Научная статья на тему 'Попытки духовного окормления казачьих организаций со стороны неканонических православных юрисдикций в 1990–2020 гг. на канонической территории Русской Православной Церкви'

Попытки духовного окормления казачьих организаций со стороны неканонических православных юрисдикций в 1990–2020 гг. на канонической территории Русской Православной Церкви Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
26
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Хризостом
Область наук
Ключевые слова
казачество в ХХ–ХХI вв. / неканонические юрисдикции / раскол / общественные казачьи организации / Православие и Казачество / Cossacks in the XX‒XXI centuries / non-canonical jurisdictions / schism / public Cossack organizations / Orthodoxy and Cossacks

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бочков П.В.

В статье рассматриваются события и факты, имевшие быть в результате попыток представителей неканонических православных юрисдикций, действовавших на территории Поместной Русской Церкви, вовлечь в раскол казаков различных исторических казачьих войск либо общественных организаций казачества. На протяжении 1990–2020-х. гг. таких попыток и случаев вовлечения казаков в деятельность раскольнических сообществ наблюдалось немало, однако благодаря просветительской деятельности духовенства Русской Церкви, укреплению канонического сознания верующих и массе негативных процессов, происходивших в недрах неканонических группировок, эта угроза церковному единству практически сошла на нет. В наше время лишь самые маргинальные и одиозные казачьи организации, довольно слабо связанные с историческим Казачеством, поддерживают контакт с раскольниками и получают у них «духовное окормление».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Attempts of the pastoral car e of Cossack organizations by non-canonical Orthodox jurisdictions in 1990–2020 on the canonical territory of the Russian Orthodox Church

The article examines the events and facts connected to the attempts of the representatives of non-canonical Orthodox jurisdictions operating on the territory of the Local Russian Church to involve into the schism Cossacks from various historical Cossack troops or public Cossacks organizations. During the 1990–2020s, there were many such attempts and cases of Cossacks being involved in the activities of schismatic communities, but thanks to the educational activities of the clergy of the Russian Church, the strengthening of the canonical consciousness of the faithful and the mass of negative processes that took place in the depths of non-canonical groups, this threat to Church unity has practically come to naught. Nowadays, only the most marginal and odious Cossack organizations, rather loosely associated with the historical Cossacks, maintain contact with schismatics and receive «pastoral care» from them.

Текст научной работы на тему «Попытки духовного окормления казачьих организаций со стороны неканонических православных юрисдикций в 1990–2020 гг. на канонической территории Русской Православной Церкви»

УДК 273.99 Бочков Павел, священник,

доктор богословия (Dr.Hab.), доктор теологии (ThDr),

кандидат юридических наук (PhD), профессор кафедры теологии и христианской коммуникации Межрегиональной академии управления персоналом, Настоятель храма свт. Луки Архиепископа Красноярского г. Норильска

Попытки духовного окормления казачьих организаций со стороны неканонических православных юрисдикций в 1990-2020 гг. на канонической территории Русской Православной Церкви

Аннотация. В статье рассматриваются события и факты, имевшие быть в результате попыток представителей неканонических православных юрисдикций, действовавших на территории Поместной Русской Церкви, вовлечь в раскол казаков различных исторических казачьих войск либо общественных организаций казачества. На протяжении 1990-2020-х. гг. таких попыток и случаев вовлечения казаков в деятельность раскольнических сообществ наблюдалось немало, однако благодаря просветительской деятельности духовенства Русской Церкви, укреплению канонического сознания верующих и массе негативных процессов, происходивших в недрах неканонических группировок, эта угроза церковному единству практически сошла на нет. В наше время лишь самые маргинальные и одиозные казачьи организации, довольно слабо связанные с историческим Казачеством, поддерживают контакт с раскольниками и получают у них «духовное окормление».

Ключевые слова: казачество в ХХ-ХХ1 вв., неканонические юрисдикции, раскол, общественные казачьи организации, Православие и Казачество.

Ссылка на статью:

Бочков, П. В., священник (доктор богословия (Dr.Hab.), доктор теологии (ThDr), кандидат юридических наук (PhD) / священник Павел Владимирович Бочков. - Текст: непосредственный // Хризостом : научно-просветительский журнал Екатеринодарской духовной семинарии. - 2023. - № 2 (6). - С. 17-31. -Библиогр.: с. 28-31 (41 назв.)

UDC 273.99 Bochkov Pavel, priest,

Doctor of Theology (Dr.Hab.), Doctor of Theology (ThDr),

Candidate of Law Sciences (PhD), Professor, Department of Theology and Christian Communication Interregional Academy of Personnel Management, rector of the church St. Archdiocese of Krasnoyarsk of Norilsk

Attempts of the pastoral care of Cossack organizations by non-canonical Orthodox jurisdictions in 1990-2020 on the canonical territory of the Russian Orthodox Church

Annotation. The article examines the events and facts connected to the attempts of the representatives of non-canonical Orthodox jurisdictions operating on the territory of the Local Russian Church to involve into the schism Cossacks from various historical Cossack troops or public Cossacks organizations. During the 1990-2020s, there were many such attempts and cases of Cossacks being involved in the activities of schismatic communities, but thanks to the educational activities of the clergy of the Russian Church, the strengthening of the canonical consciousness of the faithful and the mass of negative processes that took place in the depths of non-canonical groups, this threat to Church unity has practically come to naught. Nowadays, only the most marginal and odious Cossack organizations, rather loosely associated with the historical Cossacks, maintain contact with schismatics and receive «pastoral care» from them.

