в сельсовете. Например, в Глушковском районе большинство церквей строго привязаны к центрам сельсоветов, обычно с населением от 1000 до 2000 человек.

В большинстве своем храмы расположены именно в селах. В древности село как раз и отличалось от деревни наличием церкви. Сейчас между селом и деревней уже не выделяется никаких различий. Даже при наличии церкви поселение может называться деревней, например деревня Ржава Большесолдатского района (Церковь Николая Чудотворца), деревня Глебовщина Фатежского района (Церковь Михаила Архангела), деревня Шуклино Фатежского района (Церковь Василия Великого). Особенно много деревень с церквями в Курском районе (Зорино, Шуклинка, Полевая) [15]. Тип поселения

29

«хутор» вообще является в Курской области самым маленьким по людности. Только хутор им. Калинина в Глушковском районе имеет свою часовню при святом источнике.

Важную роль играет фактор расстояния и транспортной доступности. В некоторых случаях людям легче добраться до храма, расположенного в соседнем сельсовете или даже районе. К примеру, в селе Льговского района Большие Угоны (722 человека) Большеугонского сельсовета (2256 человек) есть церковь Воскресения Христова 1848 года постройки. Село находится в 12 км от Льгова. Людям из окрестных деревень ближе до поселка им. К. Либкнехта Курчатовского района (в церковь Покрова Пресвятой Богородицы), до которого примерно 3 км.

Жители села Старый Город Дмитриевского района пересекают реку Свапу на лодке, чтобы добраться в храм в селе Рогозна, расположенном на противоположном берегу реки. Храм стоит в селении в нескольких метрах от реки Свапы. От дороги с покрытием - 2,5 км, до райцентра - 6 км. [16]. В самом густонаселенном сельсовете Дмитриевского района - Крупецком (2533 человека) - вообще нет своих храмов. Село Крупец практически срослось с городом Дмитриевом, поэтому большая часть населения ходит в Дмитриевские храмы.

Большинство храмов, здания которых в советское время были превращены в клубы, колхозные хранилища или использовались под какие-то другие назначения, сохранилось. В постсоветское время многие из них были отреставрированы, и обновленные храмы открывались на своих исторических местах (храм в селе Большое Солдатское Большесолдатского района, храмы в селах Рогозна и Романовка Дмитриевского района)

Каждый храм освещается в честь какого-либо праздника или святого, чем и определяется его название. Очень много в Курской области храмов, названных в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы, святых Дмитрия Солоунского, Михаила Архангела и Николая Чудотворца.

Важным центром паломнического туризма в ЦЧР является город Задонск Липецкой области. В России имеется восемь мест упокоения святых угодников, являющихся наиболее известными и посещаемыми местами паломничества, и на территории ЦЧР расположены два таких места: Задонский Богородицкий монастырь в Липецкой области и Покровский кафедральный собор в Воронеже [17].

Задонск совершенно справедливо называют «Русским Иерусалимом». Этот город является одним из важнейших центров православия в России. На сегодня в городе действует 19 православных храмов. Это наивысший показатель среди малых городов ЦЧР (Рис. 3). Также Задонск лидирует и по плотности храмов на 1000 жителей (Рис. 6). Задонский район на первом месте и по количеству православных святынь среди всех районов ЦЧР (Рис. 2).

История Задонского Богородицкого мужского монастыря уходит корнями в начало XVII в. Задонская обитель под именем Тешевского монастыря упоминается еще в 1615 г. В 1846 г. во время разбора старой Владимирской церкви заметили, что архипастырь, проведя 63 года в сыром месте, не был тронут тленом, то есть его мощи подобны мощам святых угодников, почивающих в Киево-Печерской Лавре.

30

Каждый год в престольный праздник Преставление 26 августа на крестный ход в Задонск приезжают более 3000 паломников со всей России, Белоруссии и Украины [18].

