ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ЭКОНОМИКИ И ТУРИЗМА
УДК 338.48
DOI: 10.24411/1995-042X-2019-10401
БАЛАБЕЙКИНА Ольга Александровна
Санкт-Петербургский государственный экономический университет (С.-Петербург, РФ);
кандидат географических наук, доцент; e-mail: [email protected]
Религиозный туризм: возвращение к сущностным аспектам и влияние на развитие экономики региона
Предметная область данного исследования - религиозный православный туризм и современные тренды развития его направлений в российских регионах и за рубежом. Гипотеза исследования базировалась на предположении, что за период нескольких последних десятилетий развития религиозного туризма в России его структура оформилась и серьезно усложнилась. Понимание специфики и сущностных особенностей видов религиозного туризма необходимо для реализации развития данного направления на региональном и национальном уровнях. Исследование построено на основании сравнительного анализа содержания отечественных и зарубежных источников, освящающих проблемы данной отрасли рекреационного хозяйства. Помимо этого, осуществлялись сбор и обработка эмпирических данных, полученных автором в ходе личного участия в многочисленных маршрутах религиозной тематики за 10-летний период. В результате представлена авторская трактовка основных научных дефиниций, на которых базируется предметная область изучения религиозного туризма, выявлены новые ветви развития внутри паломнического и экскурсионного познавательного направлений, раскрыта их суть и обозначены перспективы развития на региональном уровне. К новым разделам религиозного туризма автор предлагает отнести религиозно-календарные и событийные виды паломничества, а также трудничество как разновидность выделенного ранее духовно-паломнического туризма. Кроме того, уделено внимание научному туризму религиозной направленности, суть которого ранее в научных работах не раскрывалась, а представление о котором сводилось к редким упоминаниям. Результаты данного исследования могут быть использованы в планировании реализации направлений развития религиозного туризма на региональном уровне при учете, что регион обладает достаточным историко-культурным и инфраструктурным потенциалом для осуществления хозяйственной деятельности в данном направлении.
Ключевые слова:
религиозный туризм, паломнический туризм, виды туризма, экономика региона
Введение. Религиозный туризм получил в России импульс к развитию в качестве отдельного направления рекреационного хозяйства в 1990-е гг., когда идеологические запреты и ограничения советского периода в области отношения к проявлениям религиозной жизни были сняты. За прошедшие с того времени десятилетия он прочно занял свою нишу в экономическом и социо-культурном пространстве России в целом и многих ее отдельных регионов, выступая одной из тематических и видовых основ развития туристской сферы на национальном [10], региональном [19; 20] и международном уровнях [1].
Спрос на услуги религиозного туризма обусловлен высоким и устойчивым интересом к объектам культовой инфраструктуры среди населения, неоднократно обозначавшимся в отечественных [10; 1] и зарубежных исследованиях [20; 19; 21], а также разнообразием его форм, объективированных в предложение и отвечающих потребностям самых разных возрастных, социальных, религиозно-конфессиональных и других групп, составляющие контингент пользователей туристскими услугами.
В экономике регионов, обладающих историко-культурным потенциалом для формирования дестинаций религиозного туризма [3], а также развитой туристской инфраструктурой, он может играть существенную роль, выступая, как и другие отраслевые разновидности путешествий с целью реализации потребностей в отдыхе, стимулом развития самых разнообразных видов хозяйственной деятельности. Здесь можно подразумевать не только выпуск и сбыт тематической сувенирной и книгопечатной продукции или предметов ритуализированного назначения (иконы, культовые изделия из драгоценных металлов, специальная или одобряемая религиозной культурой одежда, керамические изделия), но и открытие новых предприятий сети питания и размещения (в том числе, с религиозно-обусловленной спецификой ассортимента), а также увеличение оборота уже существующих гостиниц, ресторанов, кафе и т.д.
Динамичное и многоаспектное развитие религиозного туризма и возрастание его роли в экономике целого ряда регионов, послужило к тому, что данная отрасль рекреационного хозяйства стала выступать как предмет исследований в рамках целого ряда ранее не свойственных для его изучения научных направлений - маркетинга [7], региональной экономики [6] и мировой экономики и т.д. [12].
Неоспоримое значение религиозного туризма в экономике и других социальных сферах, породило и теоретико-методологические проблемы, связанные с формированием общепринятого понятийного аппарата и разработкой подходов к исследованиям в данной предметной области. К рассмотрению сущностных аспектов религиозного туризма ученые обращались неоднократно и из опубликованных за последние годы работ много внимания привлекла научная статья Е.В. Печерицы и Е.Е. Шарафановой [14], где авторы проделали сравнительный анализ существующих на данный момент определений религиозного туризма и обозначили перспективы и значение развития данного направления рекреационного хозяйства в России.
Теория. Представляется, что в связи с расширением предметной области религиозного туризма и выявлением внутри данного направления все новых проявлений функционирования, сущностные аспекты религиозного туризма и влияние его на экономику региона требуют серьезного уточнения. Отсутствие детального исследования, отражающего современные тренды регионального развития религиозного туризма, объективированные в вовлекаемые в данное направление виды и формы деятельности, определило цель данной работы.