Key words: Cossacks in the XX-XXI centuries, non-canonical jurisdictions, schism, public Cossack organizations, Orthodoxy and Cossacks.

На протяжении всей истории постсоветского пространства, начиная с конца 1980-х гг., в различных регионах, связанных с существованием исторических казачьих войск, возник стихийный процесс организации различных культурно-исторических обществ любителей истории и казачьей старины. При участии этих обществ, стараниями парламентариев на волне социально-политических преобразований в стране, 14 ноября 1989 г. была принята Декларация Верховного Совета СССР «О признании незаконными и преступными репрессивных актов против народов, подвергшихся насильственному переселению, и обеспечении их прав»1.

В этом документе за казачеством были признаны законные права на реабилитацию. Впоследствии тема казачества стала предметом многих законодательных проектов, что, конечно же, стимулировало рост и создание целой плеяды казачьих организаций.

Одной из самых ранних организаций, сумевшей вобрать в себя практически все местные и региональные организации казачества, стала общероссийская организация «Союз казаков», проведшая в июне 1990 г. свой первый круг и избравшая Верховным атаманом А. Г. Мартынова2. С «.. .первого дня знакомства в 1990 году и до последнего своего дня <.> духовником Союза казаков.»3 являлся митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим (Нечаев) (1926-2004). Именно этот блаженной памяти выдающийся иерарх Русской Церкви задал особый вектор развития взаимоотношений современного Казачества и Русской Православной Церкви, который в настоящее время вылился в создание особой структуры - «Синодального комитета по взаимодействию с Казачеством» (СКВК).

С самого начала возрождения казачьи организации в подавляющем большинстве заявили о своей верности традиционным духовным ценностям и идентифицировали себя в качестве православных христиан. Пройдя трудным путем воцерковления вместе со всем населением, еще вчера жившим в условиях атеистического государства, казаки повсеместно стали участниками церковных богослужений и общественно-церковных форумов, активно участвуя в значимых для Православной Церкви событиях.

1 Декларация Верховного Совета Союза Советских Социалистических Республик. О признании незаконными и преступными репрессивных актов против народов, подвергшихся насильственному переселению, и обеспечении их прав. Москва, Кремль, 14 ноября 1989 г. // Ведомости съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. М., 1989. № 23. С. 449.

2 Казачество - Щит Отечества. М. : Издательский Дом ТОНЧУ, 2005. С. 199-200; Баты-рев В.Д., Матвеев О.В. Изюмов А.И. Союз казаков: 1990-2000. М.: РУСАКИ, 2000. С. 9.

3 Казачество на изломе веков ХХ-ХХ1. Издание второе, исправленное и дополненное / Под общ. ред. д.э.н., проф. А. Г. Мартынова. М., 2019. С. 251.

Достаточно активная жизненная и патриотическая позиция казаков, стремление к плотному контакту с духовенством Православной Церкви не могли не привлечь внимание и со стороны представителей разного рода неканонических юрисдикций и религиозных сообществ, уклонившихся в раскол. Попробуем рассмотреть известные случаи вовлечения представителей казачества в разного рода раскольнические юрисдикции.

Как известно, в настоящее время «казачество» как явление немонолитно и неоднородно по составу. Масса разделений, существующих в казачестве, в некотором роде имеет и свое отражение в области исследования церковных расколов. Конечно же, и в казачьих организациях нашлись отдельные казаки, по различным причинам отпавшие от канонической Русской Православной Церкви и пополнившие собой ряды адептов раскольнических структур. К сожалению, практически во всех случаях очень сложно установить, к какой именно казачьей организации относится тот или иной казак, присутствующий на богослужениях неканонической юрисдикции. Обыкновенно, исходя из его справы и знаков различия, можно установить лишь его принадлежность к тому или иному казачьему войску.

одним из ярких примеров отпадения от канонического Православия в раскол со стороны казаков являются события начала 1990-х гг. в Енисейском казачьем войске. Так, возникновение в 1990 г. на территории СССР параллельных церковных структур Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ) привело к уклонению в раскол некоторого числа клириков, которые были поддержаны и некоторыми казачьими деятелями. Особо агрессивной риторикой в отношении Русской Православной Церкви отличался бывший атаман Енисейского казачьего войска А. Т. Ветров, в 1990-е гг. являвшийся сначала прихожанином РПЦЗ, затем уклонившийся в другой раскол -«Русскую Православную Автономную Церковь», а к настоящему времени ставший учредителем синкретической и полусектантской т. н. «Поместной Казачьей Церкви»4. Примечательно, что на протяжении своей активной деятельности в казачестве атаман Ветров «.. .воцерковленным человеком никогда не являлся, активной духовной жизнью не жил, используя церковные атрибуты лишь в качестве исторической памяти.»5. По мнению многих казаков, действия А. Ветрова на протяжении многих лет воспринимались

4 Бочков Павел, свящ. Обзор неканонических православных юрисдикций ХХ-ХХ1 вв. Т. 5: Дисциплинарно-психологические расколы: монография. СПб.: Свое издательство, 2020. С. 241-247.

