Научная статья на тему 'Религиозное воспитание молодежи: социальные аспекты'

Религиозное воспитание молодежи: социальные аспекты Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
75
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
молодежь / религиозное воспитание / православная педагогика / формирование личности / религиозная жизнь / христианские ценности / youth / religious upbringing / OrthodoX pedagogy / personality formation / religious life / Christian values

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Шаталов Сергей Александрович

Обращение к теме религиозного воспитания молодежи сегодня очень актуально, так как Церковь является одним из социальных институтов, играющих значительную роль в духовнонравственном воспитании подрастающего поколения в России. Специфической чертой сложившейся в молодежной среде ситуации является наличие большого количества крещеных, но не воцерковленных молодых людей, поэтому вопрос о работе с молодежью в сфере религиозного воспитания стоит как никогда остро. В статье раскрыто понятие религиозного воспитания, понимаемого как единство содержания, форм и методов транслирования культурного религиозного опыта обращения человека к Богу и общения с Творцом, определены цель православного религиозного воспитания и его структура. Отмечается, что осуществление религиозного воспитания должно проводиться в двух плоскостях, так как в его основе лежат два вида законов: одни законы люди получили от Бога, другие определяются в соответствии с социальным устройством человеческого общества. Соответственно, одна из этих плоскостей носит духовно-мистический характер, вторая наделена рациональной сущностью. Автор уточняет взаимосвязь религиозного воспитания с процессом социализации человека, раскрывает воззрения современной молодежи на религиозное воспитание, определяет особенности духовных ценностей, преобладающих в молодежной среде и оказывающих негативное влияние на становление личности. Раскрываются также приоритетные формы и направления работы с молодежью в Русской Православной Церкви, делается акцент на значительной роли в религиозном воспитании молодежи православных молодежных организаций и объединений, созданных как по инициативе священноначалия, так и по желанию самой молодежи, уточняются особенности работы по воспитанию в духе христианских ценностей в учреждениях среднего профессионального образования. Также обозначены проблемы, возникающие в ходе религиозного воспитания молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Religious Upbringing of Youth: Social Aspects

Addressing the topic of religious upbringing of youth today is very relevant, since religion is one of the social institutions that plays a significant role in the spiritual and moral education of the younger generation in our country. The specificity of the current situation among young people is the presence of a large number of baptized young people, but not churchgoers, so working with young people in the field of religious upbringing is more pressing than ever. The article reveals the concept of religious upbringing, understood as the unity of content, forms and methods of transmitting the cultural religious experience of a person’s conversion to God and communication with the Creator, and highlights the purpose of OrthodoX religious upbringing and its structure. The implementation of religious upbringing should be carried out on two levels, since it is based on two types of laws. The first of them was received by people from God, the second one is determined in accordance with the social structure of human society. Therefore, one of these planes is of a spiritual and mystical nature, the second one is endowed with a rational essence. The relationship between religious upbringing and the process of human socialization has been clarified. The views of modern youth on religious upbringing are revealed, the features of spiritual values that prevail among young people and have a negative impact on the development of personality are clarified. The author reveals the priority forms and directions of work with young people within the Russian OrthodoX Church, focuses on the significant role in the religious upbringing of young people played by OrthodoX youth organizations and associations created on the initiative of both the Russian OrthodoX Church and the youth themselves, and clarifies the features of work on religious upbringing in secondary vocational institutions. The problems that arise in the process of the religious upbringing of young people are also identified.

Текст научной работы на тему «Религиозное воспитание молодежи: социальные аспекты»

Научная статья

УДК[316.346.32-057.81:271.2-75](470+571)

Для цитирования:

Шаталов С.А., свящ. Религиозное воспитание молодежи: социальные аспекты // Труды Саратовской православной духовной семинарии. 2024. № 2(25). С. 45-62. 001: 10.56621/27825884_2024_25_45

СвященникСергей Александрович Шаталов,

магистрантМинской духовной академии имени святителя Кирилла, епископа Туровского, Республика Беларусь, 220030, г. Минск, ул. Зыбицкая, 27 [email protected]

Религиозное воспитание молодежи: социальные аспекты

Священник С.А. ШАТАЛОВ

Аннотация: Обращение к теме религиозного воспитания молодежи сегодня очень актуально, так как Церковь является одним из социальных институтов, играющих значительную роль в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения в России. Специфической чертой сложившейся в молодежной среде ситуации является наличие большого количества крещеных, но не воцер-ковленных молодых людей, поэтому вопрос о работе с молодежью в сфере религиозного воспитания стоит как никогда остро. В статье раскрыто понятие религиозного воспитания, понимаемого как единство содержания, форм и методов транслирования культурного религиозного опыта обращения человека к Богу и общения с Творцом, определены цель православного религиозного воспитания и его структура. Отмечается, что осуществление религиозного воспитания должно проводиться в двух плоскостях, так как в его основе лежат два вида законов: одни законы люди получили от Бога, другие определяются в соответствии с социальным устройством человеческого общества. Соответственно, одна из этих плоскостей носит духовно-мистический характер, вторая наделена рациональной сущностью.