Данные и методы. Теоретико-методологической базой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых, посвященные вопросам развития религиозного туризма как отрасли хозяйства и становлению его предметной области в качестве научного направления. Сбор эмпирических
данных для дальнейшей аналитической обработки осуществлялся в процессе наблюдений во время осуществления автором многочисленных зарубежных и внутренних маршрутов религиозного туризма на протяжение более 10 лет.
Результаты. Значимая роль религиозного туризма в экономике регионов современной России подтверждается уже тем фактом, что полигоном для исследования в данной области ученые неоднократно избирали каждый из уровней ее таксономического деления, а также выходили за пределы страны. Так, авторы акцентировали внимание на перспективах международного сотрудничества, которые открывает развитие данной отрасли хозяйства, особенно в приграничных регионах Северо-Запада с Финляндией и Эстонией [5]; рассматривали возможности реализации разных видов религиозного туризма на национальном уровне [10; 9], а также применительно к макрорегионам России [2], ее субъектам [7; 6; 3], образующим их административным районам [11] и отдельным населенным пунктам [15]. При этом, в каждом случае подчеркивается актуальность, отмечаются востребованность и целесообразность дальнейшего расширения сферы реализации деятельности в рамках данной отрасли туризма.
В экономике региона религиозный туризм может играть существенную роль благодаря создаваемому им, как и другими отраслевыми видами рекреационного хозяйства, мультипликативному эффекту. В пакет услуг, предоставляемых фирмами, реализующими маршруты обозначенной тематической направленности, входят организация ночлега и размещения, питания, пользование транспортными услугами, услугами экскурсоводов и т.д. Поток туристов и паломников представляет собой рынок сбыта сувенирной и иных видов продукции. Пользуется большой популярностью, обусловленной возрастным составом и ментальностью контингента, включение в религиозные маршруты посещений архитектурно-музейных и выставочных комплексов,
речных круизных прогулок, концертов классической музыки.
Потенциал российских регионов для развития религиозного туризма существенно различается. Наибольшим обладают те из них, которые имеют давнюю историю освоения и заселения, а также обусловленную ими сеть древних историко-архитектурных памятников культового назначения (монастыри, храмы, иные сакральные места). В первую очередь, это регионы Центрального и Северо-Западного экономических районов. В то же время, благодаря наличию особенно интересных, необычных объектов, ставших брендинговыми, как, например, переоборудованные в православные храмы речные суда в Волгоградской области, планировать развитие религиозного туризма можно и в регионах, которые не характеризующихся богатым историко-культурным потенциалом православных культовых сооружений. Следует также учитывать, что паломники, большей частью, не предъявляют спроса на услуги повышенной комфортности в размещении и организации питания, поэтому в оборот для их обслуживания успешно можно будет вовлечь ограниченный перечень предпри-
" п "
ятий. В меньшей мере это касается туристов, следующих религиозно-познавательными маршрутами.
Еще одной проблемой в регионе для развития в нем внутреннего религиозного туризма, видится наличие рынка сбыта туристской продукции данной тематики, который составляют последователи религий с высоким уровнем религиозности. Поэтому необходимо учитывать особенности и структуру религиозного состава населения. Практические проблемы развития религиозного туризма невозможно решить без осуществления грамотных теоретических разработок.
В научной статье, опубликованной в 2014 г., авторами Е.В. Печерицей и Е.Е. Шарафано-вой была осуществлена попытка отразить принятые на момент исследования в научном обороте определения религиозного туризма, данные ведущими специалистами в данной
области - В.С. Сениным, С.Ю. Житеневым, А.В. Бабкиным, Т.Т. Христовым. Дефиниции, с помощью которых декларируются авторские взгляды на суть обозначенного явления, были представлены в виде таблицы в довольно усеченной по содержанию форме - в стороне остались выделенные учеными виды религиозного туризма и их определения, а также важные сущностные нюансы. Например, А.В. Бабкин выделяет, помимо религиозного и паломнического туризма как таковых, еще и духовно-паломнический туризм, т.е., по мнению названного автора - туризм с целью
погружения в восточные духовные практики, а также научный туризм религиозной направленности [4; с. 11-12].
Представления о видах религиозного туризма и смысловая нагрузка, которая вкладывается в это понятия современными авторами, требуют более подробного рассмотрения и существенных дополнений, хотя бы потому, что подобные разработки есть и у зарубежных ученых, а также по той причине, что устойчивой общепринятой классификации форм религиозного туризма по-прежнему в научном обороте нет.