Среди малых городов Белгородской области отметим город Валуйки. Валуйский Успенский Николаевский монастырь упоминается впервые в 1613 г. С конца XVIII века монастырь спасала чудотворная икона Святителя Николая, ставшая известной многочисленными исцелениями и знамениями. Однако в советское время монастырь закрыли. В 2011 г. он был вновь открыт. Высота храма 55 метров. Это один из самых больших храмов в ЦЧР. В километре от него находится пещерный скит святого Игнатия Богоносца. Сохранилось предание о том, что якобы пещеры здесь благословил копать еще Андрей Первозванный два тысячелетия назад. Для посетителей пещерный скит открыли в 90-х годах XIX века, когда вокруг обители возникло «Братство Святителя Николая» [19].

Традиционно местом массового паломничества верующих на Тамбовщине служит Мамонтова пустынь со Святым озером в селе Отъяссы Моршанского района Тамбовской области. Уникальным по своему культурному значению православным памятником является церковь Благовещения, украшенная изразцовым майоликовым иконостасом, в бывшей усадьбе графа Воронцова-Дашкова в селе Новотомниково Моршанского района [20].

В Воронежской области для православного туризма наибольший интерес представляют Благовещенский кафедральный собор с мощами святителя Митрофана Воронежского, Тихона Задонского и священномученика Петра. Известны также Успенский адмиралтейский храм, у стен которого святитель Митрофан в присутствии Петра I освящал корабли первого русского военно-морского флота, а также монастыри Акатов во имя святителя Алексия Московского женский монастырь, Дивногорский в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской монастырь. В Воронежской области также выявлено 12 святых источников, из которых 6 источников находится в Бутурлиновском районе и 5 - в Бобровском районе. Пещерные храмы и монастыри Воронежской области являются основными экскурсионными объектами региона, но информации о меловых храмах Воронежской области недостаточно. Это крупнейший регион в России по числу рукотворных пещер [21].

3. Инженерные сооружения. Как и для любого вида туризма, для религиозного инфраструктурная составляющая является очень важной. В ЦЧР имеется достаточно густая сеть автодорог. До всех малых городов можно доехать как на спецтранспорте (от туристической фирмы), так и рейсовыми автобусами. А вот до некоторых религиозных объектов напрямую не добраться. Например, чтобы попасть в Никольский Белогорский Монастырь в Суджанском районе нужно сначала доехать до Суджи, а уже потом маршруткой Суджа - Горналь.

До удаленных, в основном природных (колодцы, святые источники) достопримечательностей туристу вообще нужно прошагать несколько километров по бездорожью (Святой источник Казанской Иконы Божьей Матери в Лебедянском районе; Белые Ключи в Задонском районе; Святой источник Иконы Скорбящей

31

Божьей Матери и источник «Прощеный Колодец» в Данковском районе). К тому же сами святые источники должны быть оборудованы так, чтобы людям было легко и безопасно набирать воду. Колодцы нужно регулярно чистить, место вокруг них тоже следует облагородить, поставить крест, разбить цветник и т. д.

4. Обслуживающий персонал. Для комфортного отдыха туристам требуется соответствующий уровень обслуживания. Сюда относятся работники гостиниц, предприятий общественного питания, экскурсоводы и др. Паломнический туризм имеет свою специфику: лучшим экскурсоводом по монастырю может быть священник, который расскажет и о тонкостях поведения во время поклонения какой-либо святыни, и об иконах, и об истории монастыря. К примеру, в храме Воскресения Христова (Шебекинский район) экскурсию проводит отец Александр.

Расположиться на ночь туристы могут при монастыре, в таком случае сервис будет отличаться от традиционного гостиничного. Например, при Задонском монастыре есть гостиница «Задонск» для паломников на 34 номера. На территории Курской Коренной Пустыни есть корпус для паломников - монастырская гостиница, еще одна гостиница есть при историко-культурном и паломническом центре, который находится неподалеку от монастыря. На территории Рыльского Свято-Николаевского мужского монастыря возведена гостиница для паломников, рассчитанная на 150 человек [22].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Туристы. Рекреанты - группа людей, для которых организуются туры. Однако в паломническом туризме есть свои правила. К примеру, женщинам в храм нельзя заходить с непокрытой головой и в короткой юбке, где-то на территории культовых сооружений может быть запрещена фото- и видеосъемка (например, внутри церквей Курской Коренной Пустыни).