5 Бочков Павел, свящ. «Казачья Поместная Церковь»: «Религиозные опыты» бывшего атамана Енисейского казачьего войска Альберта Ветрова: извилистый путь от деятельности по возрождению Казачества - к расколу и синкретическому сектантству // Рязанский богословский вестник. 2022. № 2 (26). С. 96-97.

ими как дела «провокатора и ярого раскольника всего русского и казачьего движения»6. В своей многолетней деятельности А. Т. Ветров был известен своим агрессивным и скандальным поведением, выражавшимися в угрозах и оскорблениях в отношении священников Русской Православной Церкви7. К счастью, в настоящее время во всех организациях Енисейского казачества духовным окормлением казаков занимаются казачьи духовники из епархий Русской Православной Церкви.

Одним из проблемных регионов, где представители казачества вовлечены в деятельность раскольнических общин, является столичный регион. Так, в Сергиево-Посадском районе действует некая станица имени Петра Краснова, казаки которой регулярно участвуют в разного рода общественно-политических акциях и крестных ходах8, активно критикуют священноначалие Русской Православной Церкви и, по некоторой информации, окормляют-ся у «клириков» из различных царбежнических групп - диомидовцев и т.п. Помимо этого, в самой Москве существуют несколько раскольнических общин разных юрисдикций, среди прихожан которых есть казаки, настроенные отрицательно в отношении канонической Русской Церкви. Также в Москве действует неканоническая и довольно маргинальная «Казачья Православная Апостольская Церковь» А. Дзиковицкого, возникшая в 2018 г., насчитывающая еще менее «клириков» и верующих, чем группа А. Ветрова9.

достаточно оригинально подошли к попытке втянуть казачьи организации в раскол на Украине, в неканонической «Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата» (УПЦ КП)10. Возникнув в 1992 г. в результате уклонения в раскол бывшего Киевского митрополита Филарета (Денисенко), вошедшего в общение с неканонической «Украинской Автокефальной Православной Церковью» (УАПЦ), «Киевский патриархат» активно включился в работу с общественными организациями. В результате особого вни-

6 См.: Венедиктов В. В. Казаки из Ротари-клуба? [Электронный ресурс] // Православное информационное агентство «Русская линия». URL: https://rusk.ru/st.php?idar=8453 (дата доступа: 27.03.2023).

7 Мельникова Т. Второе рождение // Саянский казак. 1993. № 1 (10), спецвыпуск. С. 1; Стартовый год // Саянский казак. 1992. № 3 (6). С. 2; Мельникова Т. [Письмо в редакцию] // Саянский казак. 1992. № 3 (6). С. 2; Банин В. Казачий «бедлам» // Саянский казак. 1992. № 5 (8). С. 2.

8 Бочков Павел, свящ. К истории псевдокатакомбной группы Амвросия (Сиверса): Трагедия жизненного пути бывшего игумена Моисея (Матюхина) // Ипатьевский вестник. 2022. № 3 (19). С. 107-108.

9 Бочков Павел, свящ. Обзор неканонических православных юрисдикций XX-XXI вв. Т. 5: Дисциплинарно-психологические расколы: монография. СПб.: Свое издательство, 2020. С. 247-251.

10 См.: Бочков Павел, свящ. К истории возникновения «Киевского Патриархата». Киев : Духовное слово, 2016.

мания к казачеству, на должность «духовника Украинского казачества»11 в 1999 году был назначен «епископ» Владимир (Полищук).

Владимир (Полищук) ранее являлся клириком Виленско-Литовской епархии Русской Православной Церкви, потом он уклонился в раскол в 1995 г. и присоединился к УПЦ КП. В составе последней 23 февраля 1997 г. он был «рукоположен» в сан «епископа Ивано-Франковского и Коломыйского» собором «епископов» УПЦ КП во главе с Филаретом (Денисенко)12. Впоследствии «епископ» Владимир (Полищук) был назначен на должность «епископа Донецкого и Луганского»13. В апреле 1998 г. он был почислен на покой14, но к 1999 году уже являлся «Харьковским епископом», а затем и «духовником Украинского казачества»15. Особого успеха данный «казачий духовник» не имел, и уже в 2000 г. его имя исчезло из списков «иерархии» УПЦ КП. В 2010-е гг. Полищук находился в постоянном поиске, и, вероятно, сменил несколько неканонических юрисдикций, пока в 2012 г. не был принят в состав неканонической «истинно-Православной Церкви России» (ИПЦР) Рафаила (Прокопьева) (он же Серафим (Мотовилов))16. Сменив несколько должностей, получив сан «архиепископа», к 2016 г. Полищук покинул данную организацию, к концу 2016 г. был сначала почислен за штат17, а позже вновь убыл на Украину, где его следы теряются18.

В настоящее время на Украине действует несколько десятков различных казачьих организаций, имеющих собственную символику, производство в казачьи чины, награды и т.п. Вследствие определенной политической по-

11 Православний церковний календар 2000. Кшв: Украшська Православна Церква Видання Кшвсько! патрiархii, 1999. С. 5.

12 См.: Архшастирське служшня Святшшого Патрiарха Кшвського i ваа Руси-Украши Фшарета за 50 роюв в архieрейському саш: [В 3 т.]. Кшв : Видавничий вщдш УПЦ Кшвського Патрiархату, 2011. Т. 2: 1996-2004 роки. С. 67-68; Журнал № 2 // Журнали засщання Священного Синоду Украшсько'1' Православно'1' Церкви Кшвського Патрiархату вщ 20 лютого 1997 р. // Православний Вюник. 1997. № 3-4, березень - квггень 1997. С. 13-14.

