Научная статья на тему 'Особенности понимания экстремизма и преступлений экстремистской направленности в отечественной науке'

Особенности понимания экстремизма и преступлений экстремистской направленности в отечественной науке Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
99
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности понимания экстремизма и преступлений экстремистской направленности в отечественной науке»

A.M. SYSOYEV

PECTLIAR FEAUTRES OF CRIMES CONNECUED WIUH EXUREMISM IN RTSSIAN SCIENCE

А.М. СЫСОЕВ (Академия ФСИН России)

ОСОБЕННОСТИ ПОНИМАНИЯ ЭКСТРЕМИЗМА И ПРЕСТУПЛЕНИЙ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ НАУКЕ

Проблема противодействия экстремизму как угрозе национальной безопасности является в настоящее время одной из са-мых обсуждаемых не только в научных источниках, но и средствах массовой информации. Однако, ознакомившись с содержанием некоторых публикаций, можно отметить, что нередко некоторые авторы (В. А. Казакова, А.С. Михлин1, С.В. Борисов 2 и др.) сводят экстремизм с другим понятием - «терроризм», не делая попытки разделить их.

Рассматривая термин «экстремизм», первое, на что мы обращаем внимание, - это отсутствие однообразия взглядов на само это понятие. Обобщая и упрощая их на бытовом языке, мы можем отметить, что экстремизм - это приверженность к крайним взглядам, убеждениям, отход от конструктивного диалога, противопоставление себя обществу. Экстремизм разнороден по своей структуре, он может быть: политическим, религиозным, этническим и т. д., что, несомненно, затрудняет определение термина данного феномена, поэтому особый интерес представляют попытки определения экстремизма в правовом поле.

Первым правовым актом в сфере оказания противодействия экстремизму стал Указ Президента РФ от 23 марта 1995 г. «О мерах по обеспечению согласованных действий органов государственной власти в борьбе с проявлениями фашизма и иных форм политического экстремизма в Российской Федерации», а последним по времени - Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии

Уголовно-исполнительное право

экстремистской деятельности», принятый Государственной Думой Российской Федерации. При этом следует отметить и те законопроекты, в которых предлагались свои взгляды на природу экстремизма.

Например, из определения экстремизма, содержащегося в законопроекте Московской городской думы 1995 г., следовало, что к экстремистским общественным объединениям в соответствии с настоящим Законом относятся общественные объединения, которые совершают любое из следующих действий:

1) публично призывают к установлению в России диктатуры, то есть строя, ликвидирующего политические и гражданские права граждан России;

2) публично призывают к насильственному свержению конституционного строя или захвату власти;

3) создают вооруженные формирования;

4) ведут пропаганду войны в какой бы то ни было форме;

5) публично выражают намерения ограничить права граждан Российской Федерации по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности; разжигают социальную, расовую, национальную, языковую или религиозную рознь;

6) представляют свои цели, идеалы или отличительные признаки с помощью символики, историчеческие, фашистские и иные тоталитарные режимы; отрицают преступления таких режимов и оправдывают их лидеров и их политику.

Правительственный законопроект 1999 г. определяет политический экстремизм следующим образом: «...это деятельность общественных объединений, иных организаций, должностных лиц и граждан, направленная на насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации, насильственный захват власти или насильственное удержание власти, нарушение суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, организацию незаконных вооруженных формирований, возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды, а также публичные призывы к совершению в политических целях противоправных деяний». Существуют и другие определения.

Из проекта Закона «О партиях» В. Рыжкова и В. Лысенко: «Под экстремистской деятельностью понимается деятельность, направленная на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание незаконных вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни, посягательство на права и свободы граждан, а также публичные призывы к совершению в политических целях противоправных действий».

Из проекта Министерства юстиции РФ, подготовленного в 2001 г.: «Экстремизм - это признание допустимости, возможности и желательности применения насилия либо совершения иных общественно опасных деяний в целях достижения политической власти, нарушения прав и свобод человека и гражданина, незаконного изменения конституционного строя, нарушения суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, а равно наделения незаконными преимуществами либо подавления отдельных лиц (групп населения) по признаку (признакам) расы, национальности, языка, отношения к религии или убеждений».