Таблица 1 - Определения религиозного туризма и его видов в концепциях зарубежных ученых
Автор Определение
Гриффин К., Радж Р. [19] Религиозный туризм - форма туризма, обусловленная определенной верой / множеством убеждений
Коллинз-Крейнер Н. [18] Паломничество, общий религиозный и культурный феномен в человеческих обществах и важная особенность основных религий мира, было определено как путешествие по религиозным причинам, на уровне одной страны и за ее пределами для реализации духовных целей и достижения внутренней гармонии
Пушкашу В. [20, p. 133] «Туризм религиозного наследия» - посещение культурных и исторических достопримечательностей ради личного интереса, не наполняя их особым духовным смыслом. «Религиозные туристы» - те, кто отправляются в конкретном направлении с особой религиозной целью
Отечественные авторы Е.В. Печерица и Е.Е. Шарафанова, проанализировав уже существующие определения религиозного туризма, предложили следующую его формулировку: «Религиозный туризм - это деятельность по организации посещений туристами объектов, связанных с историко-культурным и природным наследием» [14, С.576]. Представляется, что данное определение сути религиозного туризма не отражает, т.к. под историко-культурными объектами и природным наследием можно понимать очень широкий круг таковых, в том числе, тех, что не имеют никакого отношения к культовой инфраструктуре и не несут
V V п
сакральной смысловой нагрузки. В то же время нельзя согласиться и с тем, что религиозный туризм всегда имеет ментально-религиозную обусловленность и мотивацию [19] и др., т.к. маршрут обозначенной тематики может быть
востребован и не религиозными потребителями с целью расширения общего кругозора или посещения транспортно-удаленных объектов.
В рамках данного исследования под религиозным туризмом предлагается понимать туристские путешествия в целью посещения религиозных святынь и объектов культовой инфраструктуры, обусловленные разными видами мотивации, в зависимости от которых выделяются основные виды в рамках данного направления - паломнический туризм и религиозный туризм экскурсионно-познавательной направленности и, в свою очередь, их разновидности. Каждый из видов религиозного туризма требует особого подхода к изучению и учета специфики при организации маршрутов, поэтому следует обратиться к их подробной характеристике.
Паломнический туризм. Паломничество - вид религиозного туризма; совокупность поездок представителей различных религий с паломническими целями. Целый ряд ученых -Т.Т. Христов, А.В. Бабкин предлагают понимать под ним «странствие людей для поклонения святым местам» [4; 16]. Преимущественно, паломничество совершают люди, которых принято называть «воцерковленными» или «практикующими верующими». Эту группу потребителей услуги паломнического туризма характеризует регулярное участие в религиозных обрядах и Таинствах (если речь идет о христианстве); принадлежность к определенной религиозной общине; приверженность сложившейся системе ценностей, базирующейся на источниках вероучения конкретной религиозной доктрины. В ходе паломничества реализуются духовные практики (молитва, пост, поклонение святыне), принятые в определенной религии или ее конфессии.
Ради осуществления цели поклонения религиозной святыне, паломника как потребителя отличает готовность временно отказаться привычного от круга общения, разнообразного ассортимента питания, бытовых удобств и услуг индустрии развлечений. Сама идея паломничества предполагает пребывание в условия отсутствия привычного комфорта, в том числе, бытового. В готовности к преодолению этих трудностей выражается стремление паломника хотя бы на определенный временной период поступиться земными материальными ценностями для достижения духовных целей. Паломнические поездки востребованы теми религиозными людьми, у которых более высоки запросы к внешнему выражению духовной жизни, чем они могут получить в обычной для них среде отправления культа.
С возросшей интенсивностью туристских потоков, разнообразием и скоростью транспортных средств, изменением политических условий и идеологических установок, информационной доступностью увеличился и поток паломников, а также расширился территориальный ареал паломнических поездок. Этот
вид религиозного туризма довольно высоко востребован в современном мире. Так, по данным Д.В. Максимова в начале XXI в. более 200 млн. человек в год совершали паломнические поездки [13].
Паломничество - многоаспектное явление, в современных реалиях приобретшее еще больше граней. В зависимости от положенных в основу критериев можно выделить разные виды паломнического туризма. По численности участников и степени их принадлежности к родственной группе, паломничества бывают индивидуальными, семейными и групповыми. В зависимости от продолжительности паломничество может быть коротким или длительным. Ссылаясь на каноны Православной Церкви, Т.Т. Христов и А.В. Бабкин указывают, что традиционно паломничеством считалось таковым, если длилось не менее 10 дней. Авторы также выделяют по сезонности круглогодичные и паломничества, приуроченные к праздникам религиозного календаря [4; 16].
К последнему критерию требуется внести некоторые уточнения. Во-первых, причиной сезонности паломничества к некоторым святыням может являться не их приуроченность к праздникам церковного календаря, а природно-климатические условия или особенности географического положения объекта паломничества. Так, например, Валаамский Спасо-Преображенский ставропигиальный мужской монастырь Русской Православной Церкви мог бы принимать паломников круглый год, но паломничество туда лимитировано условиями навигации Ладожского озера, на архипелаге которого монастырь расположен, поэтому паломнический и туристский сезон ежегодно длится в период с мая по октябрь. Следует отметить, что остается круглогодичная возможность совершить поездку туда на вертолете, но из-за высокой стоимости такие паломничества или экскурсионные ознакомительные поездки религиозной тематики носят единичный характер и условиям массового спроса не отвечают. Это же касается и Конев-ского Рождество-Богородичного мужского
монастыря, также распложенного на островах Ладожского озера.
