ВЕСТНИК
Казанского юридического института МВД России
№ 4(22)2015
УДК 342.731
М.А. Куцая
РЕЛИГИОЗНЫМ КОМПОНЕНТ НАЦИОНАЛЬНОМ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В статье рассматривается религиозный фактор как одна из угроз национальной, государственной и общественной безопасности России, анализируется понятие религиозного экстремизма, приводятся сведения о росте правонарушений экстремистской направленности.
Ключевые слова: общественная безопасность, национальная безопасность, религиозный экстремизм, организация, противодействие, органы государственной власти.
В современный период проблема обеспечения общественной безопасности как части национальной безопасности стала одной из самых актуальных как в Российской Федерации, так и в рамках мирового сообщества, в связи с чем данное понятие широко используется в различных теориях, доктринах и концепциях.
Национальная безопасность, как следует из «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», это состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства (ст. 6 Стратегии) [3].
В качестве негативных факторов, влияющих на обеспечение национальных интересов России, Стратегия национальной безопасности называет националистические настроения, ксенофобию, сепаратизм и насильственный экстремизм, в том числе под лозунгами религиозного радикализма (ст. 10 Стратегии) [3].
В развитие данных положений Концепция общественной безопасности Российской Федерации, утвержденная Президентом Российской Федерации 14.11.2013 № Пр-2685, понимает под общественной безопасностью состояние защищенности человека
и гражданина, материальных и духовных ценностей общества от преступных и иных противоправных посягательств, социальных и межнациональных конфликтов, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (ст. 4 Концепции) [4].
В документе подчеркивается тот общеизвестный факт, что «состояние общественной безопасности в России характеризуется как нестабильное» (ст. 8 Концепции), а одним из ведущих источников угроз общественной безопасности Концепция называет экстремистскую деятельность националистических, религиозных, этнических и иных организаций и структур, направленную на нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации, дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в стране (ст. 11 Концепции) [4].
Федеральный закон от 28.07.2002 № 114 -ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» не дает определения понятий «экстремизм», «экстремистская деятельность», а раскрывает их содержание через действия, а именно:
• насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;
• публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;
• возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;
• пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по
18
ГОСУДАРСТВЕННОЕ, ГРАЖДАНСКОЕ, АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО
признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
• нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
• воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;
• воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения;
• совершение преступлений по мотивам, указанным в пункте "е" части первой статьи 63 Уголовного кодекса Российской Федерации;
• пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций;
• публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;
• публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением;
• организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению;
• финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказа-
ния информационных услуг [1].
Отраслевое законодательство и, в частности, Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», перечисляют основания для ликвидации религиозной организации и запрета на деятельность религиозной организации или религиозной группы в судебном порядке:
1) нарушение общественной безопасности и общественного порядка;
2) действия, направленные на осуществление экстремистской деятельности;
3) принуждение к разрушению семьи;
4) посягательство на личность, права и свободы граждан;
5) нанесение установленного в соответствии с законом ущерба нравственности, здоровью граждан, в том числе использованием в связи с их религиозной деятельностью наркотических и психотропных средств, гипноза, совершением развратных и иных противоправных действий;
6) склонение к самоубийству или к отказу по религиозным мотивам от оказания медицинской помощи лицам, находящимся в опасном для жизни и здоровья состоянии;
7) воспрепятствование получению обязательного образования;
8) принуждение членов и последователей религиозного объединения и иных лиц к отчуждению принадлежащего им имущества в пользу религиозного объединения;
9) воспрепятствование угрозой причинения вреда жизни, здоровью, имуществу, если есть опасность реального ее исполнения, или применения насильственного воздействия, другими противоправными действиями выходу гражданина из религиозного объединения;
10) побуждение граждан к отказу от исполнения установленных законом гражданских обязанностей и совершению иных противоправных действий [2].
Также, в соответствии с п. 7 ст. 14 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», деятельность религиозного объединения может быть приостановлена, религиозная организация может быть ликвидирована, а деятельность религиозного объединения, не являющего-
19
ВЕСТНИК
Казанского юридического института МВД России
ся религиозной организацией, может быть запрещена в порядке и по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности» [2].
В случае выявления фактов, свидетельствующих о наличии в деятельности религиозного объединения признаков экстремизма, Генеральным прокурором РФ или подчиненным ему соответствующим прокурором религиозному объединению выносится предупреждение о недопустимости осуществления такой деятельности. В предупреждении устанавливается срок, составляющий не менее двух месяцев со дня его вынесения, для устранения нарушений.