13 Журнал № 26 // Журнали засщання Священного Синоду Украшсько'1' Православно'1' Церкви Кшвського Патрiархату вщ 30 вересня та вщ 28 жовтня 1997 р. // Православний Вюник. 1997. № 11 12, листопад-грудень, 1997. С. 16.

14 См.: Журнал № 5 // Журнали засщання Священного Синоду Украшсько'1' Православно'1' Церкви Кшвського Патрiархату вщ 29 травня 1998 р. // Православний Вюник. 1998. № 5-6, травень-червень, 1998. С. 7.

15 См.: Православний церковний календар 2000. Кшв: Украшська Православна Церква Видання Кшвсько'1' патрiархii, 1999. С. 5.

16 См.: Епископ Владимир (Полищук) - под омофором ИПЦ // Поместный Собор. 2008. № 30 (июль). С. 8.

17 См.: Протокол Архиерейского Собора июль 2016 // Поместный Собор. 2016. № 3 (78) (сентябрь-октябрь). С. 6.

18 См.: Бочков Павел, свящ. Обзор неканонических православных юрисдикций XX-XXI вв. Т. 1: Политические расколы: монография. СПб.: Свое издательство, 2018. С. 153.

вестки, практически все эти организации ориентированы на изучение исторического Запорожского Низового войска или реестрового казачества Речи Посполитой. В результате такого подхода духовым окормлением этих организаций в основном занимаются представители недавно возникшей на основе УПЦ КП и УАПЦ «Православной Церкви Украины» и Греко-Католической и Римо-Католической Церквей. В гораздо меньшей степени к 2023 г. духовенство Украинской Православной Церкви (УПЦ) занимается окормлением казаков украинских казачьих организаций. Стоит, однако, отметить, что до событий 2014 г. клирики УПЦ достаточно активно занимались духовным окормлением казаков, с этой целью 24 ноября 2009 г. был создан особый Синодальный отдел по делам пастырской опеки казачества Украины и духовно-физического воспитания молодёжи19. Отдел продолжает свою работу и в наше время и возглавляется Запорожским митрополитом УПЦ.

В юрисдикции «Истинно-Православной Церкви России» Рафаила-Серафима также давно озабочены темой «духовного окормления» Казачества. Так, на Соборе этой юрисдикции 26 августа 2005 г. присутствовал некий «генерал-полковник казачьего войска» В.Г. Плеханов, который обратился к ИПЦР с просьбой «взять под омофор его и вверенные ему части»20. Несмотря на то, что в реальности у данного «генерала» никаких частей не существовало, его прошение было удовлетворено. Впрочем, данный самопровозглашенный «генерал» практически не фигурировал в дальнейшей истории этой неканонической юрисдикции.

В ИПЦР с середины 2000-х гг. состоит также некий «митрополит Солнечногорский» Марк (Воинов). Этот «клирик» достаточно давно занимается «духовным окормлением» казаков из Солнечногорского района Московской области. К сожалению, в настоящее время нет данных, к какой казачьей организации относятся несколько казаков, периодически появлявшихся в 2010-х годах на фотографиях богослужений данного «иерарха».

Другим «иерархом» ИПЦР в 2010-е гг. являлся «архиепископ» Алексий (Бойко), уклонившийся в раскол бывший священник РПЦЗ Виктор Бойко из станицы Зеленчукской Карачаево-Черкесской республики. Постоянно проживая на территории Зеленчукской станицы, Бойко имел контакты с представителями Кубанского и Терского казачьих войск, однако, исходя из имеющейся информации, эти контакты не имели системного характера. Тем не менее, некоторое время после уклонения в раскол Бойко с помощью казаков

19 См.: Журнал № 61 // Засщання Священного Синоду УПЦ вщ 24 листопада 2009 року // Украшська Православна Церква. Л^опис. Рш iз життя. Ид редакщею епископа Переяслав-Хмельницького Олександра (Драбинка). Кшв : Кшвська Митрополiя, 2010. С. 511.

20 Протокол заседания Поместного Собора ИПЦ 3-я сессия // Поместный Собор. 2005. № 11 (июнь-июль). С. 5.

удерживал местный православный храм в своем ведении21. В настоящее время Алексий (Бойко) является «митрополитом» собственной неканонической юрисдикции, периодически входит в союзы с подобными себе «иерархами», распространяя и умножая мелкие неканонические группы.

В Луганской области в 2010-х годах довольно широкую известность приобрел «народный целитель» Николай Ищенко22. По совместительству Ищенко являлся «атаманом Дмитриевского осередка, генерал-лейтенантом Украинского казачества», «президентом» «Фонда «святого» Иоанна Иерусалимского», «офицером Командорства св. великого князя Владимира, Великого Командорства св. Андрея Суверенного Ордена св. Иоанна Иерусалимского рыцарей-госпитальеров»23 и т.д. Построив на принадлежащем ему земельном участке храм, Ищенко вскоре стал инициатором организации очередной неканонической группы, которую к настоящему времени возглавляет «митрополит» Никодим (Стешенко), бывший «иерарх» ИПЦР уже упомянутого Рафаила-Серафима (Прокопьева). В составе данной группы Ищенко является «митрофорным протоиереем». Занимается ли Ищенко целенаправленным взаимодействием с казачьими организациями - в настоящее время неизвестно.