Во-вторых, «паломничества, приуроченные к религиозным праздникам» можно предложить обозначать как «религиозно-календарные», выделив, при этом, среди них особую категорию, в качестве названия для которой предлагаем употреблять термин «событийное паломничество». Так, к религиозно-календарным можно отнести паломничества, связанные с периодами постов в христианстве, Пасхой, Двунадесятыми, великими или престольными праздниками отдельных храмов и монастырей. Событийное паломничество тоже напрямую связано с церковным календарем, но место паломничества, при этом отличается особым, только ему свойственным культовым выражением общего религиозного праздника (совершение крестного хода, с начальной и конечной точками в определенных пунктах; во-досвятного молебна и т.д.). Примером может служить ежегодно совершаемый в Эстонии крестный ход накануне праздника Успения Бо-жией Матери. Протяженность маршрута крестного хода около 30 км. - от места обретения в XVI в. чудотворного образа Божией Матери (ныне - д. Васкнарва) до Успенского женского ставропигиального Пюхтицкого Успенского женского монастыря Русской Православной Церкви в д. Куремяэ. Последний пример событийного паломнического туризма хоть и связан с православным календарным праздником, но не совпадает с ним по дате.
В регионах России тоже есть примеры реализации событийных паломничеств - крестный ход «Путь Богородицы», совершаемый в честь празднования памяти Иконы Божией Матери «Тихвинская» с 30 июня по 09 июля на территории одноименного района Ленинградской области. Для Волгоградской области таковым является праздник в честь Урюпинской Иконы Божией Матери в июне.
В зависимости от объекта посещения А.В. Бабкин также выделяет два вида паломнического туризма - конфессиональных культовых мест (монастырей, храмов, часовен) или
сакральных объектов природы (священные родники, рощи, «святые озера» и т.д.) [4; с. 12]. К первой категории можно также отнести места, связанные с биографией (житием) прославленного святого. Пример - организация паломнической поездки в село Сура Архангельской области, где родился и провел первые годы жизни протоиерей Иоанн Сергиев, канонизированный Русской Православной Церковью как праведный Иоанн Кронштадтский. Отдельный вид паломнического туризма может составить соответствующая поездка к человеку высокой духовной жизни (в православной традиции их называют старцами) с целью получения советов для духовной жизни.
Еще один признак для выделения видов паломнического туризма, предложенный А.В. Бабкиным - признак обязательности, предполагающий добровольно совершаемые паломничества (в христианстве, например) и обязательные (хадж для правоверных мусульман). Этот же автор упоминает понятие духовно паломнический туризм, ранее введенное в научный оборот Т.Т. Христовым [16; с. 13] понимая под ним «поездки туристов из Северной и Южной Америки, Европы и России в различные центры духовной практики в странах Востока, в первую очередь в Индию, Тибет, Китай, Непал, Японию» [4; с. 13]. То есть, по мнению А.В. Бабкина и Т.Т. Христова, духовно-паломнический туризм имеет очень четко обозначенный ареал распространения и вектор направленности туристских потоков. Целью этого вида туризма автор называет погружение в практики восточных верований или даже в восточные энергетические практики, не имеющие религиозной основы или связанные с ней лишь косвенно. Турист таким образом пытается найти решение житейских проблем, достичь духовного и нравственного само совершенства и духовного самопознания.
Относить вид путешествия, не связанный с религией или лишь косвенно связанный с ней, к духовно-паломническому туризму неверно, исходя из самого определения паломнического туризма. Но если принимать во
внимание основные цели и специфику того, что названные авторы обозначили в качестве духовно-паломнического туризма - погружение в среду, духовные практики, духовное и нравственное самосовершенствование, то можно отнести сюда такой вид паломничества, который в православии получил название «трудничество» и предполагает проживание в монастыре с посещением уставных богослужений, выполнением молитвенных правил и определенных работ на добровольной безвозмездной основе. Многие российские и зарубежные православные монастыри принимают трудников, декларируя требования к ним (срок и условия пребывания) на своих официальных сайтах1. Этот вид паломничества востребован у воцерковленных людей, готовых потратить на него отпускной период. Паломничества труд-ников носят, преимущественно, индивидуальный характер, но имеются примеры, когда данную туристскую услугу организуют и предлагают паломнические службы2 или даже светские турфирмы, специализирующиеся, в основном, на православном религиозном туризме экскурсионно-познавательной направленности. Подобную паломническую поездку, включающую трудничество в Пюхтицкий Успенский ставропигиальный женский монастырь Русской Православной Церкви много лет предлагала туристическая фирма «Акро», включая в пакет услуг транспорт и экскурсии по монастырю. Но основной акцент в такой поездке делается на духовные практики - участие в богослужениях и совмещение труда и молитвы.