ВЫВОДЫ

Таким образом, религиозный туризм играет важную роль в территориальной рекреационной системе ЦЧР. Дальнейшим направлением исследований автора станет работа со статистическими данными по количеству прихожан и туристов.

На исследуемой территории сохранились старинные храмы, которые отреставрированы и являются интересными достопримечательностями для культурно-познавательного и паломнического туризма. Расположение храмов зависит от различных факторов: от истории развития территории, от людности населенных пунктов в прошлом и настоящем, от положения населенного пункта относительно других поселений и относительно транспортных магистралей. Основными центрами развития паломнического туризма в ЦЧР являются города Задонск, Рыльск, Валуйки и Острогожск.

Список литературы:

1. Федотов В. И., Федотов С. В. Потенциал развития экологического туризма в Центральном

Черноземье // Вестник Воронежского государственного университета. 2003. № 1. С. 90-96.

2. Федотов В. И., Рощевкин Р. С. Еще раз о понятии «экологический туризм» и основных

32

предпосылках экотуристской деятельности в Воронежском регионе // Вестник Воронежского государственного университета. 2013. № 2. С. 5-9.

3. Дорофеев А. А., Ткаченко А. А. Освоенность территории центральной России как регламентирующий фактор развития экологического туризма // Вестник Воронежского государственного университета. 2013. № 2. С. 22-27.

4. Королев А. Ю. Эталонный метод оценки территории для целей спортивного туризма // Вестник Воронежского государственного университета. 2007. № 1. С. 48-51.

5. Проскурина Н. В. Наследие дворянских усадеб Воронежской области // Вестник Воронежского государственного университета. 2012. № 2. С. 108-114.

6. Сахарова М. В., Химин А. Н. Православные названия на карте Павловского Придонья // Вестник Воронежского государственного университета. 2006. № 1. С. 21-26.

7. Азизова-Полуэктова А. Н. Системные принципы формирования региональной туристско-рекреационной среды [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// dlib.rsl.ru

8. Христов Т. Т. Религиозный туризм. М.: Академия, 2005. 288 с.

9. Пикулева О. А. Религиозный туризм в системе брендинга территории [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/

10. Сафронов С. Г. Территориальная структура и динамика современного конфессионального пространства России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://istina.msu.ru/media/publications/ article/5bd/07e/5819440/RI_2013_0442_87_100.pdf

11. Кузик С. П. География туризма [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://uchebnikionline.com/ turizm/ geografiya_turizmu _-_kuzik_ sp/religiyno -palomnitskiy_turizm.htm

12. Оганесян К. С. Роль религиозного туризма в международном туристском бизнесе // Молодой ученый. 2013. № 12. С. 791-793.

13. Саницкая О. Древнейшие храмы Курской области // Друг для друга. Архивный номер. 27 октября 2009. № 43 (785).

14. Город Обоянь [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.russia-open.com/ regions/center/kursk/ 5957/5958/ index.phtml

15. Энциклопедия отличий. Чем отличается село от деревни [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// thedb.ru/ items/Chem_otlichaetsya_SELO_ot_DEREVNI/

16. Храмы Дмитриевского района [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// bereza 46. ucoz.ru/ faili/ khramy_dmit _rajona. Pdf

17. Горохов С. А. Религии народов мира. М.: КНОРУС, 2014. 424 с.

18. История монастыря [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://zadonsk-monastyr.ru/about/history-monastery/

19. Валуйский пещерный храм Игнатия Богоносца. Православные святыни Слобожанщины [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://prssl.tumblr.com/post/ 746073493/valuskiy-hram

20. Паломнический туризм. Тамбов. Турист [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //www. tambovturist. tamb. ru/palomnichestvo.html

21. Кузин В. Ю., Воевудский П. Л. Рекреационный потенциал как фактор экономического развития муниципальных районов Воронежской области // Вестник Воронежского государственного университета. 2013. № 2. С. 126-130.

22. Рыльский Свято-Николаевский мужской монастырь. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. курская-епархия.рф/

RELIGIÖS TORISM IN TERRITORIAL RECREATIONAL SISTEM OF THE CENTRAL CHERNOZEM RIGION

Biryukova E. V.