В России отдельные региональные организации Союза казаков тоже имели некоторые контакты с неканоническими клириками. Так, на Большом круге Союза казаков, прошедшем в г. Ставрополе 29 июня 2008 г.24, среди духовенства, прибывшего вместе с делегатами от Кубанского казачьего войска, на Большом круге присутствовал и «архиепископ» Виктор (Пивоваров). Вместе со своим клириком «протоиереем» Иоанном Савченко из г. Анапы, он представлял малочисленную неканоническую юрисдикцию «Российскую Православную Церковь» «митрополита» Антония (орлова). В 2009 г. Виктор (Пивоваров) организовал самостоятельную группировку, и в настоящее время он является единственным «иерархом» своей малочисленной группы и постоянно проживает в г. Славянск-на-Кубани25.

21 См.: Гедеон (Докукин), митрополит Ставропольский и Владикавказский. Письмо Верховному Атаману Союза казаков России Мартынову А. Г., первому товарищу Атамана СКР Наумову В. В., атаману Всевеликого Кубанского казачьего войска Громову В. П., атаману Терского казачьего войска Шевцову В.К, атаману Ставропольского казачьего войска Шаркову В. Ф. // Суздальские епархиальные ведомости. 2000. № 9, октябрь 1999-март 2000. С. 8-9.

22 См.: Целитель - «шарлатан» [Электронный ресурс] // Дух христианина. Русско-Сербская газета 2023. URL: http://www.christian-spirit.m/v54/54.(6).htm (дата доступа: 27.03.2023).

23 Бочков Павел, свящ. Обзор неканонических православных юрисдикций XX-XXI вв. Т. 1: Политические расколы: монография. СПб.: Свое издательство, 2018. С. 173-176.

24 См.: Изюмов А. И., Соклаков А. Ю., Мохов А. Е., Ичев А. Г. Союз казаков России: 1990-2010. М.: ООО «Витязь-Братишка», 2010. С. 145.

25 См.: Бочков Павел, свящ. Обзор неканонических православных юрисдикций XX-XXI вв. Т. 1: Политические расколы. СПб.: Свое издательство, 2018. С. 196-197.

С Кубанским казачьим войском был связан и ряд клириков неканонической «Российской Православной Автономной Церкви» (РПАЦ), в прошлом являвшейся Суздальской епархией РПЦЗ. Известно, что в 1990-2010-е гг. на территории Краснодарского края в юрисдикции РПАЦ пребывало не менее трех общин РПАЦ: в г. Армавире, г. Белореченске и станице Отрадной26. В ст. Отрадной довольно успешно занимался духовным окормлением казаков старейший клирик РПАЦ, бывший священник РПЦ, уклонившийся в 1990-е гг. в раскол протоиерей Николай Хирный, во второй половине 2000-х гг. являвшийся благочинным приходов РПАЦ в Краснодарском крае. Несколько кубанских казаков станицы Отрадной были его постоянными и активными прихожанами. Сам храм во имя Казанской иконы Божией Матери в ст. Отрадной являлся «обычной казачьей хатой на которую был воздвигнут купол и пристроена колокольня»27. Основатель и бывший «первоиерарх» РПАЦ «митрополит» Валентин (Русанцов), будучи уроженцем Краснодарского края, достаточно регулярно посещал приходы РПАЦ в этом регионе28. После кончины Николая Хирного, последовавшей 14 ноября 2009 г., на приход был назначен новый клирик, продолживший начинания своего предшественника.

Стоит сказать, что на территории только Краснодарского края в разное время действовали и продолжают свою деятельность более 20 приходских общин и религиозных групп, входящих в различные неканонические юрисдикции. Подобная картина имеет место и в других субъектах Российской Федерации, исторически связанных с землями казачьих войск.

Рассматривая известные факты взаимодействия неканонических юрисдикций с представителями казачества, нельзя не упомянуть и о достаточно тесных связях части казачества с представителями старообрядческих поповских согласий.

Хорошо известно, что довольно много казаков до крушения Российской Империи в 1917 г. являлось старообрядцами в основном поповского толка. К примеру, почти в полном составе казаки Уральского казачьего войска придерживались старообрядчества в различных его формах (Белокриницкое согласие, единоверие, беглопоповство). Благодаря этому фактору, в XIX веке на территориях Урала и Сибири возникла т.н. «Беловодская иерархия», осно-

26 См.: Краснодарский край [Электронный ресурс] // Иерархия литургических церквей -2023. URL: http://hierarchy.religare.ru/h-geo-rus-krasnodar.html (дата доступа: 27.03.2023).

27 Архипастырская поездка архиепископа Борисовского и Санинского Феодора // Суздальские епархиальные ведомости. 2003. № 14, август 2002 - март 2003. С. 14.

28 См.: Архипастырские поездки Выскопреосвященнейшего митрополита Валентина // Суздальские епархиальные ведомости. 2002. № 13, ноябрь 2001 - июль 2002. С. 17; Члены Архиерейского Синода посетили приходы Юга России // Суздальские епархиальные ведомости. 2007. № 25, март-июль 2007. С. 5-8.

ванная религиозным мошенником лжеепископом Аркадием Беловодским29. Достаточно много старообрядцев было в Донском, Кубанском и Терском казачьих войсках30.

