Научная статья на тему 'Взаимодействие самарской епархии с казачеством в 1993-2019 гг.'

Взаимодействие самарской епархии с казачеством в 1993-2019 гг. Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
11
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
казачество / Волжское войсковое казачье общество / Самарское окружное казачье общество / Самарская епархия / епархиальный отдел по взаимодействию с казачеством / Самарский казачий кадетский корпус / Cossacks / Volga Military Cossack Society / Samara District Cossack Society / Samara Diocese / Diocesan Department for Cooperation with the Cossacks / Samara Cossack Cadet Corps

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Якунин В. Н.

Синодальный отдел Московской Патриархии по взаимодействию с казачеством был создан в 2010 г. С этого времени подобные отделы было поручено создать во всех епархиях Русской православной церкви. В Самарской епархии систематическая работа с казачеством началась в 1996 г., продолжается она и по сей день. В статье проанализированы направления этой работы и её основные результаты в 1993-2019 гг. Рассмотрено взаимодействие Самарской епархии РПЦ с казачеством по духовно-нравственному воспитанию казаков, в том числе казачьей молодежи, что проявилось в целенаправленной деятельности по созданию казачьих кадетских корпусов, школ и казачьих кадетских классов, в участии казаков в церковно-приходской жизни, в участии духовенства в казачьих мероприятиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Якунин В. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interaction of the Samara diocese with the Cossacks in 1993-2019

The synodal department of the Moscow Patriarchate for interaction with the Cossacks was created in 2010. Since that time, similar departments have been instructed to create in all dioceses of the Russian Orthodox Church. In the Samara diocese, systematic work with the Cossacks began in 1996, and it continues to this day. The article analyzes the directions of this work and its main results in 1993-2019. The interaction of the Samara diocese of the Russian Orthodox Church with the Cossacks in the spiritual and moral education of the Cossacks, including Cossack youth, is considered, which manifested itself in the purposeful activity of creating Cossack cadet corps, schools and Cossack cadet classes, in the participation of Cossacks in church and parish life, in the participation of the clergy in Cossack activities.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие самарской епархии с казачеством в 1993-2019 гг.»

Якунин В.Н.

Доктор исторических наук, профессор кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин МХПИ (Московский художественно-промышленный институт).

Взаимодействие самарской епархии с казачеством в 1993-2019 гг.

Приволжские земли Самарского края в ХУ1-ХУ11 в. стали одним из центров вольного русского казачества, у которого с российскими властями складывались довольно непростые отношения. Вместе с тем после появления в конце XVI в. Самарской и других крепостей на Средней Волге в их гарнизонах оказались и служилые казаки: «юртовые» и «городовые». В 30-40-е гг. XVIII в. со строительством крепостей Самарской укрепленной линии число казаков в крае значительно возросло за счет пришедших в этом край вольных и беглых людей со всей России, эти казаки составили ядро нового казачьего войска - Оренбургского1. Защищая юго-восточные границы России, они отстаивали и собственные интересы, что привело многих из них в 1773-1775 гг. в ряды повстанцев-пугачевцев2. Подавление этого восстания окончательно подчинило самарских казаков имперским властям, и в 1840-е гг. они выполнили правительственное распоряжение о переселении из, так называемых, «внутренних кантонов» Оренбургского войска, расположенных в Самарском Заволжье, на новые границы государства, ушедшие далеко на восток и юг3. Многовековая история казачества в этом крае была прервана. Казаки с тех пор находились здесь только временно в составе команд, командированных на службу для охраны общественного порядка4.

Возрождением Волжского казачьего войска следует считать 3 апреля 1993 года, когда в Самаре состоялся учредительный круг

1 Смирнов Ю.Н. Политика освоения Заволжья и организация управления его территорией в XVIII - первой половине XIX веков (основные этапы) // Вестник Самарского государственного университета. 1997. № 1. С. 82.

2 Смирнов Ю.Н. Современные подходы к истории восстания 1773-1775 гг. // Вестник Самарского государственного университета. 2007. № 5-3 (55). С. 161-162.