Автор уточняет взаимосвязь религиозного воспитания с процессом социализации человека, раскрывает воззрения современной молодежи на религиозное воспитание, определяет особенности духовных ценностей, преобладающих в молодежной среде и оказывающих негативное влияние на становление личности. Раскрываются также

© Шаталов С.А., свящ., 2024.

приоритетные формы и направления работы с молодежью в Русской Православной Церкви, делается акцент на значительной роли в религиозном воспитании молодежи православных молодежных организаций и объединений, созданных как по инициативе священноначалия, так и по желанию самой молодежи, уточняются особенности работы по воспитанию в духе христианских ценностей в учреждениях среднего профессионального образования. Также обозначены проблемы, возникающие в ходе религиозного воспитания молодежи. Ключевые слова: молодежь, религиозное воспитание, православная педагогика, формирование личности, религиозная жизнь, христианские ценности.

Обращение к теме религиозного воспитания молодежи сегодня очень актуально, так как Церковь является одним из социальных институтов, играющих значительную роль в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения в нашей стране. Русская Православная Церковь за последние два десятилетия накопила опыт реализации эффективной модели конфессиональной молодежной политики1.

Влияние Русской Православной Церкви на современное поколение молодых людей привело к тому, что многие из них считают себя носителями православия. Вместе с тем они практически не знакомы с библейской историей, никогда не интересовались историей Русской Православной Церкви, мало знают об основах православного вероучения. Они живут в стремительном ритме современной жизни, главная идея которой — гедонизм, и редко задают себе вопрос: «Ради чего жить?». Таким образом, специфичной чертой сложившейся в молодежной среде ситуации является наличие большого количества крещеных, но не воцерковленных молодых людей, поэтому проблема религиозного воспитания подрастающего поколения стоит как никогда остро.

Формирование личности, с точки зрения православной педагогики середины и конца XIX века, зависело от Церкви как основного социального института воспитания. Большинство школ создава-

1 См.: Елишев С.О. Молодежная политика Русской Православной Церкви в Российской Федерации // Пространство и время. 2013. № 1(11). С. 117.

лось при храмах или монастырях, детей там знакомили с истиной, любовью и чистотой, учили справляться с дурными помыслами. Церковью были регламентированы нормы поведения человека на каждом возрастном этапе. От воспитанников требовалось уважать власть и авторитет, брать на себя ответственность за свои поступки.

Тема религиозного воспитания всегда интересовала русских мыслителей и педагогов. В православной традиции ему отводится фундаментальная роль, и только на его основании может быть построена эффективная система отечественного образования и воспитания. В работе А. Ф. Лосева, выдающегося отечественного философа, выделены основные маркеры религиозного воспитания. По мнению ученого, религиозное становление личности определяется семейным воспитанием и формированием привычки к религиозной жизни. Кроме того, полноценная религиозная жизнь подразумевает гармоничное развитие интеллектуальной и эмоциональной сфер, а также физическое развитие человека2.

Религиозное воспитание в своей устойчивости и эффективности базируется на сакральных христианских ценностях. «В широком смысле под религиозным воспитанием понимается единство содержания, форм и методов транслирования культурного религиозного опыта обращения человека к Богу и общения с Творцом»3. Религиозное воспитание не тождественно другим типам воспитания, оно уникально по своей природе, так как только оно выстраивает ценностную систему координат человека благодаря абсолютным ориентирам, позволяющим отличить добро от зла, истину от лжи, прекрасное от безобразного. Такое воспитание призвано передать человеку опыт жизни с Богом.

О цели православного воспитания сказано, в частности, в работе протоиерея Василия Зеньковского4. Оно готовит человека к вечной жизни через подготовку к земной жизни. Православное религиозное воспитание имеет иерархическую структуру, так как

2 См.: Лосев А.Ф . О методах религиозного воспитания // Вестник русского христианского движения. 1993. № 167. С. 63.

3 Филатов Д.Л. Молодежное служение РПЦ в XXI веке: идеологические и практические принципы // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2023. № 13(3). С. 101 — 105.

4 См.: В доме отца моего: Сборник статей о роли христианской семьи в религиозном воспитании ребенка. М., 2001. С. 87.

во главе стоит Закон Божий, и только после него следуют человеческие законы. В таком воспитании отсутствует внутренняя противоречивость. В обращении священномученика Евгения Елховского к своему сыну говорится о трех правилах человеческого поступка: соответствии Закону Божию, человеческой совести и пользе для людей5.

