УДК 281.93(470.43)
doi: 10.21685/2072-3024-2023-4-9
Взаимодействие с молодежью в Самарской епархии Русской православной церкви в 2001-2019 гг.
В. Н. Якунин
Московский художественно-промышленный институт, Москва, Россия
Аннотация. Актуальность и цели. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (Гун-дяев) в своих обращениях к духовенству и верующим постоянно делает акцент на том, что взаимодействие с молодежью является первостепенной работой для Русской православной церкви (РПЦ). Работа с молодежью стала одной из приоритетных в Самарской епархии начиная с 2001 г., когда по поручению архиепископа Самарского и Сыз-ранского Сергия во исполнение решения Архиерейского собора 2000 г. был создан Епархиальный отдел по делам молодежи, утверждена его структура и бюджет, а также началось создание молодежных православных клубов и центров на местах. Целью работы является изучение молодежного православного движения в Самарской епархии РПЦ, а также этапы организации и становления специального Епархиального отдела по делам молодежи. Материалы и методы. Корпус источников по изучению молодежного православного движения в Самарской епархии РПЦ сформировала делопроизводственная документация текущего архива Самарского епархиального управления, прежде всего отчеты правящего архиерея Самарской епархии в Московскую Патриархию. Методология исследования построена на принципах историзма, объективности, системного подхода к рассмотрению вопроса о роли РПЦ в жизни современного российского общества. Результаты. Молодежный отдел Самарской епархии осуществлял следующие формы деятельности в 2001-2019 гг.: литургическую (участие в богослужениях в качестве певчих, чтецов, алтарников; совместная молитва, чтение акафистов; регулярное участие в церковных таинствах), дидактическую (изучение Святого Писания и Священного Предания, в первую очередь Литургического предания Церкви; лекции и тематические доклады приглашенных экспертов), социальную (помощь инвалидам и пожилым людям; сбор средств, в том числе нематериальных), волонтерскую (помощь при проведении православных мероприятий, участие в акциях, организация приходских праздников, помощь приходу), досуговую (паломнические поездки, спортивные мероприятия, просмотр фильмов с комментариями священника, посещение театров, филармонии, музеев). Руководство Епархиального отдела по делам молодежи опиралось в своей деятельности на руководителей молодежных клубов и помощников благочинных по работе с молодежью. Молодежные клубы организовывали волонтерскую работу, проводили социальное служение, антиалкогольную и антинаркотическую агитацию, миссионерскую и просветительскую деятельность, устраивали еженедельные встречи для молодежи: беседы со священнослужителями, встречи с творческими людьми и специалистами из разных областей знаний, творческие вечера, выступления с докладами и их обсуждением и т.д. При молодежных клубах проводились занятия библейских кружков, где молодые люди изучали Священное Писание. Усилиями клубов организовывались рок-концерты, концерты бардовской песни, фотокроссы, спектакли, творческие вечера, осуществлялось попечительство над детскими домами, больницами, наркологическими центрами, оказывалась помощь в восстановлении храмов. Православные клубы поддерживали общение между собой,
© Якунин В. Н., 2023. Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 License / This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.
организовывали взаимные посещения и совместные паломнические поездки, крестные ходы, конференции. Выводы. Проводимые мероприятия содействовали налаживанию отношений с представителями молодежных субкультур и способствовали привлечению молодежи к Церкви, сочетали творческое, эстетическое, военно-патриотическое, физическое и духовное воспитание молодежи.
Ключевые слова: Епархиальный отдел по делам молодежи, клубы православной молодежи, самарское православное молодежное движение
Для цитирования: Якунин В. Н. Взаимодействие с молодежью в Самарской епархии Русской православной церкви в 2001-2019 гг. // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2023. № 4. С. 94-105. doi: 10.21685/20723024-2023-4-9
Interaction between youth and Samara diocese of the Russian orthodox church in 2001-2019
V.N. Yakunin
Moscow Art and Industrial Institute, Moscow, Russia [email protected]
Abstract. Background. Patriarch of Moscow and All Russia Kirill (Gundyaev), in his addresses to the clergy and believers, constantly emphasizes that interaction with youth is a priority work for the Russian Orthodox Church (ROC). Work with youth has become one of the priorities in the Samara diocese since 2001, when, on behalf of Archbishop Sergius of Samara and Syzran, in pursuance of the decision of the Council of Bishops in 2000, the Diocesan Department for Youth Affairs was created, its structure and budget were approved, as well as the creation of youth Orthodox clubs and local centers began. The purpose of the work is to study the Orthodox youth movement in the Samara Diocese of the Russian Orthodox Church, as well as the stages of the organization and formation of a special Diocesan Department for Youth Affairs. Materials and methods. The body of sources for the study of the Orthodox youth movement in the Samara diocese of the Russian Orthodox Church was formed by the paperwork documentation of the current archive of the Samara diocesan administration, primarily the reports of the ruling bishop of the Samara diocese to the Moscow Patriarchate. The research methodology is built on the principles of historicism, objectivity, and a systematic approach to considering the issue of the role of the Russian Orthodox Church in the life of modern Russian society. Results. The youth