В настоящее время духовно окормляют свою паству из числа казаков в Русской Православной Старообрядческой Церкви (РПСЦ). На территориях, ранее входивших в Область войска Донского, Терского и Астраханских казачьих войск действует Донская и Кавказская епархия, которая имеет в своем составе приходы в нескольких исторических казачьих станицах31. Особое внимание уделяется духовному окормлению казаков-некрасовцев32, потомки которых вернулись из Турции в Россию в ХХ в. Довольно сплоченная община казаков-некрасовцев имеется и в Москве, где постоянно ею посещаются старообрядческие храмы в Рогожской слободе - административном и духовном центре РПСЦ.

Некоторую часть казаков-старообрядцев духовно окормляет духовенство Русской Древлеправославной Церкви (известной также как Новозыбковское согласие). В результате внутренних разногласий из состава этой поповской юрисдикции выделилась «Древлеправославная Архиепископия», в настоящее время управляемая епископом Никодимом (Елякиным). Административный центр этой юрисдикции находится в Краснодарском крае. Так, в частности,

29 См.: По Уралу вокруг света в поисках «истинного священства»: Исследования и документы по истории беловодской иерархии / авт.-сост. Е.С. Данилко, Н.Ю. Бубнов. М.: Индрик, 2021.

30 См.: Паршина Н. В. Казаки-старообрядцы и раскольники в Кавказском линейном казачьем войске (конец XVIII в. - первая половина XIX в.): историко-правовой аспект // Научное мнение. Экономические, юридические и социологические науки. 2019. № 1. С. 37-40; Сень Д. В. Казаки-старообрядцы на Северном Кавказе: от первых ватаг к ханскому казачьему войску // Липоване: история и культура русских-старообрядцев. 2005. № 2. С. 9-25; Письменная Т. Г., Егорушкина-Миронцева О. И., Дериглазов С. В. Изучение религиозных объединений «раскольников» на Северном Кавказе во второй четверти XIX в. // Северный Кавказ: проблемы и перспективы развития этноконфессиональных отношений: Сборник научных трудов Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции, Славянск-на-Кубани, 10-14 октября 2014 года / под ред. А. Н. Рябикова, Т. Г. Письменной, Е. В. Манузина. Славянск-на-Кубани: Филиал ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет» в г. Славянске-на-Кубани, 2014. С. 98-106 и др.

31 См.: Донская и кавказская епархия [Электронный ресурс] // Русская Православная Старообрядческая Церковь. Официальный сайт Московской Митрополии. 2023. URL: https://rpsc.ru/church/don-eparhy/ (дата доступа: 27.03.2023).

32 См.: Казаки-некрасовцы: язык, история, культура : Сборник научных статей. Ростов-на-Дону: Южный научный центр РАН, 2012; Волкова Н. Г. Казаки-некрасовцы: основные этапы этнического развития // Вестник Московского университета. Серия 8: История. 1986. № 4. С. 44-54; Ряжев А. С. Вероисповедная дипломатия Екатерины II: борьба за возвращение на родину казаков-некрасовцев // Военно-исторический журнал. 2010. № 10. С. 56-63; Ерохин И. Ю. Казаки-некрасовцы: идеология государственности // Перспективы науки. 2013. № 7 (46). С. 23-25 и др.

храмы этой юрисдикции имеются в г. Приморско-Ахтарске Краснодарского края, в хуторе Новопокровском Приморско-Ахтарского района, а также есть часовня в г. Сочи. Некоторые прихожане этой юрисдикции являются природными кубанскими казаками-старообрядцами.

Примечательно, что в основном казаки-старообрядцы весьма редко входят в различные общественные объединения казаков, предпочитая общинно-родовое устройство своих групп иным организационно-правовым формам. При этом особенно сторонясь т.н. «реестрового казачества», в составе которого немного лиц, являющихся казаками по происхождению.

Подводя итог небольшому обзору попыток духовного окормления казаков в 1990-2020-е гг. со стороны неканонических православных юрисдикций, необходимо отметить, что данное «окормление» не приобрело больших масштабов. За исключением казаков-старообрядцев, ни в одной из раскольнических групп нет сколь-нибудь заметных общин казаков, входящих в крупные и известные казачьи объединения. Причина не только в маргинальности неканонических сообществ, но и в довольно слабом церковном сознании самих современных казаков, в их поверхностной религиозности. Зачастую приходящие в церковь казаки довольно смутно представляют себе основы православного вероучения. В результате этого, конечно, не приходится говорить и об их каноническом и экклезиологическом сознании. По нашему мнению, те немногие казаки, что иногда попадают на фотографии богослужений раскольников, размещённые в интернете, вряд ли являются опытными христианами, регулярно участвующими в этих богослужениях и особенно в таинствах.

В настоящее время Синодальный комитет по взаимодействию с казачеством, созданный решением Священного Синода Русской Православной Церкви 5 марта 2010 г., старается приложить массу усилий к воцерковлению членов казачьих организаций33, однако эта задача не одного десятилетия и требует большего внимания, «серьезной, долгой, и кропотливой, подчас тяжелой работы... веры, ... молитвы... ведь без этого и «само казачество невозможно»»34, как сказал председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством митрополит Ставропольский и Невинномыс-ский Кирилл.