Осуществление религиозного воспитания должно проводиться в двух плоскостях, так как в его основе лежат два вида законов. Один из них люди получили от Бога, другие определяются в соответствии с социальным устройством человеческого общества. Следовательно, одна из этих плоскостей носит духовно-мистический характер, вторая наделена рациональной сущностью.

Духовно-мистический характер религиозного воспитания объясняется тем, что именно в этом контексте происходит общение человека с Богом. Духовная жизнь и особенности ее уклада для православного христианина определены Церковью. Духовная жизнь православного верующего подразумевает непосредственное участие в церковных таинствах, молитву, покаяние. В процессе религиозного воспитания человек учится испытывать благоговение перед православными святынями.

С точки зрения православия человек пришел на эту землю для того, чтобы общаться с Богом, начиная с самого рождения и до своей смерти. В этом общении происходит развитие основных сфер человеческого бытия. Каждый христианин стремится к главному событию в своей жизни — Евхаристии. Во время этого таинства происходит встреча Бога с человеком, в Святых Дарах человек принимает Господа, происходит обожение. И только в силу своей греховной природы христианин не может долго оставаться в святом состоянии, но постоянно стремится к богообщению через молитву и Евхаристию. Именно в православии дети могут принимать участие в этом таинстве, начиная практически с момента рождения. Благодаря данному факту разрешается одна из главнейших проблем любой воспитательной системы: является ли воспитание процессом подготовки ребенка к жизни или жизнью непосредственно здесь и в данный момент. С точки зрения православия,

5 См.: Страницы истории России в летописи одного рода: (Автобиографические записки четырех поколений русских священников), 1814-1937. М., 2004. С. 209.

ребенок представляет собой полноценную личность, обладающую всеми правами, основополагающим из которых является право на общение с Богом.

Религиозное воспитание, как и любое другое, предполагает образовательную часть, осуществление которой происходит на рациональном уровне. Это знания, которые получает воспитанник. Процесс их усвоения поддается контролю, диагностике и прогнозированию. Рациональный уровень характеризует наличие информационной составляющей, нравственного научения и деятельностно-го компонента. Информационная часть религиозного воспитания предполагает передачу воспитанникам знаний о Священной истории, истории Церкви, богословия, церковного искусства. Нравственное научение предполагает формирование у воспитанника христианского нрава. Реализация деятельностного компонента подразумевает, что воспитанники принимают участие в благотворительных акциях, помощи страждущим, больным, людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

Существует прочная взаимосвязь между религиозным воспитанием и религиозной социализацией человека. Постигая азы вероучения, человек присваивает себе его религиозные традиции, принимает его основные положения, старается следовать предписанным в нем нормам религиозной культуры. Такая духовная работа осуществляется посредством значительных умственных и волевых усилий: человек добровольно ограничивает себя, ориентируясь на религиозные правила жизнеустройства. Особые требования предъявляются к умению регулировать свои эмоции, что также требует определенных усилий воли. Таким образом, осваивая религиозные нормы и правила, христианин добровольно меняет свой образ жизни. Происходит становление нового — религиозного — мировоззрения. Обновленная мировоззренческая позиция меняет место человека в социуме, обуславливает его религиозную социализацию. Религиозная социализация представляет собой воцер-ковление, является важнейшим шагом в религиозном воспитании.

Преподавание основ религии в школе само по себе не приводит к религиозному воспитанию школьников. Это часть культурологического воспитания, обеспечивающая знакомство учащихся с религиозными традициями, но не гарантирующая их усвоения.

Однако этот аспект важен тем, что азы религиозной морали и ценностей становятся доступными и понятными учащимся.

Таким образом, между религиозным образованием, воспитанием и социализацией существуют очевидная разница и вместе с тем — тесная взаимосвязь и взаимообусловленность. Все три процесса способствуют передаче религиозной культуры и религиозного вероучения.

Особенно важно формирование религиозной мировоззренческой позиции у современной молодежи, так как она является опорой российской государственности. Именно молодежь сегодня рассматривается как фактор, определяющий стратегию развития нашего государства. В соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2020 г. № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации»6, молодежь представляет собой социально-демографическую группу лиц в возрасте от четырнадцати до тридцати пяти лет включительно.

В. А. Матвиенко, характеризуя молодежь как социально-демографическую группу, отмечает присущую ей динамичность и специфику. Религиозное воспитание молодого поколения должно строиться с учетом современных мировоззренческих идей, насаждаемых в обществе молодых людей. Молодежь, утратившая смысл жизни и не думающая о завтрашнем дне, станет для общества разрушительной силой, отрицательно влияющей на его демографию, жизнеспособность и стабильность7.