Религиозный туризм экскурсионно-по-знавательной направленности. Понятие «религиозный туризм экскурсионно-познаватель-ной направленности» также называют «религиозно-экскурсионный туризм», «экскурсионный туризм религиозной тематики» [16; с. 9].
Основным отличием от паломнического
1 Официальный сайт Пюхтицкого Успенского ставропиги-
ального женского монастыря. URL: puhtitsa.ee/ in-dex.php/palomnikam/palomnichestvo-v-pyukhtitsu (Дата обращения: 07.10.2019).
туризма здесь выступает цель посещения религиозных объектов, которая в данном случае является ознакомительной или просветительской, хотя туристы тоже могут посещать богослужения, становиться участниками крестных ходов, молебнов, церковных Таинств (если речь идет о христианстве) и т.д. Одновременно с этим, паломнический тур может включать и часто включает экскурсии по монастырям и храмам, но экскурсия для паломников «имеет вторичное значение по отношению к определенным культовым действиям» [16; с. 14], так что, границы между двумя основными формами религиозного туризма весьма условны, а четкие разграничения сделать невозможно.
Некоторые исследователи считают экскурсионный туризм религиозной тематики составной частью паломничества, аргументируя свое мнение тем, что последнее появилось намного раньше первого [14]. Но современные реалии таковы, что в странах и регионах, где располагаются центры паломничества, и туристский поток с целью их посещения интенсивный, ощущается потребность в четком разграничении категорий паломников и туристов, следующих маршрутами религиозно-познавательной направленности.
Исследователь из Румынии В. Пушкашу вводит понятие «турист религиозного наследия» - это тот, кто «посещает культурные и исторические достопримечательности ради личного интереса, не наполняя их особым духовным смыслом», в то время, как «паломники» определяются автором в качестве тех, кто «отправляется в конкретном направлении с особой религиозной целью» [20; p. 133]. Обозначение первой категории в качестве пользователей экскурсионных маршрутов религиозной тематики представляется приемлемой, с тем уточнением, что удовлетворение познавательного интереса может совпадать с целью реализации духовных потребностей.
2 Валаамский паломник. Официальный сайт паломнической службы. URL: valaam.com/valaam-palomnikam/ (Дата обращения: 07.10.2019).
Выделяя отличительные черты религиозных туров экскурсионно-познавательной направленности, Т.Т. Христов указывает на такие их характеристики, как продолжительность, считая, что она меньшая, чем у паломнических; независимость от церковного календаря, т.к. они не приурочены к религиозным праздникам, а также ориентированность на более широкий контингент участников (включая детей). Следует отметить, что не всегда выделение этих критериев оправдано, т.к. продолжительность паломнического и религиозно-экскурсионного тура, целью которого является посещение одного и того же объекта может совпадать или даже характеризоваться большей длительностью, а различия будут сводиться к набору, качеству и стоимости услуг.
Экскурсионный маршрут религиозной тематики также, как и паломничество, очень часто имеет связь с церковной календарной обрядностью. Примером может служить тур под названием «Православное Рождество в Эстонии», предлагаемый к реализации туристической фирмой «Акро» в период с 06 по 08 января 2018 г3. Программа трехдневной экскур-сионно-познавательной поездки включает участие в рождественской литургии и посещение Пюхтицкого Успенского ставропигиального женского монастыря, но в большей степени, чем богослужебными, она насыщена экскурсионными и культурно-развлекательными мероприятиями.
Отношения между паломничеством и туризмом должны рассматриваться с двух разных позиций. Первое - это религиозные организации и сами участники паломничеств. С этой точки зрения отличие паломников от туристов состоит в том, что первых мотивируют к путешествиям духовные причины, а последние посещают святые места с целью расширения кругозора и получения новых впечатлений.
Вторая - это индустрии туризма и исследования в области туризма, в рамках которых
паломники могут рассматриваться как туристы, предъявляющие спрос на определенный набор услуг. Подход к паломничеству с точки зрения вида туристской деятельности в экономике находит подтверждение в определении Е.В. Печерицы и Е.Е. Шарафановой [14], хотя исследователями несколько недооценивается роль и значение паломничества для религиозных организаций и самих паломников.
Научный туризм религиозной направленности, выделенный А.В. Бабкиным [4; с. 13], или, как его называет В.Н. Якунин, «научный туризм с религиоведческими целями» [17; с. 72] также следует рассматривать в рамках религиозного туризма познавательной направленности. Эти поездки ориентированы на численно ограниченный контингент исследователей, предметом изучения для научных работ которых является религиозное наследие. А.В. Бабкин, говоря о роли данного вида туризма, указывает на то, что они влияют на ареал туристских поездок [4; с. 13-14] и способствуют расширению круга международных научных контактов.
В последние годы сфера услуг в данном виде религиозного туризма расширилась и даже появилось предложение услуг в организации путешествий, где главной целью ставится посещение научного мероприятия, принимающей стороной в котором выступает религиозная организация. Еще шире представлены индивидуальные туры с этой целью, что обусловлено численностью участников подобных мероприятий (как правило, десятки и сотни человек).