3 Кабытов П.С., Артамонова Л.М., Дубман Э.Л. и др. История Самарского Поволжья с древнейших времен до наших дней. Самара, 2020. Т. 1. Самарское Поволжье в XVI - первой половине XIX вв. (2-е изд., исправ. и доп.). 480 с. С. 383.

4 Кабытов П.С., Леонов М.И., Савельев П.И. и др. История Самарского Поволжья с древнейших времен до наших дней. Самара, 2020. Т. 2. Самарское Поволжье во второй половине XIX - начале XX века. (2-е изд., исправ. и доп.). 480 с. С. 311.

Волжского войскового казачьего общества (ВВКО). На этом Круге присутствовал представитель Самарской епархии Русской православной церкви5. Штаб ВВКО с тех пор находится в г. Самаре. На сегодняшний день ВВКО располагается на территории 14 субъектов Российской Федерации. Это 18 отделов, около 190 станиц и хуторов. В списочном составе войска значилось 51 тыс. реестровых казаков. Штаб войска находился в Самаре. Герб и знамя ВВКО утверждены указом Президента Российской Федерации 9 февраля 2010 года. Центральной фигурой герба является стилизованное изображение колокола. Этот образ отсылает страницам военного прошлого волжских казаков: царь Михаил Федорович Романов в 1643 году наградил состоявший из казаков гарнизон Самарской крепости за военные заслуги большим вестовым колоколом с дарственной надписью.

По благословлению патриарха Московского и всея Руси Кирилла для ВВКО была изготовлена хоругвь. На церковном знамени помещен образ святого Георгия Победоносца, которого казаки считают своим небесным покровителем. Причиной возрождения ВВКО стало желание самих казаков сохранить свою самобытную культуру и служить на благо Отечества6. Самарское окружное казачье общество (СОКО) входит в состав ВВКО, его атаман - А.В. Терновский. В 2018 г. в СОКО входило 2 юртовых КО, 19 станичных КО, 12 хуторских КО. Количество казаков в обществе было 2721, а количество духовников составляло 25.

Исследователь волжского и самарского казачества Р.Б. Товченко полагает, что религиозность казачества выражена в отнесенности себя к носителю русской духовности, которую оно хочет донести до остальных, и утверждает, что казаки видят духовное начало России в православии. Вместе с тем, слабыми сторонами казачества Р.Б. Товченко считает «приверженность традициям без учета их современной значимости, национализм»7.

11 июня 1996 года, когда состоялось подписание договора между

5 Эрнезакс О.В. Современный опыт взаимодействия Волжского войскового казачьего общества и Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) // Церковь и казачество: соработничество на благо Отечества: Материалы Первой Международной научно-практической конференции. — Ставрополь: Графа, 2011. — 272 с. С. 67-71.

6 Нестерова С.А. Волжское казачество в истории России // Научные труды Самарской духовной семинарии. Самарская епархия Русской Православной церкви; Самарская духовная семинария. Самара, 2018. С. 210-222.

7 Товченко Р.Б. Казачество в политическом процессе постсоветской России (на примере Поволжья). Автореферат дис. ... кандидата политических наук / Моск. гос. открытый пед. ун-т им. М. А. Шолохова. Москва, 2003. С. 21, 23.

ВВКО в лице атамана Б.Н. Гусева и Самарской и Сызранской епархией в лице архиепископа Сергия (Полеткина).

5 марта 2010 года решением Священного Синода РПЦ был образован Синодальный комитет РПЦ по взаимодействию с казачеством8. Вслед за этим стали образовываться епархиальные отделы по взаимодействию с казачеством на местах. С того же года подобные отделы и подотделы начинают создаваться во всех благочиниях епархии. В Самарской епархии епархиальный подотдел по взаимодействию с казачеством был создан ещё в 1997 г., впоследствии он стал отделом9. Он состоял из двух человек - войскового священника ВВКО и окружного священника СОКО (руководителя отдела). Своего бюджета отдел не имел10.

Войсковым праздником ВВКО стал праздник вмч. Георгия Победоносца. Войсковой круг ВВКО начинался с литургии в Покровском кафедральном соборе. Отчетный круг СОКО проходил в Духовно-просветительском центре «Кириллица».