Обращение к этой социально-демографической группе особенно важно, так как за последнее десятилетие произошла подмена традиционных нравственных христианских ценностей европейскими псевдоценностями. Значительная часть молодежи сегодня предпочитает полноценной семье сожительство в гражданском браке. Так, С. Захаров и Е. Митрофанова установили, что многие молодые люди к двадцати пяти годам приходят к убеждению, что вступать в брачный союз не является необходимым. На рисунке 1

6 Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации» // Российская газета [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/documents/2021/01/11/molodez-dok.html (дата обращения: 25.10.2023). Загл. с экрана.

7 См.: Матвиенко В.А. Основные направления молодежной политики Русской Православной Церкви в современной России // Макарьевские чтения: материалы седьмой международной конференции (21—23 ноября 2008 г.). Горно-Алтайск, 2008. С. 325-333.

Рис. 1. Доля мужчин и женщин, не вступивших в брак до тридцати лет

представлены данные исследования авторов, свидетельствующие о том, что к тридцати годам более 40% мужчин и более чем каждая четвертая женщина все еще ни разу не состояли в браке8.

Также в вышеуказанном исследовании установлено, что в последние десятилетия опыт совместного проживания с партнером к двадцати пяти годам имеют более 80% женщин, однако начало совместной жизни не связано с регистрацией брака. На один зарегистрированный брак среди молодежи до двадцати лет приходится шесть пар, не регистрирующих свои отношения. Молодежь в возрасте от двадцати одного до двадцати четырех лет также предпочитает незарегистрированный союз.

8 См.: Захаров С., Митрофанова Е. Российская молодежь в брачно-семейном интерьере // Демоскоп Weekly. 2014. № 619-620. С. 7.

Представители современной молодежи рассматривают возможность осуществления нетрадиционных форм взаимоотношений между полами, не осуждают ЛГБТ-движение либо высказываются в его поддержку, позиционируют себя как приверженцев философии чайлдфри, не воспринимают разницу между традиционными ролями мужчины и женщины в семье и обществе. Этому способствуют активная пропаганда европейских ценностей современными медиаресурсами, навязывание либеральных идей, представляющих свободный секс, открытый гомосексуализм и половое равенство как норму жизни. У молодых людей разрушается нравственная целостность личности, духовная опустошенность ведет к душевному обнищанию. Их интересуют больше телесные потребности и удовлетворение сиюминутных материальных стремлений. Утрата нравственных ценностей ведет к деградации личности: такой человек уже не верит в добро и справедливость, не стремится искать правду и идеал, а среди новых ценностей наиболее важной считает удобную и комфортно устроенную личную жизнь9.

Изменить эту ситуацию способно религиозное воспитание молодежи как база, обеспечивающая единство всех поколений граждан нашей страны и формирование единого социокультурного пространства в государстве. Эффективность религиозного воспитания зависит от авторитета религиозных норм в обществе, на формирование которых и должна быть направлена деятельность воспитателей.

Опросы, проводимые среди молодежи, показывают тенденцию роста интереса к религии у многих молодых людей, которые не только акцентируют внимание на значении религии в формировании мировоззрения и личностных качеств человека, но и высказываются о необходимости усиления религиозного просвещения в молодежной среде. В исследовании И. В. Павлюткина установлено, что в возрастной группе 18-29 лет за последние 20 лет рост тех, кто относит себя к верующим, составил 7%, а снижение доли неверующих составило 13%10.

Что же касается способов религиозного воспитания современной молодежи, по мнению самих молодых людей, целесообразно

9 См.: Захаров С., Митрофанова Е. Указ. соч. С. 10.

10 См.: Павлюткин И.В. Динамика религиозности молодых людей в России // Научный результат. Социология и управление. 2020. Т. 6. № 3. С. 153-183. [Электронный ресурс]. URL: https://rrsociology.ru/journal/ article/2170/ (дата обращения: 15.10.2023). Загл. с экрана.

прибегнуть к преподаванию основ и истории религии в учебных заведениях, организации воскресных школ при храмах, активному продвижению религиозных идей через средства массовой информации, распространению религиозной литературы среди населения.

По мнению Ю. Белановского, молодежь сама стремится найти нравственные авторитеты, приобрести твердую внутреннюю основу, что позволяет осуществлять религиозное воспитание с опорой на эти чаяния. Только посредством приобщения к Христовой Истине можно удовлетворить духовные потребности молодых людей11.