department of the Samara diocese carried out the following forms of activity in 2001-2019: liturgical (participation in divine services as singers, readers, altar servers; joint prayer, reading akathists; regular participation in church sacraments), didactic (study of Holy Scripture and Sacred Tradition, primarily the Liturgical Tradition of the Church; lectures and thematic reports by invited experts), social (assistance to the disabled and elderly; fundraising, including intangible), volunteer (assistance during Orthodox events, participation in events, organization of parish holidays, assistance to the parish), leisure (pilgrimage trips, sporting events, watching films with commentary by a priest, visiting theaters, philharmonic societies, museums). The leadership of the Diocesan Department for Youth Affairs relied in its activities on the leaders of youth clubs and assistant deans for work with youth. Youth clubs organized volunteer work, carried out social service, anti-alcohol and anti-drug campaigning, missionary and educational activities, organized weekly meetings for young people: conversations with clergy, meetings with creative people and specialists from various fields of knowledge, creative evenings, presentations and discussions etc. Bible clubs were held at youth clubs, where young people studied the Holy Writ. Through the efforts of the clubs, rock concerts, concerts of
bard songs, photo crosses, performances, creative evenings were organized, guardianship was provided over orphanages, hospitals, drug treatment centers, and assistance was provided in the restoration of churches. Orthodox clubs maintained communication with each other, organized mutual visits and joint pilgrimage trips, religious processions, and conferences. Conclusions. The events carried out contributed to the establishment of relationships with representatives of youth subcultures and contributed to attracting young people to the Church, combining creative, aesthetic, military-patriotic, physical and spiritual education of youth.
Keywords: Diocesan Department for Youth Affairs, Orthodox Youth Clubs, Samara Orthodox Youth Movement
For citation: Yakunin V.N. Interaction between youth and Samara diocese of the Russian orthodox church in 2001-2019. Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedeniy. Povolzhskiy region. Gumanitarnye nauki = University proceedings. Volga region. Humanities. 2023;(4):94-105. (In Russ.). doi: 10.21685/2072-3024-2023-4-9
Введение
Решение об образовании Синодального отдела по делам молодежи Русской православной церкви (РПЦ) было принято в августе 2000 г. По сути, произошло преобразование Всецерковного православного молодежного движения в новую церковную структуру. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, выступая на Архиерейском совещании в Храме Христа Спасителя в 2016 г., выразил убежденность, что одной из важнейших задач для всей Русской православной церкви является работа с молодежью, которая должна выстраиваться на уровне как епархии, так и прихода. При осуществлении этой миссии духовенство должно использовать новые формы и методы, чтобы донести Евангелие до современной молодежи, «которая не всегда с легкостью может переступить порог храма». «Большое значение имеет первое впечатление от контакта молодого человека с церковным миром, - сказал патриарх. - Вот почему необходимо участие духовенства в личных встречах с молодыми людьми. Для них это серьезное событие, к которому они подходят с неподдельным интересом и которое надолго им запоминается. Но эта форма пастырства не является и никогда не станет единственно возможной или достаточной. Нам нужно создать все условия для воцерковления людей, откликнувшихся на призыв Церкви» [1, с. 42].
Историография проблемы взаимодействия с молодежью со стороны Русской православной церкви представлена в основном обобщающими работами [2, с. 141-144; 3, с. 168-169; 4, с. 176-178; 5, с. 50-51; 6, с. 99-102; 7, с. 80-90; 8, с. 85-98; 9, с. 106-107; 10, с. 127-132; 11, с. 63-70], в то время как исследований регионального уровня крайне мало [12, с. 363-369; 13, с. 256-260]. По Самарской области их вообще нет. Из работ по региональной тематике можно выделить статью об эволюции взаимоотношений РПЦ и молодежи в Казахстане [12, с. 363-369].
В Самарской епархии отдел по делам молодежи был создан в 2001 г., но организационно оформился и заработал в полную силу в 2003 г. На первых порах он состоял из трех человек: руководителя отдела протоиерея Рустика Гузя, заместителя руководителя отдела и координатора епархиального молодежного движения протоиерея Романа Державина, руководителя студенческого клуба «Татианинцы» храма святой мученицы Татьяны при Самарском
национальном исследовательском университете имени академика С. П. Королева (СамГУ) иерея Алексия Богородцева [14-22]. С 2017 г. руководителем отдела является иеромонах Герасим (Вертей), его помощник - кандидат педагогических наук, доцент Ю. С. Шатрова.
Руководство отдела организовывало свою деятельность при участии и содействии руководителей молодежных клубов и помощников благочинных по работе с молодежью: в Волжском благочинии - Александр Лазарев, Георгиевском - иерей Алексий Барсуков, Жигулевском - Евгения Копше, Новокуйбышевском - Денис Иванов, Октябрьском - Наталья Полтавцева, Самарском Безымянском - иерей Андрей Вечканов, Самарском Приволжском - Кирилл Литвяк, Самарском Центральном - иерей Сергий Рыбаков, Ставропольском -иерей Дионисий Астапенко, Сызранском - иерей Александр Устинов, Тольят-тинском Невском - иерей Федор Гавриленко, Тольяттинском Преображенском -Андрей Карпунин, Тольяттинском Центральном - иерей Дмитрий Артемов, Шигонском - иерей Сергий Цимбалюк [23, с. 120].