В декабре 2010 года между ВВКО и Самарской епархией было подписано новое соглашение о сотрудничестве. ВВКО обязалось оказывать всемерную помощь Самарской епархии в обеспечении общественного порядка при проведении торжественных богослужений, крестных ходов и т. п. С того времени волжские казаки стали неотъемлемой частью при проведении церковных праздников и мероприятий: крестных ходов и встреч православных святынь - чудотворных икон и мощей, участвуют в православных выставках-ярмарках, Рождественских и Пасхальных епархиальных мероприятиях и концертах11.

В 2011 г. архиепископ Самарский и Сызранский Сергий благословил 18 священников на пастырское попечение казачьих обществ в Самарском отделе ВВКО12.

Церковное руководство неоднократно высказывало пожелание, чтобы казаки активно участвовали в жизни приходов, то есть, «во-церковлялись». Самым важным и трудным вопросом, по мнению руководства Самарской епархии, был вопрос воцерковления взрослых казаков: «Хотя войсковой, окружной, многие станичные и хуторские атаманы - люди православные и с каждым годом становят-

8 Концепция Русской Православной Церкви по духовному окормлению казачества. М.: 2015.

9 Текущий архив Самарского Епархиального управления (СЕУ). Отчёт епископа Сергия в Московскую Патриархию (МП) за 1997 г. С. 27.

10 Текущий архив СЕУ. Отчёт митрополита Сергия в МП за 2017 г. С. 32.

11 Текущий архив СЕУ. Отчёт архиепископа Сергия в МП за 2010 г. С. 37.

12 Текущий архив СЕУ. Отчёт архиепископа Сергия в МП за 2011 г. С. 39.

ся более церковными, но большая масса казаков еще только на пути к Церкви»13. На Совете атаманов и Большом войсковом круге ВВКО духовенство высказывало критические замечания в адрес руководства войска в связи с недостаточным воцерковлением казаков и слабым знанием церковной истории. Отмечалось, что роль казаков не должна ограничиваться дежурными присутствиями на молебнах и Крестных ходах, а они сами должны целенаправленно проявлять инициативу в активизации приходской жизни в селах и городах по месту проживания, особенно когда дело идет об организации казачьих церковноприходских школ. Признавалось, что воцерковление вновь принятых казаков идет в станицах медленно, зачастую из-за нежелания самих казаков. Епархиальный отдел по взаимодействию с казачеством старался создавать все условия для воцерковления казаков, при этом отмечая, что «они пока еще, к сожалению, не в должной мере откликаются на призыв священнослужителей»14.

Открытием в 2010 г. духовно-просветительского центра «Кириллица» при Кирилло-Мефодиевском соборе было положено начало казачьего кадетского движения в г. Самаре. В созданный в 2010 г. при духовно-просветительском центре «Кириллица» Свято-Андреевский казачий кадетский корпус поступило около 140 детей-кадетов. Были открыты кадетские классы в школах г.о. Самара - №№ 43, 45, 54, 56, 86, 98, 147, 154, 170, а также в городах - Тольятти, Сызрань, Отрадный, Чапаевск, Новокуйбышевск, в сёлах Клявлино, Хворо-стянка, Красный Яр. Проводились встречи представителей Самарской епархии и СОКО с директорами средних школ по вопросу создания казачьих кадетских классов15.

За каждым казачьим кадетским классом в общеобразовательных школах был закреплен казак-воспитатель и священник близлежащего храма. При этом существовали проблемы с кадровым составом, финансированием и наличием педагогического образования у казаков-воспитателей. Приходилось сталкиваться и с непониманием директоров и педколлективов школ.

На территории расположения СОКО в 2016 г. действовало 50 казачьих кадетских классов с численностью 1068 кадет. В 2018 г. в 25 образовательных организациях с казачьим компонентом действовали 69 казачьих кадетских классов, в которых обучалось 1497 кадет в возрасте от 6 до 17 лет. Возникла необходимость создании своего учебного заведения. Воплощение этого замысла состоялось 6 июля

13 Текущий архив СЕУ. Отчёт митрополита Сергия в МП за 2019 г. С. 55.

14 Там же.

15 Текущий архив СЕУ. Отчёт архиепископа Сергия в МП за 2010 г. С. 45.