По мнению Святейшего Патриарха Кирилла, «основным направлением молодежной работы в Церкви должно стать миссионерство среди молодых людей. Это не воцерковленные молодые люди, а те, кто малорелигиозен и редко посещает церковь. Это большинство молодых людей, далеких от Церкви»12. С его точки зрения, «работа с молодежью — одно из приоритетных направлений церковной миссии в современном мире. Каждый член Церкви — от мирянина до Патриарха — призван проявлять заботу о нравственном здоровье подрастающего поколения, о воспитании детей и молодежи в верности исконным духовным традициям нашего народа»13.

С заботой о духовном становлении и религиозном воспитании подрастающего поколения Русской Православной Церковью был утвержден документ «Об организации молодежной работы в Русской Православной Церкви»14.

Чтобы максимально охватить молодежь религиозным воспитанием с учетом возраста и досуговых предпочтений, в документе предложены различные виды религиозной деятельности с молодыми людьми. Одной из форм названы занятия по изучению Священного Писания и основных положений вероучения. Именно на таких

11 См.: Белановский Ю. О миссии среди молодежи // Сайт миссионерского отдела Московской митрополии. [Электронный ресурс]. URL: https://missia.me/2013-01-27-01-11-53/ (дата обращения: 13.10.2023). Загл. с экрана.

12 Патриарх и молодежь: разговор без дипломатии. М., 2009. С. 7.

13 Патриаршее приветствие организаторам и участникам Съезда православной молодежи Центрального федерального округа. 20 октября 2009 г. // Патриархия.ги. Официальный сайт Московского Патриархата [Электронный ресурс]. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/918888.html (дата обращения: 18.10.2023). Загл. с экрана.

14 См.: Об организации молодежной работы в Русской Православной Церкви. М., 2014. C. 45.

занятиях молодым людям предлагается познать и принять основы христианской жизни.

Учитывая активную позицию молодежи и ее стремление к участию в масштабных мероприятиях, предлагается организовать молодежные акции, на которых проповедуются религиозные ценности. Кроме того, молодым людям нравится принимать участие в организованных Церковью поездках со сверстниками, во время которых происходит обмен опытом религиозной жизни и ознакомление с христианскими святынями, поклонение им. Узнать о том, как создать и сохранить православную семью, помогают семейные клубы. Значительным воспитательным потенциалом наделены молодежные социальные волонтерские проекты. С целью реализации творческого начала молодых людей проводятся различные епархиальные творческие фестивали. Поддержанию здорового тела и обретению крепости духа способствует организация спортивных игр, в которых принимают участие молодежные команды благочиний и приходов. Особое значение имеет работа с молодыми людьми в летних молодежных лагерях. Помимо этого молодых людей необходимо широко привлекать к участию в церковных, общественных и государственных праздниках и мероприятиях по поводу памятных дат. Делиться опытом личного общения с Богом, обсуждать проблемы сохранения христианских духовно-нравственных ценностей в современном мире можно на съездах православной молодежи и молодежных форумах. Обеспечить эффективную молодежную работу на приходах и в епархии в целом позволяет организация краткосрочных обучающих курсов и семинаров, на которых можно получить практические навыки устроения епархиальной школы православного молодежного актива. Значительным воспитательным и образовательным потенциалом обладают методические информационные материалы от Синодального отдела по делам молодежи, на основе которых молодые люди могут, в частности, получить представление о различных видах церковного служения. Церковь поощряет создание на приходах православных молодежных объединений, поддержку со стороны прихода их участия в различных конкурсах. Зарекомендовала себя также такая форма работы, как привлечение учащихся православных учебных заведений к работе в молодежной среде.

В основе работы с молодежью в Русской Православной Церкви лежат учет индивидуальных и возрастных особенностей молодых людей, опора на семью, активное вовлечение молодых прихожан в приходскую жизнь. На приходах создаются школы ремесел, ведется кружковая работа с молодежью, особенно в сфере творчества, функционируют православные клубы. Молодежь может получить на приходском уровне консультации по любым религиозным вопросам и трудным жизненным ситуациям. Учащиеся православных общеобразовательных школ, воскресных школ принимают участие в мероприятиях, посвященных православным праздникам, на которых присутствуют священники, а также учащиеся светских учебных заведений. При наличии материальной возможности при храмах выпускаются православные газеты и журналы, ориентированные на молодежь.

По мнению В. А. Смирнова, религиозное воспитание молодежи, ее привлечение в храмы и «удержание» в православной вере возможно посредством церковных, светских и инновационных форм воспитания. Использование церковных форм предполагает, что религиозное воспитание ведется посредством традиционных проповедей во время церковной службы, взаимодействия с членами семьи, воцерковленными родителями, вовлечения молодежи в крестные ходы. Использование светских форм в религиозном воспитании молодежи подразумевает организацию молодежных православных форумов, а также православных интернет-проектов. Инновационные формы религиозного воспитания предполагают синтез молодежных повседневных практик в ценностно-нормативную модель, основанную на православии. Например, во многих городах России сегодня существуют православные кафе для молодых людей15.