Например, с 2012 года проводится ежегодная научно-практическая конференция под названием «Пюхтицкие чтения», ведущим организатором которой выступает Успенский женский ставропигиальный Пюхтицкий монастырь Русской Православной Церкви Московского Патриархата в Эстонии. Тематика этой конференции очень разнообразна и касается
3 Официальный сайт туристической фирмы «Акро». URL: akro-travel.ru/ (Дата обращения: 07.10.2019).
вопросов духовно-нравственного воспитания, культурно-религиозного наследия и других аспектов функционирования конфессионального пространства [8].
Данная конференция ежегодно собирает более сотни участников - представителей разных стран Европы и России, выступающих с научными докладами. Туристическая фирма «Акро», специализирующаяся на организации познавательных путешествий религиозной тематики, в разные годы предлагала туры, главной целью которых будет посещение данной конференции в качестве ее гостя. Эта же туристическая фирма предлагает организацию подобных поездок в г. Хельсинки, на конференцию «Сретенские чтения», с 2002 г. ежегодно организуемую приходами Русской Православной Церкви в Финляндии3.
То есть, поле деятельности религиозного туризма и его видов постоянно расширяется, приобретая все большее значение в экономике регионов и жизни современного российского общества.
Заключение. Религиозный туризм как отрасль рекреационного хозяйства и предметная область исследований за немногие десятки лет своего становления и развития в России приобрел существенное значение в экономическом
развитии страны и основы структурного оформления, приобретя направления уже внутри себя, которые можно выделить благодаря расширению тематической и сущностной направленности этого вида туризма. Представляется, что дальнейшее развитие религиозного туризма в России может весьма успешно осуществляться в рамках обоих основных его видов - паломнического и экскурсионно-по-знавательного. При этом, отдельные перспективы намечаются у научного туризма религиозной направленности, обусловленные ростом сети духовных учебных заведений Русской Православной Церкви и выходом их на новый качественный уровень в области образования и теологической науки, в том числе, путем организации конференций. Именно данное направление требует дальнейшего осмысления и должно стать предметом отдельного исследования.
Остальные виды специальные религиозного туризма - событийные и церковно-кален-дарные паломничества, трудничества и т.д. могут, при грамотном подходе с учетом специфики историко-культурного и туристско-инфра-структурного потенциала региона, приобрести еще большее значение в его экономике и стать частью туристского брендинга территории.
Список источников:
1. Аксенова Л.А., Плыско Я.А. Роль религиозного туризма в современном обществе // Журнал правовых и экономических исследований. 2019. №2. С. 126-129.
2. Арутюнян О.Л. Потенциал развития религиозного туризма на Северном Кавказе // Вестник научных конференций. 2016. №1 - 3(5). С. 10-12.
3. Артемьева О.В., Балабейкина О.А. Дестинации религиозного туризма экскурсионно-позна-вательной направленности (на примере Ленинградской области) // Kant. 2019. №1 (30). С. 246-254.
4. Бабкин А.В. Специальные виды туризма. Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. 251 с.
5. Балабейкина О.А., Мартынов В.Л. Паломнический туризм из России в Финляндию: современное состояние и перспективы развития // Псковский регионологический журнал. 2016. №3 (27). С. 66-73.
6. Бестаева И.М., Кодзаева Л.С. Инновационное развитие в региональной экономике - религиозный туризм (на примере Республики Северная Осетия-Алания) // Экономика, социология и право. 2019. №2. С. 4-8.
7. Ванчикова Е.Н., Цыренова А.А. Маркетинговые исследования привлекательности развития религиозного туризма в республике Бурятия // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2014. №2. С. 54-58.
8. Гладкий Ю.Н., Комиссарова Т.С. О глубинном единстве православной и светской культур (по материалам Пюхтицких чтений) // Православная культура и практика воспитания личности: традиции и современный опыт: Материалы международной научно-практической конференции (11-12.12. 2016, Пюхтицкий Успенский монастырь). Куремяэ, 2016. С. 16-22.
9. Ершов Б.А. Динамика развития современного религиозного паломничества в России // Вестник Воронежского государственного технического университета. 2014. №1. С.113-116.
10.Житенев С.Ю. Религиозный туризм и паломничество в Российской Федерации: современно состояние и перспективы развития // Журнал Института Наследия. 2016. №1 (4). С. 3.
11.Калядина И.С. Храмы Грибановского района Воронежской области как объекты религиозного туризма // Научные исследования: от теории к практике. 2015. №2 (3). С. 40-44.
12.Лимонова Ю.Е. Значение религиозного туризма в системе международных отношений // Вестник магистратуры. 2016. №6-5 (57). С. 121-123.
13.Максимов Д.В. Методы статистического анализа в туризме. Краснодар: Кубан. гос. ун-т., 2005. 110 с.