Kursk State University, Kursk, Russian Federation E-mail: ekaterina biryuk@bk.ru

33

EupwKoea E. B.

The article discusses the role of religious tourism in the territorial recreational system central Chernozem region. An important place is given to the study of temples and its typology located in small towns central of the Chernozem region. Showing some of the patterns of distribution of religious sites within the study area.

Recreational potential of the central Chernozem region studied enough, but most references give a general description of certain types of resources or tourism. However, over the past 15 years, there was almost no publications on religious tourism. Religious tourism - the oldest form of tourism. The Russian rulers made a pilgrimage, often on foot, to the various monasteries and temples. In the late 20 - early 21 th century due to the rapid development of tourism and recreation activities and religious revival in the post-Soviet period has increased attention to religious tourism.

Geography of religion and religious tourism in Russia are engaged in such scholars as the TT Christov, SG Safronov, LA Fedotova.

Under the religious tourism realize activities related to the provision of services and the satisfaction of the needs of tourists traveling to the holy places and religious centers located outside their usual environment.

Religious tourism industry is an integral part of the tourism industry as a whole. In the religious tourism industry, we have identified the following four sectors: accommodation, meals, transportation, and religious objects.

In this article we used the author's maps made in Maplnfo Professional program to identify the spatial distribution of the main objects of religious tourism. We analyzed the data on the density of Orthodox churches on the territory of the central Chernozem region and identify areas of their concentration.

In the Kursk region the largest number of temples in Rylsk (8) and in Oboyan (6); in the Belgorod region the largest number of Orthodox churches in Valuyki and Shebekino (5 in each); in the Voronezh region is the leader Ostrogozhsk (6); in Tambov Morshansk (4); in Lipetsk region - Zadonsk (19).

We have grouped the Orthodox churches on the historical periods they arise. In small towns the central Chernozem region largest number of surviving temples (38 %) were built in the second half of the XIX century. Least of all has come to the present day churches XVII century. In the post-Soviet period due to increased public interest in religion were built new temples and chapels. The most famous temples and monasteries: The Virgin Monastery of Zadonsk and Gornalsky St. Nicholas Monastery Belogorsky. The religious tourism plays an important role in territorial recreational system of the central Chernozem region. In the study area preserved ancient temples, which were restored and are interesting sites for cultural, educational and pilgrimage tourism. Location temples depends on various factors: from the history of development of the territory, population size of settlements in the past and the present, from the settlement of the situation in relation to other settlements and relatively highways. The main centers of pilgrimage tourism in the central Chernozem region are city Zadonsk, Rylsk, Valuiki and Ostrogozhsk.

Keywords: religious tourism, territorial recreational system, the Orthodox churches, small towns.

34

References

1. Fedotov V. I., Fedotov S. V. Potencial razvitiya ekologicheskogo turizma v Central'nom CHernozem'e (Potential development of ecological tourism in the Central Black Earth) // Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. 2003. №1. S. 90-96.

2. Fedotov V. I., Roshchevkin R. S. Eshche raz o ponyatii «ekologicheskiy turizm» i osnovnyh predposylkah ekoturistskoy deyatel'nosti v Voronezhskoy regione (Once again on the concept of «eco-tourism» and the basic premises of ecotourism activities in the Voronezh region ) // Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. 2013. №2. S. 5-9.

3. Dorofeev A. A., Tkachenko A. A. Osvoennost' territorii central'noy Rossii kak reglamentiruyushchiy faktor razvitiya ekologicheskogo turizma (Development of the territory of Russia as a central regulatory factor in the development of ecological tourism) // Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. 2013. №2. S. 22-27.

4. Korolev A. YU. Etalonnyy metod ocenki territorii dlya celey sportivnogo turizma (Reference method for evaluating territories for the purpose of sports tourism ) // Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. 2007. №1. S. 48-51.

5. Proskurina N. V. Nasledie dvoryanskih usadeb Voronezhskoy oblasti (Legacy manors Voronezh Region) // Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. 2012. №2. S. 108-114.