Привлечь к православной вере молодых людей могут только настоящие молодежные лидеры, знающие, как работать с этой аудиторией, владеющие интересными формами работы, не позволяющими утратить динамичности в общении с молодыми людьми, ввести их в состояние скуки16.

Вместе с тем Патриарх Кирилл призывает не сводить работу по религиозному воспитанию молодежи только к «галочкам»,

15 См.: Смирнов В.А. Институционализация региональной молодежной политики в условиях трансформации российского общества. Автореф. дис. ... докт. соц. наук: 22.00.04. СПб., 2011. С. 12.

16 См.: Филатов Д.Л. Указ. соч. С. 101-105.

свидетельствующим о количестве проведенных мероприятий17. Реальная воспитательная деятельность должна осуществляться с молодыми людьми в приходах, школах, высших учебных заведениях, а также в образовательных учреждениях СПО на комплексной, регулярной основе.

Например, на круглом столе «Опыт духовно-нравственного просвещения и православного образования в государственных учреждениях среднего профессионального образования», состоявшемся 26 января 2023 года в Храме Христа Спасителя города Москвы, И. А. Клименко, директор Гуманитарного колледжа имени святителя Алексия, митрополита Московского, города Тольятти, подчеркнула необходимость привлечь внимание к преподаванию в колледжах и техникумах основ православной культуры и дисциплин духовно-нравственного компонента по примеру школ и вузов России (сегодня в тридцати пяти вузах России преподается православная теология). Реализация духовно-нравственного компонента в СПО в лучшем случае происходит только во внеурочной деятельности, через разнообразные проекты и клубные формирования, что говорит о невключенности системы СПО в поле преподавания православной культуры и православного религиозного воспитания18.

Вместе с тем опыт работы Тольяттинской епархии Самарской митрополии, где создана система непрерывного православного гуманитарного образования (Православная классическая гимназия — Гуманитарный колледж имени святителя Алексия, митрополита Московского — Поволжская академия образования и искусств имени святителя Алексия), свидетельствует, что колледж может активно сотрудничать с семьями обучающихся, общественными, молодежными и религиозными организациями и создать образовательную среду, направленную на формирование общечеловеческих и духовно-нравственных ценностей, знакомство с православной культурой, формирование мировоззрения на основе христианских ценностей, включив в вариативную часть учебного плана соответствующие дисциплины.

17 См.: Патриаршее приветствие организаторам и участникам Съезда...

18 См.: Круглый стол «Опыт духовно-нравственного просвещения и православного образования в государственных учреждениях среднего профессионального образования» // Поволжская академия образования и искусств имени святителя Алексия Московского [Электронный ресурс]. URL: https://pravinst.ru/about_the_ university/news/4825/ (дата обращения: 18.10.2023). Загл. с экрана.

Иеромонах Давид (Кургузов), руководитель ОРОИК Сызран-ской епархии, отмечает положительный опыт взаимодействия указанной епархии и государственных школ в области преподавания «Основ православной культуры» (ОПК). Сегодня ОПК в школах на территории епархии изучают 90% учеников (для сравнения — в РФ всего 42% школьников четвертых классов изучают ОПК в рамках ОРКСЭ), а в Сызранском медико-гуманитарном колледже ведется курс «Духовные основы милосердия»19.

Подводя итоги изучения вопроса религиозного воспитания молодежи, следует выделить проблемы, влияющие на эффективность реализации этого процесса.

Одной из главных проблем является недостаток обладающих соответствующей квалификацией пастырей и мирян, которые могут проводить работу по религиозному воспитанию молодых людей с учетом их возрастных особенностей и досуговых предпочтений. Подобный кадровый голод снижает эффективность этой работы как на уровне епархии, так и на уровне приходов. Представляется целесообразным сформировать в каждой епархии инфраструктуру для воспитания, взращивания молодежных лидеров и православных педагогов, основная цель деятельности которых будет состоять именно в религиозном воспитании молодежи20.

Второй проблемой является допущение со стороны некоторых пастырей формального подхода, ориентированного больше на популизм и проведение отчетных мероприятий, чем на реальную кропотливую и долговременную работу по религиозному воспитанию молодежи не только на уровне прихода, но и в учебных заведениях городов и поселений. Такой поверхностный подход дезорганизует работу прихода с молодыми людьми, ведет к невниманию и пренебрежению этим важнейшим направлением деятельности Церкви.

Следует акцентировать внимание и на недостаточном материально-техническом обеспечении данного направления деятельности. Большинство приходов в нашей стране испытывают трудности при выборе направления трат ограниченных денежных средств, зачастую предпочитая провести неотложные хозяйственные

19 См.: Круглый стол «Опыт духовно-нравственного просвещения...»