Отдел по делам молодежи реализовал такие проекты, как школа православного апологета, изучение Нового Завета в приходских молодежных группах, православный киноклуб, межрегиональные образовательные слеты-форумы православной молодежи, миссионерские богослужения, молодежный музыкальный фестиваль, библейские встречи на Софийской набережной Самары, «лекторий», паломнические поездки, экскурсии [24, с. 51].
Материалы и методы исследования
Наиболее объективно проанализировать взаимодействие с молодежью в Самарской епархии Русской православной церкви в 2001-2019 гг. позволяют архивные материалы закрытого для исследователей текущего архива Самарского епархиального управления, а именно отчеты управляющего Самарской епархией в Московскую патриархию. Методология исследования включает метод анализа документов и их научного описания и историко-системный метод. Методологической основой исследования выступает принцип историзма, который позволил исследовать этапы организации молодежного православного движения в Самарской епархии РПЦ, а также становления специального Епархиального отдела по делам молодежи.
Результаты исследования
В апреле 2003 г. в епархии была создана региональная молодежная православная организация - Самарский православный молодежный клуб [16]. В 2003-2009 гг. в епархии была создана сеть молодежных клубов и центров духовно-нравственного просвещения и общения православной молодежи в Самаре, Новокуйбышевске, Сызрани, Тольятти, Отрадном, Кинеле, с. Елховка [16-22]. Из них необходимо отметить следующие:
1. Клуб православной молодежи (КПМ) «Единство» при Свято-Воскре-сенском мужском монастыре Самары. Руководители: протоиерей Рустик Гузь и Александр Постников. Клуб вел социальное служение в муниципальном наркологическо-реабилитационном центре «Радонеж» (г. Самара). Результатом его деятельности было содействие реабилитации и духовно-нравственному воспитанию подопечных центра. Клуб осуществлял взаимодействие с Центром
семьи Кировского района городского округа Самара. На праздники Рождества и Святой Пасхи организовывались миссионерские концерты бардовской песни.
2. Студенческий молодежный клуб «Татианинцы» храма святой мученицы Татьяны при СамГУ. Руководители: иерей Алексий Богородцев и иерей Сергий Рыбаков. Молодежный клуб «Татьянинцы» в 2009 г. организовал миссионерские мероприятия (встречи с общественностью города и студентами) с участием протодиакона Андрея Кураева и игумена Сергия (Рыбко). Усилиями клуба был организован пасхальный рок-концерт «Из подвала к облакам», на котором с проповедью к молодежи обратился игумен Сергий (Рыбко).
3. Студенческий клуб храма святой мученицы Татьяны при Самарском государственном техническом университете (СамГТУ). Руководители: студент Самарской православной духовной семинарии (СамПДС) Артемий Назаров и сотрудник СамГТУ Галина Иванова.
4. КПМ «Тихий ветер», г. Тольятти, приход в честь Казанской иконы Бо-жией Матери. Руководитель - иерей Олег Вертей. Клуб осуществлял попечительство над детским домом «Ласточка» г. Тольятти и неврологическим отделением городской больницы № 1, а также миссионерские поездки в с. Кузькино Шигонского благочиния, в ходе которых оказывал помощь в восстановлении храма. В результате этой деятельности в селе появилась церковная община.
5. КПМ «Возрождение» г. Тольятти, храм Святителя Николая Чудотворца. Руководитель - иерей Феодор Гавриленко.
6. КПМ «Ника» г. Сызрань, храм в честь святого великомученика Георгия Победоносца. Руководитель - иерей Александр Устинов.
7. КПМ «Точка возвращения» г. Новокуйбышевска, храм иконы Божией Матери «Умиление». Руководитель - иерей Михаил Агутин. Клуб регулярно (раз в два-три месяца) проводил фотокроссы, ставил спектакли ко Дню Победы и к годовщине клуба (основан 29 ноября 2005 г.) устраивал творческие вечера, ежегодно организовывал по 6-8 походов по родному краю [16-22].
Из-за отсутствия должного финансирования и штатов в 2012 г. из перечисленных клубов остались лишь КПМ «Точка возвращения» г. Новокуйбы-шевска и «Татианинцы» храма святой мученицы Татьяны при СамГУ, но были образованы 5 новых: при храме Успения Божией Матери г. Самары (руководитель - иеромонах Герасим Вертей), «Альфа и Омега» при храме св. Бориса и Глеба г. Самары (руководитель - иерей Андрей Вечканов), «Покров» Преображенского благочиния г. Тольятти, ставший преемником КПМ «Тихий ветер» (руководитель - иерей Рустик Гизитдинов), «Преображение» г. Тольятти (руководитель - иерей Федор Гавриленко), «Ника» г. Сызрань (руководитель -иерей Александр Устинов) [23]. В 2015 г. были образованы КПМ Жигулевского благочиния (руководитель - иерей Вячеслав Андреев) и КПМ при храме св. Николая Чудотворца г. Новокуйбышевска (руководитель - иерей Артемий Мищенко) [25, с. 47]. В 2016 г. в епархии действовали 18 приходских молодежных групп, в которых проходили регулярные, еженедельные встречи [1, с. 43].