6. Saharova M. V., Himin A. N. Pravoslavnye nazvaniya na karte Pavlovskogo Pridon'ya (Orthodox names on the map Pavlovsky Pridonya) // Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. 2006. №1. S. 21-26.

7. Azizova-Poluektova A. N. Sistemnye principy formirovaniya regional'noy turistsko-rekreacionnoy sredy (System principles of regional tourist and recreational environment) [Elektronnyy resurs]. Rezhim dostupa: http:// dlib.rsl.ru

8. Hristov T. T. Religioznyy turizm (Religious tourism). M.: Akademia, 2005. 288 s.

9. Pikuleva O. A. Religioznyy turizm v sisteme brendinga territorii (Religious tourism in the area of branding) [Elektronnyy resurs]. Rezhim dostupa: http://cyberleninka.ru/

10. Safronov S. G. Territorial'naya struktura i dinamika sovremennogo konfessional'nogo prostranstva Rossii (Territorial structure and dynamics of the modern confessional space of Russia ) [Elektronnyy resurs]. Rezhim dostupa: http://istina.msu.ru/media/publications/article/5bd/07e/5819440/RI_2013 _0442_87_100.pdf

11. Kuzik S. P. Geografiya turizma (Geography of Tourism) [Elektronnyy resurs]. Rezhim dostupa:http://uchebnikionline.com/ turizm/ geografiya_turizmu _-_kuzik_ sp/religiyno -palomnitskiy_turizm.htm

12. Oganesyan K. S. Rol' religioznogo turizma v mezhdunarodnom turistskom biznese (The role of religious tourism in the international tourism business) // Molodoy uchenyy. 2013. №12. S. 791793.

13. Sanickaya O. Drevneyshie hramy Kurskoy oblasti (Ancient temple Kursk region) // Drug dlya druga Arhivnyy nomer. 27 oktyabrya 2009. № 43 (785).

14. Gorod Oboyan' (City Obojan) [Elektronnyy resurs]. Rezhim dostupa: http:// www. russia-open.com/ regions/center/kursk/ 5957/5958/ index.phtml

15. Enciklopediya otlichiy. CHem otlichaetsya selo ot derevni (Encyclopedia differences What distinguishes the village from the village) [Elektronnyy resurs]. Rezhim dostupa: http:// thedb.ru/ items/Chem_otlichaetsya_SELO_ot_DEREVNI/

16. Hramy Dmitrievskogo rayona (Dmitrievsky Temples District) [Elektronnyy resurs]. Rezhim dostupa: http:// bereza 46. ucoz.ru/ faili/ khramy_dmit _rajona. Pdf

17. Gorohov S. A. Religii narodov mira (Religions of the world's people). M. KNORUS, 2014. 424 s.

18. Istoriya monastyrya (The history of the monastery)[Elektronnyy resurs]. Rezhim dostupa: http://zadonsk-monastyr.ru/about/history-monastery/

19. Valuyskiy peshchernyy hram Ignatiya Bogonosca Pravoslavnye svyatyni Slobozhanshchiny (Valuysky cave temple Ignatius of Antioch Orthodox shrines Slobozhanshchina) [Elektronnyy resurs]. Rezhim dostupa: http://prssl.tumblr.com/post/ 746073493/valuskiy-hram

20. Palomnicheskiy turizm. Tambov Turist (Pilgrimage tourism. Tambov Tourist) [Elektronnyy resurs]. Rezhim dostupa: http: //www. tambovturist. tamb. ru/palomnichestvo.html

35

21. Kuzin V. YU., Voevudskiy P. L. Rekreacionnyy potencial kak faktor ekonomicheskogo razvitiya municipal'nyh rayonov Voronezhskoy oblasti (Recreational potential as a factor of economic development of the municipal district, Voronezh region) // Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. 2013. №2. S.126-130.

22. Ryl'skiy Svyato - Nikolaevskiy muzhskoy monastyr' (Rila Holy - Nicholas Monastery). [Elektronnyy resurs]. Rezhim dostupa: http://www. kurskaya-eparhiya.rf/

Поступила в редакцию 17.08.2016.

36

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.