2016 г., когда на базе бывшей школы-интерната № 6 г.о. Самара (ул. Мориса Тореза, 52) был основан Самарский казачий кадетский корпус (СККК), который возглавил А.Ю. Рябов16.

1 сентября 2016 г. состоялось торжественное открытие СККК. 27 сентября 2016 г., в праздник Воздвижения Креста Господня, в Кирилло-Мефодиевском соборе г. Самары состоялся воинский ритуал прибивания знамени к древку, а затем освящение знамени СККК. В этот же день духовник корпуса протоиерей Сергий Нестеров освятил место под строительство храма при этом казачьем учебном заведении. 1 октября войсковой атаман Ю.Е. Иванов в присутствии окружного священника и духовника казаков-кадетов вручил знамя директору Самарского казачьего кадетского корпуса А.Ю. Рябову17.

Обращение к традиции - это важная составляющая в деятельности СККК, его ценность и содержательный стержень. Значимой вехой в развитии корпуса стало открытие на его территории 17 сентября 2017 г. храма во имя святого апостола Андрея Первозванного18.

Кроме казаков-преподавателей и воспитателей, еженедельно занятия в корпусе проводили духовник корпуса протоиерей Сергий Нестеров, окружной священник протоиерей Сергий Гусельников и другие священники.

17 октября 2016 г. было подписано трехстороннее соглашение между Самарской митрополией, Министерством науки и образования Самарской области и СОКО о сотрудничестве в области развития казачьего кадетского образования. При поддержке министерства образования и науки Самарской области на базе СИПКРО были организованы педагогические курсы для офицеров-воспитателей. Самарская епархия проводила катехизаторские курсы и обучающие семинары на базе Самарской православной духовной семинарии для атаманов СОКО, духовников и офицеров-воспитателей казачьих кадетских классов. После этих семинаров казачьи духовники, приезжавшие со всей области, обсуждали насущные проблемы, которые возникали при воцерковлении казаков в станицах и хуторах19.

В 2016 г. на базе СККК был создан сводный хор казаков-кадетов, а на базе Свято-Андреевского казачьего кадетского корпуса и СККК был создан духовой кадетский оркестр по образцу духового орке-

16 Текущий архив СЕУ. Отчёт митрополита Сергия в МП за 2016 г. С. 49.

17 Там же.

18 Текущий архив СЕУ. Отчёт митрополита Сергия в МП за 2017 г. С. 51.

19 Текущий архив СЕУ. Отчёт митрополита Сергия в МП за 2016 г. С. 50.

стра Сызранского кадетского корпуса. Оба оркестра регулярно участвовали в казачьих и епархиальных мероприятиях.

Начиная с 2016 года в храмах проходила торжественная присяга казаков-кадетов Самарского казачьего кадетского корпуса и казачьих кадетских классов, а также уходивших на воинскую службу казаков. После произнесения торжественной присяги кадеты целовали знамя, крест и Евангелие. На присяге присутствовали ветераны Вооруженных Сил России, представители ВВКО, казачьи священники. Они обращались к казакам-кадетам с напутственными словами. Служился благодарственный молебен20.

Ежегодно с июня по август в поселке Царевщина проводились традиционные военно-полевые сборы для казаков-кадетов СККК и казаков-кадетов станиц и хуторов СОКО с участием священнослужителей Самарской епархии, организовывались стационарные лагеря для казаков-кадетов Самарской области. Ежегодно проходили областные слеты казачьих классов и корпусов, например, «Казачество в истории России» на базе детского епархиального образовательного центра в п. Зубчаниновка с участием духовенства и казачества, в которых в 2016-2019 гг. принимало участие 250 кадет21.

Вместе с войсковым атаманом Волжского казачьего войска священнослужители принимали участие в инспекционных поездках по казачьим станицам Самарской области. Епархия отмечала хорошую работу с казаками православного духовенства в городах Отрадный, Тольятти и Сызрань, а также в райцентрах Большая Глушица, Борское и Алексеевка, где казаки принимали участие во всех православных праздниках и несли охрану крестных ходов и церковных мероприятий. Священники епархии по просьбе атаманов станиц выступали на казачьих собраниях и коллективных мероприятиях, ими осуществлялись выезды на места проживания казаков с целью служения молебнов, панихид, освящения помещений и казарм22.