В законопроекте В. Зоркальцева «О противодействии пропаганде религиозного экстремизма в Российской Федерации» «под экстремизмом понимается деятельность граждан, а также политических, общественных, религиозных и иных объединений и их членов, включая пропаганду, призывы и действия, направленные на:

- нарушение общественной безопасности и общественного порядка, подрыв безопасности государства;

- насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;

- изменение светского характера государства, системы общегосударственного светского образования и замену норм законодательства Российской Федерации нормами религиозного права;

- создание вооруженных формирований;

- пропаганду войны, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни и нетерпимости, человеконенавистничества;

- пропаганду неравноправия и дискриминации граждан по признаку их расовой, национальной, религиозной или половой принадлежности;

- принуждение к разрушению семьи, ущемление прав семьи и ее членов;

- посягательство на личность, права и свободы граждан;

- нанесение установленного в соответствии с законом ущерба нравственности здоровью граждан, в том числе использованием в связи с их деятельностью возбуждающих, наркотических и психотропных средств, техник гипнотического воздействия, нелегальным использованием медицинских и фармакологических препаратов, совершением развратных и иных противоправных действий;

- использование насилия, шантажа, подкупа, ложных доносов, психологического давления, злонамеренных телефонных звонков, угрозы причинения вреда жизни, физическому и психическому здоровью, имуществу и иных противоправных действий;

- дачу заведомо ложных сведений в целях привлечения в данное объединение новых членов или удержание лиц, желающих выйти из данного объединения;

- склонение к развратным действиям, членовредительству, самоубийству или к отказу по религиозным мотивам от оказания от медицинской помощи лицам, находящимся в опасном для жизни и здоровья состоянии;

- воспрепятствование получению обязательного светского образования;

- воспрепятствование законной деятельности государственных органов и должностных лиц, а также признанных государством политических, общественных, религиозных и иных объединений, а равно призывы к незаконной ликвидации указанных объединений;

- побуждение граждан к отказу от исполнения установленных законом гражданских обязанностей и совершению иных противоправных действий».

Данные законопроекты в процессе дебатов были отвергнуты по различного рода причинам.

Уголовно-исполнительное право

• •

В соответствии со ст. 1 действующего Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» под ней понимается: деятельность общественных и религиозных объединений, либо иных организаций, либо средств массовой информации, либо физических лиц по планированию, организации, подготовке и совершению действий, направленных на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушения целостности Российской Федерации; подрыв безопасности РФ; захват или присвоение властных полномочий; создание незаконных вооруженных формирований; осуществление террористической деятельности; возбуждение расовой, национальной или религиозной розни, связанной с насилием или призывами к насилию; унижение национального достоинства; осуществление массовых беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы; пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности; пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения; публичные призывы к осуществлению указанной деятельности или совершению указанных действий; финансирование указанной деятельности либо иное содействие ее осуществлению или совершению указанных действий, в том числе путем предоставления для осуществления указанной деятельности финансовых средств, недвижимости, учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной, факсимильной и иных видов связи, информационных услуг, иных материально-технических средств.

Формулировка недостаточно, на наш взгляд, конкретизирует и выделяет действия насильственного характера, что ставит правоохранительные органы в затруднение в связи с толкованием норм закона и принятием решения по их применению. Исходя из представленного определения не удивительно, что многие исследователи этого явления рассматривают терроризм как высший уровень экстремистской деятельности, так как в данное понятие уже заложено осуществление террористической деятельности. Говоря об экстремизме или экстремистской деятельности, некоторые исследователи

Уголовно-исполнительное право

нередко изучают лишь терроризм и тем самым еще более затрудняют раскрытие данного феномена. Относительно терроризма, на наш взгляд, уместно отказаться от его определения, как такового, а применять более понятные термины «террористический акт», «террористическая деятельность». К сожалению, во вновь принятом Федеральном законе от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» данный момент не нашел отражения. На основании ст. 3 указанного Закона под терроризмом понимаются идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, местного самоуправления или международными организациями, связанными с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий.

Такое определение связывает понятие «терроризм» не только с довольно широким кругом действий, но и с идеологией, то есть системой взглядов, убеждений и т. д. Такое понятие не согласуется с содержанием ст. 205 УК РФ, предусматривающей ответственность за определенный круг действий.

Исходя из этого ст. 24 данного Закона предусматривает ответственность организаций за причастность к терроризму, приравниваются преступления, предусмотренные ст. 205-206, 208, 211, 277-280, 2821, 2822 и 360 УК РФ.

Обращаясь к Уголовному кодексу РФ (ст. 2821 в ред. Федерального закона от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ), мы видим, что под экстремистским сообществом понимается организованная группа лиц для подготовки или совершения по мотивам идеологической, политической, национальной или религиозной ненависти либо вражды, а равно по мотивам ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы преступлений, предусмотренных ст. 148 («Воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и вероисповеданий»), 149 («Воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них»), частями первой и второй ст. 213 («Хулиганство)), ст. 214 («Вандализм»), 243 («Уничтожение или повреждение памятников истории и культуры»), 244 («Надругательство над телами умерших и местами их захоронения»), 280 («Публичные призывы к осуществлению экстремисткой деятельности»),

2821 («Организация экстремистского сообщества») .