Наиболее активную деятельность проводил КПМ «Татианинцы»: литургии с участием молодежи в качестве свещеносцев, алтарников, чтецов, проповедников, просфорниц; паломнические поездки по святыням Самарского края; межвузовские студенческие диспуты; встречи с интересными людьми - вот далеко не полный перечень мероприятий, проводившихся клубом. С января 2012 г.
участники КПМ Тольятти навещали онкобольных в Тольяттинском медго-родке, утешая их добрым словом, раздавая угощения, иконы, молитвословы и православную литературу. Итогом этой работы стало воцерковление десятков человек [23, с. 121-122].
В Самаре молодежные клубные встречи проходили еженедельно на базе СамПДС. В среднем в них участвовали 30-40 человек, общий состав клуба колебался от 50 до 60 человек, при этом он постоянно рос. Общение проходило в форме творческих вечеров, дискуссий на актуальные темы современной жизни, преимущественно нравственного характера, нередко с участием гостей -специалистов в различных областях.
В феврале 2012 г. в ходе рабочего совещания представителей духовенства и регионального общественного движения «Самара православная» было принято решение о необходимости развития православного студенческого движения, практически в каждом вузе Самарской области были созданы КПМ и назначены руководители из числа духовенства [23, с. 122-123]. При СамГУ и СамГТУ действовали домовые храмы, посвященные святой мученице Татьяне, покровительнице студентов. При СамГТУ священники-кураторы активно участвовали в жизни студенческого духовно-просветительского центра, организуя проведение паломнических поездок, духовно-образовательных экскурсий и добровольческих мероприятий [26, с. 40-41].
В 2004 г. Епархиальный отдел по делам молодежи сосредоточил свою деятельность на создании Самарского православного молодежного движения (СПМД). В состав Совета СПМД вошли представители благочиний, где были созданы региональные отделения СПМД. Совет СПМД разработал и принял стратегию развития в рамках концепции молодежного служения РПЦ [5].
В рамках СПМД развивались следующие направления деятельности: просветительская (библейские группы, дискуссионные клубы, катехизацион-ные курсы), миссионерская (встречи со студентами вузов, взаимодействие с общественными организациями, историческими клубами), социальная деятельность (посещение больниц, детдомов, домов престарелых, помощь инвалидам), паломничество по святым местам и туристическая деятельность; спортивное направление (атлетическая гимнастика, молодежные футбольные команды Самары и Тольятти), творческое направление (сотрудничество с клубами авторской песни, проведение творческих вечеров, работа в музыкальных студиях, благотворительные концерты в детдомах и воинских частях).
Начиная с 2004 г. на Грушинском фестивале православная молодежь собиралась в миссионерском лагере. Она принимала участие в музыкальных выступлениях фестиваля, активно общалась с его участниками, распространяла православную литературу, а также совместно с организаторами фестиваля проводила экологические акции. Организатором мероприятий выступал КПМ «Единство», их практическими результатами было распространение православных духовно-нравственных ценностей в молодежной среде, формирование позитивного образа современного православного молодого человека [17].
В 2004 г. в с. Царевщина (п. Волжский) у Царева кургана состоялся первый учредительный съезд Союза православной молодежи, организованный молодежным отделом Самарской епархии. Съезд проходил в палаточном городке. В общей сложности он собрал около 100 молодых людей, представлявших большинство благочиний Самарской епархии. Состоялся обмен опытом
молодежного служения в благочиниях. С этого времени слеты православной молодежи Самарской епархии проходили ежегодно. Они способствовали обмену опыта молодежного служения, формированию молодежных инициатив, творческому и духовному развитию, консолидации православной молодежи и развитию регионального молодежного движения [17].