Священнослужители читали лекции на церковно-исторические и патриотические темы с казаками, проводили встречи с ветеранами казачьего движения, с казачьим руководством на местах, распространяли церковную литературу, газеты, молитвословы, осуществляли показ видеоматериалов.

Традиционными стали казачьи фестивали, выставки, форумы, конференции.

20 Там же.

21 Там же.

22 Текущий архив СЕУ. Отчёт митрополита Сергия в МП за 2018 г. С. 54.

На праздник Святой Троицы в п. Царевщина у источника Бо-жией Матери «Неупиваемая чаша» ежегодно проходил Троицкий фестиваль, организуемый приходом храма в честь Рождества Христова. Активное участие в нем принимали казаки станицы «Крас-ноглинская» во главе с атаманом казачьим полковником А.Ю. Рябовым. На фестиваль приезжали казаки и из других округов, например, Чебоксарского окружного казачьего общества. Кроме настоятеля храма, на фестивале присутствовали окружной священник протоиерей Сергий Гусельников и станичный священник протоиерей Павел Гончаров.

Казаки и казачьи духовники ежегодно участвовали в Троицком фестивале в п. Церевщина. На базе станицы «Красноглинская» Самарского отдела ВВКО в п. Управленческий ежегодно, начиная с 2014 г. проводился фестиваль казачьей культуры «Красноглин-ская вольница», на который съезжались казаки из разных станиц и хуторов. Фестиваль открывали молитвой окружной и станичный священники. На базе Благовещенского храма п. Федоровка проходил традиционный фестиваль казачьей культуры для казаков-кадетов кадетских классов г. Тольятти, в котором принимал участие окружной священник.Своими силами станицы и хутора проводят фестивали, концерты, посвященные Рождеству, Пасхе и другим праздничным событиям: фестиваль-конкурс образовательных учреждений с казачьим компонентом «Самарская Лука - центр притяжения казачества» и другие.

11 января 2016 г. в Поволжском православном институте им. свт. Алексия г. Тольятти прошла конференция «Казачье образование в Тольятти» при участии представителей Самарской епархии.

С 14 по 16 февраля 2017 г. в церковно-историческом музее Самарской духовной семинарии прошла выставка исторических кадетских знамен дореволюционной России, в организации и открытии которой участвовали казаки и казаки-кадеты Самарского казачьего кадетского корпуса и Свято-Андреевского казачьего кадетского корпусов.

7-8 декабря 2019 г. в Самаре состоялся форум на тему «Сохранение историко-культурного и духовно-нравственного наследия казачества как фактор народосбережения в России», организованный Приволжским Федеральным округом, Синодальным комитетом Русской Православной Церкви по взаимодействию с казачеством, ВВКО, Самарской митрополией РПЦ.

26-27 сентября 2019 г. более 200 казаков СОКО приняли участие в

охране общественного порядка во время визита патриарха Кирилла в Тольятти и Самару23.

Выводы

Епархиальный отдел по взаимодействию с казачеством осуществлял работу по духовно-нравственному воспитанию казаков СОКО, особое внимание уделяя образованию и воспитанию казачьей молодежи, что проявилось в целенаправленной деятельности по созданию казачьих кадетских корпусов, школ и казачьих кадетских классов в общеобразовательных учреждениях области совместно с отделом религиозного образования и катехизации. Церковью опекались подразделения и административные структуры ВВКО на территории епархии. Священниками велась пастырская работа в подразделениях и административных структурах СОКО, духовенство участвовало в казачьих мероприятиях, а казаки участвовали в приходской жизни. В штабе Волжского казачьего войска ежегодно составлялся график взаимодействия с епархиальным отделом. Ежегодно проходили встречи атамана СОКО с митрополитом Самарским и Сызранским Сергием для обсуждения планов совместной работы. Священники подотдела являлись членами постоянного консультативного совета ВВКО и Самарской епархии. Священнослужители епархии принимали участие в совете атаманов и Большом войсковом круге ВВКО. Казаки осуществляли охрану порядка на территории и возле храмов на Пасху и в престольные праздники, а также в период пребывания в Самарской епархии св. мощей.