Если предупреждение не было обжаловано в суд, если в установленный в предупреждении срок религиозным объединением (организацией) не были устранены допущенные нарушения либо если в течение 12 месяцев со дня вынесения предупреждения выявлены новые факты, свидетельствующие об экстремистской деятельности этого религиозного объединения (организации), оно подлежит ликвидации, а деятельность религиозного объединения, не являющегося юридическим лицом, - запрету.
Чаще всего, как показывает практика, религиозными мотивами манипулируют в качестве идеологической и организационной поддержки для реализации вполне конкретных политических интересов различных сил и субъектов политического действия.
Какие факторы делают религиозные организации потенциально криминальными, экстремистскими?
- строгаяиерархичность, жесткаядисципли-на и беспрекословное подчинение лидерам;
- наличие значительных финансовых средств, что дает возможность активно использовать подкуп отдельных должностных лиц при подготовке, например, террористических актов и обеспечивает высокий уровень технического исполнения планируемой акции;
- строгая конспирация, взаимная слежка среди адептов, наличие собственной службы безопасности, что сводит к минимуму возможность утечки информации;
- контроль сознания адептов, вплоть до
______________________№ 4(22) 2015
превращения части из них в «роботов», готовых на выполнение любых приказов;
- специальная подготовка адептов (методы шпионажа, поведение при аресте и пр.);
- мобильность некоторых культов, весьма затрудняющая в критической ситуации задержание руководителей и рядовых членов, подозреваемых в преступной деятельности;
- подготовка адептов к столкновению с правоохранительными органами.
В контексте данной статьи важно отметить, что на сегодняшний день в философской и юридической науках не разработано общепринятого понятия религиозного экстремизма.
Например, Е.Л. Забарчук под религиозным экстремизмом понимает деятельность в сфере межрелигиозных отношений, находящую свое выражение в насильственных попытках навязывания обществу определенной системы религиозных воззрений, а также обоснование либо оправдание такой деятельности [5].
Н. Наматов указывает, что религиозный экстремизм - это религиозно мотивированная или религиозно камуфлированная деятельность, направленная на насильственное изменение государственного строя или насильственный захват власти, нарушение суверенитета и территориальной целостности государства, на возбуждение в этих целях религиозной вражды и ненависти [8].
Исходя из логики п. 1 ст. 1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», под религиозным экстремизмом можно понимать следующие действия:
- возбуждение религиозной розни;
- пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его религиозной принадлежности или отношения к религии;
- нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его религиозной принадлежности или отношения к религии;
- совершение преступлений по мотивам, указанным в п. "е" ч. 1 ст. 63 УК РФ.
Основные причины появления и распространения религиозного экстремизма можно подразделить на внешние и внутренние.
20
ГОСУДАРСТВЕННОЕ, ГРАЖДАНСКОЕ, АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО
К причинам внешнего характера исследователи относят:
- появление или реанимацию старых геополитических притязаний ряда сопредельных государств к странам СНГ;
- перенос на их территорию противостояния некоторых зарубежных политических сил с их политическими противниками;
- региональные конфликты;
- активизацию экстремистских проявлений ряда зарубежных террористических, религиозных, национал-радикальных и др. организаций (сегодня в 70 государствах мира свыше 1000 групп и организаций используют в своей деятельности методы террора) [10].
Среди внутренних причин выделяются:
- экономический кризис, безработица и обнищание значительной части населения;
- рост национализма, национальной нетерпимости и сепаратистских настроений;
- обостренное чувство социальной неустроенности, незащищенности;
- утрата многими людьми идеологических и духовных жизненных ориентиров, рост отчаяния и социальной агрессивности;
- рост преступности, падение авторитета власти, закона, веры в ее способность обеспечить безопасность граждан;
- наличие значительного нелегального «рынка» оружия и относительная легкость его приобретения;
- наличие значительного контингента лиц, прошедших «школу войны» в Афганистане, Приднестровье, Таджикистане, Чечне и других «горячих точках»;
- слабая работа правоохранительных органов, государственных и общественных организаций по защите прав граждан и ряд других причин [7].
Проблема распространения экстремизма во всех его проявлениях, в том числе и с религиозной окраской, является весьма ощутимой, так как несет в себе угрозу национальной и общественной безопасности. Анализ тенденций экстремизации современного российского социума свидетельствует о росте правонарушений экстремистской направленности с каждым годом.
Так, министр внутренних дел Российской Федерации В.А. Колокольцев на расширенном заседании коллегии МВД России
4 марта 2015 года подчеркнул, что в 2014 году было выявлено 1024 преступления экстремистской направленности, что на 14% превышает показатель 2013 года [6]. Такой прирост во многом достигнут за счет активизации выявления экстремистских преступлений в сети Интернет: в 2014 году выявлено 345 противоправных фактов, к уголовной ответственности привлечено 258 человек, к административной - 401 [6].