Епархиальный отдел по делам молодежи совместно с СПМД осуществлял следующие проекты и мероприятия:
1) в области социального служения: посещения самарских больниц; окормление детских домов, летних детских лагерей; сбор в помощь детским домам и малоимущим семьям;
2) в области просвещения и миссионерской деятельности: встречи со студенческой молодежью; организация областного чемпионата по брейн-рингу; организация молодежных клубов и кружков при храмах; подготовка в прямой эфир еженедельной молодежной радиопередачи «Сретенье» на волнах радиостанции «Самара-Максимум». Отделом велась ежедневная просветительская работа на форуме православного молодежного портала Самарской области www.pmd-samara.ru, который вместе с тем выполнял и миссионерскую роль для пользователей. На страницах форума молодежь обсуждала насущные вопросы духовной и церковной жизни, участники общения могли в рамках рубрики «Вопрос священнику» получить оперативный ответ;
3) в области нравственно-патриотического воспитания: молодежные паломнические поездки по святым местам; встречи с учащимися вузов;
4) в области нравственного совершенствования и пропаганды здорового образа жизни: организация спортивных мероприятий; создание детско-юношеских и молодежных сборных по отдельным видам спорта; организация спортивных игр для православной молодежи; проведение массовых купаний молодежи в проруби на праздник Крещения Господня;
5) в области творческой деятельности: создание творческих, в том числе музыкальных студий; проведение творческих вечеров в рамках клубной жизни; организация православного лагеря и участие в фестивале им. Валерия Грушина; участие в фестивале патриотической песни им. Игоря Талькова; проведение Осеннего бала на базе Епархиального центра детского творчества;
6) участие в государственной региональной молодежной политике и взаимодействие с молодежными общественными организациями: руководитель Епархиального отдела по делам молодежи и представители СПМД вошли в состав Общественного молодежного парламента при Самарской губернской думе, что дало им возможность участия в обсуждении проектов законов Самарской области, касающихся молодежи и патриотического воспитания. Было налажено взаимодействие с молодежными организациями губернии в деле духовно-нравственного воспитания, произошло наполнение областных концептуальных и программных документов православным духовно-нравственным компонентом [16-22].
Годовой бюджет отдела первоначально был небольшим и составлял 50 тыс. рублей, в 2015 г. он был увеличен до 250 тыс. руб., которые расходовались на следующие мероприятия: участие в Рождественских образовательных чтениях, Федоровском городке и др., участие в ежегодном епархиальном слете православной молодежи, издание студенческой газеты «Остров татиянин-цев» (выходила два раза в месяц и имела электронную версию), содержание
портала православной молодежи Самарской области www.pmd-samara.ru, проведение общественно значимых конференций и молодежных миссионерских мероприятий, а также мероприятий по молодежному социальному служению [16-23, 27]. Но с 2018 г. отдел перестал иметь свой бюджет.
О том, какое большое значение работе с молодежью придавала Самарская епархия, свидетельствует проведенный 14 декабря 2012 г. в СамПДС методический семинар «Православная церковь и молодежь» для заместителей директоров по учебно-воспитательной работе учреждений начального и среднего профессионального образования Самарской области [23, с. 124].
Заключение
Молодежный отдел Самарской епархии осуществлял следующие формы деятельности в 2001-2019 гг.: литургическую (участие в богослужениях в качестве певчих, чтецов, алтарников; совместная молитва, чтение акафистов; регулярное участие в церковных таинствах), дидактическую (изучение Святого Писания и Священного Предания, в первую очередь Литургического предания Церкви; лекции и тематические доклады приглашенных экспертов), социальную (помощь инвалидам и пожилым людям; сбор средств, в том числе нематериальных), волонтерскую (помощь при проведении православных мероприятий, участие в акциях, организация приходских праздников, помощь приходу), до-суговая (паломнические поездки, спортивные мероприятия, просмотр фильмов с комментариями священника, посещение театров, филармонии, музеев) [1, с. 42].
Руководство Епархиального отдела по делам молодежи опиралось в своей деятельности на руководителей молодежных клубов и помощников благочинных по работе с молодежью. Молодежные клубы организовывали волонтерскую работу, проводили социальное служение, антиалкогольную и антинаркотическую агитацию, миссионерскую и просветительскую деятельность, устраивали еженедельные встречи для молодежи: беседы со священнослужителями, встречи с творческими людьми и специалистами из разных областей знаний, творческие вечера, выступления с докладами и их обсуждением и т.д. При молодежных клубах проводились занятия библейских кружков, где молодые люди изучали Священное Писание. Усилиями клубов организовывались рок-концерты, концерты бардовской песни, фотокроссы, спектакли, творческие вечера, осуществлялось попечительство над детскими домами, больницами, наркологическими центрами, оказывалась помощь в восстановлении храмов. Православные клубы поддерживали общение между собой, организовывали взаимные посещения и совместные паломнические поездки, крестные ходы, конференции.
Епархиальный молодежный отдел принимал участие в чтениях публичных лекций, студенческих конференциях, круглых столах в самарских вузах по актуальным вопросам современной жизни молодых людей, а также в таких общецерковных мероприятиях, как Международные Рождественские образовательные чтения, Международные форумы православной молодежи «Федоровский городок», выставки-форумы «Православная Русь», дни православной молодежи. Студенты самарских вузов знакомились с историей и практическими результатами епархиального молодежного движения, что вызывало интерес к диалогу и потенциальному участию в работе движения, привлекало
студентов в православные молодежные клубы. Практическим результатом такого участия явилась демонстрация и распространения опыта молодежного служения Самарской епархии. Представители отдела участвовали в работе межведомственной комиссии по патриотическому воспитанию при правительстве Самарской области [27, с. 70].
В 2016 г. в епархии на базе Самарской духовной семинарии были организованы годовые курсы подготовки специалистов по приходской работе с молодежью, в том же году их прослушали 10 человек [1, с. 44], с начала учебного года они стали двухгодичными [26, с. 41].