33 См.: О деятельности Синодального комитета по взаимодействию с казачеством // Материалы к Первому большому съезду казачьих духовников. «Православие - духовно-нравственная основа казачьего мировоззрения». М.: Синодальный комитет по взаимодействию с казачеством; УКИНО «Духовное возрождение», 2013. С. 5.

34 Кирилл (Покровский), митрополит. Доклад Его Высокопреосвященства Высоко-преосвященнейшего Кирилла, митрополита Ставропольского и Невинномысского, Председателя Синодального комитета по взаимодействию с казачеством // Церковь и казачество: соработничество на благо Отечества. Материалы Четвертой Международной научно-практической конференции. М.: ООО «Духовное преображение», 2015. С. 12.

Список использованных информационных ресурсов

1. Архшастирське служшня Святшшого Патр1арха Кшвського i вше! Руси-Укра1ни Фшарета за 50 рок1в в архieрейському сат: [В 3 т.]. Т. 2: 1996-2004 роки.- Ки1в : Видавничий ввддш УПЦ Кшвського Патрiархату, 2011.

2. Архипастырская поездка архиепископа Борисовского и Санинского Феодора // Суздальские епархиальные ведомости. - 2003. - № 14, август 2002 - март 2003. - С. 14-15.

3. Архипастырские поездки Выскопреосвященнейшего митрополита Валентина // Суздальские епархиальные ведомости. - 2002. - № 13, ноябрь 2001 - июль 2002. - С. 17.

4. Банин, В. Казачий «бедлам» / В. Банин // Саянский казак. - 1992. - № 5 (8). - С. 2.

5. Батырев, В. Д. Союз казаков: 1990-2000 / В. Д. Батырев, О. В. Матвеев, А. И. Изюмов. - Москва : РУСАКИ, 2000.

6. Бочков, П. (свящ.) «Казачья Поместная Церковь»: «Религиозные опыты» бывшего атамана Енисейского казачьего войска Альберта Ветрова: извилистый путь от деятельности по возрождению Казачества - к расколу и синкретическому сектантству / священник Павел Бочков // Рязанский богословский вестник. - 2022. - № 2 (26). - С. 92-106.

7. Бочков, П. (свящ.) К истории псевдокатакомбной группы Амвросия (Сиверса): Трагедия жизненного пути бывшего игумена Моисея (Матюхина) / священник Павел Бочков // Ипатьевский вестник. - 2022. - № 3 (19). - С. 99-120.

8. Бочков, П. (свящ.) Обзор неканонических православных юрисдикций XX-XXI вв. Т. 1: Политические расколы / священник Павел Бочков. - Санкт-Петербург : Свое издательство, 2018.

9. Бочков, П. (свящ.) Обзор неканонических православных юрисдикций XX-XXI вв. Т. 5: Дисциплинарно-психологические расколы / священник Павел Бочков. - Санкт-Петербург : Свое издательство, 2020.

10. Бочков, П. (свящ.). К истории возникновения «Киевского Патриархата» / священник Павел Бочков. - Киев : Духовное слово, 2016.

11. Венедиктов, В. В. Казаки из Ротари-клуба? - Текст: электронный / В. В. Венедиктов // Православное информационное агентство «Русская линия» : [сайт]. - URL: https://rusk.ru/st.php?idar=8453 (дата обращения: 27.03.2023).

12. Владимир (Полищук), еп. Под омофором ИПЦ / Епископ Владимир (Поли-щук) // Поместный Собор. - 2008. - № 30 (июль). - С. 8.

13. Волкова Н. Г. Казаки-некрасовцы: основные этапы этнического развития / Н. Г. Волкова // Вестник Московского университета. Серия 8: История. -1986. -№ 4. - С. 44-54.

14. Гедеон (Докукин), митрополит Ставропольский и Владикавказский. Письмо Верховному Атаману Союза казаков России Мартынову А.Г., первому товари-

щу Атамана СКР Наумову В.В., атаману Всевеликого Кубанского казачьего войска Громову В.П., атаману Терского казачьего войска Шевцову В.К, атаману Ставропольского казачьего войска Шаркову В.Ф. / митрополит Ставропольский и Владикавказский Гедеон (Докукин) // Суздальские епархиальные ведомости. -2000. - № 9, октябрь 1999 - март 2000. - С. 8-9.

15. Декларация Верховного Совета Союза Советских Социалистических Республик. О признании незаконными и преступными репрессивных актов против народов, подвергшихся насильственному переселению, и обеспечении их прав. Москва, Кремль, 14 ноября 1989 г. // Ведомости съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. - 1989. - № 23. -С. 449.

16. Донская и кавказская епархия. - Текст: электронный // Русская Православная Старообрядческая Церковь. Официальный сайт Московской Митрополии : [сайт]. - URL: https://rpsc.ru/church/don-eparhy/ (дата обращения: 27.03.2023).

17. Ерохин, И. Ю. Казаки-некрасовцы: идеология государственности / И. Ю. Еро-хин // Перспективы науки. - 2013. - № 7 (46). - С. 23-25.

18. Журнали засвдання Священного Синоду Укра!нсько! Православно! Церкви Ктвського Патрiархату ввд 29 травня 1998 р. Журнал № 5 // Православний Вюник. - 1998. - № 5-6, травень-червень, 1998. - С. 7-8.