20 См.: Елишев С.О. Указ. соч. С. 117-124.

работы, чем организовывать работу с молодежью, в большинстве случаев очень затратную, так как любые молодежные мероприятия нуждаются в финансировании.

Таким образом, можно утверждать, что деятельность Русской Православной Церкви по религиозному воспитанию молодежи является целенаправленной и систематичной, ознаменована положительными промежуточными результатами и обладает большим потенциалом. Взаимодействие с государственными органами и общественными структурами усиливает ее эффективность, о чем свидетельствуют опросы молодых людей, которые все больше доверяют Русской Православной Церкви и выбирают православные нравственные ценности как ориентир своего жизненного пути.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Белановский Ю. О миссии среди молодежи // Сайт миссионерского отдела Московской митрополии [Электронный ресурс]. URL: https://missia.me/2013-01-27-01- 11-53/(дата обращения: 13.10.2023). Загл. с экрана. Яз. рус.

2. В доме отца моего: Сборник статей о роли христианской семьи в религиозном воспитании ребенка / сост. А. Рогозянский.М.: Храм Трех Святителей на Кулишках; Северная Обитель, 2001. 301 с. (Серия «Педагогическая классика»).

3. Елишев С. О. Молодежная политика Русской Православной Церкви в Российской Федерации // Пространство и время. 2013. № 1 (11). С. 117-124.

4. Захаров С., Митрофанова Е. Российская молодежь в брачно-семейном интерьере // Демоскоп Weekly. 2014. № 619-620. С. 1-23.

5. Круглый стол «Опыт духовно-нравственного просвещения и православного образования в государственных учреждениях среднего профессионального образования» // Поволжская академия образования и искусств имени святителя Алексия Московского [Электронный ресурс]. URL: https://pravinst.ru/about_ the_university/news/4825/(дата обращения: 18.10.2023). Загл. с экрана. Яз. рус.

6. Лосев А. Ф. О методах религиозного воспитания / публ. и ком-мент. А. А. Тахо-Годи // Вестник русского христианского движения. 1993. № 167. С. 63-87.

7. Матвиенко В. А. Основные направления молодежной политики Русской Православной Церкви в современной России // Макарьевские чтения: материалы седьмой международной конференции (21-23 ноября 2008 г.). Горно-Алтайск: ГАГУ, 2008. С. 325-333.

8. Об организации молодежной работы в Русской Православной Церкви. М.: Центр православных молодежных программ во имя святого Георгия Победоносца, 2014. 68 с.

9. Павлюткин И. В. Динамика религиозности молодых людей в России // Научный результат. Социология и управление. 2020. Т. 6. № 3. С. 153-183. [Электронный ресурс]. URL: https://ггsociology.гu/jouгnal/aгticle/2170/(дата обращения: 15.10.2023). Загл. с экрана. Яз. рус.

10. Патриарх и молодежь: разговор без дипломатии. М.: Даниловский благовестник, 2009. 208 с.

11. Патриаршее приветствие организаторам и участникам Съезда православной молодежи Центрального федерального округа 20 октября 2009 г. // Патриархия.ги. Официальный сайт Московского Патриархата [Электронный ресурс]. URL: http://www.patгiaгchia.гu/db/text/918888.html (дата обращения: 18.10.2023). Загл. с экрана. Яз. рус.

12. Смирнов В. А. Институционализация региональной молодежной политики в условиях трансформации российского общества. Ав-тореф. дис. ... докт. соц. наук: 22.00.04. СПб., 201 1. 47 с.

13. Страницы истории России в летописи одного рода: (Автобиографические записки четырех поколений русских священников), 1814-1937 / сост., подгот. комментарии Л. П. Соколова-Ковальчук. М.: Отчий дом, 2004. 774 с.

14. Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации» // Российская газета [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/documents/202l/0l/l 1/molodez-dok.html (дата обращения: 25.10.2023). Загл. с экрана. Яз. рус.

15. Филатов Д. Л. Молодежное служение РПЦ в XXI веке: идеологические и практические принципы // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2023. № 13 (3). С. 101-105. DOI: 10.26794/2226-7867-2023-13-3-101-105

Статья поступила в редакцию 30.10.2023, одобрена после рецензирования 21.05.2024, принята к публикации 16.07.2024.