Проводимые мероприятия содействовали налаживанию отношений с представителями молодежных субкультур и способствовали привлечению молодежи к Церкви, сочетали творческое, эстетическое, военно-патриотическое, физическое и духовное воспитание молодежи.
Список литературы
1. Архив Самарского епархиального управления. Отчет архиепископа Самарского и Сызранского Сергия в Московскую Патриархию за 2016 г.
2. Дорофеева Т. Г. Русская православная церковь и молодежь // Молодежь: свобода и ответственность : материалы Шестых региональных Рождественских образовательных чтений. М., 2019. С. 141-144.
3. Дудкова О. С., Бабаев Ю. В. Русская православная церковь и молодежь // Научный потенциал студенчества - агропромышленному комплексу России. М., 2008. С. 168-169.
4. Королев А. А. Русская православная церковь и молодежь // Молодой человек в условиях кризиса : материалы Междунар. науч.-практ. конф. М., 1994. С. 176-178.
5. Маргулис М. Е., Инютин В. В. Церковь и молодежь // Молодежный инновационный вестник. 2018. Т. 7, № 2. С. 50-51.
6. Ольховская О. Г., Письменная Т. Г. Русская православная церковь и молодежь на этапе возрождения // Северный Кавказ: проблемы и перспективы развития эт-ноконфессиональных отношений (г. Славянск-на-Кубани, 20-23 октября 2017 г.). Славянск-на-Кубани, 2017. С. 99-102.
7. Пейкова З. Молодежь, церковь и будущее // Высшее образование в России. 2000. № 4. С. 80-90.
8. Погорелов Е. Церковь и молодежь в современном мире // Актуальные проблемы истории : материалы науч.-практ. конф. Орехово-Зуево, 2016. С. 85-98.
9. Смирнов Р. В. Русская православная церковь и молодежь // Духовная сфера общества. 2013. № 10. С. 106-107.
10. Тихонова Е. П., Худякова О. Е. Церковь и молодежь: миссия вузов и РПЦ в формировании жизненных идеалов молодежи // Традиция и новация: культура, общество, личность : материалы XXVI Духовно-исторических чтений памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Томск, 2017. С. 127-132.
11. Ушаков Ю. В. Церковь, государство и молодежь в изменяющемся мире: соработ-ничество во имя жизни // Межрегиональные Пименовские чтения. 2016. Т. 13, № 13. С. 63-70.
12. Онучко М. Ю. Молодежь и Русская православная церковь в Казахстане: эволюция взаимоотношений // Полевые исследования в Верхнем Приобье и на Алтае. 2010 г. Археология, этнография, устная история. Барнаул, 2011. С. 363-369.
13. Полянский А. А. Русская православная церковь и современная молодежь в свете православной миссии: православное добровольческое движение «добрадел» // Теология: история, проблемы, перспективы : материалы VIII Всерос. науч.-практ. конф. Липецк, 2020. С. 256-260.
14. Архив Самарского епархиального управления. Отчет архиепископа Самарского и Сызранского Сергия в Московскую Патриархию за 2001 г.
15. Архив Самарского епархиального управления. Отчет архиепископа Самарского и Сызранского Сергия в Московскую Патриархию за 2002 г.
16. Архив Самарского епархиального управления. Отчет архиепископа Самарского и Сызранского Сергия в Московскую Патриархию за 2003 г.
17. Архив Самарского епархиального управления. Отчет архиепископа Самарского и Сызранского Сергия в Московскую Патриархию за 2004 г.
18. Архив Самарского епархиального управления. Отчет архиепископа Самарского и Сызранского Сергия в Московскую Патриархию за 2005 г.
19. Архив Самарского епархиального управления. Отчет архиепископа Самарского и Сызранского Сергия в Московскую Патриархию за 2006 г.
20. Архив Самарского епархиального управления. Отчет архиепископа Самарского и Сызранского Сергия в Московскую Патриархию за 2007 г.
21. Архив Самарского епархиального управления. Отчет архиепископа Самарского и Сызранского Сергия в Московскую Патриархию за 2008 г.
22. Архив Самарского епархиального управления. Отчет архиепископа Самарского и Сызранского Сергия в Московскую Патриархию за 2009 г.
23. Архив Самарского епархиального управления. Отчет митрополита Самарского и Сызранского Сергия в Московскую Патриархию за 2012 г.
24. Архив Самарского епархиального управления. Отчет митрополита Самарского и Сызранского Сергия в Московскую Патриархию за 2019 г.
25. Архив Самарского епархиального управления. Отчет митрополита Самарского и Сызранского Сергия в Московскую Патриархию за 2015 г.
26. Архив Самарского епархиального управления. Отчет митрополита Самарского и Сызранского Сергия в Московскую Патриархию за 2017 г.
27. Архив Самарского епархиального управления. Отчет архиепископа Самарского и Сызранского Сергия в Московскую Патриархию за 2011 г.