14.Печерица Е.В. Шарафанова Е.Е. Паломнический туризм: сущностные аспекты // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. С. 572.
15.Потапова Н.Ю. Проблема религиозного туризма в малых городах России // Научные горизонты. 2019. №5-1 (21). С. 298-301.
16.Христов Т.Т. Религиозный туризм. М.: Изд. центр «Академия», 2003. 288 с.
17.Якунин В.Н. Религиозный туризм и паломничество: особенности организации, проблемы и перспективы развития // Культурное наследие России. 2017. №1. С. 71-76.
18.Collins-Kreiner N. Pilgrimage-Tourism: Common Themes in Different Religions // International Journal of Religious Tourism and Pilgrimage. 2018. Vol. 6: №1. Рр. 8-17. DOI: 10.21427/D73428.
19.Griffin К., Raj R. The Importance of Religious Tourism and Pilgrimage: reflecting on definitions, motives and data // International Journal of Religious Tourism and Pilgrimage. 2017. Vol. 5. Iss.3. Pp. 1-9. DOI: 10.21427/D7242Z.
20.Pu$ca$u V. Religious tourism or pilgrimage? // European Journal of Science and Theology. 2015. Vol.11. Iss.3. Pp. 131-142.
21.Terzidou M., Scarles C., Saunders M. The complexities of religious tourism motivations: Sacred places, vows and visions // Annals of Tourism Research. 2018. Vol. 70. Pp. 54-65. DOI: 10.1016/j.annals.2018.02.011.
Olga A. BALABEYKINA St. Petersburg State University of Economics (St. Petersburg, Russia);
The subject area of this research is religious Orthodox tourism and modern development trends of its directions in Russian regions and abroad. The hypothesis of the research is based on the assumption that during the last few decades of the religious tourism development in Russia, its structure has taken shape and become seriously complicated. Comprehension of the specific and essential features of religious tourism types is necessary for the implementation of this direction at the regional and national levels. The research is based on a comparative analysis of the content of domestic and foreign sources, which sanctify the problems of this
Keywords:
religious tourism, pilgrimage tourism,
branch of recreational economy. Beyond that point, the author has collected and generalized empirical data in the course of personal participation in numerous routes of religious topics over a 10-year period. As a result, the article presents the author's view on the main scientific definitions, on which the subject area of the religious tourism research is based, detects new branches of development within the pilgrimage and excursion cognitive directions, discloses their essence and denotes development prospects at the regional level. The author proposes to include to the new sections of religious tourism religious calendar and event types of pilgrimage, as well as pilgrimage as a kind of previously allocated spiritual pilgrimage tourism. Aside from that, attention is paid to scientific tourism of religious orientation, the essence of which was not previously disclosed in scientific works, and the idea of which was reduced to rare mentions. The results of this research can be used in planning the implementation of the development directions of religious tourism at the regional level, considering that the region has possessed historical, cultural and infrastructural potential for economic activities in this direction.
types of tourism, regional economy
References
1. Aksenova, L. A., & Plysko, Ya. A. (2019). Rol' religioznogo turizma v sovremennom obshchestve [Role of religious tourism in modern society]. Zhurnal pravovykh i ekonomicheskikh issledovaniy [Journal of Legal and Economic Studies], 2, 126-129. (In Russ.).
2. Arutyunyan, O. L. (2016). Potentsial razvitiya religioznogo turizma na Severnom Kavkaze [Development potential of religious tourism in the North Caucasus]. Vestnik nauchnykh konferentsiy [Bulletin of scientific-practical conferences], 1 - 3(5), 10-12. (In Russ.).
3. Artem'yeva, O. V., & Balabeykina, O. A. (2019). Destinatsii religioznogo turizma ekskursionno-poznavatel'noy napravlennosti (na primere Leningradskoy oblasti) [The religious tourism destinations in the excursionally - cognitive direction area (using the example of Leningrad region)]. Kant, 1(30), 246-254. (In Russ.).
4. Babkin, A. V. (2008). Spetsial'nyye vidy turizma [Special types of tourism]. Rostov on Don: Fenix. (In Russ.).
5. Balabeykina, O. A., & Martynov, V. L. (2016). Palomnicheskiy turizm iz Rossii v Finlyandiyu: sov-remennoye sostoyaniye i perspektivy razvitiya [Religious tourism from Russia to Finland: current state and prospects]. Pskovskiy regionologicheskiy zhurnal [Pskov Regional Studies Journal], 3(27), 66-73. (In Russ.).
6. Bestayeva, I. M., & Kodzayeva, L. S. (2019). Innovatsionnoye razvitiye v regional'noy ekonomike - religioznyy turizm (na primere Respubliki Severnaya Osetiya-Alaniya) [Studying of the directions of ensuring sustainable development of economy of the region (through the example of the Republic Northern Ossetia-Alanya)]. Ekonomika, sotsiologiya i pravo [Economics, Sociology and Law], 2, 4-8. (In Russ.).