Библиографический список

1. Кабытов П.С., Артамонова Л.М., Дубман Э.Л. и др. История Самарского Поволжья с древнейших времен до наших дней. Самара, 2020. Т. 1. Самарское Поволжье в XVI - первой половине XIX вв. (2-е изд., исправ. и доп.). 480 с.

2. Кабытов П.С., Леонов М.И., Савельев П.И. и др. История Самарского Поволжья с древнейших времен до наших дней. Самара, 2020. Т. 2. Самарское Поволжье во второй половине XIX - начале XX века. (2-е изд., исправ. и доп.). 480 с.

3. Концепция Русской Православной Церкви по духовному окормлению казачества. М.: 2015.

4. Нестерова С.А. Волжское казачество в истории России // Научные труды Самарской духовной семинарии. Самарская епархия Русской Православной церкви; Самарская духовная семинария. Самара, 2018. С. 210-222.

5. Смирнов Ю.Н. Политика освоения Заволжья и организация управления его территорией в XVIII - первой половине XIX веков (основные этапы) // Вестник Самарского государственного университета. 1997. № 1. С. 75-92.

6. Смирнов Ю.Н. Современные подходы к истории восстания 1773-1775 гг. // Вест-

23 Текущий архив СЕУ. Отчёт митрополита Сергия в МП за 2019 г. С. 49.

ник Самарского государственного университета. 2007. № 5-3 (55). С. 158-166.

7. Текущий архив Самарского Епархиального управления. Отчёты правящего архиерея Самарской епархии митрополита Сергия в Московскую Патриархию за 19932019 гг.

8. Товченко Р.Б. Казачество в политическом процессе постсоветской России (на примере Поволжья). Автореферат дис. ... кандидата политических наук / Моск. гос. открытый пед. ун-т им. М. А. Шолохова. Москва, 2003. С. 21, 23.

9. Эрнезакс О.В. Современный опыт взаимодействия Волжского войскового казачьего общества и Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) // Церковь и казачество: соработничество на благо Отечества: Материалы Первой Международной научно-практической конференции. — Ставрополь: Графа, 2011. С. 67-71.

References

1. Kabytov P.S., Artamonova L.M., Dubman E.L. and others. History of the Samara Volga region from ancient times to the present day. Samara, 2020. Vol. 1. Samara Volga region in the 16th - first half of the 19th centuries. (2nd ed., corrected and supplemented). 480 p.

2. Kabytov P.S., Leonov M.I., Saveliev P.I. and others. History of the Samara Volga region from ancient times to the present day. Samara, 2020. Vol. 2. Samara Volga region in the second half of the 19th - early 20th century. (2nd ed., corrected and supplemented). 480 p.

3. The concept of the Russian Orthodox Church on the spiritual nourishment of the Cossacks. M.: 2015.

4. Nesterova S.A. Volga Cossacks in the history of Russia // Scientific works of the Samara Theological Seminary. Samara Diocese of the Russian Orthodox Church; Samara Theological Seminary. Samara, 2018. P. 210-222.

5. Smirnov Yu.N. The policy of the development of the Trans-Volga region and the organization of its territory management in the 18th - the first half of the 19th centuries (main stages) // Bulletin of the Samara State University. 1997. № 1. P. 75-92.

6. Smirnov Yu.N. Modern approaches to the history of the uprising of 1773-1775. // Bulletin of the Samara State University. 2007. № 5-3 (55). P. 158-166.

7. Current archive of the Samara Diocesan Administration. Reports of the ruling bishop of the Samara diocese, Metropolitan Sergius, to the Moscow Patriarchate for 1993-2019.

8. Tovchenko R.B. Cossacks in the political process of post-Soviet Russia (on the example of the Volga region). Abstract dis. ... candidate of political sciences / Mosk. state open ped. un-t im. M.A. Sholokhova. Moscow, 2003. P. 21, 23.

9. Ernezaks O.V. Modern experience of interaction between the Volga military Cossack society and the Russian Orthodox Church (Moscow Patriarchate) // Church and Cossacks: cooperation for the benefit of the Fatherland: Proceedings of the First International Scientific and Practical Conference. - Stavropol: Count, 2011. P. 67-71.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.