References
1. Arkhiv Samarskogo eparkhial'nogo upravleniya. Otchet arkhiepiskopa Samarskogo i Syz-ranskogo Sergiya v Moskovskuyu Patriarkhiyu za 2016 g. = Archive of the Samara Diocesan Administration. Report of Archbishop Sergius of Samara and Syzran to the Moscow Patriarchate for 2016. (In Russ.)
2. Dorofeeva T.G. Russian Orthodox Church and youth. Molodezh': svoboda i otvetstven-nost': materialy Shestykh regional'nykh Rozhdestvenskikh obrazovatel'nykh chteniy = Youth: freedom and responsibility: materials of the 6th Regional Christmas educational readings. Moscow, 2019:141-144. (In Russ.)
3. Dudkova O.S., Babaev Yu.V. Russian Orthodox Church and youth. Nauchnyypotentsial studenchestva - agropromyshlennomu kompleksu Rossii = Scientific potential of students to the agro-industrial complex of Russia. Moscow, 2008:168-169. (In Russ.)
4. Korolev A.A. Russian Orthodox Church and youth. Molodoy chelovek v usloviyakh krizisa: materialy Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. = Young man in crisis: proceedings of the International scientific and practical conference. Moscow, 1994:176-178. (In Russ.)
5. Margulis M.E., Inyutin V.V. Church and youth. Molodezhnyy innovatsionnyy vestnik = Youth Innovation Bulletin. 2018;7(2):50-51. (In Russ.)
6. Ol'khovskaya O.G., Pis'mennaya T.G. The Russian Orthodox Church and youth at the stage of revival. Severnyy Kavkaz: problemy i perspektivy razvitiya etno-konfession-al'nykh otnosheniy (g. Slavyansk-na-Kubani, 20-23 oktyabrya 2017 g.) = North Caucasus: problems and prospects for the development of ethno-confessional relations (Slavyansk-on-Kuban, October 20-23, 2017). Slavyansk-na-Kubani, 2017:99-102. (In Russ.)
7. Peykova Z. Youth, church and future. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher education in Russia. 2000;(4):80-90. (In Russ.)
8. Pogorelov E. Church and youth in the modern world. Aktual'nye problemy istorii: mate-rialy nauch.-prakt. konf. = Current problems of history: proceedings of scientific and practical conference. Orekhovo-Zuevo, 2016:85-98. (In Russ.)
9. Smirnov R.V. Russian Orthodox Church and youth. Dukhovnaya sfera obshchestva = The spiritual sphere of society. 2013;(10):106-107. (In Russ.)
10. Tikhonova E.P., Khudyakova O.E. Church and youth: the mission of universities and the Russian Orthodox Church in shaping the life ideals of young people. Traditsiya i no-vatsiya: kul'tura, obshchestvo, lichnost': materialy XXVI Dukhovno-istoricheskikh cht-eniy pamyati svyatykh ravnoapostol'nykh Kirilla i Mefodiya = Tradition and innovation: culture, society, personality: proceedings of the 26th Spiritual and historical readings in memory of Saints Equal-to-the-Apostles Cyril and Methodius. Tomsk, 2017:127-132. (In Russ.)
11. Ushakov Yu.V. Church, state and youth in a changing world: collaboration for life.
Mezhregional'nye Pimenovskie chteniya = Interregional Pimenov Readings. 2016; 13(13): 63-70. (In Russ.)
12. Onuchko M.Yu. Youth and the Russian Orthodox Church in Kazakhstan: the evolution of relationships. Polevye issledovaniya v Verkhnem Priob'e i na Altae. 2010 g. Ark-heologiya, etnografiya, ustnaya istoriya = Field research in the Upper Ob region and Altai. 2010. Archaeology, ethnography, oral history. Barnaul, 2011:363-369. (In Russ.)
13. Polyanskiy A.A. The Russian Orthodox Church and modern youth in the light of the Orthodox mission: the Orthodox volunteer movement "dobrodel". Teologiya: istoriya, problemy, perspektivy: materialy VIII Vseros. nauch.-prakt. konf. = Theology: history, problems, prospects: proceedings of the 8th All-Russian scientific and practical conference. Lipetsk, 2020:256-260. (In Russ.)
14. Arkhiv Samarskogo eparkhial'nogo upravleniya. Otchet arkhiepiskopa Samarskogo i Syz-ranskogo Sergiya v Moskovskuyu Patriarkhiyu za 2001 g. = Archive of the Samara Diocesan Administration. Report of Archbishop Sergius of Samara and Syzran to the Moscow Patriarchate for 2001. (In Russ.)
15. Arkhiv Samarskogo eparkhial'nogo upravleniya. Otchet arkhiepiskopa Samarskogo i Syz-ranskogo Sergiya v Moskovskuyu Patriarkhiyu za 2002 g. = Archive of the Samara Diocesan Administration. Report of Archbishop Sergius of Samara and Syzran to the Moscow Patriarchate for 2002. (In Russ.)
16. Arkhiv Samarskogo eparkhial'nogo upravleniya. Otchet arkhiepiskopa Samarskogo i Syz-ranskogo Sergiya v Moskovskuyu Patriarkhiyu za 2003 g. = Archive of the Samara Diocesan Administration. Report of Archbishop Sergius of Samara and Syzran to the Moscow Patriarchate for 2003. (In Russ.)