Что касается Приморского края, то в правоохранительные органы края (СУ СК РФ по Приморскому краю, УМВД РФ по Приморскому краю, УФСБ РФ по Приморскому краю) в 2014 году поступило 24 сообщения о преступлениях экстремистской направленности, из них 23 - о преступлениях с использованием сети Интернет [9].
По результатам рассмотрения сообщений о преступлениях экстремистской направленности по 12 приняты решения о возбуждении уголовных дел, из которых по 7 уголовным делам вынесены обвинительные приговоры [9].
Экстремистские преступления насильственного характера (убийства, причинение вреда здоровью различной степени тяжести и проч.) в крае не совершались. Все зарегистрированные преступления связаны с распространением в сети Интернет информации, направленной на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии.
Так, 19 марта 2014 следователем СО по Ленинскому району г. Владивостока СУ СК РФ по Приморскому краю возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 282 УК РФ, в отношении гр-на К. по факту опубликования на общедоступном Интернет-ресурсе информационных сообщений в виде изображения человека с элементами свастики, надписей и изображений, призывающих к враждебным действиям одной группы лиц по отношению к другой группе лиц, объединенных по признакам расы, национальности, языка, происхождения.
Приговором Ленинского районного суда г. Владивостока указанное лицо признано
21
ВЕСТНИК
Казанского юридического института МВД России
№ 4(22)2015
виновным в совершении преступления, ему назначено наказание в виде штрафа в размере 120 тыс. рублей [11].
По уголовным делам данной категории суды назначали и другие виды наказаний: обязательные работы, исправительные работы с удержанием заработной платы в определенном размере в доход государства, лишение свободы условно.
16 сентября 2014 года Ленинский районный суд г. Владивостока вынес приговор в отношении местного жителя, публиковавшего исламистские материалы. Он признан виновным по ч. 1 ст. 282 УК РФ и приговорен к 1 году и 8 месяцам лишения свободы условно [11].
27 февраля 2015 года из обновленного Федерального списка экстремистских материалов стало известно, что 31 июля 2014 года Уссурийский районный суд Приморского края признал экстремистскими восемь материалов из числа мусульманских
религиозных сочинений, причем три из них были запрещены ранее [11].
28 мая 2014 года Уссурийской городской прокуратурой было вынесено предупреждение о недопустимости экстремистской деятельности в адрес религиозной организации «Свидетели Иеговы» г. Уссурийска [11].
В ходе проверки, которую городская прокуратура проводила совместно с городским отделом УФСБ России по Приморскому краю, по месту регистрации организации была обнаружена запрещенная литература протестантской деноминации Свидетелей Иеговы.
Таким образом, религиозный экстремизм может служить основанием для привлечения к административной или уголовной ответственности, а поэтому адекватная правовая оценка экстремизма вообще и религиозного в частности являются необходимым условием эффективного противодействия ему в Российской Федерации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. О противодействии экстремистской деятельности : Федеральный закон от 25.07.2002 № 114 -ФЗ (ред. от 31.12.2014) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 30, ст. 3031.
2. Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» // Собрание законодательства РФ. - 1997. - № 39, ст. 4465.
3. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года : указ Президента РФ от 12.05.2009 № 537 (ред. от 01.07.2014) // Собрание законодательства РФ. - 2009.
- № 20, ст. 2444.
4. Концепция общественной безопасности Российской Федерации : утв. Президентом Российской Федерации 14.11.2013 № Пр-2685.
5. Забарчук Е. Л. Религиозный экстремизм как одна из угроз безопасности российской государственности // Журнал российского права. -2008. - № 6.
6. МВД РФ отмечает рост количества выявленных экстремистских преступлений в Интернете.
- URL: http://tass.ru/politika/1807250/
7. Мыльников Б.А. Новые вызовы: международный терроризм и иные проявления экстремизма, пути (направления) взаимодействия. - Минск, 2001. - С. 27.
8. Наматов Н. Религиозный экстремизм в Центральной Азии. - URL: http://www.ca-c.org/ datarus/namatov.shtml/
9. Приморцы стали значительно чаще сообщать об экстремистских проявлениях в Интернете.
- URL: http://trud-ost.ru/
10. Пролетенкова С. Е. Общие методологические подходы к исследованию факторного комплекса религиозного экстремизма // Российский следователь. - 2013. - № 4.
11. URL: www.sova-center.ru/religion/news/extremism/counter-extremism/2014/08/d30102/
© Куцая М.А., 2015 Получено: 26.08.2015
22