Article

UDC [316.346.32-057.81:271.2-75](470+571)

For citation:

ShatalovS., priest. Religioznoyevospitaniyemolodezhi: sotsial'nyye aspekty [Religious Upbringing ofYouth: Social As-pects]//TrudySaratovskoi pravoslavnoi dukhovnoi seminarii. [Proceedings of the Saratov Orthodox Theological Seminary], 2024. No 2 (25). pp. 45-62. DOI: 10.56621/27825884_2024_25_45

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Priest Sergei Shatalov,

Student of Master's course, Minsk Theological Academy named after St. Cyril, Bishop ofTurov, 27 Zybitskaya str., Minsk, 220030, Republic of Belarus [email protected]

Religious Upbringing ofYouth Social Aspects

Priest S. SHATALOV

Abstract: Addressing the topic of religious upbringing of youth today is very relevant, since religion is one of the social institutions that plays a significant role in the spiritual and moral education of the younger generation in our country. The specificity of the current situation among young people is the presence of a large number of baptized young people, but not churchgoers, so working with young people in the field of religious upbringing is more pressing than ever. The article reveals the concept of religious upbringing, understood as the unity of content, forms and methods of transmitting the cultural religious experience of a person's conversion to God and communication with the Creator, and highlights the purpose of Orthodox religious upbringing and its structure. The implementation of religious upbringing should be carried out on two levels, since it is based on two types of laws. The first of them was received by people from God, the second one is determined in accordance with the social structure of human society. Therefore, one of these planes is of a spiritual and mystical nature, the second one is endowed with a rational essence.

The relationship between religious upbringing and the process of human socialization has been clarified. The views of modern youth on religious upbringing are revealed, the features of spiritual values that prevail among young people and have a negative impact on the development of personality are clarified. The author reveals the priority forms and directions of work with young people within the Russian Orthodox Church, focuses on the significant role in the religious upbringing of

young people played by Orthodox youth organizations and associations created on the initiative of both the Russian Orthodox Church and the youth themselves, and clarifies the features of work on religious upbringing in secondary vocational institutions. The problems that arise in the process of the religious upbringing of young people are also identified.

Keywords: youth, religious upbringing, Orthodox pedagogy, personality formation, religious life, Christian values.

REFERENCES

1. Belanovsky Yu. "O missii sredi molodezhi" [About the mission among youth]. Available at: https://missia.me/2013-01-27-01-11-53/ (10/13/2023). (In Russian).

2. Elishev S.O. (2013) "Molodezhnaya politika Russkoy Pravoslavnoy Tserkvi v Rossiyskoy Federatsii" [Youth policy of the Russian Orthodox Church in the Russian Federation]. In: "Prostranstvo i vremya" [Space and time]. No. 1(11). pp. 117-124. (In Russian).

3. Filatov D.L. (2023) "Molodezhnoye sluzheniye RPTS v XXI veke: ideologicheskiye i prakticheskiye printsipy" [Youth ministry of the Russian Orthodox Church in the 21st century: ideological and practical principles]. In: "Gumanitarnyye nauki.VestnikFinansovogo universiteta" [Humanities. Bulletin of the Financial University]. No. 13 (3). pp. 101-105. (In Russian). DOI: 10.26794/2226-7867-2023-13-3101-105

4. Losev A.F. "O metodakh religioznogo vospitaniya" [About methods of religious education]. In: "Vestnik russkogo khristianskogo dvizheniya" [Bulletin of the Russian Christian Movement]. 1993. No. 167. pp. 6387. (In Russian).

5. Matvienko VA. (2008) "Osnovnyye napravleniya molodezhnoy politiki Russkoy Pravoslavnoy Tserkvi v sovremennoy Rossii" [The main directions of the youth policy of the Russian Orthodox Church in modern Russia]. In: "Makar'yevskiye chteniya: materialy sed'moy mezhdunarodnoy konferentsii (21-23 noyabrya 2008 g.)" [Makaryevsky readings: materials of the seventh international conference (November 21-23, 2008)]. Gorno-Altaisk. pp. 325-333. (In Russian).

6. Pavlyutkin I.V. (2020) "Dinamika religioznosti molodykh lyudey v Rossii" [Dynamics of religiosity of young people in Russia]. In: "Nauchnyy rezul'tat. Sotsiologiya i upravleniye" [Scientific result. Sociology and management]. Vol. 6. No. 3. pp. 153-183. Available

at: URL: https://rrsociology.ru/journal/article/2170/ (10/15/2023). (In Russian).

7. Rogozyansky A. (comp.) (2001) "V dome ottsa moyego: Sbornik statey o roli khristianskoy sem'i v religioznom vospitanii rebenka" [In my father's house: Collection of articles on the role of the Christian family in the religious education of a child]. Moscow. (In Russian).

8. Zakharov S., Mitrofanova E. (2014) "Rossiyskaya molodezh' v brachno-semeynom inter'yere" [Russian youth in the marriage and family interior]. In: "Demoskop Weekly" [Demoscope Weekly]. No. 619—620. pp. 1—23. (In Russian).

The article was submitted 30.10.2023, approved after reviewing 21.05.2024, accepted for publication 16.07.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.