7. Vanchikova, Ye. N., & Tsyrenova, A. A. (2014). Marketingovyye issledovaniya privlekatel'nosti razvitiya religioznogo turizma v respublike Buryatiya [Research development of religious tourism attraction in the republic of Buryatia]. Izvestiya Yugo-Zapadnogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Ekonomika. Sotsiologiya. Menedzhment [Proceedings of Southwestern state University. Series: Economics. Sociology. Management], 2, 54-58. (In Russ.).
8. Gladkiy, Yu. N., & Komissarova, T. S. (2016). O glubinnom yedinstve pravoslavnoy i svetskoy kul'tur (po materialam Pyukhtitskiy chteniy) [On the deep unity of Orthodox and secular cultures (based on the materials of Pyukhtitsky readings)]. Pravoslavnaya kul'tura i praktika vospitaniya
lichnosti: traditsii i sovremennyy opyt [Orthodox culture and practice of personality education: traditions and modern experience]: Materials of the international scientific and practical conference. Kuremae, 16-22. (In Russ.).
9. Yershov, B. A. (2014). Dinamika razvitiya sovremennogo religioznogo palomnichestva v Rossii [Dynamics of development of modern religious pilgrimage in Russia]. Vestnik Voronezhskogo gosu-darstvennogo tekhnicheskogo universiteta [Bulletin of Voronezh state technical University], 1, 113-116. (In Russ.).
10.Zhitenev, S. Yu. (2016). Religioznyy turizm i palomnichestvo v Rossiyskoy Federatsii: sovremenno sostoyaniye i perspektivy razvitiya [Religious tourism and pilgrimage in the Russian Federation: Current state and development prospects]. Zhurnal Instituta Naslediya [Bulletin of Heritage Institute], 1 (4), 3. (In Russ.).
11.Kalyadina, I. S. (2015). Khramy Gribanovskogo rayona Voronezhskoy oblasti kak ob"yekty religioznogo turizma [Temples of Gribanovsky district of Voronezh region as objects of religious tourism]. Nauchnyye issledovaniya: ot teorii k praktike [Scientific researches: from theory to practice], 2 (3), 40-44. (In Russ.).
12.Limonova, Yu. E. (2016). Znacheniye religioznogo turizma v sisteme mezhdunarodnykh otnosheniy [The importance of religious tourism in the system of international relations]. Vestnik magistratury [Bulletin of the magistracy], 6-5 (57), 121-123. (In Russ.).
13.Maksimov, D. V. (2005) Metody statisticheskogo analiza v turizme [Methods of statistical analysis in tourism]. Krasnodar: Kuban State University. (In Russ.).
14.Pecheritsa, E. V., & Sharafanova, E. E. (2014). Palomnicheskiy turizm: sushchnostnyye aspekty [Pilgrimage tourism: essential aspects]. Sovremennyye problemy nauki i obrazovaniya [Modern problems of science and education], 6, 572. (In Russ.).
15.Potapova, N. Yu. (2019). Problema religioznogo turizma v malykh gorodakh Rossii [The Problem of religious tourism in small cities of Russia]. Nauchnyye gorizonty [Scientific horizons], 5-1 (21), 298-301. (In Russ.).
16.Khristov, T. T. (2003). Religioznyy turizm [Religious tourism]. Moscow: Publishing Center «Akad-emiya». (In Russ.).
17.Yakunin, V. N. (2017). Religioznyy turizm i palomnichestvo: osobennosti organizatsii, problemy i perspektivy razvitiya [Religious tourism and pilgrimage: Peculiarities of organization, problems and prospects of development]. Kul'turnoye naslediye Rossii [Cultural heritage of Russia], 1, 7176. (In Russ.).
18.Collins-Kreiner, N. (2018). Pilgrimage-Tourism: Common Themes in Different Religions. International Journal of Religious Tourism and Pilgrimage, 6 (1), 3, 8-17. doi: 10.21427/D73428.
19.Griffin, K., & Raj, R. (2017). The Importance of Religious Tourism and Pilgrimage: reflecting on definitions, motives and data. International Journal of Religious Tourism and Pilgrimage, 5 (3), 19. doi: 10.21427/D7242Z.
20.Pu$ca$u, V. (2015). Religious tourism or pilgrimage? European Journal of Science and Theology, 11(3), 131-142.
21.Terzidou, M., Scarles, S., & Saunders, M. (2018). The complexities of religious tourism motivations: Sacred places, vows and visions. Annals of Tourism Research, 70, 54-65. doi: 10.1016/j.an-nals.2018.02.011.
Балабейкина О.А. Религиозный туризм: возвращение к сущностным аспектам и влияние на развитие экономики региона // Сервис в России и за рубежом. 2019. Т. 13. Вып. 4. С. 6-17. DOI: 10.24411/1995-042X-2019-10401.
Balabeykina, O. A. (2019). Religious tourism: return to essential aspects and impact on the development of the region's economy. Servis v Rossii i za rubezhom [Services in Russia and Abroad], 13(4), 6-17. doi: 10.24411/1995-042X-2019-10401. (In Russ).