19. Журнали засвдання Священного Синоду Укра!нсько! Православно! Церкви Ктвського Патрiархату ввд 20 лютого 1997 р. Журнал № 2 // Православний Вюник. -1997. - № 3-4, березень-квггень. - С. 13-14.

20. Журнали засвдання Священного Синоду Укра!нсько! Православно! Церкви Ки!вського Патрiархату ввд 30 вересня та ввд 28 жовтня 1997 р. Журнал № 26 // Православний Вюник. - 1997. - № 11-12, листопад-грудень. - С. 16-17.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21. Засвдання Священного Синоду УПЦ ввд 24 листопада 2009 року. Журнал № 61 // Укра!нська Православна Церква. Л^опис. Рш iз життя / Пвд редакщею епископа Переяслав-Хмельницького Олександра (Драбинка). - Ки!в : Ки!вська Митрополiя, 2010. - С. 509-515.

22. Изюмов, А. И. Союз казаков России: 1990-2010 / А. И. Изюмов, А. Ю. Соклаков, А. Е. Мохов, А. Г. Ичев. - Москва : ООО «Витязь-Братишка», 2010.

23. Казаки-некрасовцы: язык, история, культура : Сборник научных статей. -Ростов-на-Дону : Южный научный центр РАН, 2012.

24. Казачество - Щит Отечества. - Москва: Издательский Дом ТОНЧУ, 2005. -С. 199-200.

25. Казачество на изломе веков ХХ-ХХ1 / Под общ. редакцией д.э.н., проф. А. Г. Мартынова. - Издание второе, исправленное и дополненное. - Москва, 2019.

26. Кирилл (Покровский), митрополит. Доклад Его Высокопреосвященства Высокопреосвященнейшего Кирилла, митрополита Ставропольского и Невинномысского, Председателя Синодального комитета по взаимодействию с казачеством / митрополит Кирилл (Покровский) // Церковь и казачество: со-

работничество на благо Отечества. Материалы Четвертой Международной научно-практической конференции. - Москва : ООО «Духовное преображение», 2015. - С. 9-12.

27. Краснодарский край. - Текст: электронный // Иерархия литургических церквей : [сайт]. - URL: http://hierarchy.religare.ru/h-geo-rus-krasnodar.html (дата обращения: 27.03.2023).

28. Мельникова, Т. [Письмо в редакцию] / Т. Мельникова // Саянский казак. -1992. - № 3 (6). - С. 2.

29. Мельникова, Т. Второе рождение / Т. Мельникова // Саянский казак. - 1993. -№ 1 (10), спецвыпуск. - С. 1.

30. О деятельности Синодального комитета по взаимодействию с казачеством // Материалы к Первому большому съезду казачьих духовников. «Православие -духовно-нравственная основа казачьего мировоззрения». - Москва : Синодальный комитет по взаимодействию с казачеством; УКИНО «Духовное возрождение», 2013. - С. 5-7.

31. Паршина, Н. В. Казаки-старообрядцы и раскольники в Кавказском линейном казачьем войске (конец XVIII в. - первая половина XIX в.): историко-правовой аспект / Н. В. Паршина // Научное мнение. Экономические, юридические и социологические науки. - 2019. - № 1. - С. 37-40.

32. Письменная, Т. Г. Изучение религиозных объединений «раскольников» на Северном Кавказе во второй четверти XIX в. / Т. Г. Письменная, О. И. Его-рушкина-Миронцева, С. В Дериглазов // Северный Кавказ: проблемы и перспективы развития этноконфессиональных отношений: Сборник научных трудов Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции, Славянск-на-Кубани, 10-14 октября 2014 года / под ред. А. Н. Ря-бикова, Т. Г. Письменной, Е. В. Манузина. - Славянск-на-Кубани: Филиал ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет» в г. Славянске-на-Кубани, 2014. - С. 98-106.

33. По Уралу вокруг света в поисках «истинного священства»: Исследования и документы по истории беловодской иерархии / Авт.-сост. Е. С. Данилко, Н. Ю. Бубнов. - Москва : Индрик, 2021.

34. Православний церковний календар 2000. - Ки1в : Укра1нська Православна Церква Видання Кшвсько! патрiархil, 1999.

35. Протокол Архиерейского Собора, июль 2016 // Поместный Собор. - 2016. -№ 3 (78) (сентябрь - октябрь). - С. 6.

36. Протокол заседания Поместного Собора ИПЦ 3-я сессия // Поместный Собор. - 2005. - № 11 (июнь - июль). - С. 5-6.

37. Ряжев, А. С. Вероисповедная дипломатия Екатерины II: борьба за возвращение на родину казаков-некрасовцев / А. С. Ряжев // Военно-исторический журнал. -2010. - № 10. - С. 56-63.

38. Сень, Д. В. Казаки-старообрядцы на Северном Кавказе: от первых ватаг к ханскому казачьему войску / Д. В. Сень // Липоване: история и культура русских-старообрядцев. - 2005. - № 2. - С. 9-25.

39. Стартовый год // Саянский казак. - 1992. - № 3 (6). - С. 2.

40. Целитель - «шарлатан». - Текст: электронный // Дух христианина. Русско-Сербская газета : [сайт]. - URL: http://www.christian-spirit.ru/v54/54.(6).htm (дата обращения: 27.03.2023).

41. Члены Архиерейского Синода посетили приходы Юга России // Суздальские епархиальные ведомости. - 2007. - № 25, март - июль 2007. - С. 5-8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.