17. Arkhiv Samarskogo eparkhial'nogo upravleniya. Otchet arkhiepiskopa Samarskogo i Syz-ranskogo Sergiya v Moskovskuyu Patriarkhiyu za 2004 g. = Archive of the Samara Diocesan Administration. Report of Archbishop Sergius of Samara and Syzran to the Moscow Patriarchate for 2004. (In Russ.)
18. Arkhiv Samarskogo eparkhial'nogo upravleniya. Otchet arkhiepiskopa Samarskogo i Syz-ranskogo Sergiya v Moskovskuyu Patriarkhiyu za 2005 g. = Archive of the Samara Diocesan Administration. Report of Archbishop Sergius of Samara and Syzran to the Moscow Patriarchate for 2005. (In Russ.)
19. Arkhiv Samarskogo eparkhial'nogo upravleniya. Otchet arkhiepiskopa Samarskogo i Syz-ranskogo Sergiya v Moskovskuyu Patriarkhiyu za 2006 g. = Archive of the Samara Diocesan Administration. Report of Archbishop Sergius of Samara and Syzran to the Moscow Patriarchate for 2006. (In Russ.)
20. Arkhiv Samarskogo eparkhial'nogo upravleniya. Otchet arkhiepiskopa Samarskogo i Syz-ranskogo Sergiya v Moskovskuyu Patriarkhiyu za 2007g. = Archive of the Samara Diocesan Administration. Report of Archbishop Sergius of Samara and Syzran to the Moscow Patriarchate for 2007. (In Russ.)
21. Arkhiv Samarskogo eparkhial'nogo upravleniya. Otchet arkhiepiskopa Samarskogo i Syz-ranskogo Sergiya v Moskovskuyu Patriarkhiyu za 2008 g. = Archive of the Samara Diocesan Administration. Report of Archbishop Sergius of Samara and Syzran to the Moscow Patriarchate for 2008. (In Russ.)
22. Arkhiv Samarskogo eparkhial'nogo upravleniya. Otchet arkhiepiskopa Samarskogo i Syz-ranskogo Sergiya v Moskovskuyu Patriarkhiyu za 2009 g. = Archive of the Samara Diocesan Administration. Report of Archbishop Sergius of Samara and Syzran to the Moscow Patriarchate for 2009. (In Russ.)
23. Arkhiv Samarskogo eparkhial'nogo upravleniya. Otchet mitropolita Samarskogo i Syz-ranskogo Sergiya v Moskovskuyu Patriarkhiyu za 2012 g. = Archive of the Samara Diocesan Administration. Report of Archbishop Sergius of Samara and Syzran to the Moscow Patriarchate for 2012. (In Russ.)
24. Arkhiv Samarskogo eparkhial'nogo upravleniya. Otchet mitropolita Samarskogo i Syz-ranskogo Sergiya v Moskovskuyu Patriarkhiyu za 2019 g. = Archive of the Samara Diocesan Administration. Report of Archbishop Sergius of Samara and Syzran to the Moscow Patriarchate for 2019. (In Russ.)
25. Arkhiv Samarskogo eparkhial'nogo upravleniya. Otchet mitropolita Samarskogo i Syz-ranskogo Sergiya v Moskovskuyu Patriarkhiyu za 2015 g. = Archive of the Samara Diocesan Administration. Report of Archbishop Sergius of Samara and Syzran to the Moscow Patriarchate for 2015. (In Russ.)
26. Arkhiv Samarskogo eparkhial'nogo upravleniya. Otchet mitropolita Samarskogo i Syz-ranskogo Sergiya v Moskovskuyu Patriarkhiyu za 2017 g. = Archive of the Samara Diocesan Administration. Report of Archbishop Sergius of Samara and Syzran to the Moscow Patriarchate for 2017. (In Russ.)
27. Arkhiv Samarskogo eparkhial'nogo upravleniya. Otchet arkhiepiskopa Samarskogo i Syz-ranskogo Sergiya v Moskovskuyu Patriarkhiyu za 2011 g. = Archive of the Samara Diocesan Administration. Report of Archbishop Sergius of Samara and Syzran to the Moscow Patriarchate for 2011. (In Russ.)
E-mail: [email protected]
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов / The author declares no conflicts of interests.
Поступила в редакцию / Received 28.02.2023
Поступила после рецензирования и доработки / Revised 22.09.2023 Принята к публикации / Accepted 10.10.2023
Информация об авторах / Information about the authors
Вадим Николаевич Якунин
доктор исторических наук, профессор кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин, Московский художественно-промышленный институт (Россия, г. Москва, ул. 2-я Бауманская, 9/23, стр. 3)
Vadim N. Yakunin Doctor of historical sciences, professor of the sub-department of humanities and socio-economic
disciplines, Moscow Art and Industrial Institute (building 3, 9/23 2nd Baumanskaya street, Moscow, Russia)