Объектом преступного деяния, предусмотренного ст. 280 УК РФ, является конституционный строй Российской Федерации и общественная безопасность. Объективная сторона выражает-

ся в подстрекательских действиях в устной или письменной форме, направленных на совершение государственных преступлений и носящих публичный характер. При этом под публичностью понимается открытый характер призывов, обращенных к неопределенному кругу лиц с целью побуждения к действиям экстремистского характера.

Состав этого преступления формальный, то есть преступление считается оконченным в момент провозглашения призывов в устной форме или с момента их распространения в письменной и (или) изобразительной форме.

Квалифицирующим признаком данного состава является совершение указанных в диспозиции этой статьи действий посредством использования средств массовой информации.

Организация экстремистского сообщества (ст. 2821 УК РФ) является многообъектным преступлением и посягает на внутреннюю безопасность государства, его конституционный строй, права и свободы граждан, их национальные и религиозные интересы, государственную и общественную безопасность. На основании ч. 4 ст. 35 и ст. 210 УК РФ экстремистское сообщество является особым видом специального преступного сообщества.

Объективная сторона преступления, предусмотренного ст. 2821 УК РФ, может выражаться в создании экстремистского сообщества, руководстве подобным сообществом, его частью или входящими в него подразделениями, а также создании объединения организаторов, руководителей или иных представителей частей или структурных подразделений такого сообщества для совершения преступлений экстремисткой направленности.

Организация экстремистского сообщества является формальным составом преступления. Это деяние считается оконченным независимо от наступлений вредных последствий. Введение уголовной ответственности за создание названных объединений означает признание подготовительной преступной деятельности оконченным преступлением.

Помимо организации преступного сообщества, уголовным законодательством предусматривается ответственность за организацию его деятельности, когда судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности экстремисткой организации в связи с осуществлением экстремистской деятельности (ст. 2822 УК РФ).

В случае осуществления экстремистской деятельности, причинившей ущерб гражданам,

общественному порядку и безопасности, интересам общества или создавшей угрозу причинения такого вреда, общественное или религиозное объединение может быть ликвидировано, а его деятельность запрещена по решению суда. При этом суд будет действовать на основании ст. 17 Федерального закона от 25 июля 2002 г., в соответствии с которым запрещается деятельность общественных и религиозных объединений, иных некоммерческих организаций иностранных государств и их структурных подразделений, деятельность которых признается экстремистской в соответствии с международными правовыми актами и действующим федеральным законодательством.

Объективная сторона этого деяния выражается в двух формах организации деятельности ликвидированного или запрещенного судом общественного или религиозного объединения или организации экстремистского характера, участие в деятельности такой структуры.

Следовательно, экстремистская деятельность - это действия, направленные на пропаганду взглядов и мировоззрений, цель которых -возбуждение розни по мотивам религиозной, расовой, социальной неприязни. Экстремизм - это своеобразная форма идеологии, могущая привести к насильственным действиям по указанным мотивам, деяния, которые преследуются действующим уголовным законодательством.

Оценивая правовую базу по изучаемому вопросу, следует отметить, что отсутствует четкое определение понятий и признаков конкретных деяний, служащих инструментом для правоприменителя в предупреждении экстремизма. Существующее понятие не только не определяет границы между терроризмом и экстремизмом, но и, скорее, затрудняет изучение этих явлений и, как следствие, не способствует выработке мер профилактики этих преступных деяний.

Существующая позиция не способствует единому подходу к изучению экстремизма не только как сложного социально негативного явления, но и как правового феномена. Некоторые авторы, исследуя экстремизм (а вернее, преступления экстремистского характера), изучают преступления, имеющие уголовно-правовые признаки терроризма.

Наблюдается и обратная тенденция: исследователи упоминают терроризм, но рассматривают уголовно наказуемые деяния, ответственность за которые предусмотрена ст. 282, 2821,

2822 УК РФ. Это особенно заметно в попытке ряда криминологов изучить личность осужден-

Уголовно-исполнительное право

ного-террориста, отбывающего наказание в виде лишения свободы за преступления террористического характера.

Представляется более очевидным отказаться от попыток определения в правовом поле термина «экстремизм» и ограничиться такими понятиями, как «экстремистская деятельность» и «экстремистское сообщество», при этом кон-

кретизировав их смысл и уголовно-правовые признаки.

1 См.: Казакова В.А., Михлин А.С. Уголовно-правовой анализ преступлений террористического характера // Терроризм: правовые аспекты борьбы. М.: Эксмо, 2005.

2 См.: Борисов С.В. Виды преступлений экстремистского характера // Уголовному кодексу Российской Федерации 10 лет. М., 2006.

Уголовно-исполнительное право

• •

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.